Азербайджан — религия

Выбор будущей жены

Любой парень в первую очередь оценивает внешность девушки. А его родители наводят справки о ней и ее семье. И если их чем-то не устроит выбранная сыном девушка, то сразу говорят об этом юноше. Конечно, парень всегда прислушается к мнению родных, ведь плохого они не посоветуют.

В случае одобрения избранницы родителями, жених просит одну из своих родственниц разузнать о ней как можно больше информации. Названая сваха наводит справки не только самой невесте, но и ее семье

Особо обращается внимание на финансовое положение девушки, по нему судится, сможет ли жених удовлетворить запросы будущей жены

Выясняется качества девушки:

  • Как она держит себя на людях, скромна ли.
  • Насколько она хозяйственная.
  • Оценивается кулинарное мастерство.
  • Состояние здоровья.
  • Образование.

Самое интересное, что возраст предполагаемой невесты не имеет значения. По обычаям азербайджанской свадьбы девушку могут выдать замуж, начиная с 14 лет. После улаживания первоначальных этапов в дом девушки посылается кто-то из родни. Если согласие получено, тогда переходят к сватовству.

Азербайджанцы: общая характеристика мужчин

Большинство из них короткие — 170-175 сантиметров. У них густые черные брови и крупные черты лица, но, несмотря на это, им не хватает типичных кавказских черт лица. Прежде всего, у них прямой нос и светлая кожа.

Они всегда одеты строго и элегантно и выглядят как минимум элегантно и респектабельно.

По сравнению с другими кавказскими этносами они спокойные и порядочные люди. Любой конфликт с ними разрешается без крика и расплаты. Но в них проявляется и кавказский характер: во время празднования национальных или религиозных праздников.

У этих людей длинная печень, средняя продолжительность жизни азербайджанских мужчин составляет 70-72 года. В республике есть талышское село, возраст многих жителей которого достигает 110 лет.

Какие религиозные праздники в Азербайджане

  • Ураза-байрам. Мусульманский праздник, зародившийся ещё в 624 году новой эры, во времена пророка Мухаммеда. Отмечается в первый день месяца Шавваль, по поводу прекращения поста, длящегося весь священный месяц Рамадан. Верующие в этот день одеваются в лучшую свою одежду, приветствуют друг друга специальным праздничным приветствием, звучащим как: «Ид мубарак!» (в переводе: «Благословенного праздника!»), и совершают ид-намаз, что по-простому — праздничная молитва.
  • Курбан-байрам. Опять-таки мусульманский праздник, который отмечается по поводу жертвоприношения, совершённого Пророком Ибрахимом, когда Пророк должен был принести в жертву собственного сына, по повелению Аллаха, однако повеление это оказалось всего лишь испытанием веры Ибрахима, и в последний момент Пророк был остановлен от заклания сына. Празднование начинается через 70 дней после ураза-байрам. В этот день мусульмане совершают полное омовение, надевают чистую праздничную одежду и идут в мечеть, где делают праздничный намаз и поют такбир – славословие Аллаху. После этого звучит проповедь, во время которой имам-хатыб или мулла разъясняет, какое значение имеет жертвоприношение. После посещения мечети, верующие совершают посещение кладбищ, с молитвами об усопших. Не обходится и без ритуального заклания и принесения в жертву животного.

  • Ашура. Ещё один праздник мусульманского народа, который мы упоминали уже в разделе: «Ислам». Он отмечается в 10 день месяца Мухарран. Интересно, но Ашура не имеет какого-то общего для всех мусульман значения.
  • Шииты отмечают его как день траура по имаму Хусейну и другим шиитским мученикам. Они вспоминают битву при Кербеле, в которой и был убит достопочтенный Хусейн со своими соратниками. Церемонии, носящие название «тазия» проходят так: во дворах мечетей проходят чтения повестей о страданиях имама и его соратников, по улицам города ходят процессии скорбящих, которые (случается и такое) истязают себя кинжалами, нанося удары по своим телам. Поэтому Ашуру часто называют «кровавым» праздником.
  • У суннитов празднование назначается по другому поводу. Траурные церемонии по имаму Хусейну они тоже проводят, но они ничем не отличаются от обычных траурных собраний. Согласно преданиям, в этот день Ноев ковчег пристал к суше, после долгих дней скитаний по водяной пустыне, а также, именно в этот день пророк Муса перевёл детей Исраила через море, пройдя по морскому дну. В Ашуру сунниты постятся, и хотя пост не является обязательным, но его соблюдение приветствуется.

Азербайджано-французское молодежное объединение (AFYA)

Азербайджано-французская молодежная ассоциация (AFYA) была создана в 2003 году группой азербайджанских студентов, обучающихся в Париж. Первым президентом ассоциации был Бабек Исмаилов, учившийся в то время в Париже. В последующие годы руководителем организации была Мирвари Фаталиева. Более 50 членов AFYA — азербайджанцы, французы и иностранцы, проживающие во Франции. Основная цель AFYA — укрепление дружеских отношений между Азербайджаном и Францией, а также поддержка развития экономических, научных и культурных связей, а также обмен информацией об азербайджанской культуре, истории, успехах и даже проблемах. Организация осуществляет деятельность и проекты в Париже, а также в разных городах Франции. Председателем Азербайджано-французского молодежного объединения является Вусала Мамедзаде.

Религия

В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.

Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.

Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.

Использованы материалы Википедии

Ревнители старины

Османская империя избавилась от вечно бунтующих янычар в 1826 году. Центром сопротивления реформам, которые пытались провести султаны, стали Босния и Герцеговина.

В 1831–1832 годах в Боснии вспыхнуло восстание мусульманской знати, сопротивлявшейся введению новой армии — низамов. Его возглавил местный военачальник Гусейн Градашчевич, известный какДракон из Боснии»(Zmaj od Bosne). Войско боснийских бегов нанесло поражение турецкой армии.

Гусейн Градашчевич

Но часть герцеговинских феодалов во главе с Алиагом Сточевичем осталась верной Стамбулу. Используя раскол, турки разгромили мятежников. Градашчевич бежал в Австрию(а умер потом на пути в Стамбул, куда ехал за прощением). Сточевич же получил в управление вновь созданную провинцию — Герцеговину.

Окончательно разобрался с сепаратистами Омер-паша Латас.

Омер-паша(при рождении Михаил Латас) — серб, сын офицера австрийской армии. Он эмигрировал в Боснию, там принял ислам и сделал военную карьеру, став одним из самых знаменитых и успешных полководцев Османской империи середины XIX века. Во время Крымской войны отразил штурм Евпатории русской армией, позже высаживался в Грузии. Подавил много восстаний в различных уголках империи, проявляя при этом жестокость, поражавшую турецкие власти.

В 1850 году Омер-паша прибыл в Боснию, быстро разгромил войско мятежников и уничтожил около шести тысяч бегов. Босния и Герцеговина вновь объединились в рамках одной провинции, а чиновниками вместо местных мусульман назначили турок. Турецкого генерала боснийские мусульмане прозвалиджаур-паша»(đaur-paša), от словагяур» —неверный». Они не могли забыть его сербского происхождения.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и дагестанцев в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число коренных народов Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в Дербенте и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к Армении, однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, армяне не собираются признавать это.

Время пересдачи карт

Как гласит арабская пословица, когда караван поворачивает обратно, первым становится хромой верблюд.

Появление нового завоевателя — это время пересдачи исторических карт. В Османской империи христиане официально были людьми второго сорта,райей». И богомилы массово обратились в ислам уже в начале XVI века. По оценкам специалистов, в мусульманской общине Боснии их было более 60 процентов. Около 30 процентов составили перешедшие в ислам православные и католики. И лишь немногие являлись потомками тюрок‑колонистов.

Босния в XVI веке получила привилегированный статус в Османской империи. Когда действовал девширме(«налог кровью» на христиан), боснийцы — единственные из мусульман империи — получили право отдавать своих детей в янычары. То есть, могли пользоваться и этимсоциальным лифтом».

Христианское вероисповедание в Грузии

Принятие христианства в истории Грузии датировано 337 г. Исторические источники говорят о том, что христианское вероисповедание в эту страну принес странник Андрей Первозанный. Он проповедовал во многих крупных городах, неся с собой нерукотворный образ Богородицы. Эти события положили начало формированию понятия о том, какая вера преобладает в Грузии в настоящий момент.

Христианская вера устояла и укрепила свои права среди грузин даже в периоды агрессивной завоевательной деятельности со стороны арабов, турков, персов, насаждающих свою религию православной стране. За весь период с IV по XIX (до момента присоединения к Российской Империи) не только отстаивала свои права на православную веру, но и вела в рамках этого активную просветительскую деятельность. Строились монастыри и церкви, что в тот период истории выступало в роли образовательных центров, ведущих богословскую, научную деятельность. По окончанию революции 1917 года Грузинская Церковь была признана независимой.

История грузинского православного христианства

В истории грузинского православного христианства есть место трагической истории массового самопожертвования во имя веры. В 1226 году Хорезмшах Джалалетдин вторгся на территорию Грузии. Подавляя веру местных жителей, склоняя их к исламу, — он приказал выложить все иконы на мосту, после чего верующие в православие должны были осквернить их. 100 тысяч человек были казнены на том мосту за отказ в выполнении приказа. Среди них были женщины, не было пощады ни старикам, ни детям. Поступок этих людей почитается в Грузии до сих пор, их память чтят 31 октября и все они причислены к лику святых.

Еще одно массовое убийство христиан на почве веры в 1386г. было совершено войсками Тамерлана. Были полностью истреблены монахини в Квабтахевском монастыре. Та же учесть, но уже по вине Аббаса, ожидала 6000 монахов, убитых в Давид-Гареджийском монастыре в 1616 году.

Грузинское христианство в современном государстве

Грузинская Апостольская Автокефальная православная церковь – представитель общины. Эту организацию возглавляет патриарх – католикос. История этой религии неразрывно связана с культурой страны, а именно: создание и развитие письменности (мргвловани).

В 2001г. правительство и церковь подписали соглашение, в нем были указаны преимущества православной церкви, как официальной, перед другими конфессиями. Но дополнение к Конституции в 2011-го прировняло все религии страны.

Все беды — от еретиков

Наверное, не зря с ними боролась церковь… В средневековье существовали различные ереси и секты. Одна из них — павликиане, сыгравшие драматическую роль в истории Балкан. Эти воинственные сектанты даже создали в Западной Армении собственное государство, которое Византия разгромила в IX веке.

Побеждённых павликиан переселили на Балканы. Знаменитый византийский полководец и император Иоанн Цимисхий, воюя с русским князем Святославом, разместил большую колонию павликиан в районе города Пловдив(Филиппополь). Они были военными поселенцами, которым пообещали религиозную свободу.

За несколько веков на Балканах павликиане растворились среди славян, утеряли идентичность этническую, но сохранили религиозную.

И вот результат — на Балканах появилась богомильская ересь. А в Боснии, в труднодоступном горном крае на рубеже католического и православного миров, образовалась собственная церковь: Црква босанска. И католики, и православные считали её еретической.

Фреска из церкви Святого Ахиллия, изображающая богомилов

Еретики-богомилы для христиан были людьми второго сорта. В чём же это выражалось, помимо бытовой неприязни? В средневековье светские и церковные власти неоднократно выступали с запретами на продажу рабов-христиан арабам. Торговли еретиками эти запреты не касались, поэтому через Венецию и Дубровник в XIII–XIV веках шёл постоянный поток рабов —патаренов».

Культура и традиции азербайджанского народа

Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в историю. К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.

Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом традиционная свадьба похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.

Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые исламские правила. Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.

Не менее яркими бывают всегда и другие праздники у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои танцы.

Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями. Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.

Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.

Мультикультурализм в Азербайджане

В Азербайджане есть 1802 мечети, 10 синагог, 5 восточно-православных, 1 католическая, 4 грузинских православных, 1 лютеранская церковь и другие культовые сооружения. Красный город в Губе был домом для евреев с 13 — го века с их уникальным языком, специфическими обычаями и традициями и считается единственным в мире все-еврейский город за пределами Израиля . В городе есть 2 школы для еврейских детей и 2 синагоги.

Статьи 25 и 44 Конституции Азербайджана гарантируют равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, финансового положения, рода занятий, политических убеждений, членства в политических партиях, профсоюзах и другой общественности. организации. Президент Азербайджана объявил 2016 год «Годом мультикультурализма».

христианство

Лютеранская церковь Спасителя в Баку.

Христиане , которых, по оценкам, составляет от 280 000 до 450 000 (3,1–4,8%), в основном являются русскими и грузинскими православными и армянами-апостолами (почти все армяне проживают в районе Нагорного Карабаха). Существует также небольшая протестантская община этнических азербайджанцев , насчитывающая около 5000 человек, в основном мусульманского происхождения.

Восточная Православная Церковь

В Азербайджане также есть одиннадцать молоканских общин, связанных со старыми обрядами православия. В этих общинах нет церкви; их догмы закреплены в специальной книге ритуалов. Они выступают против церковной иерархии, обладающей особой властью.

Церковь Святого Григория Просветителя

Церковь Святого Григория Просветителя ( азербайджанский : Müqəddəs Qriqori kilsəsi, армянский : Սուրբ Գրիգոր Լուսաւորիչի Եկեղեցի) была построена в 1871 году. В 1869 году Бакинский военный губернатор Михаил Петрович Колюбакин выделил землю для строительства церкви. Здание было спроектировано Карлом Гиппиусом, братом известного художника Отто Густавовича Гиппиус (Евстафиевич), архитектором города Баку и губернии. Первой работой Карла Гиппиуса была церковь Святого Карла в Таллинне, а второй — церковь Святого Григория Просветителя в Баку. Большую часть своей жизни он посвятил строительству церквей. В 1903 г. во дворе церкви были построены библиотека и школа. Он выжил благодаря советской государственной атеистической политике 1920-х и 1930-х годов, когда все армянские церкви в Баку, кроме одной, были разрушены. В 2002 году храм был передан Президентской библиотеке, которая находится неподалеку, и сейчас здесь находится ее архив.

Албано-Удинская Церковь

Приблизительно 6000 человек из 10000 человек этнической общины удин проживают в Азербайджане, в том числе 4400 человек проживают в селе Нидж Габалинского района .

католическая церковь

В Баку и его окрестностях есть крошечная католическая община, насчитывающая менее тысячи членов.

Министр иностранных дел Ватикана Джованни Ладжоло посетил Баку 19 мая 2006 года. В ходе визита, продлившегося до 25 мая, он встретился с президентом Ильхамом Алиевым и председателем канцелярии Кавказа шейхом Аллахшукюр Пашазаде, чтобы обсудить связи между Азербайджаном и Ватиканом .

Джованни Лайоло сделал следующие заявления: «Мы удовлетворены уровнем дружеских связей между Азербайджаном и Ватиканом». «Азербайджан действительно является местом слияния религий и культур. Мы высоко ценим существующую здесь толерантность. И мы очень рады интенсивному развитию Азербайджана. Ватикан заинтересован в расширении отношений с Азербайджаном, и цель моего визита в Баку состоит в в проведении обмена мнениями о дальнейшем развитии наших связей ».

Католическая церковь в Баку была снесена в сталинские времена, но в сентябре 2005 года начали строить новую, а летом 2007 года открыли ее.

Сватовство

Обряд сватания невесты проходит в два этапа.

  • Первоначальное малое сватовство.
  • Большое сватовство.

Традиционно к невесте на малое сватовство приезжает мать в сопровождении еще трех женщин, это могут быть старшая дочь, сестра. Кто как не мать сможет определить подходит ли девушка ее сыну, и будет ли, она заботится о нем также.

В некоторых случаях приезжает отец жениха и беседует с родителями невесты, знакомится и отдаленно намекает на возможный брак. Подготавливая тем самым почву для будущей делегации сватов.

Большое сватовство уже отмечается более пышно. Отец жениха, сопровождаемый его родственниками или уважаемыми старейшинами, приходит договориться. Он уже прямо говорит о желании его сына взять в жены девушку. Традиционно принято на первый раз отказать, ссылаясь на то, что отец желает узнать мнение дочери.

Молчание девушки означает согласие на брак. Приехавшие женщины со стороны жениха направляются к невесте, пока мужчины обсуждают все между собой. Спрашивается мнение девушки, и получив положительный ответ, можно переходить к назначению даты официального сватанья.

Мероприятие проходит в доме невесты очень пышно, сама же виновница торжества по традиции отсутствует. Находится у подруги, на мероприятии находится мать девушки, но она молчит, показывая тем самым свою печаль в связи с будущим уходом дочери из отчего дома.

После благословления отца сестра невесты спешит поведать благую новость. Сама же невеста возвращается домой только после ухода сватов. Хорошей приметой считается, если девушка весь вечер проплачет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector