Страна алжир: столица, население, язык, география
Содержание:
Сюжет сериала «А.Л.Ж.И.Р.»
Многосерийная драма рассказывает об одном из самых суровых сталинских женских лагерей, существовавших в СССР, — Акмолинском лагере жен изменников родины. Героинями драмы стали жены бывших партийных работников и воровки, представительницы высших сословий и деревенские женщины, монахини и девицы легкого поведения, вынужденные бок о бок отбывать наказание в трудовом лагере.
История охватывает период с 1938 по 1945 г. В центре сюжета — жена авиаконструктора Ольга Павлова (Дарья Екамасова), арестованная как ЧСИР (член семьи изменника родины), и София Тер-Ашатурова (Екатерина Гусева) — выдающаяся оперная певица, задержанная по доносу. Вместе героиням предстоит сражаться не только с тяготами арестантской жизни, но и с интригами внутри женской колонии.
Где снимали сериал «А.Л.Ж.И.Р.». Съемки сериала начались еще в 2016 году и велись в Крыму.
Дарья Екамасова: «Эта картина рассказывает историю женщин, у которых была отобрана и отрезана жизнь
Эту историю ни в школах, ни в институтах особо не затрагивают, поэтому для меня было важно рассказать ее как можно честнее. Моя героиня — профессиональная швея
У нее руки от Бога. Мне нравится ее скорость, ее внутренняя непредсказуемая полифония, беспринципность и выносливость. Она умеет любить. Конечно, она не без изъянов. Характер у нее взрывной, и она живет в своем, каком-то придуманном внутреннем мире. И она, как и другие узницы лагеря АЛЖИР потеряли детей, мужей, всю свою привычную жизнь, но не потеряли надежду».
Во время переезда происходит инцидент: двери вагона открываются и начальник лагерной ВОХРы Макар Глотов (Кирилл Плетнёв) вталкивает в вагон казашку Демеш (Дина Тасбулатова). Так Ольга и София знакомятся с первой заключенной. Они попадают в одно отделение лагеря, где встречают других арестанток: бывшего преподавателя химии и убежденную коммунистку Эмму Лазуркину (Ольга Лапшина), грозную уголовницу Аглаю Демидову (Клавдия Коршунова), наивную и добрую монашку Любу (Екатерина Агеева) и «бытовичку» Нюру Конько (Инна Сухорецкая).
Екатерина Гусева: «Наш фильм, как ни странно, не об ужасающей лагерной жизни, а о любви. Прежде всего, любви к ближнему. О милосердии, дружбе, о том, что человеческие качества выкристаллизовываются в адских условиях. Качества, которые в сытой жизни, где много удовольствий и искушений, спят и редко проявляются. Моя героиня — артистка София, яркая, с амбициями. Она купалась в цветах, в письмах поклонников, во внимании к собственной персоне и воспринимала это как должное. В начале картины моя героиня исполняет романс „Но даже если мука и нам навек разлука отводится судьбой, то знай, что мое сердце наполнено тобой…“. Она не понимает всей глубины этих слов, ей просто Господь подарил голос, и она пела бездумно, не вникая в суть. Но вдруг, в один момент, ее жизнь резко переворачивается, и она попадает в ужасные условия, в лагерь. Уходит гордыня, самолюбие, высокомерие».
В основу сюжета легла история об Акмолинском лагере жен изменников Родины. АЛЖИР — это разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области республики Казахстан. Лагерь был создан на основании приказа НКВД СССР от 15 августа 1937 года. Другое разговорное название лагеря — «26 точка», поскольку лагерь был открыт в январе 1938 года на базе 26-го поселка трудопоселений.
Наталия Будкина, продюсер: «Про ГУЛАГи уже снимали фильмы, но этот лагерь особенный — он женский! Конечно, там сидели и воровки, и преступницы, но подавляющее большинство — невинные женщины, которые не совершали зла. Они растили детей, вели хозяйство, любили, но в один момент их лишили не только привычной жизни, но и веры в справедливое устройство мира. И именно это, сжигающее изнутри чувство несправедливости, а не просто тяжелые условия существования, лишало этих женщин воли к жизни».
Акмолинский лагерь считается крупнейшим советским женским лагерем и является одним из трех «островов» знаменитого «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына. По неофициальным данным, за 15 лет существования лагеря через АЛЖИР прошли 18 000 женщин, 8 000 из которых отбыли срок полностью. В разное время узницами лагеря были: жена писателя Бориса Пильняка, актриса Кира Андроникашвили, мать Булата Окуджавы, мать писателя Юрия Трифонова, певица Лидия Русланова, писательница и мать Василия Аксёнова Евгения Гинзбург, мать балерины Майи Плисецкой, две сестры маршала Тухачевского, жена писателя Аркадия Гайдара, главный тренер сборной СССР по художественной гимнастике Мария Лисицина и многие другие женщины, вина которых заключалась лишь в том, сто они — матери, жены, сестры или дочери «предателей родины», так называемые ЧСИРки.
Популярные достопримечательности
-
Старый город Алжира
-
Город Джемила
-
Долина Мзаб
-
Древняя столица Хаммадид
-
Тассилин-Аджер
-
Тимгад
-
Типаса
-
Форт Санта-Круз
Все достопримечательности
Экскурсии и достопримечательности в Алжире
Несмотря на то, что большую часть территории Алжира занимает Сахара и основную привлекательность для туристов представляют собой природные богатства страны, все же эта страна будет чрезвычайно интересна для любителей древностей. Так как здесь были и римляне, и финикийцы, и карфагеняне, и византийцы, и турки, зачастую прекрасная восточная архитектура зданий, мечети, крепости, дворцы, руины древних городов соседствуют с римскими, раннехристианскими, византийскими храмами и базиликами. Многие здания и сооружения хорошо сохранились.
Кухня Алжира
Алжирская кухня довольно близка к кухням Морокко и Туниса. То же щедрое использование специй, которое невозможно не заметить. Кстати, раньше специи использовались только в очень особенных случаях богатыми людьми. Кроме того, бросается в глаза сильное влияние соседей — Турции, арабов и, конечно, Франции. Благодаря этим странам в Алжире популярны кебабы, слоеные сладости и пасты.
После 1830 года Алжир подвергся вторжению не только Франции, но и кулинарных традиций и продуктов Европы — багеты и цветная капуста — безусловно то, что осталось от Французов в Алжире.
Большинство Алжирского населения — мусульмане, поэтому алкоголь и свинина здесь не слишком популярны. Однако мясо коз, баранина, говядина, курица и рыба часто используются для рагу, стейков и барбекю. В Алжире есть один очень интересный секрет приготовления блюд — они смешивают и мелят вместе специи и приправы. Основные специи — это цейлонская корица, мускат, маис, анис, куркума, имбирь, гвоздика, черный и зеленый, кардамон, дикий укроп, острый перец, черный перец, чили, кориандр и тмин.
Важнейшие кулинарные традиции связаны с мусульманским праздником Рамадан, когда готовятся особенные блюда. Например, традиционный густой пшеничный вегетарианский суп, который готовится с зелеными травами, кинзой и мятой, которые придают чудесный аромат. Или Эль Хам Лалу, сладкая баранина, — особенное традиционное блюдо, которое готовится в последний день Рамадана.
Сувениры
Одними из главных сувениров здесь являются «каменные цветы». В сезон дождей Мертвое море покрывается солью и под ней из песка и кристаллов соли растут эти «розы пустыни».
Также местными товарами являются изделия из меди и бронзы, драгоценности, изделия из кожи. Очень популярны берберские ковры и коврики, керамика и плетеные изделия.
Точка в степи
Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ГУЛАГа НКВД был создан в декабре 1931 года — на базе совхоза ОГПУ «Гигант». «Одной из главных целей организации Карлага было создание продовольственной базы для бурно развивающейся промышленности Центрального Казахстана, прежде всего для Карагандинского угольного бассейна», — пишет в книге «Карлаг: по обе стороны «колючки»» журналист Екатерина Кузнецова.
Жителей аулов и поселков с будущей территории Карлага выселили принудительно, а на их место пошли этапы со спецпереселенцами, преимущественно — раскулаченными крестьянами. Они строили бараки, производственные здания и возводили сельскохозяйственные постройки. Территория лагеря была первоначально разделена на семь участков с административным центром в поселке Долинка и лагерным отделением на территории каждого участка. К началу 1950-х годов таких лаготделений было более 200.
Датой создания Акмолинского лагеря жен изменников родины считается 3 декабря 1937 года — тогда был издан приказ НКВД СССР № 00758 об образовании спецотделения Карлага на базе 26-го поселка трудпоселений. Аббревиатура АЛЖИР (также встречается написание А.Л.Ж.И.Р.) никогда не фигурировала в официальных документах, так лагерь называли только сами его обитательницы. В документах встречается 26-й поселок, Акмолинское спецотделение Карагандинского ИТЛ, а с 1939 года — 17-е Акмолинское отделение Карлага или ИТЛ «Р-17».
Хотя официально АЛЖИР не считался отдельным лагерем, фактически он им был: спецотделение являлось самостоятельной хозяйственной единицей, имело собственный расчетный счет, а приказания руководство получало напрямую из Москвы. Только в 1939 году Акмолинское отделение официально влилось в состав Карагандинского ИТЛ под номером 17.
Первые этапы в АЛЖИР пришли в январе 1938 года — в сорокоградусные морозы поезда из Москвы, Оренбурга, Иркутска, Ростова, Калуги и Орши останавливались фактически в голой степи. В лагере было шесть бараков из саманных кирпичей (высушенная глина с соломой) вместимостью по 250-300 человек (двух-трехъярусные нары и спальные места на полу для тех, кто не поместился) и несколько домиков для бойцов ВОХР и руководства. На уровне верхних нар в бараках имелось окно без стекла, его затыкали ветошью. У выхода — отгороженное помещение с длинным умывальником. На стирку и мытье выдавалось по ведру воды в неделю — несмотря на близость озера Жаланаш, которое находилось прямо на территории зоны.
«Темнеет. Нас под конвоем вводят в зону, отгороженную колючей проволокой. По бокам и вдали видны вышки для охраны и слышен вой собак, охранявших зону», — описывала свои первые впечатления от 26-й точки, как еще называли АЛЖИР заключенные, Мария Анцис, вдова секретаря Краснолуганского обкома компартии. «Зажмурившись, шли мы по 4 человека в ряд, сопровождаемые усиленным конвоем, державшим винтовки наготове…. Замыкали шествие большое количество охраны с собаками. Никто из нас не оглядывался назад (об этом предупредила охрана)», — вспоминала она же.
«В дверях конвой с винтовкой. Вокруг колючая проволока. Вдалеке справа маячили саманные мазанки, а вокруг — белая степь, бескрайняя, замороженная, ветряная. Попросившись в уборную, мы втроем вышли из барака. Сколоченная из горбылей уборная стояла в углу нашего колючего загона», — писала Галина Степанова-Ключникова.
Содержащиеся в Акмолинском спецотделении женщины по документам проходили как «особо опасные», поэтому условия их содержания были строгими: зона была обнесена тремя рядами колючей проволоки, не менее двух раз в сутки проводились поименные поверки. Все жены «изменников родины» были законвоированы — то есть в свободное от работы время должны были находиться на огороженной колючей проволокой территории, в закрытых помещениях под охраной. Запрещалось читать и вести записи. Но самым страшным, по воспоминаниям узниц АЛЖИРа, была не вооруженная охрана и лай собак — режим строгой изоляции не разрешал не только свиданий, но и посылок и писем с воли.
Для грудных младенцев на территории Акмолинского лаготделения имелись ясли, куда матерей приводили под конвоем на кормление, а тех, кому исполнялось три года, отправляли в Осакаровский детский дом в Караганде. (О жизни детей «изменников родины» в лагерях и детдомах «Медиазона» подробно писала).
Согласно архивным документам Карлага, в 1938 году в Акмолинском отделении содержалось 4 200 женщин — членов семей изменников родины. Еще 3 000 человек с аналогичными приговорами разместили в соседнем Спасском отделении на территории того же Карлага. Помимо Казахстана, спецотделения для ЧСИР были открыты в Темлаге (в Мордовии) и в Сиблаге (в Томске).
Женский труд
До весны 1938 года все заключенные АЛЖИРа: сначала сотни, потом тысячи женщин — работали в основном на обогрев бараков. Каждое утро они шли на озеро заготавливать камыш, которого нужно было очень много, чтобы хоть сколько-нибудь их протопить.
Из воспоминаний Марии Анцис: «По всей степи раздался лязг лопат об лёд, который сковал камыш <…> В первые минуты отчаяние охватило нас. Но каждая из нас, чувствуя присутствие локтя товарища, постепенно отгоняла от себя страх, и податливый камыш превращался в тяжёлые большие снопы. <…> У некоторых товарищей возникла мысль разделить работу нашу на несколько приемов: более сильные товарищи чтоб жали, другие делали прясла, третьи — связывали снопы, четвёртые сносили стопы в кучи. Так родилось разделение труда в большом количестве на заготовке камыша <…> Команда «Стройся!» разнеслась по всему озеру. Каждая из нас, нагрузившись четырьмя стопами, примкнула к четвёрке, и шествие направилось по протоптанной уже дороге в лагерь.… Работа на озере заняла целый день. За 10-часовую работу почувствовали усталость, глаза от слепящего снега заболели. Казалось нам, что если бы разрешили, легли бы на камышовые снопы и не раскрывали бы глаза».
Согласно приказу Карлага, осужденным должны были выдавать теплые вещи и карболовый вазелин для рук и лица, а при температуре ниже –30 градусов выпускать только на аварийные работы — но этот приказ не выполнялся. Во время проверки в спецотделении в начале февраля 1938 года было выявлено 89 случаев обморожения.
Весной АЛЖИР начал работать: женщинам-заключенным предстояло спроектировать и построить цеха для швейной фабрики, а также новые бараки для прибывающих по этапу. Инженеры, архитекторы, чертежницы, сметчицы работали по специальности. Мария Анцис вспоминает, как прибывший на 26-ю точку начальник Карлага Отто Линин «мотивировал» осужденных, произнеся перед ними следующую речь: «Нам понятно ваше волнение. Можем вам сообщить невеселые вести. Мужья ваши расстреляны как враги народа. Дети ваши в детских домах, от вас отказались. Советская власть их воспитывает настоящими людьми, преданными советской власти. А вам придется организовать жизнь свою в этой степи. Вам придется работать, но без вредительства».
«По сравнению с другими мне повезло. Я сидела за чертежной доской в маленьком саманном домике. Над нами не стояли конвоиры, не рычали собаки. Тяжело приходилось женщинам с гуманитарным, музыкальным и другим не нужным лагерю образованием. Они месили голыми ногами глину с соломой, набивали этой сырой массой деревянные формы, надрываясь, тащили их и вытряхивали сырые саманы на площадку для просушки», — писала Галина Степанова-Ключникова.
Летом-осенью 1938 года швейная фабрика в Акмолинском спецотделении уже работала. Как исследователи истории АЛЖИРа, так и сами бывшие узницы вспоминают исключительную дисциплинированность осужденных женщин: получить освобождение от работы почти никто не пытался, случаев побега или попыток зафиксировано не было, проводились социалистические соревнования ударниц производства — приуроченные к 8 марта или Первомаю. Правда, в сами праздничные дни женщин запирали в бараках и выставляли усиленный конвой — чтобы не устроили митинг или демонстрацию. В столовую тоже водили под конвоем.
Как и в других отделениях Карлага, в АЛЖИРе развивали сельское хозяйство: осужденные ученые, агрономы и биологи на опытной станции выводили новые сорта семян, выращивали в степи огурцы, помидоры, капусту, лук. Позднее стали засевать зерновые, в лаготделении появилась своя мельница и пекарня. Выращивали арбузы и дыни, яблоки и груши, вишни. Но на весьма скудном рационе заключенных это изобилие не отражалось: как и продукция швейной фабрики, выращенные женщинами овощи и фрукты вывозились из лагеря. Анфиса Кукушкина, ссылаясь на воспоминания осужденных, пишет, что за пронесенную в барак луковицу можно было получить несколько суток карцера.
Те, кто не был занят в сельском хозяйстве, работали в коровниках и курятниках: в АЛЖИРе разводили крупный рогатый скот, лошадей, гусей и другую домашнюю птицу. Когда в 1941 году началась война, жены «изменников родины» стали шить обмундирование для солдат и офицеров — как всегда, перевыполняя план.
«Когда я возила тачку, или поднимала саманы, или работала на огороде, все делала с полной отдачей сил. Хорошо помню, как смеялись надо мной женщины-бытовички (осужденные за бытовые и хозяйственные преступления — МЗ): «На кой ляд тебе так надо надрываться? Тебе государство что дало? Брось, посиди». Сама не знаю, почему мы так выкладывались. Но иначе мы не могли».