Великий устюг

Что привезти из Великого Устюга

Этот старинный русский город является родиной многих промыслов, успешно развивающихся и сегодня, с помощью искусных мастеров и умельцев. Они следуют многовековым традициям, бережно сохраняют историю самобытных ремёсел, оставляя эту ценность для своих потомков.

Берестяные сувениры

Коробочки, шкатулки, туеса, лукошки способны впечатлить любого туриста.

Для желающих организован даже тематический мастер-класс под названием «Берестяное чудо», на котором туристы знакомятся с искусством резьбы и росписи по бересте и под руководством профессиональных мастеров изготавливают праздничные новогодние сувениры, украшают их тиснением, росписью и резьбой. Сделанный своими руками сувенир останется на долгую память о Великом Устюге.

Серебряные сувениры

Устюжские мастера сберегли до сегодняшних дней уникальную технологию чернения по серебру. Желающие смогут приобрести красивое столовое серебро и чудесные украшения из чистого серебра.

Валенки и лапти

Лапти и валенки во все времена являлись исконно русским сувениром. Этому изделию даже посвящён праздник, проходящий каждый год летом. На нём можно увидеть Деда Мороза в лаптях и в летнем наряде. Если побывать в Устюге зимой, можно купить настоящие тёплые северные валенки.

Деревянные сувениры

Из Великого Устюга можно привезти великолепные сувениры из дерева: игрушки, скульптуру, картины, разделочные доски, шахматы и многое другое. Также, есть возможность купить лечебные бальзамы и общеукрепляющие настойки, созданные по старинным рецептам на основе целебных ароматных трав, кореньев и плодов северного края.

А кроме того, большой популярностью пользуются льняные сувениры — одежда, скатерти и полотенца — Великий Устюг славится производством этого вида ткани.

На войне как на войне

С самых первых лет города устюжане стали воинами. Их вынуждали воевать. Постоянно от кого-то обороняться, снаряжаться в военные походы с местными или пришлыми князьями, совершать набеги или прогонять тех, кто совершает набеги на них… Когда находишься на пересечении дорог, у проезжающих, проходящих, проплывающих нередко возникает соблазн или вытеснить тебя с удобного места, или усилиться с твоей помощью во время военной компании, или переманить тебя на свою сторону в ссоре с соседом.

На устюжан нападали и с юга, и с востока, и с запада. Новгородцы ходили на Устюг, а устюжане — на Новгород. Иногда устюжане с новгородцами объединялись и ходили на двинян. Обиженные двиняне, объединившись, допустим, с каргопольцами, приходили на Устюг, требовали сатисфакции, и устюжане за разорение их откупались восемью тысячами беличьих шкурок и восемьюдесятью соболиных. Волжские булгары нападали на Устюг, а устюжане ходили воевать в верховья Камы на волжских булгар. Устюжские жители участвовали в Куликовской битве. Позже устюжане не раз выдерживали осады казанских татар и черемисов (так до революции называли марийцев).

Десятки страниц устюжских хроник заполнены свидетельствами о том, как очередной князь — московский, галицкий, новгородский, — посылает рать к Устюгу или приходит с ратью, в которую призвал устюжан, к вятичам, двинянам, пермякам, черемисам… Лихие люди — ушкуйники («ушкуй» — плоскодонное речное судно) — то и дело подступали по Двине, Сухоне, Югу к городу, порой получали отпор, а иной раз грабили и выжигали Устюг. Но и среди устюжан тоже находились «резвецы», и соседям крепко доставалось от устюжских ушкуйников, практически — речных пиратов.

В XV веке, когда укрепилось влияние Москвы на Устюг, великий князь Иван III активно подключал устюжан к подчинению жителей югорских и пермских земель по обе стороны от Урала, а также Вятки, которая зависела от Москвы лишь формально. Жители Устюга оказались в числе первых русских ратников в Сибири. А позже, в XVI веке, они выходили на войну в полках Ивана Грозного.

А дальше, в XVII веке, были литовцы с поляками и «тушинский вор» Лжедмитрий II, на борьбу с которыми устюжане отправили, одну за другой, десять ратей, сражавшихся в боях под Ярославлем и Москвой. После, зимой 1613 года, устюжане отогнали польские отряды уже от самого Устюга.

С XVIII века военная история города затихает: с соседями давно уже помирились и объединились в составе большого государства, главные маршруты российской торговли переместились, а значит, внимания Устюгу уделялось меньше. Тем не менее устюжане регулярно отправлялись на все большие войны, в которых участвовала Российская империя, а потом и СССР — со шведами, с турками, с немцами… Четверо устюжан участвовали в Параде Победы на Красной площади в 1945 году.

3

Ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря


Ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря.
4

В 1422 году в Устюге был основан Спасо-Преображенский монастырь, который служил монашеской обителью более трех веков. В 1760-х он был закрыт, в главном соборе начала работать приходская церковь, которая просуществовала до антирелигиозной кампании 1920-х годов.

Зачем посещать:

Сейчас на месте монастыря разбит сквер, в котором сохранились некоторые постройки. Прогуливаясь по нему, можно осмотреть Спасо-Преображенский собор и церковь Сретения – каменные храмы, построенные в XVII-XVIII веках. Оба здания хорошо сохранились и являются памятниками архитектуры.

Адрес: Церковь Преображения Господня Спасо-Преображенского прихода, улица Красная, Великий Устюг, Вологодская область, Россия.

История Великого Устюга

В начале тринадцатого века на левом берегу речки Сухоны немного выше того места, где она сливается с рекой Юг, выходцы из Ростовской и Суздальской земель заложили небольшой город Устюг. Датой основания Великого Устюга принято считать 1147 год.

В его названии запечатлено его географическое положение города — в устье реки Юга. Почти триста лет здесь существовали сами по себе два отделённых рекой города: Устюг и Гледен. В конце четырнадцатого века Устюжская земля вошла в состав Московского Великого княжества.

В середине XVI века город Устюг стоял на важном торговом пути и поэтому быстро стал крупнейшим центром ремесла, торговли, культуры. Сам Иван Грозный, высоко оценив экономическое значение Устюга, включил его в состав собственных опричных земель

Титул Великого город Устюг официально получает в конце XVI века. В XVII веке Великий Устюг стал одним из богатейших русских городов, чему способствовало то, что он избежал страшной участи разорения в Смутное время в войне с поляками. С конца XX века город Великий Устюг становится более известен как российская вотчина Деда Мороза.

Гледен далеко глядит

В 450 км к северо-востоку от Вологды реки Сухона и Юг сливаются, образуя Малую Северную Двину. Места привлекательные, стратегически выгодные: взял под контроль реки — и весь торговый путь держишь в кулаке!

Так рассуждал, возможно, великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо, когда в 1178 году решил заложить в устье Юга на правом берегу холма город. Холм этот назывался Гледен. Народная этимология возводит слово к славянскому «Глядень» — «глядеть». Дескать, с горы этой далеко было видно, вот и назвали Глядень-Гледен. На самом деле, раньше, еще начиная с IX-X века, здесь было финно-угорское, вепсское поселение. А по-вепсски «лед» — это песок. Речка Леденьга, протекающая неподалеку, переводится как «песочная река». Возможно, здесь было поселение Леденг, а пришли ростовчане-суздальцы и переделали название в Гледен.

Река Сухона

Но почему мы так много рассказываем о каком-то полумифическом, несохранившемся городе Гледене, если речь в тексте должна идти об известной сегодня каждому «Родине Деда Мороза» — Великом Устюге?

А потому что Великий Устюг появился не сразу. Сначала был Гледен, и лишь в 1212 году старший сын Всеволода Большое Гнездо князь Ростовский Константин Всеволодович получил в удел от отца здешние земли и основал в четырех верстах от Гледена, на левом берегу Сухоны, в местечке Черный Прилук город Устюг. Причиной рождения города стала капризная и непредсказуемая Сухона, которая все сильнее подмывала правый берег и разрушала древний Гледен.

Основное население продолжало жить на Гледенском холме. Но в XV веке галицкие князья из Московского дома Рюриковичей вовлекли устюжан в долгую междоусобную войну, в результате которой в 1436 году Гледен разорили войска князя Василия Юрьевича по прозвищу Косой, боровшегося с государем Московским Василием II, а потом, в 1438 году — вятичи: «…древний град, зовомый Гледен, сожгли и опустошили, а граждане разбежавшись по лесам и удобным местам, скрылись» (Андрей Титов, «Летопись Великоустюжская», 1888). Город Гледен пропал, название его сохранилось лишь в имени Троице-Гледенского монастыря, возведенного на том же холме.

Откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся светский иконостас с зеркалами?

С середины XV века на историческую арену уверенно вышел город Устюг. Его название, по славянской версии, образовалось от словосочетания «устье Юга» (и это более вероятно), а по финно-угорской — произошло от слов «юхтета» («сливаться») или «ухт» (волок). Титул «Великий» Устюг получил еще позже — в конце XVI века, во времена своего расцвета. Но до этого было еще далеко…

2

Культура

Дед Мороз

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге 7 января 2008 г.

В 1998 году тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков предложил официально разместить резиденцию Деда Мороза ака «Дед Мороз», А легендарная фигура похожа на Святого Николая , Деда Мороза или Санта Клауса , который имеет свои корни в славянской языческой мифологии., В Великом Устюге.

Главный корпус резиденции Деда Мороза

Резиденция, которая является курортом, позиционируется как Вотчина («поместье») Деда Мороза, является главной туристической достопримечательностью.

Находится в 16 км от города, на территории Великоустюгского района . Там есть специальное почтовое отделение, которое отвечает на детскую почту Деду Морозу.

Огонь, вода и медные трубы

Скучать жителям этого края не давали и природные катаклизмы. Сухона разливалась так, что наводнения сносили все — дома, храмы, целые посады! Например, в 1638 году во время весеннего разлива Сухоны снесено было водой 150 посадских дворов!

Разлив Сухоны

Устюг несколько раз выгорал от страшных пожаров, вызванных не только людской беспечностью, но и, например, ударом молнии. В 1468 году, к примеру, пожар уничтожил весь устюжский кремль. А в 1678 году от загоревшейся бани выгорел весь город — церкви, гостиный двор, таможня, несколько деревень, 676 обывательских домов, «на соборной же каменной церкви кресты и главы, кровля и паперти обгорели». Упоминания о подобных пожарах — едва ли не через страницу городской летописи.

Время от времени случались в Устюге и тяжелейшие моровые язвы, выкашивавшие население города чуть не полностью — торговыми путями эпидемии распространялись быстро, а через Устюг проходили караваны из самых дальних краев. Бывали и недороды, и солнечные затмения, пугавшие устюжан и предвещавшие очередные тяжелые времена…

Как же в таких условиях выживали люди, да на северных студеных землях, где зимние морозы в минус сорок никого не удивляют, а в минус пятьдесят заставляют лишь поглубже укутать нос в воротник? А ведь не просто выживали, а жили полной жизнью! И торговали, и строили, и детей поднимали, и путешествовали, и край свой славили на всю страну.

4

Культура [ править ]

Дед Мороз править

Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге 7 января 2008 г.

В 1998 году тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков предложил официально разместить резиденцию Деда Мороза ака «Дед Мороз», с легендарной фигурой , подобной Святого Николая , Деда Мороза или Санта Клауса , который имеет свои корни в славянский языческий мифологии., в Великий Устюг.

Главный корпус резиденции Деда Мороза

Резиденция, которая является курортом, позиционируется как Вотчина («поместье») Деда Мороза, является главной туристической достопримечательностью.

Находится в 16 км от города, на территории Великоустюгского района . Там есть специальное почтовое отделение, которое отвечает на детскую почту Деду Морозу.

Точный адрес для писем Дедушке Морозу с индексом и примером письма

Адрес на конверте должен выглядеть так:

Тем, кто давно пишет письма только по электронке, важно помнить: адрес получателя письма должен находиться в нижнем углу справа. Верхний левый угол остается для обратного адреса отправителя

Примеров писем Деду Морозу немало, лучше посмотреть на образец.

Самое главное — корректный индекс на конверте. Последнее время интернет-ресурсы заполнены фейковыми цифрами, они похожи на настоящие, но заканчиваются на 40 вместо 90

Такого индекса не существует в почтовой системе, поэтому важно сохранять внимательность и заполнять адрес аккуратно. Будет обидно остаться без новогоднего чуда из-за ошибки всего в одну цифру

Добро пожаловать!

Попав вовнутрь обители Деда Мороза, путешественники оказываются в просторном вестибюле. Это тронный зал, в центре которого установлена наряженная новогодняя ель. Перед ней восседают волшебник и его помощница Снегурочка. С правой стороны находится дверь в сказочную кладовую. Слева расположена комната подарков. В ней хранятся игрушки и сладости.

От города Великий Устюг дом Деда Мороза удален на 13 километров. В самом населенном пункте имеется летняя усадьба волшебника. В ней не менее интересно, чем в зимних хоромах. Смотрители особняка готовят театрализованные выступления, показывают кукольные спектакли, читают книги.

Как устюжская икона наказала новгородцев

Драматично складывалась судьба иконы Богородицы «Одигитрия», которую, как мы помним, епископ Тарасий привез в 1290 году от ростовских князей для соборного Успенского храма в Устюг. В 1398 году новгородцы в очередной раз пришли к Устюгу, желая возвратить отнятые у них великим князем Василием Дмитриевичем земли. Шли они на ладьях от Вологды по Сухоне, по дороге жгли, грабили, убивали. Подошли к Устюгу, три недели стояли под Гледеном, взять не смогли. 3000 человек отправились дальше, воевать Галич, а остальные 5000 осадили Устюг, требуя дани — так называемой «копейщины», то есть дани, которую побежденный город платил неприятельскому войску. Устюжане платить отказались. Тогда лихие новгородцы взяли город, разграбили и его, и соборную Успенскую церковь. Взяли лучшие украшения, утварь, иконы, в том числе и богато украшенную чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия».

Награбленное погрузили на насады (ладьи), но… судно, на котором оказалась икона, как приклеенное, осталось стоять у берега. Образ отказывался покидать город. Тогда старый дружинник Ивашко Ляпун «от злосердия своего», как выразился летописец, взял убрус (полотенце), подскочил к святому образу и связал его со словами: «Пленный на чужую страну несвязанный никогда не ходил!» Помогло: корабль отчалил, но в пути случилось страшное — все новгородцы… ослепли! И заболели. У них стали скрючиваться руки и ноги, заломило хребты и поясницы… В таком виде — слепые, скрюченные, — ушкуйники возвратились в Новгород.

Что делать? Как справиться с наказанием за кощунство? Пошли за советом к новгородскому архиепископу Иоанну. Тот приказал дать обет икону и все награбленное в соборе имущество в Устюг возвратить и построить в городе новый храм Успения.

Болезни прекратились. А зловредного Ивашку Ляпуна с общего согласия новгородцев бросили в реку Волхов, завязав ему глаза тем же самым «убрусом», каким он связывал святую икону. Да, такие суровые времена были.

Великоустюжская икона Божией Матери

Обет новгородцы исполнили — чудотворную икону вернули. Устюжане были очень рады: образ отсутствовал в городе ровно год — от 28 июля 1398 года по 28 июля 1399 г.

Это удивительное событие упоминается в истории Карамзина, а также в устюжских, новгородском, архангелогородском и вологодском летописцах.

Символично, что «Одигитрия» в переводе с греческого — «Путеводительница».

Чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» сейчас находится в Музее древнерусского искусства, относящемся к Великоустюгскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Правда, это не оригинал — в 60–70-х годах ХХ века реставраторы выяснили, что икона Одигитрия была написана в XVI веке, возможно, к дате освящения каменного Успенского собора на месте деревянного в 1558 году.

5

Основные достопримечательности

Великий Устюг — Иван Билибин , около 1900 г.

Церковь Святого Николая и колокольня

Великий Устюг сохраняет большую часть своего архитектурного наследия и имеет один из наиболее хорошо сохранившихся архитектурных ансамблей в России. В городе 152 объекта, отнесенных федеральным законом к категории культурно-исторического наследия, и 25 объектов, отнесенных к культурно-историческому наследию местного значения. Классифицирован Министерством культуры Российской Федерации как исторический город, что предполагает определенные ограничения на строительство в историческом центре.

Большинство архитектурных памятников находится на левом берегу Сухоны, многие из них — жилые дома. Исключение составляют Троицко-Гледенский монастырь и Дымковская слобода на правом берегу Сухоны. Троицко-Гледенский монастырь находится в селе Морозовица Великоустюгского района.

Основными архитектурными ансамблями Великого Устыга являются:

  • Старое Соборное Дворище с ансамблем Успенского собора (1619–1659 гг.), Свято-Прокопиевский собор (1668 г., Прокопий — местный святой, живший в Устюге), Собор Иоанна Праведника (1656 г.) -1663) и Богоявленская церковь (1689).
  • Михайло-Архангельский монастырь с собором Архангела Михаила (1653–1656), Сретенской церковью (1653), надвратной церковью Святого Владимира (1682) и церковью середины Пятидесятницы (1710), стеной с башнями и клетки
  • Бывший Спасо-Преображенский монастырь: Преображенская церковь , Сретенская церковь (1725–1739) и Георгиевская церковь (1696–1704).
  • Церковь Святого Николая с колокольней (17 век)
  • Вознесенская церковь (1648)
  • Церковь женщин , родивших мирры (1714-1722)
  • Церковь Симеона Столпника (18 век)

Памятники гражданской архитектуры в основном сосредоточены вдоль реки Сукхона, вдоль Советского проспекта и Красной улицы.

Некоторые из этих зданий принадлежат Великоустюгскому историко-художественному и архитектурному музею . Музей был открыт в 1909 году на территории Михайло-Архангельского монастыря. В 1918 году он был преобразован в Музей культуры Северной Двины. В период с 1924 по 1938 год директором музея был художник Николай Бекряшев , который посвятил свои силы расширению музея старых зданий города, в основном церквей, которые таким образом были спасены от разрушения. В частности, сохранилась большая коллекция икон и предметов прикладного искусства. Несмотря на усилия Бекряшева и других сотрудников музея, некоторые здания были разрушены властями. В настоящее время музей служит зонтичным учреждением, которое организует постоянные и временные выставки в бывших церковных зданиях.

В гостях у сказки

Примерно в середине декабря на улицах городка становится шумно и многолюдно. Один за другим начинают прибывать экскурсионные автобусы. Поездка в Великий Устюг – это настоящее приключение для детей и взрослых. Их катают на надувных санках. Малыши пишут письма Деду Морозу, а потом штурмуют самую настоящую медвежью берлогу. Она находится в Музее природы. Родители фотографируются с каменным лаптем, который установлен в вотчине главного зимнего волшебника.

Поездка в Великий Устюг удивит и порадует любого ребенка. В городе нет шумных аттракционов и привычных развлечений, зато в нем живет Дед Мороз. Ребятишки приходят в восторг от кукольных представлений, которые устраивают в Краеведческом музее. В Музее этнографии учат плести пояски и ткать полотна из льняных волокон. За праздничным настроением смело отправляйтесь в Музей новогодней игрушки.

Как Новгород хотел у Ростова Устюг отнять

Устюг для Новгорода с самого момента своего основания стал камнем преткновения. Новгородцы испокон веков осваивали земли по Северной Двине — это были их, как они считали, законные владения. Новгородские крепости и городки стояли и на Юге, мирно соседствуя с «ростовщинами», и на Сухоне. А Устюг крайне неудобно для новгородцев встал в месте, где Сухона и Юг, соединяясь, образуют Северную Двину. Город вклинился в их владения, отделив верхнее течение Сухоны с Вологдой и Тотьмой от новгородских колоний на Северной Двине. Новгород хотел контролировать весь торговый речной путь с севера на юг, но подконтрольный Ростову Устюг лишал его этой возможности.

Битва новгородцев с суздальцами. «Чудо от иконы Знамение». Икона из церкви Успения на Торгу (по акварели Ф.Г. Солнцева).

Второе неудобство «ростовского» Устюга для Новгорода было связано с хлебом. Устюг для Заволочья оказался своеобразными «хлебными воротами», через которые из плодородных южных областей в северную «зону рискованного земледелия» шло зерно. Полностью самодостаточным в хозяйственном отношении Новгород не был. Он зависел от привозного продовольствия и, прежде всего, хлеба из «низовых» земель. И когда случались неурожаи, значимость южного «хлебного пути» возрастала чрезвычайно. Конечно, богатый и могущественный Новгород контролировал огромные территории, торговал и с западом, и с востоком, но самый удобный для новгородцев путь в их двинские вотчины и на Волгу к плодородным приволжским землям пролегал именно через Устюг.

Со всем этим связаны частые походы новгородцев на Устюг. Много раз устюжане при поддержке ростовских, владимирских, а потом и московских князей отбивали нападения воинственного Новгорода. Много раз новгородские ушкуйники (то есть речные пираты) проходили «транзитом» через Устюг, направляясь в набеги на юг, и захватывали с собой устюжан. Но установить контроль над всем Сухоно-Двинским путем Новгороду так и не удалось — Устюг новгородцам не подчинился.

Показательная ситуация сложилась в 1360–80-х годах. Весь Русский Север тогда постигло невиданное бедствие — из-за всеобщего похолодания несколько лет подряд зимы были очень холодными, а летом наступала изнуряющая жара. От засух и морозов урожай погибал вновь и вновь, люди голодали, начались эпидемии, чума выкашивала целые области. В Новгороде скопилось множество обнищавших людей. Чтобы избежать бунта, власти стали организовывать военно-торговые экспедиции за хлебом. Лихие ушкуйники — проще говоря, разбойники, пираты — двинулись по рекам в Волжскую Булгарию и на русские города Приволжья. Путей у них было два: по Волге и по Вятке через Юго-Моломский волок. Хлеба они так и не добыли, но пошумели-пограбили-пожгли заметно, захватывали торговые караваны, разоряли поволжские селения…

Недовольство приволжских городов северными ушкуйниками было так велико, что в 1386 году князь Дмитрий Донской пошел военным походом против Новгорода. Устюжане с готовностью отправились с войском Дмитрия Ивановича — отомстить новгородцам они были готовы всегда. Новгороду, не имевшему сил сражаться с Донским, пришлось откупаться от великого князя огромной для того времени суммой — 8000 рублями, большая часть которых, кстати, была собрана в Заволочье.

3

Экономика

Промышленность

В Великом Устюге есть предприятия лесной промышленности, а также верфь, пищевая промышленность, предприятия туристической отрасли — в частности, завод по производству ювелирных изделий.

Туризм — важная отрасль экономики Великого Устюга. Он начался в 1960-х годах и получил дальнейшее развитие в 1990-х, когда Великий Устюг стал продаваться как резиденция Деда Мороза , также известного как «Дед Мороз».

Транспорт

Дороги связывают Великий Устюг с другими городами. Дорога на север ведет на Красавино и далее на Котлас . Южнее идет в Никольск и далее в Мантурово , где он соединяется с дорогой на Кострому . Дорога на юго-запад соединяет Великий Устюг с Вологда через Тотьму . Он был построен в начале 21 века; До открытия этой дороги из Великого Устюга в Вологду можно было добраться только через Никольск и Тотьму. Все дороги заасфальтированы.

Дорога с грунтовым покрытием, берущая свое начало из Кузино (который связан с Великим Устюгом паромной переправой) идет до Лузы и продолжается в Лальск и далее в Республику Коми .

Железная дорога соединяет Великий Устюг со станцией Ядриха на железной дороге, соединяющей Коношу и Котлас. Пассажирское сообщение с Великим Устюгом было прекращено в 2005 году.

Сухона, Юг и Северная Двина судоходны в Великом Устюге, но нет пассажирского судоходства, кроме паромных переправ.

Великий Устюг обслуживается аэропортом Великий Устюг, время от времени выполняющим рейсы в Вологду .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • (на русском языке ) Устюг Великий. Материалы для истории 17 — го и 18 — го века (1883 г.) (Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий) в Runivers.ru в DjVu и PDF форматах
  • Брамфилд, Уильям К. Великий Устюг (М .: Три Квадрата, 2007) OCLC 174531901 (на английском и русском языках) 
  • Брамфилд, W (без даты) Великий Устюг: взгляд через объектив американского ученого-фотографа. Полный текст доступен на www.pomorsu.ru/Brumfield/velikii_ustiug.htm
  • Гарднер, Н. (2005) Статья в журнале «Скрытая Европа», 5 (ноябрь 2005 г.), стр. 22–26. Полный текст доступен (версии html и pdf) на сайте hidden europe

Устюжский Успенский собор


Устюжский Успенский собор.
9

Успенский собор – одна из самых интересных достопримечательностей исторического района Соборное дворище. Первая каменная церковь здесь была построена еще в 1622 году, однако она сгорела всего через несколько лет. Уже в 1658-м на ее месте появился новый храм, который многократно достраивался и перестраивался.

Зачем посещать:

Из-за долгой истории и многочисленных реконструкций в современном Успенском соборе можно увидеть черты разных архитектурных стилей и исторических эпох. Хотя он считается старейшим зданием в городе, собор хорошо сохранился

Его можно осмотреть снаружи и изнутри – здесь стоит обратить внимание на роспись XVII века и резной иконостас

Адрес: Успенский Собор, Советский проспект, Великий Устюг, Вологодская область, Россия.

Питание

В кухне северных регионов традиционно преобладает мясо, но в Великом Устюге основной источник пропитания – реки. Поэтому в местной кухне очень много рыбных блюд: поморская уха, пироги-рыбники, запеканка из трески с картофелем. Мясо подается с ягодно-винными соусами «воложи» из местных ягод, а любимый напиток устюжанцев – чай и ягодный кисель кёж.

Для постояльцев гостиничного комплекса «Вотчина Деда Мороза» питание осуществляется за дополнительную плату в кафе «Снежинка» (по типу шведского стола) и ресторане «Веранда». Средняя стоимость салатов в «Веранде» – 240-280 рублей, супов – 200 рублей, стейков из говядины – 700 рублей, чашки кофе – 150-200 рублей. В несезонные месяцы здесь не очень много посетителей, а вот в декабре и январе большинство мест заранее забронировано для организованных групп. Детское меню не балует разнообразием.

В Великом Устюге среди туристов популярны следующие заведения:

  • Кафе «Гостиный дворик» (ул. Красная, 104, гостиница «Двина»). К примеру, литр клюквенного морса здесь стоит 180 рублей, 300 г солянки 140 рублей, а свинина по-французски 240 рублей.
  • «Народное Кафе РомановЪ» (пер. Красный, 15) – безалкогольная столовая с самообслуживанием для быстрого перекуса.
  • Кафе-мороженое «Золотая Рыбка» (Советский пер., 68-а). Тут демократичные цены на десерты. Средняя стоимость блинов – 100 рублей.
  • Ресторан «Изумруд» (ул. Красная 31). Атмосферное место с живой музыкой.
  • Ресторан «Айвазовский» (ул.Гледенская, 61, гостиница «Прокопьевская»). Качественная кухня по адекватной цене.

В летнее время, возле сувенирного магазина «Северный лен» и кафе «Золотая Рыбка» (Советский пер., 68-а), работает киоск, в котором готовят настоящую итальянскую пиццу. Дело в том, что его владелец и, по совместительству ,главный и единственный повар – Паоло – действительно итальянец. В Великом Устюге он оказался по любви, познакомившись со своей женой-устюжанкой по имени Надежда в Москве. Но на зиму, из-за суровых морозов, они всей семьей едут на родину Паоло, а летом возвращаются и вновь открывают свой маленький итальянский «островок».

Приехав в Великий Устюг, обязательно попробуйте шекснинские конфеты (кондитерская фабрика «АтАг»). Они производятся как раз в Вологодской области и невероятно вкусные, но в Москве их можно купить лишь в некоторых магазинах, зато в Великом Устюге – почти на каждом шагу.

Местное пиво варится на Великоустюгском пив. Тут всё просто – бывалые пивные гурманы рекомендуют пробовать в любой точке мира именно местное пиво, так как оно варится «для своих» и поэтому всегда самое вкусное.

Первое знакомство

Любой экскурсионный тур в Великий Устюг начинается с осмотра Михайло-Архангельского монастыря. Его стены были заложены в середине XIII столетия, а основные здания возведены в XVII веке. Он расположен на улице Покровского. Рядом с ним находится Музей древнерусского искусства. Его экспозиции занимают помещения церкви. Он славится уникальной коллекцией православных икон. В выставочных залах работают гиды.

Практически каждый тур в Великий Устюг подразумевает посещение Краеведческого музея. Он был основан в начале XX столетия. В нем действует четыре экспозиции, которые носят постоянный характер. Временные выставки организуются в период массового наплыва путешественников.

Старинный и сказочный Великий Устюг

Городу Великий Устюг на данный момент 865 лет. Как я выяснил, когда-то Устюг был крупным торговым и портовым центром, и именно оттуда началось освоение Сибири. Товар переправляли по рекам Северная Двина и Волга, дальше по Оби и Енисею. Так что сибирские первопроходцы были с Вологодчины. О чем сейчас свидетельствует памятник Семёну Дежневу и покорителям Сибири, установленный прямо в центре Великого Устюга. Когда мы гуляли по городу, я все время находил сходство с нашим Енисейском: те же старинные деревянные и каменные дома XIX века, старые церквушки и храмы. Только там все это конечно, облагорожено и отреставрировано, зданиям дана вторая жизнь. Полноценная. Есть старый центр, есть новостройки, где, как говорят местные, «живут москали». И в городе действительно присутствует дух русской деревни — однажды мы увидели, как бабушка шла на реку, несла ведра с коромыслами. Не часто такое встретишь нынче в черте города.

Есть музеи русской старины?

Музеев там на душу населения действительно много, если учесть, что в городе проживает чуть больше 30 тысяч человек. Есть музей при заводе «Северная Чернь» — мануфактуре XIX века. Там до сих пор изготавливаются по специальной технологии изделия из серебра с черной огранкой. Которые стоят недорого, за что и сметаются с прилавков туристами.

Кстати, о музеях и церквях. В одной из таких церквей, к примеру, находится уникальный музей русской ёлочной игрушки. В нем собраны новогодние украшения, которые выпускались в России за последние 120 лет. В музее выставлены 12 елок на каждое десятилетие, и чем ближе мы подходили к елкам конца XX века, тем больше щемило сердце. Начиная с елки 80-х, мы с женой заохали, увидев наше новогоднее детство. И не в обиду будет сказано всем истинно верующим, но в музее новогодней игрушки, который, напомню, расположен в церкви, на главном алтаре установлена статуэтка Деда Мороза.

Там же где-то должна быть и почта Деда Мороза?

Она там действительно существует и туда тоже организованы экскурсии. Писем со всей России приходит очень много. Ясное дело, что сам Дед Мороз все их прочесть не успевает, и на почте трудятся его помощники: получают письма, читают, делают пометки для дедушки — «доброе», «проблемное», сортируют прочитанные письма по регионам. Не вскрытые конверты хранятся в мешках и коробках. И их там не сосчитать. Рядом с почтой — городская резиденция Деда Мороза, куда он заходит раз в году. Там существует стена, где можно оставить стикер с названием города. Мы были первыми за долгое время посетителями, кто прилепил наклейку с надписью «Красноярск».

Как на все реагировала ваша дочь? Часто ли вспоминает это путешествие?

Еще как! Спрашивает, поедем ли мы еще. Мы с женой заметили, что, находясь в Устюге, любой взрослый невольно начинает верить в существование Деда Мороза и всего этого новогоднего волшебства. И даже сейчас, когда Дарья пошла в школу, где ей одноклассники говорят о том, что Деда Мороза не существует и все это выдумки взрослых, ребенок гордо отвечает: «Дед Мороз есть! Я сама его видела и была у него в гостях! В настоящей новогодней сказке».

Диана Шаталова, интернет-газета Newslab.ruФотографии Константина Коваленко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector