Остров валаам и валаамский монастырь

Монастырь: центральная усадьба, скиты и подворья

Монастырь имеет сложную структуру. Главный собор, основной корпус общежитий обители, хозяйственные постройки расположены в Центральной усадьбе острова Валаам, давшего название всему архипелагу. По островам разбросаны многочисленные скиты. Само слово скит произошло от названия пустыни в Северной Африке Шиит. Это форма монашеской жизни, более уединенная, чем общежительная, когда иноки живут по несколько человек (существует еще отшельническая форма жизни, на Валааме еще в XIX веке она была, теперь уже нет). До революции на Валааме было 13 скитов, сейчас после советского 50-летнего запустения восстановлено 9 из них и построен один новый.

Всехсвятский, Предтеченский, Коневский и Святоостровский скиты были построены для монахов подвижнической жизни. Ранее и устав их был более строг, чем в Центральной усадьбе, а сейчас во всём монастыре он одинаков. Сергиевский и Германовский скиты связаны с хозяйственной деятельностью монастыря: они были построены в местах, где находились каменоломни и шла добыча красного и серого гранита. Есть на острове также Воскресенский и Гефсиманский скиты, которые свидетельствуют о местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Свято-Владимирский скит был построен последним как патриаршая резиденция (Валаамский монастырь относится к типу ставропигиальных, подчиняющихся не епархии, а непосредственно Патриарху).

Гости острова, даже паломники, не могут посетить все скиты: далеко не все открыты путешественникам. Предтеченский закрыт для всех, Всехсвятский открывает свои двери лишь раз в год на престольный праздник, Святоостровский посещают некоторые паломнические группы, Воскресенский осматривают почти все прибывающие группы. На материке в Сортавале, Приозерске, Петербурге, Москве и даже в Сочи открыты подворья монастыря.

Воскресенский скит. Фото: Alexxx Malev

Что посмотреть на Валааме

На Валааме с течением времени был создан крайне обширный и сложный архитектурный ансамбль, в который входит монастырь, множество небольших церквей, часовен, скитов и крестов, причем до некоторых достопримечательностей можно добраться лишь по воде. Каждое место по-своему уникально и гармонично вписывается в природу Валаама, который, несмотря на обитаемость, по большей части сохранил первобытный облик.

Наиболее интересные достопримечательности Валаама с фото и кратким описанием приведены ниже. Их можно осмотреть одним днем, однако, лучше задержаться на острове, на 2-3 дня, чтобы обойти и менее известные места и достопримечательности, которые также способны порадовать глаз.

Валаамский монастырь

Мужской Валаамский (Свято-Преображенский) монастырь – главная достопримечательность острова Валаам. Он расположен на возвышении, неподалеку от Монастырской бухты.

Интерьер монастыря очень прост, вопреки ожиданиям здесь нет расписных стен и потолка, как это принято в церквях. Объясняется это тем, что в советское время монастырский корпус был переделан в школу боцманов, а храм обустроили под местный клуб. Все росписи закрасили. По мере реставрации комплекса монашеская жизнь здесь возродилась, однако, фрески восстановить не удалось.

Важно! Перед входом в комплекс необходимо соответствующе одеться: мужчинам нельзя надевать короткие шорты и майки, женщинам следует надеть юбку и покрыть голову платком. Фотографировать внутри монастыря нельзя, только за его пределами

Скит Во имя всех святых

Это первый скит, основанный на острове Валаам, и самый крупный. Все туристические маршруты включают в себя эту достопримечательность, несмотря на его удаленное расположение – на небольшом островке под названием Скитский, который входит в состав Валаамского архипелага. Попасть на этот островок можно через Владимирский мост.

Неподалеку от скита располагается еще одна естественная достопримечательность – высокая сосна-великан возрастом более 400 лет. Возле нее берет свое начало дубовая аллея, которая ведет к скиту.

Важно! Скит – это небольшой комплекс, где живет небольшая группа монахов, которые ведут уединенный образ жизни. Каждый скит имеет свой устав и место для богослужения, однако, некоторые из Валаамских скитов закрыты для посещения

Воскресенский скит

Воскресенский скит располагается на горе над Большой Никоновской бухтой. В состав комплекса входит Воскресенская церковь, келейные корпуса и монастырская трапезная. Это единственный недействующий скит на территории острова. Летом на территории Воскресенского скита проводят концерты духовного пения.

Совет! Здесь можно немного отдохнуть после осмотра достопримечательностей и перекусить. В трапезной скита гостям острова предлагают простой, но вкусный обед.

Вознесенская часовня

Ориентиром для Вознесенской часовни служит Гефсиманский скит, который расположен в 200 м от нее. Пройти к этой достопримечательности можно по извилистой тропинке.

Вознесенская часовня имеет 5 небольших глав с голубым покрытием и резное крыльцо. Неподалеку от нее можно обнаружить смотровую площадку, с которой открывается прекрасный вид на еще одну достопримечательность, уже природного происхождения – Малую Никоновскую бухту.

Важно! Внутри часовни находится резная деревянная икона «Моление о чаше»

Правила безопасности

Валаам-остров — спокойное и безопасное место, если оставаться на туристических тропах и дорожках. А вот, зайдя глубоко в лес, есть вероятность поскользнуться, споткнуться или встретиться с клещом. Также на острове есть мыс Змеиный, который совсем не зря получил свое название.

Поэтому всем прибывающим на остров рекомендуется придерживаться простых правил безопасности:

  • Надеть удобную одежду и обувь.
  • Не подходить близко к краям обрывов.
  • Смотреть под ноги.
    И тогда ваше путешествие запомнится исключительно невероятной архитектурой и впечатляющей природой этого замечательного края.

Кто из богов и святых прославил остров Валаам

Существует множество версий о происхождении названия острова. Некоторые считают, что название произошло от имени персонажа скандинавской мифологии Валы – сына Одина. Не исключено, что название связано с именем Велеса – это славянский бог, покровитель скота, которому, согласно писаниям, здесь приносили свои жертвы язычники. Также, именем Валаам зовется пророк из Библии. Но самая распространенная версия относится к древним племенам, которые населяли эти земли много веков назад.

Остров Валаам

Ученые-лингвисты говорят, что, скорее всего, название Валаам происходит от финно-угорского слова «валамо», что означает «высокая земля». На этом языке разговаривало племя ижора, которое и населяло эти земли раньше. И правда, этот остров сплошь покрыт отвесными скалами, которые возвышаются над озером.

Валаамский монастырь

В 11-12 веках здесь был основан Валаамский монастырь, который находится на острове до сих пор. По преданию, святые Сергий и Герман Валаамские пришли в эти места первыми православными миссионерами и основали на острове братство монахов. Они же и считаются родоначальниками монастыря. Сведений об их жизни практически не осталось, но редкие упоминания в святых писаниях подтверждают, что становлением монастыря Валаам обязан именно им.

Так как эта земля находится очень близко от границы с Финляндией, за свою историю ей пришлось пережить множество потрясений и изменений. Она не раз переходила под власть Финляндии и Швеции вместе со всей территорией Северной Карелии. На острове в течение века господствовала другая вера, а монастыри использовались в качестве склада или были попросту заброшены.

Спасо-Преображенский собор

Восстановление монастыря началось только при Петре 1. После его указа был построен Спасо-Преображенский Собор, в который туристы приезжают по сей день, чтобы прикоснуться к истории.

Во времена СССР в этом регионе, как и во всей стране, любое проявление религии было запрещено, так что все величественные сооружения остались брошенными. Во время войны остров подвергался бомбардировкам, поэтому в 80-е годы 20-го века его снов пришлось восстанавливать. На острове был возведен Ново-Валаамский монастырь, а количество паломников с каждым годом только увеличивается.

Немного истории острова Валаам

Само название остров получил много столетий назад, когда здесь жили финно-угорские племена, а позже карелы. История возникновения полна легенд и загадок. Название можно перевести с финно-угорского «валамо» как «высокая земля». Некоторые сопоставляют его с именем Валы – по древнескандинавской мифологии сыном Одина, а также со славянским богом Велесом, которому здесь приносили жертвы язычники. Именем Валаам звался и библейский прорицатель о Христе.

По преданию, начало монастырю положил Андрей Первозванный, установив каменный крест во время распространения Христианства. Особо почитаются на Валааме преподобные Сергий и Герман, основавшие здесь монашеское братство.

У историков нет единого мнения о времени основания монастыря на землях Валаама. По одной версии, связанной с Авраамием Ростовским, это X–XII века, по другой – XII–XIV.

За свою историю острову пришлось пережить немало испытаний. Это военные столкновения со шведами, эпидемии. Обитель была полностью уничтожена и возрождалась вновь. Валаам, как и Карелия более чем на век оказывалась под властью Швеции, а значит, и под другой верой.

Однако в 1715 году, после очередной войны со шведами, указом Петра I началось восстановление обители. Вскоре было построено каменное здание монастыря, а к концу XIX века – церкви скитов. Материалы для строительства изготавливались на острове. Строителем Валаама называют игумена Дамаскина, при котором шло активное строительство, а также росла численность братии.

В 1887 году состоялось освещение закладного камня соборного храма. Здесь был воздвигнут величественный Спасо-Преображенский собор.

Новые испытания пережил Валаам в XX веке. В 1918–1940 годах остров принадлежал Финляндии. Монастырь не переставал жить, однако столкнулся с проблемами голода, эпидемии, на острове велись фортификационные работы. Был также введён новый календарь, в результате чего некоторые монахи были вынуждены уехать, так как отказались подчиниться.

Во время очередного обострения советско-финских отношений Валаам неоднократно подвергался бомбардировкам. В результате мирного договора Карелия, в том числе и Валаам, вновь отошли к СССР. На территории Финляндии эвакуированными во время военных действий монахами был основан Ново-Валаамский мужской православный монастырь.

А вот на острове началась совсем другая жизнь – без колокольного звона и служб. Здесь была школа юнг, создан совхоз, интернат для инвалидов и престарелых. Церкви использовались как склады и магазины, деревянные постройки служили топливом.

В 1979 году начались реставрационные работы, Возобновилась и монашеская жизнь. Сейчас братия насчитывает более ста человек. Есть на острове и местное население, порядка 460 человек, однако существуют планы по его переселению в Сортавала (название города местные жители не склоняют, так как оно иностранного происхождения).

Что посмотреть на Валааме

Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера и состоит более чем из 50 островов. Самый посещаемый, это, конечно, Валаам, место расположения Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Природа этих островов удивительна, несмотря на то, что климат довольно суров. Даже летом температура не превышает 17-19С?, а холодные ветра Ладожского озера заставляют съежиться и потеплее закутаться в ветровку.

Но иногда в самых суровых условиях расцветают самые прекрасные цветы.

Отвесные скалы с соснами, некоторым из которых больше 300 лет, бухты и озера — суровая и прекрасная природа Валаама привлекала талантливейших художников России — Рериха, Айвазовского, Шишкина.

Сегодня в монастыре продолжаются реставрационные работы, но все же он является действующим. Проводятся все службы. На территории обители проживают более двухсот насельников.

Первое, что встречает туристов на монастырском причале по прибытии на остров — это часовня иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Недалеко от нее расположен домик начальникам причала, а за ним — монастырские сады и огороды. Природный климат на Валааме довольно суров, но при этом братия выращивает клубнику, яблони, сливы, груши и даже розы. Всего на острове три сада: Верхний, Средний и Нижний. При этом яблонь в них более 2000. Знамениты они и «Аптекарским огородом», который рекомендовал монахам еще Петр I, из это «огорода» и вырос со временем Верхний сад. Землю свозили на Валаам с материка, каждый паломник знал, что лучший подарок монастырю — мешок земли.

Непосредственно перед монастырем находится Знаменская, или как ее называют, Царская часовня. Она установлена в 1858 г. в честь посещения Валаама императором Александром II с семейством. Внутри нее находится очень красивая мозаичная икона «Знамение Божьей Матери».

Далее путешественники входят в монастырь.

Стоит упомянуть о правилах посещения монастыря. Женщинам нельзя носить на территории монастыря шорты, брюки, мини-юбки, декольте, прозрачные вещи. Головной убор обязателен. Мужчинам нельзя шорты, майки, головной убор, также не приветствуются спортивные костюмы. Как говориться в чужой монастырь, со своим уставом…

Вокруг монастыря находится несколько зданий. В них проживают миряне: трудники, волонтеры. Все они трудятся на территории монастыря бесплатно. Проживание и питание им обеспечено. Здесь же есть гостиница для паломников и трапезная. Здесь их две — одна братская другая для паломников.

Именно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре находится известная и почитаемая «Икона Валаамской Божьей Матери». С ее обретением связана удивительная история. В 1897 г. в монастыре появилась питерская паломница Наталья Андреева, которая страдала застарелой болезнью ног. Она и рассказала старцам о том, что во сне ей явилась Божья Матерь, которая поведала о своем образе  в стенах храма. Ориентируясь по сну паломницы, старцы действительно нашли икону, в кладовой за церковной утварью. После чудесного обретения иконы Наталья Андреева исцелилась. В 1940 г. с приходом советской власти монахи увезли икону в Финляндию, где она и находится по сей день в Ново-Валаамском монастыре. На Валааме же в России есть ее список (копия).

С острова Валаама на остров Никольский проложены деревянные сходни, пройдя по ним перед туристами открываются Никольский скит — одна из красивейших церквей всего храмового комплекса. К сожалению, он был сильно разрушен в советский период, но в 1983 г. начались восстановительные работы, а в 1989 г. — скит был возвращен церкви.

Путешественники могут осмотреть и другие скиты, однако, не все они открыты к посещению. В некоторые запрещен вход женщинам, а некоторые не допускают в свою внутреннюю жизнь мирян вообще. Например, Герсифманский (Желтый) скит, где на входе висят красноречивые объявления «Прятаться от дождя на крыльце храма не разрешается», «Просьба не беспокоить братию», «Посторонним вход воспрещен».

В разных местах архипелага сохранились подземные казематы и орудийные позиции — это линия Маннергейма, используемая во времена русско- финской войны. Любопытствующие могут осмотреть прорубленный в скале тайный спуск к Ладоге, а также башню наведения высотой в 22 метра. Оттуда, кстати, открывается потрясающий вид. Окопы, буквально, «вырытые в камнях» тоже весьма впечатляют.

Красивейший северный заповедник, уникальный монастырский комплекс, место исторических событий — все это Валаам

Неважно, с какой целью приезжают сюда туристы, каждый из них увозит  с собой частичку покоя и чистоты этого места. «Обитель неба на земле». Что еще сказать!

Что еще сказать!

Репка для царя и первоклассный монастырь

Расцвет Валаама пришелся на XIX век. В 1819 году монастырь посетил император Александр I. Именно при императоре Александре I в 1810 году Великое княжество Финляндское было отвоевано у Швеции и вошло в состав Российской империи. А Валаамский архипелаг, в свою очередь, вошел в административное подчинение Финляндии. Эта ситуация обусловила совершенно особое положение Валаамского монастыря — «православной святыни в лютеранском окружении» и его особую судьбу после 1917 года. Во время своего визита государь был подчеркнуто скромен. Он посетил все уставные службы, смиренно стоя в храме сзади — среди рядовой братии. На вопрос слепого старичка-монаха, кто находится рядом с ним, Александр скромно ответил: «Путешественник». Отшельник схимонах Николай, принявший царя в своей пустынной лесной келье, сказал, что может угостить его только репкой, выращенной на огороде своими руками. Но возник конфуз: столового прибора у отшельника не было. Царь на это сказал, что «он солдат и съест по-солдатски», содрал с репки кожуру зубами и съел.

Александр I на Валааме

После царского визита обитель ждали милости. Она получила статус монастыря I класса. Валаамские чудотворцы Сергий и Герман были внесены в общецерковные месяцесловы, суда с монастырскими грузами, приходящие в Санкт-Петербург из Финляндии, — освобождены от таможенных пошлин.

С 1839 по 1881 годы монастырь возглавлял игумен Дамаскин (Кононов). За сорок лет его правления появился тот самый Валаам, к которому стремятся богомольцы и туристы.

Прежде всего, основная обитель приняла знакомый нам архитектурный облик. Чертежи создавали архитекторы из Санкт-Петербурга, работы выполняли профессиональные каменщики, маляры, кровельщики, плотники, приглашаемые монастырем со всей России. В летние сезоны число рабочих в обители превышало 400 человек. Наравне с ними трудилась братия.

Игумен Дамаскин (Кононов)

Одной из проблем монастыря был трудный доступ к воде: обитель стояла на горе. Дамаскин благословил брата Ионафана, сироту, выпускника ремесленного училища, будущего настоятеля, спроектировать и построить водопровод. Канал, продолбленный в скале, привел воду к основанию монастыря, а насос, приводимый в действие паровой машиной, качал ее наверх.

За годы игуменства Дамаскина на Валааме появились шесть скитов, двадцать часовен и десять поклонных крестов. Было выстроено несколько домов, включая гостиницы, созданы новая библиотека, мастерские, проложены дороги, приобретен пароход.

Игумен Дамаскин занимался не только строительными и хозяйственными заботами. Он следил за исполнением строго Саровского устава, исповедовал братию, наставлял провинившихся. Двоим монахам, захотевшим покинуть монастырь, он разрешил уйти, только если они снимут и оставят свои рясы у гробницы святых Сергия и Германа. Монахи остались.

Водопроводный домик

Во время десятилетней болезни после инсульта игумен Дамаскин, как вспоминали его келейники, никогда не жаловался. На вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!» В еде довольствовался тем, что подадут, от пищи не отказывался, но отдельно никогда ничего не просил. Услуги со стороны братии, даже самые простые — перевернуть на другой бок, одеть, вывезти погулять, почитать книгу — воспринимал с такой глубокой благодарностью, что временами слезы выступали у него на глазах. Часто с трепетом причащался, много молился, неоднократно отмечались случаи его прозорливости.

Большинство настоятелей Валаамского монастыря по происхождению были крестьянами. Книга Василия Ивановича Немировича-Данченко, посвященная обители, называлась «Крестьянское царство» (в сокращенном варианте «Мужицкая обитель»). Надо отметить, что братия умела соблюсти устав и традиции. В 1835 году Синод назначил настоятелем игумена Вениамина из Новоезерского монастыря. Вениамин был хорошим хозяйственником, но братия его не приняла: согласно определению Синода от 1813 года настоятелем мог быть только валаамский насельник. После нескольких лет споров и тяжб законность восторжествовала: Вениамин удалился с острова, а настоятелем стал Дамаскин.

4

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Этот действующий монастырь – главная достопримечательность острова. Многие приезжают сюда, чтобы посетить службу, приобрести религиозную литературу, послушать церковный хор или просто познакомиться с этим историческим памятником, проникнуться его историей. В одной из церквей этого монастыря покоится главная святыня острова – мощи основателей Сергия и Германа Валаамских, основавших здесь монашество.

В лавках при монастыре можно приобрести: иконы из местной мастерской, альбом с прекрасными фотографиями природы Валаама, освященный ладан и ароматическое масло. Имеется при монастыре и хозяйство по разведению форели.

Какие сувениры привезти

Что можно привезти на память о поездке? Рынок сувениров предлагает продукты и изделия местных мастеров.

  • Иконы, которые написаны монастырскими монахами.
  • Красивые фарфоровые чашечки, предназначенные для хранения святой воды.
  • Подушки, наполненные можжевеловыми стружками. Они считаются лечебными, так как при нагревании начинают выделять целительные эфирные масла.
  • Расписные шали и палантины местных мастериц.
  • Копченую и вяленую рыбу из валаамских мест можно купить, чтобы поесть на месте, или привезти домой.
  • Традиционные магнитики, тарелки, деревянные дудочки, лапти и другие изделия талантливых людей этого края.

Правила посещения Валаама

Валаамский монастырь, где находится множество святынь, интересен туристам и паломникам. Чтобы получить удовлетворение от поездки в святое место, следует заранее выбрать цель путешествия и желаемую роль.

Род занятий Права и обязанности Как стать
Турист Осмотр достопримечательностей. Соблюдение общих правил вежливости. Участие в молитвах и службах не обязательно. Фото- и видеосъемка только по разрешению. Купить тур на Валаам в агентстве, приехать на остров самостоятельно
Паломник Осмотр достопримечательностей. Посещение молитв и служб, поклонение святыням. Приветствуется выполнение простых поручений от монахов. Через Паломническую службу +7 (812) 902-86-11
Трудник Участвует во всех обрядах вместе с монахами, соблюдает монастырский распорядок, работает на общее благо. Может стать монахом через 2-3 года после начала трудничества или покинуть Валаам по своему желанию в любое время. Связаться со Службой благочиния монастыря

+7 (812) 902 86 03

Волонтер Работает на благо монастыря, не участвуя в обрядах. Может быть человеком любого вероисповедания или атеистом. Связаться с Волонтерской службой

Количество трудников и волонтеров, которые могут быть поселены в гостиницы, строго ограничивается. В монастыре есть места для 40 трудников, число волонтеров меняется в зависимости от потребности в помощниках. Валаам – мужской монастырь, но в трудники и волонтеры принимаются женщины, хотя они не могут быть посвящены здесь в монашество

Все гости острова Валаам, вне зависимости от своей роли, должны соблюдать правила вежливости:

  • Женщины могут ходить по святому острову только в платках и юбках.
  • Мужчины должны входить в храмы без головных уборов.
  • Для всех считается неприличной очень открытая одежда, даже если очень жарко.
  • Неприлично посещать экскурсии и паломничества в спортивной одежде.
  • Мобильные телефоны во время посещения храмов и святых мест нужно отключать.
  • К незнакомым монахам следует обращаться «Отец» или «Отче».
  • Невежливо отвлекать монахов, трудников, волонтеров от их работы.
  • Можно задавать монахам вопросы о смысле монашества и православной веры.
  • Очень неприлично спрашивать монахов об их настоящих именах, мирской жизни до принятия обетов.

Курение табака на острове не приветствуется, но и не запрещается для всех, кроме трудников. Для курения следует выбирать скрытые от посторонних глаз места, где ходит мало людей, чтобы не мешать никому сигаретным дымом. Распитие алкогольных напитков категорически запрещено, если это не кагор или вино для причастия.

Валаамский монастырь находится на территории заповедника, где запрещены рыбалка и охота, палаточные лагери и разведение костров. Нельзя выкидывать на островах мусор, это неуважение не только к святому месту, но и к природе Карелии.

Скит Всех Святых


Скит Всех Святых. | Фото: wikimedia.
3

Всехсвятский скит — самый древний за пределами Свято-Преображенского монастыря. Первым здесь жил в затворничестве преподобный Александр Свирский. Жильём для монаха стала вырытая им пещера.

В середине XIX века на средства игумена Дамаскина возведены трапезная, келейные корпуса и храм Всех Святых. В 1939 г. монахов вывезли в Финляндию. В 1993 году церковь заново освятили, служение возобновилось.

Скит приводит в восхищение путешественников своей гармонией и красотой башенок и куполов. Вокруг разбит красивый сад Выращенные монахами вкусные ягоды и плоды можно купить в монастырской лавке.

В праздник Всех Святых внутрь скита могут войти все желающие. В этот день священнослужители и паломники следуют Крестным ходом от усадьбы Преображенского монастыря ко Всехсвятскому скиту.

Адрес: Скит Всех Святых, Республика Карелия, Россия.

Особая духовно-экономическая зона

В России принято считать, что успех любого дела связан с яркой личностью, и, когда этот человек умирает, начинается деградация. В случае Валаамского монастыря было не так. После Дамаскина сменилось несколько настоятелей, а Валаам развивался и укреплялся как центр притяжения для богомольцев и просто любопытствующих.

Что же в конце XIX века влекло на Валаамский архипелаг художников и литераторов? Во-первых, «мужицкая обитель» поражала наблюдателя тем, что в то время называлось культурным хозяйством. Монастырь, живший по древнему уставу, напоминал коммуну, в которой используются все достижения прогресса. Вместо водоносов — водоподъемная машина. Другая подъемная машина доставляла грязную одежду из бани в прачечную, там она стирались, выжималась гидравлическим прессом и сушилась сухим паром. И детали для машин, и кованые решетки, и маленькие колокола (большие отливали по заказу на литейных заводах) — все создавалось в токарных, сверлильных, литейных мастерских. В них трудились послушники и монахи. Центральную усадьбу монастыря и скиты на острове соединяли идеальные дороги с мостами и каналы.В садах вызревали такие несвойственные для Карелии фрукты, как вишня и слива, на огородах — лекарственные растения и южные приправы, в том числе иссоп, упомянутый в 50-м псалме. В древесном питомнике выращивались саженцы сибирского кедра для последующей посадки.

Любые действия братии, в том числе и хозяйственные, могли осуществляться только по благословению (разрешению) настоятеля.

Являясь собственником всех Валаамских островов и прилегающей водной акватории (знаменитых «валаамских рыбных ловлей»), монастырь выступал как бережный, рачительный хозяин.

В условиях частых штормов (как отмечалось в монастырских путеводителях, «как бы ни были и толсты и крепки деревья, бурный ветер вырывает их в иных местах по одиночке или целыми полосами») братия не имела нужды рубить лес на дрова. Для хозяйственных целей хватало валежника.

В качестве строительного материала использовали покупную древесину хорошего качества.

По инициативе игумена Дамаскина на Валааме была начата программа по сохранению и облагораживанию лесных угодий. Кроме контроля и защиты леса от самочинных вырубок (этим грешили обычно тайно приезжавшие на остров финны-рыбаки), своевременного вывоза валежника и уничтожения больных деревьев, были проведены масштабные мелиоративные работы: по всему Валааму силами братии были проложены водостоки, что предотвращало постепенное подтапливание и закисание почв. Для руководства этими работами приглашался профессиональный лесничий.

Монахи в некоторых скитах не ели рыбу, поэтому она буквально кишела у берегов внутренних озер. Тем более исключалась охота — аборигенные птицы и звери Валаама никогда не слышали ружейных выстрелов. Отсюда множество описаний умилительных встреч путешественников с лосями, лисами, птицами. Даже собрать грибы и ягоды можно было лишь по благословению, поэтому в двух шагах от человеческого жилья красовались россыпи подосиновиков и волнушек. Пожалуй, старый Валаам был самым последовательным экологическим пользователем тех времен.

Все это обеспечивалось строжайшей дисциплиной. Женщины на остров допускались, но не могли появиться во многих зданиях, например, в братской трапезной и в некоторых скитах. Существовал жесткий контроль над образом жизни братии и трудников. Посылки от родственников с Большой земли подвергались проверкам — так как табак в монастыре был запрещен, иногда приходили религиозные книги, где между склеенных страниц был засыпан табачный порошок. Зимой на лед выходили дозорщики, чтобы с материка не пронесли табак или спиртное. Надо сказать, что этот «бизнес» по подпольной торговле спиртным и табаком был рассчитан не на монахов, а на рабочих, трудившихся в монастыре по найму (как уже отмечалось, число их в летние периоды превышало 400 человек) и некрепких духом богомольцев, количество которых тоже могло доходить до тысячи одномоментно.

Удивительный природный ландшафт и сохранившаяся живая природа, люди, выбравшие духовный подвиг, — вот что привлекало на Валаам любопытствующих, не говоря уже о подвижниках, готовых жить этой жизнью. На рубеже веков число постоянных и временных жителей монастыря иногда достигало тысячи человек.

На территории Валаама было вольготно не только зверям и птицам, но и упряжным лошадям. Монастырским возницам запрещалось даже щелкать кнутом, не то что бить коней.

5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector