Усть-кут
Содержание:
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;
исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение
. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники
. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть
. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск); • по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск); • прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Карта
Усть-Кут: карты |
Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Железногорск-Илимский | 101 (136) | З |
2 | Новая Игирма | 117 (186) | З |
3 | Магистральный | 124 (198) | ЮВ |
4 | Казачинское | 125 (213) | ЮВ |
5 | Улькан | 160 (241) | ЮВ |
6 | Киренск | 180 (268) | СВ |
7 | Железнодорожный | 217 () | СЗ |
8 | Жигалово | 221 (688) | Ю |
9 | Усть-Илимск | 222 (336) | СЗ |
10 | Северобайкальск | 254 (364) | ЮВ |
11 | Нижнеангарск (Республика Бурятия) | 260 (389) | ЮВ |
12 | Братск | 262 (353) | З |
13 | Вихоревка | 290 (383) | З |
14 | Качуг | 314 (553) | Ю |
Краткая характеристика
Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.
Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.
В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.
Территория (кв. км): 56
Исторический очерк
В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».
В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.
В середине 17 в
острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.. Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г
Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.
Основные предприятия
Культура, наука, образование
Речное училище.
Краеведческий музей.
Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.
ВУЗы города
Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)
Архитектура, достопримечательности
Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1939 | 4.0 | 1992 | 61.8 | 2007 | 45.8 | 2016 | 42.5 |
1959 | 21.3 | 1996 | 62.4 | 2008 | 45.3 | 2017 | 42.3 |
1967 | 29 | 1998 | 59.6 | 2010 | 44.5 | 2018 | 41.7 |
1970 | 33.2 | 2000 | 57.1 | 2011 | 45.4 | 2019 | 41.1 |
1979 | 49.6 | 2001 | 56.2 | 2012 | 44.8 | 2020 | 40.8 |
1982 | 53 | 2003 | 50.0 | 2013 | 44.3 | 2021 | 40.3 |
1986 | 57 | 2005 | 47.6 | 2014 | 43.6 | ||
1989 | 61.2 | 2006 | 46.6 | 2015 | 43.0 |
Литература
- Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 435
- Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 624
- Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 496
Облик города
Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприятиях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.
Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу.
Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены двумя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.
Административно город не разделен, хотя в действительности состоит из отдельных, во многом самостоятельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными поселками.
Ядром Усть-Кута являются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены современными каменными многоэтажными и полностью благоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, размещены важнейшие социально-культурные объекты. Городским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки находятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний — любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные одноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных поселка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).
Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).
Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетающих самолетом — аэропорт Усть-Кут.
Социальная сфера
Образование
По состоянию на 2021 в Усть-Куте работали 12 общеобразовательных учреждений. Также имеются:
• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум»;
• Филиал негосударственного образовательного профессионального образования «Иркутский гуманитарно-технический колледж»;
• Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ)1.
Здравоохранение
Муниципальные учреждения здравоохранения по состоянию на 2018:
• Центральная районная больница;
• Железнодорожная линейная больница, в том числе станция скорой помощи.
Частные медицинские учреждения:
• ООО «Доктор» (ул.Реброва-Денисова, 8);
• ООО «Стомкомфорт» (ул.Речников, 45),
• кабинет ультразвуковой диагностики Григорьева И.Н. (ул.Кирова, 124),
• ООО «Санаторий «Эйсейра» (ул.Речников, 1а),
• ООО «Стоматологическая поликлиника Проскоков И К» (ул.Кирова, 90 кв.45) и другие1.
Культура
В городе имеются дома культуры, библиотеки, музей, детская школа искусств, кинотеатр.
Спорт
По состоянию на 2021 в городе имелись: один стадион, две детско-юношеские спортивные школы, 42 спортивных зала1.
[править] Западная часть города
- мкр-н Кирзавод — расположен на западной оконечности города, в долине реки Куты. Ранее здесь располагался Панихинский кирпичный завод. В составе микрорайона:пос. Кирзавод — основан как жилой посёлок при Панихинском кирпичном заводе. Включает улицу Ковпака, переулок Цветочный, частично улицы Полевую (начальная половина), Трудовую (дома №№ 17, 19, 22, 24).
- пос. АЛГЭ — посёлок Ангаро-Ленской геофизической экспедиции. Включает улицы Геофизиков, 2-ю Геофизиков, Герцена, Гоголя, Трудовую, Заводскую, Донскую, Декабристов, Волгоградскую, Фадеева.
- пос. Северная Экспедиция — посёлок Северной геологоразведочной экспедиции (сейчас ООО «Севергео»). Включает улицы Мира, Монтажную, Первооткрывателей, Первопроходцев, 40 лет Победы, Ангарстроевскую, Буровиков.
- пос. Колонково — посёлок экспедиции колонкового бурения, ныне не действующей. Включает улицу Кравченко. В посёлке находились пожарная часть и санаторий-профилакторий, ныне также не действующие.
- пос. СМП-158 — посёлок строительно-монтажного поезда № 158. Застраивался временными зданиями барачного типа. После расформирования головной организации почти полностью разрушен, жители переселены в посёлок Курорт. Включает улицы Южную, Энтузиастов, Берёзовую, Монтажную, частично улицу Полевую (конечная половина).
- путейский посёлок — посёлок железнодорожников при станции Паниха (ныне расформированной). Включает улицу Береговую.
- пос. Карпово — в прошлом деревня, присоединённая к Усть-Куту в середине XX века. Включает улицы Ангарскую, Совхозную, Панихинскую, Олимпийскую, Сибирскую.
- «посёлок на поле» — коттеджный посёлок, застраивающийся с 1990-х. Включает улицы Вишнёвую, Зимнюю, Центральную, Благодатную, переулок Сиреневый.
пос. Курорт — посёлок при санатории «Усть-Кут». Исторически ему предшествовала Усольская деревня при Усть-Кутском солеваренном заводе. Не имеет уличной планировки, адресация производится по номеру дома в посёлке (напр., «пос. Курорт, 1»).
мкр-н Старый Усть-Кут — историческая часть города, бывшее село Усть-Кут.
пос. Закута — посёлок на правом берегу Куты, примыкающий к её устью. Наполовину состоит из дач.
Ископаемые ресурсы
На правом берету Куты, недалеко от ее устья, находится Усть-Кутский минеральный источник. Его вода по своему составу является сульфидным хлоридио-натриевым рассолом высокой минерализации (122-117 г/л) с содержанием брома и радона. Эта минеральная вода (вместе с сульфидной иловой грязью озера Соленого) используется в качестве основного лечебного фактора в санатории «Усть-Кут». Профиль санатория лечение опорно-двигательного аппарата, заболеваний суставов и позвоночника, центральной и периферической нервной системы и др.
В настоящее время в районе санатория найдена также минеральная вода казанского типа, которую можно использовать в качестве питьевой лечебно-столовой для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Источник вблизи устья Куты с его чудодейственными водой и грязями был известен местному населению еще до прихода русских. В начальный период освоения Приленья известный казак-землепроходец Е.П. Хабаров основал здесь первый в Сибири солеваренный завод. Целебные свойства источника впервые описал в 1736 г. профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции.
В конце XIX в. местное купечество организовало на солезаводе небольшую грязелечебницу. В советское время по инициативе речников здесь создали небольшой курорт, который до начала 1950-х гг. функционировал вместе с солезаводом. В середине 1960-х гг. источник изучали специалисты НИИ курортологии АН СССР, сделавшие заключение о лечебных свойствах его воды. Было отмечено, что вода здесь по степени минерализации, химическому составу и лечебным свойствам близка к водам известных здравниц Трускавца (Западная Украина) и Белокурихи (Алтайский край).
использованная литература
Источники
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Постановление №9 / 5-ЗС от 15 апреля 2009 г. «Устав Иркутской области», в ред. Закона №2-У от 14 декабря 2017 г. «О поправках к Уставу Иркутской области». Вступил в силу по истечении десяти дней после официального опубликования. Опубликован: «Областная», №45, 24 апреля 2009 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Постановление № 9/5-ЗС от 15 апреля 2009 г. Устав Иркутской области с изменениями, внесенными Законом № 2-У от 14 декабря 2017 г. « О внесении изменений в Устав Иркутской области . дня, следующего за десятидневным периодом после дня официального опубликования.).
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №49-ОЗ от 21 июня 2010 г. «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», в ред. Закона №12-ОЗ от 23 марта 2017 г. «О внесении изменений в статье 25 и 33 Закона Иркутской области« Об административно-территориальном устройстве Иркутской области »и Закон Иркутской области« О внесении изменений географического объекта и (или) о переименовании географических объектов ». Вступил в силу после официального дня опубликования. Опубликован: «Областная», №71, 25 июня 2010 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Закон от 21 июня 2010 г. № 49-ОЗ « Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» с изменениями, внесенными Законом от 23 марта 2017 г. № 12-ОЗ « О внесении изменений в статьи 25 и 33 Закона»). Иркутской области «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» и Закон Иркутской области «О порядке рассмотрения присвоения наименований географическим объектам и (или) переименования географических объектов» . Действует со дня официальное издание.).
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №93-оз от 16 декабря 2004 г. «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области», в ред. Закона №63-ОЗ от 7 июля 2015 г. «О распространении действия Закона Иркутской области» О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области на территории нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и внесении изменений в отдельные законы Иркутской области ». Вступил в силу с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней со дня официального дня опубликования. Опубликован: «Восточно-Сибирская правда», №254–255, 20 декабря 2004 г. (Законодательное Собрание Иркутской области. Закон № 93-оз от 16 декабря 2004 года О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области , с изменениями , внесенными Законом № 63-ОЗ от 7 июля 2015 On Распространение действия Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и о внесении изменений в некоторые законы Иркутска. Область ( Действует с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней после даты официального опубликования).
Экономика
Градообразующей основой Усть-Кута являются транспортный комплекс и промышленность.
В настоящее время доля Усть-Кута в общем объеме промышленного производства Иркутской области составляет 0,9 % (в советский период — около 2 %). Ведущей отраслью промышленности является лесная и деревообрабатывающая. В последние годы она получила хорошее развитие. В восточной части города построено несколько современных лесоперерабатывающих производств.
У ряда компаний, в том числе зарубежных, имеются намерения создать здесь новые лесоперерабатывающие предприятия. В частности, малайзийская компания «Ta Ann Holdings Berhard» рассматривала возможность формирования в Усть-Куте производства облицовочной фанеры и шпона (инвестиции — 25 млн. дол., потребность в круглом лесе — 500 тыс. м3); китайская компания «Asia Pulp and Paper Co» предлагала строительство целлюлозного завода (мощностью до 500 тыс. т целлюлозы в год) и т.д.
В период строительства железной дороги Тайшет-Лена и БАМа в городе был развит строительный комплекс. Здесь в 1956 г. пущен полигон железобетонных изделий, с 1974 г. действовал трест «Мостострой-9», а с 1980 г. был создан крупный всесоюзный трест «Лена-БАМстрой».
В городе в 1934 г. открыта нефтебаза (ныне ООО «Иркутсктер-минал»), ставшая одной из крупнейших на востоке страны (с ежегодным оборотом до 1 млн. т нефтепродуктов, в том числе для Республики Саха — более 500 тыс. т). Она оказывает услуги по приему, хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов для перевозки железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Поставки осуществляются в северные районы Иркутской области, в Якутию, на север Красноярского края, в Чукотский автономный округ и т.д.
Среди других отраслей выделяется пищевая промышленность, представленная хлебокомбинатом, частными пекарнями, молокозаводом. Стабильно работавший ранее Усть-Кутский мясокомбинат прекратил свою деятельность.
В городе 124 малых предприятия, из них на сферу торговли и общественного питания приходится 30 %, примерно столько же действует в промышленном производстве, остальная часть занята в строительстве, ЖКХ и ряде других сфер.
Уроженцы и жители
- Задорожная Елена Анатольевна, Болсун Елена Ивановна — легкоатлетки, участницы Олимпиад, уроженки Усть-Кута.
- Акулич Олег Александрович — российский и белорусский актёр, детство и юность провёл в Усть-Куте. Выпускник Осетровского речного училища.
- Марков Нектарий Константинович — заслуженный учитель России, краевед, в 1955–1984 директор Усть-Кутской средней школы № 2, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Усть-Кута.
- Троцкий Лев Давидович — российский политический деятель, один из лидеров Октябрьской революции, отбывал ссылку в Усть-Куте в 1900.
Герои Советского Союза (участники Великой Отечественной войны):
- Андреев Михаил Александрович;
- Антипин Иван Николаевич;
- Пестерев Алексей Иванович;
- Тюрнев Пётр Фёдорович.
Герои России:
- Рудых Александр Витальевич — участник боевых действий в Афганистане и в других «горячих точках».
- Шерстянников Андрей Николаевич — участник антитеррористической операции в Чечне.
Рельеф
Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в пойменной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.
Город находится среди покрытых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.
На пологой пойменной территории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые, в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.
Городская инфраструктура
Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.
Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.
Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.
Расстояние Иркутск Усть-Кут на машине
Иркутск | |||
Иркутск — Малая Еланка (18 км; 0:16) |
|||
Малая Еланка | 19 км | 0:16 | |
Малая Еланка — Ангарск (10 км; 0:12) |
|||
Ангарск | 29 км | 0:29 | |
Ангарск — Тельма (33 км; 0:29) |
|||
Тельма | 63 км | 0:58 | |
Тельма — Железнодорожный (1 км; 0:00) |
|||
Железнодорожный | 64 км | 0:58 | |
Железнодорожный — Тельма (3 км; 0:02) |
|||
Тельма | 66 км | 1:01 | |
Тельма — Усолье-Сибирское (6 км; 0:06) |
|||
Усолье-Сибирское | 72 км | 1:08 | |
Усолье-Сибирское — Мальта (16 км; 0:10) |
|||
Мальта | 87 км | 1:18 | |
Мальта — Средний (5 км; 0:02) |
|||
Средний | 93 км | 1:21 | |
Средний — Кочерикова (9 км; 0:05) |
|||
Кочерикова | 101 км | 1:26 | |
Кочерикова — Михайловка (7 км; 0:03) |
|||
Михайловка | 109 км | 1:30 | |
Михайловка — Худорожкина (7 км; 0:03) |
|||
Худорожкина | 116 км | 1:34 | |
Худорожкина — Жмурова (29 км; 0:15) |
|||
Жмурова | 145 км | 1:50 | |
Жмурова — Малиновка (9 км; 0:05) |
|||
Малиновка | 154 км | 1:55 | |
Малиновка — Забитуй (8 км; 0:04) |
|||
Забитуй | 163 км | 2:00 | |
Забитуй — Кутулик (5 км; 0:02) |
|||
Кутулик | 168 км | 2:02 | |
Кутулик — Залари (34 км; 0:18) |
|||
Залари | 202 км | 2:21 | |
Залари — Тыреть 2-я (23 км; 0:12) |
|||
Тыреть 2-я | 225 км | 2:34 | |
Тыреть 2-я — Зима (30 км; 0:16) |
|||
Зима | 255 км | 2:50 | |
Зима — Ухтуй (1 км; 0:00) |
|||
Ухтуй | 257 км | 2:51 | |
Ухтуй — Мордино (3 км; 0:02) |
|||
Мордино | 260 км | 2:53 | |
Мордино — Перевоз (15 км; 0:09) |
|||
Перевоз | 275 км | 3:03 | |
Перевоз — Кимильтей (4 км; 0:02) |
|||
Кимильтей | 279 км | 3:05 | |
Кимильтей — Куйтун (38 км; 0:20) |
|||
Куйтун | 317 км | 3:25 | |
Куйтун — Тулюшка (28 км; 0:15) |
|||
Тулюшка | 345 км | 3:40 | |
Тулюшка — Тулюшка (2 км; 0:00) |
|||
Тулюшка | 347 км | 3:41 | |
Тулюшка — Шерагул (16 км; 0:08) |
|||
Шерагул | 363 км | 3:50 | |
Шерагул — Азей (12 км; 0:06) |
|||
Азей | 375 км | 3:57 | |
Азей — Тулун (9 км; 0:04) |
|||
Тулун | 383 км | 4:01 | |
Тулун — Афанасьева (17 км; 0:11) |
|||
Афанасьева | 400 км | 4:13 | |
Афанасьева — Ермаки (0 км; 0:00) |
|||
Ермаки | 401 км | 4:13 | |
Ермаки — Целинные Земли (7 км; 0:03) |
|||
Целинные Земли | 407 км | 4:17 | |
Целинные Земли — Гуран (7 км; 0:03) |
|||
Гуран | 414 км | 4:20 | |
Гуран — Тэмь (67 км; 0:37) |
|||
Тэмь | 482 км | 4:58 | |
Тэмь — Барчим (7 км; 0:03) |
|||
Барчим | 489 км | 5:02 | |
Барчим — Александровка (10 км; 0:05) |
|||
Александровка | 498 км | 5:08 | |
Александровка — Покосное (14 км; 0:10) |
|||
Покосное | 512 км | 5:18 | |
Покосное — Сосновый (4 км; 0:02) |
|||
Сосновый | 516 км | 5:20 | |
Сосновый — Кузнецовка (67 км; 0:36) |
|||
Кузнецовка | 583 км | 5:56 | |
Кузнецовка — Братск (12 км; 0:06) |
|||
Братск | 595 км | 6:03 | |
Братск — Чистополянский (135 км; 1:27) |
|||
Чистополянский | 730 км | 7:30 | |
Чистополянский — Каймоновский (1 км; 0:00) |
|||
Каймоновский | 731 км | 7:31 | |
Каймоновский — Видим (2 км; 0:01) |
|||
Видим | 733 км | 7:33 | |
Видим — Хребтовая (95 км; 1:03) |
|||
Хребтовая | 828 км | 8:36 | |
Хребтовая — Семигорск (29 км; 0:19) |
|||
Семигорск | 857 км | 8:55 | |
Семигорск — Ручей (41 км; 0:27) |
|||
Ручей | 898 км | 9:22 | |
Ручей — Янталь (13 км; 0:09) |
|||
Янталь | 911 км | 9:32 | |
Янталь — Колонково (34 км; 0:22) |
|||
Колонково | 945 км | 9:54 | |
Колонково — АЛГЭ (1 км; 0:00) |
|||
АЛГЭ | 946 км | 9:55 | |
АЛГЭ — Паниха (0 км; 0:00) |
|||
Паниха | 946 км | 9:55 | |
Паниха — Карпово (1 км; 0:00) |
|||
Карпово | 947 км | 9:56 | |
Карпово — Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 948 км | 9:56 | |
Усть-Кут — Курорт (1 км; 0:01) |
|||
Курорт | 949 км | 9:57 | |
Курорт — Усть-Кут (3 км; 0:02) |
|||
Усть-Кут | 952 км | 10:00 | |
Усть-Кут — Закута (1 км; 0:00) |
|||
Закута | 953 км | 10:00 | |
Закута — Старый Усть-Кут (0 км; 0:00) |
|||
Старый Усть-Кут | 953 км | 10:01 | |
Старый Усть-Кут — Усть-Кут (1 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 954 км | 10:02 | |
Усть-Кут — Холбос (3 км; 0:03) |
|||
Холбос | 957 км | 10:05 | |
Холбос — Мельничный Ручей (0 км; 0:00) |
|||
Мельничный Ручей | 957 км | 10:05 | |
Мельничный Ручей — 405-й городок (1 км; 0:00) |
|||
405-й городок | 958 км | 10:06 | |
405-й городок — Усть-Кут (1 км; 0:00) |
|||
Усть-Кут | 960 км | 10:08 |
Геральдика
Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.
10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.