Где находится пизанская башня
Содержание:
- Спасение
- Как попасть внутрь – стоимость билетов
- История создания Пизанской башни в Италии
- История после строительства
- Пиза. Кафедральный собор.
- Стоимость посещения
- Режим работы 2021
- Фото на фоне
- Почему стоит посетить Duomo di Pisa
- Падающая башня в Пизе.
- Спасти башню
- Описание Падающей башни
- Пизанская башня в наши дни
- Строительство
Спасение
В какой стране Пизанская башня стала достопримечательностью? Строительство стало для властей города настоящей проблемой, ведь возник вопрос о том, как не дать сооружению упасть. Особенно остро эта проблема выявилась после урагана, который буквально за одни всего лишь сутки сдвинул Пизанскую башню на долю миллиметра. Чтобы решить вопрос, был устроен конкурс между самыми выдающимися учеными, архитекторами и любыми желающими, которые выдвигали свои идеи по поводу того, как спасти местную достопримечательность. Самое главное условие, которое в обязательном порядке должно было быть выполнено – это сохранение наклона башни. Все потому, что сооружение уже стало главной достопримечательностью города.
Как попасть внутрь – стоимость билетов
В связи с тем, что на попытки спасения Пизанской башни было затрачено десятки миллионов евро, стоимость посещения этой достопримечательности тоже немаленькая. На сегодняшний день она составляет 18 евро и по прогнозам может лишь увеличиваться. Решив побывать внутри, не забудьте, что одновременно там могут находиться не более 30-40 человек.
Несмотря на немалую стоимость, позаботится о билетах стоит все-таки заранее. Экскурсии чаще всего уже расписаны на сутки вперед. И придя к башне рано утром, у вас будет, в лучшем случае, возможность взять билет на вечернее время. Летом же ситуация становится лишь сложнее.
Башня изнутри
К месту начала экскурсии на Пизанскую башню стоит прийти заранее. Это связано с тем, что вам придется (обязательно) сдать все вещи в камеру хранения (она находится в соседнем здании). С собой можно взять лишь фото или видеокамеру. А женские сумочки (в том числе самые маленькие) находятся под строжайшим запретом.
Войдя внутрь можно увидеть, что подножие лестницы достаточно широкое. Она поднимается вверх по внутренней окружности башни. Несмотря на достаточно удобные ступеньки, у многих через время возникает головокружение. Все время хочется схватиться за стены с обеих сторон, чтобы не упасть. Ступени выполнены из натурального мрамора. Однако так как этот материал в основном используется в декоративных целях, он не выдержал напора мог миллионов посетителей, и местами имеет сильные стертости. С каждым шагом ширина лестницы уменьшается. На последнем ярусе она и вовсе составляет около 40 сантиметров.
Внутри башня полая и лестница обвивается вокруг нее по спирали. По внутренней стене оборудованы смотровые окна, позволяющие заглянуть в эту пугающую пустоту. После пятого яруса разрешается выходить на внешние смотровые площадки. Для надежности и безопасности они затянуты сеткой и ограждениями. Некоторые остаются в звоннице (предпоследний ярус) и не поднимаются до самой вершины. А ведь зря. Потому, что тем, кто преодолевает последнее испытание, от открывающегося вида просто захватывает дух. Сетка отсутствует, а высота ограждения лишь по пояс. Ничто не мешает наслаждаться открывающимся видом. Сверху крест собора виден как на ладони. И только на самом верху можно осознать насколько неровная поверхность под ногами.
Если вы не чувствуете в себе сил поднятия к вершине, попробуйте посетить «Зал рыбы». Помещение было так названо собственно из-за рыбы, изображенной на барельефе расположенном внутри. Зал долгое время был закрыт для посещений, из-за находящихся в нем приборов, с помощью которых постоянно отслеживали наклон башни. Отверстие в потолке позволяет наблюдать за звездным небом над Пизой во время ночного посещения башни.
Вечернее посещение кампанеллы включает в себя и осмотр Мемориального кладбища Санто-Кампо. Оно используется не только для захоронения умерших, а и для семинаров обучения жизни. Там можно осмотреть и обдумать циклы фресок на стенах, имеющих специальную подсветку.
История создания Пизанской башни в Италии
Если вдуматься, то само возведение падающей башни кажется одним сплошным недоразумением. Автор проекта колокольни так и остался неизвестным, строительные работы, дважды прерванные на весьма длительный срок, затянулись почти на два столетия, а начала своё падение Пизанская башня ещё даже не будучи достроенной.
На живописном зелёном лугу на окраине Пизы 9 августа 1174 года был заложен первый камень целого ансамбля нового христианского собора Санта-Мария Ассунта, состоящий из храма, колокольной башни и баптистерия. Даже здесь не обошлось без недоразумений. Оказалось, летоисчисление, которое велось в Пизе, на целый год опережает календарь во всём мире. Так что, датой начала строительства Пизанской башни следует считать год 1173. Как утверждают некоторые историки, первыми архитекторами колокольни были Вильгельм фон Инсбрук и Боннано Пизано.
Ранее считалось, что угол наклона башни – это гениальная задумка архитекторов, жаждущих продемонстрировать свои недюжинный ум и талант. Но время опровергло данную теорию. Сам проект просто оказался неверным в корне, а вернее – в фундаменте. Чересчур маленький для такого высокого здания трёхметровый фундамент был неровно положен на слишком мягкий грунт. А возможно, Боннано Пизано ещё и просто сэкономил на фундаменте. В результате уже после возведения третьего этажа Пизанская башня на 4см отклонилась от вертикали и начала своё легендарное стремление к земле. Это случилось в 1178 году. Пизано предпочёл сбежать из города. Хотя некоторые источники утверждают, что его просто с позором выгнали недовольные горожане. Тогда же впервые были временно отложены строительные работы.
Проседающую почву укрепили, а незаконченную колокольную башню временно открыли через 20 лет в 1198 году. Следующие сто лет строительство то «размораживали», то снова откладывали. В 1233 году был возведён один этаж, и проект снова «заморозили». Во второй половине XIII века колокольне не хватало до вертикали уже полметра. И вот в 1275 году два других архитектора-оптимиста: Джованни ди Симоне и Джованни Пизано заявили, что смогут довести строительство звонницы при храме до его логического завершения. Их проекты предусматривали выравнивание Пизанской башни по вертикали. Ярусы Пизанской башни располагались таким образом, чтобы каждый последующий этаж уходил на 10см от наклонной. Но и это не принесло результатов. Пизанская башня не только не перестала крениться, но стала ещё и кривой.
Лишь внуку первого архитектора Томмазо Пизано удалось завершить «пизанскую эпопею». С 1350 по 1372 годы он занимался тем, что возводил звонницу на вершине. По его замыслу она должна была уравновесить конструкцию и остановить падение. Этого не случилось, но сама звонница выглядит поразительно вертикально на фоне башни.
Спасательные мероприятия
На протяжении всей истории существования городские власти прилагают все возможные усилия, чтобы спасти Пизанскую башню от неминуемого падения. Её неоднократно закрывали на реконструкцию, а потом снова открывали. Её поддерживали тросами, устанавливали свинцовые противовесы, проводили работы по укреплению фундамента… И всё безрезультатно. Колокольня продолжает отклоняться на юг от вертикали примерно на 1 мм за год. Правда, последняя реставрация, законченная в 2010 году сократила угол наклона Пизанской башни до 3° 54′, а земляные работы привели к тому, что, отклонившись на север на несколько сантиметров, колокольня осела. Это позволило учёным заявить о том, что падение на какое-то время остановлено.
Пизанская башня для туристов
В наши дни падающая башня, на пять метров отклонившаяся от вертикальной оси, регулярно принимает гостей. Традиционно туристы могли посетить Пизанскую башню с сопровождающим в группе состоящей не более чем из 40 человек летом с 8.30 до 20.30. Но сезон 2013 года стал первым, когда главную достопримечательность Пизы открыли для посещения до 22.00. Стоимость билета – 15 евро. Длительность экскурсии – 35 – 40 минут. Кроме звонницы на вершине, ни на один другой этаж гостей не пускают. До осмотра не допускаются дети в возрасте до 8 лет. А старшим экскурсантам стоит задуматься о своей физической форме: узкая винтовая лестница – тяжёлое испытание для людей в возрасте.
История после строительства
Между 1589 и 1592 гг.Галилео Галилей, который в то время жил в Пизе, как говорят, сбросил два ядра разных массы от башни, чтобы продемонстрировать, что их скорость спуска не зависит от их массы, в соответствии с закон свободного падения. Первоисточник для этого — биография Racconto istorico della vita di Galileo Galilei (Исторический отчет о жизни Галилео Галилея), написанная учеником и секретарем Галилея Винченцо Вивиани в 1654 году, но опубликован только в 1717 году, намного позже его смерти.
В течение Вторая Мировая Война, то Союзники подозревали, что немцы использовали башню как наблюдательный пункт. Леон Векштейн, а армия Соединенных Штатов сержант посланный для подтверждения присутствия немецких войск в башне, был впечатлен красотой собора и его колокольни и поэтому воздержался от приказа артиллерия ударь, уберег его от разрушения.[страница нужна]
Были предприняты многочисленные усилия, чтобы вернуть башню в вертикальное положение или, по крайней мере, предотвратить ее падение. Большинство этих попыток провалились; некоторые ухудшили наклон. 27 февраля 1964 года правительство Италии обратилось за помощью в предотвращении падения башни. Однако было сочтено важным сохранить нынешнюю тенденцию в связи с той ролью, которую этот элемент сыграл в продвижении туристической индустрии Пизы.
Многонациональный оперативная группа инженеров, математиков и историков собрались на Азорские острова острова для обсуждения методов стабилизации.[] Было обнаружено, что наклон увеличивался в сочетании с более мягким основанием на нижней стороне. Было предложено множество методов стабилизации башни, в том числе добавление 800 тонн свинцовых противовесов к приподнятому концу базы в качестве временного вмешательства.
Башня и соседние кафедральный собор, баптистерий, и кладбище включены в Пьяцца дель Дуомо Объект всемирного наследия ЮНЕСКО, который был заявлен в 1987 году.
Башня была закрыта для посещения 7 января 1990 г. после более чем двух десятилетий исследований по стабилизации и под влиянием внезапного коллапса Гражданская башня Павии в 1989 г. Колокола были сняты, чтобы немного уменьшить вес, а тросы были натянуты вокруг третьего уровня и закреплены в нескольких сотнях метров от них. Квартиры и дома на пути возможного падения башни были освобождены из соображений безопасности. Выбранный метод предотвращения обрушения башни заключался в небольшом уменьшении ее наклона до более безопасного угла путем удаления почвы на 38 кубических метров (1342 кубических фута) из-под поднятого конца. Наклон башни уменьшился на 45 сантиметров (17,7 дюйма), вернувшись в положение 1838 года. После десятилетия работ по восстановлению и стабилизации башня была вновь открыта для публики 15 декабря 2001 г. и была объявлена стабильной как минимум еще на 300 лет. Всего было удалено 70 метрических тонн (77 коротких тонн) почвы.
После фазы (1990–2001 гг.) Структурного усиления, Поверхность башни постепенно восстанавливается для устранения видимых повреждений, в основном, коррозии и почернения. Это особенно заметно из-за возраста башни и подверженности ветру и дождю.В мае 2008 года инженеры объявили, что башня была стабилизирована таким образом, что она перестала двигаться впервые в своей истории. Они заявили, что он будет стабильным как минимум 200 лет.
Пиза. Кафедральный собор.
Кафедральный собор Пизы, посвященный вознесению Девы Марии (Il Duomo Santa Maria Assunta), воздвигнут на месте дворца римского императора Адриана (II в.), руины которого разобрали на строительный камень. Собор и другие здания площади отделаны светлым мрамором, также добытым из древнеримской постройки. Строительство главной церкви города начали в 1063 году по проекту архитектора Бускето, а освятил его в сентябре 1118 года папа Геласий II. В конце XII века архитектор Райнальдо завершил отделку фасада, украшенного разноцветным мрамором и аркадами, которые затем будут скопированы в галереях Пизанской башни.
Стоимость посещения
18 € (≈ 1300 руб.). Заказывать нужно заранее, бронь на сутки вперёд. Детям до восьми лет подниматься на башню нельзя.
В течение следующих 600 лет башня продолжала медленно падать — каждый год наклон увеличивался на один миллиметр. Фото: PhotoFires/Shutterstock
Мифы, интересные факты
Мемориальная доска Галилео Галилея
Утверждают, что уроженец Пизы, знаменитый астроном Галилео Галилей проводил на башне свои не менее знаменитые опыты. Ученый хотел доказать, что все тела, независимо от их массы, падают вниз с одинаковой скоростью. Для этого он сбрасывал с Пизанской башни различные предметы и замерял время падения. Галилей, согласно утверждениям его ученика Винченцо Вивиани, также изучал амплитуду колебаний маятника со стен башни. К сожалению, эти факты остаются неподтвержденными, хотя нет никаких оснований сомневаться в их правдивости или правдоподобности.
Стоя в Пизанской башне, можно увидеть звездное небо
А вот вклад в строительство Пизанской башни донны Берты ди Бернардо доказан. Женщина завещала 60 сольдо на её возведение. Эти деньги были потрачены на покупку камней, которые и сегодня находятся в основании звонницы. Таким образом, женщина увековечила свое имя для потомков. Она же посеяла сомнения относительно реально задействованных на строительстве лиц: в своем послании она упоминала некоего мастера Херардо. Также известно, что в ту пору в Пизе работал строитель Диотисальви (Diotisalvi), чье участие в возведении Пизанской башни представляется более вероятным. Однако свои работы им обычно подписывались, и если он не остался в стороне от такой грандиозной стройки, то почему на колокольне отсутствует его автограф?
Согласно легенде, Пизанская башня хотела уйти вслед за архитектором…
Забавная легенда объясняет наклон Пизанской башни. Якобы строение первоначально было идеально прямым. Но власти не захотели полностью рассчитаться с архитектором. Он обратился к своему детищу: «Пойдем со мной!» На глазах у изумленной публики Пизанская башня наклонилась. Но с места, как мы имеем возможность убедиться, не тронулась. И, конечно, никак не могла: ведь это всего лишь красивое предание, в которое, однако, заключен глубокий смысл. Не исключено, предполагают отдельные историки, что архитектору действительно недоплатили…
Башня в г. Найлс, США
В американском городе Найлс, что в штате Иллинойс (пригороде Чикаго), есть двойник пизанского чуда – водонапорная башня, точь-в-точь повторяющая оригинал, в том числе и по наклону. Правда, по своим габаритам она вполовину меньше. А вот в документальном фильме «Жизнь после людей», тоже американском, рассказывается о разрушении Пизанской башни, которое, по прогнозам авторов, случится только через 250 лет.
Башня Олдехове отклоняется от своей оси сильнее, чем Пизанская башня
У знаменитой итальянской красавицы есть и мировые аналоги. В Нидерландах, например, таковой является недостроенная колокольня Олдехове, находящаяся в историческом центре города Леуварден, столицы провинции Фрисландия. Если сравнивать два объекта, то оно будет не в пользу Пизанской башни. В том смысле, что Олдехове от своей центральной оси отклоняется даже больше.
Еще две «падающие» башни находятся у нас в России, их тоже часто сравнивают с пизанской. Первая – Сююмбике, в Казанском кремле (являлась смотровым сооружением, первое упоминание относится к 1777 году). Она заметно отклоняется в северо-восточную сторону, и наклон её шпиля составляет 1,98 м. Вторая – Невьянская башня, расположенная в центре Невьянска Свердловской области (построена в 1721-1745 годах по приказу русского предпринимателя Акинфия Демидова). Она отклоняется от вертикали примерно на 1,85 м.
Башня СююмбикеНевьянская башня
Но вернемся к Пизанской башне. Наша «уклончивая» героиня проникла и в анимационное кино. Упоминание о ней есть в популярном японском мультсериале «Кругосветное путешествие кота в сапогах», снятом еще в 1969 году режиссером Кацумата Томохарой. Не обошлось без Пизанской башни и в таких современных мультфильмах производства США, как «Финес и Ферб» (2007 год) и «Приключения мистера Пибоди и Шермана» (2014 г.), где она также упоминается.
Режим работы 2021
Пизанская башня открыта ежедневно:
- с 07.01 до 22.02 и с 04.10 по 20.12 — с 09:00 до 18:00;
- с 23.02 по 23.03 и с 21.12 по 06.01 — с 09:00 до 19:00;
- с 24.03 по 30.04 и с 01.09 по 03.10 — с 09:00 до 20:00;
- с 01.05 по 31.08 — с 09:00 до 19:00-20:00.
Допуск прекращается за 30 минут до закрытия достопримечательности.
В особых случаях — при плохой погоде, по причине нарушения общественного порядка, по соображениям безопасности, во время проведения церемоний и общественных мероприятий — вход может быть ограничен без предварительного уведомления.
График работы Пизанской башни на официальном сайте
Вид на Пизу со смотровой площадки, Наталья Воробьева
Фото на фоне
И, напоследок, напоминание: не забудьте сфотографироваться с пизанской «падающей» красавицей. Ведь фото на ее фоне стали практически классикой. Приложив некоторые усилия, вам возможно даже удастся выпрямить башню. Ведь угол наклона на фото угол наклона будет зависеть от стороны с которой был сделан снимок. Например, если встать с северной или южной стороны от кампанилы, то рядом с вами окажется абсолютно ровное сооружение. А вот западная и восточная стороны предоставляют возможность увидеть «изюминку» достопримечательности во всей красе. Проявив фантазию или хотя бы побродив предварительно по просторам интернета вы, несомненно, сможете создать свою композицию с Пизанской колокольней.
Почему стоит посетить Duomo di Pisa
Пизанский собор – это действительно один из самых значимых туристических объектов и достопримечательность не только Пизы, но и всей Италии, которому определенно есть, что предложить туристам.
Одна из самых впечатляющих особенностей этого итальянского памятника архитектуры – это, безусловно, его внешний вид. Взглянув на верхнюю часть западного фасада сооружения, можно увидеть статую Марии с младенцем. По обе стороны от образа Марии расположены четыре евангелиста.
Другой выдающийся элемент внешнего оформления – это его массивные бронзовые ворота. При более детальном рассмотрении можно обнаружить, что они покрыты рельефом, изображающим различные библейские сюжеты.
Внутреннее оформление Duomo di Pisa ничуть не уступает его внешнему виду. Внутри он отделан мрамором, как черным, так и белым. Позолоченный потолок с гербом Медичи дополняет купол с фресками.
Самые впечатляющие элементы интерьера – это его массивный неф, а также красивый боковой придел. Неф Duomo di Pisa окружен гранитными коринфскими колоннами. Немногим известно, что изначально эти колонны украшали интерьер мечети Палермо. Колонны были захвачены пизанцами и привезены в город в 1063 году.
Падающая башня в Пизе.
Строить кампанилу Пизанского собора, знаменитую «Падающую башню», начали в 1173—1174 годах под руководством Бонанно Пизано (еще одним мастером, работавшим на строительстве кампанилы, был Вильгельм из Инсбрука), который возвел стены колокольни на уровень четырех ярусов. Уже в этот момент стало ясно, что грунт не выдерживает тяжести башни, конструкция дает неравномерную усадку и наклоняется. Со стройкой решили повременить, а в XIII веке архитектор Джованни ди Симоне надстроил еще три яруса, причем, стремясь визуально выпрямить башню, он увеличил высоту галерей с наклоненной к земле стороны колокольни. Вес новых этажей вновь вывел фундамент из состояния равновесия, поэтому самый верхний ярус, где теперь помещаются колокола, завершили только к 1372 году, когда работами руководил Томмазо Пизано — сын Андреа Пизано.
Соборная колокольня Пизы с южной (наклонной) стороны достигает высоты 55,86 м, но, если смотреть с севера, она выше почти на метр. Внешний диаметр восьмиярусной башни — 15,5 м, внутренний почти в два раза меньше, а толщина стен у основания превосходит 4 м. Вес конструкции составляет без малого 15 000 т (для перевозки всего камня, пошедшего на возведение башни, потребовалось бы около 400 железнодорожных вагонов).
Однако именно вес как результат желания построить на совесть стал главной причиной динамической неустойчивости здания. На протяжении столетий наклон башни менялся, менялось и его направление. До середины XIII века колокольня «падала» на север. Примерно с 1272 года до наших дней она медленно заваливается в обратную сторону. По фрагментарным данным, которыми располагают исследователи, отклонение от вертикали составляло во 2-й половине XIV века около 1,5 м. Потом крен увеличился, но в какой-то момент «Падающая башня» перестала падать. С середины XVI столетия наклон стабилизировался на значении 3,8 м к вертикали. В начале XX века Пизанская башня вновь пришла в заметное движение. В 1911-м ее наклон превысил 4 м, в 1935 году он стал 4,8 м, а в 1993 году — 5,4 м. Были проведены активные работы по спасению колокольни. Сооружение немного выпрямили (наклон стал меньше 5 м), смонтировав под ним новый 15-метровый бетонный фундамент, который, по уверениям строителей, гарантирует стабильность на следующие 100 лет.
Спасти башню
Работы, направленные на сохранение башни, начались в Италии уже через несколько лет после начала её строительства. Многие проекты нередко были просто-таки нереальными, фантастичными, невероятными и неправдоподобными. Чего, например, только стоят такие идеи, как:
- прикрепить к вершине башни огромных размеров воздушный шар, который поддерживал бы здание и не давал бы ему наклоняться;
- предложение пустить вокруг колокольни трамвай, под весом которого грунт бы утрамбовывался, и башня не давала бы усадки;
- возвести возле Пизанской башни точно такую же, которая бы отклонялась в другую сторону — и, таким образом, два сооружения поддерживали бы друг друга.
От подобных предложений, ученые, конечно же, отказались и решили остановиться на научно обоснованных проектах, направленных в основном на укрепление фундамента, которых также оказалось немало. Например, в 30-х гг. прошлого столетия для того чтобы фундамент здания стал водонепроницаемым, в него был введён жидкий цемент, а в 90 гг. на высоте первого этажа закрепили стальные кольца, покрытые специальным пластиком для предотвращения проседания конструкции.
В начале XXI века их усилия возымели успех и падение Пизанской башни удалось не только остановить, но и даже немного выпрямить.
Поскольку земля под южной частью колокольни значительно мягче, чем под северной, используя стальные тросы, противовесы и опоры, которые должны были страховать здание от падения, с северной части башни из-под основания осторожно убрали часть грунта. Земля забиралась буквально по миллиметру при помощи системы обсадных труб, в середину которых был помещен вращающийся шнековый бур, вследствие этого башня несколько осела с северной стороны, в результате чего смогла выпрямиться на 50 см
После этого все приспособления, поддерживающие башню, были сняты, и появилась надежда, что колокольня в городе простоит ещё не менее трехсот лет.
Описание Падающей башни
Главная достопримечательность города выполнена в романо-пизанском стиле. Колокольня строилась из камня, и была украшена белым и светло-серым мрамором. На входе в заведение можно увидеть барельефы, изображающие мистических животных. Верхнюю часть люнета венчает работа Андреа Гварди – скульптура Мадонны с младенцем.
1 этаж оснащен 15 полуколоннами, глухими арками и кессонами. Остальные 6 ярусов украшают изящные романские аркады, а на верхушке достопримечательности находится арочная звонница, оснащенная 7 колоколами.
- Самый первый колокол – Паскверечча, был создан еще в XII веке. Его нота – соль бемоль.
- Второй колокол называют Терца, он был отлит в 1473 году. Этот кованый гигант звучит нотой си-диез.
- Третий колокол называют Веспруччо, его создали в 1501 году. Нотой колокола является ми.
- Крочифиссо – четвертый колокол, отлили в XVI веке, и переплавили в 1818 году. Его нота – до-диез.
- В 1606 году был создан пятый колокол Даль Поцо, звучащий нотой соль. В годы Второй мировой войны он был уничтожен. Спустя некоторое время Даль Поцо реконструировали и поместили в музей, а его место заняла точная копия в 2004 году.
- Самый большой колокол, звучащий нотой си, называется Ассунта. Он является творением Джованни Пьетро Орланди.
- Также в звоннице имеется колокол Сан Раньери. Его нота – ре-диез. Его постоянно переплавляли, последний раз колокол был отлит в 1735 году.
В Средневековье каждый колокол звонил в определенный час, комплексные звуки металлических гигантов никогда не звучали. Сегодня колокола Падающей башни звонят ежедневно в полдень.
Высота 8-ярусной Пизанской башни насчитывает 56 м 70 см – на самой высокой стороне, и 55 м 86 см на низкой стороне. Основание достопримечательности имеет диаметр 15 м 54 см. Толщина стен варьируется в пределах 2 м 48 см до 4 м 90 см. Ближе к вершине толщина стен конструкции уменьшается. Знаменитая пизанская достопримечательность весит 14 453 тонны.
Основание башни отклоняется от вертикальной оси на 4 м. Вершина здания наклонена еще больше – на 5 м 30 см от вертикальной оси. Угол наклона Пизанской башни равен 3°54ʼ. На самый верх колокольни ведут 294 ступеньки. Преодолев их, туристы выходят на смотровую площадку, и любуются живописными видами Площади Чудес и ее окрестностей.
Пизанская башня в наши дни
Существует множество версий, почему же башня отклонилась от первоначальной оси. Одни говорят, что это потому, что строители сэкономили на фундаменте. Другие отмечают, что это может быть из-за того, что одну часть фундамента заложили в твердом грунте, а другую в мягком. Третьи считают, что при строительстве использовались насосы для откачки воды, что не допускается, так как приводит к стеканию другой части воды в сторону. Изучение феномена продолжается, однако окончательно причина возникновения крена не определена.
Пизанская башня на сегодняшний день достигает высоты 55 метров. Она имеет цилиндрическую форму. Состоит из 7 ярусов, наверху располагается звонница. 6 центральных этажей дополняются декоративными аркадами, оформленными восточными узорами.
Изъян архитектуры сейчас воспринимается, как настоящее чудо. Каждый год огромное число туристов съезжается к Пизанской башне. Одно дело смотреть на нее на картинке, а совсем другое — увидеть своими глазами. Забираясь на самый верх колокольни, а для этого понадобится пройти почти 300 ступеней, с самого начала пути ощущаешь, насколько здание завалено на бок. Совершенно не понятно, как башня вообще простояла столько лет.
Кстати, отклонение со временем все-таки увеличивается. Так, к началу XX века башня отклонялась от своей оси на 4,3 метра, а сегодня уже на 4, 6 метра. Каждый год наклон увеличивается на 6-7 мм. Средневековые архитекторы предполагали, что когда отклонение составит 3 метра, башня непременно рухнет, однако этот рубеж уже давно пройден, а колокольня все продолжает стоять.
Итальянское правительство выделяет каждый год значительную сумму денег, чтобы приостановить дальнейший крен. В основание вливают жидкий бетон, стекло и цемент, пытаются уплотнить почву, постоянно учитывают с помощью электроприборов уровень нагрузки (с 1990 года туристов внутрь не пускают). Пока ни одно из этих мероприятий не помогло — крен неумолимо увеличивается. Однако поиск нужного решения продолжается. Ставки высоки: Италия может лишиться одного из своих символов.
Строительство
Возводить башню на Площади чудес начали ещё в далеком 1172 году, а за строительство отвечал Боннано Пизано. Работы длились недолго, поскольку, после того, как был построен первый этаж и два кольца колоннад над ним, архитектор обнаружил, что конструкция начала давать крен и отклонилась в южную сторону от вертикали на пять сантиметров – начав строительство, мастера не учли особенности почвы (с юго-восточной части постройки грунт оказался мягким, глинистым, склонным к проседанию и размыванию из-за активных подземных вод). Сразу после этого строительные работы прекратили, а Пизано покинул город.
Поскольку к этому времени возвели уже целых три этажа, местные специалисты провели работы по укреплению почвы, а в 1198 году башню даже на некоторое время открыли.
Продолжились строительные работы в 1233 году, а ещё через тридцать лет, в середине шестидесятых сюда был доставлен мрамор для дальнейшей обработки и применения. Уже в 80-х годах XIII века были возведены шесть этажей колокольни, а сама башня к этому времени уже отклонилась от своей оси на 90 см.
Строительные работы были закончены только в 1350 году, когда Андреа Пизано закончил строительство восьмого этажа, на котором была размещена звонница (при этом башня к этому времени отклонилась от вертикали на 1,43 м).