Корма титаника на дне

Ирландия[]

Титаник в гавани Корка

«Титаник» достиг побережья Ирландии к утру 11 апреля. За несколько часов до прибытия в порт на борт поднялся лоцман, так как отмели в районе Корка и Куинстауна, в гавань которого должен был войти в лайнер, представляли для кораблей серьезную опасность. В 11:55 утра «Титаник» бросил якорь в гавани Корка в некотором отдалении от Куинстауна.

Тендеры «Америка» и «Ирландия», которые привезли на «Титаник» пассажиров

«Титаник» покидает Куинстаун. Это его последняя фотография.

В этом порту на борт поднялись, в основном, пассажиры третьего класса, они составляли большинство от всех 123 людей, взошедших на борт лайнера. 7 пассажиров первого класса, взошедших на борт в Саутгемптоне, покинули корабль. Котельщик Джон Коффи дезертировал с корабля, так как намеревался лишь добраться до Ирландии при его помощи. Кроме него, ещё 7 человек совершили такой же поступок, что, возможно, спасло им жизнь. В 13:30 часов «Титаник» поднял якорь и покинул Куинстаун.

Титаник (1997)

Режиссёр: Джеймс Кэмерон.

Роза Келверт, дама преклонного возраста, когда-то была одной из пассажирок печально известного судна «Титаник». Много лет назад отправиться в Америку на шикарном корабле спешили богатые и знаменитые, а также обычные смертные, мечтающие покорить Новый Свет. Была в этой пёстрой толпе и молодая аристократка Роза. Она отправилась в путешествие через океан в компании матери и жениха.

В последний момент на судно успел заскочить и юный Джек Доусон, бедный художник с большими мечтами. Молодые люди знакомятся при пикантных обстоятельствах: Роза пытается свести счёты с жизнью, не желая вступать в брак по расчёту. Джек уговаривает бунтарку передумать. Он открывает для девушки новый мир. В нём можно оставаться свободным и не изменять себе.

Любовь настигает молодых людей на борту судна, которому через несколько часов суждено пойти ко дну.

Пассажиры о трагедии

Шел 1912 год. Утонул «Титаник», и весть об этой трагедии быстро облетела весь мир. Спасшиеся пассажиры всю свою оставшуюся жизнь переживали эту трагедию. Корабль накренился несильно, из-за чего у пассажиров и команды не было ощущения опасности, большинство даже не понимало, насколько серьезна ситуация. Когда вода затопила достаточное количество отсеков носовой части, лайнер, оставаясь на плаву, раскололся на две части и стремительно затонул.

Шеф-повар Ч. Джугин находился возле кормы во время крушения и даже не заметил разлома корпуса. Он также не заметил огромной воронки, всплеска. С его слов, он спокойно отплыл от корабля, даже не намочив волос.

Те, кто находился в шлюпках, утверждали, что корабль высоко поднялся над водой. Эксперты говорят, что такое видение кормы могло быть оптическим обманом. При наклоне всего в 11 градусов, торчащие в воздухе винты высотой с двадцатиэтажное здание создают впечатление, что крен намного больше.

Причина крушения и гибели пассажиров Титаника

Так в чем же была проблема самого непотопляемого судна
? Да в том, что пробоина от айсберга в длину составила более 90 м.
Несложно понять, что пробита была не одна переборка, не две и даже не три. В попытке уклониться от ледяно гиганта корабль попытался резко отклониться от курса и пройти мимо, но вместо этого получил удар по касательной. Именно такой удар и разорвал в клочья обшивку на протяжении 5 переборок. На такой уровень повреждений инженерная система рассчитана не была.

Но почему же погибло почти 70% пассажиров и членов команды? А вот здесь уже вскрывается целый ряд ошибок
и преступной небрежности:

  1. Корабль шел на полном ходу, несмотря на предупреждения о наличии айсбергов в этих водах.
  2. Именно большой скоростью судна объясняются столь массивные повреждения.
  3. Вместительность шлюпок была рассчитана всего на тысячу человек, притом, что количество пассажиров превышало две тысячи.
  4. Защитная система сыграла злую шутку, сохраняя корабль на плаву без видимых изменений первое время. В течение пары часов никто даже понять не мог, что корабль тонет. В связи с этим сложно было убедить пассажиров отправиться с комфортных палуб в шлюпки.
  5. Находящиеся вблизи корабли были либо слишком далеко, либо не пришли на помощь.

Персонажи[править]

  • Джек Доусон (Леонардо Ди Каприо) — 21-летний нищий художник и путешественник, весельчак, выигравший билет в покер. Впервые встретил Розу на корме «Титаника», когда та собиралась совершить самоубийство, и влюбился с первого взгляда.
  • Роза Дьюитт Бьюкейтер/Доусон (Кейт Уинслет) — 17-летняя девушка из высшего общества, которую мать заставила обручиться с 30-летним преуспевающим Кэлом Хокли, чтобы сохранить положение в обществе после смерти отца, оставившего семье лишь имя да долги.
  • Каледон Натан «Кэл» Хокли (Билли Зейн) — 30-летний жених Розы, главный антагонист. Богатый наследник стального магната из Питтсбурга. Ревнив, подозрителен и жесток. Совершил самоубийство после Биржевого краха 1929 года.
  • Руфь Дьюитт Бьюкейтер (Фрэнсис Фишер) — мать Розы. Любит свою дочь, но считает социальное положение важнее личного счастья, поэтому всячески побуждает её выйти замуж за Кэла Хокли. Презирает Джека за низкое происхождение, несмотря на то, что он спас её дочь.

Первый и последний рейс лайнера

Титаник свой единственный рейс совершил по незамысловатому маршруту. В нем было всего 4 пункта:

  1. Саутгемптон.
  2. Шербур.
  3. Квинстаун.
  4. Нью-Йорк.

Англия. Франция. Ирландия. США. Именно в такой последовательности. Вот только до конечного пункта назначения корабль так и не добрался. Как и большая часть пассажиров и экипажа.

Уже запущен проект постройки аналогичного корабля, который пройдет по тому же маршруту, откуда и куда плыл Титаник. Исторический рейс для любителей «пощекотать нервы», вот только звучит это все слишком трагично.

Видео: куда направлялся Титаник?

Ниже документальный фильм «Пункт назначения Титаника», в котором историк Антон Макаров расскажет о точке отправления легендарного корабля и о том, куда он плыл. Также будет показан момент крушения Титаника:

https://youtube.com/watch?v=CIDMRjpiSNA

Пересечение Канала[]

Утром 10 апреля 1912 года на борт «Титаника» в порту Саутгемптона поднялось 943 пассажира, из которых 195 человек было из первого класса, 255 человек второго класса и 493 третьего класса. 24 пассажира намеревались пересечь канал и сойти в Шербуре, так как направлялись в путешествие по Франции. Туда «Титаник» прибыл на час позже в связи с инцидентом. Корабль оказался для гавани Шербура слишком велик и не сумел пришвартоваться, а потому пассажиров и груз пришлось доставлять на двух тендерах, «Номадик» и «Траффик». Один из пассажиров, Фрэнк Карлсон, намеревавшийся взойти на борт в Шербуре, опоздал на посадку в связи с поломкой машины, однако в список пассажиров попал, а после катастрофы по ошибке был добавлен в список пропавших без вести.

Буксиры выводят Титаник из гавани Саутгемптона

Пассажиры, сошедшие на берег в Шербуре:

Титаник в проливе Те-Солент

  • М-р Браун
  • М-р Коллиз
  • Х. В. Дэйвис
  • К. Дэйвис
  • Ж. Де Грасс
  • Томас Дайер Эдвардс
  • Клементина Георгина Люси Дайер Эдвардс
  • Мисс Эванс
  • Н. Флетчер
  • Дж. Форман
  • Миссис Форман
  • Мисс Книз
  • Барбара Конингхем
  • Деннис Конингхем
  • Эйлин Конингхем
  • Гарриет Конингхем
  • М-р Мюллен
  • Джерард Томас Ноэль
  • Уильям Генри Миддлтон Ноэль
  • Д. Осборн
  • Мисс Ремеч
  • Дж. Стивенс
  • Мисс Товей
  • Генри Суоффин Уоттон

Пробыв в Шербуре полтора часа, «Титаник» снялся с якоря и направился через пролив Святого Георга к берегам Ирландии, где была запланирована следующая остановка.

Маршрут Титаника и его пассажиры

Как уже было сказано, маршрут корабля пролегал из Европы в Америку. Но это не самый точный маршрут:

  • Отбыл лайнер из Саутгемптона. Если сегодня этот английский городок мало кому знаком, то еще сотню лет назад он был самым крупным портом всей Британии.
  • Первую остановку пароход совершил во Франции, посетив порт Шербур.
  • После этого Титаник зашел в порт Квинстауна, в Ирландии.
  • Это была последняя остановка корабля, дальше он должен был следовать до конечной точки, в порт Нью-Йорка.

Такой необычный маршрут в рамках Европы позволял собрать всех желающих. Как с островов, так и с материковой части континента. Отправка в Ирландию помогала выйти на нужную широту и проложить оптимальный маршрут.

В то время США представляли собой страну надежд и новых возможностей, но, несмотря на это в Америку плыли не только авантюристы и любители острых ощущений. Первым классом путешествовала аристократия, бизнесмены и промышленники. Все они отправлялись с разными намерениями:

  • Кто-то искал новых ощущений и развлечений.
  • Другие стремились заключить наиболее выгодные контракты на новых рынках сбыта.
  • Кто-то осваивал Новый Свет в поисках прибылей и возможностей для роста.

Но независимо от изначальных побуждений и желаний, всех их ждал одинаковый бесславный итог.

Размеры Титаника в метрах

Чтобы понять больше про Титаник, причины катастрофы нужно раскрывать, начиная с габаритов парохода.

Сколько метров Титаник в длину и по другим размерам:

  • точная длина – 299,1 м;
  • ширина – 28,19 м;
  • высота от киля – 53,3 м.

Встречается и такой вопрос — сколько палуб было у Титаника? Всего 8. На верху располагались шлюпки, потому верхнюю палубу называли шлюпочной. Остальные распределялись согласно буквенному обозначению.

  • А – палуба I класса. Ее особенность в ограниченных размерах – она не ложилась на всю длину судна;
  • В – в передней части палубы располагались якоря и ее размеры тоже были короче – на 37 метров палубы С;
  • С – палуба с камбузом, столовой для экипажа и прогулочной площадкой для III класса.
  • D – прогулочная зона;
  • Е – каюты I, II классов;
  • F – каюты II и III классов;
  • G – палуба с котельными посередине.

Наконец, сколько весит Титаник? Водоизмещение самого большого судна начала 20 века составляет 52 310 тонны.

Защита непотопляемого Титаника

Все что-то слышали о непотопляемости Титаника и какой-то уникальной системе, установленной на корабле. Вся она сводилась к трем моментам
:

Переборки

Второе дно

Насосы

Всего насчитывалось 16 водонепроницаемых переборок.

Находилось на высоте 160 см и защищало от любых повреждений.

Работали на электричестве, которое генерировали двигатели.

Между каждой из них были установлены чугунные двери, для команды.

Имело ячеистую структуру, которая должна была помешать затоплению.

Откачивали воду, поступающие в переборки и отсеки.

Повреждение даже нескольких отсеков не привело бы к затоплению судна.

Считалось гениальным инженерным решением, которое позволит избежать крушения корабля.

Могли справиться только с определенным количеством воды.

Теоретически, любая незначительная авария не должна была привести к быстрому затоплению корабля. Хотя сложно говорить о незначительности, когда речь идет о столкновении с айсбергом. Справиться с последствиями такого контакта вышло не под силу даже самой современной системе
, которая только была на тот момент.

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный — до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков — на один больше допустимого.

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

«Кометный хвост» на дне

С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.

Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт

Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.

Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».

Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.

Из более чем 1500 погибших пассажиров нашли лишь 300. Одного ребенка прозвали «неизвестным» — его личность установили лишь 100 лет спустя

Монеты, игрушки и цветы украшают надгробие Сидни Лесли Гудвина, 19-месячного английского мальчика, погибшего во время крушения «Титаника» / ROGERIO BARBOSA / AFP / Getty Images

Тело ребенка достали из воды через 5 дней после крушения «Титаника». Спасателей настолько поразила «находка», что они похоронили мальчика в могиле в Новой Шотландии.

Тело трижды ошибочно опознавали, прежде чем узнать в нем Сидни Гудвина — это произошло, когда его обувь передали музею для анализа ДНК.

Могила Гудвина, отмеченная надгробием с надписью «неизвестный ребенок», осталась нетронутой. Его родственники заявили: «Надгробие неизвестного ребенка — символ всех детей, погибших на «Титанике», поэтому мы оставили ее в таком виде».

Откуда и куда плыл Титаник

По фильму Кэмерона мы знаем, что лайнер направлялся в Нью-Йорк. Американский развивающийся город должен был стать конечной остановкой. А вот откуда плыл Титаник, далеко не все знают точно, считая, что отправной точкой был Лондон. Столица Великобритании не была в рядах морских портов, потому и пароход оттуда не мог отправиться.

Роковой рейс начался из Саутгемптона – крупного английского порта, откуда пролегали трансатлантические рейсы. Путь Титаника на карте четко показывает движение. Саутгемптон – это и порт, и город, расположенный в южной части Англии (графство Хэмпшир).

Посмотрите, как пролегал маршрут Титаника на карте:

Новая экспедиция к «Титанику»

По данным издания Gizmodo, уже в июле 2021 года исследовательская компания OceanGate организует одну из последних экспедиций к затонувшему лайнеру. Она хочет в очередной раз оценить состояние корабля — скорее всего, в рамках последующих исследований ученые смогут увидеть все меньше деталей из-за их постепенного разрушения. По словам главы компании OcenGate Стоктона Раша (Stockton Rush), в скором времени у корабля должны разрушиться перила на носовой части. Не исключено, что это уже произошло и участников экспедиции ждет неприятный сюрприз.

Исследовательский аппарат Titan от OceanGate

Экспедиция будет длиться примерно неделю. Для погружения на глубину более 3,5 тысяч метров будет использоваться аппарат Titan. Он не позволит членам экспедиции замерзнуть в холодной воде и защитит от высокого давления. Помимо опытных дайверов, в исследовании примут участие туристы, которые заплатили за возможность увидеть легендарный лайнер более 100 000 долларов. Они не будут сидеть без дела, а помогут исследователям проводить исследования. В рамках миссии они как минимум будут снимать нынешний вид «Титаника» на встроенные в аппарат Titan камеры.

Погружение аппарата Titani в воду

Важно отметить, что руководители экспедиции Titan не будут брать с собой кого попало. Помимо покупки дорогих билетов, туристы должны быть хорошо физически и психически подготовлены к погружениям на большую глубину

Они будут находиться там не все время, поэтому им также придется привыкнуть к долгому пребыванию посреди океана. Известно, что перед погружением участники экспедиции пройдут 4-часовой инструктаж по поведению в экстренных ситуациях.

Катастрофа «Титаника» произошла более 100 лет назад, но она до сих пор напоминает о себе. В мае 2021 года я рассказывал о том, что на побережье Канады была найдена бутылка с письмом от маленькой девочки. Подробнее об этому удивительном случае читайте по этой ссылке.

Первая версия

Как утонул «Титаник» на самом деле, до сих пор точно неизвестно. Одни считают, что причиной было столкновение с айсбергом, а другие, что это – заговор.

После кораблекрушения, были сформированы две правительственные команды, проводившие расследование произошедшего. Они пришли к выводу, что причиной гибели корабля стал именно айсберг, а не дефекты лайнера. По оценкам комиссий, судно утонуло полностью, без разломов. Хотя сейчас люди знают больше о том, как утонул «Титаник» на самом деле. Корабль был разрушен на 2 части.

В те годы виновником трагедии считали капитана лайнера – Эдварда Смита, погибшего вместе с командой. Эксперты обвинили его в том, что он не снизил скорость, проходя по опасному району с айсбергами у берегов Ньюфаундленда.

«Олимпик»


«Олимпик» и «Титаник». (wikipedia.org)

Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.

Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Корпус Олимпика был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, поскольку он был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Первое плавание «Олимпика» прошло без инцидентов и очень успешно. Однако со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе «А» был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы «А» на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Убранство Олимпика. (wikipedia.org)

Несмотря на то, что Олимпик — единственный выживший, череда неудач была и у него. Во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно даже не было застраховано. Есть предположения, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, только вот страховые компании не желали иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально, так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.

В апреле 1917 года Олимпик был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим.


«Олимпик». (wikipedia.org)

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник», а в сентябре того же года он был продан для разделки на металлолом.

От людей осталась только обувь?

В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.

До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.

Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник», на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».

Строительство судна

Строительство «Титаника» было начато в марте 1909 года компанией «Харланд энд Вольф» в Северной Ирландии. На воду лайнер спустили 31 марта 1911 года, а через год он прошел все ходовые испытания.

Корабль считался непотопляемым. Безопасность обеспечивали пятнадцать водонепроницаемых переборок в трюме, которые создавали шестнадцать отсеков. Лайнер имел двойное дно. Оно было разделено продольными и поперечными перегородками на 46 отсеков.

После окончания всех работ «Титаник» был оттранспортирован в Англию, откуда ему предстояло отправиться в свой первый и, как оказалось, последний путь. Мало кому известно, но во время строительства корабля, погибло восемь человек.

«Титаник» отличался от других судов роскошью. В нем были предусмотрены лифты, огромные обеденные залы, бассейн. Номера второго класса были сопоставимы с первоклассными каютами на других судах. Третий класс хоть и был скромным, но все еще оставался вполне комфортным.

Следствие ведут…

Всех спасшихся подобрал британский пассажирский пароход Carpathia (Карпатия), хотя ближе других к месту трагедии находился другой пароход — Californian (Калифорниэн). Вечером 18 апреля выжившие в крушении прибыли в Нью-Йорк.


Судно «Карпатия». (rarephotos.ru)

Сенатор от штата Мичиган Уильям Смит, работавший юрисконсультом транспортных компаний, предложил провести специальное расследование. Он обратился к руководству Сената, а также к президенту США Уильяму Говарду Тафту, однако понимания не нашёл. Когда же выяснилось, что на «Титанике» погиб военный помощник президента Арчибальд Батт, Тафт изменил своё мнение и отдал распоряжение о создании сенатской комиссии, которую возглавил Смит.

Слушания начались 19 апреля, на следующий день после прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк. Всего комиссия провела 18 заседаний, опросила более 80 свидетелей.


Уильям Смит. (wikipedia.org)

Наиболее ценными комиссии представлялись показания второго помощника капитана Титаника Чарлза Герберта Лайтоллера (всего после крушения выжили 4 из 8 офицеров и 42 из 66 человек палубной команды). Комиссия отметила, что на многие вопросы он давал уклончивые ответы, пользуясь тем, что сенаторы плохо знакомы с предметом разговора в принципе. Однако комиссия отнеслась к помощнику капитана мягко, учитывая масштаб пережитой им трагедии.

У Лайтоллера, в частности, хотели получить точную информацию относительно шлюпок. Их было недостаточно, но пассажирские суда в те времена оснащались спасательными средствами не по числу пассажиров, а по усреднённому стандарту. «Титаник» должен был иметь 20 шлюпок, ровно столько их и было. Лайтоллер утверждал, что перед выходом в рейс были проведены испытания, спассредства спускали на воду, проверяя исправность механизмов. Однако помощник капитана скрыл часть правды: никто из команды не знал, можно ли спустить на воду полностью загруженную лодку. Именно поэтому в некоторых шлюпках оставались свободные места: команда не хотела рисковать, боясь перегруза. По некоторым подсчетам, дополнительно можно было спасти 400 человек. Комиссию также интересовало, всё ли возможное было сделано для спасения пассажиров, имели ли пассажиры третьего класса те же возможности попасть в шлюпки, что и остальные.

Были и другие свидетели: второй радист Гарольд Брайд сказал, что он ничего не знает о радиограммах, который мог принимать его коллега Филлипс. Получалось, что координация персонала на судне была нарушена. Один из офицеров Джозеф Боксхолл вообще якобы заметил судно буквально в нескольких милях от «Титаника», которое не оказало лайнеру помощь. Матрос Фредерик Флит, увидевший злополучный айсберг, сказал, что на наблюдательном пункте не было биноклей, хотя матросы просили их выдать (бинокли на «Титанике» по трагическому стечению обстоятельств действительно оказались заперты в сейфе).


Фредерик Флит. (rarephotos.ru)

Большую важность придавали показаниям Джозефа Брюса Исмея, управляющего директора White Star Line, который тоже отправился в первый рейс «Титаника». В США к тому моменту действовал так называемый Закон Хартера, в соответствии с которым в случае крушения судна пассажиры и их родственники могли требовать компенсации ущерба, если выяснялось, что руководство судоходной компании знало о нарушении правил судовождения

«Титаник» формально принадлежал американской корпорации. Если бы следствие выяснило, что Исмей знал о нарушениях, допущенных командованием, иски от потерпевших завалили бы компанию. Кроме того, у сенаторов были подозрения, что само присутствие директора White Star Line могло оказывать влияние на действия капитана, в частности, именно поэтому «Титаник» шёл на максимальной скорости.

Начало плавания

Британский трансатлантический пароход «Титаник» был построен в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. 10 апреля 1912 года «Титаник» оправился в своё первое и последнее плавание. Командовать судном в первом рейсе было поручено Эдварду Джону Смиту — самому опытному капитану «Уайт Стар Лайн», его капитанский стаж насчитывал 25 лет. Он возглавил экипаж численностью более 900 человек.


«Титаник». (wikipedia.org)

Посадка пассажиров на борт «Титаника» началась в 9:30 утра 10 апреля в порту Саутгемптона. В 9:45 с лондонского вокзала Ватерлоо отправился специальный поезд компании «Уайт Стар Лайн», доставлявший пассажиров первого класса в Саутгемптон. Около 11 часов поезд прибыл к океанскому доку, где был пришвартован «Титаник». 245 пассажиров второго и 497 пассажиров третьего класса из Лондона доставил более ранний поезд, отправившийся в 7:30 и прибывший в 9:30.


Порт. (wikipedia.org)

В 11:50 судовой гудок известил о том, что «Титаник» через десять минут отчалит. Борт лайнера покинули журналисты, провожающие и портовые чиновники. На «Титаник» поднялся лоцман. Шесть буксиров начали оттягивать «Титаник» от причала и выводить в фарватер реки Тест. Когда буксиры сбросили тросы, лоцман скомандовал «Малый вперёд» и лайнер пошёл мимо расположенных за океанским доком причальных стенок своим ходом. В это время там стояли пароходы «Оушеник» и «Нью-Йорк», последний был пришвартован к борту «Оушеника». В тот момент, когда «Титаник» поравнялся с «Нью-Йорком», шесть стальных тросов, которыми был пришвартован пароход, лопнули, и корма «Нью-Йорка», попавшего в опасную зону внешнего гидродинамического давления, созданного движением более крупного лайнера, стала приближаться к «Титанику». Капитан Смит тут же приказал застопорить машины. Один из буксиров, сопровождавших «Титаник», обошёл «Нью-Йорк», закрепил трос, брошенный ему с палубы, и всей мощью своих машин стал оттягивать судно назад к берегу. «Титаник» разошёлся с «Нью-Йорком» всего в нескольких десятках сантиметров. Два буксира переместили едва избежавший столкновения «Титаник» назад, чтобы дать двум другим буксирам поставить «Нью-Йорк» к новому месту стоянки.


Отплытие. (wikipedia.org)

После инцидента «Титаник» с часовым опозданием продолжил свой путь на малом ходу. Из Саутгемптонского залива «Титаник» вышел в пролив Те-Солент, огибая остров Уайт с восточной стороны. Достигнув восточной оконечности острова Уайт, судно снова сбавило ход, чтобы его смог покинуть лоцман. После чего с мостика в машинное отделение передали приказ увеличить скорость, и «Титаник» взял курс на юг, к берегам Франции.

Над Ла-Маншем стояла ветреная и пасмурная погода. Расстояние в 147 км «Титаник» преодолел за 6,5 часов и прибыл в Шербур около 18:30. Порт Шербура не имел подходящего для «Титаника» причала, поэтому лайнер встал на якорь посреди бухты. Пассажиров и грузы на борт доставили вспомогательные суда «Номадик» и «Траффик». До морского вокзала Шербура многие добирались специальным поездом, согласованным с расписанием парохода, который 9:40 отправился с парижского вокзала Сен-Лазар. Значительную часть новых пассажиров составили богатые американцы, закончившие свой зимний сезон в Монте-Карло, Ницце, Канне и других курортах Ривьеры. Стоянка в Шербуре длилась полтора часа, в 20:00 «Титаник» снялся с якоря и отправился в Квинстаун.


Титаник. (wikipedia.org)

11 апреля «Титаник» уже приближался к побережью Ирландии. За несколько километров до порта на борт поднялся лоцман. В 11:55 «Титаник» бросил якорь в гавани Корка, в 6,5 км от Квинстауна.

Вспомогательные суда «Америка» и «Ирландия» доставили на «Титаник» пассажиров (в основном молодых ирландских эмигрантов, пассажиров третьего класса), грузы и почту. Кроме пассажиров на борт, по разрешению капитана, поднялись журналисты, фотографы и местные торговцы. В 13:30, после того, как все гости покинули лайнер, был поднят якорь, и судно отправилось в Нью-Йорк с 2208 людьми на борту.


Остановка «Титаника». (wikipedia.org)

Причина крушения и гибели пассажиров Титаника

Так в чем же была проблема самого непотопляемого судна
? Да в том, что пробоина от айсберга в длину составила более 90 м.
Несложно понять, что пробита была не одна переборка, не две и даже не три. В попытке уклониться от ледяно гиганта корабль попытался резко отклониться от курса и пройти мимо, но вместо этого получил удар по касательной. Именно такой удар и разорвал в клочья обшивку на протяжении 5 переборок. На такой уровень повреждений инженерная система рассчитана не была.

Но почему же погибло почти 70% пассажиров и членов команды? А вот здесь уже вскрывается целый ряд ошибок
и преступной небрежности:

  1. Корабль шел на полном ходу, несмотря на предупреждения о наличии айсбергов в этих водах.
  2. Именно большой скоростью судна объясняются столь массивные повреждения.
  3. Вместительность шлюпок была рассчитана всего на тысячу человек, притом, что количество пассажиров превышало две тысячи.
  4. Защитная система сыграла злую шутку, сохраняя корабль на плаву без видимых изменений первое время. В течение пары часов никто даже понять не мог, что корабль тонет. В связи с этим сложно было убедить пассажиров отправиться с комфортных палуб в шлюпки.
  5. Находящиеся вблизи корабли были либо слишком далеко, либо не пришли на помощь.

На государственной службе

В первое плавание “Британник” отправился 23 декабря – его целью стал порт Мудрос на острове Лемнос (Греция). Раненых загрузили на борт за 4 дня и перевезли в Саутгемптон. После этого было еще два рейса и небольшая пауза из-за того, что бои в Средиземноморье никак не утихали.

К осени едва возвращенный владельцу “Британник” снова передали в ведение военным. Он вновь понадобился в Средиземном море и вывез еще несколько тысяч раненых, пока 12 ноября 1916 года не отправился в шестой и последний рейс в Мудрос. 21 ноября он собирался пройти между островами Макронисос и Кея, и напоролся на мину, оставленную около месяца назад немецкой субмариной U-73.

Находившиеся на борту люди не восприняли ситуацию всерьез, посыпались шутки о протараненной подводной лодке. Однако капитан степень поражения осознавал и тут же начал думать о спасении “Британника”. Судно потихоньку стало крениться на правый борт и опускать нос в воду. Да, с затопленными четырьмя передними отсеками корабль мог держаться на плаву. Однако одну из дверей в переборках закрыть не смогли, и вода пошла дальше. Кроме того, утром иллюминаторы правого борта открывали для проветривания, и через них тоже внутрь поступала вода.

Суша была недалеко, и сначала капитану казалось, что медленно тонущий корабль удастся выбросить на мель у острова Кея. С этой идеей пришлось быстро расстаться – движущееся судно набирает воду намного быстрее.

Сигнал SOS был подан почти сразу после получения пробоины, и вскоре к госпитальному “лайнеру” подошло несколько других британских кораблей. При эвакуации не удалось избежать паники, несмотря на военное командование “Британника”. В суете нарушались и меры безопасности, предписывающие, например, спускать шлюпки на воду только после полной остановки судна. Если сделать это раньше, то есть риск быть затянутыми под вращающийся гребной винт. Именно так и произошло с двумя шлюпками, в результате чего погиб 21 человек. На самом судне погибло еще 9 человек.

От взрыва до полного затопления прошло 55 минут, и за это время спаслось 1036 человек. Спасательная операция на “Британнике” стала одной из самых успешных среди кораблекрушений такого размаха. Если бы не удачно сложившиеся обстоятельства в виде находившихся рядом нескольких судов, трагедия оказалась бы сравнимой с гибелью “Титаника”.

В список спасенных попала сестра милосердия Вайолетт Джессоп, успевшая поработать на “Олимпике” и оказавшаяся в числе выживших при крушении “Титаника”. Ее после всех происшествий стали называть “Мисс Непотопляемая”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector