Где находился вавилон

What makes us better?

  • Chain Type
  • Minting Gas Fee
  • Transaction Commission
  • Transaction Reward
  • User Verification
  • babylons.ioBEST
  • BSC
  • ~ $1
  • 2% from buyers 2% from sellers
  • 227K BABI Every week
  • You don’t have to verify
  • BSC
  • ~ $1
  • 2% from buyers 2% from sellers
  • 227K BABI Every week
  • You don’t have to verify
  • rarible.com
  • ETH
  • ~ $40-$100
  • 2.5% from buyers 2.5% from sellers
  • ~41K RARI Every week
  • You don’t have to verify
  • ETH
  • ~ $40-$100
  • 2.5% from buyers 2.5% from sellers
  • 56K RARI Every week
  • You don’t have to verify
  • foundation.app
  • ETH
  • ~$40-$100 for minting ~$40-$100 for listing
  • 15% from sellers
  • Invitation letter
  • ETH
  • ~$40-$100 for minting ~$40-$100 for listing
  • 15% from sellers
  • Invitation letter
  • superrare.co
  • ETH
  • ~ $40-$100
  • 3% from buyers 15% from sellers
  • Invitation letter
  • ETH
  • ~ $40-$100
  • 3% from buyers 15% from sellers
  • Invitation letter

Первая династия Вавилона

В начале XIX века до н.э

история Вавилона попадает под боле пристальное внимание. Приблизительно в 2000 году до н.э

коренные народы Междуречья (шумеры и аккады) подверглись нападению аморреев, (западные люди), которые поселились в долине реки и в значительной степени переняли местные обычаи. Аморрейский язык, как и аккадский, принадлежал к семитскому языку, но его носители не имели письменности. Для письма они продолжили использовать аккадский и шумерский языки.

Древний Вавилон. Реконструкция

Аморрейские цари взяли под свой контроль несколько городов Месопотамии, среди которых был и Вавилон. На протяжении следующего столетия, аморрейская династия Вавилона, основанная Суму-абумом (правил 1894-1880 до н.э.), укрепила свой контроль над окружающими землями. В начале XVIII века до н.э., десяток царств, включая Вавилон, доминировали в Месопотамии и Сирии, некоторые были связаны друг с другом союзами, другие находились в состоянии войны.

Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) считается величайшим из царей первой династии Вавилона (также называемой старовавилонским периодом). С самого начала своего правления он дал понять, что он царь, который заботится о правосудии. Было традиционно для того времени обозначать года именами, а не цифрами, и имя второго года царя Хаммурапи показывает его заботу о справедливости: “Год, когда царь Хаммурапи установил справедливость и свободу в своей земле”. Но только в конце своего правления Хаммурапи издал свод законов, благодаря которому он и стал известным прежде всего. К этому времени он взял под свою власть большую часть Месопотамии, от Мари в Сирии (к северу от современной границы с Ираком) до Персидского залива.

— Реклама —

Хотя Хаммурапи был не первым законодателем (написанные законы уже существовали в Месопотамии в течение более двух столетий), его законы произвели сильное впечатление на последующие поколения месопотамских писцов, которые копировали и изучали их на протяжении веков. Его законы также имели влияние на окружающие народы, такие как хетты и хананеи, и в конечном итоге на израильтян, а следовательно и на Библейский закон.

Древний Вавилон. Реконструкция

Хаммурапи почитал многих богов, восстанавливая их храмы и преподнося им дары, но свои успехи он приписывает главным образом богу города Вавилона Мардуку. Статуя бога была размещена в большом храме в центре города. С этого времени культ Мардука стал основной частью месопотамской религии.

История Вавилона

Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории. Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город. Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.

  • Первые письменные источники, в которых упоминается Вавилон, датируются XXII в. до н.э. Тогда еще существовало Аккадское царство. Основатель города Нимрод приходился внуком библейскому Ною. Вавилон строился на месте Шумерского поселения Кадингира, в переводе это значило «Врата бога». Вавилон переводится так же.
  • Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года (1793 — 1750 гг.) Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями.

    Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.

  • В XVI-XII вв. до н. э. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество.

    Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.

    В 626 году до н.э. против гнета Ассирии поднялось восстание. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет.

В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.

Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал.

Вавилонская башня

Общее изображение города у Кирхера отличается от изображения, приведенного в «Эскизах исторической архитектуры», хотя и более соответствует описанию, по-моему, только Сады Семирамиды повернуты к Евфрату противоположной стороной:

Землетрясение разрушило  стены Вавилона. Изображение по памяти, Кирхер.

Башня тоже выглядит по-другому. Более близким планом:

Вид Вавилонской башни, Афанасий Кирхер

Еще одно изображение башни из этой же книги с описанием:

Пропорции другие. Больше уже на современную телебашню похоже. Например, для сравнения, Останкинская телебашня имеет основание тоже диаметром 60м, и высоту 547м. И другие для сравнения:

И для древних времен, как я поняла, Вавилонская башня не была каким-то исключением, а скорее типовым проектом. Например, еще на одной иллюстрации Афанасия Кирхера изображен план города Ниневия, тоже с высокой башней в центре:

Вид города Ниневия, Афанасий Кирхер

А. длинная сторона имеет протяженность 250 стадий (48км)B. широкая сторона имеет 90 стадий (17км)С. Дворец правителя Ниневии;

Ниневия – это древний город, с VIII—VII веков до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. И кое-что от того города еще осталось. Например, фризы, которые хранятся сейчас в Британском музее:

И размеры этого города совпадали с размерами Вавилона, по описанию Кирхера. И еще Александрийский маяк. Иллюстрация из рассматриваемой здесь книги  «Эскизы исторической архитектуры»:

О его высоте, правда, в книге не сказано (как и о высоте Вавилонской башни), только то, что он был очень высоким:

Этот маяк, также как и Вавилонскую башню украшала прекрасная наружная лестница, ведшая на самую вершину башни. Возможно, высокая башня была обязательным атрибутом любого античного или средневекового города, независимо от того, находился он возле моря или в глуби материка? Еще одна башня из книги А. Кирхера:

Китайская башня Новизония, Афанасий Кирхер

Информацию о том, что такое Новизония, не смогла найти. Что-то типа «Новой Амазонии»? Таких башен в Китае, а вернее в Китайской Тартарии  было много. Еще одна:

Культура Вавилона

Вавилон – древний город, культурные традиции которого уходят корнями в шумерское прошлое:

  • Широко была распространена клинопись на глиняных досках. В Вавилоне существовали уже в те годы библиотеки, насчитывающие тысячи дощечек. Предполагается, что алфавит большинства европейских языков начинается в клинописи Вавилона.
  • Скорее всего, чтение в Вавилоне носило общественный характер, когда чтец декламировал произведение для многих слушателей. Литературное наследие Вавилона – многочисленные сказания и мифы о богах и героях, объединенные в поэмы и эпосы.
  • Дальнейшее развитие получили медицина, математика, астрономия, хотя нельзя не отметить тесную связь наук с магическими ритуалами. В Вавилоне пользовались дуодецимальной системой исчисления, где самым большим числом было 60. Его получали, умножая 5 (пальцы на руке) на 12 (месяцы года). Современное деление недели на 7 дней (главные боги Вавилона) и часа на 60 мин пришли в современный мир из Вавилона.
  • Происходило усиление государственности. Царем Хаммурапи был издан «Кодекс законов», в котором он собрал все ранее действовавшие в стране законы. Законодательно определялись тарифы на различные виды работ и наказание за преступления и нарушения.
  • При Хаммурапи (намного раньше Древнего Египта) в стране появилось постоянное войско.

Навуходоносор, Кир, Александр Македонский — правители Вавилона

Но были и яркие промежутки в этот «тёмный» период. Навуходоносор II — один из самых успешных правителей Вавилонского царства, пришедший к власти в 605 году до нашей эры после падения Ассирисийской державы. В Вавилоне образовалось новое государство, которое хотело завоевать отколовшиеся от ассирийцев провинции. Этим и занялся царь Навуходоносор II. Так, в 585 году пал Иерусалим — вавилонянам подчинилась вся Иудея. Сам город превратился в первоклассную крепость. При царе наступил настоящий вавилонский Ренессанс в культурной жизни. В это время Навуходоносор возвёл Висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес света.

12 октября 539 года до нашей эры персидский царь Кир II Великий занял со своими войсками легендарный Вавилон. Так он вошёл в состав обширной империи державы Ахеменидов. Затем в Вавилон приходили парфяне и римляне, но он был уже не таким, как прежде. Столица Месопотамии не раз переживала «чёрные полосы» в своей истории, но она все равно заново расцветала. В конце концов персы списали Вавилон со счетов: звание столицы получил другой полис. От легендарного Вавилона остались лишь руины.

Однако несколько столетий спустя город был захвачен Александром Македонским. Великий завоеватель сделал Вавилон своей столицей в Азии. В октябре 331 года до нашей эры полководец торжественно вошёл в город. До этого Вавилон пал под натиском персидской династии Ахеменидов, были разрушены памятники культуры этого города. Греческий завоеватель распорядился реставрировать местные языческие храмы. Александр любил Вавилон, и свои последние дни он провёл именно там.

Но после смерти Македонского эллинистическая империя от Греции до Индии быстро распалась. Вавилоном быстро завладели парфяне. Они-то и основали новые столицы. Селевкия и Ктесифон расположились по разные берега реки Тигр. К новой эре Вавилон уже представлял собой заброшенное поселение.

В настоящее время Вавилон входит в состав государства Ирак. Там живёт около 150 тысяч человек, а сам город является частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вавилон — центр языческой цивилизации

Вавилон был весьма оживленным городом. Как пишет Джозеф Фри, «археологи обнаружили в Вавилоне надписи, рассказывающие об интенсивном городском строительстве во времена царя Навуходоносора. Так называемая «надпись восточно-индийского дома», хранящаяся в Британском музее, состоит из шести столбиков вавилонского письма, сообщающих нам о грандиозных строительных работах, предпринятых Навуходоносором для роста и украшения города».

Эти работы начались при царе Набополассаре, отце Навуходоносора. «В конце VII — начале VI века до Р.Х., — пишет Чарльз Файнберг в своей книге «Пророчества Иезекииля», — Набополассар и его сын… перестроили этот город, развалины которого сохранились до наших дней; именно в это время Вавилон достиг вершины своей славы».

Вавилон был не только торговым, но и религиозным центром. Об этом свидетельствует одна древняя надпись, гласящая, что «В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 — для небесных богов, 180 алтарей богини Иштар, 180 — богов Нергала и Адада, и 12 алтарей, посвященных различным другим божествам.

Вавилон был центром многобожной культуры древнего мира. Одна из надписей упоминает, что Вавилон имел 53 храма великих богов, 55 святилищ бога Мардука, 300 святилищ земных и 600 — небесных божеств, 180 алтарей Иштар, 180 алтарей Нергал и Адади и 12 других алтарей. Это, конечно, лишь простое перечисление культовых сооружений, некие символические цифры, но результаты раскопок, бесспорно, подтверждают, что народ Вавилона большую часть своих жизненных и творческих сил отдавал сооружению посвященных многочисленным богам зданий.

Немало дней в году вавилонская религия отводила для принесения жертв богу Луны Син и его жене или любовнице Иштар, не говоря уже о бесчисленных процессиях и церемониях. Только позднее вавилонский пантеон пополнился еще царем богов — Мардуком, напоминающим греческого Зевса и римского Юпитера. Его происхождение основано, вероятно, на религиозных представлениях, связанных с культом звезд и результатами астрономических наблюдений или открытий. Мардук отождествлялся с планетой Юпитер и, в конце концов, как всемогущий бог неба получил все прежние атрибуты, символы и титулы побежденного бога Луны.

Можно предположить, что коранический персонаж Марут, и является «царем богов» — Мардуком. По другой версии, повествование о Харуте и Маруте, это отсылка к шумерскому культу поклонения ангелам, Хаурватату и Амеретату, олицетворявшим собой Совершенство и Бессмертие.

Вавилонская традиция успела повлиять на мифологию и религию Ханаана, который стал впоследствии «землей обетованной» для древних израильтян. Как и все прочие народы древнего мира, вавилоняне приписывали свои культурные свершения богам, якобы открывшим свой образ жизни мифическим первопредкам человека. По этой причине Вавилон считался образом божественного царства, а каждый его храм – копией небесного дворца. Неразрывная связь с высшим миром была увековечена в новогодних торжествах, которые к семнадцатому столетию до н.э. проводились ежегодно. Праздник отмечали в месяц ниссан (апрель) в священном городе Вавилоне: царь торжественно восседал на престоле, а жрецы благословляли его правление еще на один год.

Города Вавилонии

Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города — Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.

Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают «царские города» — административные центры — и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий. Крупнейшие вавилонские города носили теперь торгово-ремесленный характер, что видно по содержанию деловых документов этого времени: если в старовавилонский и касситский периоды большинство документов имело отношение к куплепродаже земли, аренде, найму сельскохозяйственных работников, займу посевного зерна и т. п., то большинство документов нововавилонского времени относится к денежным операциям, к покупке городских участков, торговле и ремеслу. За время ассирийского владычества рабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась его товарность и увеличилась роль обмена. Количество рабов в частных хозяйствах достигало иногда нескольких сотен человек. Стоимость серебра понизилась, и увеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известны попытки создания монеты. Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом; она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индией и Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно усилилась после уничтожения её ассирийских конкурентов.

Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. В документах этого времени при упоминании свободных лиц называется и имя их предка: только лица, принадлежавшие к определённым родам, повидимому традиционно связанным с храмом городского божества и имевшим право на участие в храмовых доходах, обладали, как кажется, полными гражданскими правами в таком городе. Примерно то же самое наблюдается позднее в созданной уже при персах иерусалимской теократической общине в Палестине. Так складывается особая организация рабовладельцев, созданная для господства над всем остальным населением, в том.числе и над мелкими свободными земледельцами за пределами городов. Эта организация нередко выступает как единое целое, например в различных денежных Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. В документах этого времени при упоминании свободных лиц называется и имя их предка: только лица, принадлежавшие к определённым родам, повидимому традиционно связанным с храмом городского божества и имевшим право на участие в храмовых доходах, обладали, как кажется, полными гражданскими правами в таком городе. Примерно то же самое наблюдается позднее в созданной уже при персах иерусалимской теократической общине в Палестине. Так складывается особая организация рабовладельцев, созданная для господства над всем остальным населением, в том.числе и над мелкими свободными земледельцами за пределами городов. Эта организация нередко выступает как единое целое, например в различных денежных

Клинопись и ее культурное значение

Вавилон создавался и управлялся разными народами – шумерами, аккадцами, арамейцами, ассирийцами… Точная дата его основания неизвестна, но письменные и археологические источники доказывают, что в IV тыс. до н.э. город уже существовал. При этом относительно хорошая изученность истории Вавилона во многом объясняется ранним появлением здесь письменности – сохранившиеся письменные документы рассказывают много о древнем государстве.

Вавилонская письменность возникла благодаря развитию письменности пиктографической – по мере усложнения языка и понятийного аппарата. который требовалось отображать в записях. Восходит эта письменность к шумерской древности, но именно вавилоняне сделали ее в середине II тыс. до н.э. своеобразным языком международного общения в Передней Азии. Клинописью пользовались Ассирия, Сирия, Урарту, даже Персия и частично Египет.

Широкому распространению этого способа записи способствовало наличие в древнем Вавилоне школьного образования. Школы создавались при храмах, писцы считались одновременно и служителями культа, жрецы были грамотны. Школы учили не только грамоте, но и началам основных наук, основам религии, музыке и некоторым другим дисциплинам. Археологами были найдены даже учебные пособия – словари и счетные таблицы для учеников.

Благодаря такой системе подготовки кадров и относительной простоте клинописи она стала первым важным вкладом Вавилона в мировую культуру. Благодаря клинописным записям ученым известно многое о религиозных представлениях вавилонян, их праве и научных знаниях.

Государства Исина и Ларсы.

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в Нпппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов пятого царя династии Исина, Лицитиштара. Созданный по повелению царя-аморея, т. е. семита, он был тем не менее написан на шумерском языке и составлен, судя по введению, с учётом в первую очередь интересов населения городов Ниппура, Ура и Исина. Из сохранившихся отрывков видно, что в законах уже не делалось различия между рабом-военнопленным, купленным рабом и рабом-должником. Законы царя Исина не предусматривали никакого отличия в правовом отношении между аморейскими завоевателями и покорённым ими населением Шумера и Аккада, что, надо думать, вызывало недовольство среди амореев. Оно, повидимому, вылилось в конце концов в открытое восстание. Торжество победителей не было длительным, и восстание было подавлено преемником Липитиштара Урнинуртой, при котором рабовладельческая знать Шумера и Аккада на некоторое время восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её господства до нас также дошёл фрагмент законов. На основании сохранившихся 9 статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он сохранял, например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал последних от произвола приёмных родителей,. Имеются основания для утверждения, что закон в то время не ограничивал ростовщические устремления крупных рабовладельцев. О сравнительно высоком по тому времени развитии юридической мысли говорит тот факт, что при определении наказания здесь уже делаются попытки учесть и момент злой воли со стороны липа, нанёсшего ущерб.

От неолита до Шумера

Прежде чем ответить, где находится Вавилон, расскажем немного о времени, когда он процветал. Следы поселений древних людей в Ираке можно встретить повсеместно. В период неолита на Ближнем Востоке уже были достаточно хорошо развиты скотоводство и земледелие. За 7 тысяч лет до н. э. там развивались ремесла: гончарное, прядильное. А еще примерно через 3 тысячи лет люди освоили плавку меди и золота. В это же время там начинают развиваться города с уникальной архитектурой. Арки, к примеру, впервые появились именно там, а не в Древнем Риме. Появляется письменность, политические и правовые нормы общественной жизни. Возводятся населенные пункты Ур, Урук и Эребу. Это были самые крупные города-государства первой цивилизации Месопотамии — Шумерской. Ее сокрушили семитские племена, объединившиеся в царство Аккад. При царе Саргоне Шумер был повержен, а территория Месопотамии впервые объединена. Но два государства продолжали сосуществовать. Аккад контролировал север региона, а Шумер – юг. К сожалению, у них было множество врагов, мечтающих захватить плодородные цветущие земли. Когда с предгорий пришли скотоводы-амореи, великое государство перестало существовать. На территории Шумера обосновались эламиты.

Религиозные течения

В христианстве Вавилон олицетворяет апокалиптический город, погрязший в похоти и разврате. Он нередко сравнивался с Содомом и Гоморрой. Пророк Исаия предрекал ему мучительное разрушение.

Кроме того, Вавилон нередко упоминается не в прямом значении – авторы религиозных книг имеют в виду не Вавилон, а Рим, который когда-то звался Новым Вавилоном.

Другое упоминание встречается в Апокалипсисе, где Вавилон подразумевается как великий город, однако судя по описанию, ничего общего он с реальным Вавилоном не имеет. В растафарианстве Вавилон означает Запад, возведённый белыми людьми и поглощающий всё человеческое и человечное.

Впрочем, такой образ лишь привлёк больше внимания как со стороны религиоведов, так и со стороны исследователей и обычных путешественников, желающих воочию увидеть остатки былой столицы Междуречья.

Вавилон был прославлен многими культурными деятелями и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Упадок Вавилона

Преемники Хаммурапи не смогли удержать высокое положение Вавилона. Постепенно начинается его упадок. Полтора века цари I Вавилонской династии боролись с другими претендентами на власть в Двуречье. Ослаблением державы воспользовались горные племена касситов. Благодаря воздвигнутым на северо-востоке еще во время правления Хаммурапи оборонительным сооружениям, их первый натиск был остановлен. В то же время приходилось постоянно подавлять восстания южных, «шумерских», провинций. Восставали попеременно или одновременно города Ларса, Ур, Катуллу, Нипур. Окончательно эти районы выходят из подчинения Вавилону в XVII веке до нашей эры. Малая Азия тогда уже почти полностью принадлежала Хеттскому царству. Его войска вторглись в Вавилон, полностью его разграбили, уничтожили многие культурные памятники. Часть жителей была казнена, часть продана в рабство. Где находится город Вавилон сейчас? Об этом вы узнаете далее.

Государственный строй

Древний Вавилон — государство восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная и финансовая. Эти три функции и обусловили сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у луга- ля. Он считается представителем бога на земле. Политической ячейкой общества опять же является сельская община.

Время правления династии Ура ознаменовалось созданием бюрократической системы, не знавшей себе равных в истории. Громадные царские и храмовые хозяйства (те и другие принадлежали лугалю) обслуживались отрядами подневольных работников, находившихся на положении рабов, хотя формально и считавшихся свободными. Чрезвычайно громоздкая и мелочная система учета и контроля порождала огромное количество документов. Из дошедших до нас более 500 тысяч клинописных документов добрая треть относится именно к периоду династии Ур. Чтобы оформить выдачу двух голубей для обеда царицы оформлялось несколько табличек.

Казенщина наблюдается во всем: и в искусстве, и в праве. Всюду господствует сухой канон. Основным же персонажем всех произведений является божественный правитель, «царь четырех стран света, царь вселенной».

Огромная бюрократическая машина могла нормально функционировать в условиях мира. Когда же на страну напали семитские кочевники амореи, государство рухнуло. Его некогда великолепная столица была разграблена дочиста.

Лугаль располагал обширным штатом придворных. Центральное управление возглавляется чиновником, сохранившим старое шумерское название- нубанда. В его руках соединено управление дворцом и страной. Он принимает решение от имени лугаля.

Финансами государства ведал специальный чиновник. Добыть деньги на содержание двора, на военные кампании было делом нелегким. Управителями городов царь назначал своих чиновников, наделяя их правами в области администрации и суда. Прежние династии этих городов были истреблены, либо отстранены от дел государственных.

Кроме высших имелись многочисленные средние и мелкие чины. Они не только вели записи доходов и расходов, но и составляли списки жителей, давали справки о рождении и смерти, вели учет налогооблагаемого населения, а также составляли списки рекрутов.

Наряду с земельным наделом (илку) многим чиновникам полагалось и денежное вознаграждение, о чем говорит, например, обнаруженная ведомость по выплате жалованья. Главнокомандующему войском: 10 мин серебра, 5 платьев; верховному судье: 3 мины серебра и 3 платья; управителю дворцовым хозяйством: мину серебра, 1 платье высшего качества и т. д. Обязанности подданных и всех чиновников регулировались законами. Царь был верховным законодателем и «действовал по поручению бога Солнца, все знающего».

Лугаль обычно сам осуществлял верховное командование армией. Строительство и эксплуатация оросительной системы было важнейшим делом центральной власти. Этим, как правило, занимался сам лугаль.

Царя охраняла гвардия. Она находилась при нем не только во время военных действий, но и в мирное время, неся охрану дворцов и покоев царской семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector