«родина-мать зовёт!»
Содержание:
- Пискаревское мемориальное кладбище
- Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
- «Родина-мать зовёт!» История создания памятника.
- «Тыл-фронту» или меч выкован
- «Воин-освободитель»
- Особенности статуи
- «Воин-освободитель» или меч опущен
- «Памятник защитникам советского Заполярья 1941–1945» («Алеша»)
- Конструктивные особенности монумента
- Памятник Солдату и Матросу в Севастополе
- Памятник Матросу и Солдату
- «Родина-мать зовет!» или меч поднят
- Журавли
- Реставрация монумента
- Музей-заповедник «Прохоровское поле»
- Могила Неизвестного солдата
- «Перемиловская высота»
- «Тыл — фронту»
- Описание монумента
- Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге
Пискаревское мемориальное кладбище
Самое большое захоронение жертв Второй мировой войны расположено в Санкт-Петербурге. В 186 братских могилах похоронены около 420 тысяч жителей блокадного Ленинграда, умерших от голода, холода и болезней, 70 тысяч воинов, героически сражавшихся за Северную столицу. Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1960 года. Доминанта ансамбля — памятник «Мать-Родина» с гранитной стелой, на которой выбита эпитафия Ольги Берггольц, где есть знаменитая строка «Никто не забыт и ничто не забыто». Поэтесса написала это стихотворение к открытию Пискаревского мемориала. От «Матери-Родины» идет 300-метровая аллея, на которой высажены красные розы, она заканчивается у Вечного огня. Здесь, на Пискаревском кладбище, в военном музее находится дневник Тани Савичевой.
Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
Где находится: Санкт-Петербург (ранее — Ленинград), Московский район, Площадь ПобедыВысота: 48 м (обелиск)Скульптор: В.Каменский, С.СперанскийГод создания: 1975 г.
Монумент посвящен ленинградцам, пережившим блокаду, равной которой не было в мировой истории (почти 900 дней), а также солдатам Красной армии державшим оборону в 1941 г. на Пулковских высотах и прорвавшим кольцо блокады в битве за Ленинград 18 января 1943 г.
В центре композиции 48-метровый обелиск, у его подножия расположения скульптурная группа «Победители» — две бронзовые фигуры солдата и рабочего, олицетворяющих единение фронта и тыла. На пьедесталах вокруг расположено еще 26 фигур — рабочих, солдат, горожан, лица которых обращены к Пулковским высотам. Мемориальный комплекс дополнен залом памяти в форме разомкнутого кольца, что символизирует прорванную блокаду.
Комплекс строился частично на пожертвования горожан, его создатели (скульпторы В.Каменский, С.Сперанский и архитектор М.Аникушин) лично участвовали в обороне города. Памятник установлен там, где непосредственно проходил второй рубеж обороны Ленинграда.
«Родина-мать зовёт!» История создания памятника.
- Консультации с военной точки зрения при строительстве давал маршал Василий Чуйков, который в годы Великой Отечественной войны руководил 62-армией, которая и участвовала в боях за Сталинград. Согласно его завещанию был впоследствии захоронен у подножья этого монумента, рядом со своими воинами.
- От подножия до верхней площадки памятника 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. По плану и внутри должно было быть двести, но из-за пролетов их стало двести три.
- Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали и обшит титановыми листами. Но такая громадная масса вместе с высокой парусностью меча стали вызывать деформацию меча и движения титановых пластин, к тому же создавая шум гремящего на ветру металла. Поэтому в 1972 году меч был заменен на полностью стальной клинок с отверстиями в верхней части, чтобы уменьшить парусность.
- Фигуру женщины, «Родины-матери» отливали на месте. Рядом находил уменьшенный макет статуи в масштабе 1:10, с него же ярус за ярусом создавали этот грандиозный памятник. Во избежание внезапных остановок в строительстве все грузовые машины с бетоном были помечены специальном цветом, что давало им право проезда «на красный», а сотрудникам ГАИ было запрещено их останавливать. Голова отливалась отдельно и позже поднималась вертолетом.
- Евгений Вучетич вспоминал в разговоре с советским ученым Андреем Сахаровым , «что когда его спрашивало начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво, он отвечал, — А она кричит — за Родину… вашу мать!»
Достоверных данных, с кого лепил скульптор эту фигуру нет. Наиболее вероятным считается, что это была советская легкоатлетка, метательница диска Нина Думбадзе, а лицо с собственной жены скульптора Вучетича. Хотя есть и другие версии.
На момент постройки статуя была внесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая высокая на тот момент в мире. Сейчас эта скульптура-статуя занимает 11 место в мире по высоте и является самой высокой нерелигиозной статуей в мире.
«Тыл-фронту» или меч выкован
«Тыл фронту» г.Магнитогорск
Несмотря на то, что это начальная композиция ансамбля, построен он был позже всех – в 1979 году. В том, что именно небольшому Уральскому городку выпала честь установить на своей территории монумент такого масштаба – совершенно не случайно. Магнитогорская сталь использовалась для изготовления каждого второго танка и каждого третьего снаряда. Поэтому именно здесь и расположен памятник тыловикам, тем, кто ковал, причем в буквальном смысле этого слова, победу в тылу.
Для магнитогорцев в этом есть особый символизм – рабочий литейного завода вручает меч, который они выковали, солдату, взгляд которого повернут на Запад, именно туда он направит острие своего меча. Фигуры, несмотря на то, что стоят близко к друг другу, развернуты в противоположные стороны. Это олицетворяет тот факт, что у каждого из этих мужчин одна цель и одна война, но разные задачи, каждая из которых одинаково важна для победы.
Так ковалась победа в тылу
Несмотря на то, что памятник не очень высокий – 15 метров, создается впечатление, что он гораздо больше. Этот эффект достигается благодаря холму, на котором он расположен. Изготовлен монумент в граните и бронзе.
Для возведения памятника был создан искусственный холм высотой 18 метров, для того, чтобы он выдержал весомую конструкцию, его основание укрепили сваями. Сам памятник отлит в Ленинграде. Позже он дополнен элементами, на которых увековечены имена погибших на фронте магнитогорцев.
«Воин-освободитель»
Где находится: Трептов-паркВысота:Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:
Третья часть триптиха — «Воин-освободитель» отражает финальный разгром Германии советскими воинами и полное освобождение Европы от фашизма. Скульптура представляет собой воина с девочкой на руках, его опущенный меч приживаем к земле гитлеровскую свастику.
Монумент был торжественно открыт практически сразу после завершения войны — в 1949-м и посвящен памяти советских воинов. Надпись на русском и немецком языке гласит:
Интересно, что по дате создания (1949-й) — это самый первый памятник из триптиха, причем, вероятно, на момент его установки идеи триптиха еще не существовало. По изначальной задумке воин должен был стоять с опущенный автоматом, однако, сам Сталин при утверждении макета предложил заменить его на меч. В результате именно меч и стал тем связующим элементом между всеми тремя композициями.
Следующей — в 1967-м была закончена «Родина-мать», а первый по образной хронологии памятник «Тыл — фронту» был создан последним уже в 1979-м, когда скульптора Вучетича, создавшего «Воина-освободителя» и «Родину-мать» уже не было в живых.
Особенности статуи
Однако к возведению монумента приступили лишь в 1959 году. На кургане перед Сталинградом (ныне – Волгоградом) были установлены строительные леса, создана насыпь, на которой и должна была в дальнейшем появиться «Родина-мать». Однако процесс создания длился восемь долгих лет.
Считается, что источником вдохновения для создания знаменитой скульптуры для Евгения Вучетича стал барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже. Кроме того, заметно сходство «Родины-матери» с известной античной статуей Ники Самофракийской.
Франсуа Рюд Барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке, 1836 год, Париж, Франция
Неизвестно, с кого скульпторы лепили своё великое изваяние. Предположительно фигура была создана с Нины Думбадзе, советской спортсменки, а вот лицо «Родины-матери» очень напоминает облик супруги Вучетича.
С процессом возведения было связано немало сложностей. Одна из них крылась в особенностях материала, из которого была создана статуя. «Родина-мать зовёт!» – первое железобетонное изваяние. Конечно, железобетон принадлежал к одним из самых дешёвых материалов, однако он не был долговечным.
Уже через год после создания монумента стали проявляться микротрещины, что грозили уничтожить результат восьмилетнего труда ваятелей за недолгий срок. Из-за этого скульптуру стали ежегодно обильно покрывать водоотталкивающим составом.
Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э.Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
«Воин-освободитель» или меч опущен
«Воин-освободитель» г. Берлин
В канун четвертой годовщины Победы состоялось открытие памятника, олицетворявшего поражение фашизма. Это не только символ победы советского народа, но и олицетворение свободы всех народов Европы от фашизма. Стоит ли говорить, каких трудов стоило воздвигнуть памятник в послевоенные годы, когда разруха и тяжелый труд сопровождали каждого.
У памятника есть прототип – простой советский солдат из Кемеровской области, во время штурма Берлина он спас немецкую девочку и такой сюжет на самом деле имел место быть. Для статуи же позировал десантник Иван Одаренко, а у него на руках трехлетняя дочь коменданта советского сектора Берлина. Несмотря на то, что статуя изготовлена с победителя, на его лице нет радости или ликования, скорее скорбь и облегчение, ведь он прошел огромный путь, а впереди его еще ждут тяжелые испытания.
На скульптуре изображен реальный советский солдат
Примечательно, что сам Сталин приложил руку к созданию памятника, заложив основу всего триптиха. По задумке в руках у солдата был автомат (ну какой меч мог быть в руках у солдата того времени?), но Иосиф Виссарионович предложил заменить оружие, тонко прочувствовав, что меч придаст больше трагичности и драматизма.
Скульптура была отлита в бронзе в Ленинграде и состояла из шести частей, затем их перевезли в Берлин. После того как памятник был открыт, он был передан Берлину. Около мемориала проводятся памятные события и по сей день.
Триптих, в основу которого легла и творческая задумка, и работа инженеров и строителей, не оставляет равнодушным зрителей. Величие и мощь народа-победителя как нельзя лучше выражена в этих монументальных творениях. Несмотря на то, что война стала одной из ключевых тем современного искусства, она же стала причиной исчезновения мировых сокровищ, о которых и сегодня удается узнать немногое.
8
Просмотрено:
1 162
Янус Полуэктович
3 760
Существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института и политолог блуждающий в прошлом и будущем!
Комментарии: 15Публикации: 601Регистрация: 13-08-2019
«Памятник защитникам советского Заполярья 1941–1945» («Алеша»)
Где находится:Высота:Скульптор:И. Д. БродскийГод создания:
Открытие памятника было приурочено к 30-летнию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Установлен он на сопке, где размещались зенитные батареи, защищавшие Мурманск от авианалетов.
Интересно, что здесь враг не смог зайти вглубь нашей страны дальше, чем на 30 километров от государственной границы. Советские защитники в ожесточенных боях на берегу реки Западная Лица поставили непреодолимый заслон перед неприятелем. Место битвы было позднее переименовано в Долину Славы — именно туда устремлен взгляд «Алеши».
Памятник занимает 7-е по высоте место среди всех монументов России, его видно из любой точки Мурманска.
«Алеша» — это народное название памятника, почему выбрано это имя сказать сложно, однако многие одиночные памятники советских солдат в других городах также называют именно Алешами. Есть версия, что так повелось после того, как на всю страну стала известна песня «Алеша — в Болгарии русский солдат», посвященная одноименному памятнику в болгарском Пловдиве.
Конструктивные особенности монумента
«Родина-мать» в Волгограде возведена из железобетона. Женщина стоит на невысокой плите-постаменте, который опирается на почти полностью скрытый под искусственной насыпью фундамент. Для ее создания понадобилось около 150 т земли.
Внутри монумент полый. Все его пространство разделено на пустые ячейки-соты горизонтальными и вертикальными перекрытиями. Толщина горизонтальных перекрытий — около 0,2 м, вертикальных — от 0,25 до 0,8 м. Они придают скульптуре дополнительную жесткость.
Этой же цели служат 99 стальных тросов толщиной 3,8 и 4,25 см:
- 77 — внутри туловища;
- 10 — в левой руке;
- 12 — в правой руке.
Они натянуты внутри монумента и поддерживают его каркас. Снаружи никаких дополнительных креплений нет. Скульптура стоит на постаменте только за счет собственного немалого веса.
Современный меч, который держит в руках женщина, выполнен из стали. В нем предусмотрено несколько отверстий, уменьшающих парусность оружия и амплитуду его раскачивания. Первоначальная версия меча была изготовлена из нержавеющей стали с титановой листовой обшивкой, которая сильно шумела на ветру и смещалась.
Памятник Солдату и Матросу в Севастополе
Где находится: Севастополь, мыс ХрустальныйВысота: 41 мСкульптор: Е. Белостоцкий, Г. Петрошевич, О. Супрун.Год создания: 2007 г.
Изначально задумывался как памятник защитникам Севастополя, одновременно прославляющий несколько разных родов войск. В итоге для композиции были выбраны именно солдат-пехотинец и моряк.
«Город-герой»
Возведение мемориального комплекса по ряду причин сильно затянулось — началось еще в 1972 г., однако, к 1983-му был установлен лишь пьедестал под памятник, а к 1989-му скульптура была готова примерно на 70%. В период перестройки работы вовсе приостановились из-за недостатка финансирования и только в 2007 монумент предстал в своем окончательном виде — и сразу превратился в один из символов города.
Памятник Матросу и Солдату
У этого 40-метрового памятника в Севастополе непростая судьба. Решение о строительстве мемориального комплекса на мысе Хрустальный было принято еще в 70-х годах прошлого века, однако возведение началось лишь спустя десятилетия. Строительство шло медленно, потом было законсервировано, так как проект признали неудачным, а в конце 80-х рассматривали вопрос о демонтаже монумента. Со временем сторонники памятника добились его сохранения, и на реставрацию были выделены деньги, но завершить изначально утвержденный проект так и не удалось. Сейчас памятник Солдату и Матросу посещают туристы, хотя многие местные жители его критикуют.
«Родина-мать зовет!» или меч поднят
«Родина-мать зовет!» г. Волгоград
Центральная часть ансамбля монумент «Родина-мать зовет!» не просто наиболее выдающаяся часть этого триптиха. Эта фигура занесена в книгу Гиннеса, как одна из самых высоких статуй в мире. Женская фигура с поднятым вверх мечом – достаточно неожиданный композиционный ход, который демонстрирует всю безвыходность ситуации. Родина-мать – некий собирательный образ, не просто призывающий к объединению для победы над врагом, но и демонстрирующий свою уязвимость вместе с решительностью. Не зря слабая женщина нашла в себе силы взять в руки оружие.
Скульптура высотой более 85 метров – это не только потрясающая идея и исполнение, но и точная работа инженеров, архитекторов и строителей. Для изготовления статуи весом 8 тонн, ушло 2,4 тонн металлоконструкций, 5,5 тонн бетона. Для того, чтобы установить Родину-мать, установили основу на глубину более чем на 15 метров. Толщина стенок больше 30 см. А внутри памятник похож на жилое здание, потому что он скреплен камерами и отсеками.
Меч был переделан позже
Кстати, сам меч, являющийся объединяющим элементом триптиха, в этой статуе был переделан. Сначала он был изготовлен из нержавеющей стали и покрыт титаном. Но так конструкция сильно раскачивалась, особенно при ветреной погоде. Позже, во время реконструкции лезвие меча заменили на фторированную сталь, к тому же добавили отверстия на самом верху.
Журавли
Юрия Менякина, создателя мемориального комплекса в память погибших в войне саратовцев, вдохновила песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Поэтому основной темой памятника стали светлая память и светлая печаль. Клин из 12 серебристых журавлей, летящих на запад, символизирует души погибших солдат. В центре памятника — три пятиконечные звезды, покрытые сусальным золотом, сделанные по аналогии с высшей наградой СССР — Героя Советского Союза. К памятнику ведут пять лестничных маршей с выбитыми на них городами, в защите и освобождении которых принимали участие саратовцы. Территория вокруг комплекса вымощена брусчаткой. Она символизирует начало войны, когда солдаты с парада на Красной площади отправлялись прямо на фронт.
Реставрация монумента
За все годы существования Родины-матери проводилось множество работ, поддерживающих хорошее состояние монумента и сохраняющих его для потомков. Это мелкий ремонт поверхности, донатяжение канатов, инъектирование трещин, установка дополнительных диафрагм, заделка дефектов в бетоне.
Однако самые масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ.
Реконструкция включала следующие работы:
- замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры;
- монтаж наружного освещения;
- противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры;
- устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными;
- частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи;
- восстановление заржавевшей арматуры;
- очистку от мха, грязи, плесени;
- обработку защитными составами;
- благоустройство прилегающей территории.
Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 т, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года.
Музей-заповедник «Прохоровское поле»
В окрестностях железнодорожной станции Прохоровки в Белгородской области 12 июля 1943 года произошло самое крупное в истории танковое сражение. В нем участвовало более 1500 танков Красной Армии и фашистских захватчиков. Этот бой переломил ход Курской битвы и войны в целом. В память об этом сражении был создан музей-заповедник «Прохоровское поле». Здесь реконструирован наблюдательный пункт, из которого отдавал приказы генерал Павел Ротмистров, командующий 5-й гвардейской танковой армией. Памятный знак в излучине реки Псел установлен в честь подвига старшего лейтенанта Павла Шпетного. Все девять человек, входивших в его взвод, погибли, подбив при этом семь вражеских танков.
В 2010 году в Прохоровке был открыт музей боевой славы «Третье ратное поле России». Главный памятник мемориала — 59-метровая звонница с колоколом, который бьет трижды в час, напоминая об исторической роли трех ратных полей: Куликовского, Бородинского и Прохоровского. В качестве архитектурной доминанты комплекса возвышается храм Во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, на стенах которого нанесены имена 7382 воинов, погибших в этих кровопролитных боях.
Ежегодно в начале июля здесь проходит фестиваль «Третье Ратное поле России».
Могила Неизвестного солдата
Мемориал открыт в мае 1967 года после захоронения у кремлевской стены праха неизвестного солдата, погибшего в битве за Москву. Останки были перенесены из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе. Памятник состоит из надгробной плиты, покрытой бронзовым боевым знаменем, на котором лежат солдатская каска и лавровая ветвь. А в центре горит Вечный огонь славы. Его в 1967 году привезли с Марсова поля. У Могилы неизвестного солдата огонь зажег генсек Леонид Брежнев, получив факел из рук легендарного летчика Алексея Маресьева. Рядом расположена надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В 1997 году указом президента РФ у Могилы Неизвестного Солдата установлен пост почетного караула. А в 2014 году появился всероссийский День неизвестного солдата, который отмечается 3 декабря.
«Перемиловская высота»
Где находится: Подмосковье, Дмитровский городской округ, ЯхромаВысота: 28 мСкульптор: А.Постол, Н.Любимов и В.ФедоровГод создания: 1966 г.
Перемиловские высоты на севере Москвы — это важнейший стратегический рубеж обороны и место кровопролитных боев, шедших здесь с 27 ноября по 5 декабря 1941 года. Высоты представляют собой холмы на левом (восточном) берегу канала имени Москвы — они возвышаются на 50 метров ввысь и тянуться примерно на 2 километра вдоль берега
Их удержание было критически важно, так как с такой естественной возвышенности наступающий с западного берега противник был «как на ладони», кроме того контроль над самим каналом был жизненно важен с точки зрения снабжения Москвы по воде. Бой на Перемиловский высотах, где враг был остановлен — это одно из ключевых сражений битвы за Москву в тяжелый первый год войны
После освобождения Яхромы советские войска начали победное контрнаступление под Москвой.
К 25-летию этого сражения на месте боев был установлен памятник, представляющий собой фигуру воина с автоматом, бросающегося в атаку. На гранитном постаменте рядом высечены стихи Роберта Рождественского:
«Тыл — фронту»
Где находится: МагнитогорскВысота: 15 мСкульптор: Л.ГоловницкийГод создания: 1979 г.
Первый памятник данного триптиха — это «Тыл — фронту» в Магнитогорске. На нем запечатлен символический момент передачи меча от уральского рабочего советскому солдату. Магнитогорск выбран для установки памятника неслучайно — на территории Магнитогорского металлургического завода (ММК) в годы ВОВ разместились 43 предприятия, эвакуированных из европейской части страны за Урал. Можно условно подсчитать, что каждый второй советский танк был сделан из магнитогорской стали. Без тружеников тыла победа была бы невозможной.
Рабочий обращен лицом в направлении ММК, лицо солдата обращено на запад — туда откуда на Советский Союз наступал враг.
Описание монумента
Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.
О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.
В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы
Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.
Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годыМестонахождение: Волгоград, Россия
А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.
Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге
Где находится:Высота: Скульптор:Год создания:
На постаменте в виде танка стоят пожилой рабочий и молодой солдат-танкист, символизируя единство тружеников тыла и фронтовиков, а также преемственность поколений и вклад Уральской земли как в производство танков, так и в непосредственное активное участие в боях.
В 1943 году уральские рабочие собрали и полностью укомплектовали техникой собственного производства целый танковый корпус, работая сверхурочно. Порядка 11 000 уральцев записались в корпус добровольцами, а центром сбора стал город Свердловск. Непосредственно отсюда — с привокзальной площади города, где сейчас стоит этот памятник — уральские танкисты-добровольцы отправлялись непосредственно на фронт. Впоследствии они принимали участие в битве на Курской дуге, освобождали Украину, Польшу, Чехословакию, дошли до Германии.