Администрация города вятские поляны

Забвение, память и слава

Вятская земля окончательно стала частью Москвы почти одновременно с Новгородом Великим. Последствия присоединения были не столь драматичны: Иван III и после «ссылки» вечевого колокола несколько раз заменял новгородскую элиту служилыми людьми из иных краев, не говоря уже о бойне, устроенной его внуком — Иваном Грозным. Вятка, воевавшая против Москвы в союзе с Казанью, подверглась единовременной карательной операции и после этого никогда не попадала в опалу.

«Повесть о стране Вятской» завершается завоеванием Казани, и в этом был символизм: древняя история Вятки-Хлынова закончилась. На какое-то время город Вятка оказался вдали от магистральных событий жизни России. «Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец света», — писал Салтыков-Щедрин, который, кстати, отбывал в Вятке ссылку.

Кого и за что ссылали в Вятку: трагические истории известных людей

Великий сатирик допустил маленькую неточность — кроме дороги из столицы, еще один почтовый тракт вел на Казань через Уржум и Малмыж, а третий, через Слободской и Глазов, — на Пермь и далее в Сибирь. Именно через Слободской, по старой Сибирской дороге, провезли большинство декабристов. И все же Вятка середины XIX века соответствовала определению другого сатирика — Гоголя: «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь».

В начале следующего века открылась Вологдо-Вятская линия — Северный ход Транссиба. Вятка стала одним из важнейших северных железнодорожных узлов. Это определило выбор города в качестве базы для индустриализации 30-х и эвакуации оборонной промышленности в военные годы. Население Вятки (к тому времени ставшей Кировом) за два года увеличилось вдвое. Вряд ли кто-нибудь из директоров оборонных заводов знал, что первые поселенцы прибыли на реку Вятку, тоже спасаясь от войн на западе России.

Уржум остался Уржумом

Самым знаменитым уроженцем города Уржум в Вятской губернии был большевик и партийный функционер Сергей Киров (Костриков). В советское время во всех детских библиотеках страны на полка стояла книга Антонины Голубевой «Мальчик из Уржума». Не удивительно, что после гибели Сергея Мироновича в 1934 году советская общественность города усиленно ходатайствовала о переименовании Уржума. Но Политбюро решило, что городок слишком скромен для памяти столь знатного деятеля, и переименовало в Киров Вятку, а Уржум так и остался Уржумом.

После Великой Отечественной войны индустриализация продолжилась. Строились новые заводы и новые жилые кварталы, город приобрел свою, промышленную славу. Возможно, он, в отличие от Твери и Нижнего Новгорода, так и не вернул себе прежнее имя, потому что индустриальный Киров почти ничем не похож на одноэтажную деревянную Вятку, памятную классикам.

В Кирове нет мощных средневековых кремлей. Но, что бывает у нас не так часто, здесь сохранились традиции — крестный ход, впервые состоявшийся шесть веков назад. Молитвенная и кулачная память о средневековой битве — Свистунья. Свой уникальный фольклор. И это древнее лицо города не могут скрыть массовые постройки 70-х.

10 загадок Вятки: сколько из них сможете разгадать?

Новые полные тексты дел 1-й ревизии

Опубликовано пн, 06/12/2021 — 20:05 пользователем Родная Вятка

В раздел «Переписи и ревизии Вятского края» добавлены полные тексты 8 архивных дел РГАДА с материалами 1719-1723 гг. (1-я ревизия).

  1. Ф. 1113. Оп. 1. Д. 30 (вотчины Успенского Трифонова и Кобрского Введенского монастырей, 1719 г.)
  2. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3824 (разночинцы Хлыновского, Слободского, Шестаковского уезда, 1721 г.)
  3. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3825 (монастырские и архиерейские вотчины, г. Кай и г. Кунгур, 1721 г.)
  4. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3826 (архиерейские разночинцы г. Хлынова, 1721 г.)
  5. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3829 (монастырские и архиерейские вотчины, 1721 г.)
  6. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3188 (г. Слободской, 1721 г.)
  7. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1080 (г. Слободской и г. Шестаков, 1722-1723 гг.)
  8. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1152 (г. Слободской, 1722 г.)

Набор всех дел осуществил Иван Сергеевич Худяков.

Подготовку материалов к публикации выполнил А.А. Гагаринов.

Почему «Вятские Поляны»?

По поводу названия города Вятские Поляны существует своя легенда. Старое
предание повествует, что на исходе 16-ого столетия преподобный Трифон
Вятский чудотворец, основатель Вятского (Успенский) монастыря,
спускаясь со своею братиею на ушкуях по течению реки, облюбовал низовья Вятки
и повелел монахам обосноваться на красивых и ещё не обжитых «вятских
полянках«. Именно здесь, в красивой излучине реки Вятки,
в 100 километрах от устья, и обосновались предки жителей города Вятские Поляны.
Произошло это более 400 лет назад. А, возможно, и много раньше. Первое документальное
упоминание о «Вятских Полянах» относится к 1595 году. Именно
тогда сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович по просьбе игумена Трифона выдал
грамоту на владение пустующими «вятскими полянками»
Успенскому Вятскому монастырю .

16.02.

Воскресенье. Коммунальщики еще не весь город усыпали песочком, поэтому на отдельных участках люди продолжают проделывать фигурные па. По телевизору показывают «Ледниковый период» (или как оно там называется) и Нашу Олимпиаду (все смотрят и обсуждают) — есть, чем вдохновляться.

За последние 2 дня 2 раза падала. Последний раз, засмотревшись на надпись «сРусь» на заборе завода. Кстати видела и другую вариацию — «пРусь». Она ну куда милее — вандализм креативнее! Кстати, гулять мимо завода, похоже, можно часами. Точно не известно, сколько потребуется времени, чтобы обойти его огромную территорию по периметру — мне через 15 минут надоело.

Вышла к остановке автобуса. Стоят, ждут транспорта стайка бабушек и батюшка, к которому привязался пьяница:

— Батюшка, так я ить из дома не выхожу, не перекрестившись (громко икает). Хоть в три ли часа ночи выхожу, хоть в четыре. Почему всё так? (опять икает)

Географическая справка

Административный центр — г Вятские Поляны

Территория — 907,71 кв.км

Расстояние до г.Кирова — 350 км

Количество административно-териториальных единиц и населенных пунктов:
города — 1

поселки городского типа — 1

поселки — 5

села — 5

деревни — 31

иные сельские населенные пункты — 0

сельские округа — 11

Количество и статус муниципальных образований:

муниципальный район — 1

городские поселения — 2

сельские поселения — 11

План социально-экономического развития района до 2013 года (5 MB)

Специализация: машиностроение (судостроение), деревообработка, развитое сельское хозяйство молочно-мясного направления с производством зерна и картофеля.  Основным бюджетообразующим предприятием района является ОАО «Домостроитель», занимающийся деревообработкой и производством мебели. Основными направлениями промышленной политики Вятскополянского района являются: комплексное использование и углубление переработки сырьевых ресурсов; освоение ресурсосберегающих, экологически безвредных технологий; обеспечение рационального использования имеющегося промышленного потенциала для увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции, повышения эффективности производства и создания новых рабочих мест.

Взять Болванский городок, основать Вятку

Будущую Вятскую землю населяли предки современных удмуртов, марийцев, коми. К моменту появления русских поселенцев это были патриархальные племена с зачатками феодальной знати.

«Повесть» объясняет появление новгородцев на берегах Вятки так: «желающе безмятежно жити и отъ междоусобия отъити». В дальний путь отправились люди, не желавшие участвовать в войнах Новгорода с Владимиро-Суздальской низовой землей.

Согласно «Повести», в 1174 большой отряд будущих поселенцев проплыл по Волге, поднялся по Каме и решил обосноваться на Вятке. Новгородцы разделились на две группы. Первая, двигаясь по Вятке, увидела на правом, на высокой горе деревянную крепость, которую назвали «Болванский городок» — город идолов. Был объявлен строжайший пост — воины поклялись святым Борису и Глебу не есть и не пить до победы, после чего пошли на штурм, взяли укрепление и основали на его месте городок Никулицыно, не доживший до наших дней.

Река Вятка

Другой отряд узнав об этом успехе, покорил городок Кокшаров: часть жителей сбежала, а часть — сдалась. «Повесть» утверждает, что на месте Кокшарова возник город Котельнич, но археологические раскопки не обнаружили аборигенного поселения, предшествующего русскому.

После этого оба отряда соединились, и новгородцы решили построить главный город в новом крае. Наиболее подходящим местом казалась Кикиморская гора. Поселенцы заготовили бревна, но ночью стройматериалы были перенесены неведомой силой вниз по течению Вятки, на еще более просторное место. Колонисты сочли событие Божиим промыслом и воздвигли город в устье реки Хлыновицы (сейчас Хлыновка) в 1181 году.

Вятка или Хлынов?

Нынешний Киров называли Вяткой до второй половины XV века, впрочем, некоторые исследователи считают, что речь шла о всей Вятской земле. Хлыновом был назван деревянный кремль, но и в дальнейшем, до 1780 года, когда Екатерина II окончательно переименовала Хлынов в Вятку, использовались оба имени.

Что же касается этимологии слова Хлынов, то бытуют три версии: криминологическая, гидрологическая и орнитологическая. Согласно первой, хлын — разбойник, согласно второй, основание города совпало с прорывом плотины; согласно третьей, в день закладки города над ним кружил коршун с криком «клы-клы».

Но современные вятские историки и краеведы полагают, что город был назван по имени реки Хлыновицы, на берегу которой он в те годы стоял. Хлыновица тогда текла по современному руслу реки Вятки, а Вятка — по старому руслу, примерно в трех километрах от города. Известно, что к 1615 году Вятка вернулась в ныне существующее русло, и так город оказался на берегу реки Вятки, из-за чего затем Екатерина Великая и утвердила за ним это название.

Почему Вятка — это Вятка? Откуда взялось и как менялось название города

3

Стойкий плацдарм.

В августе 1918 года белые подошли к Казани, угрожая отрезать Прикамье от центральных
районов страны. Обострилась обстановка и на юге Вятской губернии

Оказавшись
с двух сторон в окружении контрреволюционных сил, Вятские Поляны с его
железнодорожным мостом неожиданно приняли на себя роль важного стратегического
пункта. Именно потому новый командующий Второй Армией Восточного фронта В.А

Шорин разместил здесь Реввоенсовет, штаб, политотдел и ЧК Второй Армии.
Здесь же, в Вятских Полянах, сформировалась знаменитая 28-я Азинская
дивизия, впоследствии получившая название Железной. Первым серьёзным успехом
Второй Армии явилось наступление в октябре 1918 года, после чего были освобождены
несколько районов в низовьях Вятки и Камы. Однако, вскоре перед Красной
Армией встала огромная, хорошо вооружённая, армия Колчака. Красная Армия отступила
и в конце апреля вновь оказалась в Вятских Полянах, где и заняла укреплённую
оборону.

Кроме сухопутных войск в обороне местности принимал участие и флот, состоящий
из канонерных лодок 5 дивизиона Волжско-Камской флотилии. Командиры 2-ой Армии
укрепили оборону у моста. О сдаче моста не могло быть и речи, но на крайний
случай мост должен быть заминирован. На левобережье вдоль железной дороги был
создан семивёрстный плацдарм. В районе моста днём и ночью шли жестокие бои.
Тогда колчаковцы решили форсировать Вятку выше по течению у села Гоньба
выше Малмыжа. Им удалось перебросить через реку 2 полка, но начдив 21-й стрелковой
дивизии Овчинников Г.И. отрезал переправившихся белогвардейцев от реки,
тем самым отрезая передачу подкрепления. Колчаковцы пытались спастись бегством,
но большинство их погибло в реке. Разъярённый неудачей под Гоньбой, враг снова
решил двинуться к мосту. Однако бойцы Красной Армии отстояли плацдарм и не пустили
врага на правобережье. В ночь с 24 на 25 мая 1919 года было начато наступление
войск Красной Армии. Сразу в нескольких местах по реке Вятке были наведены
переправы под прикрытием кононерных лодок. 31 мая на всём протяжении реки Вятки
от села Нижние Шуни и Аркульского затона неприятеля не было. Красная Армия ушла
далеко на восток.

Самобытность вятского говора

Самобытный вятский говор значительно отличался, да и теперь еще отличается от разговорного языка центральных и южных районов России и от общепринятого литературного языка

Своеобразная лексика, построение фраз, произношение слов «особливо у простолюдинов употребительные», давно привлекли внимание краеведов и ученых

Одной из главных отличительных особенностей котельническо-вятского говора является «оканье», в отличие от «акающего» языка южных областей России. В литературном языке безударный звук «о» произносится как краткое «а». В школьные годы у нас, сельских ребятишек, в отличие от ленинградских детей, эвакуированных сюда из блокадного Ленинграда, не было проблем с написанием слов. Мы как говорили, так и писали: корова, а не карова; молоко, а не малако; погода, а не пагода и т.д.

В вятском говоре много и других отличий от литературного языка, вот некоторые из них:

  • Под ударением между согласными вместо «Е» произносили «И»: веник-виник, здесь-здися-ка, меня-миня и т.д.
  • Вместо «Щ» произносили «ШШ»: овощи – овошши; щука- шшука; еще-ешшо
  • Вместо звука «Ц» произносили «Ч»: колодечь, черква, чарь, мельнича, чапля, чичан и т.д.
  • В северных районах, раньше входившие в Вологодскую губернию, наоборот, вместо «Ч» произносили «Ц»: цетыре, уцитель, церница, цесы. «Милой мой, цесы у Вас, посмотри, который Цяс», — «То, девцоноцка, не цесы, онна цепоцка для красы»
  • Вместо «чт» в слове «что» произносили «щ»: что – що

В творительном падеже множественного числа (кем? чем?) отсутствовало окончание «…ц»: за грибам, за ягодам, с деньгами. «С ногам – то куды лезем? Учительнича шла с ученикам». «Пахали преж деревянным сохам, хлебали деревянным ложкам».

Отсутствовал склонения органически чуждо русскому языку. В вятском говоре несклоняемые иностранные слова тоже склоняли по падежам: «в польте, по радиву, после кина». «Радива – то у нас нету. С кином приехали, кину обрадовались, опосля кина пляшут». «Пошно в пальте – то сидим?»

Множество других особенностей, отличий, отклонений от литературного языка просматривается в приведенных далее примерах вятского народного говора. Кроме того вятские говоры представляют собой бесценный источник сведений о быте и культуре вятских людей в прошлом.

«Курича на уличе яичо снесла». «Ты пощо миня не любиш? Я пощо тибя люблю? Ты пощо ко мне не ходиш? Я пощо к тибе хожу?» «Ванька с Манькей шли в тиянтир (театр), Ванька Маньке говорит: «Посмотрикось на тиятир – епестричество горит». «Раньше – то юпки ширше носили и длиньше, а топеря, каки – то кургусски. В праздники надевали юпки белы, трахмалены (накрахмаленные), идеш и заплетаешша». «Шаньги лажу пекчи. В квасниче – то одны оденки». «Кот – от мяфкат – ле, мыркат – ле – онно и тожо чельну – ту ночь». «Патлы – ти (волосы) чо распустила? Нечо тутока изумленья – ти выказывать». «В Мурманьском – то мы не бывамши. Настасея – та уехамши в Сверлоське». «Ходить она ишшо ходит, а вот руки вовсе не слушаючча. Надо корову идти доити». «Ково ты там уронил? Збрякало зерчало?» «Ему не смокчи подняти йеку махину – ту». «У танка – то ведь поди бронь – то толста?»

Вятские слова

В вятских говорах встречалось множество слов, которых не было в говорах других губерний и которые редко теперь слышны и в Вятском крае.

Вот некоторые слова вятского лексикона: баской – хороший, красивый; баять – говорить, рассказывать; беремя – охапка; бобцы – кромки; брыла – губа; бахары – лапти из бересты; вёдро – погода без дождя; верес – можжевельник; водополь – половодье; грива – возвышенность, поросшая лесом; копоть – сажа, пыль; тенёта – паутина; мизгирь – паук; крыльца – плечи; летось, лонись – в прошлом году; лопоть – одежда; крысать – царапать, чесать; ладно – хорошо, правильно; лад – мир, согласие; лычей и витвина – ботва; лужок – трава на поляне; морговать – брезговать; мичуриться – щуриться, морщиться; мост – сени; оболокаться – одеваться; оболочка – верхняя одежда; одинова – однажды; паут – овод; подволока – чердак; потка – птица; семейно, загатно – много; скляно – полно; середь – кухня; соседко – домовой; леман – черт, бес; стювать – запрещать, останавливать; сомускать – побуждать к действию, настраивать на что либо; узг – угол; уросить – капризничать; ходко – быстро, спешно; чутко – слышно; шары, бельма – глаза; ядреный – крепкий, хороший; ятно – четко, понятно; шохра – болото в еловом лесу; шиворот – навыворот – наизнанку, наоборот; поветь – сеновая; промёток – большая копна; ухоботье – рванье, старая ветхая одежда; пазгать – рвать, пороть; паздырнуть – ударить, стукнуть; ликость – гляди – ка, сохач, сохатый – лось и т.д.

Автор краевед: Александр Краев

Практическая информация

От столицы области, города Кирова (330 км), до Вятских Полян удобнее добираться на автомобиле, так как путешествие на рейсовом автобусе растянется на 8 часов. Особенности национального территориального деления таковы, что приезжать в Вятские Поляны удобнее из Казани или Ижевска. Электричка из столицы Татарстана привезет вас сюда примерно за 3 часа, а поезд дальнего следования — за 2-2,5 часа. Из Ижевска до Вятских Полян можно доехать за 4 часа.

Адрес Исторического музея: Кировская область, Вятские Поляны, ул. Советская, 51. Телефон: 8 (83334) 6-28-12. Музей открыт все дни кроме субботы. Подробную информацию о работе музея можно посмотреть на официальном сайте.

Жители Кировской области смогут проверить свои знания по финансовой грамотности

Жители и предприниматели Кировской области смогут проверить свои знания по
финансовой грамотности

С 30 ноября
по 16 декабря 2021 года в
России пройдет четвертый онлайн-зачет
по финансовой грамотности. Любой желающий сможет проверить,
насколько хорошо он ориентируется в финансовых вопросах,
и получить индивидуальные рекомендации. Впервые в этом году можно
принять участие не только в личном зачете и самостоятельно
отвечать на вопросы, но и собрать друзей или коллег
и попробовать силы в командном соревновании.

«Участие в зачете позволяет
выявить пробелы в знаниях и сразу получить подсказки, чтобы
в итоге человек мог пользоваться всеми преимуществами цифровизации
и в то же время мог уберечь себя и своих близких
от атак кибермошенников, не становился легкой добычей нечестных
продавцов и не попадал впросак при п

Муниципальные услуги

Для граждан

Для юридических лиц

Для органов власти

По категориям
По ведомствам
Все услуги

Выдача разрешения на захоронение (перезахоронение) умершего на территории общественных кладбищ муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области

Информация об услуге

Ответственный орган МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Вятские Поляны
Получатели услуги
  • Физические лица
  • Юридические лица
Необходимые документы Для получения разрешения на захоронение (перезахоронение) умершего заявитель представляет лично следующие документы:

1) письменное заявлениео выдаче разрешения на захоронение (перезахоронение) умершего в могилу. В заявлении должны быть указаны: наименование муниципального учреждения, предоставляющего муниципальную услугу; фамилия, имя, отчество заявителя (а также фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя, в случае обращения представителя), его место жительства; полное наименование юридического лица (в случае обращения за предоставлением муниципальной услуги юридического лица), почтовый адрес юридического лица; контактные телефоны; предмет заявления; подпись заявителя (или уполномоченного представителя); дата.  

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (подлинник);

3) свидетельство о смерти умершего (подлинник) или медицинское свидетельство о смерти, выданное медицинской организацией (подлинник);

4) справку о кремации (подлинник), в случае обращения за разрешением на помещение урны с прахом в могилу;

5) документ, удостоверяющий право на организацию погребения (договор на оказание услуг по погребению);

6) заключение органов Роспотребнадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний, в случае обращения за разрешением на перезахоронение.

 Для получения разрешения на захоронение умершего в родственное место захоронения, на участке в пределах ограды родственного места захоронения заявитель представляет лично следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на захоронение умершего в родственное место захоронения, на участке в пределах ограды родственного места захоронения. В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, адрес и наименование заявителя (в случае обращения за получением муниципальной услуги юридического лица). 

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (подлинник);

3) документы, подтверждающие факт родственных отношений между умершим и лицом, ранее захороненным в родственном месте захоронения (подлинники);

4) свидетельство о смерти умершего (подлинник) или медицинское свидетельство о смерти, выданное медицинской организацией (подлинник);

5) свидетельство о смерти лица, ранее захороненного в родственном месте захоронения (подлинник);

6) справку о кремации (подлинник), в случае обращения за разрешением на помещение урны с прахом в родственное место захоронения;

7) документ, удостоверяющий право на организацию погребения (договор на оказание услуг по погребению) (подлинник).  

Стоимость услуги и порядок оплаты Бесплатно
Cрок оказания услуги Общий срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 90 (Девяносто) минут.
Результат оказания услуги Результатом предоставления муниципальной услуги, предусмотренной настоящим административным регламентом, является: выдача заявителю разрешения на захоронение(перезахоронение) умершего на общественном кладбище муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области   
  • Информация об услуге
  • Нормативные правовые акты
  • Адреса и телефоны
  • График приема
  • Административные процедуры
    • Основания для отказа
    • Порядок обжалования


Дата изменения: 28.01.2015 15:58

Волостной центр.

В 1780 году Екатериной II было пересмотрено административное деление империи.
Село Вятские Поляны было обозначено волостным центром, входившим в Малмыжский
уезд. Выгодное географическое положение села, находившегося на большом торговом
пути с Вятки на Волгу, способствовало интенсивному развитию торговли.
Население села в основном занималось земледелием и кустарными промыслами: гончарным,
кузнечным, плотницким, сапожным, скорняжным. В начале 20-ого столетия в селе
было всего 2 улицы: Большая (ныне Ленина) и Малая (Первомайская). Остальную
часть села составляли переулки.
Выгодное географическое положение села, находившегося недалеко от торгового
пути, проходившего по Волге, способствовало интенсивному развитию торговли.
Сюда приезжали купцы из многих городов России и Сибири. Главными предприятиями
села становятся две пристани — Булычевская и Небогатиковская. По реке сплавляли
лес промышленника Зайцева, хлеб другого тамошнего «бизнесмена» Стахеева
перевозили на судах, принадлежвших судовладельцу Булычёву. Население Вятских
Полян
в основном было неграмотным. Здесь открыли в 1841 году церковно-приходскую
школу, в 1901 году преобразованную в земское училище.

Флорентий Федорович Павленков

Один из крупнейших русских книгоиздателей и редакторов, просветитель Флорентий Павленков попал в Вятку за издание сочинений критика Дмитрия Писарева (1840–1868), отличавшегося революционно-демократическими взглядами.

Павленков вел издательскую деятельность в Санкт-Петербурге. У него был книжный магазин на Невском проспекте. В 1867 году Павленкова судили за издание второй части сочинений Д. И. Писарева, но оправдали. Однако в 1868 году Флорентий Федорович произнес речь на похоронах Писарева, за что его сначала заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Вятскую губернию.

В Вятке издатель прожил восемь лет. Занимался переводами, писал очерки и статьи. Здесь он разработал проект нового механического двигателя, стал автором нескольких педагогических пособий. Например, составил «Наглядную азбуку для обучения и самообучения грамоте», которая в 1873 году была удостоена почетного отзыва на Всемирной выставке в Вене и выдержала больше двадцати изданий. Всего за время ссылки Флорентий Федорович выпустил 34 книги в Петербурге и Вятке.

В январе 1876 года Павленкова перевели в уездный город Яранск. Там он прожил почти год, продолжая общественную и издательскую деятельность. В Яранске просветитель подготовил первые десять листов своего знаменитого «Энциклопедического словаря», который был напечатан лишь незадолго до смерти Флорентия Федоровича, в 1899 году.

В ноябре 1876 года Павленкова вновь перевели в Вятку. Там он собрал единомышленников и издал на местном материале три выпуска сборника «Вятская незабудка». В сборник вошли очерки, корреспонденции, сатирические статьи о жизни города и губернии. Два выпуска дошли до читателя, третий почти полностью уничтожила цензура. В фондах Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена сохранились все три выпуска «Вятской незабудки».

Скончался Павленков в январе 1900 года, похоронен в Петербурге на Волковском кладбище.

4

Достопримечательности

Несмотря на размеры, в Вятских Полянах достаточно большое количество исторических памятников. Правда, состояние многих из них не самое лучшее.

Михаило-Архангельская церковь

Этот храм, настоящее сокровище Вятского края, изначально находился в селе Суши. Церковь веками принимала молитвы местных жителей, но в годы воинствующего атеизма все поменялось: здесь проводили танцы, а потом и вовсе устроили склад. В конце концов, храм попросту забросили.

К счастью, в 1960 г. Михаило-Архангельскую церковь признали памятником истории и культуры. Но запущенное состояние перекрытий, нехватка денег на ремонт и малочисленность населения привели к тому, что храм фактически перестал выполнять свои функции.

Так продолжалось до 1998 г., пока памятник архитектуры не решили перевезти в место, где он стал бы более востребованным — в Вятские Поляны. Здесь он получил вторую жизнь.

Сегодня Михаило-Архангельская церковь — часть строящегося мужского Рождественского монастыря. В храме установлена памятная доска в честь героев Вятского края, погибших в военных конфликтах и при ликвидации Чернобыльской аварии.

Надвратная церковь Онуфрия Великого

В 2000 г. рядом с Михаило-Архангельской церковью был поставлен храм Онуфрия Великого. Так как новая церковь разместилась над входом в монастырский двор, она получила название надвратной. Храм и колокольня построены по классическим русским канонам.

Богородичный женский монастырь

Богородичный монастырь основан в 1996 г. Сегодня обитель состоит из 2 зданий. Она освящена в честь мужского монастыря, действовавшего в Вятских Полянах с 16 по 18 века.

Первый храм обители — Церковь Рождества Христова. Этот домовый храм, предназначенный для сестер из монастыря, разместился в двухэтажном кирпичном сестринском корпусе.

Второй храм монастыря посвящен Иверской Иконе Божией Матери. Церковь построена в 2006 г. на пожертвования прихожан. Она разместилась на месте закрытого в 1961 г. небольшого молитвенного дома. Кирпичный храм имеет аккуратную эклектичную архитектуру.

Никольский собор

Никольская церковь принимала прихожан с 1615 по 1930 гг. Ее деревянное здание было заменено каменным в 1826 г. В 1893 г. рядом с церковью была сооружена колокольня.

Как и многим культовым строениям Вятского края, Никольскому храму пришлось пережить тяжелые времена. Несколько раз его то закрывали, то открывали. В 1948 г. здесь был организован молитвенный дом. После его закрытия в 1961 г. православные верующие посещали богослужения в городе Малмыж. Но дальние поездки (Малмыж находится в 60 км от Вятских Полян.) лишь укрепляли дух людей. Верующие даже организовали два нелегальных молитвенных дома, в которых регулярно проводились службы. С ослаблением преследований церкви в конце 80-х гг. люди обратились к местным властям с просьбой об организации в Вятских Полянах православной общины. Настойчивость дала плоды: в 1987 г. здание Никольского храма передали верующим, которые 12 января 1988 г. приняли участие в первом богослужении. Через несколько дней, 20 января 1988 г., церковь Николая Чудотворца получила статус собора.

После многих лет запустения Никольскому собору требовалась длительная и кропотливая реставрация. Более 400 местных жителей откликнулось на призыв принять в ней участие. В Воронеже на средства верующих был куплен колокол, звон которого разнесся по городу 2 августа 1989 г.

Исторический музей

Гордость любого города — собственный исторический музей. В Вятских Полянах это учреждение открылось в 1967 г. Качество и содержание фондов делает музей в Вятских Полянах одним из лучших в Кировской области. Сегодня здесь работают 4 экспозиционных и 1 выставочный зал, кабинет для занятий с детьми, библиотека.

Дом-музей Г. С. Шпагина

Неприметное строение на берегу Вятки с 1941 по 1952 гг. было домом выдающегося оружейного конструктора Георгия Семеновича Шпагина, создателя легендарного пистолета-пулемета ППШ. В небольших комнатах, сохранивших интерьер военных лет, разместилась экспозиция с вещами Шпагина: книгами, одеждой, посудой.

Мечеть

Вятскополянский район граничит с Республикой Татарстан, поэтому неудивительно, что значительная часть его населения исповедует ислам. В 1989 г. местные мусульмане построили в городе мечеть. Кроме богослужений, в ней проводятся различные обучающие занятия для всех желающих. Дети и взрослые изучают арабский язык, историю ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector