Путин и собянин открыли 10 станций нового участка бкл метро
Содержание:
- Перспективы развития
- Открытие метро в Санкт-Петербурге
- Москва
- 2023
- Метро Санкт-Петербурга в наши дни
- 1990
- Лондон
- «Комсомольская»
- 2018
- Город: существующий vs идеальный
- Массовое vs индивидуальное (инженерное vs «доработать напильником»)
- Как появилось первое метро в России?
- Киев
- Московское метро
- Станции мелкого заложения
- 2021
- 2024
- 2014
- Открытие туннеля под Темзой
- Первое метро в Москве
- Для всех vs для некоторых
- Начало строительства метро в Санкт-Петербурге
- Текущее состояние
- Первое метро в мире
- 2019
Перспективы развития
Перспективная схема метрополитена
Схема этапов строительства Большой кольцевой линии
Схема строительных площадок метрополитена
Объект | Количество станций | Планируемая дата открытия |
---|---|---|
Сокольническая линия | ||
Участок «Коммунарка» — «Новомосковская» | 1 | 2024 |
Электродепо «Столбово» | — | 2024 |
Замоскворецкая линия | ||
Электродепо «Южное» | — | 2023 |
Арбатско-Покровская линия | ||
Участок «Щёлковская» — «Гольяново» | 1 | — |
Кольцевая линия | ||
Станция «Суворовская» | 1 | — |
Второй вестибюль стации «Комсомольская» | — | — |
Солнцевская линия | ||
Участок «Рассказовка» — «Внуково» | 2 | 2023 |
Серпуховско-Тимирязевская линия | ||
Электродепо «Владыкино» (расширение) | — | 2022 |
Люблинско-Дмитровская линия | ||
Второй вестибюль станции «Окружная» | — | 2022 |
Участок «Селигерская» — «Физтех» | 3 | 2023 |
Станция «Южный порт» | 1 | — |
Большая кольцевая линия | ||
Участок «Каховская» — «Каширская» (реконструкция) | 2 | 2022 |
Участок «Нижегородская» — «Каширская» | 4 | 2022 |
Участок «Электрозаводская» — «Савёловская» | 3 | 2022 |
Электродепо «Нижегородское» | — | 2022 |
Электродепо «Аминьевское» | — | 2023 |
Бутовская линия | ||
Второй вестибюль станции «Лесопарковая» | — | 2022 |
Некрасовская линия | ||
Второй вестибюль станции «Авиамоторная» | — | 2022 |
Троицкая линия | ||
Участок ЗИЛ — «Коммунарка» | 11 | 2024 |
Участок «Коммунарка» — «Троицк» | 6 | — |
Бирюлёвская линия | ||
Участок «ЗИЛ» — «Бирюлёво» | 10 | — |
Электродепо «Бирюлёвское» | — | — |
Рублёво-Архангельская линия | ||
Участок «Шелепиха» — «Липовая роща» | 7 | — |
Открытие метро в Санкт-Петербурге
После войны в 1946 году вновь началось проектирование метрополитена, а в 1947 году — его строительство. Через 10 лет 15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие первой ветки метро Санкт-Петербурга. В состав Кировско-Выборгской линии вошли семь станций — Площадь Восстания, Владимирская и Технологический институт, Балтийская и Нарвская, Кировский завод и Автово. А вскоре открылась станция Пушкинская и теперь на метро можно было добраться до Московского и Варшавского, Балтийского и Витебского вокзалов. 1 июня 1958 года первая линия метрополитена была продлена на север и открылись станции Чернышевская и Площадь Ленина, где расположен Финляндский вокзал. Более тысячи строителей за самоотверженный труд получили правительственные награды.
Метрополитен был оформлен в стиле Сталинской архитектуры. По проекту предполагалось изображение вождя на многих станциях, но в период оттепели от этих планов отказались и сохранилось только изображение Сталина на барельефе в вестибюле станции Площадь Восстания.
Москва
Московский метрополитен | |
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город |
Москва |
Количество станций |
58 станций |
Количество линий |
6 линий |
Схема линий | |
Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло.
В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Гласные думы усомнились в достаточной проработанности проекта, к тому же сыграло свою роль и существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).
В том же 1902 году инженерами путей сообщения А. И. Антоновичем, Н. И. Голиневичем и Н. П. Дмитриевым был разработан проект Московской городской железной дороги (Метрополитэна). В отличие от проекта Кнорре и Балинского, этот проект предусматривал как подземную (в центральной части города), так и надземную прокладку линий по грунту или на эстакадах — на окраинах. Планировалось построить четыре радиальных линии и одну кольцевую по трассе Камер-коллежского вала с пересадочными станциями.
В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трёх подземных диаметров: Таганско-Тверского (от Тверской заставы до Калитников); Арбатско-Мясницкого (от Каланчёвской площади до Брянского (Киевского) вокзала) и Виндавско-Замоскворецкого (от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ). Проект строительства, намеченный на 1914—1920 годы, был утверждён Городской Управой. Строительству помешала начавшаяся Первая мировая война.
Также известен детально проработанный проект, предложенный электротехником М. К. Поливановым в 1916 году, и имевший огромную популярность в 30-х годах. Тоннели трёх подземных диаметров соединялись с путями магистральных железных дорог, пригородные участки которых должны были быть электрифицированы. Однако война России и Японии помешали осуществлению плана.
После войны, в 1946 году началась разработка проекта. И тут всё также, как и в реальности.
К 2014 году Московский метрополитен насчитывает 15 линий и 5 диамеров.
2023
- Открытие станции Сокольнической линии — Потапово;
- Открытие станций Солнцевской линии: Пыхтино и Внуково;
- Открытие станций Люблинско-Дмитровской линии: Яхромская, Лианозово и Физтех;
- Открытие станции Люблинско-Дмитровской линии — Южный порт на действующем участке «Кожуховская — Печатники»;
- Открытие Киевско-Горьковского диаметра со станциями: Железнодорожный, Ольгино, Кучино, Салтыковская, Никольское, Реутов, Новогиреево, Кусково, Чухлинка, Нижегородская, Серп и Молот, Курская, Площадь трёх вокзалов, Рижская, Марьина Роща, Станколит, Савёловская, Белорусская, Беговая, Ермакова Роща, Камушки, Поклонная, Минская, Матвеевское, Аминьевская, Очаково, Мещёрская, Солнечная, Переделкино, Мичуринец, Внуково, Лесной Городок, Толстопальцево, Кокошкино, Санино, Крёкшино, Победа и Апрелевка с электродепо ТЧ-4 «Железнодорожная» и ТЧ-20 «Апрелевка»;
- Открытие электродепо ТЧ-23 «Аминьевское»;
- Открытие электродепо ТЧ-24 «Столбово»;
- Переименование станции Каланчёвская в Площадь трёх вокзалов.
Метро Санкт-Петербурга в наши дни
В 2011 году протяженность линий метро в Санкт-Петербурге составила 112,54 км. На пяти линиях расположены 65 станций. Линии обычно называют по номерам и реже — по названию
- Линия №1 Кировско-Выборгская — красная
- Линия №2 Московско-Петроградская — синяя, самая длинная линия
- Линия №3 Невско-Василеостровская — зелёная
- Линия №4 Правобережная — оранжевая
- Линия №5 Фрунзенско-Приморская — фиолетовая
Метро в Санкт-Петербурге имеет 10 закрытых станций или как еще их называют — горизонтальные лифты. Их преимущество — в безопасности, поскольку исключается гибель людей на рельсах, отсутствует шум от проходящих поездов, но главная выгода — более низкая стоимость и сокращение сроков строительства. Недостаток — более высокие затраты на эксплуатацию таких станций. Кроме того, необходимость совмещать в точности двери станции и двери поезда увеличивает время стоянки и как следствие, возрастает интервал движения, поэтому такие станции сейчас не строят.
В 1975 году в метро Санкт-Петербурга появились первые односводчатые станции глубокого заложения, у которых в центре зала расположена платформа, а к боковым сторонам прибывают поезда. Таких станций в Петербурге — 15, а в Москве — одна Тимерязевская.
Возможно, на первый взгляд Метро Санкт-Петербурга покажется унылым и скучным. Приглядитесь и Вы увидите в его оформлении творение талантливых скульпторов и художников, историю России и судьбу многих знаменитых и обычных людей.
1990
- 17 января — Открытие станций Калужско-Рижской линии: Ясенево и Битцевский парк.
- 15 мая — Московскому метрополитену исполняется 55 лет со дня открытия.
- 24 июня — Открытие электродепо ТЧ-13 «Черкизово».
- 1 августа — Открытие станций Кировско-Фрунзенской линии: Черкизовская и Улица Подбельского.
- 5 ноября:
- Переименование станций: Кировская, Дзержинская, Проспект Маркса, Горьковская, Площадь Свердлова, Ленино, Калининская, Щербаковская, Колхозная и Площадь Ногина в Чистые пруды, Лубянку, Охотный Ряд, Тверскую, Театральную, Царицыно, Александровский сад, Алексеевскую, Сухаревскую и Китай-город;
- Переименование линий: Кировско-Фрунзенская и Горьковско-Замоскворецкая в Сокольническую и Замоскворецкую.
Лондон
Первый в мире метрополитен получил название Труба. Это была подземная система скоростного транспорта, обслуживающая Большой Лондон и прилегающие округа. Столичная железная дорога начала свою работу в 1863 году, она является частью системы лондонского метро, самого старого в мире. Со времени своего открытия в 1890 году оно было расширено до 11 линий и обслуживает теперь более 1,3 миллиарда пассажиров ежегодно и 4,8 миллиона ежедневно, что делает его 11-й по загруженности системой. Старая линия метро принадлежала частным компаниям. Действующая система управляется London Underground Limited, которая является дочерней компанией Transport for London.
«Комсомольская»
Станция «Комсомольская» получила название по одноименной площади. Она была переименована незадолго до строительства метро. Ранее площадь называлась Каланчёвской по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу Алексея Михайловича с деревянной башней — каланчой. Архитекторами станции выступили Д. Чечулин и А. Тархов, инженером — конструктором — Н. Кабанов, а художником — Е. Лансере.
Глубина заложения — 8 метров. На её площади находятся 23 колонны, облицованные темно-жёлтым мрамором. Их основание венчают бронзовые эмблемы Коммунистического интернационала молодёжи. Чтобы вместить большое количество пассажиров, станция была сконструирована с помощью боковых пешеходных балконов, которые изначально имели асфальтовое покрытие. Пол платформы облицован гранитом, а при оформлении стен использовался розовый мрамор. Для освещения использовались шарообразные лампы. Главным украшением станции служит майоликовое панно «Метростроевцы». В работе отражен труд комсомольцев — строителей московского метрополитена.
«Комсомольская». (pinterest.com)
На данный момент станция имеет два наземных вестибюля. Один ведёт в здание Казанского вокзала, а второй — на Комсомольскую площадь. В 1952 году из-за большого количества пассажиров последний «северный» вестибюль был расширен, поэтому оригинальная архитектура до наших дней не сохранилась.
Московское метро славится своими ответвлениями. Так между «Комсомольской» и «Красносельской» находилось ответвление на электродепо «Северное». За полгода до официального открытия первой линии из него в тестовом режиме выехал первый пробный состав.
2018
- 24 февраля:
- Закрытие станции Солнцевской линии — Деловой центр для строительства оборотных тупиков;
- Временное включение станций Солнцевской линии: Парк Победы, Минская, Ломоносовский проспект и Раменки под совместное обслуживание Большой кольцевой и Арбатско-Покровской линии.
- 26 февраля — Открытие Большой кольцевой линии со станциями: Деловой центр, Шелепиха, Хорошёвская, ЦСКА и Петровский парк.
- 22 марта — Открытие станций Люблинско-Дмитровской линии: Окружная, Верхние Лихоборы, Селигерская.
- 11 июня — Открытие электродепо ТЧ-19 «Лихоборы».
- 30 августа:
- Открытие станций Солнцевской линии: Мичуринский проспект, Озёрная, Говорово, Солнцево, Боровское шоссе, Новопеределкино и Рассказовка с электродепо ТЧ-18 «Солнцево»;
- Временно включённые станции Солнцевской линии: Парк Победы, Минская, Ломоносовский проспект и Раменки, отныне под совместным обслуживанием с Большой кольцевой линией.
- 20 декабря — Открытие станции Замоскворецкой линии — Беломорская.
- 30 декабря — Открытие станции Большой кольцевой линии — Савёловская.
Город: существующий vs идеальный
«Трасса метро проложена от станции к станции по кратчайшему пути. Она не связана со сложившейся городской планировкой, существующей сеткой улиц. Не приходится доказывать, какое это громадное преимущество: каждому ясна разница между расстояниями по прямой и протяжением фактических маршрутов наземного транспорта». Так главный архитектор Ленметропроекта Александр Соколов писал в 1957-м в книге о станциях ленинградского метрополитена, открытого полутора годами ранее. Разумеется, это «громадное преимущество» достигается только при сооружении тоннелей закрытым способом. Линии, проложенные открытым способом (выкопали котлован — построили тоннели — закопали котлован), следуют конфигурации исторических улиц со всеми поворотами, так что к поездке обычно прилагаются рывки, тихий ход и скрип вагонов.
Схема трассы первой и второй очереди из книги Александра Соколова «Станции Ленинградского метро». Ленинград, 1957 год
В этом отношении метрополитен своего рода идеальный слепок городской структуры, идеальный град, нанесенный на карту города реального, Иерусалим не небесный, но подземный. Или, точнее, компромисс между городом существующим и тем, каким город хотел бы быть, каким он представляется планировщикам, архитекторам, властям. Не случайно развитие сети подземных дорог во многих случаях повторяет схему развития исторических городов с их радиально-кольцевой планировкой: застройка перерастает границы укреплений, на месте которых появляется кольцо бульваров или дорог, и так несколько раз.
Появление метро делает город столичным, причем отнюдь не только лингвистически (само слово «метрополитен» указывает, что изначально оно появилось именно в применении к железным дорогам в столицах). Но устройство такой дороги свидетельствует: земля в городе и время горожанина — в равной мере ценность. Более того, каждый город, обзаводясь метро, становится до некоторой степени Римом, поскольку именно в Риме в XVI веке предпринимаются радикальные перепланировки, с которых отсчитывают историю современного европейского градостроительства. Так, архитектор Доменико Фонтана, переделывая город для папы Сикста V, очень по-современному не стесняется «сложившейся городской планировки, существующей сетки улиц». И улицы прокладывает по кратчайшему пути, по прямой, только не от станции к станции, а от святыни к святыне.
Лекция «Антропология метро»
Зачем люди придумывают метро в городах, где его нет, и как меняются наши привычки в тех городах, где метро есть
Массовое vs индивидуальное (инженерное vs «доработать напильником»)
Из-за масштабов, технической сложности, стоимости строительства метро все просчеты в проектировании, в социальном и экономическом планировании сказываются на жизни целых поколений. «Идеальный город» планировщиков упирается в несовершенную реальность воплощенной подземки. Которая вся есть территория компромиссов.
Один из них — это компромисс между принципиально индустриальной, инженерной, технической, ориентированной на массовое производство культурой modernity — и индивидуальным, штучным, как бы рукодельным характером архитектуры и дизайна, с которым мы сталкиваемся, например, на станциях советского метрополитена. Это сочетание дизайна (как искусства оформления вещей для массового производства и потребления) и архитектуры (как искусства создания индивидуальных, уникальных произведений).
Поэтому даже самые «машинные», индустриальные формы к нам приходят в индивидуализированном, штучном, рукодельном виде, одухотворенном прикосновением не только архитекторского карандаша, но и напильника слесаря. Поэтому своды станций метро — особенно при неудачном освещении — выглядят примерно как «рукодельные» стены псковских церквей. Поэтому люстры в вестибюлях станций 1970–80-х представляют странное сочетание модных тенденций мирового дизайна и ручного исполнения. А еще совсем недавно, поднимаясь по эскалатору, вы могли видеть, что номера на торшерах нанесены вручную, кисточкой, в меру художественных дарований рабочего: так человек машину очеловечивает.А с другой стороны, есть в метрополитене нечто домашнее. Поскольку он ведь весь — интерьер. И перемещение в подземке — это не только опыт форсированной публичности, но и путешествие в себя: ландшафт-то за окном все равно отсутствует, смотреть по пути из пункта А в пункт Б некуда.
Как появилось первое метро в России?
Самая первая станция метро появилась в Лондоне. Это было грандиозное событие, повлекшее за собой принятие иностранного опыта Россией. Задумка открыть метро у государства возникла еще в 1890 году, а в далее был даже разработан специальный проект для его запуска в 1901 году. Но данной идее не дано было сбыться. Все проекты были разрушены войной. После формирования Советского Союза возникла острая проблема с наземным транспортом, которую нужно было срочно решать.
К 1931 Пленумом ЦК было подписано несколько бумаг для начала строительства 80 километровой линии. Она получила название Сокольническая. Протяженность ветки начиналась от улицы Комсомольской и заканчивалась Сокольники.
Постройка первого метро по плану была произведена Метростроем в 1934 году. В этом же время оно было запущено как пробное. Конструкция состояла всего из 2 вагонов. После запуска были подготовлены также еще 13 линий и более 10 поездов, ожидающих восторженных откликов первых пассажиров. К 1935 году уже более 400 тысяч человек узнали, насколько хорош новый вид транспорта. Повсюду были развешаны плакаты с изображением Сталина. А на торжественном открытии люди держали его портреты с благодарственными надписями. Это был день, который заполнился москвичами на долгие годы.
Киев
В 1884 году впервые в Российской империи, в Киеве был рассмотрен проект подземной железной дороги. Проект предусматривал проведение тоннелей от пристани на Днепре до железнодорожного вокзала через Почтовую площадь и Бессарабку. Однако депутаты городской думы отклонили этот проект — вполне вероятно, из-за банального страха перед неизвестным.
Так же произошло и в Москве, где провалились проекты 1902 и 1912 гг.. Идея создания скоростного городского транспорта в Киеве вновь рассматривается в 1916 году. Тогда члены русско-американской торговой компании попытались собрать деньги для создания метрополитена в Киеве. Однако городская управа дала отказ торговой компании. В 1918 году о метрополитене вспомнили вновь — это было связано с планами гетмана Украины Павла Скоропадского превратить район Зверинец в наилучший район города. Этим планам тоже не суждено было сбыться, так как власть гетмана Скоропадского перешла к Симону Петлюре.
Только спустя двадцать лет планы по строительству метро в Киеве обрели правдоподобие. 9 июля 1936 года Киевская городская дума рассмотрела дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова «Проект Киевского метрополитена». За этот проект молодой инженер был награждён премией размером в 1000 рублей. По Киеву пошли слухи о том, что в городе в скором времени будет построен метрополитен; это привело к тому, что в Киев стали поступать письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями оказать свою помощь при проектировке и строительстве. Киевская Городская Дума некоторое время отвечала не в пользу метро, но в 1938 году начались предварительные работы.
Строительство метрополитена начали в 1939 году, и приостановили в 1941 — в связи с началом Второй Русско-Японской войны и урезанием бюджета. В 1946 году строительство продолжили, и 30 сентября 1948 Киевский метрополитен был открыт.
Карта Киевского метрополитена
Однако развивался метрополитен медленно. Так сказывалось низкая популярность метро в Киеве. Только к 90-м годам, резкий рост населения, прибавил интерес к метро в Киеве, и 7 июня 1992 года была открыта вторая линия Киевского метрополитена.
В 2014 году планируется открыть Третью линию Киевского метрополитена, а в 2015 — Киевский монорельс.
Московское метро
О необходимости создания нового вида транспорта в столице говорили давно: первые проекты относились ещё к концу XIX века. Строительство началось в 1931 году на Русаковской улице, расположенной в Красносельском районе. На момент открытия длина первой линии составляла 8,4 км, и в неё входили 13 станций — от «Сокольников» до «Парка Культуры».
Первые три года поезда следовали по вилочной схеме. От станции «Охотный ряд» часть поездов следовала до «Парка культуры», а остальные проходили по отдельному участку через «Улицу Коминтерна» (ныне «Александровский сад»), «Арбатскую» и «Смоленскую».
Станции мелкого заложения
Станция мелкого заложения — станция метрополитена с минимальной глубиной заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.
Колонные станции мелкого заложения
Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн (поперечный разрез)
Станция «Сокольники»
Колонная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся наличием дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Колонные станции бывают двухпролётные (с одним рядом колонн), трёхпролётные (с двумя рядами колонн) и так далее.
Первые станции этого типа в Москве: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровсикй сад») и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».
Самым популярным типом станций в России является типовая трёхпролётная, из сборного железобетона с шагом колонн от 4 до (позднее) 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» — по общему числу колонн. Первой такой станцией в Москве стала «Первомайская».
Всего в Московском метрополитене более ста колонных станций мелкого заложения, большинство из которых построено по типовому проекту. Отдельно стоит отметить двухзальную многопролётную станцию «Каширская», где один ряд колонн заменён несущей стеной, разделяющей два зала.
Однопролётные станции мелкого заложения
Станция «Волжская»
Однопролётная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся отсутствием промежуточных опор и плоским перекрытием.
Для Москвы такой тип станций является редкостью — построено всего две такие станции, причём обе в постсоветский период и на одной Люблинско-Дмитровской линии: «Волжская» и «Марьино». Формально также являются однопролётными оба зала станции «Улица Старокачаловская» на Бутовской линии.
Односводчатые станции мелкого заложения
Станция «Митино»
Односводчатая станция мелкого заложения — «станция мелкого заложения, отличающаяся обделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания». Звучит в целом не очень понятно, но главное, что у такого типа есть свод. Проще всего показать этот тип на примерах.
Первая односводчатая станция в Москве — «Библиотека имени Ленина» первой очереди строительства, затем в 1938 году была открыта станция «Аэропорт» второй очереди строительства. После этого к теме односводов вернулись только в 70-х годах: первой после долгого перерыва открылась односводчатая «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Но пик популярности односводов пришёлся на постсоветский период: более половины односводчатых станций в Москве были построены уже после 80-х годов.
Всего в Московском метрополитене построена 31 односводчатая станция мелкого заложения.
2021
- 20 марта — Переименование станции Кубанская в Люблино.
- 1 апреля — Открытие станций Большой кольцевой линии: Народное Ополчение и Мнёвники.
- 10 апреля — Закрытие электродепо ТЧ-7 «Замоскворецкое» на реконструкцию.
- 25 июня:
- Открытие станции Курско-Рижского диаметра — Щукинская на действующем участке «Тушинская — Стрешнево»;
- Закрытие станции Курско-Рижского диаметра — Покровское-Стрешнево.
- 9 июля — Повторное открытие станции Арбатско-Покровской линии — Смоленская после ремонта.
- 7 декабря:
- Открытие станций Большой кольцевой линии: Терехово, Кунцевская, Давыдково, Аминьевская, Мичуринский проспект, Проспект Вернадского, Новаторская, Воронцовская и Зюзино;
- Повторное открытие станции Большой кольцевой линии — Каховская после ремонта;
- Повторное открытие электродепо ТЧ-7 «Замоскворецкое» после реконструкции.
2024
- Открытие станции Арбатско-Покровской линии — Гольяново;
- Открытие станции Кольцевой линии — Суворовская на действующем участке «Новослободская — Проспект Мира»;
- Открытие Троицкой линии со станциями: ЗИЛ, Крымская, Академическая, Вавиловская, Новаторская, Университет Дружбы Народов, Самбо-70, Тютчевская, Корниловская, Бачуринская и Коммунарка;
- Открытие станции Курско-Рижского диаметра — Котляково на действующем участке «Царицыно — Покровское»;
- Открытие станции Киевско-Горьковского диаметра — Кутузовская на действующем участке «Камушки — Поклонная»;
- Переименование станции Москва-Товарная в Серп и Молот.
2014
- 15 января — Открытие электродепо ТЧ-17 «Братеево».
- 22 января — Между станциями Автозаводская и Коломенская были пробиты бетонные сваи.
- 31 января — Открытие Солнцевской линии со станциями: Деловой центр и Парк Победы.
- 27 февраля — Открытие станций Бутовской линии лёгкого метро: Битцевский парк и Лесопарковая.
- 21 марта — Между станциями Измайловская и Первомайская возникло затопление.
- 8 июля — Переименование станции Улица Подбельского в Бульвар Рокоссовского.
- 15 июля — Между станциями Парк Победы и Славянский бульвар произошло крушение вагонов поезда.
- 27 августа — Открытие станции Таганско-Краснопресненской линии — Спартак спустя 39 лет после консервации на действующем участке «Тушинская — Щукинская».
- 8 декабря — Открытие станции Сокольнической линии — Тропарёво.
- Без даты:
- Переименование Бутовской линии лёгкого метро в Бутовскую;
- Перенумерование линии Л1 в 12.
Открытие туннеля под Темзой
Он был первым в мире, построенным под рекой. Его открытие состоялось 9 января 1843 г. Его строительством занимался инженер сэр Марк Брунел и его сын Исамбард. Их целью было строительство новой транспортной системы для перевозки грузов под Темзой. Однако у них кончились деньги, поэтому для начала туннель использовали для пешеходов. В первый день через него прошли 50 000 человек. К концу первых трех месяцев это число достигло миллиона. Это была половина населения Лондона в то время, что сделало этот тоннель самым посещаемым не только в Англии. Это стало местом, где появилось первое в мире метро.
Первое метро в Москве
Строительство метрополитена в Москве началось в 1932-ом году. К этому времени метро уже существовало в Токио, Буэнос-Айресе, в странах Европы и Америки. В общей сложности в городах мира действовало двадцать метро.
Первое метро в Москве стало двадцатым по счету в мире
Первым рабочим днём столичного метро стало пятнадцатое мая 1935-го года. В этот день его услугами воспользовались триста семьдесят тысяч человек. Протяжённость первой линии метро немного превысила одиннадцать километров. На ней было тринадцать станций. Линия начиналась от «Сокольников» и оканчивалась станцией «Парк культуры». Составы состояли из четырёх вагонов и прибывали на станции с интервалом в пять минут. К концу 1935-го года интервалы сократились до четырёх минут, а составы состояли уже из шести вагонов.
Станция «Парк культуры» стала одной из первых в московском метрополитене
Известно, что проект строительства метро в Москве существовал ещё в 1890-ом году. Планировалось, что линии проложат в тоннелях по эстакадам, а на Красной Площади будет построен метровокзал.
Экспонат музея метро в Москве
Для всех vs для некоторых
Станции подземки сами становятся узлами градостроительной ткани и центрами притяжения городской жизни — не зря расстояние от метро до сих пор служит важнейшим параметром, определяющим привлекательность жилья. Причем даже для тех слоев населения, которые перемещаются преимущественно за рулем, хотя здесь традиции от страны к стране разные. Наш соотечественник с недоверием воспринимает фото мэра американского или европейского мегаполиса в поезде по дороге на работу. Или, например, банковских служащих из лондонского Сити. Или голливудских небожителей-актеров, которых, как прочих, как нас с вами, «метро то и дело глотает, / Выпуская из дымного рта» Цитата из стихотворения Евгения Евтушенко «Нас в набитых трамваях болтает…»..
Пассажиры на эскалаторе в лондонском метро. 1956 год
Начало строительства метро в Санкт-Петербурге
В 1917 году столицей России стала Москва и метро построили сначала здесь — в 1935 году была открыта первая линия, а в 1938 году — вторая. Только тогда по инициативе Председателя Ленинградского Исполкома Алексея Николаевича Косыгина вновь был поднят вопрос о метро в Санкт-Петербурге и в 1941 году началось его проектирование и строительство. Иван Георгиевич Зубков, имевший большой опыт в строительстве подземки в Москве, организовал Ленинградский метрострой, подобрал и обучил людей. В сжатые сроки было построено 18 вертикальных стволов. Он лично ездил по Ленинграду, изучал грунты и намечал места строительства шахт, станций и тоннелей. Война помешала реализации дальнейших планов — стволы были затоплены, а метростроевцы стали строить оборонительные сооружения.
Текущее состояние
На сегодняшний день Сокольники – это старейший район Москвы, с которым связано знаменательное открытие первой станции метро. Внутреннее убранство состоит из мраморных дорожек и столбов, ажурных арок и картин. Около столбов располагаются металлические преграды, а у перронов для ожидающих поезда имеются скамейки.
Для пассажиров разработаны комфортабельные вагоны с удобными и мягкими сидениями. Также станция находится под постоянным наблюдением для осуществления контроля в охранных целях. На территории располагаются уютные кафе, рестораны, магазины, терминалы, банкоматы и киоски. Все необходимые пассажирам элементы продуманы до мелочей. Это нужно для комфорта, удобства и безопасности граждан.
Известность Сокольников связана и с расположением парка развлечений, известного спортивного клуба и многочисленных памятников архитектуры. На территории расположен Московский вертолетный завод и научный центр Геофизика, музей ЗИЛ и другие достопримечательности. С каждым годом подписываются ремонтные проекты по преобразованию станций метро. Такие действия проводят в целях поддержания качества, а также международного уровня.
Московское метро считается одним из красивейших в мире. С 2020 года государству предложено оборудовать еще несколько десятков станций, так как этого требует современная жизнь и развитие высоких технологий. Каждая линия уникальна и содержит различные конструкции и оформление. В таком месте невозможно заблудиться. Здесь размещены таблицы и схемы, позволяющие очень легко и просто адаптироваться в современной подземке.
Именно после появления первого метро у людей появился толчок к дальнейшему развитию и принятию новых разработок. После изнурительных трудов общество приобрело города с отличной транспортной развязкой и возможностью передвижения с минимальными затратами времени.
- < Назад
- Вперёд >
Первое метро в мире
Первая линия метро в мире была открыта в Лондоне. Это произошло в 1863-ем году. Длина подземной линии составляла всего три километра шестьсот метров. Изначально во главе вагонов ходили паровозы, а пассажирами были исключительно знатные господа. Очень быстро этот вид транспорта стал в городе популярным. Электротяга в метро появилась лишь в 1890-ом году. Вагоны были абсолютно неудобными, в них даже не было окон, отсутствовала вентиляция.
Примерно так выглядело первое в мире лондонское метро
Сегодня метро Лондона – это двенадцать линий, состоящие из двухсот семидесяти пяти станций. Его протяжённость – четыреста километров. Это самая крупная европейская подземка. Метро стало называться «метрополитен» по названию лондонской компании «Городские железные дороги», что на английском языке звучало, как «Metropolitan Railway». Местные жители метро называют «труба». Появившееся в Лондоне первое метро смогло решить уже существовавшую в то время в городе транспортную проблему. В Лондоне не было ни регулировщиков, ни светофоров, тяжёлые экипажи сталкивались друг с другом на улицах с односторонним движением, и это притом, что в городе в то время проживало не менее двух миллионов человек.
Современная карта самого старого в мире лондонского метро
Метро в Лондоне создал французский инженер по фамилии Марк Брюнель. В 1843-ем году по его проекту построили под Темзой тоннель для гужевого транспорта, где позже проложили железнодорожные пути. В вагонах первого класса пассажиры располагались на диванчиках и в удобных креслах. Чтобы обогреть ноги, им предлагали пледы. У вагонов третьего класса крыша отсутствовала. Из-за этого лица пассажиров за время пути покрывались копотью. Первое время простые люди и благородная публика пользовалась разными лестницами, станциями и залами ожидания. Уравняли всех в правах лишь в 1945-ом году. Метро Лондона окутано легендами и мифами. На сорока станциях, которые сегодня заброшены, как считается, можно встретить призраков.
2019
- 15 января — На станции Окружная возник потоп.
- 30 марта — Закрытие станции Каховской линии — Каховская на ремонт.
- 21 мая — Между станциями Шелепиха и Хорошёвская возник сбой в работе рельс.
- 3 июня — Открытие Некрасовской линии со станциями: Косино, Улица Дмитриевского, Лухмановская и Некрасовка с электродепо ТЧ-20 «Руднёво».
- 20 июня — Открытие станций Сокольнической линии: Филатов Луг, Прокшино, Ольховая и Коммунарка.
- 30 июля — За станцией Каширская произошло столкновение поездов.
- 26 октября:
- Закрытие станций Каховской линии: Варшавская и Каширская на ремонт;
- Каховская линия окончательно прекратила свое существование, а станции после ремонта войдут в состав Большой кольцевой линии.
- 21 ноября — Открытие Белорусско-Савёловского и Курско-Рижского диаметров со станциями: Лобня, Шереметьевская, Хлебниково, Водники, Долгопрудная, Новодачная, Марк, Лианозово, Бескудниково, Дегунино, Окружная, Тимирязевская, Савёловская, Белорусская, Беговая, Тестовская, Фили, Кунцевская, Рабочий Посёлок, Сетунь, Немчиновка, Сколково, Баковка, Одинцово, Нахабино, Аникеевка, Опалиха, Красногорская, Павшино, Трикотажная, Тушинская, Покровское-Стрешнево, Стрешнево, Красный Балтиец, Гражданская, Дмитровская, Рижская, Каланчёвская, Курская, Москва-Товарная, Калитники, Новохохловская, Текстильщики, Кубанская, Депо, Перерва, Москворечье, Царицыно, Покровское, Красный Строитель, Битца, Бутово, Щербинка, Силикатная и Подольск с электродепо ТЧ-1 «Москва-Курская», ТЧ-3 «Перерва», ТЧ-14 «Лобня», ТЧ-17 «Нахабино» и ТЧ-50 «Имени Ильича».
- 23 ноября — Открытие станции Курско-Рижского диаметра — Волоколамская на действующем участке «Павшино — Трикотажная».
- 24 ноября — Открытие станции Курско-Рижского диаметра — Пенягино на действующем участке «Павшино — Волоколамская».