Реальная история титаника: то, о чем вы не знали
Содержание:
- Многие газеты, в том числе Daily Mail, Belfast Telegraph и The World, ошибочно сообщили, что крушение не привело к гибели людей
- То, во что трудно поверить
- Виолетт Джессоп
- В каком году затонул «Титаник», первое испытание и выход в океан
- Многие считали, что «Титаник» непотопляем, но не все. Пассажир Чарльз Мелвилл Хейс предсказал «ужасающую катастрофу». Он тоже погиб
- Дж. Брюс Исмей
- Мадлен Астор
- Титаник (1997)
- «Британник»
- Масабуми Хосоно
- Секреты и тайны катастрофы «Титаника»
- Столкновение «Титаника» с айсбергом
- Первый рейс “Титаника”
- Первый и единственный рейс
- Аномальные условия
- Почему на “Титанике” было мало шлюпок?
- Авторы Гайдпарка
- «Титаник» Джеймса Кэмерона — не единственный фильм о корабле. Однажды был снят нацистский пропагандистский фильм, который показывал события с точки зрения Германии
- Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»
- Капитан Эдвард Смит
- Кто мог спасти всех на “Титанике”?
- Вся поездка сопровождалась пожаром
- Позор или смерть?
- Два расследования
- Останки «Титаника» на дне океана, скорее всего, полностью исчезнут к 2030 году
- Характеристики «Титаника»
Многие газеты, в том числе Daily Mail, Belfast Telegraph и The World, ошибочно сообщили, что крушение не привело к гибели людей
Первые сообщения в газетах о гибиле Титаника были не точными / Reuters / Lucas Jackson
В гонке за заголовком о катастрофе многочисленные газеты давали семьям и близким ложную надежду. The World не сообщил о погибших, в Daily Mail заявили, что «никто не погиб», а в Belfast Telegraph — что «для жизни пассажиров нет никакой опасности».
Благодаря разнице во времени заголовки американских газет были более точными: например, газета New York Times опубликовала заголовок «Титаник затонул через 4 часа после столкновения с айсбергом; 866 пассажиров спасены «Карпатией», 1250, вероятно, погибли».
То, во что трудно поверить
В гибель самого совершенного на тот момент корабля поначалу попросту отказывались верить. Первые сообщения в СМИ отрицали не только массовую гибель людей, но и тот факт, что корабль мог пойти на дно: «После столкновения с айсбергом все люди с Титаника спасены, лайнер отбуксирован в Галифакс».
Полностью весь ужас происшедшего осознали только тогда, когда 18 апреля пароход «Карпатия» со спасенными добрался до Нью-Йорка. Из более чем 2200 человек, находившихся на борту «Титаника», уцелели чуть более 700. Полторы тысячи пассажиров и членов экипажа погибли в ледяных водах Атлантики.
На некоторое время район гибели «Титаника» получил наименование «плавучего кладбища» — из-за большого количества мертвых тел в спасательных жилетах. Сразу несколько судов вплоть до июня 1912 года собирали останки погибших, доставляя их на берег для захоронения. Впрочем, тех, кого невозможно было опознать, ждали похороны в море.
Виолетт Джессоп
У “Титаника” было два брата-близнеца: “Олимпик” и “Британик”. “Титаник” был самым большим из них – на 10 см. длиннее “Олимпика”.
По размерам “Британик” был меньше всех, он был построен после катастрофы “Титаника”. Поэтому на нем были все новейшие средства безопасности… но он все равно утонул.
Так или иначе, всем трем люксовым пассажирским лайнерам были нужны официанты. Одним из них (сначала на борту «Олимпика») стала 24-летняя Виолетт Джессоп.
В 1911 году, когда “Олимпик” столкнулся с британским бронепалубным крейсером “HMS Hawke”, Джессоп пережила свою первую морскую аварию. “Олимпик” не затонул, и авария не особо обеспокоила Джессоп.
В 1912 году, Виолетт перевелась на “Титаник”. И тут она сумела выжить при крушении.
Немногим позже Джессоп стала служить медсестрой на “Британике” – во время Первой мировой войны. В 1916 году корабль столкнулся с миной и затонул. Джессоп снова выжила.
Несмотря на быстрое затопление, только 30 из 1605 человек на “Британике” погибли.
Джессоп продолжала работать на кораблях и вышла на пенсию в 1950 году. Она умерла в 1971 году в возрасте 84 лет.
В каком году затонул «Титаник», первое испытание и выход в океан
Попробуем разобраться по порядку со всеми нюансами и раскрыть все секреты гибели этого гигантского судна. Итак, «Титаник» отправился в свое первое плавание 10 апреля 1912 года. Перед этим в 1911 году лайнер впервые был выпущен в воды Мирового океана для испытательного плавания. В этом тестовом круизе корабль находился до апреля 1912 года, когда и прибыл в английский порт Саутгемптона, а уже 10 апреля этого же года «Титаник» отправился в свое первое и, к сожалению, последнее плавание. Уже через пять дней в ночь с 14 на 15 апреля судно столкнулось с айсбергом, в результате чего затонуло в водах Атлантического океана. Из всех пассажиров на борту погибло более 1500 людей.
Многие считали, что «Титаник» непотопляем, но не все. Пассажир Чарльз Мелвилл Хейс предсказал «ужасающую катастрофу». Он тоже погиб
Чарльз Мелвилл Хейс / Universal Images Group / Getty Images
Хейс был президентом компаний Grand Trunk и Grand Trunk Pacific Railway Company, поэтому хорошо разбирался в технологических достижениях в области транспорта. По словам выжившего полковника Арчибальда Грейси, однажды Хейс задумался: разумно ли продолжать строительство более крупных и быстрых кораблей.
По словам Грейси, однажды Хейс сказал: «White Star, Cunard и Hamburg-American Lines тратят все свое внимание и изобретательность на соревнования за роскошность и скорость их кораблей. Придет время, когда эту гонку остановит ужасная катастрофа»
Дж. Брюс Исмей
Если вы хвастаетесь всему миру, что ваш корабль непотопляем, а затем он тонет, то вам, возможно, стоит утонуть вместе с ним.
По крайней мере, таково было общественное мнение в отношении Дж. Брюса Исмея, президента “White Star Line”. Он был на “Титанике” и стал одним из немногих мужчин, кто получил место в спасательных шлюпках.
После трагедии Исмей стал объектом всеобщей критики. Это были его решения: ограничить количество шлюпок на борту и идти через зону льдов в ночь столкновения.
Исмей был признан невиновным, но его репутация так и не восстановилась. Он ушел в отставку из “White Star Line” в 1913 году и отправился в “добровольное изгнание” в Ирландию.
Там Исмей спокойно дожил до 1937 года, когда он умер от инсульта.
Мадлен Астор
Одним из самых известных пассажиров «Титаника» был Джон Джейкоб Астор IV, богатый финансист. Он путешествовал в первом классе со своей 18-летней беременной женой Мадлен.
В первые минуты после столкновения Астор насмехался над идеей сесть в шлюпку, но к 1:45 ночи он передумал. Джон помог Мадлен спуститься в лодку, но сам остался на палубе – ему сказали, что шлюпки только для женщин и детей. Астор утонул вместе с “Титаником”.
Мадлен, тем не менее, выжила и стала невероятно богатой вдовой в возрасте 18 лет. Согласно “The Independent”, ее богатство сопровождалось жестокими условиями. Чтобы сохранить деньги, ей нельзя было выходить замуж.
Но в конце концов любовь взяла верх над Мадлен, и она решила отказаться от состояния, чтобы выйти замуж за друга детства. Она жила с ним до 1932 года.
В 1932-м году девушка, выжившая на “Титанике”, сбежала с молодым итальянцем. Через год они поженились, хотя оба на тот момент официально состояли в браке. Итальянец часто избивал Мадлен.
К 1937 году она наконец-то избавилась от него. Чтобы он не распространялся об их отношениях, Мадлен даже дала ему 150 000 долларов. Он отблагодарил ее, продав историю их бурного романа бульварной газете.
Мадлен Астор умерла в 1940 году. Официально, причиной ее смерти стала сердечная недостаточность. Неофициально – передозировка снотворного.
Титаник (1997)
Режиссёр: Джеймс Кэмерон.
Роза Келверт, дама преклонного возраста, когда-то была одной из пассажирок печально известного судна «Титаник». Много лет назад отправиться в Америку на шикарном корабле спешили богатые и знаменитые, а также обычные смертные, мечтающие покорить Новый Свет. Была в этой пёстрой толпе и молодая аристократка Роза. Она отправилась в путешествие через океан в компании матери и жениха.
В последний момент на судно успел заскочить и юный Джек Доусон, бедный художник с большими мечтами. Молодые люди знакомятся при пикантных обстоятельствах: Роза пытается свести счёты с жизнью, не желая вступать в брак по расчёту. Джек уговаривает бунтарку передумать. Он открывает для девушки новый мир. В нём можно оставаться свободным и не изменять себе.
Любовь настигает молодых людей на борту судна, которому через несколько часов суждено пойти ко дну.
«Британник»
«Британник». (wikipedia.org)
«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик». Он должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.
13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом: каюты на верхних палубах превращены в палаты, а обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.
Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому соглашению, но 21 ноября 1916 года «Британник» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут.
Тонущий Британник. (wikipedia.org)
На борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».
Масабуми Хосоно
Офицеры на борту «Титаника» относились к принципу «сначала женщины и дети» настолько серьезно, что в некоторых случаях это были «только женщины и дети». Мужчин, пытавшихся пробраться к лодкам, клеймили трусами. Из-за этого лодки спускали на воду наполовину заполненными.
После трагедии мужчины, выжившие на “Титанике”, также испытывали общественное давление.
Например, возьмем Масабуми Хосоно, единственного японца, пережившего затопление “Титаника”. Он оказался в нужном месте в нужное время.
Офицер, наполнявший шлюпку возле места, где стоял Хосоно, объявил, что в ней осталось еще два места. Хосоно был одним из двух мужчин, которые сели в лодку. Он пережил страшную трагедию и стал известен как самый большой трус в своей стране.
Хосоно был опозорен на Родине, потому что он жил, в то время как многие другие погибли. Его история даже появилась в учебниках как пример постыдного и неэтичного поведения.
Хосоно умер в 1939 году. По словам родственников, он так и не оправился от последствий своего “выживания”.
Его семья тоже пострадала – в течение нескольких поколений слово «Хосоно» было синонимом позора в Японии. Только, когда внук Масабуми опубликовал некоторые из сочинений своего деда, презрение к Хосоно наконец стало исчезать.
Секреты и тайны катастрофы «Титаника»
Комиссия, которая занималась расследованием гибели этого судна, была однозначна в своих выводах и всю ответственность возложила на капитана корабля Смита. Его обвинили в том, что он двигался со слишком большой скоростью в ночное время по ледяному полю, хотя его предупреждали об опасности. Но в этой истории есть много других загадок и тайн.
Так, в 1985 году группой океанографов во главе с Робертом Баллардом удалось поднять со дна множество обломков от корабля и детально исследовать их. В результате ученые сделали сенсационное открытие. Оказывается, конструкция судна была изготовлена из низкого сорта стали, что и стало причиной раскола дна корабля.
А также была гипотеза, что «Титаник» раскололся еще до того, как столкнулся с айсбергом. Низкого качества сталь не выдержала таких нагрузок и дала трещину. Тщательно исследовав металл, из которого были сделаны стержни и заклепки в конструкции корабля, ученые обнаружили в нем высокий уровень концентрации окалины. Она делает сталь очень хрупкой, что впоследствии может привести к ее быстрому разрушению. В доказательство справедливости этой версии служит тот факт, что создатели «Титаника» планировали завершить его строительство в как можно кратчайшие сроки. Эта спешка стала второй причиной гибели судна.
Ученые полагают, что если в качестве материала для изготовления стержней и заклепок, которые играют главную роль в безопасности судна, применялась высококачественная сталь, то, возможно, катастрофы удалось бы избежать.
Конечно, в крушении «Титаника», кроме применения материала низкого качества, сыграли роль и другие факторы:
- игнорирование ледовой опасности в ночное время суток капитанским составом;
- халатное отношение экипажа корабля к своим обязанностям (ведь весь капитанский состав был предупрежден, что впереди есть айсберг);
- несоответствие мест в спасательных шлюпках – так, из более чем 2 тыс. пассажиров на шлюпки удалось высадить только около 700, остальные ушли под воду. Но также в подтверждение тому есть факт, что эти шлюпки изначально были рассчитаны только на 1178 человек, а на борту, согласно разным источникам, было больше 2 тысяч людей.
Столкновение «Титаника» с айсбергом
14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.
Так выглядела палуба первого класса «Титаника»: кадр из фильма Джеймса Кэмерона
Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.
Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота — глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.
Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено
«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог — он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин — все они были ниже ватерлинии.
Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной — больше семи тонн за секунду.
Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена
Первый рейс “Титаника”
10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк. Капитаном корабля был Эдвард Дж. Смит, очень популярный среди элиты британского общества.
Также на борту находились и другие выдающиеся люди, в том числе американский бизнесмен Бен Гуггенхайм и британский Юрий Дудь того времени Уильям Томас Стед. Кроме того, Исмей и Эндрюс также были на “Титанике”.
Вечером 10 апреля корабль остановился в Шербуре, Франция. Городской док был слишком мал, чтобы вместить «Титаник». Поэтому пассажиров приходилось перевозить на корабль в вагонах. В Шербуре на “Титаник” взошли Джон Джейкоб Астор, его беременная жена Мадлен и Молли Браун.
Утром 11 апреля лайнер совершил последнюю запланированную остановку в Европе в Квинстауне, Ирландия. Примерно в 13:30 корабль отправился в Нью-Йорк. На борту находились около 2200 человек.
Первый и единственный рейс
«Титаник» отплыл из Саутгемптона 10 апреля 1912 года. Томас вел специальную тетрадь, в которую записывал свои замечания по работе механизмов и систем корабля – эта информация пригодилась при реализации дальнейших проектов. Конструктор оказался очень популярен как среди простых пассажиров, так и у членов экипажа. Его неизменные доброта и отзывчивость располагали к себе, поэтому доверительные отношения выстраивались очень легко.
Столкновение с айсбергом произошло в ночь с 14 на 15 апреля около полуночи. Эндрюс к этому моменту уже спал, поэтому удара не ощутил. Масштаб повреждений стал понятен не сразу – капитан Эдвард Смит вызвал к себе главного конструктора для оценки ущерба. Томас провел обследование и понял, что корабль спасти не удастся. У лайнера было повреждено 6 отсеков, которые заполнялись водой. По расчетам Эндрюса, через два часа «Титанику» суждено было пойти ко дну.
Оставшееся время конструктор потратил на то, чтобы убедить пассажиров надеть спасательные жилеты и подняться к спасательным шлюпкам. Есть несколько версий того, в какой именно части корабля Томаса Эндрюса застала смерть. Однако это не имеет большого значения – его тело так и не было найдено, а выжившие свидетели трагедии говорили о конструкторе как о человеке, принявшем героическую гибель.
Единственная дочь Эндрюса Элизабет замуж никогда не выходила, но она стала первой женщиной-ирландкой, которой выдали лицензию пилота. В 1973 году Элизабет погибла в авиакатастрофе, когда летела из Слейна в Дублин.
Аномальные условия
Заключение Эндрюса стало ключевым для расследования. Комиссии предстояло разобраться в причинах того, почему оно произошло.
Главной причиной были названы погодные условия. Во-первых, весной 1912 года айсберги добрались до широт, где они обычно не встречались. Кроме того, капитан «Титаника» не получил последних радиограмм об изменении ледовой обстановки — радисты лайнера были заняты передачей сообщений пассажиров 1-го класса.
В безлунную ночь айсберг не был освещен, в силу чего впередсмотрящие увидели его довольно поздно. Сказалось и то, что лайнер, пересекая Атлантику, шел на большой скорости — это снизило время, которое было у экипажа для принятия правильного решения.
Удивительно, но многие эксперты считали, что для «Титаника» в сложившейся ситуации было бы лучше не заметить айсберг совсем. Лобовой удар привел бы к затоплению и сильнейшему повреждению носового отсека, но лайнер бы остался на плаву. Это позволило бы дождаться подхода помощи и большинство людей остались бы в живых.
Статья по теме
100 лет назад погиб легендарный «Титаник»
Почему на “Титанике” было мало шлюпок?
Из истории крушения корабля все знают, что на нем не было достаточно спасательных шлюпок. Но когда вы посмотрите на реальные цифры, то поймете, насколько небрежной была политика “White Star Line”.
На борту «Титаника» находилось около 2200 пассажиров (никто не знает точного числа, потому что некоторые путешествовали зайцем), а официальная вместимость спасательных шлюпок составляла 1178 человек.
При этом выжило всего 712 человек… Почему?
Многие из лодок были спущены на воду только наполовину заполненными
Это покажется сумасшествием, пока мы не вспомним, что все, от пассажиров до экипажа, думали, что «Титаник» непотопляем, и что заполнение лодок – это просто предосторожность. . История “Титаника” за 8 минут
История “Титаника” за 8 минут
Также многие офицеры, отвечающие за загрузку лодок, следовали строгому принципу «только для женщин и детей». Это означало, что, когда они не могли найти достаточно женщин и детей, они спускали лодки на воду незаполненными.
Так почему же у Титаника было только 20 спасательных шлюпок, когда ему нужно было как минимум вдвое больше?
На корабле должно было быть 64 шлюпки, но главный конструктор Александр Карлайл запланировал места всего для 48-ми. Тем не менее, и этого было бы достаточно, чтобы спасти всех – при условии, что шлюпки были бы правильно загружены.
Но кто-то в “White Star Line” решил сократить количество лодок до 20. Потому что “из-за 48-ми шлюпок корабль будет выглядеть слишком загруженным”. Вот подлинная история “Титаника”.
Авторы Гайдпарка
-
Сергей Слизников
О «бедном» либерале замолвим словечко
Читать полностью
-
Виктор Душнев
Русский национальный герой Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Россияне о словах Путина о мировом лидерстве в оружии
Читать полностью
-
Александр Попов
До конца года ещё 3 недели, а США уже бьют рекорд по убийствам за год
Читать полностью
-
Александр Попов
ВКС России меняют «Крокодилов» на «Аллигаторов»
Читать полностью
-
Prokasniza nl
Кого и от чего защищают маски?
Читать полностью
-
Николай Холявченко
Спаси и помилуй, Господи!
Читать полностью
-
Polli Serova
Новый взгляд на жизнь Максима Шугалея после освобождения из ливийской тюрьмы
Читать полностью
-
Петр Новыш
Странная любовь кавказца
Читать полностью
-
Петр Новыш
Мои Теплые воспоминания командированного в советскую Армению
Читать полностью
-
Василий Кириллов
Надо ли переименовать ст. метро Комсомольская кольцевая в Герои Отечества?
Читать полностью
-
Офшор Михалыч
Что сделают с Сокуровым?
Читать полностью
«Титаник» Джеймса Кэмерона — не единственный фильм о корабле. Однажды был снят нацистский пропагандистский фильм, который показывал события с точки зрения Германии
Афиша фильма немецкой версии Титаника / Deutsche Filmvertriebs GmbH (DFV)
Нацистский пересказ обвинял в катастрофе британцев — якобы те не сбавили скорость судна, несмотря на предупреждения немецкого офицера (к слову, выдуманного персонажа), который был единственным, кто заботился о жизни пассажиров.
Уже вокруг съемок фильма разразился невероятный скандал: режиссер потребовал полноразмерный океанский лайнер, на котором он мог бы снимать, а нацисты предоставили «Кап Аркону» (свою версию роскошного океанского лайнера).
В итоге «Кап Аркона» использовался как плавучий концлагерь: он затонул, в результате чего пострадали 2750 человек.
Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»
Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?
Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой конец с промежутком в 100 лет.
Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.
Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.
Капитан Эдвард Смит
Капитан Эдвард Смит был шокирован, когда понял, что всех пассажиров спасти не удастся
Капитан печально известного судна Эдвард Джон Смит, с того дня, когда утонул вместе с «Титаником», стал героем десятков легенд. Многие уверяют, что он успел лично спасти жизнь ребёнку, прежде чем погибнуть. Но стоит отметить, что его героический образ слегка приукрашен.
Кроме того, что капитан игнорировал предупреждения об айсбергах и не держал «Титаник» на разумной скорости, Смит также позволил нескольким спасательным шлюпкам покинуть «Титаник» наполовину пустыми. Известно, что в первой отошедшей шлюпке (из шестнадцати), рассчитанной на 65 человек, было только 28 пассажиров, во второй – 36, в третьей – 32, в четвёртой и пятой – по 28.
Говорят, что когда Смит узнал о том, что «Титаник» не удастся удержать на плаву, он понял, что даже при максимальной загруженности шлюпок как минимум 1000 человек останутся на тонущем судне. Осознание этого факта повергло его в ужас. Капитан на время утратил решительность: не требовал скорейшей эвакуации, не занимался организацией работы команды, отдавал только невнятные и противоречивые приказы, не отвечал спрашивавшим его о чём-то офицерам и матросам. Эдвард Смит не отдал приказа загружать шлюпки по максимуму ввиду их дефицита, не следил за эвакуацией и точностью выполнения своих приказов.
Позднее, когда на воду была спущена последняя шлюпка, Смит в последний раз прошёлся по шлюпочной палубе. Он приказал всем членам экипажа прекратить работу и постараться спастись самим. Капитан повторял «Отныне каждый сам за себя».
Это интересно: Когда «Титаник» пошёл на дно, из сотен оказавшихся в воде людей выжили единицы. Члены экипажа Чарльз Лайтоллер, Джек Тейер, Арчибальд Грэйси и ещё порядка 30 человек сумели взобраться на перевёрнутую вверх дном складную шлюпку. Понимая опасность полного затопления лодки, они вынуждены были отталкивать плавающих поблизости людей вёслами, не обращая внимания на мольбы о помощи. Позднее в своей книге Грэйси восхищался поведением оставшихся в ледяной воде: «Я не услышал ни единого упрёка после отказа в помощи. Отказы встречались мужественными словами: «Ладно, удачи, парни, и да хранит вас Господь!»».
Только в 2012 году стало известно, что Смит в своё время не смог сдать тест по навигации с первой попытки. Сделать это ему удалось лишь в 1888 году. Тем не менее, начальный провал был, пожалуй, нехорошей приметой.
Кто мог спасти всех на “Титанике”?
Вопреки тому, что говорят, «Титаник» был не первым кораблем, передававшим сигналы бедствия по беспроводным каналам связи. Однако в то время она была еще не развита, и у кораблей не было никаких требований для круглосуточного мониторинга тех или иных частот.
Это объясняет тот факт, почему никто на борту “Калифорнийца”, который находился всего в 18-20 км. от “Титаника”, не слышал сигналов бедствия.
У “Калифорнийца” был только один оператор беспроводной связи. Но в самый важный момент он выключил свое оборудование и пошел спать. Если бы он этого не сделал, то узнал бы о трагедии Титаника через 15 минут после столкновения того с айсбергом (именно тогда был передан первый сигнал тревоги).
“Калифорниец” был окружен льдом. Поэтому, если бы он отправился на помощь к “Титанику” немедленно, ему потребовалось бы примерно 30 минут, чтобы пройти через лед, и еще 30-40 минут, чтобы добраться до Титаника (в зависимости от того, как далеко он был на самом деле).
«Титаник» затонул через 2 часа 40 минут после столкновения. При лучшем раскладе у экипажа “Калифорнийца” было бы более часа на спасение пассажиров. Они могли бы спасти всех, и история “Титаника” была бы совсем другой.
Увы, этого не случилось.
Более того, экипаж “Калифорнийца” видел сигнальные ракеты с «Титаника». Но капитан решил, что это неэкстренные сигналы, так как ракеты были белыми, а не красными.
К тому времени, когда на следующие утро на “Калифорнийце” узнали о случившимся, от “Титаника” не осталось ничего, кроме тел, плавающих в море.
Вся поездка сопровождалась пожаром
Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар
Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.
Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.
Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.
Это интересно: Управляющий директор компании «White Star Line» Брюс Исмэй позже утверждал, что Джон Пирпонт Морган – владелец компании «IMM», которой и принадлежал «Титаник», заставил экипаж плыть на максимальной скорости, чтобы «доплыть до Нью-Йорка и высадить людей до того, как произойдут неизбежные взрывы».
Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.
Позор или смерть?
Никто из нас не может знать, окажись мы на “Титанике”, были бы мы героями или трусами. У всех есть инстинкт выживания – некоторые могут преодолеть его, в то время как другие – нет.
Тем не менее, даже сегодня людей часто судят за то, что они сделали или не сделали во время кризисной ситуации. Они бежали или помогали другим?
Иногда результаты этих инстинктивных решений преследуют людей до самой смерти.
Согласно “Vintage News”, Масабуми Хосоно был единственным японским выжившим на Титанике… И он был заклеймен как трус до конца своей жизни.
Хотя он просто оказался в нужном месте в нужное время. Хосоно сел на спасательную шлюпку потому, что в очереди не было ни женщин, ни детей.
Честь и долг играют важную роль в японской культуре. Когда Хосоно вернулся домой, все называли его трусом. Позор преследовал его всю жизнь, семья Масабуми еще долгое время после его смерти пыталась очистить его имя.
Два расследования
Когда первый ужас отступил, и выжившие, и родственники погибших захотели получить ответ на вопрос: почему погиб корабль, в абсолютной надежности которого были уверены его создатели?
Расследование велось одновременно в США и Великобритании. 19 апреля были открыты слушания следственного подкомитета Сената США, которые проходили под руководством Уильяма Смита. Среди тех, кто отвечал на вопросы сенатской комиссии, оказались директор-распорядитель пароходной компании «Уайт Стар Лайн», выжившие офицеры и матросы «Титаника», пассажиры, а также капитаны судов, находившихся рядом с местом крушения, — «Карпатия» и «Калифорниэн».
На борту «Титаника» находился инженер-судостроитель исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» Томас Эндрюс-младший, проектировавший и строивший гигантский корабль.
Сразу после столкновения с айсбергом он изучил характер повреждений, первым произнеся слова о неизбежной гибели судна.
В результате столкновения с ледовой громадиной «Титаник» на уровне примерно 7 м ниже ватерлинии (3 м выше киля) по правому борту в носовой части получил несколько пробоин, протянувшихся в общей сложности на 91 м. В результате столкновения с айсбергом повреждёнными оказались 5 из 16 водонепроницаемых отсеков. Лайнер же сохранял способность оставаться на плаву при повреждении не более четырех отсеков.
Тайна океана. Как искали и нашли легендарный «Титаник»
Подробнее
Останки «Титаника» на дне океана, скорее всего, полностью исчезнут к 2030 году
Йенс Шлютер / Getty Images
Огромный кусок корпуса судна, а также множественные обломки и предметы покоятся на дне океана на глубине около 4 км. И все это время микроорганизмы, поедающие железо, безжалостно уничтожают последнее, что осталось от корабля. Они прогрызают в корпусе лайнера дыры, образуя ржавоститы, похожие на сосульки. А те, в свою очередь, со временем превращаются в порошок, который уносит океанское течение.
При попытке достать части судна на сушу они мгновенно разрушатся из-за толстого слоя ржавчины. Поэтому исследователям только и остается, что наблюдать, как медленно исчезают останки знаменитого лайнера.
Характеристики «Титаника»
При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.
«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)
Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.
Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.
Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.
Пять повреждённых отсеков закрашены синим