Последний кочевой народ европы: как передвигались цыгане

«Спокойно ли на селе»

Сейчас в селе спокойно. В некоторых цыганских домах разбиты стёкла, кое-где на заборах написано: «Убирайтесь». Но это следы протестов 14 июня, когда перекрывали дорогу. Тогда был наибольший накал эмоций. Больше жильё не трогали.

Также по теме


Дома покинувших Чемодановку цыган взяты под охрану

Пресс-секретарь губернатора и правительства Пензенской области Дина Черёмушкина заявила, что дома и имущество цыганских семей,…

Один дом сгорел в соседней деревне Лопатки. Местные говорят о поджоге. Непонятно только, кто зажёг спичку. То ли это были сами цыгане, то ли рассерженные русские. Следствие ещё идёт.

После драки улицы активно патрулируют полицейские. Да и соседи следят, чтобы в пустые дома посторонние не ходили.

Все цыгане из Чемодановки и Лопаток — в общей сложности около 900 человек — уехали. Побег был таким спешным, что всю свою скотину ромалы попросту бросили.

Слава богу, местные власти не оставили животных погибать голодной смертью в загонах. Областная ветеринарная служба скотину пересчитала и передала на время ближайшему аграрию. Сейчас 80 свиней, корова, кролики и куры живут на ферме.

  • Цыгане бросили и скот. К счастью, животных передали местному фермеру, который о них позаботится до возвращения хозяев

«Мне вся эта живность даром не нужна, — посетовал колхозник, приютивший цыганскую скотину. — Каждый день приходится заполнять отчёт, не помер ли кто. Кормлю за свой счёт. Но что делать — власти попросили. Сколько у меня пробудут животные, не знаю. Непонятно даже, вернутся ли цыгане назад».

  • Цыгане, убегая, побросали вещи

По интернету ходила информация, что чиновники автобусами депортировали цыган из Чемодановки. Ничего подобного — люди сами уехали, кто куда. В основном перебрались к родственникам. Кто в райцентр — Бессоновку, кто в Пензу, кто в соседние области.

Губернатор Иван Белозёрцев рассказал RT, что власти возвращению цыган никак препятствовать не будут. Люди имеют право жить на своей земле, в своих домах.

  • Возмущённые селяне расписали заборы цыганских домовладений

Но параллельно местные коммунальщики начали проверять законность подключения цыганских домов к коммуникациям. Неожиданно выяснилось, что многие семьи нелегально провели себе свет и сделали врезы в газовую трубу.

  • В цыганских домах в Чемодановке разбили окна

Сейчас по селу ездят автовышки «Россетей» — энергетики обрезают лишние провода.

Власти демонстративно бросились наводить порядок.

От рома до цыган

Кто же они такие? Откуда они? Современные исследователи верят, что цыганская культура зародилась в Индии. Ученый Рональд Ли в своих трудах высказал предположение, что их историческая родина – северо-центральная Индия. Хотя сегодня многие проживают в Европе – Италии, Испании и Восточной Европе, — лингвисты и генетики все же с большой вероятностью указывают именно на Индию как место их происхождения.

Однако общая родина не означает, что народы рома похожи друг на друга. В каждой культуре свои заметные отличия. Рома — самоназвание лишь самой обширной группы цыган, но другие народы зовут себя синти, кале или мануш.

Цыгане мигрировали с севера Индии в Персию в 11 веке. Оттуда они переместились в Европу к началу 15 столетия. Поэтому, вероятно, есть группы кочевников, отличающихся от коллективного названия «цыгане» своими индийскими, персидскими, итальянскими или румынскими обычаями, в зависимости от направления миграции.

Ввиду кочевого образа жизни практически невозможно установить, сколько цыган проживало в каждой стране в прошлые века.

К примеру, распространенность рома в Персии и Европе в 11 и 15 веке может быть обусловлена увеличением их численности. Но точные цифры что тогда, что сегодня установить невозможно. Это привело к культурному стереотипу о цыганах-рома, чья группа остается самой многочисленной на сегодня.

Надо включать в общественную жизнь

Интеграция ромалов в общество — настоящая проблема для многих стран. Россия тут не одинока. Французы несколько лет назад просто взяли и депортировали десятки тысяч цыган в Румынию и Болгарию. Каждому дали по билету на поезд и €300 наличными. Европейцы не смогли поладить с цыганами, поэтому нацменьшинство просто выгнали из страны.

Россия себе такого позволить не может. Цыгане в стране обладают всеми гражданскими правами. Но это не означает, что государству не нужно вовлекать их в общественную жизнь.

Готового рецепта, что конкретно надо делать, нет. Большая часть европейских программ по интеграции цыган благополучно провалилась. Наша страна какими-то успехами тоже похвастаться не может — в современной России крупных программ не было. Советские эксперименты можно назвать успешными условно. Цыганские колхозы быстро развалились. Разве что некоторые посёлки компактного проживания — как в Пензе — существуют до сих пор.

У социологов пока есть лишь общие соображения, как строить политику по отношению к цыганам. По мнению специалистов из Московского бюро по правам человека, которое плотно занимается темой цыган, надо начать со следующих шагов:

  • Властям следует активнее заниматься образованием детей. Многие цыгане не умеют ни читать, ни писать. Учёба в школе сделает подрастающих цыган более культурными и приспособленными для жизни в современном обществе.
  • Надо помочь цыганам решить бытовые проблемы. У многих нет паспортов или отсутствуют документы на жильё. Чтобы цыгане социализировались, переход на легальное положение для них должен быть простым.
  • Необходимы меры, которые упростят цыганам доступ к современной медицине и официальному рынку труда.

  • Губернатор Пензенской области Иван Белозёрцев

Губернатор Пензенской области Иван Белозёрцев в разговоре с RT заявил, что отдельная госпрограмма по интеграции цыган в области не нужна. Люди и так уживаются, а история в Чемодановке — просто исключение.

Но губернатор признаёт, что цыган надо вовлекать в общественную жизнь, приглашать на общественные слушания и включать в рабочие группы.

По мнению заведующего лабораторией региональных политических исследований Высшей школы экономики Ростислава Туровского, многие цыганские общины пока сами не стремятся выстраивать отношения с официальной властью. Ещё одна проблема — рассредоточенность цыган. Таборы есть в разных регионах, они могут быстро менять место жительства. Выходит, социализировать ромалов надо федеральному центру, так как только на региональном уровне задачу не решить. Но если вся помощь пойдёт через Москву, то непонятно, какие общины её получат, а какие нет.

Легенда 9. Ледового побоища вообще не было

Вердикт: это неправда.

Ледовое побоище. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век — Российская национальная библиотека

О сражении написано и в русских летописях, и в немецкой «Ливонской рифмованной хронике» XIII века. Конечно, безымянный немецкий автор восхвалял подвиги «божьих рыцарей» Ливонского ордена и преуменьшал их поражение, и все же он не отрицал того факта, что битва была и русские победили. Другое дело, что это не было эпохальным сражением, изменившим судьбы стран и народов, хоть в нем и участвовало больше тысячи и, возможно, даже несколько тысяч человек.

На русско-ливонской границе вооруженные столкновения и большие походы соседей друг на друга были обычным делом. Войска Ливонского ордена не раз осаждали Псков, а русские князья, в свою очередь, водили дружины вглубь немецких владений. Например, Святослав и Михаил Ярославичи вместе с переяславскими ратями под руководством Дмитрия Александровича, сына князя, разбили объединенное войско датчан и Ливонского ордена.

У ЦЫГАН ЕСТЬ БАРОН

Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.

Флорин Чоаба был известным цыганским бароном и «королем всех цыган». Он скончался 18 августа 2013 года.

Численность цыган в мире

Всего насчитывается около восемнадцати миллионов цыган во всем мире. И самая большая численность данной народности живет в Европейских странах. Там их почти десять миллионов. Больше всего цыган живет в Западной Европе. На постсоветском пространстве в 1970 году насчитывалось около 175,4 тысячи людей. А в 2010 году согласно подсчетам в России проживало около 220 000 человек.


Сколько сейчас в мире цыган?

Согласно статистике в европейских странах проживает:

  1. В частности: в Румынии, Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии – около 4,5-5 миллионов цыган.
  2. В одной Румынии – 1,8 млн. человек
  3. В Болгарии – 750 000 человек
  4. А в Венгрии – 700 000 человек
  5. На территории Словакии – 500 000 человек
  6. В Чехии всего около 200 000 человек
  7. На территории Испании – 726 000 человек
  8. На территории Франции – 400 000 человек
  9. В Великобритании – 224 000 человек
  10. На территории Италии – 141 000 человек.

И эти данные все время меняются. На сегодняшний день они могут быть уже неактуальными.

Демография

Этот народ берёт свое начало в Индии, на острове Цы. Учёные уже давно установили тот факт, что цыгане появились на северо-западе Индии около полутора тысяч лет назад. Впервые эта мысль была высказана двумя немецкими учёными – Й. Рюдигером и Г. Грельманом. Подтверждением служит то, что цыганский язык на треть состоит из санскрита. При этом следует помнить, что значительное влияние на формирование цыганского языка оказали персы и греки. По прошествии 6 столетий, ромы (ещё одно название цыган) начали иммигрировать на территорию Европы – к такому заключению пришли учёные-генетики после исследования их генома. Причина возможной иммиграции кроется в вытеснении народности мусульманами. Современные расчеты позволяют полагать, что родиной этого народа является территория Гуджарата и Кашмира.

Генетики считают, что всех цыган объединяет два основных фактора: они были выходцами из Индии и активно вступали в браки с людьми разных национальностей, иммигрируя в Европу. На сегодняшний день там проживает около 11 миллионов цыган – утверждают специалисты. Большая часть занимает территорию Восточной и Центральной Европы, Венгрии и Румынии. Численность их колеблется в пределах 2,5 — 8 млн человек, по различным подсчетам. Стоит отметить, что во времена тирании Адольфа Гитлера цыгане массово уничтожались. Поскольку письменных свидетельств у цыганского народа нет, ученые решили сопоставить геномы людей из 13 разных групп цыган со всего мира. Общие выводы исследования показали, что демографическая история цыган достаточно богата. Однако практически бесправное положение людей этой национальности по всему миру не позволяет более детально и качественно изучать их исторические корни.

Известно, что до XV века цыгане в Европе принимались очень доброжелательно, но уже через некоторое время они завоевали репутацию попрошаек, шарлатанов и бродяг. Вытеснение народа из культурной и социальной жизни общества происходило на законных основаниях. Их выселяли за пределы города, запрещали участвовать в общественной жизни. Обычные люди ненавидели цыган, издевались и даже убивали их без тени смущения. Спустя 3 столетия отношение людей к этому народу стало более терпимым.

Возникает деление на оседлых, полуоседлых и кочевых. Каким был кочевой табор? Это была группа людей, которая перемещалась по определенной территории. У табора всегда был один вождь – вайда. Он представлял своих людей перед органами власти той страны, где табор кочевал. Также вайда имел полное право на независимое разрешение внутренних конфликтов. Положение женского пола у цыган незавидное: она должна была подчиняться отцу, а потом мужу. На плечах юных девушек лежала забота об уходе и пропитании каждого члена семьи. Решение о выдаче дочери замуж тоже принимал отец, который сам находил подходящего кандидата. Считалось, что хорошая жена принесёт своему мужу большое потомство. Оседлые и полуоседлые цыгане приживались везде, так как они с лёгкостью переходили из одной веры в другую и подчинялись церковным обычаям народа, среди которого жили. Кочевники остаются верны своим традициям и обрядам, чтут их и передают через поколения. Отдельные кочевые группы до сих пор продолжают заниматься своими исконными делами: танцами, пением, плетением, мистическим гаданием и предсказанием, колдовством, дрессировкой живности, обработкой дерева.

Женятся на чужих

Русские, вступившие в брак с представителями других народов, могут столкнуться с непониманием соседей и родственников («Что ему своих девок мало?»), но при этом они остаются членами общества. А для цыган создание семьи с кем-то из чужих (гаджо) означает социальную смерть – изгнание из табора. Это считается самым тяжким наказанием, хуже реальной кончины. Поэтому цыгане всегда удивлялись, как просто русские могут породниться с соседями: украинцами, марийцами, коми-пермяками, мордвой и т.д.

Возможно, запрет на смешанные браки был порожден желанием людей, кочующих в таборе, сохранить свою самобытную культуру и родной язык. А вот кандидат философских наук Марианна Смирнова-Сеславинская считает, что в основе данного матримониального табу могут лежать и сугубо материальные причины. Об этом исследовательница написала в статье «Традиционная экономика и уклад как факторы брачной политики и этносоциальных процессов у цыган», которая вышла в журнале «Антропологический форум» (№ 13 за 2010 г.).

Как пояснила М.В. Смирнова-Сеславинская, цыгане часто запрещают своим детям вступать в браки даже с представителями одного с ними народа, относящимися к другой этносоциальной группе. А все потому, что такие семьи в дальнейшем могут испытывать нужду, ведь у супругов нет навыков, формируемых с детства. Так, может оказаться, что парень не умеет работать с металлом или разводить лошадей, а девушка с детства не научилась играть на музыкальном инструменте или гадать состоятельным клиенткам. Им будет сложно приспособиться к другому образу жизни и добиться материального достатка.

Жизнь и поверья цыган

Как же сегодня живут цыгане? Свободолюбие их предков по-прежнему живёт в каждом представителе этого народа. Конечно, в наше время нечасто встречаются кочевые группы, но многие цыгане стараются искать работу по найму с недолгим сроком контракта. Им нравится знать, что ничто не сковывает и не держит их. Немало цыган имеют свой бизнес, что в полной мере позволяет реализовать поставленные цели, не теряя независимости.

Проблема образования по-прежнему остро стоит в отношении цыган. Их дети редко учатся в школе все классы, ограничиваясь тремя. Умение читать и писать считаются достаточными, после их получения подрастающее поколение должно помогать родителям.

У цыган немало интересных обычаев. Например, женщины всегда должны носить две юбки, поверх которых надевается фартук. Согласно поверьям, нижняя часть юбки может соприкасаться с землёй, со стопами, а значит, “нечистая”.

Впрочем, во многих европейских странах подобная традиция уже забыта. Цыганки одеваются вполне современно, ведут активный образ жизни и даже имеют своё дело, что позволяет им реализовать себя.

У цыган издавна особым животным считается конь

История цыган – это пример мягкого покорения едва ли не всего мира, что прошло незаметно и гармонично. Цыгане никогда не претендовали на роль завоевателей, однако сложно найти страну, где они бы не жили. Пожалуй, их можно назвать самым необычным народом. Расселившись по всей земле, они сумели сохранить свою этническую самобытность, сохранили многие особенности культуры предков.

Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры

Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови. 

Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.

Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются. Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток. Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.

Загадочные пэйви

«Ирландские путешественники», шельта или, как они сами себя называют, пэйви – своеобразный аналог енишей в англоязычных странах. Больше всего их проживает в Ирландии (23 тысячи человек) и Великобритании (15 тысяч). Около семи тысяч пэйви кочуют таборами по США.
Где и когда впервые появились «ирландские путешественники», достоверно не установлено. Есть версия, что они – потомки докельтского населения Ирландии. В истории острова было несколько периодов, когда большие массы людей становились бездомными. Генетическое исследование 2017 года показало, что пэйви отделились от остальных ирландцев 8 поколений назад. Таким образом, наиболее вероятно, что они начали кочевать в то время, когда Ирландию опустошили войска английского диктатора Оливера Кромвеля (1640-1650-е годы).
Традиционными занятиями пэйви считалось изготовление кастрюль и покупка лошадей на убой. Язык шельта, на котором говорят представители этого народа, относится к смешанным языкам, включая английские и видоизменённые ирландские слова. Если пэйви говорят по-английски, их выдает характерный акцент.
Среди фильмов, где показан образ жизни ирландских «цыган» – «Большой куш» (этническим пэйви является Микки О’Нил, роль которого сыграл Брэд Питт) и «Шоколад» (оба сняты в 2000 году). Гордостью народа пэйви стал чемпион мира по боксу в тяжелом весе Тайсон Фьюри.
В ХХ веке правительство Ирландии отказалось от намерений сделать кочевников оседлыми и ассимилировать. В 2017 году пэйви получили статус этнического меньшинства в Ирландии.

[править] Земфирофаг, тебя только тут и не хватало!

А уж коли пришёл, то намазывайся горчичкой, чтобы быть повкуснее.

Зафар Хашимов. ЗАДЫХАЯСЬ В ПРОМЕЖНОСТИ.

Началось все, как обычно, с телевизора. Там какая-то телка с хуйней вместо лица разорялась насчет чтобы отрастить бы до самых то ли поплеч, то ли попизд. «Совсем Пьеха охуела» — решил я, и вырубил ящик. Потом я увидел это на обложке пидорного журнала «Ом». Оказалось, что оно не Пьеха, а намного хуже. В телевизоре хоть лица не было. И на том спасибо, родные. Еще потом я узнал что это называется Земфира, оно жило в Уфе, диджеило потихоньку на местном радио, а потом ЭТО услышал Илья Лагутенко и нам настал пиздец. Вы, на самом деле, не подумайте чего. Я человек выносливый. К попсе отношусь с юмором, а особо крепкие ошибки природы типа Ларисы Черниковой, у которой ночью случилась тайна, или Анжелики Варум с ее забавным мяуканьем, так даже и люблю. Но эти типа продвинутые песни с веером, с плеером, с триппером… Ай, мама джан, зачем только татар грамоте учили? Дальше было хуже. Долгое время я хоронился, как снайпер на дереве, но жизнь подкралась сзади и засадила мне свой морщинистый. Меня послали в командировку в мохнатый сибирский городишко. Из всех видов радио, там было только «Русское», поэтомув любом кафе и любом такси из динамиков звучало оно. Мои коллеги, люди на первый взгляд пристойные, напившись, начинали несвежими голосами орать «Эй, ромашки»… Каждая лярва, к которой я подходил ближе, чем на три метра, томно закатывала гляделки и начинала гнусить «Я задыхаюсь от нежности», что неизменно приводило меня к энергичному проблёву на месте. Это было круто, круто, круто, как сказали бы мои дефективные мультипликационные друзья. Наконец, я вернулся домой. И там моя жена, между прочим, интеллигентная с виду женщина, скромно потупив глазки, призналась, что у нее есть это. Она вставляла это в проигрыватель для компакт-дисков и по утрам наша убогая квартирка оглашалась истошным воплем «Пачему?!» «Да хуй его знает» — стонал я сквозь сон и пытался заткнуть уши подушкой. Оно было везде. Оно было в газетах журналах и интернете. В новогоднюю ночь, оно, пугая честной народ, вопило какую-то «песню века». Какие-то умники наэывали ЭТО открытием года, и рассуждали на тему. И даже вполне уважаемые мною граждане иногда называли ЭТО по имени. Боюсь, что ОНО не умрёт. ОНО запишет еще пару компактов на погибель всему живому. А когда ОНО наконец-то выйдет в тираж, нам сварганят еще какое-нибудь ЭТО. То-то будет весело, то-то хорошо.

Какой прелестный батхерт… Верный признак популярности

Стереотип второй. Цыгане – это одно племя

Цыгане, действительно, очень похожи друг на друга, да и язык их звучит схоже. Однако понятие «цыган» столь же расплывчатое, как «кавказец» или «европеец». У этого народа много различных ветвей, отличающихся традициями, культурой и вообще менталитетом.

Крупнейшей ветвью считаются рома. Они живут практически во всей западной Европе и в Северной Америке. Они – положительные герои в мире цыган. Творческие люди, которые практически не занимаются криминалом (об этом подробнее ниже), в целом аккуратные и чистоплотные, понимающие, что такое честь. К рома относится, например, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко. Да и в целом, говоря о цыганах в лучших их проявлениях, подразумевают чаще всего рома.

Самая многочисленная группа рома, проживающая среди славян – это сэрвы. Они поселились на территории Украины и с тех пор живут бок о бок со славянами. Это одни из самых зажиточных и умелых цыган. Также в СНГ распространены котляры. Это консерваторы, живущие по старинным обрядам и традициям цыган. Кале, то есть «смуглые», проживают в испано- и португалоязычных странах. Из-за гонений они долгое время жили в пещерах, а некоторые и по сей день там обитают. Известны тем, что придумали и популяризировали танец фламенко.

Гораздо меньше повезло тем, кто имеет дело с цыганами на востоке. Вместо рома там обитают дом – те, кто не ушел в Византию вместе с «европейцами». Живут они в Египте, Турции, Греции, Сирии и многих других странах Ближнего и Среднего Востока. В целом живут бедно, занимаются попрошайничеством и криминалом. Они строго делят соседей на «своих» и «чужих» и в целом сильно маргинализированы. Практически всегда насильно забирают детей из школы, чтобы искусственно поддерживать низкий уровень образования в таборе.

Особой группой среди дом значатся люли. Все отрицательные истории о немытых цыганах-преступниках, живущих грабежом и насилием, идут именно от люли. Они же – главные наркобароны Средней Азии. 

Отдельно стоит отметить боша или лом. Это пришедшие с Иранского плоскогорья в Армению и Грузию цыгане. Они практически полностью ассимилировались с армянами, говорят на их языке и используют их обряды. Многие исследователи считают, что эта группа вскоре полностью исчезнет.

Цыган цыгану рознь, и лучше их не путать, особенно когда речь идет о рома и люли.

Кроме того, цыганами могут быть и те, кто по всем внешним признакам к ним не относится. Этакими «почетными цыганами» могут стать люди, которые смогли доказать свою приверженность к этому народу. Например, тех, кто помогал рома во время геноцида 1935-1945 годов, признают настоящими членами сообщества.

Легенда 2. Он был жестоким и беспощадным: отрубал носы и выкалывал глаза

Вердикт: это правда.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. Картина Григория Угрюмова. 1793–1794 годы — Государственный Русский музей

В Средневековье права человека воспринимались не так, как сейчас: жизнь незнатных людей совсем не ценилась. Освободив в 1241 году захваченную крепость Копорье, князь взял рыцарей Ливонского ордена в плен и привел в Новгород. Подчинившихся им местных жителей Александр повесил, чтобы неповадно было. А во время похода на территории Дерптского епископства в 1242 году он отпустил своих воинов «в зажитья», то есть грабить земле­дельцев и рыболовов, проживавших на вражеской территории.

Так воевали и его противники, и другие князья той эпохи. Но когда в 1257 году его сын Василий, который тогда был новгородским князем, не пожелал давать татарам дань и бежал в Псков, Александр действительно жестоко расправился с его слугами: «Овому носа урезаша, а иному очи выняша». Это было очень суровым наказанием, но и ситуация была опасной: в Новгороде началась смута. Посадник Михалко Степанович был убит, а литовцы совершили удачный набег на город Торжок — крупный торговый пункт на пути в Новгород из южных районов Руси.

Национальная медицина[править]

Алхимик Хули Падла

Основными народными средствами у цыган считаются опиум и конопля. Самый известный цыганский поставщик в Афганистане — Чел Ибян Бошка Абрахим, специалисты по наркоконтролю на выставке «Наркоша-2003» вручили приз за лучшее качество по доступной цене. В Казахстане самыми надёжными поставщиками конопли являются буддийские отшельники храма Сонные Долины, они используют травы для контакта со своими богами. Весь товар цыгане хранят дома, и любой желающий может купить товар в дружеской и гостеприимной домашней обстановке. В древних цыганских письменностях говорится что опиумом можно вылечить многие болезни (есть противопоказания):

  • бессонницу;
  • диарею;
  • депрессию;
  • остеохондроз;
  • трихомоноз;
  • уретрит.

Кроме этого, в цыганской народной медицине есть и конопля, с её помощью можно производить профилактические мероприятия:

  • повышение аппетита;
  • стимуляцию головного мозга;
  • развитие роста.

Колумбийским алхимиком Падла Эмилио Скотобаза в закрытой лаборатории были получены данные, что в конопле содержатся редкие витамины, открытые ещё Менделеевым:

Zn-30, Ga-31, Ge-32, Br-35, Os-76, Pb-82, Po-84 и Po-85, Cn-112.

Так, уже в 2-х летнем возрасте, вместо детской соски родители дают младенцам курительные трубки с коноплевыми смесями.

Легенда 3. Его начали называть Невским еще при жизни

Вердикт: это неправда.

Александр Невский. Икона. Картина Владимира Боровиковского. 1815–1825 годы — Государственная Третьяковская галерея

Невское сражение между шведскими и новгородскими войсками в 1240 году стало действительно большой победой князя, но впервые прозвище Невский появляется в тексте под названием «А се князи русьстии» начала XV века. А употреблять его стали еще позднее — после канонизации Александра в 1547 году.

Окончательно оно закрепилось при Петре I, который перенес мощи князя из Владимира в Санкт-Петербург. Это был символ давней победы над Швецией, с которой Петр вел войну. Император также велел перенести день празднования памяти Александра Невского с 23 ноября на 30 августа. Именно тогда был подписан победный Ништадтский мир, завершивший тяжелую Северную войну (1700–1721) между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы (в том числе Россией) за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море.

Цыгане национальность или народность — как пишется национальность в паспорте?

В прошлом столетии в столице Англии 8-го апреля 1971 г. прошел цыганский Всемирный конгресс, на котором цыгане признали себя нетерриториальным народом. Еще участники конгресса приняли национальную символику: флаг, гимн. Основой для гимна стала песня «Джелем, Джелем», а на гербе этого народа изображены колесо, кибитка, подкова, карты. Именно этой символикой и украшают известные цыганские издания журналов, газет.


Есть ли паспорта у цыган?

После конгресса 8-е апреля стало считаться Всемирным Днем цыган. Исходя из данной информации, цыгане – это не нация, а народность. Свою национальность они выбирают следующим образом. Люди получают паспорт и свидетельство о рождении в той стране, где и проживают, а в документации указана национальность такая же, как и граждан страны. Например, если цыган живет в России, то он русский цыган.

Тайна названия

Я уверена, что вам приходилось слышать определение “ром”, “ромы”, как называют цыгане самих себя. По мнению лингвистов, это слово имеет в основе древний индоевропейский корень. Занимательно, что в разных странах местное население по-разному называет цыган.

Например, англичане используют определение “джипси”, которое переводится как “египтяне”, а вот французы называли цыган чехами. Странно, не правда ли? Однако этот народ приходил с самых разных территорий, заметно отличался в культурном плане, имел внешние различия с местными жителями.

А вот привычное нам слово “цыгане” тоже имеет давнюю историю. Как считают историки, впервые подобное название стали использовать в XI веке, оно встречается в христианских текстах того периода.

Изначально использовалось слово “антицингане”, что может иметь нечто общее с греческим определением “неприкасаемые”. Но это, скорее, не отношение народа к новым поселенцам, а отголоски истории, говорящие о принадлежности цыган к одной из каст.

Цыгане – знаменитый кочевой народ

Не любят торговать

Как известно, цыгане испокон веков занимались лишь несколькими видами деятельности. Причем, каждая этническая группа, входящая в состав данного народа, специализировалась на какой-то конкретной профессии. Одни были кузнецами, другие – странствующими артистами, третьи разводили лошадей. Многие женщины гадали или просто попрошайничали по селам и городам. И при этом все они занимались торговлей.

Доктор исторических наук Владимир Шкунов посвятил данной теме статью «Цыгане и торговля в Российской империи», которая вышла в журнале «Известия Самарского научного центра РАН» (том 12, № 6 за 2010 г.). Исследователь отметил, что и кочующие с табором, и оседлые цыгане всегда активно участвовали в торговых операциях: от мелкой розницы до оптовых сделок.

Практически любая вещь, больше не нужная хозяину, могла стать товаром. Цыгане искренне не понимали, как можно что-то выбросить или положить в чулан, а не отправиться на рынок и продать. Русские же, в основном, предпочитали не отрываться от своих занятий ради совершения мелких торговых операций: у крестьянина каждый день на счету. Кроме того, их деловую активность серьезно ограничивало крепостное право.

Цыганская магия на удачу и подчинение воли

Все мы слышали истории о том, как кто-то стал жертвой цыганского мошенничества. Более того, жертвы часто рассказывают, как они сами своими руками отдали мошеннику свои деньги, потому что находились в состоянии гипноза или транса. В арсенале цыган на самом деле есть много обрядов, которые дают им возможность получить власть над людьми.

Многие люди хотели бы получить такую власть, и это неудивительно, потому что с помощью этой силы можно решать много разных проблем, в том числе и заставить близкого человека отказаться от вредных привычек, или убрать всех соперниц со своего любовного пути.

Однако, между цыганами и другими людьми есть большая разница в том, что другие люди уверены, что лишать другого человека воли – это ужасно, в то время как цыгане знают, что если конечная цель позитивная, то для достижения промежуточных целей пойдут все средства.

Национальная одежда цыган[править]

Цыгане — очень практичный народ. Так, национальной одеждой модных цыганок являются: ночнушка выходного дня, халат летний, халат зимний, халат демисезонный. Отличительной чертой одежды цыганок может стать яркий платок, завязанный в бант на волосах не только головы, но и ног. Этот обычай цыгане получили от индийских сидхов которые носят 6-ти метровые ткани на голове для того, чтобы после смерти их обмотали в эту ткань и сожгли на медленном огне. В мужской гардероб входят такие вещи как сюртук, пиджак, рубашка, треники. В детском арсенале обычно те вещи, которые носили их родители, сообщая тем самым, что нужно расти. Цыгане очень бережно относятся к вещам, а всё потому, что испачканную вещь никто стирать не будет: если вещь испачкалась, то цыгане не стирают её, а выбрасывают. Носки цыгане не носят в принципе, так как ходить по земле в носках может себе позволить только очень богатый барон, остальные цыгане ходят босиком.

Все цыгане стараются одеваться в сектантском бутике «Лемурийское братство-51», в бутике представлены модели одежды деструктивного стиля, стиля индийских отшельников.

Ритуальная скверна

Согласно цыганскому кодексу, грязь так или иначе пристающая к телу или одежде не может запачкать человека так, как «скверна», приставшая в результате нарушения ритуальной чистоты.

Именно поэтому несоблюдение обычных гигиенических норм в их обществе не является предметом порицания, а нежелание очиститься от ритуальной нечистоты влечёт за собой серьёзные последствия.

Этнограф Инга Андронникова отмечала, что в цыганском быту были вещи, которым приписывали ритуальную «чистоту», к которым не имела права прикасаться женщина. К числу таких предметов относились оглобли, а также все атрибуты мужского обихода, самые ценные из которых помещались хозяином дома на возвышение, в роли которого выступали сложенные пожитки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector