Берегите коней! или пять стереотипов о цыганах
Содержание:
- Внешность цыганки
- Стереотип первый. Все цыгане из Румынии
- Ранние записи
- Демография
- Цыганские законы
- Наши дни: мексиканский сериал
- Ссылки [ править ]
- Правила жизни в таборе
- История цыганского народа
- Происхождение
- Цыганские имена и фамилии
- Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры
- Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей
- Распространенные стереотипы
- Предки современных цыган
- использованная литература
- Традиции и обычаи
- Происхождение цыган, религия и другие особенности
- Пути расселения по миру
- Цыганский национализм
Внешность цыганки
Образ представительницы слабого пола у цыган отличается яркостью, обязательно присутствует выразительный макияж, пышные цветные юбки, красивые украшения из золота: кольца, броши, цепочки.
При этом современные западноевропейские стандарты красоты для них чужды — они не демонстрируют длинных обнаженных ног.
Считается, что область ниже пояса чиста только у молодых девочек до рождения детей. После она становится «скверной» и прикасаться к этому участку нельзя. Две пышные юбки до пят прикрывают «грязную» область, при этом одной недостаточно.
На фото представлены цыганки в традиционных костюмах.
к оглавлению ^
Лицо
Взгляд красавицы-цыганки завораживает, в ее «алмазные» глаза можно смотреть бесконечно. Их цвет преимущественно карий или зеленый.
Волосы пышные, длинные, густые, черного, темно-каштанового, рыжего, русого оттенков. Часто вьются. Кожа обычно смуглая, но возможен и светлый окрас.
Одной из самых красивых женщин-цыганок признана актриса, модель, танцовщица Рита Хейворт.
к оглавлению ^
Фигура
Хорошо рассмотреть фигуру цыганки позволяют традиционные цыганские пляски.
Такие танцы помогают отцам присмотреть девушек, кто подойдет в невесты для их сыновей.
Для цыганок характерно гибкое, изящное тело. Молодые девушки стройны, хрупки, нежны.
На фото представлена актриса и певица Диана Савельева.
Поскольку для цыган свойственны многодетные семьи, фигуры женщины к зрелости округляются, полнеют. Однако на природные изящество и грацию многочисленные роды не влияют.
к оглавлению ^
Стереотип первый. Все цыгане из Румынии
В народной культуре устойчиво закрепилось мнение о том, что Румыния – страна цыган. Между тем сами румыны лишь смертельно обидятся, если их так назвать. Действительно, цыган в стране по официальным оценкам всего около 2,5% (по неофициальным – до 11%).Это и кочевники, проживающие в лесах, и городские попрошайки, и вполне уважаемые артисты. Отношение к ним зачастую негативное, более того Румыния до XIX века считалась одной из столиц работорговли, а основным товаром выступали именно цыгане.
Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский».
Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган, пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии. В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они, в основном, занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах. А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.
Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.
После падения Византии в XV веке нашей эры ромы рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.
Фото: Алексей Липницкий/ТАСС
Ранние записи
Многие древние историки упоминают племя под названием Sigynnae (Tsigani) в разных местах Европы. Ранние записи странствующих популяций из Индии начинаются еще в период Сасанидов . Британский лингвист Дональд Кенрик отмечает первое зарегистрированное присутствие Зотта в Багдаде в 420 году нашей эры, а в Ханакине — в 834 году нашей эры.
Современные ученые предположили, что одно из первых письменных упоминаний цыган под термином « ацингани » (происходит от греческого ἀτσίγγανοι — атсинганои ) относится к византийской эпохе во время голода IX века. В 800 году нашей эры святая Афанасия накормила «чужеземцев по имени Ацингани» около Фракии . Позже, в 803 году нашей эры, Феофан Исповедник писал, что императору Никифору I помогли «ацинганы», чтобы подавить бунт с их «знанием магии». Однако ацинганы были манихейской сектой, исчезнувшей из хроник в 11 веке. «Ацинганой» использовалось для обозначения странствующих гадалок, чревовещателей и волшебников, посетивших императора Константина IX в 1054 году.
В агиографическом тексте «Житие святого Георгия отшельника» упоминается, что Константин призвал «ацинганов» помочь избавить его леса от диких животных, которые истребляли его домашний скот.
Остатки скелетов цыган, эксгумированные в торговом центре Castle в Норвиче, были датированы методом жидкостной сцинтилляционной спектрометрии примерно 930–1050 гг. Нашей эры.
Демография
Этот народ берёт свое начало в Индии, на острове Цы. Учёные уже давно установили тот факт, что цыгане появились на северо-западе Индии около полутора тысяч лет назад. Впервые эта мысль была высказана двумя немецкими учёными – Й. Рюдигером и Г. Грельманом. Подтверждением служит то, что цыганский язык на треть состоит из санскрита. При этом следует помнить, что значительное влияние на формирование цыганского языка оказали персы и греки. По прошествии 6 столетий, ромы (ещё одно название цыган) начали иммигрировать на территорию Европы – к такому заключению пришли учёные-генетики после исследования их генома. Причина возможной иммиграции кроется в вытеснении народности мусульманами. Современные расчеты позволяют полагать, что родиной этого народа является территория Гуджарата и Кашмира.
Генетики считают, что всех цыган объединяет два основных фактора: они были выходцами из Индии и активно вступали в браки с людьми разных национальностей, иммигрируя в Европу. На сегодняшний день там проживает около 11 миллионов цыган – утверждают специалисты. Большая часть занимает территорию Восточной и Центральной Европы, Венгрии и Румынии. Численность их колеблется в пределах 2,5 — 8 млн человек, по различным подсчетам. Стоит отметить, что во времена тирании Адольфа Гитлера цыгане массово уничтожались. Поскольку письменных свидетельств у цыганского народа нет, ученые решили сопоставить геномы людей из 13 разных групп цыган со всего мира. Общие выводы исследования показали, что демографическая история цыган достаточно богата. Однако практически бесправное положение людей этой национальности по всему миру не позволяет более детально и качественно изучать их исторические корни.
Известно, что до XV века цыгане в Европе принимались очень доброжелательно, но уже через некоторое время они завоевали репутацию попрошаек, шарлатанов и бродяг. Вытеснение народа из культурной и социальной жизни общества происходило на законных основаниях. Их выселяли за пределы города, запрещали участвовать в общественной жизни. Обычные люди ненавидели цыган, издевались и даже убивали их без тени смущения. Спустя 3 столетия отношение людей к этому народу стало более терпимым.
Возникает деление на оседлых, полуоседлых и кочевых. Каким был кочевой табор? Это была группа людей, которая перемещалась по определенной территории. У табора всегда был один вождь – вайда. Он представлял своих людей перед органами власти той страны, где табор кочевал. Также вайда имел полное право на независимое разрешение внутренних конфликтов. Положение женского пола у цыган незавидное: она должна была подчиняться отцу, а потом мужу. На плечах юных девушек лежала забота об уходе и пропитании каждого члена семьи. Решение о выдаче дочери замуж тоже принимал отец, который сам находил подходящего кандидата. Считалось, что хорошая жена принесёт своему мужу большое потомство. Оседлые и полуоседлые цыгане приживались везде, так как они с лёгкостью переходили из одной веры в другую и подчинялись церковным обычаям народа, среди которого жили. Кочевники остаются верны своим традициям и обрядам, чтут их и передают через поколения. Отдельные кочевые группы до сих пор продолжают заниматься своими исконными делами: танцами, пением, плетением, мистическим гаданием и предсказанием, колдовством, дрессировкой живности, обработкой дерева.
Цыганские законы
Ромы живут по собственным законам, которые представляют собой набор правил, обязательных для исполнения в их среде и за ее пределами для каждого.
За соблюдением наблюдают пожилые члены цыганских структур. Имеющие место конфликтные ситуации и нарушения предписанных правил разбираются цыганским судом, в состав которого входят цыганские бароны и прочие уважаемые люди.
К самому страшному приговору относится изгнание виновного из общины. Здесь недопустимы убийства, изнасилования, а также причинение тяжелого вреда здоровью.
Особо описываются правила внутреннего распорядка внутри цыганского сообщества, которые распространяются на одежду, быт, праздники.
Современная действительность внесла некоторые изменения в цыганский образ жизни, однако не искоренила вольный дух бродяжничества. Так, фото цыган молодого возраста ассоциируются среди их «цивилизованных» сверстников как образы неординарной анархистский философии. Такие взгляды и стиль жизни и сегодня находит своих сторонников и последователей.
Наши дни: мексиканский сериал
В происходящем двадцать лет спустя уже меньше сказок и песен и просто нормальная такая неразбериха в духе мексиканских сериалов (и, честно говоря, обычной жизни). Тут нет особого смысла искать этнографическую составляющую: все цыгане в кадре тесно вжились в русское общество (как и в реальности часто бывает) и их цыганство не так бросается в глаза, уйдя в область внутренней, внутрисемейной жизни. Но Рада настолько обаятельный персонаж, что даже если зрителям сериала была поначалу интересна цыганская экзотика — они волей-неволей стали с интересом следить уже лично за ней.
Не только этнография привлекает внимание в сериале. Интересное о «Цыганке»: родословная Рады, девочка в роли мальчика и курица Алла Борисовна
Ссылки [ править ]
- Lídia Балог, «Esztétikum közcélra. Szimbólumok, mítoszok, illetve allegóriák közösségi szerepéről, A Roma nemzetépítési törekvések példáján keresztül», в Pro Minoritate , Vol. 3. 2011. С. 144–157.
- Марко Антонио да Силва Меллу, Фелипе Берокан Вейга, «Национальная жизнь Цигана» в Брезиле. Espaces symboliques, stéréotypes et conflits autour d’un nouveau rite du calendrier officiel », в Брезиле (ах). Science Humaines et Sociales , Vol. 2, 2012, с. 41–78.
- Ион Думиникэ, «Simbolistica tradiională a romilor europeni în perioada contemporană (I)», в Buletinul Științific al Muzeului Național de Etnografie și Istorie Naturală a Moldovei , Vol. 11. 2009. С. 149–163.
- Дональд Кенрик, От А до Я цыган (рома) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд , 2007. ISBN 978-0-8108-7561-6
- Илона Климова-Александер, «Развитие и институционализация представительства и управления цыган, Часть 2. Начало современной институционализации (девятнадцатый век — Вторая мировая война)», in Nationalities Papers , Vol. 33, выпуск 2, июнь 2005 г., стр. 155–210.
- Жан-Пьер Льежуа,
- «Le pouvoir tsigane», в Études Tsiganes , Vol. 21, выпуск 1, март 1975 г., стр. 6–33.
- «L’émergence internationale du mouvement politique rom», в Hommes & Migrations , выпусках 1188–1189, июнь – июль 1995 г., стр. 38–44.
- Мария Сьерра, «Создание Романестана : место для цыган в постнацистской Европе», в European History Quarterly , Vol. 49, выпуск 2, апрель 2019 г., стр. 272–292.
- Кэрол Сильверман, « Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре» . Оксфорд и др.: Oxford University Press , 2011. ISBN 978-0-19-530094-9.
- Нидхи Трехан, «Спорная политика индо-цыганских отношений. Размышления о« Международной конференции рома и культурном фестивале »в Нью-Дели, февраль 2016 г. и его событиях», в The Indian Journal of Social Work , Vol. 78, выпуск 1, январь 2017 г., стр. 11–25.
Правила жизни в таборе
Все, кто жил в таборе, вынуждены были неукоснительно соблюдать установленные в коллективе законы морали. Наказанием служило изгнание на некоторое время или навсегда. Во главе табора находился авторитетный вожак, которому все должны были беспрекословно подчиняться. Он же при необходимости мог исполнять роль судьи. Но стоило вожаку один раз совершить несправедливый поступок, как его тут же лишали полномочий и выгоняли из табора.
В таборе мужчины занимали лидирующее положение, т.е. женщина независимо от возраста должна была слушаться соответственно мужа или отца. Причем обязанностью женщин было следить, чтобы мужчины и семья были накормлены. Флаг цыган можно увидеть почти в каждом таборе. Некоторые удивляются тому, что у кочевников существует своя символика.
Мужчине предоставлялась возможность обзавестись несколькими женами, которые фактически становились его работницами. Это было выгодно. Многоженство гарантировало не только уют, но и в некоторой степени материальное благополучие. Ничего удивительного, ведь особенность цыганской семьи в том, что женщины-гадалки и попрошайки обеспечивали своих самых близких людей деньгами.
История цыганского народа
Письменности у цыган не было и нет, потому никаких исторических документов об их происхождении нет. Все передавалось из уст в уста, поэтому проследить за развитием этого народа можно лишь на основе рассказов старожилов. Есть множество теорий, о том, что цыганская культура имеет свое начало из Индии. А до восемнадцатого века были разные теории происхождения цыган. Кто рассказывал, что первые цыгане жили в Атлантиде, а кто говорил, что произошли они от евреев. Многие думают, что родина народа – Египет или Индия.
История цыганского народа
Есть версии, что зарождение народности произошло в Азии, в частности в Месопотамии или Синджаре. Некоторые утверждают – цыганский народ сперва жил в Византии. Если смотреть литературные произведения в 1422 году в летописи было указано, что цыгане жили в Индии, а в «Хронике мира» упоминалось, что Филипп 3 выгнал из Испании цыган, которые вернулись на свою родину в Индию.
Научно информация не была обоснована, но других источников об этом народе до восемнадцатого века нет. Уже в 2009-ом году из Франции выслали около десяти тысяч нелегалов цыганского происхождения в Болгарию, Румынию. А из Германии в ближайшее будущее собираются в Косово отправить двенадцать тысяч лиц, так как они эмигрировали в эту страну после военных действий в Югославии и Косово еще в 1999 г.
Происхождение
к оглавлению ^
В мире
Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.
Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.
Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.
На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.
Цыгане в Румынии
Цыгане в Венгрии
Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.
Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.
После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.
В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда — вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.
Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.
к оглавлению ^
В России
Пути, откуда взялись цыгане на русской земле — это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.
Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии — молдавские, Крыма — крымские.
До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины — гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.
После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.
Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.
В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.
Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.
Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» — это устаревшая форма.
к оглавлению ^
Цыганские имена и фамилии
Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:
- официальное;
- светское;
- отчество;
- фамилию;
- прозвище ветви семьи.
Официальное имя — это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.
Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:
- Прозвище — своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
- Крестильное — если оно отличается от официального;
- Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).
Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий — Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.
Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).
Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.
Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.
К старшим обращаются «дядя» или «тетя». Далее следует светское имя.
Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.
В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.
Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.
к оглавлению ^
Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры
Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови.
Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.
Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются. Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток. Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.
Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей
Что ж, не все стереотипы оказываются ложными. Действительно, и у люли, и даже у рома в культуре присутствует фактически обрядовая кража лошадей. Это национальный цыганский спорт: они уводят лошадей друг у друга, у бедных, у богатых. При этом в пропаже лошади всегда винят пострадавшего: мол, если бы ты хорошо обращался с животным, то оно бы с другим человеком никогда не ушло.
Фото: Ian Forsyth/ZUMAPRESS.com/TASS
Впрочем, если говорить о рома, то они никогда не уведут у вас лошадь с помощью угроз и не станут скрывать совершенное преступление. Для них украсть средство передвижения – это большая наука, мастерство и даже шоу. Один из возможных путей становления цыганом без цыганской крови – украсть из табора лошадь.
Традиция не умерла вместе с развитием средств передвижения. Лошадей сейчас меньше и крадут их, соответственно реже, зато среди цыган процветает угон авто. Все те же поверья сохраняются: в машине живет дух, и если бы хозяин почитал его должным образом, то автомобиль никогда бы не уехал с цыганом. Не забывайте хорошо обращаться со своим авто.
Распространенные стереотипы
Стереотипы о цыганах пошли от многочисленных рассказов о их жизни, историй пострадавших от мошенничества и собственных наблюдений людей, поскольку цыгане присутствуют практически в каждой стране мира.
- Не имеют родины. Цыгане — люди без определенного гражданства, в котором им часто отказывают даже при условии рождения в данной стране. Признание народности нетерриториальной сделало их юридически «невидимыми».
- Не любят учиться. Представители народности отдают детей в школу, чтобы научить элементарным знаниям: читать, писать, считать. Зачастую после этого ребенок бросает занятия, помогая родителям в торговле.
- Почетным у цыган считается много пить и при этом не пьянеть.
- Цыгане хорошие психологи, обладающие гипнозом. По этой причине их следует сторониться, гадание у них принесет больше вреда, чем пользы. Главная цель цыганки — получить доход. Способностью предсказаний обладают редкие личности, остальные создают вокруг себя магический образ: колдовские шары, карты таро и прочую атрибутику.
- У цыган высока статистика домашнего насилия. Жена несет тяжелое бремя, подчиняясь мужу-тирану, при этом вынуждена терпеть, поскольку традиция предполагает брак на всю жизнь.
- В семье цыган должен быть хоть один сын. Если этого долго не случается, мальчика берут из приюта, невзирая на его национальность. Это стало одной из причин, объясняющей утверждение, что цыгане воровали детей. Часто люди, увидев в таборе светлого, голубоглазого и совершенно непохожего на других ребенка, заявляли, что его украли.
- Если у семьи двухэтажный дом, женщина не может подняться на второй этаж, если муж находится на первом
Предки современных цыган
Стоит отметить, что термин «ромы» распространен исключительно в европейских странах и на американском континенте. Армяне этих людей называют «ломы», а палестинцы и сирийцы – «домы». В среде лингвистов существует две версии происхождения современных цыган:
- Очень давно северо-западные регионы Индии заселялись народностью, некоторая часть которой перекочевала в соседние государства.
- Много веков назад цыгане осели на территории Ромейской державы (Византии), где проживали почти триста лет. Соответственно, они друг друга называли ромеями. Таким образом, после того как из этого названия вычленили окончание и внедрили в цыганский язык, оно приобрело новое звучание, т.е. «ромы». Несмотря на логически обоснованное объяснение, всё же предков странствующих цыган надо искать в Индии.
Было бы неверно думать, будто ромы двинулись в путь без определенной цели, куда глаза глядят, либо скитались в поисках приключений. Видимо, они покинули насиженные места, как говорится, не от хорошей жизни. Кочевать цыган заставили серьезные причины. Скорее всего, ими двигали экономические соображения. Только в неизведанных краях находилась публика для таборных артистов, много новых клиентов, которые были заинтересованы в гаданиях. Ремесленники получали возможность торговать результатом своего труда. История цыганского народа наполнена болью, но при этом народ не забывал о веселье и танцах.
использованная литература
- «Мы — цыганский народ» Иэна Хэнкока, Издатель: University Of Hertfordshire Press
- Иэн Хэнкок «Опасность! Образованный цыган: Избранные эссе»
- Тернер, Ральф (1 января 1926 г.). «Положение цыган в индоарийском». Журнал Общества цыганских преданий . 5 (4): 145–189. OCLC . ProQuest .
- Хэнкок, Ян (1987) Синдром изгоя: отчет о цыганском рабстве и преследованиях. Анн-Арбор: издательство Karoma.
- Кенрик, Дональд (1993) Из Индии в Средиземное море: миграция цыган. Париж: Цыганский исследовательский центр (Университет Рене Декарта).
- Фонсека, Изабель (1996) Похороните меня стоя: цыгане и их путешествие Нью-Йорк: старинные книги .
- Берли, Майкл (1996) «Противостояние нацистскому прошлому: новые дискуссии по современной истории Германии. Лондон: Коллинз и Браун.
- Леви, Гюнтер (2000) «Нацистское преследование цыган». Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Марушякова, Елена и Попов, Веселин (2001) Цыгане в Османской империи. Хэтфилд: Университет Хартфордшира Press .
- Гай, Уилл (2001) Между прошлым и будущим: рома Центральной и Восточной Европы. Хатфилд, Хартфордшир, Великобритания: University of Hertfordshire Press.
- Колев, Деян (2004) Формирование современной идентичности: социальные и этнические изменения в цыганской общине Болгарии в коммунистический период. Будапешт: CEU Press.
- Такур, Хариш (2008) «Тихие потоки Дуная, Нью-Дели». Публикации Радхи.
- Рамануш, Николас (2009) «За невидимой стеной, верования, традиции и цыганский активизм». Николас Рамануш, редактор.
Традиции и обычаи
Цыганская жизнь – это соблюдение традиций, обычаев и правил, многие из которых требует обязательного исполнения. К таким относятся:
- Особая забота о детях. Беспризорных детей у цыган не бывают, их обязательно усыновляют, причем дети могут быть любых национальностей.
- Мнение старших цыган очень авторитетно. Пожилых людей в этом народе почитают. Поднять руку на старого человека считается особо страшным преступлением.
- Женщины в цыганских семьях находятся по иерархии значительно ниже мужчин. К слабому полу относятся достаточно непочтительно до момента появление ребенка. Только после того, как женщина стала матерью, ее начинают уважать.
- Женщина должна всегда мужчину обходить сзади, если есть такая возможность, но при этом не может стоять у него за спиной, если он сидит.
- К древним традициям относится и привычка курить. У цыган считается, что дым может отпугнуть нечистую силу.
- Этому народу свойственно ношение значительного числа золотых украшений. Предпочтение при этом отдается перстням, которые надевают на каждый палец за исключением большого. Какие цыгане без выставленных на показ украшений? Таких просто нет.
- У цыганского народа клятвенный ритуал очень важен, если необходимо доказать невиновность или правоту.
Происхождение цыган, религия и другие особенности
Ввиду распространенности ромов в их языке присутствуют диалекты. Кочующим или оседлым цыганам приходится осваивать язык того региона, в котором нужно жить. Историческое родство цыган с Индией подтверждает тот факт, что в их лексике содержится почти тридцать процентов санскритских (древнеиндоарийских) заимствований. Флаг цыганский появился сравнительно недавно именно по этим причинам.
Что касается религии и верований, то тут постоянства не существует. Цыгане быстро приспосабливаются, т.е. перенимают обряды местного населения. В любом случае они остаются суеверными.
Также значительное влияние окружающая обстановка оказывает на рацион и стиль одежды. В толпе цыганку легко узнать по длинной широкой и пестрой юбке, традиционно свои уши она украшает серьгами, шею – ожерельями, запястья – браслетами, пальцы – кольцами. А музыка цыган является самой узнаваемой и душевной.
Пути расселения по миру
Специалисты в области генетики предполагают, что всех ромов (иное наименование цыган) объединяли некоторые основные факторы. Главное, то, что они — выходцы из Индии, а второе — по пути в Европу ромы активно заключали браки с представителями различных национальностей. По предварительным расчетам, в настоящее время на территории европейской части живет почти 11 млн цыган.
Основная зона их расселения – это Восточная и Центральная Европа. Особенно многочисленны они в Венгрии и Румынии. В этих странах, где живут цыгане большими анклавами, по приблизительным подсчетам их от 2.5 млн до 8 млн человек. Несмотря на то что численность их очень значительна, этот народ сложно изучать. Это является следствием того, что цыгане не поддаются никакому учету.
Со стороны общества отношение к ним сложилось неоднозначное. В основном это связано с тем, что эти люди имеют своеобразные традиции и обычаи, а также ведут специфический образ жизни. В обществе бытуют стереотипы — цыганам свойственно совершать обманы, кражи и мошенничество. Другие же считают их веселыми яркими людьми, присутствие которых украшает встречи, вечера и праздники. Представителей этого народа привечают за исполнение задушевных песен и искрометных танцев.
Сами себя цыгане называют — ром, рома или ромалы. Однако имеются и иные обозначения этой народности. Так, на севере Европы их называют «черными» (кале). Во Франции за ними закрепилось название «богемцы». Англичане зовут их «египтянами».
Определить конкретно, сколько цыган живет на той или иной территории, достаточно сложно. Это связано с особенностями быта и отсутствием «правовой видимости». Очень часто цыгане проживают табором. У них нет документов, паспортов, какой-либо регистрации.
Вероисповедание цыган разнообразное. Им присущи различные религиозные убеждения (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).
У этого народа сохранились элементы веры в магию и мистические проявления. Имеет место верование в природных духов. До сих пор в их среде распространено для бога название «девел» (производное от индийского «дэва»). Лица, изучающие цыганские мировоззрения, связывают это с влиянием зороастризма, что еще раз подчеркивает, их прародина — древняя страна цыган Индия.
Цыганский национализм
Флаг цыганского народа
Существует небольшое националистическое движение рома.
Первый Всемирный конгресс цыган был организован в 1971 году недалеко от Лондона при частичном финансировании Всемирного совета церквей и правительства Индии . В нем приняли участие представители Индии и 20 других стран. На конгрессе зелено-синий флаг конференции 1933 года, украшенный красной чакрой с шестнадцатью спицами , был подтвержден в качестве национальной эмблемы цыганского народа, и был принят гимн « Гелем, Гелем ».
Международный цыганский союз был официально учрежден в 1977 году, а в 1990 году, четвертый Всемирный конгресс объявил 8 апреля будет Международный день цыган , в день празднования цыганской культуры и повышения уровня информированности о проблемах , с которыми сталкивается цыганской общины.
5-й Всемирный конгресс цыган в 2000 году опубликовал официальную декларацию нетерриториальной нации цыган.