Грузоперевозки между городами астрахань (астраханская область)

История музея

У истоков этого большого дела стояли настоящие энтузиасты. Был создан общественный совет музея, в который вошли учитель истории Николай Иванович Буханов, ветеран партии Алексей Бембеевич Кожейников, комсомольский работник Цагана Багиевна Тагирова, работник райкома партии и участница войны Мария Васильевна Зозуля. Им помогали едва ли не все жители городка, с энтузиазмом встретившие создание музея.

Открытие музея состоялось накануне большого по тем временам праздника – 60-летия Великого Октября, 3 ноября 1977 года. Первым директором музея стал учитель истории местной школы Николай Иванович Буханов, который был инициатором создания музея и много лет впоследствии отдал его созданию, пополнению коллекций и просветительской работе в целом. В последующие годы на посту руководителя музея сменилось много людей, все они были частью музея и немало сделали для него. Сейчас филиал возглавляет Герензал Анханова, а рядом с ней продолжает работать смотрителем бывший руководитель филиала, много лет отдавшая музею Марина Эрдин-Горяева. Она знает каждый экспонат и его историю, как и историю родной Лагани в целом. Много часов она провела не только с обычными посетителями музея, но и с научными работниками, которые часто приезжают сюда с экспедициями. Любят посещать музей и иностранные делегации.

В первые годы после своего открытия в музее работало два зала – зал дореволюционного прошлого и зал истории советского общества.

Экспозиции первого зала рассказывали об истории появления поселка, о его первых жителях – переселенцах из соседних губерний, основным занятием которых было рыболовство. Ему тоже был посвящен отдельный стенд, было несколько экспонатов в виде первых рыболовецких снастей. Тут же рассказывалось и о том, как в поселок пришла советская власть, как боролись местные жители за ее становление.

Во втором зале рассказывается о том, как изменилась жизнь лаганцев с приходом советской власти, – сколько открылось промышленных предприятий, школ, детских садов, как выросло благосостояние людей. В этом же зале – история о переименовании поселка в Каспийский (прежнее название городу вернули только в начале 90-х), а потом и присвоение Лагани статуса города.

Местные жители очень тепло встретили открытие музея – его коллекция начала пополняться различными старинными вещами, которые они приносили из дома, фотографиями и письмами из домашних архивов и теми экспонатами, которые находили сами работники и создатели музея.

Уже через пять лет стало понятно, что небольшое помещение, в котором располагался музей, не вмещает ни экспонаты, ни желающих посетить музей. Переселение музея на новое «место жительства» произошло в мае 1984 года – им стало уникальное историческое здание, входящее в реестр деревянного зодчества Республики Калмыкия. Это уютный домик на улице Советской (в прежние времена называвшейся попросту – Главной), построенный в 1934 году для одного из крупнейших предприятий республики – Калмрыбпромтреста. В это же время Министерство культуры РСФСР присваивает музею почетное звание Народного, а через полгода он становится филиалом Национального музея Республики Калмыкия имени Николая Николаевича Пальмова.

С переездом в новое здание музей постепенно расширил свою работу – на данный момент в музее около трех тысяч экспонатов, за каждым из которых – история. Сейчас здесь работают три постоянных зала с выставками.

Экспонаты музея

Встречает посетителей «Зал боевой славы», где хранится много уникальных документов, фотографий, писем, собственноручно написанных участниками Великой Отечественной войны.

Этот зал особенно важен для лаганцев и всех жителей Калмыкии по той простой причине, что споры о вкладе калмыков в победу над фашизмом продолжаются до сих пор. На оккупированной территории Калмыкии во время войны размещались органы немецкого военного командования, проводилась вербовка местных жителей в немецкие войска. По разным данным, около 7 тысяч калмыков принимали участие в войне на стороне вермахта, в целом настроение в республике было неустойчивым. Это послужило поводом для упразднения республики Калмыкия и депортации ее жителей в Сибирь и на Алтай. И эта трагическая часть истории города также отражена в экспозициях местного музея. Наряду с этим – история тех, кто честно защищал свою родину от фашистских захватчиков, ветеранах и участниках этой страшной войны, о работниках тыла и о строителях дороги жизни Кизляр-Астрахань, менее известной, но не менее значимой, чем дорога жизни блокадного Ленинграда.

Здесь же – история о реабилитации. Как раз о ней и рассказывает следующий зал музея, который так и называется «Калмыцкий быт и культура».

Именно здесь бережно хранят и собирают предметы калмыцкого быта. В этой экспозиции – рассказ об истории, традициях и обычаях калмыков. Здесь можно увидеть интерьер традиционного калмыцкого жилища – юрты, музыкальные инструменты, посуду и национальную одежду.

Поскольку Лагань – город многонациональный, изначально заселявшийся крестьянами соседних губерний, преимущественно русскими по национальности, то рядом с калмыцким бытом здесь соседствует и русский. Здесь можно узнать о том, как появились первые люди на этом небольшом острове среди бушующего Каспийского моря, как переправлялись они на утлых суденышках в Астрахань, с которой только и имелась хоть какая-то связь и где продавали они свой улов. А дальше – о том, как мелело постепенно Каспийское море, в связи с чем, превратился остров сначала в полуостров, а потом и в часть суши Прикаспийской низменности. Связь с морем жители поселка стремились сохранить с помощью рытья каналов, которых здесь несколько. Сейчас отсюда до моря – 9 км пешком по заросшей камышом местности или на катере по этим самым каналам.

Но рыболовецкий промысел в городе не забыт – потомки тех первых поселенцев Лагани, что смотрят на нас с фотографий в музее, по-прежнему ловят рыбу и развивают свой город.

Расскажут здесь и о самом Каспии много интересного. К примеру, о том, что море раньше называлось Гиранским, а также о флоре и фауне Прикаспийской низменности, где сохранились такие животные, как сайгаки. А поля тюльпанов и заросли лотосов привлекают сюда множество туристов.

Все это можно увидеть в Лагани, сочетающей в себе новое и старое. Здесь памятник Ленину соседствует с буддистским хурулом, традиционными молитвенными барабанами и ступой просветления, где можно загадать желание. Вросшие в землю домики соседствуют с красивыми современными зданиями, хранилище старых ржавых кораблей, напоминающих о былой близости моря, – с новыми катерами и яхтами.

Среди сувениров, которые можно привезти из Лагани, калмыцкий камень – кахолонг, красивый белый камень, называемый еще калмыцким агатом или жемчужным агатом. Здесь можно попробовать настоящий калмыцкий чай, очень сильно отличающийся от того, к которому мы все привыкли, вдоволь наесться лаганской ухи и попробовать уникальные калмыцкие борцоки, разновидность русского хвороста или украинских вергунов, главный смысл которых – в форме изделия, символизирующих разные времена года. Борцоки бывают обрядовые или просто с пожеланиями счастья гостям. И, конечно же, можно сделать множество фотографий как на степных просторах, среди живой природы, так и у буддистских артефактов и символов советского прошлого и российского настоящего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector