История одного из прекраснейших храмов на земле

Мусульмане захватывают храм Рождества Христова

Ближневосточный регион всегда отличался постоянно происходящими войнам. Тут сталкивалось множество политических, экономических и религиозных сил. И каждая из них стремилась распространить свое влияние на как можно большую территорию.

Византийская империя не смогла долго контролировать области Иудеи и в седьмом веке Вифлеем оккупировали персидские завоеватели. Они пронеслись, разрушая и грабя все на своем пути, но их рука не поднялась на храм Рождества Христова.

В XI веке храм захватили мусульмане, но не стали сносить церковь, стоящую на месте рождения Исы.

А дело все в том, что императрица Елена приказала выложить прекрасную мозаику с изображением Богородицы и новорожденного Христа в окружении волхвов. Персы, увидев изображения своих почитаемых предков просто не решились осквернить помять о них и не стали разрушать церковь.

Салах-Ад-Дин, султан Египта, Ирана, Иерусалима и пр. По его воле Христорождественский храм перешел во владение Сирийской православной церкви

Внутреннее убранство Храма

В центре храма расположена Пещера Рождества, в которую можно спуститься по широким ступеням.

В неглубокой нише – алтарь. На полу – серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» («Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»).

Рядом с пещерой находятся ясли – место, куда Мария положила младенца после рождения; сейчас там лежит кукла. Ближе к южному входу находится Вифлеемская икона Божией матери, высокочтимая православными.

Экскурсия получилась очень насыщенная и интересная, и не только в связи с теми уникальными местами, где удалось побывать, но и во многом, благодаря Александру – нашему гиду. После возвращения в Иерусалим, он с нами попрощался, и мы покатили опять к Мертвому морю.

Но в связи с тем, что автобус, по разным причинам опаздывал (на границе надо быть в определенное время), некоторые люди успели только слегка окунуться в это море; после него надо же еще отмываться; я вообще не пошел, тем более, оказалось, что раздевалка у них не закрывается, как оставлять вещи непонятно.

Обратно границу прошли быстро, и, подождав немного автобус и людей, покатили назад. К отелю приехали, где-то, в час ночи.

Рождество Христово

Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.

В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.

Праматерь Рахиль

По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.

Гробница Рахили

Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).

(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)

Дорога в Вифлеем

Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем — одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.

Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем – это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.

Главная достопримечательность

Само место, где находится город Вифлеем, его история окутаны тайнами. Проследить древнейшую часть исторических событий можно, опираясь на спорные источники и археологию. В Вифлееме родился Иисус Христос, что и определило основную ценность этого города в глазах верующих и историков. В связи с нахождением в Вифлееме пещеры Рождества, город приобрел мировое значение. За святыню христиане бились с мусульманами много веков. Крестовые завоевания уступали место восточным царям. История вокруг Святыни знает много кровавых битв.

В 326 году по повелению императрицы Византии Елены над пещерой Рождества была воздвигнута базилика Рождества Христова. В 529 году храму был нанесен значительный урон самаритянами, взбунтовавшимися против Византийского правления. Подавив восстание, император Юстиниан восстановил базилику, расширив помещение храма.

С 1517 года и до окончания Первой мировой войны вся Святая Земля, включая Вифлеем, относились к Османской империи. Однако паломникам вход к Святыне не закрывался, каждый верующий мог прийти на поклонение без препятствий. Однако путь был небезопасным.

В 1995 году благодаря переговорам место, где находится Вифлеем, перешло под правление Палестинской автономии. Так маленький исторический город стал центром небольшой провинции.

Храм Рождества Христова не предназначался для проведения служб

Вопреки расхожему мнению, храмы, построенные по велению императора Константина в Святой земле, не предназначались для проведения церковных таинств и служб.

Основной целью постройки таких,  как церкви Рождества Христова, так и всех остальных стало увековечить место библейских событий и дать паломникам возможность увидеть их. Это подтверждается из записей Евсения Кесарийского и Кирилла Скифопольского.

Храм располагается над одной из величайших святынь христианского мира — Пещеры Рождения.

Она находится ровно под восточной частью базилики и спустившись в нее можно обнаружить место, отмеченное четырнадцатикопеечной серебряной звездой.

Именно здесь родился Иисус Христос.

Однако, такая идея не просуществовала долго и уже в том же четвертом веке там начали проводить мессы. О чем свидетельствуют записи паломницы Этерии, в которых говориться что христиане шли на молитвы в Базилику Христорождения.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

10 Бассейны Соломона

Бассейны Соломона Кай Хендри / фото изменено

Дорога, которая бежит в Хеврон из Вифлеема, проходит мимо маленькой деревни Аль-Хадр и ее трех больших открытых цистерн слева, известных как Бассейны Соломона, Построенные в древние времена, они использовались для обеспечения воды для города Иерусалима, а также для Херодия. Бассейны являются мамонтами и могут содержать более четверти миллиона кубических метров воды при использовании. Надежная традиция датирует их царствование Соломона в 10 веке до нашей эры. В самой деревне Аль-Хадр есть Греческая православная церковь посвященный святому Георгу (Аль-Хадар на арабском языке).

Расположение: в 5 км к юго-западу от Вифлеема

Турки захватывают Храм Христорождения, но не запрещают службы

В пятнадцатом веке Османская империя начала массированную экспансию и стремительно поглощала одну страну за другой. В частности, пал Константинополь, был захвачен Иерусалим.

Однако, правители Блистающей Порты не стали перегибать палку с христианами. Владыки прекрасно понимали, что смиренное население проще контролировать.

Поэтому, христианские и иудейские храмы продолжали функционировать. В том числе и базилика Христорождения.

Собор Рождества Христова в виде схематичного плана

Более того, турки не препятствовали обслуживанию храма. В нем регулярно производился ремонт.  А деньги на столь благочестивое дело жертвовали даже короли.

В частности, на средства английского монарха Эдуарда Второго покрыли новую крышу. А в конце XIX и начале XX века туда отправляли пожертвования российские самодержцы, Александр III и Николай II.

Город Рождества

Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.

Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.

Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.

Вифлеем

Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).

Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

Понять[править]

Вифлеем
араб. بيت لحم‎‎,
Улица Павла VI
Полезная информация
Население 36 000 чел.
Часовой пояс

UTC+2:00, UTC+3:00

Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.

Историяправить

Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.

В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.

По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.

Строение храма и его особенности

Храм Рождества до сих пор формально подчинен Греческому православному патриархату Иерусалима. Он спроектирован как типичная базилика в римском стиле, с пятью проходами, образованными коринфскими колоннами, и апсидой в восточной части, где находится святилище. Вход в базилику называется «дверь смирения».

Внутренние стены церкви украшены средневековыми золотыми мозаиками, когда-то покрывавшими и боковые стены, которые сейчас в значительной степени испорчены. Первоначально пол базилики был покрыт каменными плитами, но в нем есть люк, который открывается, показывая часть оригинального мозаичного покрытия.

Церковь поддерживают 44 колонны, отделяющие проходы друг от друга и от нефа, некоторые из которых исписаны изображениями святых, таких как ирландский монах святой Катал (VII век), покровитель сицилийских норманнов, святой Канут (ок. 1042-1086), король Дании, и святой Олаф (995-1030), король Норвегии. Восточный конец церкви состоит из возвышенного алтаря, закрытого апсидой и выделяющегося своим большим позолоченным иконостасом. Сложный комплекс старинных ламп размещен по всему зданию и служит основным средством освещения.

Святой Вертеп

Несмотря на многочисленные реставрационные работы, в первозданном виде сохранилась большая часть мозаичного пола, который был уложен при строительстве по распоряжению святой Елены. Он закрыт каменными плитами, но паломникам можно увидеть его фрагмент, специально отгороженный для рассмотрения.

Пещера, где родился Богомладенец, находится внизу под храмом. Это святая святых. Попасть сюда можно, только отстояв очередь, иногда не один час. По одной лестнице, принадлежащей православным, паломники спускаются в пещеру, по другой, которой владеют католики, поднимаются.

В пещере всегда полумрак. Свет с улицы не поступает. Только лампады и свечи освещают помещение. Православными и армянами устроен в пещере небольшой престол, где проводятся богослужения. Под престолом установлена большая серебряная звезда с четырнадцатью лучами.

Символ звезды, некогда воссиявшей над пещерой и приведшей сюда пастухов и волхвов. Звезды, возвестившей миру рождение Спасителя. Первая звезда, сделанная еще стараниями царицы Елены, была похищена. Сегодняшняя представляет ее точную копию. На латыни по кругу написано: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Через небольшое отверстие в центре звезды паломники дотрагиваются до скалы.

Спор между Россией и Францией

Иерусалим и город Вифлеем долгое время находились под контролем Османской империи, но в канун Рождества 1852 года Наполеон III заставил османов признать Францию ​​в качестве суверена христианских святынь на Святой земле. Турецкий султан украсил серебряную звезду у грота латинской надписью, но Российская империя оспаривала решение турков, претендуя на личное управление этими местами.

В результате османы повернулись лицом к России, и отменили свое предыдущее решение, отказавшись от договора с французами и вернув грекам суверенную власть над церквями Святой земли. Греки, как православный народ, справедливо считались агентами влияния России, потому русско-французские отношения сильно ухудшились после этого случая, равно как и отношение Франции с Османской империей. Многие до сих пор не знают, где находится Вифлеем, но из информации, изложенной выше, становится ясно, что он расположен на Святой земле — в окрестностях Иерусалима.

В святом месте — молитва сильней

В чем преимущество молитвы за нас и наших близких в Вифлееме? Здесь царит особая благодатная сила. Рождение Спасителя одухотворило этот край. Тут впервые прозвучал Его голос. Эту каменистую землю, оливы и небо над ними Он увидел прежде всего.

Бог избрал этот город для рождения своего Сына – самого радостного события мировой истории. Значит, Вифлеем угоден Творцу более всех городов. И молитвы отсюда Он принимает с особой благосклонностью. 


Алтарь над Вифлеемской звездой

На сайте “ЕлицыЗаписки” вы можете регулярно заказывать молебны, записки на Литургию (проскомидию), сорокоусты, годовые помины в Храме Рождества Христова в Вифлееме.

Уже сейчас можно подать записки на праздничную Рождественскую Литургию, которая пройдет в ночь с 6 на 7 января 2019 г. в Храме Рождества Христова.

Записка «О здравии» включает не только физическое состояние человека,но и его счастье, материальное благополучие. В ней следует перечислить всех христиан, кому мы желаем крепости телесной и духовной, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за родных, друзей и духовника: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).   

Записка «О упокоении» включает имена усопших сродников, знакомых, учителей,благодетелей, дорогих нашему сердцу. Как возносим мы молитвы за живых, так должны молиться и за покойных. Незримые для нас, ведут они духовную жизнь в мире ином.

Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, даже если они в аду. Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).   

Молитва Вифлеемской Божией матери

На сайте «ЕлицыЗаписки»можно заказать молебен иконе Вифлеемской Божией матери.

Чем славен этот образ? Считается,что Дева Мария изображена здесь наиболее достоверно. Согласно преданию, над образом работал апостол Лука. Он показал Богородице три её изображения, и Божия мать выбрала одно, признав его наиболее достоверным.

Первым чудом этой иконы было спасение Константинополя от скифов в 463 году. Затем в 988 году её передали князю Владимиру и долгое время она пребывала в Софийском соборе. Княгиня Елисавета Фёдоровна Романова тяжело заболела и молилась перед этой иконой, прося исцеления. После выздоровления благочестивая женщина  передала икону в Вифлеем.


Вифлеемская икона Божией Матери

Икона Вифлеемской Божией матери исцеляет от болезней, улучшает семейные отношения, помогает чадородию, укрепляетверу, защищает от врагов.

Молитва перед мощами Вифлеемских младенцев

В одной из пещер под Храмом Рождества находятся останки Вифлеемских младенцев. Здесь взывают к Господу о прощении женщины, совершившие аборт. Такая молитва нужна и мужчинам, которые подталкивали к абортам своих спутниц, подобно Ироду, губили невинных чад. Эту молитву можно также заказать на сайте «ЕлицыЗаписки».

Только в покаянии — наше спасение

Поклонитесь Господу в Вифлееме, на его Родине. Чтобы в душу вернулись мир, покой и радость. Чтобы появилась уверенность в счастливом будущем. С нами Бог!

Советы туристам

  1. Туристам следует позаботиться о подходящей одежде: брюки и рубашка для мужчин, длинное платье с закрытыми руками и головной убор для женщин.
  2. Покупать сувениры дешевле на улице, чем в специальных магазинах.
  3. Не рекомендуется, есть в местных точках общепита. Туристы, побывавшие в Вифлееме, отмечают низкий уровень соблюдения в них санитарных норм.
  4. Следует заранее договориться о проведении экскурсии экскурсоводом христианином, проживающим на палестинской территории. Это можно сделать на специализированных сайтах.
  5. Очередь к святыне может занять не один час, поэтому следует запастись водой и терпением.

Храм Рождества Господня в Вифлееме имеет большое историческое, культурное и духовное значение для многих миллионов христиан и мусульман. Его следует посетить, и верующим людям, и атеистам, желающим увидеть старейший памятник христианской культовой архитектуры.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Базилика Рождества Христова

Самой известной достопримечательностью Вифлеема является Церковь Рождества Христова (она же базилика). Она была построена в IV веке нашей эры, затем в 529 году разрушена пожаром, а в 531 — восстановлена. В XIX веке пожар и землетрясение нанесли повреждения интерьеру, но не уничтожили уникальное здание. Сейчас это довольно большой комплекс, где проводятся богослужения, однако и обычные туристы могут попасть внутрь совершенно бесплатно. Естественно, здесь много экскурсионных групп, мы слышали гидов, говорящих по-английский, по-русски, по-испански и на незнакомых языках… 

Базилика Рождества Христова

Внутренний двор базилики

Старые проходы

Резьба по дереву

Надписи на колонне

В базилике

Чтобы лучше сохранить уникальный пол базилики, сейчас его закрыли деревянным настилом, оставив только фрагменты доступными для обзора. 

Необычный пол

Георгий Победоносец

Туристов много даже в ранний час

Здесь же — церковь Святой Екатерины

Надпись над входом

Это далеко не самая красивая церковь, которую мне приходилось видеть, но очевидно, что ее ценность — не в изысканном убранстве (хотя росписи впечатляют) или необычной архитектуре

Место действительно важное для истинных верующих, так что хорошо бы не мешать им при осмотре достопримечательности. 

Чаша и колонна

На территории много помещений, которые соединены коридорами и внутренними дворами

Стены базилики

Площадь и Базилика Рождества Христова

Чтобы попасть внутрь, нужно пригнуться: настолько низкий свод у входа. Сейчас кажется, что это связано с особым трепетом, который многие испытывают при входе в базилику, но на самом деле раньше вход был выше, чем пользовались въезжавшие на лошадях всадники. 

Архитектура и интерьер

Храм в Вифлееме, расположенный на месте Рождества Христова, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне церковь, построенная в форме базилики, напоминает каменную гору. Её принадлежность христианской религии обозначена небольшими крестами на крыше и колокольней над армянской частью здания.

Стены сложены из природного тесаного камня. В храм можно попасть через единственный сохранившийся вход — Врата смирения. Изначально они были значительно шире и выше, но были уменьшены во времена крестоносцев до современных размеров. В них можно пройти, только склоняя голову. Пять нефов собора разделяет колоннада из розового известняка, отполированного так, что он напоминает мрамор.


Расписные колонны храма Рождества Христова, Вифлеем

Колонны выполнены в коринфском ордере. Стены и полы, кроме участков с древними мозаиками времен императоров Константина и Юстиниана, облицованы мраморными плитами.

Интересно! Сегодня внутреннее пространство постройки имеет искусственное освещение. Но изначально свет поступал в помещение через 22 окна, которые сегодня заложены.

Как добраться до Вифлеема

Большинство туристов прибывают в Вифлеем через Иерусалим. На дороге, соединяющей эти два города, стоит контрольно-пропускной пункт. Туристы могут пересекать границу столько раз, сколько им вздумается без каких-либо ограничений, необходимо лишь убедиться, что в паспорте имеются соответствующие визы.

От Дамасских ворот, расположенных в Восточном Иерусалиме, до Вифлеема без остановки в пограничном пункте ходит автобус (стоимость 7 шекелей, время в пути около 30 минут). До пограничного пункта от Дамасских ворот и обратно курсируют мини автобусы (5 шекелей). Стоимость указана на апрель 2011.

Обычно, если туристы на отдыхе желают посетить Вифлеем, то как правило делают это во время экскурсии в Иерусалим.

География и климат города

Вифлеем расположен в западной части региона, известного как Плодородный полумесяц, всего в семидесяти трех километрах от побережья Средиземного моря и в семидесяти пяти от столицы Иордании, Аммана.

Центр города образуют восемь исторических кварталов, лишь один из которых — мусульманский, в то время как все остальные населены преимущественно христианами. Помимо уже названных, существует также сирийский квартал, расположенный за пределами центра. В нем проживают переселенцы из турецкого города Мидьят.

Евразия — материк, где находится Вифлеем. На каком материке находится город, не имеет решающего значения, так как основным фактором, влияющим на погоду, считается близость Средиземного моря. Лето в городе, как правило, жаркое и сухое, а зима, напротив, прохладная и влажная. Самым холодным месяцем считается январь, когда температура колеблется от +1 до +13 градусов. Самым жарким летним месяцем, бесспорно, признается август, в течение которого температура может превышать тридцать градусов.

Библейский Царь

В месте, где находится Вифлеем, родился один из самых известных царей – Давид. Там же он был помазан на царство. Давид объединил земли Израиля, завоевал и присоединил Иерусалим, сделал его столицей своего царства. В Иерусалиме сын Давида Соломон построил почитаемый всеми иудеями храм.

В связи с именем Давида часто упоминается его прабабка Руфь. Она вошла в библейские анналы благодаря своей святости и любви к свекрови. Чтобы прокормить престарелую женщину, Руфь собирала колосья на полях вокруг Вифлеема, остававшиеся после жнецов, работавших на ее будущего мужа. Пройдет несколько столетий, и над этими же полями прозвучат слова Ангелов, протрубивших Рождество Христово. Это место теперь носит название «Поле пастухов» и относится к маленькому городку Бейт-Сахур.

Вифлеемское Средневековье

Начиная с VII века нашей эры Вифлеем долгое время находился под властью мусульманских правителей, переходил от одного халифа другому, оказывался под властью крестоносцев и наместников германского императора.

Долгое время город служил яблоком раздора между европейскими правителями и исламскими султанами. Именно для его освобождения в Европе организовывались крестовые походы, которые должны были вернуть в руки христиан важные святыни и церкви.

Тяжелые условия, вызванные иноземным гнетом, вынудили местных христиан искать пути примирения и разделять контроль над различными святынями между христианскими общинами. Так, было установлено, что доступ к гробу Господню будут иметь как западные, так и восточные христиане, а также армянские священнослужители.

Архитектура и интерьер

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector