Чердынь, пермский край
Содержание:
- Телефон
- Чердынь: что стоит посмотреть обязательно
- История Чердыни
- Искорское городище и часовня Параскевы Пятницы
- Источник мёртвой воды (село Покча)
- История Чердынской партийной организации РКП(б)-ВКП(б)- КПСС[править]
- История [ править ]
- Окрестности Чердыни: достопримечательности и памятники
- Интересные места для прогулок
- Музей православной веры
- Чердынские памятники архитектуры
- Святой источник Параскевы Пятницы
- Дивья пещера
Телефон
+7 (342) 236 20 85
Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького» Адрес: г. Пермь, ул. Ленина д. 70, 614990;
Телефон/факс: (342) 236 20 85
Режим работы
Пн-Пт: с 11. 00 до 19.00
Сб, Вс: выходной
Последний четверг месяца санитарный день
Все права защищены ПГКУБ им. А. М. Горького, 1998 – 2021
Во время посещения сайта Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем данные с использованием метрических программ.
Подробнее..
Чердынь: что стоит посмотреть обязательно
Чердынь – исторический город, поэтому его главные достопримечательности так или иначе связаны с историей.
Краеведческий музей
Адрес: Юргановская ул., 69.
Старейший музей города был основан в 1899 году в честь 100-летия Александра Пушкина и получил имя великого русского поэта. В то же время в Чердыни появился музей археологии. В 1918 году оба учреждения слились в единый Общеобразовательный музей, который с годами переименовали в Краеведческий. Экспозиции поместили в двухэтажный кирпичный особняк, памятник архитектуры 19 столетия. До Революции в этом здании работала уездная земская управа.
Богатый музейный фонд составлен из самых разнообразных коллекций. В залах можно увидеть деревянные скульптуры, древние монеты, иконы, воинские доспехи и многое другое. Главная гордость собрания – уникальные печатные и рукописные книги 16-18 веков
Особое внимание посетителей привлекают массивные 50-килограммовые кандалы, в которые некогда был заключен несчастный боярин Михаил Романов. Желающие могут «примерить» тяжёлые оковы и сфотографироваться в них
Иоанно-Богословский монастырь
Адрес: ул. Мамина-Сибиряка, 17.
На чердынской земле вот уже более 550 лет стоит мужской монастырь в честь апостола Иоанна Богослова. Древнюю обитель основал святитель Иона Пермский в 1462 году. В 16 веке в Чердынь пожаловал высокий гость – царь Иоанн Грозный. Правитель остался доволен монастырем и наградил его свободой во многих хозяйственных делах. В 1784 году обитель упразднили, монахи покинули свои кельи, а храмы стали приходскими.
В 1910 году монастырь возродили как женский, однако в таком качестве он просуществовал всего лишь 8 лет. Вскоре после Революции насельницы во главе с настоятельницей, игуменьей Руфиной, ушли вместе с Белой армией, спасаясь от красного террора. В 1919 году обитель вновь закрыли, монастырские постройки использовали в светских целях.
В 2004 году произошло третье «рождение» монастыря. В городе образовалась монашеская община, которая стала восстанавливать храмы и жилые корпуса. В 2011 году закончилась реставрация духовного центра обители – двухэтажного однокупольного храма апостола Иоанна Богослова, построенного в 1718 году. Внутри церкви находится роскошный старинный иконостас до самого потолка. На монастырском кладбище сохранились надгробия с могил известных чердынских купцов.
Спасская и Наугольная башня
Координаты на карте: 60.401389, 56.487222.
Две деревянные башни на берегу Колвы – все, что осталось от некогда великой чердынской крепости. Кремль был построен в 16 веке на высоком Троицком холме и долгое время был одним из самых надёжных оборонительных сооружений Урала. Строил укрепления московский мастер Сергей Курчов.
Большинство деревянных построек было уничтожено войнами и природными стихиями, до наших дней дошли только угловые башни. Памятники архитектуры неоднократно реставрировали. Обе башни квадратные в основе, наверху каждой из них расположена смотровая площадка.
Полюдов камень
Координаты GPS: 60.400774, 56.489505.
Эта удивительная, наполовину мифическая достопримечательность находится в стороне от города, на высоком берегу Колвы. На холме лежит огромный валун длиной в три метра и шириной в два метра. На камне отпечаток невероятно крупной стопы примерно 83 размера, которая никак не могла принадлежать обычному человеку. По местной легенде, гигантский след оставил могучий богатырь Полюд.
Считается, что свое имя великан получил по названию горы, на которой он проживал. Поразительный объект был найден на месте древнего Троицкого городища. Несколько лет назад возле камня поставили копьё и щит, на котором повесили инструкцию для желающих зарядиться силой богатыря: необходимо встать одной ногой на каменный отпечаток и взяться за копьё.
Музей истории веры
Адрес: Успенская ул., 59.
Экспозиции, посвященные истории православия на чердынской земле, размещаются в бывшем Успенском храме. Этот филиал Краеведческого музея открыл свои двери в год празднования 2000-летия христианства.
Как ни парадоксально, в советское время филиал назывался Музеем атеизма, и его назначение было прямо противоположно назначению нынешнего музея.
Современные выставки рассказывает о церквях и единственном монастыре Чердыни, духовных подвижниках и святынях уральской земли. На втором этаже хранятся иконы и воссозданный иконостас Успенского храма. Часть святынь была привезена с горы Афон.
История Чердыни
Первое поселение на этом месте возникло еще в VIII-IX веках. В X-XV веках на Троицком холме существовало укрепленное городище, относящееся к родановской культуре.
С XIV века Чердынь стала центром территории под названием Пермь Великая. Но она несколько раз меняла свое местонахождение. Считается, что это уже ее третье место, а раньше Чердынь была на месте Пянтега и Покчи.
Через Чердынь шли дороги за Урал. Она имела крупные торговые связи с другими странами. В обмен на ценную пушнину сюда шли в том числе изделия из серебра. Так родились легенды о закамском серебре. О богатстве этих мест наглядно свидетельствуют многочисленные находки кладов. Некоторые из них можно увидеть в музее Чердыни.
Точная дата основания города неизвестна. Первое письменное упоминание Чердыни относится к 1451 году (Вычегодско-Вымская летопись). Тогда московский князь Василий II назначил наместником в Чердынь вереинского князя Михаила Ермолича. Этот год официально считается датой рождения города.
Борцы за православие склоняли жителей Чердыни к христианству. В 1455 году для епископа Питирима эта попытка окончилась неудачей – он был убит вогулами.
В 1462 году епископом Ионой в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь и заложена деревянная церковь Иоанна Богослова.
В 1472 году Пермь Великая присоединилась к Московскому государству.
В 1505 году в Чердынь назначили московского наместника, после чего население города становится преимущественно русским.
В 1535 году на Троицком холме была построена деревянная крепость. С трех сторон ее надежно защищали глубокие овраги, а с четвертой стороны соорудили ров и высокий земляной вал длиной 130 метров. Крепостной вал прекрасно виден и сейчас, поражая своими размерами. Крепость выдержала 11 крупных нападений татар и вогул. В 1535 году Чердынь получила официальный статус города.
Но в 1595 году появилась более короткая Бабиновская дорога через Соликамск. Чердынь оказалась в стороне и ее значение стало снижаться.
В 1781 году образован Чердынский уезд, просуществовавший вплоть до 1923 года. Чердынский уезд был самым большим в Пермской губернии, охватывал обширную территорию площадью 70 790 км2.
В 1783 году утвержден герб города Чердынь. Символ города – лося – можно увидеть в виде арт-объекта на площади перед автовокзалом. В наши дни разработан и брендбук города с лосем.
В 1792 году город сильно пострадал от опустошительного пожара. Сгорели крепость, церкви, дома. Осталось лишь 35 построек. Чердынские купцы участвовали в восстановлении города, выделяли средства на постройку новых общественных зданий и церквей.
В 1970 году Чердынь включена в список 116 исторических городов России.
В настоящее время численность населения города около 4,7 тысяч человек. Это один из самых маленьких городов страны.
Искорское городище и часовня Параскевы Пятницы
Искорское городище находится на высоком холме с крутыми склонами. Название произошло от коми-пермяцких слов «из» («изя») — камень и «кар» («кор») – поселение, город, то есть «каменный город» или «город на камне».
Искор имел важное стратегическое значение, прикрывая верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Это была древняя столица одного из Великопермских княжеств, которую защищал от набегов природный рельеф, а со стороны пологого склона были сооружены насыпные валы
Присмотревшись, вы заметите эти внушительные валы городища. Площадка размером 800 м2 защищалась тремя валами высотой 2-3 метра. Посетивший Искорское городище в 1819 году историк В.Н. Берх делился наблюдениями: «Ни один из замков госпожи Радклиф не имел столь выгодного положения, как древний Искор».
Городище упоминается в русской летописи 1472 года и является остатками укрепленного центра и святилища родановской культуры – предков коми-пермяков (IX— XV вв.), взятого штурмом русскими войсками под руководством князя Федора Пестрого и Гаврилы Нелидова. Здесь решалась судьба Перми Великой — быть ей в составе Московского государства или нет. В 1 км к юго-западу от него находится одновременный грунтовый могильник.
По местным легендам, городок страдал и от набегов татар. Как гласит предание, сражения русских ратников с ногайскими татарами происходили при местном царе Коре на подступах к древнему Искору. Возле современного села Искор среди полей до сих пор сохранились «острова убиенных» — две рощи елово-пихтового леса. Одну из них называют «русским островком», а вторую — «татарским островком и чудским», по похороненным там погибшим. В «русском островке» (он ближе к селу) стояла деревянная часовня. В 2007 году тут установили крест.
Реконструкция Искорского городища, автор В.А. Оборин
Городище впервые обследовалось Н.П. Рычковым в 1770 году. Позже археологические раскопки проводили В.Н. Берх (1819 г.), И.А. Талицкая (1947), В.Ф. Генинг (1949), В.А. Оборин (1975-76). Были найдены остатки деревянных оборонительных сооружений XV-XVI веков, следы жилых и хозяйственных построек, многочисленные предметы быта. В культурном слое (мощностью до 50 см) обнаружены остатки древнего святилища и металлургического производства, а также ральники, оружие, в том числе русское (бердыш), украшения, русские монеты и другие вещи. Некоторые находки с Искорского городища можно увидеть в Чердынском краеведческом музее.
Раскопки на Искорском городище. 1975 год
Интересно, что в северной части Искорского городища археологи обнаружили святилище. Это была глинобитная площадка с деревянной культовой постройкой. Вокруг нее горели костры, на которых готовилась жертвенная пища. Причем на Искорском городище поклонялись и приносили жертвы и русские, и коми-пермяки. Позже языческое святилище стало крупным христианским культовым центром.
На городище была построена деревянная часовня. В 1891 году вместо деревянной построили каменную часовню, освященную в честь Параскевы Пятницы. Она сохранилась до наших дней. Непривычно видеть такое сооружение посреди лесов.
Квадратная в плане часовня возведена на бутовом фундаменте, покрыта черехскатной крышей с одной главой. С севера и юга – по одному окну. С запада – большая двухстворчатая металлическая дверь. Над входом в часовню указана дата постройки — «1891». Сюда ежегодно совершался крестный ход из села Искор, который проходил в день Параскевы Пятницы.
В 1893 году была выполнена роспись свода часовни. Здесь были изображены сцены крещения жителей Перми Великой епископом Ионой в 1462 году, момент защиты городка Искор от набега татар, а также крестный ход в день Параскевы Пятницы. На стенах часовни были нарисованы портреты епископов Пермской епархии XIV-XV веков — Стефана, Герасима, Питирима и Ионы. Увы, от росписи остались лишь фрагменты.
Вот что известно о Параскеве Пятнице по местным легендам (приводится по тексту, размещенному внутри часовни):
По другой легенде Параскева жила городе Иконии и была жестоко казнена за отказ перейти в язычество. В православии Параскева Пятница считалась покровительницей полей и скота. В день ее памяти крестьяне приносили в церкви плоды для освящения.
Часовня Параскевы Пятницы на Искорском городище. Фото начала XX века
Источник мёртвой воды (село Покча)
Ещё из сказок мы знаем о существовании живой и мёртвой воды. Считается, что мёртвая вода лечит человеческое тело, а живая вода – душу.
Родник Мёртвой воды располагается на северной окраине села Покча, в семи километрах от города Чердынь.
Фото Павла Распопова
Появление источника относят к древней Чердынской земле, когда он забил — никто точно уж и не вспомнит (и уж тем более никто не скажет, почему вода в нём считается мёртвой), но предание гласит, что в XV веке в этом месте захватчики казнили покчинского князя со всей его семьей — женой и пятью детьми. А на следующий день из земли, пропитавшейся их кровью, забили семь ключиков и потекли семь ручейков, сливающихся в небольшое круглое озерцо. И правда, если присмотреться, то можно увидеть, как на поверхность воды поднимаются пузырьки от семи ключиков — два побольше и 5 – поменьше.
Считается, что мёртвая вода полезна для здоровья, лечит тело, возвращает ему молодость. Пить её постоянно не рекомендуют. Для частого употребления больше подходит так называемая «живая» вода. Ведь даже самое прекрасное тело без души – все равно мертво, а вернуть ему душу, а значит и жизнь, способна только живая вода. Надо сказать, что местные жители с улыбкой смотрят на туристов, которые спрашивают, как найти источник мёртвой воды. Ведь издревле покчинские хозяйки используют воду из родника только для хозяйственных нужд.
Никаких указателей и стендов около Покчинского источника не установлено. Но найти его совсем не сложно – его хорошо видно с дороги, ведущей к посёлку Ныроб.
GPS-координаты Покчинского источника: N 60° 28.000′; E 56° 26.964′.
Фото Павла Распопова
История Чердынской партийной организации РКП(б)-ВКП(б)- КПСС[править]
11 августа 1919 года создана Чердынская городская партийная организация РКП(б)
11 августа 1919 года образовано Чердынское уездное организационное Бюро РКП(б) (утвержден 22 августа 1919 года)
18 сентября 1919 года обще городской Комитет РКП(б) слит с уездным, в состав которого вошло 7 человек. Чердынский уездный комитет РКП(б) объединял 8 райкомов: Морчанский, Губдорский, Кочевский, Искорский, Сыпучинский, Троицко-Печерский, Анисимовский, Косинский
В ноябре 1923 года Чердынский уком РКП(б) был ликвидирован.
Председатель Чердынского уездного комитетаправить
- Аппога Эрнест Фрицевич (июнь 1918 — 1918) — председатель уездно-городского комитета РКП(б)
- ???
- —
- Садчиков Иван Степанович (22 августа 1919 — январь 1920) — председатель уездного комитета РКП(б)
- Девятых (январь 1920 — март 1920) — председатель уездного комитета РКП(б)
- Головков Иван Семёнович (март 1920 — май 1920) — председатель уездного комитета РКП(б)
- Носков Петр Иванович (май 1920 — ноябрь 1920) — председатель уездного комитета РКП(б)
- Ахидов Алексей Илларионович (ноябрь 1920 — февраль 1921) — председатель уездного комитета РКП(б)
- Бояршинов Павел Алексеевич (19 февраля 1921 — май 1921) — ответственный секретарь уездного комитета РКП(б)
- Головков Иван Семёнович (21 мая 1921 — июль 1921) — ответственный секретарь уездного комитета РКП(б)
- Юшкевич Антон Михайлович (июль 1921 — декабрь 1921) — ответственный секретарь уездного комитета РКП(б)
- Сазонов Петр Александрович (декабрь 1921 — февраль 1923) — ответственный секретарь уездного комитета РКП(б)
- Варов Сергей Георгиевич (март 1923 — октябрь 1923) — ответственный секретарь уездного комитета РКП(б)
- Артёмов Иван Афанасьевич (октябрь 1923 — декабрь 1923) — ответственный секретарь уездного комитета РКП(б)
Ответственный, с февраля 1934 г. 1-й секретарь Чердынского райкомаправить
- Тимофеев Иван Ильич (январь 1924 — октябрь 1924)
- Миков Степан Дмитриевич (октябрь 1924 — март 1925)
- Лебедев Степан Фатеевич (март 1925 — декабрь 1925)
- Якунин Михаил Дементьевич (декабрь 1925 — сентябрь 1926)
- Шадеркин Николай Андреевич (сентябрь 1926 — июнь 1927)
- Черноусов Иван Васильевич (июнь 1927 — май 1928)
- Дудырев Кузьма Петрович (май 1928 — сентябрь 1928)
- Мехоношин Михаил Прокопьевич (сентябрь 1928 — март 1929)
- Меркушев Михаил Павлович (апрель 1929 — июль 1929)
- Чудаков Николай Васильевич (июль 1929 — июнь 1931)
- Бушманов Василий Капитонович (июль 1931 — ноябрь 1936)
- Согрин Леонид Александрович (ноябрь 1936 — октябрь 1937)
- Винокуров Владимир Данилович (октябрь 1937 — декабрь 1939)
- Михайлин Василий Павлович (ноябрь 1939 — май 1941)
- Симанов Николай Силантьевич (май 1941 — апрель 1944)
- Сурсяков Александр Андреевич (апрель 1944 — ноябрь 1946)
- Гурьев Никита Алексеевич (ноябрь 1946 — март 1950)
- Демьяненко Иосиф Семенович (март 1950 — декабрь 1959)
- Костылев Александр Иосифович (ноябрь 1959 — февраль 1962)
- Гноев Владимир Артемьевич (февраль 1962 — июль 1962)
- ???
- Иванов Павел Васильевич (январь 1965 — январь 1974)
- Кирьянов Семен Иванович (январь 1974 — март 1983)
- Соснин Виталий Иннокентьевич (март 1983 — сентябрь 1988)
- Патрушев Анатолий Николаевич (ноябрь 1988 — август 1991)
История [ править ]
Местные власти рекламируют Чердынь туристам как столицу древнего Великого Пермского княжества . Эта информация основана на исследовании 1835 года шведского историка А.М. Стриннхольма , а также на исследовании 1815 года российского историка Николая Карамзина . Стриннхольм упомянул, что последнее путешествие скандинавских викингов в Бьярмию (также известную как Великая Пермь) произошло в 1222 году. Четыре хорошо оборудованных корабля норвежца Хокона IV сожгли города Бьярмии дотла.
После этого торговля пушниной между Великой Пермью и Западной Европой была возможна только через Новгородскую республику , ставшую сюзереном всей Северной России. После централизации русских княжеств великими князьями Московскими, пермские князья, уже имевшие русские имена, стали их вассалами, а также подчинялись Новгороду. Великая Пермь-Чердынь поставляла много серебра в качестве дани Москвы, которая, в свою очередь, платила Золотой Орде . Напряжение между Москвой и Новгородом привело к войне 1471 года, после которой побежденная Новгородская республика была присоединена к Великому княжеству Московскому.. В следующем году (1472 г.) Чердынь, Покча и все другие города Великой Перми также стали призами завоевания. Главный форт москвичей был построен в Покче , расположенном в 7 км к северу от Чердыни. Он был сожжен коренными племенами в начале 16 века.
Чердынь, как и вся Пермь, по-прежнему находилась под властью династии местных великих пермских князей до 1505 года. После этого великий князь прислал губернатора из Москвы, который выбрал Чердынь своей резиденцией. В 1535 году Чердынь получила городские права. Это была отправная точка раннего речного пути в Сибирь . После создания Бабиновского тракта — более проходимого сухопутного маршрута — город быстро потерял свое значение.
Вид Чердыни в 1912 году
Окрестности Чердыни: достопримечательности и памятники
На Вятском холме был найден клад, в котором оказались предметы звериного стиля. На Троицкой горе ранее находилось городище и старинный деревянный кремль. Это единственное место в Чердыни, которое не подверглось застройке. Троицкий холм – сердце города. В земляной вал встроена небольшая композиция в виде кольчуги, наконечников копий, древнее блюдо и звериные фигурки.
Возле церкви Ильи Пророка находится огромный булыжник, на котором выбит человеческий след. Рядом – щит и импровизированное копье. По легенде, для прилива сил нужно встать на камень, в след, и взяться за копье. Тогда часть богатырской силы Полюда навсегда вольется в тело человека.
Интересные места для прогулок
История живет в каждом уголке древнего города. По его улицам и окрестностям можно изучать разные эпохи.
Семигорье
Семь возвышенностей местные жители зовут горами. Кроме Монастырского холма четыре названы по храмам, построенным на их вершинах.
В стороне высятся Вятский с Таежным. Троицкий холм называют колыбелью Чердыни, ведь здесь найдены следы первого городища. Отсюда и начинается большая часть экскурсий.
Река Колва
Город расположен на берегу живописной реки. По ней когда-то ходили суда, на берегу торговали пушниной и продуктами. Видела Колва и войны.
Неподалеку от города в 1472 произошла схватка между войсками Великой Перми и Московии. Завершилось сражение поражением местных ратников.
На противоположном берегу – просторы чудесной природы. Стремительная Колва у города преображается, становясь спокойной и смирной.
Купеческие улицы
В историческом центре, на улицах Юргановской и Успенской, селилась когда-то городская элита. Сохранились купеческие усадьбы, особняки и торговые лавки с домами для прислуги.
Прежние названия улиц сохранены, на каждом историческом памятнике красуется табличка с дореволюционным шрифтом.
Троицкое городище
Останки первых построек предка современного города датируются двенадцатым веком. После сгоревшего в пожаре деревянного кремля новый город, возведенный на этом месте, простоял до восемнадцатого века. От прежнего городища сохранился земляной вал.
При раскопках ученые нашли немало бытовых предметов, украшений и орудий. К ценнейшим относят крест-мощевик из бронзы, ориентировочно созданный в пятнадцатом веке.
Вятское городище
Ценный памятник находится на одноименном холме. Здесь когда-то стояла столица Перми Великой, первоначальная Чердынь. О богатстве древней крепости говорят найденные артефакты.
В числе реликвий есть предметы из металла в зверином пермском стиле.
Литературный сквер
Удивительное место существует с 2015. Высажен сквер в честь Светланы Володиной, местной поэтессы. Мраморные монументы в виде раскрытых книг установлены по краям круглой площади. На одном высечен отрывок стихотворения, рядом – изображение автора.
Книг три: одна посвящена поэту, остальные адресованы Осипу Мандельштаму и Дмитрию Мамину-Сибиряку, знаменитым гостям Чердыни. Между каменными книгами установлены скамейки, а центр сквера украшен клумбой.
Чердынская застава и верстовой столб
Небольшая деревянная комнатка, как и шлагбаум, окрашена в черно-белые полосы. Воссоздали заставу в 2011 на прежнем месте, где пролегал тракт в Сибирь.
Необычный памятник стоит у сквера. К черно-белому столбу крепятся указатели в стороны Тобольска и Москвы. Каждый указывает расстояние в верстах.
Здесь брала начало первая верста Государевой дороги. В честь открывателя пути ее назвали Бабиновой, а значимость тракта закреплена в почетном наименовании Государева пути.
Памятники архитектуры
Древнее поселение было деревянным. Старые здания почти полностью уничтожены пожарами, потому и датируются оставшиеся 18-19-ым столетиями.
Двухэтажный каменный особняк купца Ремянникова расположен в центре города. С лавкой, где владелец торговал обувью, жилой дом соединяли каменные проездные ворота.
Были ранее и хозпостройки, и сад, но они не сохранились. Теперь здание стало местом размещения паспортно-визовой службы и ЗАГСа.
Водонапорная башня – образец удачного инженерного решения конца позапрошлого века. Трехэтажный восьмигранник венчала ранее деревянная башенка со шпилем. Однако впоследствии ее разобрали. Чердынский водопровод на два года старше Пермского.
С башни сделаны цветные снимки городка знаменитейшим фотографом империи Прокудиным-Горским в 1913. На покой постройка отправилась относительно недавно, прослужив более века.
Монументы
Символ города – лось. На гербе он красуется в 1783. Потому и украсила Чердынь скульптура прекрасного животного. Арт-объект установлен на площади перед вокзалом на сложенной из плоских камней импровизации скалы.
Интересен также памятник меценатам, немало сделавшим для городка с момента его основания. Монумент из гранита расположен в часовенке с коваными ажурными стенами.
Древний городок в Пермском крае – один из лучших местных турцентров. Предприятий здесь нет, потому воздух чистый, да и регион в плане экологии остается благополучным. Чердынь называют идеальным местом для любителей истории, а также ценителей уникальной природы Урала.
12
Тема Туристу на заметку Недорогой отдых в России
Страны Россия
Музей православной веры
Какие еще стоит посмотреть достопримечательности Чердыни? Музей православной веры. В нем собраны тематические экспозиции, которые рассказывают о влиянии на верование местных жителей и старинные традиции. Например, икона «псоглавца» св. Христофора вызывает особый интерес. В старину он считался покровителем охотников. И священники кропили собак перед охотой святой водой. Но в 1722 г. рисовать святого с собачьей головой церковью было запрещено. Все такие полотна и иконы были уничтожены. И только чудом сохранилось несколько изображений. Теперь это музейные достопримечательности Чердыни и Ныроба.
Чердынские памятники архитектуры
Древняя Чердынь была городом деревянных домов. Многочисленные пожары уничтожили практически все старые здания, поэтому большинство уцелевших памятников архитектуры относятся к 18-19 векам, когда в городе началось каменное строительство.
Дом купца Ремянникова
Адрес: ул. Успенская, 55.
Красивый каменный особняк Семена Ремянникова находится в самом сердце Чердыни – на Успенской улице. Двухэтажное здание в классическом стиле было построено в 19 веке. Дом купеческого семейства соединяется каменными проездными воротами с лавкой, в которой Семён Егорович торговал обувью.
До Революции в усадьбе также были хозяйственные постройки и сад, однако они были уничтожены в советские годы. Большевики раскулачили зажиточных владельцев и национализировали все их имущество. Во времена СССР в памятнике архитектуры работал Госстрах, в наши дни в здании размещаются ЗАГС и паспортно-визовая служба.
Женская гимназия
Адрес: ул. Юргановская, 60.
Здание бывшей женской гимназии легко найти на одной из центральных улиц города – Юргановской. Учебное заведение открылось в 1880-е годы. Изначально это было двухклассное училище, затем его преобразовали в четырехклассную прогимназию.
В учебное заведение принимали девочек из разных сословий. К 1908 году в гимназии было уже 8 классов. Выпускницы работали учителями в родном городе и других населенных пунктах. После 1917 года образование вновь поднялась на уровень выше, теперь гимназию реформировали в педагогический техникум.
Во время Великой Отечественной войны в двухэтажном строении разместился эвакогоспиталь. После здание отдали школе-интернату. Сегодня в памятнике архитектуры работает выставочный зал Краеведческого музея.
Здание больницы
Адрес: улица Прокопьевская.
Ещё один известный памятник архитектуры позапрошлого столетия располагается на Прокопьевский улице. Простое двухэтажное здание больницы прославилось на всю страну благодаря знаменитому пациенту – опальному поэту Осипу Мандельштаму.
Стихотворец был сослан в Чердынь за острые высказывания против советской власти и антисталинскую эпиграмму «Мы живем…». Ссылка морально раздавила литератора, однажды он не выдержал душевных терзаний и попытался покончить с собой, выпрыгнув из окна второго этажа. Спустя годы на здании появилась табличка в память об этом событии.
Водонапорная башня
Адрес: Юргановская ул., 92.
Чердынская «водонапорка» – это не просто практичное сооружение, но и красивый образец инженерной мысли конца 19 столетия. Огромная восьмигранная башня в три этажа была построена в 1899 году на благотворительные средства.
Автором проекта выступил выдающийся инженер Александр Гансберг. Изначально строение из красного кирпича было увенчано деревянной башенкой со шпилем, но со временем она была разобрана. Примечательно, что водопровод в Чердыни появился на два года раньше, чем в главном городе губернии – Перми.
В 1913 году Сергей Прокудин-Горский, самый знаменитый фотограф Российской Империи, сделал с башни цветные снимки городка. Водопроводная башня прослужила более ста лет и лишь недавно отправилась на заслуженный покой.
В тему: Самые интересные места Пермского края
Святой источник Параскевы Пятницы
В 6 километрах к северо-западу от села Покча в окрестностях заброшенного села Салтаново бьёт из недр земли ещё один чудодейственный ключик – святой источник Параскевы Пятницы. По письменным документам он известен с начала XVIII столетия. Тогда на месте, где явилась икона святой Параскевы, был возведён храм (к сожалению, сейчас храм в полуразрушенном состоянии).
Полуразрушенный храм в бывшем селе Салтаново. Автор фото — Андрей Бурматов
Надо сказать, что Параскева Пятница особенно почитается на севере Пермского края. Особое отношение к этой святой отразилось и в специфике ее иконографии. Так, на старых северорусских иконах встречается изображение лика святой Параскевы на обороте иконы Божьей Матери, что свидетельствует о равной степени почитания обеих.
К святым источникам Параскевы приносили деньги и бросали в воду, а также детали одежды с больной части тела: рубахи, платки, чулки. Подобные подношения можно встретить и в часовенке возле Салтаново.
В старые времена желающие излечиться приходили к источнику в день 10-ой Пятницы (28 октября), когда отмечался День иконы 10-ой Параскевы Пятницы, или же в 10-ю Пятницу после Пасхи.
Параскева Пятница – покровительница полей и домашних животных, а также хранительница семейного благополучия и счастья, покровительница торговли, домашнего хозяйства, женских забот. Главной особенностью родника Параскевы считается то, что, умывшись в нём, вы можете помочь не только себе, но и тому человеку, о котором думаете в тот момент.
GPS-координаты источника Параскевы Пятницы: N 60° 29.230′; E 56° 21.880′.
Автор фото — Андрей Бурматов
Дивья пещера
Достопримечательности Чердыни включают в себя и Дивью пещеру. Она находится в долине реки, возле поселка Ныроб. Пещера относится одновременно и к его достопримечательностям. Поселок находится рядом с Чердынью. Дивья – самая длинная уральская пещера. Ее протяженность – почти десять километров. В пещере находится много живописных гротов с небольшими озерами. Стены и потолки покрыты очень красивыми сталагмитами, сталактитами и натечными формами.
В пещере стоят огромные природные колонны, высота которых достигает трех с половиной метров. И покрыты они пещерным жемчугом. Экскурсии в Дивью не проводятся. Но она открыта для свободного посещения. К ней ведет тропа от реки. Вход в пещеру – на высоте девяносто метров. Это небольшое овальное отверстие.