История усть-илимска

Месторасположение, климат и районы города

Расположение Усть-Илимска приравнено к районам Крайнего Севера, климат здесь резкоконтинентальный. Здесь очень холодная морозная зима (иногда столбик термометра опускается до -55) и очень жаркое короткое лето (в июле бывает за +40). Зима здесь длится с конца сентября по середину мая.

Город расположен на двух берегах Ангары — левом и правом. Так называются и районы города. Для местных намного престижнее жить на Правом берегу или Новом городе. План этого района был разработал студентами Ленинградского училища, здесь пытались сохранить как можно больше деревьев, поэтому это не тайга в городе, а город посреди тайги. Здесь прекрасный воздух, микроклимат, много парков и скверов.

Инфраструктура Нового города весьма разнообразна: здесь много современных магазинов одежды (Adidas, Ostin), косметики (Летуаль), большое количество магазинов мебели и просто обычных рынков. Жилые дома здесь тоже более современные, чем в Старом городе — в основном, это многоэтажки, начинающиеся от девяти этажей.

Старый город или Правый берег — это район с пятиэтажками и более старой инфраструктурой. Также, на этом берегу находятся такие районы, как Высотка, Девятка и поселок Невон.

Средства массовой информации

Газеты

В настоящее время в городе выпускается несколько газет:

  • муниципальная «Усть-Илимск официальный»,
  • информационно-новостная «Вестник Усть-Илимского ЛПК»,
  • бесплатная рекламная «ЧтоГде Усть-Илимск».

Телевидение

Сегодня на территории города функционируют 3 сети кабельного телевидения: «Илимское региональное телевидение», «Кабельные сети», «УИ ТРК».

Цифровое эфирное телевидение представлено 20 телеканалами для мультиплекса РТРС-1 и РТРС-2.

Интернет

В городе функционируют 7 интернет-провайдеров:

  • ООО «Кабельные сети»;
  • ООО «Илим-Телеком»;
  • ООО «Телнет»;
  • ООО «УИ ТРК»;
  • ОАО «Ростелеком»;
  • ООО «Регион Телеком»;
  • ЗАО «ТрансТелеКом».

Радио

  • 68,48 УКВ – Радио России / Иркутская ГТРК;
  • 66,80 УКВ – Радио Маяк / Иркутская ГТРК;
  • 88,9 FM – Дорожное радио;
  • 91,3 FM – Радио России / Иркутская ГТРК;
  • 101,3 FM – Радио 7 на семи холмах;
  • 101,7 FM – Европа Плюс;
  • 102,2 FM – Авторадио;
  • 102,7 FM – Comedy Radio;
  • 103,2 FM – Радио Дача;
  • 103,7 FM – Русское радио;
  • 104,1 FM – Юмор FМ ООО;
  • 104,7 FM – Радио Шансон;
  • 105,1 FM – Ретро FM;
  • 107,4 FM – Радио МСМ;
  • 107,9 FM – Хит FM.

Мобильная связь

В городе функционируют 6 операторов сотовой связи:

  • Tele2;
  • МТС;
  • Билайн;
  • Мегафон;
  • Yota;
  • Ростелеком.

Функционировавший долгое время «БайкалВестком» в 2015 году перешёл в состав холдинга Tele2.

Транспортная доступность

Расстояние до Иркутска по железной дороге — 1459 км; по автодороге — 883 км; по авиатрассе — 650 км. Расстояние до Братска по автодороге — 260 км.

Городской транспорт представлен сетью маршрутов муниципальных автобусов и маршрутных такси. Маршрутная сеть охватывает все городские районы и близлежащие пригороды, такие, как пос. Железнодорожный, Невон, Карапчанка и др. Существует также трамвайная система, которая официально считается скоростной. Трамвай соединяет один из районов города с лесопромышленным комплексом и дачными посёлками.

Железнодорожная станция Усть-Илимск находится в пригородном посёлке Железнодорожный, связанном с городом автобусным сообщением. Расположена она на тупиковой 214-километровой железнодорожной ветке Хребтовая—Усть-Илимск Восточно-Сибирской железной дороги. Существует пассажирское сообщение — ходят поезда в Тайшет и Иркутск через Железногорск-Илимский(станция Коршуниха-Ангарская) и Братск, беспересадочные вагоны в Красноярск и Новосибирск.

Город связан междугородным автобусным сообщением с Братском, Иркутском.

Маршруты авиационного сообщения:

• Рейс № СЛ 55 Иркутск — Усть-Илимск;

• Рейс № СЛ 60 Красноярск — Усть-Илимск.

Военная инфраструктура

С началом строительства Усть-Илимска и Усть-Илимской ГЭС для охраны гидротехнических объектов с воздуха, в нескольких километрах (широта 57.984261983475534, долгота 102.87906646728516) от города расположилась ракетная часть в/ч 92712 входившая в 14-ю отдельную армию ПВО (Новосибирск) и короткий промежуток времени в состав ПВО Забайкальского военного округа. На вооружении части находились ракетные комплексы С-200 «Ангара» и «Вега». С развалом СССР часть была расформирована, ориентировочно в 1993—1995 г. В настоящий момент заброшена.

Частично территория части используется для складирования пиломатериалов и хранения лесозаготовительной техники, используются бывшие склады и территория боксов. В связи с этим, дорога к части зимой постоянно очищается для проезда лесовозной техники. На окраине идет лесозаготовка.

Геральдика

Герб Нижнеилимского района утверждён решением районной Думы от 31 октября 2013.

Описание: «В рассечённом, золотом и зелёном поле — вписанная вверху и внизу ель переменных цветов, поверх которой пониженно расположенная золотая башня с двухъярусной чёрной кровлей».

Герб Нижнеилимского района воспроизводится с вольной частью — четырёхугольником, примыкающим к верхнему правому (для зрителя слева) углу герба Нижнеилимского района с воспроизведёнными в нём фигурами из герба Иркутской области.

Обоснование символики. Символика герба раскрывает исторические и природные особенности Нижнеилимского района и многозначна:

• ель переменных цветов символизирует богатую флору района. Вечнозелёные ели, сосны, кедры (зелень), и те деревья, которые по осени желтеют (золото), а затем сбрасывают свои листья (лиственницы, осины, березы);
• крона ели, напоминающие волнистые края реки, аллегорически показывает водные ресурсы района, в том числе нижнее течение реки Илим (приток Ангары), давшей название району.
• изображение деревянной башни символизирует Илимский острог, основанный в 1630 году, ставший «центром Ленского волока и большого уезда, снабжавшего хлебом Якутию. Отсюда в 1647 году Е. Хабаровым была снаряжена экспедиция на Амур»;
• золотые и зелёные части по сторонам от ели — символизируют знаменитые Илимские пашни (золото) и тайгу с многочисленными дикоросами (зелень).

Золото — символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая.

Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду.

Чёрный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.

Авторская группа

• Идея: В. Рюпин (Нижнеилимский район).
• Геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки).
• Художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (Москва).

Климат Усть-Илимска

Город приравнен к территориям Крайнего Севера. Климат резко континентальный. Среднегодовая температура −2,8 °C. Абсолютная минимальная температура −53,9 °C, максимальная +41 °C. Продолжительность периода с температурой ниже 0° — 214 суток. Среднегодовая сумма осадков − 475 мм. Среднегодовая скорость ветра — 11,2 км/ч.

С середины июля до середины августа устанавливается сухая и жаркая погода с температурами до +40. Август дождливый и прохладный с температурами около +15 градусов. Сентябрь, особенно первая его половина, обычно сухой и относительно тёплый. Снег обычно выпадает в начале октября. Декабрь часто бывает холодным, в январе обычно несколько недель стоят морозы около −45 градусов. Февраль, март ветреные и снежные со средней температурой около −20.

Расположение Усть-Илимска

Город состоит из двух частей — левобережной, так называемый Старый город, и правобережной — так называемый Новый город. Расположены они на некотором удалении друг от друга. Старый город расположен ниже Усть-Илимской ГЭС по течению, Новый город – выше. Связаны между собой автомобильной дорогой и мостом через Ангару.

Несмотря на то, что правобережная часть города моложе, в ней проживает большая часть населения, здесь же расположено большинство городских учреждений. В Новом городе, помимо пятиэтажек, преимущественно строились девяти- и десятиэтажные дома, также есть и пять четырнадцатиэтажек, являющихся едва ли не главной визитной карточкой города.

Основная часть Старого города состоит в основном из пяти- и девятиэтажных многоквартирных домов, также есть шесть десятиэтажных; микрорайон «Молодежный» (т.н. «Деревяшки») – из многоквартирных двухэтажных деревянных домов; посёлок индивидуальной застройки №2 («Высотка») – из частных деревянных домов.

Главной отличительной чертой Нового города является то, что план строительства города был разработан группой студентов Ленинградского Архитектурно-строительного Университета в рамках написания дипломного проекта на тему «Город моей мечты». Главной идеей которого являлось строительство города в тайге. При строительстве жилых районов была учтена основная идея, поэтому старались рубить как можно меньше деревьев под вспомогательные площади. И именно поэтому внутри жилых районов Нового города можно встретить островки многовековой тайги. Правобережная часть города имеет потрясающую схожесть в планировке жилых районов с районами Санкт-Петербурга 80-х годов постройки.

Таким образом Усть-Илимск является, пожалуй, единственным городом в России, который был построен благодаря совместной работе научной и производственной баз.

Все улицы Усть-Илимска

Реестр наименований элементов уличной сети плановой застройки в городе Усть-Илимске

Синим цветом выделены улицы, находящиеся в правобережной части города.

  • 1. улица Ангарская
  • 2. улица Бабушкина
  • 3. улица Байкальская
  • 4. улица Белградская
  • 5. улица Бирюзовая
  • 6. улица Братская
  • 7. шоссе Братское
  • 8. улица Булгакова
  • 9. улица Весенняя
  • 10. улица Высотная
  • 11. улица Вьюжная
  • 12. улица Гагарина
  • 13. улица Гайдара
  • 14. улица Генералова
  • 15. улица Героев Труда
  • 16. шоссе Гидростроителей
  • 17. улица Градостроителей
  • 18. улица Гранитная
  • 19. улица Георгия Димитрова
  • 20. улица Декабристов
  • 21. улица Дзержинская
  • 22. улица Дивная
  • 23. проспект Дружбы Народов
  • 24. улица Живописная
  • 25. улица Звёздная
  • 26. проезд Зимний
  • 27. улица Золотая
  • 28. улица Интернационалистов
  • 29. улица Иркутская
  • 30. улица Калинина
  • 31. улица Карла Маркса
  • 32. улица Кирова
  • 33. улица Ковровая
  • 34. улица Комсомольская
  • 35. улица Корчагина
  • 36. шоссе Катымовское
  • 37. улица Крупской
  • 38. улица Лазурная
  • 39. улица Ленина
  • 40. улица Летняя
  • 41. улица Лиственничная
  • 42. улица Листопадная
  • 43. улица Луговая
  • 44. улица Лунная
  • 45. улица Майская
  • 46. улица Мастеров
  • 47. улица Мечтателей
  • 48. проспект Мира
  • 49. улица Млечная
  • 50. улица Молодёжная
  • 51. улица Нагорная
  • 52. улица Надежды
  • 53. улица Наймушина
  • 54. переулок Невонский
  • 55. улица Октябрьская
  • 56. улица Ольховая
  • 57. улица Ореховая
  • 58. улица Осиновая
  • 59. улица Островского
  • 60. улица Охотная
  • 61. улица Первомайская
  • 62. улица Первопроходцев
  • 63. улица Пионерская
  • 64. переулок Подгорный
  • 65. улица Полярная
  • 66. улица Попова
  • 67. улица Преображенская
  • 68. улица Прибрежная
  • 69. улица Приморская
  • 70. шоссе Промышленное
  • 71. улица Профсоюзная
  • 72. улица Пушкина
  • 73. улица Рабочая
  • 74. улица Радищева
  • 75. улица Радужная
  • 76. улица Рассветная
  • 77. улица Родниковая
  • 78. улица Романтиков
  • 79. улица Рябиновая
  • 80. улица Садовая
  • 81. улица Свердлова
  • 82. улица Светлая
  • 83. улица Светлова
  • 84. улица Северная
  • 85. переулок Северный
  • 86. улица Симахинская
  • 87. улица Сиреневая
  • 88. улица Снежная
  • 89. улица Советская
  • 90. улица Соколиная
  • 91. улица Солнечная
  • 92. улица Строительная
  • 93. улица Тенистая
  • 94. улица Трудовая
  • 95. улица Тургенева
  • 96. улица Тушамская
  • 97. улица Усть-Илимская
  • 98. шоссе Усть-Илимское
  • 99. улица Федотова
  • 100. улица Хвойная
  • 101. улица Цветочная
  • 102. улица Чайковского
  • 103. улица Черёмуховая
  • 104. улица Чехова
  • 105. улица Школьная
  • 106. переулок Школьный
  • 107. улица Экваторная
  • 108. улица Энгельса
  • 109. улица Энергетиков
  • 110. улица Энтузиастов
  • 111. улица Юбилейная
  • 112. переулок Южный
  • 113. улица Яросамская
  • 114. улица 50 лет ВЛКСМ
  • 115. улица 40 лет Победы
  • 116. улица Плахотник

Перечень элементов уличной сети неплановой застройки города Усть-Илимска

  • 117. улица Безымянная
  • 118. улица Берёзовая
  • 119. улица Болотная
  • 120. улица Бурлова
  • 121. улица Верхняя
  • 122. улица Глобусная
  • 123. шоссе Горная
  • 124. переулок Дачный
  • 125. улица Дорожная
  • 126. улица 2-я Дорожная
  • 127. улица Дымчатая
  • 128. улица Железнодорожная
  • 129. улица Заводская
  • 130. улица Западная
  • 131. улица Заречная
  • 132. улица Зелёная
  • 133. улица Кедровая
  • 134. улица Кольцевая
  • 135. улица Ковровая
  • 136. улица Крутая
  • 137. улица Лесная
  • 138. улица Межмысовая
  • 139. улица Морская
  • 140. улица Мостовая
  • 141. улица Набережная
  • 142. улица Народная
  • 143. улица Новая
  • 144. улица Овражная
  • 145. улица Озёрная
  • 146. улица Окружная
  • 147. улица Парковая
  • 148. улица Партизанская
  • 149. улица Пихтовая
  • 150. улица Полевая
  • 151. улица Почтовая
  • 152. улица Пролетарская
  • 153. улица Речная
  • 154. улица Сибирская
  • 155. улица Сказочная
  • 156. улица Сосновая
  • 157. улица 2-я Строительная
  • 158. улица Таёжная
  • 159. улица Толстый мыс
  • 160. улица Тополиная
  • 161. улица Угловая
  • 162. улица Хребтовая

Транспорт

Усть-Илимск расположен и центре Восточной Сибири и в какой-то степени выполняет функцию транспортного узла, где пересекаются направления железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного транспорта.

Железнодорожный транспорт. Город связан с сетью российских железных дорог железнодорожной меткой Хребтовая — Усть-Илимск протяженностью 214 км. Станция Усть-Илимск находится в пригородном поселке Железнодорожный (в нескольких километрах от центра города). От Усть-Илимска ходят поезда до Тайшета и Иркутска через Железногорск-Илимский (станция Коршуниха-Ангарская) и Братск.

Ранее железная дорога шла на левый берег через мостовой переход. Сейчас эта линия разобрана.

Железнодорожная ветка Хребтовая-Усть-Илимск пока  тупиковая. Однако строительство Богучанской ГЭС открывает перспективы продолжения этой линии вдоль Ангары до Нерюнды. 

  Таблица 78. Расстояние от Усть-Илимска до некоторых городов, км

*До станции Лена.

**До станции Анзёби.

В этой связи у РЖД имеются планы модернизации станции Усть-Илимск с целью увеличения ее пропускной способности. Это связано также с перспективой строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали через Лесосибирск до Нижневартовска (который также является тупиковой станцией). Предполагается, что новая Северо-Сибирская магистраль будет способствовать промышленному развитию Нижнего Приангарья. Ориентировочные сроки ее строительства — 2016-2030 гг. Протяженность дороги составит 1892 км. Примерная стоимость строительства 218 млрд. р.

Автотранспорт. Значительные расстояния между жилыми районами Усть-Илимска, а также его удаленность от соседних городов и поселков обусловили развитие в городе автомобильного транспорта и сети внутригородских дорог.

Город соединен также хорошей асфальтовой дорогой с Братском и поселком Хребтовая. По этим дорогам осуществляется связь с областным центром и другими городами Иркутской области. Имеется регулярное автобусное сообщение с Братском и Иркутском.

Городской автомобильный транспорт представлен муниципальными автобусами и частными маршрутными такси. Маршрутная сеть охватывает все городские районы и близлежащие пригороды, такие как поселки Железнодорожный, Невон, Карапчанка и др.

Городской электротранспорт. Этот вид транспорта представлен в Усть-Илимске только трамваем. Трамвайная линия соединяет один из районов города с лесопромышленным комплексом и дачными поселками.

Водный транспорт. Данный вид транспорта сыграл важную роль в начальный период возведения Усть-Илимской ГЭС. Водным путем из Братска к створу новой ГЭС доставлялся большой объем строительных грузов. Сейчас значение водного транспорта в грузоперевозках во многом утрачено. На Усть-Илимском водохранилище и на Ангаре (нижний бьеф) действует ряд пристаней. Имеются условия для возрождения водного транспорта, в том числе в целях туристско-рекреационного обслуживания.

Авиатранспорт. В Усть-Илимске имеется аэропорт, находящийся в 17 км к северо-западу от центра города, на высоте 408 м над уровнем моря. Аэропорт относится к категории внутренних. Его взлетно-посадочная полоса сделана из армированного бетона, имеет протяженность 3000 м и ширину 42 м. Сюда могут приземляться многие типы самолетов (Ту-154 и -204, Б-757, Ил-76, Як-42 и др.), а также все типы вертолетов.

В советское время из аэропорта осуществлялось много авиарейсов в Иркутск и другие города, и поселки области и соседних Красноярского края и Якутии. В начале 1990-х гг. аэропорт был реконструирован. Здесь построили новое здание аэровокзала (взамен старого деревянного), но вскоре аэропорт оказался банкротом и с 2001 г. не функционирует. Тем не менее стратегическое положение усть-илимского аэропорта очевидно

При соответствующих экономических условиях он сможет снова играть роль важного северного авиаузла

Климат

Город приравнен к территориям Крайнего Севера. Климат резко континентальный. Среднегодовая температура −2,8 °C. Абсолютная минимальная температура −53,9 °C, максимальная +41 °C. Продолжительность периода с температурой ниже 0° — 214 суток. Среднегодовая сумма осадков − 475 мм. Среднегодовая скорость ветра — 11,2 км/ч/

С середины июля до середины августа устанавливается сухая и жаркая погода с температурами до +40. Август дождливый и прохладный с температурами около +17-20 градусов. Сентябрь, особенно первая его половина, обычно сухая и относительно тёплая. Снег обычно выпадает в начале октября. Декабрь часто бывает холодным, в январе обычно несколько недель стоят морозы около −25-30 градусов. Февраль, март ветреные и снежные со средней температурой около −15-17 градусов.

История

Усть-Илим – такое поэтическое название получил овеянный суровой романтикой край, раскинувшийся по обе стороны реки Ангары на севере Иркутской области. Река Илим – правый приток Ангары – дала имя знаменитому уже в VII-XVIII веке административному центру Илимского воеводства – Илимску, созданному отважными землепроходцами на пути от Москвы через Енисей, Ангару, Илим на Лену, Байкал и далее на северо-восток азиатского материка.

История распорядилась так, что освоение первопроходцами необъятных просторов Восточной Сибири и, в частности, территории Иркутской области, начиналось с северных районов. Но индустриальное освоение этих мест началось лишь три века спустя, уже в наши дни. В 1950-60-е годы приступили к созданию Братско-Усть-Илимского территориально-промышленного комплекса, в состав которого вошли Усть-Илимская гидроэлектростанция (ГЭС) и Усть-Илимский лесопромышленный комплекс (ЛПК).

В 1959 Московский государственный институт проектирования электростанций и подстанций основал в селе Невон Ангарскую комплексно-изыскательскую партию для изучения термического режима Ангары, направления будущих линий высоковольтных передач. В 1960 году Государственная комиссия приняла решение: признать наиболее целесообразным местом для возведения Усть-Илимского гидроузла створ в 20 км ниже устья р. Илим, на Ангаре, у скалистого Толстого мыса. 22 августа 1962 года был издан приказ о начале подготовительных работ по строительству Усть-Илимской ГЭС.

Началом формирования города Усть-Илимска можно считать 1965 год, когда исполком Иркутского областного Совета депутатов трудящихся утвердил рабочий поселок Усть-Илим в составе Братского района. В 1968 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Усть-Илимский район (из территорий, отчужденных от Братского и Нижне-Илимского районов) с центром в рабочем поселке Усть-Илим.

В марте 1966 года начались работы на основных сооружениях гидроузла. Эта дата считается официальным началом строительства ГЭС. В феврале 1967 года было произведено первое перекрытие Ангары. В апреле 1968 года в плотину ГЭС уложили первый кубометр бетона. Второе перекрытие русла Ангары было произведено в августе 1969 года. 3 октября 1974 началось заполнение Усть-Илимского водохранилища, оно продолжалось до 1977 года. Первый агрегат ГЭС дал промышленный ток 28 декабря 1974 года, а 20 мая 1975 гидроэлектростанция выработала свой первый миллиард кВт/ч электроэнергии. В конце марта 1979 года был включён в сеть последний – шестнадцатый агрегат станции. В декабре 1980 года ГЭС сдана в постоянную эксплуатацию.

12 июля 1972 года в Москве подписано генеральное соглашение стран Восточной Европы, объединенных в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), о совместном создании и первоочередном строительстве целлюлозного завода лесопромышленного комплекса в Усть-Илимском районе. Эту дату по праву можно считать днем рождения Усть-Илимского ЛПК.

В 1975 году был заложен фундамент целлюлозного завода. В 1976 году прибыл первый интернациональный отряд из Болгарии. В разное время в строительстве принимали участие отряды из ГДР, Венгрии, Польши. В 1979 году получена первая целлюлоза.

27 декабря 1973 года рабочему поселку Усть-Илим был присвоен статус города областного подчинения. Этот день считается Днем образования города Усть-Илимска.

Расположение Усть-Илимска

Город состоит из двух частей — левобережной, так называемый Старый город, и правобережной — так называемый Новый город. Расположены они на некотором удалении друг от друга. Старый город расположен ниже Усть-Илимской ГЭС по течению, Новый город выше. Связаны между собой автомобильной дорогой и мостом через Ангару. Несмотря на то, что правобережная часть города намного моложе, в ней проживает большая часть населения, здесь же расположено большинство учреждений науки и культуры, городская жизнь сосредоточена в основном здесь. Старый город состоит в основном из пятиэтажных домов, двухэтажных (времянки), посёлков (Высотка, Невон) и дачных участков. Новый город выше и современнее. Здесь уже преимущественно строились девяти- и десятиэтажные дома, но также есть и пять четырнадцатиэтажек.

Главной отличительной чертой Нового города является то, что план строительства города был разработан группой студентов Ленинградского Архитектурно-строительного Университета в рамках написания дипломного проекта на тему «Город моей мечты». Главной идеей которого являлось строительство города в тайге. При строительстве жилых районов была учтена основная идея, поэтому старались рубить как можно меньше деревьев под вспомогательные площади. И именно поэтому внутри жилых районов Нового города можно встретить островки многовековой тайги. Новый город имеет потрясающую схожесть в планировке жилых районов с районами Санкт-Петербурга 80-х годов постройки.

Таким образом Усть-Илимск является, пожалуй, единственным городом в России, который был построен благодаря совместной работе научной и производственной баз.

Расстояние до городов (км):

  • Москва — 4000
  • Иркутск — 1000
  • Братск — 270
  • Владивосток — 3020
  • Магадан — 2800
  • Пекин — 3000
  • Токио — 4500
  • Рим — 6700
  • Хельсинки — 4250
  • Бонн — 5400
  • Берлин — 5700

Образование

Среднее профессиональное образование представлено:

  • Усть-Илимским техникумом лесопромышленных технологий и сферы услуг (преобразован из Профессионального училища №42);
  • Усть-Илимским техникумом отраслевых технологий (преобразован из Профессионального училища №66);
  • Филиалом Иркутского энергетического колледжа.

Высшее профессиональное образование представлено филиалами:

  • Байкальского государственного университета экономики и права;
  • Братского Государственного Университета.

В последние годы были закрыты филиалы:

  • Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (бывшая Сибирская академия государственной службы);
  • Восточно-Сибирского государственного Университета (Улан-Удэ);
  • Сибирского Федерального Университета (Красноярск);
  • Восточно-Сибирской государственной Академии Образования (бывший ИГПУ, Иркутск);
  • Московского Открытого Социального Университета.

Наши дни…

Сегодня Усть-Илимск — крупный административный, экономический и культурный центр Восточной Сибири, один из молодых городов Иркутской области и, по мнению ведущих архитекторов страны, самый красивый и современный город в Приангарье. Проект города юности на Ангаре создан ленинградскими архитекторами. Микрорайоны города разделены по зонам. Лечебная зона — это раскинувшийся в сосновом бору больничный городок.

Промышленно-коммунальная зона и основные магистрали вынесены за город, поэтому в нем не увидишь ни одной дымящейся трубы. Чистый, напоенный хвойным ароматом воздух, многоэтажные дома в окружении стройных сосен, кедров и лиственниц, бережно сохраненных при строительстве, голубизна подступающего к городу рукотворного моря — все это создает неповторимый колорит Усть-Илимска.

На сегодняшний день в Усть-Илимске 13 общеобразовательных школ, гимназия, экспериментальный лицей, 4 колледжа, 23 детских дошкольных учреждения, 2 филиала высших учебных заведений страны.

В городе широко представлены лечебно-профилактические учреждения. Региональное значение имеет многопрофильный курорт «Русь». Усть-Илимск славится талантливыми жителями, замечательными творческими коллективами и учреждениями культуры. Сегодня у нас работают: две школы искусств; картинная галерея; Краеведческий музей; театр драмы и комедии; Дворец культуры им. И.И. Наймушина; Дворец культуры «Дружба»; Централизованная библиотечная система с 9 филиалами.

Создана прекрасная спортивная база. Уделяется много внимания развитию физической культуры и спорта, укреплению здоровья подрастающего поколения. В структуре управления социальной защиты населения города созданы и работают социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей, реабилитационный центр для престарелых и инвалидов, где трудятся добрые и отзывчивые люди.

С началом рыночных реформ в городе появился малый бизнес, по видам деятельности охватывающий почти все отрасли экономики города. Усть-Илимск не принадлежит к числу городов с вековыми культурными традициями, поскольку ему всего несколько десятков лет. Но в нашем городе царят свой быт и своя атмосфера. Основная достопримечательность города — его люди: умные головы и золотые руки. Только они смогли создать это чудо в сибирской тайге.

Энергетика

Данная отрасль представлена двумя крупными предприятиями «Иркутскэнерго» — Усть-Илимскими ГЭС и ТЭЦ (табл. 77).

Усть-Илимская ГЭС. Ее строительство было обусловлено наличием значительных гидроэнергетических ресурсов Ангары и задачами развития страны. Станция сдана в эксплуатацию в декабре 1980 г. На ней установлено 16 энергоагрегатов суммарной мощностью 3 840 МВт (проектная мощность — 4320 МВт). Ее среднегодовая выработка — 21,7 млрд. кВт-ч электроэнергии. По мощности Усть-Илимская ГЭС сопоставима с Братской ГЭС, но превосходит ее по экономическим показателям. С момента эксплуатации станция выработала около 1 трлн. кВт-ч электроэнергии, многократно окупив свое строительство.

Усть-Илимская ТЭЦ. Создавалась как основной источник теплоснабжения Усть-Илимского ЛПК и города. Проектировалась и строилась в составе целлюлозного завода. В мае 1976 г. как строящийся объект была передана в состав «Иркутскэнерго». Электрическая мощность станции составляет 535 МВт, тепловая — 1 070 Гкал в час.

Таблица 77. Характеристики ГЭС и ТЭЦ города Усть-Илимска

Административное деление

В состав территории Усть-Илимского района входят 14 поселений, в т.ч. рабочий поселок — 1, поселок — 9, село — 3, деревня — 1. Район включает в себя территории следующих муниципальных образований:

  1. Бадарминское муниципальное образование;
  2. Ершовское муниципальное образование;
  3. Кеульское муниципальное образование;
  4. Невонское муниципальное образование;
  5. Подъеланское муниципальное образование;
  6. Седановское муниципальное образование;
  7. Тубинское муниципальное образование;
  8. Эдучанское муниципальное образование;
  9. Железнодорожное муниципальное образование (городское поселение).

Территория города Усть-Илимска, являющегося самостоятельным муниципальным образованием, в территорию Усть-Илимского района не входит .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector