Где находится элиста в россии

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

 

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте


Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте.
4

Когда-то на месте буддийской святыни в Элисте находился завод. После визита в город далай-ламы в 2004-м году, здесь основали буддийский храм (хурул), который духовный лидер освятил перед возвращением в Тибет. В высоту обитель составляет 56 м, внутри расположена 12-метровая скульптура Будды, самая большая в Европе.

Попасть на территорию храма можно через южные ворота. Вокруг обители построено 17 пагод со скульптурами. Установлены и многочисленные молитвенные барабаны: считается, что если помолиться возле них и покрутить барабаны, молитва быстрее достигнет небес и будет услышана. У лестницы, ведущей в храм, установлена статуя Белого старца – калмыцкого божества.

Золотая обитель роскошна и снаружи, и изнутри; стены украшены росписями. На первом ярусе действует библиотека, читальня и конференц-зал. На втором расположен молельный зал и статуя Будды. При храме работает сувенирный магазин, где продают украшения и благовония.

Адрес: Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия, Россия.

Деревня Адык


Деревня Адык.
3

Адык представляет собой этнографическое поселение. Здесь туристы могут прикоснуться к загадочной и тонкой культуре Калмыкии. В калмыцком эпосе «Джангар» воспета страна Бумба, обетованный край. Ненадолго перенестись в этот мифический край можно, посетив деревню Адык.

Концерты горлового пения, уроки стрельбы из лука, знакомство с национальными блюдами калмыцкой кухни (чай с солью и молоком, запеченный в золе барашек) – это лишь немногие здешние диковинки. Посещение Адыка подарит массу ярких впечатлений и эмоций и детям, и взрослым.

Адрес: Адык, Калмыкия, Россия.

Поля тюльпанов и цветочный фестиваль


Поля тюльпанов и цветочный фестиваль.
5

Жители богатой на природные чудеса республики Калмыкии умеют тонко чувствовать красоту. Из обыденного, казалось бы, природного явления – цветения тюльпанов – они сделали настоящее событие, ежегодный фестиваль цветов. Проходит он всегда в апреле, когда поля буквально усеяны тюльпанами разных расцветок – красными, белыми, желтыми. Вблизи полей разбивают экологические стоянки, обустраивают этнические кафе.

В программу развлечений входят:

  • Музыкальные концерты;
  • Конные прогулки;
  • Полеты на дельтапланах;
  • Лекции и беседы.

Считается, что только на территории Калмыкии тюльпаны произрастают в естественных условиях, без вмешательства человека. Несмотря на охранный статус, некоторые виды тюльпанов стремительно исчезают. Рвать цветы, разумеется, запрещено, вредить им как-то иначе (например, ездить через поля на автомобиле) тоже.

Местные рассказывают, что в степи можно встретить также уникальный черный тюльпан. Если такое случится, касаться его нельзя, нужно просто загадать рядом с ним желание, и оно сбудется.

Адрес: Уралан, Республика Калмыкия, Россия.

2. Почувствовать себя в другой стране, не выезжая из России

Тот факт, что большая часть калмыков практикует буддизм, наложил определённый отпечаток на архитектурный облик городов республики. Особенно много колоритных памятников, конечно же, в Элисте. Например, несколько субурганов (монолитных ритуальных сооружений): Ступа Примирения, Ступа Просветления, Пагода Семи дней. У входа в парк «Дружба» можно увидеть Золотые ворота «Алтн Босх» с иллюстрациями, посвящёнными прошлой и настоящей жизни калмыцкого народа. Все эти необычные постройки напоминают то ли Тибет, то ли Индонезию, то ли Китай — всё зависит от силы вашего воображения и туристического опыта

Поверьте, снимки этих достопримечательностей точно не останутся обделены вниманием в вашем Инстаграме!

А вот жилые районы столицы республики ближе к Чесс-сити (району, построенному к XXXIII Шахматной Олимпиаде в 1998 году) похожи на улицы Узбекистана: дома закрыты от палящего зноя и степной пыли специальными резными панелями.

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

 

Питомник Яшкульский


Питомник «Яшкульский».
6

Питомник находится в одноименном районе, в 80 км от Элисты. Здесь разводят и охраняют степных сайгаков. Это древнее животное считается «живым ископаемым», оно обитало на планете еще во времена мамонтов и саблезубых тигров. В природе этих исконных жителей Калмыкии осталось очень мало: сейчас животные находятся на грани истребления. Их разведение в неволе – единственный способ увеличить популяцию и уберечь вид от вымирания.

В Яшкульском питомнике сайгаки занимают обширную территорию в 62 гектара. Туристы могут понаблюдать за их жизнью из биноклей или вблизи – в вольерах. Территория обнесена изгородью под напряжением, чтобы ни дикие животные, ни браконьеры к сайгакам не приблизились.

Адрес: Улан Эрге, Респ. Калмыкия, Россия, 359154.

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  2. Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

 

Климат и экология Элисты

Климатические условия здесь характерны для степей. Засухи – вполне привычное явление. Зимой в Элисте достаточно холодно, а летом жарко. Абсолютные значения на сегодняшний день -34°С и + 42,9°С были зафиксированы давно, в 1935 и 1940 годах соответственно. В связи с глобальными метеорологическими процессами последних лет стоит ожидать падения этих рекордов.

Общую экологическую ситуацию нельзя охарактеризовать, как благополучную. Свою лепту в загрязнение окружающей среды вносят предприятия нефтехимического комплекса, но в связи с тем, что особо крупных промышленных объектов здесь нет, большую часть всех вредных выбросов создает автомобильный транспорт.

Более 80% всех сточных вод относится к загрязненным. Действующие полигоны отходов не соответствуют современным требованиям, здесь не применяются промышленные методы их утилизации.

Когда приезжать в Элисту?

Наряду с традиционными праздниками калмыки отмечают также свои национальные торжества, и приезжие могут окунуться в эти замечательные действа.

Помимо обычного Нового года калмыки отмечают также Зул – праздник зимнего солнцеворота, припадающий на 22 декабря. Зул в переводе с калмыцкого означает светильник и действительно в этот день огоньки зажигаются повсюду: в храмах, в домах, на улицах. Калмыки верят, что чем больше будет огоньком, тем больше будет удачи в следующем году. Поэтому 22 декабря на улицах Элисты нет недостатка в огоньках и огнях. Кстати на калмыцкий Новый год не принято пить спиртное, вместо алкоголя на праздничном столе присутствует традиционный чай джомба.

В начале марта калмыки отмечают Цаган сар или Белый месяц. Этот праздник знаменует окончание зимы и, конечно же, немного перекликается со славянкой Масленицей. Праздник был основан кочевниками, которые радовались, что грядёт окончание холодному и голодному времени года. В этот день на столах в калмыцких домах традиционно много угощений. Главная еда Цаган сара — это борцоки – обжаренные в масле комочки теста. Если искать аналог борцокам среди русских яств, то это, пожалуй, хворост. Борцоки символизируют сытую и богатую жизнь, а также готовность защищать свой дом. Дети, которые уже отделились от родителей и живут отдельно, в Цаган сар обязательно посещают отчий дом.

А если приехать в Элисту в июне, то можно попасть на празднование торжества единства земли и воды. Это событие происходит в полнолуние. В этот день принято обрызгивать весь имеющийся в хозяйстве скот кумысом, а потом всей семьёй садиться за щедрый стол.

Праздник тюльпанов является самым молодым праздником Республики Калмыкия. Его ввели в 1990 году. Дело в том, что в апреле вся территория Калмыкии покрывается цветущими тюльпанами. Было решено отмечать праздник тюльпанов во второе воскресенье апреля. В этот день вся Республика выходит на народные гуляния. Кстати самый известный калмыцкий ансамбль носит название «Тюльпан». Артисты прославились на весь мир исполнением народных калмыцких танцев.

В Калмыкии до сих пор сохраняются в почёте традиции предков. Например, калмыцкая молодёжь очень уважительно относится к старшим. Гости города Элиста, конечно, замечают подобное отношение молодёжи к пожилым людям и это похвально.

Элиста — это сердце Калмыкии, впитала в себя богатое культурное наследие и дух традиций. Приехав сюда можно не только познакомиться с буддийскими святынями и бескрайними степями, но и поучиться у калмыцкого народа мудрости и спокойствию. Невероятно интересен и местный фольклор, да и сама история этих мест заслуживает детального изучения и уважения.

Католицизм появился в Калмыкии приходам сюда поволжских немцев

Католики появились в Калмыкии в середине XIX века, когда здесь стали селиться поволжские немцы. Кроме того, развитию католицизма здесь способствовали участники польского восстания 1863 — 1864 годов, отправлены сюда в ссылку.

XIX
в этом веке в Калмыкии стали селиться поволжские немцы, принесшие сюда католичество

Естественно, что при доминировании буддизма и православия, а также из-за малочисленности прихожан, Католическая церковь не смогла завевать господствующее положение в том регионе.

Приход святого Франциска Ассизского. Католическая церковь в Элисте. Католицизм в Калмыкию принесли поволжские немцы. Фото: kalmykiatour.com

Жизнь католической общины Карелии активизировалась только в 1993 году, когда в республике было совершенно первое католическое богослужение. В следующем году в Элисте был зарегистрирован католический приход во имя Франциска Ассизского.

В 1995 году власти зарегистрировали еще 2 прихода: Антония Падуанского в Городовиковске и Максимилиана Кольбе в селе Весёлом Городовиковского района. В 1996 году в Элисте, Городовиковске и Весёлом построены часовни, при элистинском приходе действуют молодежный центр «Ассизи» и воскресная школа для детей.

1993
в этом году началось католическое движение в Калмыкии, через год зарегистрировали первый приход

Католическими приходами в республике ведает францисканский орден. Эти приходы входят в состав католической Саратовской епархии. Карельских католиков не более 150 человек. В основном по национальности они немцы, поляки, есть небольшое число русских и армян.

Мемориальный комплекс «Исход и возвращение»


Мемориальный комплекс «Исход и возвращение».
3

Необычного вида памятник был открыт в Элисте в 1996-м. Он посвящен жертвам сталинских репрессий и депортации населения Калмыкии в 1943-м из-за якобы коллаборационистских настроений народа. Композиция включает несколько частей: сам памятник, вагон и мемориальную табличку. Вагон символизирует железную дорогу, по которой калмыков переправляли в Сибирь.

Памятник «Исход и возвращение» в высоту насчитывает 2,7 м. В основании закопана капсула с сибирской землей. Монумент достаточно сложный, включает множество образов и символов. Например, на нем изображена овечка, символизирующая кротость и смирение, оружие, означающее насилие, череп, символизирующий прошлое. Также на монументе изображен Будда, эмбрион, лошади и лотос.

Адрес: Исход и Возвращение, Элиста, Калмыкия, Россия.

Животный и растительный мир[править | править код]

На территории республики обитают около 60 видов млекопитающих. На водоемах Калмыкии гнездятся около 130 видов птиц и более 50 видов встречаются во время сезонных миграций. 20 видов пресмыкающихся и 3 вида земноводных. В пределах республики отмечено 23 вида птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Численность популяции сайгака колеблется от 8 тыс. до 10 тыс. голов

Территория республики находится в зоне полупустыни, характерной особенностью которой является комплектность растительного покрова, проявляющаяся в сочетании степных и пустынных участков, и является самым безлесным регионом Российской Федерации.

Авторы Гайдпарка

  • Александр Попов

    ВКС России меняют «Крокодилов» на «Аллигаторов»

    Читать полностью

  • Prokasniza nl

    Кого и от чего защищают маски?

    Читать полностью

  • Николай Холявченко

    Спаси и помилуй, Господи!

    Читать полностью

  • Polli Serova

    Новый взгляд на жизнь Максима Шугалея после освобождения из ливийской тюрьмы

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Странная любовь кавказца

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Мои Теплые воспоминания командированного в советскую Армению

    Читать полностью

  • Василий Кириллов

    Надо ли переименовать ст. метро Комсомольская кольцевая в Герои Отечества?

    Читать полностью

  • Офшор Михалыч

    Что сделают с Сокуровым?

    Читать полностью

  • Prokasniza nl

    А вы кого поддерживаете — Сокурова или Кадырова?

    Читать полностью

  • Игорь Забродин

    А нужны ли нам импортные вакцины?

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Больничная жуть

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Человек, который пришёл убивать

    Читать полностью

Большое Яшалтинское озеро


Большое Яшалтинское озеро.
3

Водоем находится в одноименном районе Калмыкии и издавна славится целебными свойствами. Другое его название – Солёное озеро или Шавур-Толга. Озеро имеет форму чаши, площадь составляет 40 км. Уровень минерализации различается в зависимости от времени года.

Уникальная грязь Большого Яшалтинского озера используется для лечения множества недугов, например, опорно-двигательного аппарата, кожи, нервной и половой систем. На территории оборудованы грязелечебницы. Оставаться в озерной воде разрешено не более 20 минут, иначе соль может вызвать кожный ожог. 

Среди достопримечательностей озера – остров тюльпанов. Цветами можно любоваться, но ни в коем случае не рвать: выпишут штраф, да и цветы погибнут зря. Преобладают тюльпаны красных и желтых тонов.

Также в окрестностях озера и острова обитают табуны диких лошадей. Покататься на них не получится, а вот на прирученных домашних конях – без проблем. Конная прогулка по степным просторам – шанс познакомиться с калмыцкой природой и ощутить себя настоящим кочевником.

Адрес: Большое Яшалтинское, Калмыкия, Россия.

Население Элисты

Численность жителей Элисты по последним статистическим данным (2014 г.) составляет чуть более 104 тысяч человек. Эта цифра остается практически неизменной с 2002 года. Период «лихих девяностых» оценить невозможно, так как официальных данных не приведено.

Самая первая достоверная перепись населения утверждает, что в 1939 г. население Элисты было 17 100 человек. Этот город является самым большим населенным пунктом Республики Калмыкия.

В период с 1943 по 1957 год национальная автономия была упразднена. Калмыков депортировали и они начали возвращаться сюда только после их реабилитации, когда был развенчан страшный и ужасный «культ личности Вождя всех народов». После этого здесь были активизированы работы по восстановлению и реконструкции, появились новые промышленные предприятия. Это отразилось и на демографической ситуации, что отражают следующие цифры: 1959 г. – 23 171 чел., 1979 г. — 70 282 чел.

Начало перестройки ознаменовалось прекращением роста численности населения. Единственное значимое событие того периода – это первое во всей истории Советского Союза массовое заражение местных жителей ВИЧ.

В Элисте работают научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Несмотря на небольшие размеры города, в нем расположены и функционируют шесть филиалов университетов федерального уровня и собственный Калмыцкий государственный университет. Есть здесь также колледжи и техникумы, более двух десятков школ и гимназий.

В качестве основных источников влияния на культурный уровень населения последних лет можно отметить буддистские традиции и верования, а также шахматы.

На заднем плане Калмыцкий государственный университет

Название народа

Сами калмыки называют себя “хальмгуд”. Как считают языковеды, слово это принадлежит к тюркским языкам, а его основа “хал-” (“гал-”) означает “отделение”. Относительно такой интерпретации самоназвания и привычного нам слова “калмык” высказывался русский учёный В.М.Бакунин, что много лет жил в Калмыки. Он писал:

Это определение очень ярко отражает историю калмыцкого народа. В трудах немецкого исследователя Петра Палласа отмечается, что калмыков действительно можно назвать отделившимся племенем от основной группы своих предков — ойрат-монголов.

Его коллега Б.Бергман не согласен с этой теорией. По его мнению, “отступниками” калмыков называли из-за отказа от шаманизма, который являлся господствующей религией их предков. На мой взгляд, первая гипотеза вернее, поскольку сами исторические факты говорят в её пользу.

Калмыки в 1917 году

Города Республики Калмыкия

Элиста — столица республики. Население — 104238 чел. В переводе с калмыцкого, «Элиста» означает «песчаный». Город был основан в 1865 году русскими переселенцами. Хотя на этом месте калмыки и раньше устраивали свои стоянки, постоянного поселения там не было.

Вскоре здесь возникла крупнейшая ярмарка скота, на которую съезжались со всей калмыцкой степи. В советское время, после возвращения калмыков из депортации, город постепенно восстанавливался и развивался. Здесь были построены заводы по производству стройматериалов. На этом индустриальный бум в Элисте закончился.

Сегодня Элиста — центр буддизма, туризма и шахматизма (то есть — шахматного спорта:) Вместо с тем, в Элисте много учреждений науки и культуры. ВУЗы Элисты выпускают в основном гуманитариев, и это естественно, так как серьезных высокотехнологических производств в Калмыкии нет. Можно сказать, что Элиста — это рай для калмыков

Людям других национальностей стоит обратить внимание на другие города, в других регионах

Лагань — небольшой город с населением в 13,7 тыс. человек. Находится в 9 км от Каспийского моря. Была основана в 1871 году русскими переселенцами как небольшой поселок рыбаков. Долгое время эти земли относились к Астраханской области, и лишь в 1927 году были включены в состав Калмыкии.

С 1944 по 1991 год город назывался Каспийский. Главной достопримечательностью города является розовый лотос, в изобилии цветущий в окрестностях города. Другие достопримечательности — Лаганьский хурул, Ступа Просветления в том же хуруле, и Лотосовая ступа в городском парке.

Розовый лотос стал приманкой для туристов, приезжающих в Калмыкию. Фото by olegmozg (http://fotki.yandex.ru/users/olegmozg/)

Троицкое — село с населением 12,3 тыс. чел. Основано в 1862 году поселенцами из Воронежской губернии. Сейчас в Троицком живут люди самых разных национальностей — русские, калмыки, немцы, украинцы и т.д. Из производств можно отметить только предприятия пищевой промышленности. Из достопримечательностей — традиционный для Калмыкии хурул и памятник жертвам депортации.

Золотые ворота в Элисте


Золотые ворота в Элисте.
9

Золотые ворота в столице республики – узнаваемый символ города. Построили их в 1990-х. Ворота представляют собой арку высотой 15 м. Она выдержана в стиле традиционной буддийской архитектуры и увенчана золотистой крышей с загнутыми кверху краями. Опирается она на красные колонны. Ворота декорированы сценами из истории республики.

Сооружение символизирует священный порог. Переступая через него, человек проходит духовное очищение. Считается, что если пройти сквозь врата, можно ощутить прилив сил и энергии. Если в этот момент еще и зазвенят колокольчики, нужно загадать заветное желание. Арка – излюбленное место у новобрачных, входящее в обязательные точки для свадебных фотосессий.

Адрес: Золотые Ворота, А154, Элиста, Калмыкия, Россия.

Элиста — центр степи

В Республике Калмыкия всего три города: уже упомянутый Лагань, Городовиковск с населением немногим больше 8 тысяч человек и столица — Элиста, играющая роль культурного, религиозного и экономического центра. Здесь проживают представители всех мировых конфессий, хотя большинство исповедует буддизм. Поэтому город полон соответствующими атрибутами. Пагода Семи Дней, выполненная в классическом буддистском стиле, располагается прямо на центральной площади Ленина. Неподалёку красуются Золотые ворота, ведущие к мемориальному комплексу в парке Дружбы.

Интересный факт: Калмыкия стала первым субъектом РФ, где шахматы попали в обязательную часть школьной программы.

Здесь же располагается один из крупнейших в Европе буддистских храмов Золотая обитель Будды Шакьямуни. 63-метровое здание вмещает в себя самую большую в России и Европе статую Будды, сам же храм, соответственно, является духовным центром республики и местом паломничества для остальных буддистов региона. В 1998-м Элиста принимала чемпионат мира по шахматам, для гостей и участников был отстроен новый район, получивший имя Сити-Чесс. Сегодня он остаётся одним из самых востребованных мест столицы, играя роль общественно-делового и культурного центра.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

 

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Парк «Дружба»


Парк «Дружба».
2

Главная природная и рекреационная зона Элисты была основана в 1935-м. Согласно проекту, в парке «Дружба» предполагалось строительство стадиона, детской площадки, точек питания и читального зала. Открытие состоялось в 1940-м по случаю 500-летия калмыцкого эпоса «Джангар».

Парк сильно пострадал во время немецкой оккупации в ВОВ и последующие годы. В 1965-м в нем основали мемориальный комплекс. На рубеже XX и XXI вв. прошла реконструкция. Были построены новые заведения питания, для чего часть деревьев вырубили.

Сейчас на территории парка «Дружба» туристы могут видеть следующие объекты:

  • Статуя Будды;
  • Аллея Героев;
  • Мемориальный комплекс;
  • Памятники;
  • Фонтаны и скульптуры;
  • Золотые ворота;
  • Ротонда «Лунный календарь»;
  • Дубовая роща;
  • Стадион и др.

Адрес: Дружба, улица В. И. Ленина, Элиста, Калмыкия, Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector