Примеры сезонных явлений живой и неживой природы

Содержание:

Разновидности памятников природы

Среди памятников природы выделяют следующие типы:

  1. Ботанические.
  2. Геологические.
  3. Гидрологические.
  4. Гидрогеологические.
  5. Зоологические.
  6. Комплексные.

Ботанические

Ботанические памятники природы представляют собой разные уникальные рощи, боры, дубравы, отдельные деревья, дендропарки.

Одним из самых древних деревьев в России является лиственница «Страж Ольхона». В 2021 году ей 778 лет. Она самая древняя в Байкальском регионе в северной части острова Ольхон.

Геологические

К геологическим памятникам природы относят обнажения и выходы горных пород и редких минералов на поверхность земли.

Гидрологические

К гидрологическим памятникам относят водопады, озера, истоки рек, пруды, минеральные источники и прибрежные комплексы.

Комплексные

Комплексными памятниками природы называют с нетронутой и живописной природой. Это урочища, ценные и уникальные горные массивы, долины, участки побережий, дендрарии и парки, где растут ценные эндемики.

Ландшафтные памятники называют высшей формой комплексных памятников. На определенной территории охране подлежит весь природный комплекс.

Что такое природное сообщество

Взаимодействуя, объекты живой и неживой природы формируют природные сообщества.

Каждый его участник влияет на других и испытывает их влияние на себя одновременно. Их сосуществование взаимосвязано и полезно для всех.

Участники сообщества адаптированы под его условия и не смогут жить в другом биоценозе (что это?). В своей среде они имеют все возможности для полноценного существования. Например, морские обитатели не выживут в пресном водоеме, а лесные животные не смогут жить в пустыне.

Каждая такая система существует самостоятельно и не нуждается в помощи человека. Наоборот, вмешательство людей только разрушает эти природные миры.

Что относится к неживой природе

Своими функциями неживые объекты диаметрально противоположны живым, у них нет способности к рождению, размножению, питанию, дыханию, росту, также они не стареют и не умирают.

Примеры объектов неживой природы:

  • Солнце,
  • воздух,
  • снег,
  • песок,
  • камни,
  • ветер,
  • вода,
  • космические объекты (да, звезды не относятся к живой природе).

Впрочем, некоторые тела неживой природы обладают определенными функциями живых организмов. Например, те же звезды, будучи объектами неживой природы, тем не менее, рождаются, растут, стареют и наконец умирают, то есть также имеют свой жизненный цикл.

Среди свойств объектов неживой природы можно отметить следующие:

  • Они всегда находятся в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном.
  • Находят в твердом состоянии они, как правило, крепкие и плотные: камни, почва, горы, песок.
  • Находясь в жидком состоянии, они изменчивы, их молекулы плавают, пребывая в непрерывном движении.

Неживая природа — Образовательная деятельность в старшей группе «Живая и неживая природа. Опытное исследование свойств воды»

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Живая и неживая природа»
Актуальность: В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой. У…

Конспект обобщающей беседы о природе в средней группе «Живая-неживая природа»
Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Задачи: 1. Образовательные: совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. 2. Развивающие: развивать у детей интерес к окружающему; развивать логическое мышление,…

Фотоотчет о занятии «Живая и неживая природа» в рамках урока «Эколята — молодые защитники природы» для детей 5–6 лет
Тема «Живая и неживая природа» Цель: сформировать представления о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Задачи: • Расширить представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе; • Сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней; •…

Неживая природа — Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа»

Статья «Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая…»
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Цель: обобщить и закрепить полученные знания о живой и неживой природе Задачи: Образовательные : закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать…

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Живая и неживая природа»
Тема: «Живая и неживая природа» Цель: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе. Образовательные задачи: Расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость. Обогатить словарь детей за счет имен существительных, имен прилагательных…

План по самообразованию «Формирование представлений о неживой природе в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ План работы по самообразованию: «Формирование представлений о неживой природе в процессе опытно -экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»…

Фотоотчет о проведении экологического урока «Природа. Живая и неживая»
Фотоотчет о занятии «Природа. Живая и неживая» в рамках Всероссийского урока «Эколята — молодые защитники природы». Дети младшего дошкольного возраста отличаются непосредственностью и любознательностью. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему…

Страницы:

Связь живой и неживой природы

Объекты неживой природы все-таки появились раньше, поэтому они имеют первичное значение для возникновения жизни. Ведь не будь Солнца, воздуха, воды, твердой поверхности, без всего этого возникновение жизни на нашей планете было бы попросту невозможным. А значит, все виды природы, как живой, так и неживой тесно взаимосвязаны.

В принципе мы уже пересчитали 4 основных элемента, без которых была бы невозможной жизнь, это:

  • Солнце, без его тепла не было бы подходящей температуры для зарождения жизни. Стоит заметить, что наша Земля находится на идеальном расстоянии от Солнца, ведь будь она ближе или дальше, то здесь было бы слишком тепло, или наоборот слишком холодно.
  • Воздух, как мы писали выше – дыхание – основа жизни, и без воздуха и атмосферы оно было бы невозможным.
  • Вода – также необходима для существования жизни, без нее не обойтись ни людям, ни животным, ни растениям. Более того, многие биологи считают, что зарождение жизни произошло именно в воде.
  • Почва – она является главной средой для произрастания растений, которые в свою очередь необходимы для выделения кислорода, чтобы обеспечить все живое воздухом.

В свою очередь, живые существа оказывают существенное влияние на неживую природу. К примеру, жители водоемов, рек и морей способствуют поддержанию химического склада воды. После смерти гниющие растения и животные питают почву необходимыми элементами

Как видите, в природе все взаимосвязано и каждый ее элемент является важной и незаменимой частью этой сложной системы. Важно, чтобы это понимали люди, в последнее время нарушающие природный баланс, загрязняя воздух и водоемы, вырубая леса, а потом удивляясь закономерным наводнениям

Если человек будет жить в гармонии с природой, она отблагодарит его чистым воздухом, натуральными продуктами и крепким здоровьем.

Ход игры.

У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня немало — Я соткано из зноя,

Я белым одеялом Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю, Я реки согреваю,

В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю.

Белю поля, дома И любите за это

Зовут меня. Вы все меня. Я.

(Зима). (Лето).

Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

В зеленые листочки. Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю.

Движения полна. Но не касаясь сосен

Зовут меня,. И елочек. Я …

(Весна). (Осень).

«Расскажи без слов» (с элементами пантомимы).

Цель.

Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность

Природные явления

Явлениями природы называют еще метаморфозы (что это такое?). Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.

Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы:

  1. по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
  2. по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
  3. по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
  4. по масштабу распространения;
  5. по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.

Охрана окружающей среды

Природа является домом всего живого. Для того чтобы Земля была чистой, ее нужно беречь от загрязнения. Для того чтобы экологическая обстановка улучшилась, необходимо:

  • Сократить выбросы вредных веществ в атмосферу от различных промышленных заводов.
  • Создать заповедники и парки, чтобы сохранить природные комплексы.
  • После отдыха на природе необходимо оставлять чистоту, убирая за собой весь мусор.

Хорошо, если бы человек понял, что чистая природа — это там, где не сорят, а не там, где убирают. Баланс между живой и неживой природой дает жизнь всему на Земле. Также, благодаря гармонии двух видов природы, мы можем наблюдать красоту творения.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

  • воздух. Он является крайне необходимой субстанцией для существования многих живых организмов, которые обладают способностью дышать. Растения поглощают воздух не только для дыхания: с помощью него растительные организмы способны образовать питательные вещества,
  • вода. Она является основой основ и первопричиной зарождения жизни на нашей планете. Все живое на Земле нуждается в воде. Для рыб, морских животных и водорослей она выступает средой обитания. Для животных и растений вода является важным компонентом питания,
  • почва. Взаимосвязь литосферы, гидросферы и атмосферы осуществляется за счет химических и физических реакций, происходящих в почве. За миллиарды лет она приобрела свойства, которыми характеризуется сейчас. Почва позволяет появляться различным видам растений, в ней происходит разложение отживших растительных культур и умерших животных, трансформирующиеся в разные типы полезных ископаемых. Одним из главных свойств почвы является защита живых организмов от токсинов и нейтрализация ядовитых веществ,
  • солнце. Оно тоже выступает одной из главных причин зарождения на Земле живых организмов. Энергия и тепло, которые излучает солнце, способствуют росту и размножению. Растительные культуры не могут расти и развиваться без солнечного света. С исчезновением солнца произойдет замирание многих химических и физических циклов и реакций, поддерживающих жизненные процессы на планете.

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

Значение слова

В науке природой принято называть материальный мир, находящийся во вселенной. Она является основным предметом изучения и исследования естественных наук. Бытовое значение слова «природа» несколько упрощено и означает естественную среду обитания.

В естествознании выделяют несколько царств природы. Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик, в своей работе «Система природы» 1735 года выделил такие царства:

  • минеральное, которое охватывает неживую природу: камни, воду, солнце;
  • растительное, которое включает все растения (изучается ботаникой);
  • животное, которое включает все живые организмы (изучается зоологией).

Докучаев В. В., геолог и почвовед, посчитал, что должно быть выделено еще одно царство — биокосное, которое включает знания о почвах, о чем и заявил в 1883 году.

Слово «природа» также можно рассматривать и в других значениях:

  • Совокупность условий естественной среды обитания: рельеф, климат, растения и животные. Например, тропическая природа.
  • Совокупность свойств и потребностей человеческого организма. Например, мужская и женская природа.
  • Сущность чего-либо и его основные свойства. Например, природа света.
  • В простонародии «природа» употребляется как описание качеств человека. Например, неторопливый по природе, остроумен от природы.

Сезонные явления природы.

  Все изменения в природе связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

Зимние явления природы.

  Зимние явления природы необычайно очаровательны и сказочно красивы. Зима приносит не только мороз и холод, но и красивые узоры на окнах, великолепный танец снежинок, хрустальное покрытие водоёмов и много других восхитительных явлений. С приходом зимы природа облачается в белоснежные наряды, украшая себя сверкающими сосульками-сережками и ожерельем из снежинок. Белоснежные шубки красиво сверкают на солнце, развеивая на ветру свой искрящийся шлейф.

  Зима превращает природу в сказку. Поверхность земли покрывается мягкими сугробами, растения покрываются инеем, который превращает пейзаж в хрустальное королевство. Под лучами солнца природа мерцает и переливается всевозможными красками. Миниатюрные кристаллики отсвечивают солнечные лучики, создавая необыкновенную игру света. Заколдованное зимнее царство так и манит к себе, притягивая своей восхитительной красотой.

 Особенно зимой красиво в лесу. Он полностью укрыт белоснежным покровом, который согревают землю от лютых морозов. В лесу стоит необычайная тишина, нарушающаяся порой хрустом веточек. Лес украшен слепящим искрящимся снежком, хрустальным льдом и серебряным инеем. В лесу спрятано множество хрупких драгоценностей, которые являются настоящим природным кладом.

 В лесу на белоснежном мягком ковре можно обнаружить следы лесных жителей. По следам видно, где пробегал зайчик, и как он остановился у пенечка, чтобы прислушаться к малейшему шороху. А за зайчиком, скорее всего, шла лисица, заметая следы хвостом. Неподалёку видны совсем свежие следы, по которым узнаётся неспешная походка лося. Он недавно был здесь и поедал кору, поскольку вся еда спрятана под снегом.

 Очень красиво выглядят высоченные ели и пышные сосны, покрытые мохнатым снегом. Они величественно возвышаются под голубым небосклоном, а сквозь пушистые веточки настырно пробиваются яркие лучики солнца. Местами небо покрыто облаками, а иногда виднеются клочки чистой голубизны. На фоне неба прозрачный воздух тоже окрашивается голубым оттенком.

Погодные явления неживой природы зимой.

Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель.   150 опытов с природными явлениями.

Примеры зимних явлений в неживой природе.

Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.Превращение воды в лед — это сезонное явление в неживой природе.Примеры  зимних природных явлений в неживой природе, наблюдаемых вокруг нас:

  • Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
  • С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
  • Метели и вьюги заметают дороги.
  • Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
  • На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
  • Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
  • В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
  • Растут на крышах большие сосульки.

Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс. 

К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»

 Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.Зимой деревья стоят без листьев — это явление называется сезонным.  Примеры изменений происходящих зимой в живой природе, которые мы  наблюдаем:

  • Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
  • Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.

Окружающий мир 2 класс. Ответы. Учебник + тетрадь.

  • Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
  • Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
  • Зайцы переодеваются – меняют свою серую шубку на белую.
  • Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
  • Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
  • На Новый Год дети наряжают елку игрушками и веселятся.
  • На праздник приходят к нам Снегурочка и Дед Мороз.
  • Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы — синицы и снегири.
  • Птицы и животные зимой голодают, люди их подкармливают.

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природе Летние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Всемирное наследие: объекты природы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

На нашей планете есть природные объекты, которые относят к всемирному наследию. Давайте поговорим подробнее об одном из них. Сейчас речь пойдет об озере Байкал.

В декабре 1996 года ЮНЕСКО включила его в свой список. Это единственный объект в списке организации, который соответствует всем четырем критериям отбора. Длина озера — более 600 километров, а ширина в центральной части — чуть больше 80 километров. Оно расширяется на два сантиметра в год. Длина линии берега — около 2000 километров! В глубину максимально достигает более 1600 метров.

Настоящий пресноводный гигант-запасник. Особенность воды Байкала заключается в том, что она невероятно чистая, прозрачная и богата кислородом. Весной прозрачность более 40 метров. Вокруг Байкала сформировалась удивительная флора и фауна. Там расположено три заповедника, шесть заказников и два национальных парка.

Однако дела вокруг Байкала складываются отнюдь не так прозрачно, как его воды весной. Встал вопрос об исключении озера из списка «Всемирные объекты природы», потому что Россия не выполняет требования по защите, охране и поддержании флоры и фауны Байкала.

Развитие туризма наносит очередной удар по экологии в этих краях. Путешественники должны сознательно с пониманием и уважением относиться к сохранению нашего славного объекта!

К счастью, закрыт и расформирован целлюлозно-бумажный комбинат, наносивший огромный ущерб экологии как озера, так и земель вокруг. Это даст возможность Байкалу сохранить свою уникальность еще не один десяток лет.

Живая природа

К живой природе относится все, что способно самостоятельно выживать, развиваться, питаться, расти и размножаться: растения и животные, а также человек.

Главными признаками живой природы являются:

  • рождение, развитие, рост – вся жизнь начинается с малого: семечко вырастает в дерево, младенец – во взрослого человека;
  • размножение – способность воспроизводить себе подобных;
  • питание – любое живое существо должно питаться: деревья жидкостью, а животные растениями или иными животными;
  • дыхание и движение – живые организмы способны перемещаться самостоятельно, для чего им необходим кислород: животные ходят с помощью лап, а растения поворачиваются в сторону солнца;
  • умирание – окончание существования организма, после чего он становится объектом неживой природы: дерево – живая природа, а срубленный ствол – неживая.

Биология выделяет такие объекты живой природы:

  • микроорганизмы – самые первые формы жизни на планете;
  • растения – мир флоры, который представлен в богатом разнообразии — от одноклеточных водорослей до огромных деревьев;
  • животные – наиболее многочисленная группа живой природы;
  • человек – считается высшей ступенью развития живой природы.

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза .

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Давайте попробуем вместе.

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается  — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается.  Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают). Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море. Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях). Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

  • а) солнце, вода, земля, камни.
  • б) луна, воздух, луноход, звёзды.
  • в) лёд, земля, вода, корабль.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector