Ванино, хабаровский край

Порт[править | править код]

Порт Ванино — крупнейший транспортный узел Хабаровского края. Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванино в Татарском проливе и на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов.

В торговом порту имеется 22 грузовых причала и пирса общей протяжённостью более 3 км. Они входят в состав четырёх перегрузочных комплексов и нефтеналивного терминала.

Ванинский порт — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям. С 1973 г. работает морская железнодорожная переправа Ванино — Холмск.

Нефтеналивной терминал включает 3 причала. Суммарная ёмкость резервуарного парка нефтетерминала составляет 200 тыс. м³, из них 120 тыс. м³ предназначены для хранения тёмных нефтепродуктов и 80 тыс. м³ — для светлых нефтепродуктов. Производственные мощности терминала позволяют перегружать до 3 млн тонн нефтегрузов в год.

В состав портового флота входят более 20 единиц судов различного назначения, в том числе: несколько буксиров-кантовщиков («Тугнуй» и «Ургал»), один морской буксир, судно-водолей, маслозаправщик, сборщик льяльных вод, два самоходных и два несамоходных , лихтеры, танкер-бункеровщик, нефтемусоросборщики, два пассажирских катера.

Порт обслуживает железнодорожная станция Ванино.

Грузооборот порта в 2005 году составил 6,2 млн тонн. Основными грузами являются лес и пиломатериалы, цветные и чёрные металлы, контейнеры, руда, уголь.

Панорама порта Ванино

География и климат[править | править код]

Посёлок городского типа расположен на берегу бухты Ванина (Татарский пролив), в 608 км от Хабаровска, в 32 км от города Советская Гавань (по дороге). Байкало-Амурской железной дорогой связан с Комсомольском-на-Амуре (на территории посёлка находится станции Ванино-Вокзал и Ванино-Порт), строящейся автомобильной трассой «Лидога — Ванино — Советская Гавань» посёлок связан с автодорожной сетью края.

Умеренный муссонный климат. Зима мягкая и снежная, в то же время лето прохладное, дождливое. На побережье Татарского пролива и бухты Ванина часты туманы.

Температура морской воды в Ванино
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек Год
−1,6 °C −1,6 °C −1,3 °C 0,0 °C 3,0 °C 6,6 °C 9,8 °C 13,3 °C 13,2 °C 9,2 °C 4,2 °C −0,5 °C 4,5 °C

В августе 2014 года, по данным погодного сайта rp5.ru, максимальная температура воды составила +19 градусов.

История[править | править код]

Глубоководная бухта Ванина (названная в честь военного топографа Иакима Клементьевича Ванина) открыта в мае 1853 года. Впервые появилась на российских морских картах в 1876 году, благодаря экспедиции по исследованию Татарского пролива.

История заселения поселения начинается с 1907 года, с появлением лесопромышленника Тишкина, отсюда и первое название населенного пункта — Тишкино.

Освоение бухты началось в 1939 году. К тому времени в бухте находилось лишь одно предприятие — Лесоучасток. В это время Ванино, как и всё побережье Татарского пролива, находилось в составе Советского (позднее — Советско-Гаванского) района Приморского края.

21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина.

Официальная дата основания порта — 18 октября 1943 года. В этот день Дальневосточным морским пароходством утверждено штатное расписание портового пункта Ванино.

В апреле 1944 года был досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс, 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд. В строительстве дороги большую роль сыграли заключённые, солдаты строительных батальонов, а также около 50 тысяч военнопленных. В посёлке была открыта железнодорожная станция, носящая название «Ванино-Вокзал».

Станция «Ванино-Вокзал»

Значение Ванинского порта резко возросло начиная с лета 1946 года, после того, как портовые сооружения в Находке были разрушены взрывом парохода «Дальстрой» (24 июня 1946).

Порт Ванино, Ванинский ИТЛ (Ванинский транзитно-пересыльный лагерь) стал пересадочным пунктом для этапов заключённых, следовавших на Колыму. На станции и в порту Ванино происходила перегрузка заключённых из эшелонов на пароходы, следовавшие в Магадан — административный центр ГУ СДС НКВД-МВД СССР «Дальстрой» и Севвостлага.

Собственно посёлок делится на Ванино (центр), второй район и финский посёлок (гарнизонка). До 1985 года в черту посёлка входил посёлок Токи. Коппинский жилмассив административно отнесён к п. Октябрьскому. Улицы и застройка посёлка в горной местности, перепады высот составляют около 50-70 метров.

О порте

Морской порт Ванино расположен на западном побережье Татарского пролива. Акватория порта включает в себя участки водной поверхности в бухтах Ванина, Мучке, в Татарском проливе от мыса Веселый до мыса Токи и бухте Сизиман.

Морской порт Ванино осуществляет операции с контейнерами, навалочными, нефтеналивными, лесными и генеральными грузами, включая опасные грузы.

В порту Ванино имеются следующие специализированные причалы: для приема контейнерных, нефтеналивных грузов, по переработке глинозёма, лесных и генеральных грузов, угольный терминал, паромный комплекс по перевозке железнодорожных вагонов в морской порт Холмск (остров Сахалин).

Судоходство в порту Ванино осуществляется в гидрометеорологических условиях, характеризующихся густыми туманами в весенний и летний периоды, сильными штормовыми ветрами в осенний и зимний периоды, дрейфующим льдом в зимний период.

Навигация в порту осуществляется круглогодично.

Порт осуществляет работу круглосуточно и имеет грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В порту осуществляется буксирное обеспечение судов.

С началом льдообразования осуществляется ледокольная проводка судов в соответствии с требованиями Общих правил плавания и Обязательных постановлений в морском порту Ванино.

В границах морского порта Ванино осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты (стивидорные, агентирующие, бункеровочные). Основными предприятиями, эксплуатирующими причальный фронт различного назначения, являются:

АО «Порт Ванино» — крупнейшая стивидорная компания Ванинского транспортного узла, осуществляющая перевалку грузов самой широкой номенклатуры. Принимает к обработке суда длинной до 200 метров и максимальной осадкой — 10,2 м. Объем перевалки грузов в 2020 году составил 7,5 млн тонн.

АО «Дальтрансуголь» — современный угольный терминал, способный принимать суда длинной до 292 метров и максимальной осадкой  до 17,4 метров. Объем перевалки угля в 2020 году составил 23,2 млн. тонн.

ООО «Трансбункер-Ванино» осуществляет перевалку темных и светлых нефтепродуктов. Способно принимать суда длиною до 242,6 метров и максимальной осадкой до  12,5 метров. Объем перевалки грузов в 2020 году составила 2,0 млн. тонн.

В настоящее время в бухте Мучке АО «ВаниноТрансУголь» ведется строительство еще одного из крупнейших угольных терминалов Дальнего Востока — транспортно-перегрузочного комплекса для перегрузки угля и железорудного концентрата. Реализация проекта осуществляется в два этапа. На первом этапе, в сентябре 2020 года, введен в эксплуатацию причал по перевалке угля мощностью 12 млн. тонн в год. На втором этапе, с вводом в эксплуатацию второго причала в 2023 году мощности будут увеличены до 24 млн. тонн.

Общий грузооборот морского порта Ванино в 2020 году составил — 33,5 млн. тонн.

Транспорт[править | править код]

В посёлке имеется своё автотранспортное предприятие, выполняющая рейсы как внутренних, так и загородных маршрутов на автобусах Daewoo и ПАЗ:

маршрут № 7: ЦРБ — ТЦ «Океан» — п. Токи
маршрут № 12: ЦРБ — п. Токи
маршрут № 14: магазин «Телец» — ТЦ «Океан»
маршрут № 15К: магазин «Телец» — Коппинский жилмассив — ЦРБ — китайский рынок
маршрут № 101: университет (автовокзал) — г. Советская Гавань.
маршрут № 102: гараж — «Орбита» — п. Токи-2 — школа № 4 — ЦРБ — Коппинский жилмассив — магазин «Телец»
маршрут № 103: «Телец» — ЦРБ — с. Датта — п. Монгохто
маршрут № 104: «Телец» — Коппинский жилмассив — п. Токи
маршрут № 105: магазин «Орбита» — п. Заветы Ильича — п. Бяудэ
маршрут № 106: Университет (автовокзал) — Коппинский ж/м — п. Заветы Ильича (по этому маршруту ходит основной, дополнительный и комерческий рейсы).

С автовокзала ежедневно отправляются автобусы на Хабаровск, 5 рейсов, «эконом» и «бизнес» комплектации (с учётом тяжёлой дороги, они все разбитые и изношенные). Время в пути — около 12 часов. Автобусы идут через аэропорт до автовокзала г. Хабаровска. Хотя дороги в Ванино стараются поддерживать в более-менее приличном состоянии, возле автовокзала асфальта нет, только типичная для этих мест отвратительная отсыпка из скального грунта.

В Ванино несколько фирм такси, в том числе есть чисто женское. Плата за проезд вполне демократичная, а таксисты адекватные. Также курсируют частные маршрутки, например каждые два часа следует маршрутное такси Монгохто — Ванино, с конечной остановкой возле Центральной районной больницы.

Также можно уехать до Владивостока, через Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск на пассажирском поезде № 361/362 «Тихоокеанская — Советская Гавань». Поезд ходит раз в сутки, вечером уходит до Владивостока, утром прибывает в Ванино. Несмотря на название, поезд не ходит до Совгавани, конечная станция у него — Совгавань-сортировочная, или п. Октябрьский, в 10 минутах езды от Ванино.

Заработал аэропорт «Совгавань» — бывший военный аэродром Май-Гатка. Раз в неделю с Хабаровска совершает рейс самолёт L-410, цена полуторачасового перелёта — 4000 рублей (2014 год). В СССР от Совгавани до Хабаровска выполнялось 5 рейсов ежедневно на Ан-24 и один рейс до Владивостока. Рейсового автобуса до аэропорта нет.

Паромная переправа Ванино-Холмск уже много десятилетий осуществляется паромами серии «Сахалин» — в своё время это были весьма передовые суда. Железнодорожный вокзал одновременно является морским вокзалом, пассажиры на паромный причал перевозятся автобусами. О регулярности рейсов говорить не приходится, в основном из-за нестабильности погодных условий в районе западного побережья Сахалина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector