Пять причин поехать в молдавский город сороки

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич (1823-1864)

Г. В. Сорока родился в семье крепостного
крестьянина. Восемнадцати лет он был взят в дом хозяина (имение
«Островки»), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре обнаружил способности к
рисованию и стал одним из учеников
А. Г. Венецианова, жившего
неподалеку в своем имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока
то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то
возвращался в «Островки» с каким-то заданием от него.

Становление Сороки как художника было
невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842
г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в
рисовании; картина «Гумно» (1843) уже достаточно профессиональна, а
«Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» (1844) — одно из
самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.

Творческий путь Сороки продолжался не более
десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а
датировка их очень приблизительна. Они не равноценны.

Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной
живописи. «Флигель в «Островках»…» (первая половина 1840-х) прямо
перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца
XIX — начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском
Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), — «Вид
на плотину», «Рыбаки», «Вид на озеро Молдино», «Вид в имении
Спасское» (все ок. 1847) — поражают эпическим размахом восприятия и
изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в
«Островках», — «Вид на озеро Молдино в усадьбе «Островки»», «Часовня
в парке» и «Вид в «Островках»» (все конца 1840-х), — напротив,
отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме
«Кабинета дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова» он написал еще
одну интерьерную картину, «Отражение в зеркале» (1840-е), — сложную
по пространственному решению и безупречную по исполнению.

В портретной же живописи Сорока был заметно
скован — тут нужна была более основательная школа, чем та, которую
он успел получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец
1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а
автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под
внешней сдержанностью.

Судьба Сороки действительно была крайне
драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно.
Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом,
художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть
Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и
заступника в тяжело сложившихся отношениях с хозяином. Известно, что
в 1850-х гг. он покинул усадьбу и вернулся в родную деревню
Покровское; там женился (1852), у него родились два сына, потом
дочь.

Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал
на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон
было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать
рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал
сильно пить. В 1864 г. оказался каким-то образом причастен к
крестьянским волнениям, начавшимся в связи с отменой крепостного
права и несправедливыми условиями выкупа земли у помещика (то ли
писал прошения, то ли подговаривал односельчан к неповиновению), и
был наказан за это. Наказание стало последней каплей, переполнившей
чашу терпения, — Сорока покончил с собой.

Григорий Сорока: картины

Более, нежели у других учеников мастера, у Григория Сороки получил развитие поэтический и вместе сочувственно-любовный взгляд на мир русского крестьянства. Таковы его карандашные крестьянские портреты, таково его «Гумно».

Созданные молодым художником пейзажи считаются одними из лучших в бытовом жанре. Пейзажи полны умиротворения и лирики. Они написаны с такой любовью, что кажется, художник увидел в этом пейзаже гармонию, согласие и покой.

Сороке принадлежит один из лучших венециановских интерьеров «Кабинет в усадьбе Островки», с великолепным натюрмортом на письменном столе. Наиболее удачно написаны гладко выструганные бревенчатые стены, по которым скользит мягкий дневной свет.

«Кабинет в усадьбе Островки», 1844

Этот свет с уникальным мастерством использован для характеристики не только пространства, но и фактуры предметов. На лакированной поверхности деревянной мебели он ложится легкими бликами.

Мягко, широко лежит на ровных половицах некрашеного пола, дробится на стеклах портретов на стене, ровнее освещает незастекленные живописные плотна. А мальчик, с книжкой в руках (почему-то кажется, что это томик стихов), присевший на краешек дивана, словно олицетворение какой-то неуловимой изящности и деликатности.

Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х

Как придворный живописец Сорока рисовал и детей своего хозяина: Елизавету и Лидию Милюковых. Портреты детей, почему-то напоминают работы мастеров Возрождения. В них так много внутренней просветленности, веры в душу человека.

Точность характеристики «мертвой натуры», лишенная, однако, сухости и иллюзорности натурализма, присуща и натюрморту Г. В. Сороки «Отражение в зеркале». Здесь бытовой характер подбора вещей органично сочетается с жанровой сценкой, отраженной зеркалом.

«Отражение в зеркале» 1850-е

Среди удивительно лиричных картин особняком стоит его «Автопортрет», написанный в 1841-1842 годах. Хотя художник изобразил себя внешне спокойным, глаза говорят о страдании и незащищенности от судьбы и жизненных обстоятельств (Изображение в миниатюре к статье)

Пейзажи

В большинстве своем пейзажи художника показывают окрестности озера Молдино. «Рыбаки», «Вид на плотину в имении», «Вид на озеро Молдино» незамысловаты по выбранному мотиву. Во всех трех работах поражает доподлинность наблюдения природы, органически слитая с каким-то обостренным чувством ее красоты.

«Рыбаки» Вторая половина 1840

«Вид на озеро Молдино», 1840-е

Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е

Прекрасно передано ощущение тишины, разлитой в неподвижных рощах, в застывшей глади озера, в высоком небе, лишенном облаков. Это ощущение тишины и несколько даже утрированного покоя. Оно чувствуется и в фигурах рыбаков, косарей в белых рубашках и высоких поярковых шляпах, женщин в просторных платьях.

Их движения медленны, складки их одежд лежат просто и прямо. В этих полотнах нет той живописной вибрации цвета и таяния контура в глубинных планах, которая имеет место у самого Венецианова.

Пейзажи Григория Васильевича Сороки как бы лишены воздуха. Отчетливость, с которой открывается взору весь этот прекрасный мир, несет отпечаток какой-то щемящей, грустной остроты – индивидуальной черты работ художника.

Художник Сорока

Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.

С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.

Григорий Сорока. Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е

Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».

С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.

Григорий Сорока «Гумно» 1843

Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.

Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным. Это наложило трагический отпечаток на его судьбе.

Крепость Сорока

Рекомендовать место

35

4

Молдавская крепость Сорока – главная туристическая достопримечательность города Сороки.

В Средние века Сорока была частью оборонительной системы Молдавского государства, а ее деревянная крепость была возведена на месте старого укрепления в 1499 году по поручению Штефана Великого. Позже крепость заменили камнем. Крепость была построена по принципу «золотого сечения», поэтому Сорокская крепость является уникальным оборонительным сооружением Европы, которое сохранилось до наших дней в своем первоначальном виде. Также вместе с крепостью сохранилась и военная церковь, которая была построена над ее центральными воротами.

Крепость имеет округлую форму, ее диаметр 38 метров. Внутри нее располагаются 5 трехуровневых башен. Высота крепости — 20-25 метров.

Крепость открыта со вторника по воскресенье с 9 утра до 6 часов вечера. Интересно, что крепость изображена на бумажной купюре номиналом 20 леев и на заднем плане удостоверения личности Молдавии.

Внешность


Фото сороки на пне

У сороки стройное вытянутое тело; длинный хвост «веером»; короткие, узкие, заостренные на конце крылья; небольшая голова и толстый, изогнутый клюв. Лапы длинные, четырехпалые, четвертый палец смотрит назад, что позволяет птице крепко цепляться за ветки и сохранять устойчивую позицию.


Сорока ходит по зеленой траве

Оперение сороки двухцветное: голова, шея, грудь и спина иссиня-черного цвета. На солнце заметны фиолетовые и зеленые оттенки. Длинный хвост черный. Живот и плечи белые. Иногда крылья по кайме также окрашены в белый. Глаза черные, клюв темно-серый, ноги серо-коричневого окраса.

В окрасе молодых птиц также присутствуют белый и черный цвета, однако оперение не такое яркое и контрастное, как у взрослых сорок. Весной у птиц наступает линька. В это время сороки выглядят блекло, часть перьев выпадает и кое-где видны участки кожи. К началу лета у птиц отрастают новые плотные матовые перья насыщенного однотонного окраса.


Фото сороки на камне

Оперение сорок обоих полов идентично, поэтому отличить самку сороки от самца практически невозможно. Тем не менее, у птиц есть различия в размерах: самец сороки крупнее самки в полтора раза.

Город Сорока и село Косэуць

Город Сорока расположен на правом берегу Днестра в глубокой долине в форме амфитеатра, на расстоянии 145 км от Кишинева. Является районным центром Сорокского района.

По данным последней переписи, население Сорок составляет 35,1 тыс. чел.

Этнический состав:

  • молдаване — 68 %
  • украинцы — 15 %
  • русские — 12,3 %
  • цыгане — 3 %
  • евреи — 1 %
  • другие национальности — 0,7 %

По историческим сведениям на месте города в 12-13 вв. находилось генуэзское поселение Ольхиноя, однако археологические раскопки обнаружили многочисленные свидетельства того, что на этом месте были значительно более древние поселения со следами раннетрипольской культуры.

В последней четверти 15-го века по распоряжению господаря Молдавского княжества, Штефана Великого, была сооружена земляная крепость, призванная оградить от набегов татар. В начале 16-го века, в годы правления Петру Рареша, сына Штефана Великого, была возведена каменная крепость, которая называлась вначале Сараки и лишь в 18-м веке город и крепость стали называться Сороки.

Крепость поражает строгостью планировки, четкостью композиции, что придает ей самобытный характер и свидетельствует о высоком культурном и профессиональном уровне ее создателей.

В настоящее время сорокская крепость полностью отреставрирована, в ней организован музей, и она открыта для свободного посещения. Это самый привлекательный туристический объект города. Сюда постоянно организуются экскурсии из Кишинева и других районов Молдовы, а также из Украины, граничащей с Сорокским районом по Днестру. Через Днестр на украинский берег организована паромная переправа.

Город и окружающая его местность очень живописны, особую прелесть придает городу Бекирова гора, которую местные жители называют также «цыганской горкой» из-за компактно проживающих в верхней части города цыган, здесь же находится усадьба цыганского барона Молдовы. Невдалеке от города, вдоль подножия горы и берега Днестра находится памятник природы, Бекиров яр, внесенный в список природоохраняемых объектов.

На дальней от города оконечности Бекировой горы в начале 2000-х гг. был сооружен каменный монумент в виде зажженной свечи, который получил название «Бaдя Миор». Идея и название памятника принадлежат писателю Иону Друцэ, который с детства проживал и учился в Сороках и который воспел этот край во многих своих произведениях. Внутри монумента имеется небольшая часовня, где верующие могут помолиться и где все желающие могут внести свою лепту на развитие и поддержание памятника. Со смотровой площадки свечи открывается незабываемый вид на город, крепость и Днестр. Это место очень популярно у многочисленных туристов, посещающих эти места.

Недалеко от города в сторону села Косэуць находится монумент расстрелянным в годы второй мировой войны фашистами местным евреям.

Село Косэуць расположено в 7 км от города и раскинулось на днестровском берегу. Первое документальное упоминание о Косэуцах относится к 17 января 1517 года. В ходе археологических раскопок на месте села было обнаружено человеческое поселение, возраст которого достигает 22 тысяч лет. Недалеко от этой палеолитической стоянки, в глубоком ущелье, находился средневековый монастырь, который был основан в 1729 году монахами Гаврилом и Павлом. В начале 20-го века старый монастырь был разрушен землетрясением и оползнем, сохранилась только часть монастырского кладбища. Монастырь был заново отстроен выше по склону и в настоящее время действует. Рядом с монастырём находится павильон с родником минеральной воды. В нескольких км от села находится памятник природы – Днестровские пороги и единственный в Молдове гранитный карьер. Здесь же добывается лучший в стране строительный и отделочный камень, известный далеко за пределами республики. Село Косэуць знаменито своими мастерами-камнерезами, которыми возведено множество известных памятников на территории Молдовы и за ее пределами и завоевано немало наград на престижнейших конкурсах.

Художник Сорока

Судьба Григория Сороки (Васильева) была типичной для своего времени. «Васильев сын» родился в Тверской губернии и был крепостным помещика Николая Милюкова. «Сорока» — это его прозвище.

С детства мальчику нравилось рисовать. А когда юноше исполнилось восемнадцать, судьба преподнесла ему подарок: встречу с художником Алексеем Гавриловичем Венециановым. Известный художник жил по соседству с Милюковым.

Григорий Сорока. Портрет художника Алексея Гавриловича Венецианова. 1840-е

Как известно, Венецианов еще с 1820-х гг. организовал в своем имении Сафонково школу живописи. В свою школу он брал на полное содержание мальчиков из бедных семей. Многие из них (всего учеников было около 80 человек) впоследствии составили широко известную «венециановскую школу».

С самых первых работ самоучка показал, что обладает незаурядным талантом. Его зарисовки крестьян убедили Венецианова, что юноша наблюдателен и хорошо разбирается в особенностях характера портретируемых им людей.

Григорий Сорока «Гумно» 1843

Григорий Сорока очень любил и уважал своего учителя. Недаром первая его картина, как и первая картина самого Венецианова, носит название «Гумно». Хотя это была своего рода ученическая работа, но уже в ней видна огромная любовь к родному краю.

Талантливый ученик Венецианова так и не получил возможности развить свой талант. Несмотря на все усилия своего учителя, Григорий Сорока остался крепостным. Это наложило трагический отпечаток на его судьбе.

Политика

Сорока находится в избирательном округе Северный Красный . На выборах первого десятилетия 21 века ПКРМ получила 50% голосов в Сороках. В таблице ниже представлены результаты выборов 2010 года. Район является одним из учредителей Еврорегиона «Днестр» .

Резюме 28 ноября 2010 года парламент Молдовы результатов выборов в районе Сорока
Партии и коалиции Голоса % +/−
Партия коммунистов Республики Молдова 20 595 46,29 −2,36
Либерально-демократическая партия Молдовы 9 816 22.06 +8,68
Демократическая партия Молдовы 6 322 14,21 -1,88
Либеральная партия 2,565 5,76 −2,20
Партия Альянс Наша Молдова 2,097 4,71 −5,86
Европейское движение действий 937 2.11 +2,11
Другая вечеринка 2180 4,86 +1,51
Итого (явка 60,25%) 44 867 100.00

Бекировая гора

Горы Сороки

Бекировая гора — одна из самых живописных природных достопримечательностей Молдовы, привлекающая большое количество туристов. Кроме того, на горе расположен мемориальный комплекс «Бадя Миор», также добавляющий популярности этому месту.

Бекировая гора не может похвастаться большими размерами — её высота составляет лишь 60 метров. Как и многие другие объекты этого региона Молдовы, гора названа в честь гайдука Бекира — популярного национального героя. Склоны горы чрезвычайно живописны — местность изобилует красивыми ущельями, скалистыми обрывами и густыми лесами.

С вершины Бекировой горы открывается замечательная панорама окрестностей и великолепный вид на Днестр. А у её подножия пролегает Бекиров яр — природный памятник Молдовы.

Координаты: 48.13698900,28.30495500

Последние годы жизни

Судьба действительно была по отношению к художнику строга, а временами беспощадна. Несмотря на попытки Венецианова «испросить для него свободу», Сорока до последних дней жизни остался крепостным. Милюков отказал ему в «вольной», запретил поездки в Санкт-Петербург, заставил ухаживать за садом.

Вскоре (1847) погиб Венецианов, и жизнь Григория Сороки превратилась в медленное угасание. Принудительный брак без любви с крепостной угнетал его. Он жил в деревне, писал для церкви образа, иногда обучал мальчишек рисованию.

В 1861 г. Сорока, за резкое выступление против своего барина был арестован и подвергнут телесному наказанию. Спустя некоторое время, его отпустили «по болезни», но что-то в нем надломилось. В мае 1864 г. его тело было обнаружено «в обжигательной избе повесившимся».

Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока. Ему было всего 40 лет (1823-1864). Напомню читателям: в 1861 году в России было отменено крепостное право, по сути — рабство.

Видео

К сожалению, о Григории Сороке видематериалов маловато. В этом видео дополнительная и познавательная информация о художнике и его картинах.

История

Сорокская крепость в Молдавии была построена на месте, где до этого располагалось более древнее укрепление. Первоначально она имела квадратную форму и была деревянной. В 1543-1546 годах крепость была перестроена практически заново. При строительстве использовался камень, а выглядела она так же, как сейчас. Крепость получила круглую форму с диаметром в 37,5 метров и пять башен, которые расположились на одинаковом расстоянии.

При создании крепости в основу было положено «золотое сечение» – высший закон гармонии. Именно поэтому сооружение считается уникальным среди архитектурных памятников Европы. Ценность Сорокской крепости в том, что она сохранилась в первозданном виде. Также на месте осталась маленькая военная церковь над центральными воротами.

Река Днестр

Рекомендовать место

30

3

Днестр — это река, проходящая через Восточную Европу. Она располагается на территории Молдовы и Украины. В переводе с древнеиранского языка Днестр — это «пограничная река».

Река имеет протяженность в 1352 километра и площадь бассейна 72 тысячи квадратных километров.

Она начинается в Карпатах на девятистах пятидесяти метрах и уходит в Днестровский лиман, который соединяется с Чёрным морем. Поэтому в верховьях Днестра очень быстрое течение. Часто местные жители называют ее горной рекой.

В дельте реки вьют свои гнезда многочисленные птицы, здесь растут растения редких видов. А низовья реки даже являются занесенными в международный список Рамсарской конвенции по защите водно-болотных угодий.

На Днестре располагаются молдавские и украинские города: Могилёв-Подольский, Хотин, Ямполь, Залещики, Каменка. По реке располагается граница этих двух государств.

Днестр считается судоходной рекой. По ее водам не только перевозят ценный груз и осуществляют доставку пассажиров, но и организуют экскурсии.

Легенды

О Сорокской крепости Молдовы сложено множество легенд. Одна из них рассказывает о тайном проходе через реку, благодаря которому из крепости можно было попасть на другой брег Днестра. Но этот миф не подтвержден. Историки утверждают, что туннель был залит водой, поэтому так и остался тайной.

Другая легенда гласит, что во время нашествия турков защитники крепости долго противостояли завоевателям. У них закончились все запасы, но неожиданно на помощь пришли аисты. Они сбросили осажденным виноградные грозди и спасли защитников от жажды и голода. С тех пор эта птица в Молдове считается символом счастья, добра и благополучия.

Причина 5: Исторический музей

О цыганах говорят не только их колоритные дома, но и предметы быта. Некоторые из них сегодня хранятся в историческом музее Сорок. Здесь непременно стоит побывать всем туристам.

В музее хранится 28 тысяч экспонатов, у каждого своя история. Можно увидеть деревянные ведра, в которых носили воду в начале 20 века. Все емкости для жидкости и пищи были сделаны из прочной древесины. Это значительно прибавляло им вес. Например, ковш для воды весил примерно один-два килограмма. Размеры кухонной утвари тоже поражают. Так, старинное сито представляет собой деревянный круг диаметром в метр. Его вручную обтягивали толстой кожей.

Также в историческом музее Сорок можно увидеть деревянные грабли и плуг, которыми вспахивали поля. Вы убедитесь, что в XIX веке из дерева делали практически все: ульи для пасек, дверные замки и даже комбайны.

Керамические дуршлаги, кузнечные меха, гребни для овечьей шерсти – лишь малая часть того, что хранится в музее. Всем этим жители Сорок пользовались еще сто лет назад. Свои комнаты они украшали расписными коврами. Мастерицы расшивали ковер яркими орнаментами и наделяли глубоким смыслом. Ковры вешали на стены и передавали по наследству. Местные жители бережно хранят свою историю, экспонаты приносят в музей сами. Здесь всегда рады гостям и туристам. Поэтому приехать сюда определенно стоит.

Смотрите программу «Пять причин поехать в…» ежедневно на телеканале «МИР 24».

Мемориальный комплекс «Бадя Миор»

Рекомендовать место

9

4

«Бадя Миор» — это красивый мемориальный комплекс на вершине Бекировой горы, центральной фигурой которого является памятник «Свеча благодарения». Комплекс расположен в нескольких километрах к югу от города Сороки и пользуется немалым успехом среди туристов.

«Бадя Миор» назван в честь одноименной новеллы молдавского писателя Иона Друцэ. Сам литератор также выступил идейным вдохновителем этого мемориального комплекса, который призван увековечить память о разрушенных памятниках молдавской культуры. Основные сооружения комплекса находятся на вершине Бекировой горы, а к ним ведет длинная лестница, состоящая из 613 ступеней. Лестница начинается от красивой каменной арки, построенной у подножия горы.

В состав комплекса входит высокая каменная башня, известная под названием «Свеча благодарения». Рядом с ней установлен большой мраморный крест на постаменте, с выбитой у основания поясняющей надписью. А позади памятников обустроена смотровая площадка, с которой можно полюбоваться живописной панорамой Днестра.

Описание

Сорокская крепость в Молдове имеет округлую форму, четыре круглые башни и одну квадратную – она является входной. В каждой башне есть отверстия для пушек. Стены толщиной в три с половиной метра успешно защищали солдат, склады с провизией и боеприпасами.

В верхней части крепости находятся бойницы. Внутри можно видеть три ряда деревянных галерей, установленных на консольных балках. В крепость можно попасть через арку квадратной башни, вход закрывался двумя воротами, перед которыми была установлена решетка.

Над входом этой достопримечательности Молдавии сделали небольшую часовню, через которую можно было попасть на первую галерею. Часовня имела портал, выполненный в форме стрельчатой арки. Он был декорирован орнаментом, выдержанным в стиле молдавской готики. На территории крепости был колодец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector