История усть-катава в фото разных времен, кусочек уральской матрицы

Усть-Катав в советское время

Уральские города выбрались из депрессии уже при новом крепостном праве — при советской власти. Именно тут, в условиях близким к тем, что были у заводских крепостных, ковалось оружие победы. Влилась жизнь и в Усть-Катав, который стал делать вагоны и оружие. Вот как выглядел городок в советское время.

Оркестр Усть-Катавского ДК им. Белоконева, 1969

Кинотеатр Россия в Усть-Катаве и экспериментальный автобус У-К на базе ЗИЛ-164 в начале 1960.Хоккей в Усть-Катаве

Видео из старых фото Усть-Катава

Я долго искал старые фотографии Усть-Катава, но Альберт Ахунов подобрал их и сделал из них видео. В основном, это фото 50-60 годов. Жаль только, что не всегда понятно, что именно изображено на фото, но атмосфера передана очень хорошо.

Усть-Катав история города

Урал — это хребет России. Именно Уралом жила промышленная Россия, именно тут ковалось её оружие и складывалась модель поведения страны.  Уральская матрица, как назвал её замечательный уральский писатель Алексей Иванов. В книге про восстание Пугачева «Вилы» Иванов так описывает создание завода:

Усть-Катав — обычный для Урала городок. Построен вокруг завода. Возник на башкирской земле в конце 18 века по распоряжению берг-коллегии. Выбрали место для пруда, завезли крепостных, поставили стены для защиты от местного населения.

План Усть-Катавской крепости

Железо здесь делали старым кричным способом, проковывая молотами заготовки, полученные в горнах. Дальше железо на баржах сплавляли к местам дальнейшей обработки и даже продавали на экспорт.

Усть-Катавском заводе находились молотовые фабрики на 4 кричных двойных горна и 5 молотов для проковки. На заводе так же располагались лесопилка, мельница, столярная и меховая мастерские. Была тут и небольшая верфь со своей якорной мастерской для постройки барж-коломенок. Все это приводилось в действие энергией верхнебойных водяных колес на запруженном Катаве.

Усть-Катавский завод в 18 веке. Картина В. Биева

Но кончилось крепостное право — кончились госзаказы. Кончилась эра энергии воды. Перестраивались трудно, со скрипом. А английские концессии в Донбассе почти добили уральские городки.

Усть-Катав в конце 19 века. Вид с горы Шихан

О городе

Усть-Катав

Зарождение жизни здесь, в сказочной по своей красоте долине, окружённой высокими холмами и вековыми лесами, связано с разработкой железной руды. На этой земле, некогда принадлежавшей башкирам, сибирские купцы Иван Мясников и братья Иван и Яков Твердышёвы в 1758 году основали железоделательный завод в устье рек Катав и Юрюзань. Отсюда и произошло название одного из самых красивых городов на Южном Урале.

Крутой поворот в истории этих мест связан со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги. Век индустриализации сделал своё дело. Бельгийское акционерное общество купило железоделательный завод и преобразовало его в вагоностроительный. Это решение оказалось судьбоносным. Усть-Катавский вагоностроительный завод набирал стремительные обороты. После войны на нём велись разработки для оборонного комплекса и космической техники. Сегодня Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова является значимым предприятием оборонного комплекса России и лидером по производству трамвайных вагонов, которые можно встретить во многих российских городах, в том числе в Москве, Краснодаре, Уфе, Нижнем Новгороде, Челябинске и Златоусте. 

Кроме градообразующего предприятия, промышленный облик в Усть-Катаве создают машиностроение и металлообработка, строительство и связь, малый бизнес и логистика. Это обусловлено железнодорожным транспортом – на территории городского округа находится одна из крупных узловых станций ЮУЖД – Вязовая. На предприятиях города осваиваются новейшие технологии, имеется мощный технический и производственный потенциал. 
Территория Усть-Катавского городского округа также обладает хорошими запасами природных ресурсов. Здесь разведано 5 месторождений минерального сырья, наибольшее значение среди которых имеют месторождения известняка, пригодного для цементного сырья, доломита, строительного песка.
Город Усть-Катав расположен в живописных местах. Величие Юрюзаньской долины, глубокие и чистые родники, горные реки, скальные обрывы, пологие склоны гор, вековые леса и таинственные пещеры – всё это благоприятствует развитию индустрии туризма и отдыха.

Памятниками природы являются уникальные гребни – целые комплексы скал на речных берегах, пещеры Большая Усть-Катавская, Салаватская, Станционная. В последней было обнаружено большое количество костей доисторических животных: мамонта и шерстистого носорога. На этом основании учёные сделали вывод о заселении пещеры в эпоху палеолита. 

Отрезок реки Юрюзань, проходящий через территорию Усть-Катава, является всероссийским туристическим маршрутом второй категории сложности и по-своему уникален. 

Сам город богат воздвигнутыми в XIX-начале XX вв. памятниками истории и архитектуры: дом купцов Патриных (конец XIX века), железнодорожный вокзал посёлка Вязовая (XIX век).

В 1913-1914 годах через реку Юрюзань был построен Французский мост, соединивший Усть-Катавский завод и посёлок, в котором проживали приехавшие сюда специалисты из Бельгийского акционерного общества. Повсеместно стала раздаваться чужая речь. Вот за это усть-катавцы и назвали мост Французским.

В годы Великой Отечественной войны через Юрюзань был построен ещё один мост – Брянский. 

Население, по данным 2012 года, составляет 26,6 тыс. человек.
 

Усть-Катав фото Прокудина-Горского

Благодаря пионеру цветного фото в России Прокудину-Горскому, сохранились фото Усть-Катава начала 20 века удивительного качества.

Усть-Катав фото Прокудина-Горского. Вид с Могильной горы. Вдали Медвежья гора. Лето 1910 года.Усть-Катав фото Прокудина-Горского. Заводской пруд и Никольская гора. Лето 1910 года Прокудин-Горский.Усть-Катав фото Прокудина-Горского. Общий вид Усть-Катавского завода. Лето 1910 годаС. М. Прокудин-Горский. Скалы на р. Юрюзани у Усть-Катава. Лето 1910 годаБашкир-стрелочник в Усть-Катаве, 1910 год Прокудин-Горский

Кстати, этот башкир-стрелочник поначалу улыбался, позируя Прокудину-Горскому, но потом передумал и стал серьезным.

Прокладка железной дороги у Герасимова камня у Усть-Катава, 1910 год Прокудин-Горский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector