Традиции азербайджанцев

Внутренняя политика[]

Основная статья: Внутренняя политика Азербайджана

В середине октября президент Азербайджана Ильхам Алиев отправил в отставку ряд влиятельных министров, входивших в правительство ещё при его отце, покойном президенте Гейдаре Алиеве, способствовавших победе Ильхама Алиева на президентских выборах 2003 года, но рассчитывавших управлять страной и после смерти Гейдара Алиева. Некоторым из них предъявлены обвинения в подготовке государственного переворота.

Уволены и арестованы:

  • министр экономического развития Фархад Алиев — один из наиболее влиятельных и богатых людей Азербайджана, считавшийся финансовым спонсором правящей элиты государства. Фархаду Алиеву предъявлены обвинения в присвоении и растрате, злоупотреблении служебным положением, подготовке к беспорядкам и захвату власти насильственным путём.
  • министр здравоохранения Али Инсанов,
  • управляющий делами администрации президента Акиф Мурадвердиев.

Также арестованы:

  • бывший министр финансов Азербайджана Фикрет Юсифов,
  • брат Фархада Алиева Рафик Алиев, глава крупнейшей в Закавказье частной нефтяной компании Azpetrol,
  • президент госконцерна «Азерхимия» Фикрет Садыхов, депутат парламента от правящей партии «Ени Азербайджан», «хозяин» Сумгаита.

Дела против предполагаемых участников заговора находятся на контроле Министерства национальной безопасности Азербайджана, которое осенью 2004 возглавил человек Ильхама Алиева — Эльдар Махмудов.

Полагают, что заговорщики, недовольные ослаблением своего влияния и попытками президента отстранить их от власти, были намерены накануне парламентских выборов (6 ноября года) поддержать оппозицию и сделать ставку на Расула Гулиева, бывшего председателя парламента и одного из лидеров оппозиции, руководителя Демократической партии Азербайджана. 17 октября 2005 года он должен был чартерным рейсом прибыть в Баку из эмиграции в США и возглавить предвыборную кампанию своей Демократической партии. Однако его самолёту не было разрешено совершить посадку в Баку, и он вынужден был сесть в Симферополе, где был задержан украинскими властями по линии Интерпола.

2 августа был вынесен приговор по делу Фикрета Юсифова. Обвинявшийся ранее в попытке государственного переворота, Юсифов получил всего лишь полтора года по ст. 228.1 УК Азербайджана («Незаконное приобретение и хранение оружия») благодаря своему деятельному сотрудничеству со следствием. Юсифов был арестован в Баку в ночь на 16 октября 2005, сразу начал давать показания, что позволило в течение нескольких часов арестовать ещё 26 видных представителей оппозиции. Фикрет Юсифов также сообщил следствию, что Фархад Алиев и Али Инсанов выступали главными спонсорами заговора и передали ему 305 тыс. долларов на организацию мятежа. 18 июля генеральная прокуратура отделила дело Юсифова от дел других заговорщиков, а затем все серьёзные обвинения были сняты. Следствие по остальным делам продолжается.

Выбор будущей жены

Любой парень в первую очередь оценивает внешность девушки. А его родители наводят справки о ней и ее семье. И если их чем-то не устроит выбранная сыном девушка, то сразу говорят об этом юноше. Конечно, парень всегда прислушается к мнению родных, ведь плохого они не посоветуют.

В случае одобрения избранницы родителями, жених просит одну из своих родственниц разузнать о ней как можно больше информации. Названая сваха наводит справки не только самой невесте, но и ее семье

Особо обращается внимание на финансовое положение девушки, по нему судится, сможет ли жених удовлетворить запросы будущей жены

Выясняется качества девушки:

  • Как она держит себя на людях, скромна ли.
  • Насколько она хозяйственная.
  • Оценивается кулинарное мастерство.
  • Состояние здоровья.
  • Образование.

Самое интересное, что возраст предполагаемой невесты не имеет значения. По обычаям азербайджанской свадьбы девушку могут выдать замуж, начиная с 14 лет. После улаживания первоначальных этапов в дом девушки посылается кто-то из родни. Если согласие получено, тогда переходят к сватовству.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Современность

После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена ​​недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.

Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в ​​тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.

К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.

Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в ​​1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).

Работа и зарплаты в стране

Среднее по Азербайджану жалованье составляет 350-500 AZN, что в пересчёте равно 14 000 рублей. Часто оклад превышает 1500-3000 манат, наиболее востребованными и достойно оплачиваемыми являются должности в административной, торговой, производственной и ІТ-сферах. В крупных компаниях работа в Баку для русских найдется при условии хорошего стажа, профессионализма и знания языка – английского и, по возможности, азербайджанского.

Открытие собственного дела

В последние годы российский бизнес потянулся сюда. Предприниматели из РФ входят в десятку инвесторов. Это около 570 компаний с оборотом свыше 10 млрд рублей.

Начать свое дело здесь проще. Выходцам из России не потребуется ни трудовой патент, ни отдельный документ. Достаточно и разрешения на проживание в республике.

Проще всего открыть Общество с ограниченной ответственностью. Регистрация в Министерстве налогов занимает около 3 дней. Будущему бизнесмену нужно предоставить:

  • заявление, подписанное доверенным лицом основателя (нотариальное подтверждение обязательно);
  • устав ООО;
  • учредительный договор.

После уплаты пошлины в размере 11 манатов (408 RUB) спустя неделю новоиспеченный предприниматель может приступать к работе.

Традиционные угощения

На пороге дома азербайджанской семьи следует оставить обувь и следовать всем указаниям хозяина. Первыми на стол подаются стаканы, из которых принято пить чай. Своеобразным символом азербайджанского стола стали стаканы “Армуду”, которые по своей форме напоминают фигуру восточной женщины.

Правда, в переводе с местного языка их название значит “груша”, что, хочу заметить, соответствует внешнему виду посуды. Из-за оригинальной формы чай в стаканах достаточно быстро охлаждается, однако долгое время остаётся свежим.

“Армуду” – неотъемлемая часть азербайджанского чаепития, у которого есть свои принципы и особенности. Кстати, чай азербайджанцы предлагают всем, подчёркивая своё уважительное отношение к человеку. Исключением станет только враг, которого не желают видеть в своём доме.

За чаем следуют вторые блюда, которые также следует есть по-особенному. Например, брать что-либо левой рукой не позволяется (эта рука у мусульман считается “нечистой”). А вот рис и ряд других схожих блюд вполне можно есть, набирая в щепотку (без столового прибора) или с помощью кусочка хлеба.

Чай в Азербайджанских чашках армуду

Этноним

Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год

Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.

Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.

Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось.

Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы».

Цахуры называют азербайджанцев — мугалами. У других соседних народов азербайджанцы именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски — адрбэджанцинэр.

1.4. Христианство в республике Азербайджан

Азербайджан приютил на своих просторах и ответвления христианской религии: католики, протестанты, православные и некоторые малые группы нашли здесь свое место.

1.4.2. Церковь Кавказской Албании

Но официальное становление христианства на территории Кавказской Албании, произошло в IV веке, когда Албания приняла христианство от Армении. Начальной точкой принято считать крещение албанского царя Уйнара, совершённое святым Григорием Просветителем. Св. Григорий крестил царя, и назначил предстоятелем Албанской Церкви своего внука, по имени Григорис.

1.4.3. Католическая церковь

Католическая церковь тоже пришла в Азербайджан, ещё на заре ХIV века, когда сюда стали прибывать миссионеры различных монашеских орденов. Католики создавали в этой земле свои миссии, монастыри и образовательные учреждения.

Римский папа, Иоанн XXIII, учредил в стране огней епархию, входящую в состав митрополии Сольтание.

Сегодня, католическая церковь имеет здесь около 2000 последователей, и всего один храм.

1.4.4. Православная церковь — вторая по численности в Азербайджане, после мусульманской.

Предание! Христианское вероучение распространилось на этих землях в результате проповедей апостола Елисея, рукоположенного на апостольство Иаковом – первым Иерусалимским Патриархом и Варфоломея. Это происходило, когда территория Азербайджана принадлежала древнему Албанскому государству.

Предание! Апостол Варфоломей принял на землях тогдашнего Албанского государства мученическую смерть.

Православная церковь насчитывает 209,7 тысяч приверженцев. Православие укрепилось здесь, разрослось, и сегодня это — вторая по численности церковь Азербайджана, после мусульманской.

Интересный факт! В Кафедральном соборе Святых Жён Мироносиц есть весьма ценная для православного мира реликвия – ковчег с частицей мощей Апостола Варфоломея, который считается покровителем города Баку и является местом паломничества для многих приверженцев христианства.

1.4.5. Албано-Удинская Христианская Община – отдельно от РПЦ

Азербайджан находится в юрисдикции Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской Православной Церкви. Но есть здесь ещё одна община, не принадлежащая к упомянутой Епархии.

Речь идёт об Албано-Удинской Христианской Общине, появление которой связано с восстановлением Кишского храма в Шеки, который, по преданию, был заложен ещё самим Апостолом Елисеем.

Несмотря на попытки РПЦ присоединить Албано-удинцев к Бакинской Епархии, на сегодняшний день община живёт и священнодействует отдельно.

Интересный факт! Религиозные обряды в общине проводят не канонические священники, а каждый из ее членов.

1.4.6. Протестантство и 20 тысяч последователей азербайджанцев

По состоянию на 2010 год, насчитывается около 7 000 прихожан традиционных протестантских церквей, и ещё немногим более 10-ти тысяч свободных протестантов.

Одним из ответвлений протестантизма в Азербайджане является баптизм. Он пришёл в Баку вместе с бывшим молоканином Ивановым-Клышниковым, а отсюда благополучно распространился по территории страны.

Кавказский субстрат [ править ]

Кавказская происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их пре-отуречивания кавказской прошлом и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых в настоящее время жители , что в настоящее время Азербайджанская Республика . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигенные кавказцы могли быть культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а затем турками-огузами . Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами.. Многие ученые считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является пережитком языка албанцев.

Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В течение 1 — го тысячелетия до нашей эры, еще кавказский народ, то Mannaeans ( Mannai ) заселена большая часть этой области. Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н. Э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в 7 веке маннеяне потеряли свою идентичность и были объединены под термином мидяне.

Генетическое тестирование править

Предлагается разделить эту статью на новую статью под названием « Генетические исследования азербайджанцев» . ( Обсудить ) ( май 2016 )
В этом разделе слишком много ссылок на первоисточники . Пожалуйста, улучшите этот раздел, добавив вторичные или третичные источники . ( Февраль 2021 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Хотя генетическое тестирование демонстрирует в первую очередь тюркизацию региона, а не тот факт, что азербайджанские турки являются потомками мигрантов из Центральной Азии, тем не менее оно показывает, что этот регион является генетически смешанным. Хотя население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное происхождение большинства азербайджанских турок. Есть свидетельства генетической примеси, происходящей от жителей Центральной Азии (в частности, гаплогруппы H12 ), особенно туркмен , что выше, чем у их соседей, грузин и армян . мтДНКАнализ показывает, что основные отношения с иранцами проходят через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по сравнению с кавказской, согласно исследованию, в которое вошли не азербайджанские турки, а грузины, которые в других исследованиях сгруппировались с азербайджанскими турками. Заключение по результатам тестирования показывает, что азербайджанские тюрки в республике представляют собой смешанное население с отношениями, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и жителями Ближнего Востока, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосомуказывает на то, что кавказское население генетически занимает промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнивало говорящих на иранском языке жителей Азербайджанской Республики ( талыши и таты ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (Персы из Ирана, осетины и таджики) были ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах.

В 2006 г. М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказскому азербайджанскому народу, чем население Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности.

Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Однако тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, группируются ближе с другими иранцами (например, персами и т. Д.), Чем с иранскими азербайджанцами. Северные азербайджанцы ближе к анатолийским туркам, чем азербайджанцы из Ирана.

Население[]

Файл:Azerbaijan-demography.png

Демографическая кривая Азербайджана

Основная статья: Население Азербайджана

По данным Государственного Статистического Управления Азербайджана, население Республики на начало 2006-го года состовляло 8.436.400 человек.

Национальный состав: азербайджанцы — 90 %, дагестанские народности (лезгины, аварцы, цахуры, хиналугцы, будухи) — 3,2 %, евреи — 2 %, русские — 2,5 %, армяне — 2 %, другие (курды, украинцы, таты, талыши и др.) — 2,3 % (по оценке на 1998).

Официальный язык — азербайджанский.

По данным Госкомстата Азербайджана на начало 2006-го год, 51,6 % от общего населения составляют жители городов, а 48,4 % проживают в сельской местности. В настоящее время на 1000 мужчин приходится 1032 женщины. Средний возраст в стране — 31 год, средняя продолжительность жизни — 72,4 года. У мужчин этот показатель составляет 69,9 лет, у женщин — 75,2 года.

Прибытие огузов [ править ]

Ибн аль-Асир , арабский историк, заявил, что турки-огузы пришли в Мавзолей в период правления халифа Аль-Махди в период между 775 и 785 годами. В период правления халифа Аббасидов Аль-Мамуна (813 — н.э.) 833), имя Огуз начинает появляться в произведениях исламских писателей. К 780 году восточная часть Сырдарьи находилась под властью тюрков-карлуков, а западная область (Огузская степь) — турками-огузами.

Доминирование огузов в Юго-Западной Азии начинается в 11 веке, с империи сельджуков . Юго — Западная Тюркские диалекты постепенно вытеснил Tat , Азарь и среднеперсидские диалекты на севере Ирана, а также множество кавказских языков на Кавказе, в частности , Удите , и стали доминирующим во время высокого до позднего средневековья, по правилу White Sheep туркмены и Black Sheep туркмены ( с 14 по 15 вв), процесс отуречивания быть в основном завершена в Сефевидов период (16 век).

Язык

В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда

Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.

Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.

Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.

На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.

В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Система образования

Азербайджан сохранил традиционную школьную структуру, представленную ступенями начального, общего и полного обучения. Успешно развивается и система среднего профессионального образования – это колледжи, техникумы. Подготовка специалистов в ВУЗах уже идет по европейской схеме. Это:

  • бакалаврат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Обучение ведется на азербайджанском языке. И с обретением страной независимости открылись образовательные учреждения, преподающие на наречиях малых народов – цахурском, лезгинском, талышском и т. д. Русских школ нет, но факультативно курс читается по желанию родителей и учащихся.

Азербайджанцы в России сегодня

В настоящее время азербайджанцы расселены далеко за пределами Азербайджана (стоит вспомнить иранских представителей этого этноса). Сегодня их общая численность составляет до 35 млн человек. Они могут встретиться в самых разных странах, включая не только государства постсоветского пространства, но и Турцию, Афганистан, страны Европы.

Что касается азербайджанцев, проживающих в России, то только в Москве их, по приблизительным оценкам, насчитывается около 60 тысяч. Проживают они также в Сибири, где первое место по их численности занимают Югра и Тюменская область.

На вопрос о том, почему азербайджанцы везде чувствуют себя как дома, можно ответить, что этот народ всегда был открытым, жизнерадостным и очень дружелюбным. Такого же отношения они ждут и к себе.

Сегодня в мире азербайджанцы и их культура не менее узнаваемы, чем другие народы Кавказа. Многое из этого азербайджанского культурного наследия стало достоянием мировой культуры.

Нельзя забыть о том вкладе, который внесли такие известные азербайджанцы, как певцы  Муслим Магомаев, Полад Бюль-Бюль Оглы и Рашид Бейбутов, композитор Узеир Гаджибеков, писатель Чингиз Абдуллаев, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков и многие другие.

Рассматривая Кавказ, как великую общность различных этносов, понимаешь, что азербайджанцы – это неотъемлемая часть народов этого красивейшего горного региона. И без Азербайджана история всего Кавказа будет неполной.

История[]

Основная статья: История Азербайджана
  • Предки современных азербайджанцев — тюркские племена — проникают на территорию Азербайджана с XI века, постепенно смешиваясь с местными народами кавказского и иранского происхождения.
  • В 1502 Исмаил Сефеви основывает первое ирано-азербайджанское государствоШаблон:Нет источника, официальной идеологией которого становится ислам шиитского толка. Так закавказские тюрки обособляются от родственных им по языку и происхождению центральноазиатских туркменов и анатолийских тюрок (турок), которые остаются верными суннитскому толку ислама. Столицей государства Сефевидов становится Тебриз. Правящая династия постепенно иранизируется. После кризиса государства Сефевидов и смерти Надир-шаха в 1747, на территории современного Азербайджана образуется ряд ханств, которые в результате российской экспансии в ходе нескольких военных кампаний начала XIX века завоёвываются Россией и входят в её состав как Бакинская и Елизаветпольская губернии.
  • К концу XIX века Баку становится крупнейшим многонациональным промышленным центром. В ноябре 1917 здесь была установлена Советская власть и создана так называемая Бакинская коммуна. С лета начинается англо-турецкая интервенция, в результате которой к власти приходят мусаватисты, которые впервые используют термин «Азербайджан» для обозначения новообразованной республики. В ходе создания самостоятельных республик на месте закавказских владений Российской империи и в результате попыток Англии и Турции заполнить образовавшийся геополитический вакуум происходят массовые межнациональные столкновения — в первую очередь, между азербайджанцами и армянами, которые приводят к многочисленным жертвам и взаимной неприязни.
  • В 1920, по завершении гражданской войны на Северном Кавказе, руководство Советской России направляет части Красной Армии в Закавказье, в результате чего Советская власть здесь восстанавливается. 28 апреля 1920 провозглашена Азербайджанская ССР; с 12 марта 1922 она входила в Закавказскую федерацию (ЗСФСР), а с 5 декабря 1936 — непосредственно в СССР как союзная республика. В 1923, в ходе национально-территориального размежевания Закавказья, происходившего в рамках сталинской «национальной политики», в состав Азербайджана были включены территории Нагорного Карабаха (НКАО) (населённого в основном армянами) и Нахичевани.
  • В 1988 на волне демократических преобразований в СССР, сопровождавшихся ослаблением государственной власти и партийного руководства, в Нагорном Карабахе усилились сепаратистские настроения среди армянского большинства, что привело к острому межэтническому конфликту, вылившемуся в Карабахскую войну (1992—1994), которая закончилась поражением азербайджанской армии и переходом 13,4% территории Азербайджана под контроль Армии обороны НКР. Печальными страницами этого конфликта стали погромы в Сумгаите, Баку, Гугарке и Ходжалы, массовые убийства мирного населения, вынужденное бегство многих тысяч беженцев — азербайджанцев и армян из родных мест. В 1994 при посредничестве группы государств СНГ между Азербайджаном и Арменией подписано перемирие. Попытки урегулирования конфликта, предпринимавшиеся с этого времени, успеха не имели.
  • На фоне армяно-азербайджанского противостояния Верховный Совет Азербайджанской ССР в 1991 провозгласил независимость республики. Первым президентом Азербайджана стал Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджана Аяз Муталибов, которого вскоре сменил руководитель националистического Народного фронта Азербайджана (НФА) Абульфаз Эльчибей.
  • Неудачи на карабахском фронте и некомпетентность правительства, сформированного НФА, вызвали кризис власти, в результате которого 4 июня 1993 в Гяндже вспыхнул мятеж полковника Сурета Гусейнова. 18 июня мятежники, не встречая сопротивления, вошли в Баку.
  • Абульфаз Эльчибей бежал в Нахичевань, а к власти пришёл Гейдар Алиев. Сам Гусейнов, ставший премьер-министром, был отстранён от власти в 1994 по подозрению в организации военного переворота. В скончавшегося Гейдара Алиева на посту президента Азербайджана сменил его сын, Ильхам Алиев.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector