10 фактов о соборе нотр-дам-де-пари

Содержание:

Совершите воздушный тур по средневековому Парижу

Париж назван в честь Паризи, племени кельтов, поселившихся на очень стратегическом острове посреди Сены примерно в 250 г. до н.э. Со стеной и двумя мостами, входящими и выходящими, поселение росло, но, хотя и было завоевано римлянами и находилось под угрозой со стороны всех, включая Аттилу Гунна, стало городом романтики и революций.

Этот увлекательный облет Парижа около 1550 года нашей эры показывает переходный город. Иногда он все еще очень похож на средневековый город, но в нем уже есть многие достопримечательности, к которым туристы стекаются даже сейчас.

Он начинается недалеко от аббатства Сен-Жермен-де-Пре, основанного в 6 веке, дале спускается по Сене ко Дворцу Сите и под мостом Сен-Мишель. Так вдоль мостов строили дома до 18-19 веков.

Есть время задержаться на соборе Нотр-Дам, отметив, что знаменитый флеш, шпиль, потерянный во время пожара 2019 года, еще не был построен. (комментарии ведутся споры о том, является ли шпиль на видео исторически неточным, был ли шпиль тогда или изображенный шпиль правильный?!) Еще один круг Дворца и мимо Сент-Шапель до переход на уровень улицы открывает шумный Правый берег вдоль моста Пон-о-Менье, моста, которого больше нет (он рухнул в 1596 году, был восстановлен, но затем навсегда исчез во время пожара 1621 года).

Возрождение было не за горами, а этот проблеск Парижа на пороге урбанизации завораживает с помощью компьютерной графики fin de siècle (если можно так выразиться).

Город всегда развивался — для желающих есть более продолжительный трехмерный тур по Парижу через его историю. Хотя эта средневековая экскурсия содержит знакомую архитектуру, во времена Древнего Рима (когда Париж был известен как Лютеция) было много больших построек, которых просто больше не существует. Это еще одно напоминание о том, что ничто не вечно, даже здания из лучшего камня.

События и лица в истории

Жан де Шелль (Jehan de Chelles)

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

Трагедия Франции – пожар

Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.

Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.

Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.

На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.

Архитектура

В проектировании Собора Парижской богоматери были применены необычные для того времени приемы, многие из которых позже стали классическими. Так, фасад храма выполнен в виде латинской буквы «Н» с двумя башнями, основное здание увенчано высоким ажурным шпилем, а снаружи строение украшено большим количеством скульптур и барельефов, стрельчатыми арками и окнами-розами.

Окно-роза

В архитектуре присутствует смешение романского стиля, который характеризуется массивностью и строгостью, с ранней готикой, придающей зданию легкость и устремленность ввысь.

Главный западный фасад разделен на три яруса, нижний из которых состоит из трех порталов:

  • На левом портале представлена композиция «Слава пресвятой Деве», изображающая Мадонну с Младенцем, двух ангелов, епископа с помощником и царя. В нижней части изображена история Анны и Иосифа, а в верхней — истории из жизни спасителя — волхвы, Рождество и Благовещение
  • В центральном портале — трёхярусная картина Страшного суда, над которой возвышается скульптура грозного Судьи мира Христа, окруженного апостолами
  • Правый портал изображает святую Анну, матерь Богородицы и сцены из ее жизни.

Скульптуры на крыше

Эти скульптурные композиции — одни из лучших произведений средневековья, представляющие всю религиозную историю христианства от грехопадения до Страшного суда.

На среднем ярусе изображены 28 статуй библейских царей, а в центре — окно-роза XIII века. Верхний ярус образуют башни высотой 69 метров, которые были в то время самыми высокими в Париже.

Внутри Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи, но благодаря цветным витражам и солнечным лучам, стены храма играют самыми разными красками — голубыми и фиолетовыми, оранжевыми и красными. В западном, северном и южном фасаде светятся три круглых окна-розы диаметром до 13 метров, витражи которых изображают около восьмидесяти сцен из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и Богоматери.

Но не только архитектурой и оформлением славится Нотр-Дам де-Пари, здесь хранится одна из великих реликвий христианства — Терновый венец Иисуса Христа. Среди подарков храму — чаши, ценные рукописи и облачения епископов, гвоздь и кусок креста, на котором был распят Иисус.

Аркбутаны

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Колокола плавили на пушки

1793 год был для собора сложным. Мало того, что статуи обезглавили, так ещё и все колокола, кроме 13-тонного Эммануэля, были сняты и переплавлены на пушки. Благостные звуки артиллерии тогда были нужнее, чем звон колоколов. Позже недостающие колокола отлили заново, но выяснилось, что так же замечательно это сделать не получилось. Новые колокола стали издавать гораздо более бедные звуки, и парижанам это не нравилось. В 2013 году правительство Франции приняло решение снова снять эти колокола и переплавить их, соблюдая все технологии. У мастеров всё получилось, и с тех пор Собор Парижской Богоматери звучит точно так, как он звучал в XVIII веке и ранее. К счастью, пожар 15 апреля 2019 года не нанёс повреждений ни одному из колоколов.

Основные характеристики

Высота собора – 35 м, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне – 13 тонн, его языка – 500 кг.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали – на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Дальнейшая история собора Парижской Богоматери

Париж на протяжении столетий переживал немало бурных событий. А его главный собор испытывал все превратности судьбы вместе со своим городом.

Строительство приходских церквей и королевской часовни несколько снизило статус этого храма. Тем не менее вплоть до революции 1789 года множество важных церемоний проходило именно в соборе Парижской Богоматери.

Нотр-Дам стал местом бракосочетания Марии Стюарт и Франциска Второго, королевы Марго и Генриха Четвертого. Фатальной стала для храма Великая Французская революция.

Робеспьер обложил католиков Парижа налогом в обмен за то, что он не снесет церковь с лица земли. Но это не помешало революционерам переименовать Нотр-Дам в Храм Разума и верховной Сущности и обезглавить королей Ветхого Завета, которые украшали западный фронтон здания.

Головы скульптур были выкуплены одним благочестивым парижанином, который похоронил их с почестями в подвале своего дома. Эти фрагменты были найдены в 19 веке и водружены на место.

Броски

Оригинальный парижский актерский состав

  • Элен Сегара : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Патрик Фиори : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Жюли Зенатти : Флер-де-Лис

Оригинальный состав из Лас-Вегаса

  • Женьен Масс: Эсмеральда
  • Дуг Сторм: Квазимодо
  • Фрэнсис Руививар, Т. Эрик Харт: Фролло
  • Девен Мэй : Гренгуар
  • Марк В. Смит: Феб
  • Дэвид Дженнингс: Клопен
  • Джессика Грове: Флер-де-Лис

Оригинальный канадский французский актерский состав

  • Франция D’Amour : Эсмеральда
  • Марио Пельчат : Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Сильвен Коссетт : Гренгуар
  • Пьер Бенар-Конвей: Феб
  • Чарльз Биддл-младший: Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Оригинальный канадский английский актерский состав

  • Алессандра Феррари: Эсмеральда
  • Мэтт Лоран: Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Ричард Шарест: Гренгуар
  • Иван Педно: Феб
  • Ян Карлайл: Клопен
  • Мириам Брюссо: Флер-де-Лис

Оригинальный лондонский состав

  • Тина Арена : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Стив Бальзамо : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Актеры театра Могадор

  • Ширел: Эсмеральда
  • Пьер Бенвенути (бывший Адриан Девил): Квазимодо
  • Мишель Паскаль : Фролло
  • Сирил Никколай : Гренгуар
  • Ричард Чарест : Феб
  • Родди Жюльен : Клопен
  • Клэр Каппеллетти: Флер-де-Лис

Оригинальный испанский состав

  • Тайс Чурана / Лили Дахаб: Эсмеральда
  • Альберт Мартинес: Квазимодо
  • Энрике Секеро: Фролло
  • Даниэль Англес   : Гренгуар
  • Лисардо Гуаринос : Феб
  • Пако Арроджо: Клопен
  • Эльвира Прадо   : Fleur-de-Lys

Оригинальный итальянский состав

  • Лола Понсе : Эсмеральда
  • Джо Ди Тонно : Квазимодо
  • Витторио Маттеуччи   : Фролло
  • Маттео Сетти: Гренгуар
  • Грациано Галатоне   : Фебус
  • Марко Герцони   : Клопен
  • Клаудиа д’Оттави: Флер-де-Лис

Оригинальный русский состав

  • Теона Дольникова : Эсмеральда
  • Вячеслав Петкун : Квазимодо
  • Александр Маракулин : Фролло
  • Владимир Дыбский : Гренгуар
  • Антон Макарский : Феб
  • Сергей Ли : Клопен
  • Анастасия Стоцкая  : Fleur-de-Lys

Оригинальный корейский состав

  • Бада , О Джин Ён, Мун Хе Вон   : Эсмеральда
  • Юн Хён-рёль   , Ким Беоп-рэ   : Квазимодо
  • Со Бом Сок   , Рю Чан У   : Фролло
  • Ким Тэ Хун, Пак Ын Тхэ   , Чон Дон Сок: Гренгуар
  • Ким Сон Мин, Ким Тэ Хён: Фебус
  • Ли Чон Ёль   , Мун Чжон Вон   : Клопен
  • Ким Чон Хён, Гвак Сон Ён: Флер-де-Лис

Оригинальный фламандский состав

  • Сандрин Ван Handenhoven   : Эсмеральда
  • Гюнтер Томас   : Квазимодо
  • Вим Ван Ден Дрише   : Фролло
  • Деннис тен Вергерт   : Гренгуар
  • Тим Дризен : Феб
  • Клейтон Пероти   : Клопен
  • Жориен Зееваарт: Флер-де-Лис

Оригинальный польский состав

  • Майя Гадзинская, Ева Клосович — Эсмеральда
  • Михал Гробельный   , Януш Кручинский   : Квазимодо
  • Артур Гуза, Петр Плуска: Фролло
  • Ян Трачик, Мацей Подгужак: Гренгуар
  • Пшемыслав Зубович, Мацей Подгужак, Рафал Шатан: Феб
  • Кшиштоф Войцеховский, Лукаш Zagrobelny   : Клопен
  • Кая Мианована   , Вероника Валенсиак: Флер-де-Лис

Оригинальный украинский состав

  • Ольга Жмурин — Эсмеральда
  • Зиновий Карач — Квазимодо
  • Антон Копытин — Фролло
  • Виктория Васалатий — Флер-де-Лис
  • Виктор Романченко — Клопен
  • Михаил Димов — Гренгуар
  • Аркадий Войтюк — Феб

История в датах

1163 год – заложен первый камень в присутствие папы Александра III.

До 1182 года построен хор и главный алтарь, который был освещён.

К 1250 году закончены основные архитектурные работы.

Конец XIII – начало XIV века – доработка внешнего облика: установлены кресты, каменный забор и т.д.

XVII – XVIII века – перестроен центральный портал.

В революцию уничтожены практически все статуи, снят шпиль.

skeptimist.livejournal.com

XIX век – проходила большая реставрация.

31 марта 1864 год – храм вновь освятили.

1965-1972 года – проводились археологические раскопки на территории.

2013 год – к 850-летию отлито 9 новых колоколов и выдвинут ряд религиозных инициатив, например, выпущен специальный «маршрут паломника».

На протяжении всего существования здесь проходили коронования царей, крещения знатных людей и бракосочетания королевских семей.

nastol.com.ua

На крыше собора жили пчёлы

В 2013 году в ризнице, которая прилегает к собору, был установлен улей пчёл. Они делают мёд из цветущих растений, которых предостаточно вокруг собора. Пчёлы не простые, а селекционные. Вывел их монах брат Адам, и вид получил название Buckfast. О судьбе пчёл не сообщается, но, скорее всего, эти нежные создания погибли от пожара. Ведь крыша собора полностью выгорела и рухнула.

Перевод статьи Mentalfloss специально для Фактрума

  • «Торжественная анафема»: за что Льва Толстого отлучили от церкви
  • Почему про пьяных говорят «под мухой»?
  • Какие правила королевской семьи нарушает Меган Маркл
  • Как наши предки лечили болезни и успокаивали младенцев при помощи слов
  • 10 известных вещей и понятий, которых на самом деле не существует

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 10. Колокольня

Всегда настороже, Квазимодо обходит дозором свои владения, чтобы убедиться, что ничто не угрожает спасенной им красавице. Его радость вырывается наружу, когда он хватается за веревки колоколов и заставляет их звучать в полную силу.

Сцена 11. Эсмеральда и Квазимодо

Появляется Эсмеральда. С бесконечной нежностью и деликатностью она выражает калеке свою признательность. Он, стыдясь своего уродства, тем не менее, набирается смелости, чтобы взять девушку за руку и, счастливый, гостеприимно показывает ей свои владения.

Вскоре, побежденная усталостью, Эсмеральда тихо засыпает, и успокоенный звонарь, несколько мгновений полюбовавшись спящей, уходит, думая, что она в безопасности.

Но Собор – еще и владения архидьякона.

Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить ее в объятия.

Но его губы жгут цыганку, как горящий факел. Она с отвращением отталкивает Фролло.

Совершенно вне себя, он бьет ее, будто хочет сломать.

Сцена 12. Кошмар – штурм Собора

Правосудие не может долго мириться с тем, что ему бросили вызов!

Решением парламента Собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма.

За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, словно в кошмарном сне, как накатывается толпа солдат и женщин, черных и неистовых, будто античные фурии.

Он тщетно пытается остановить их, поливая толпу расплавленным свинцом, заставляющим ее окаменеть, но нападающих слишком много…

Сцена 13. Смерть

Длинный погребальный кортеж сопровождает Эсмеральду к виселице.

На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело.

Ее руки медленно опускаются, и вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам.

Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав наконец всю пагубность власти этого человека, и своими могучими руками душит его.

Тело проклятого священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо медленно уносит бездыханное тело той, которую он любил.

Собор в Турне сегодня

Тем не менее, собор в Турне продолжает хранить в своих стенах множество выдающихся художественных ценностей. Главное его сокровище — знаменитый реликварий Девы Марии (1205 г.), созданный выдающимся мастером Средневековья Николаем Верденским из Лотарингии, и который епископ Радбо впервые пронес в 1090 году вокруг города во время эпидемии чумы, после чего она закончилась.. Это одно из двух произведений, на котором сохранилось имя мастера, в то время как остальные его работы выявлены лишь по стилистическим признакам.

В сакристии собора хранится превосходное собрание религиозного искусства, включая средневековые гобелены и еще один реликварий XIII века — святого Елевтерия, первого епископа Турне (VI в.), замечательное произведение мастеров серебряных дел. Здесь же можно видеть также ризу, принадлежавшую святому Томасу Бекету, архиепископу Кентерберийскому, посетившему Турне незадолго до своей гибели.

В числе других художественных сокровищ полотна нидерландских и фламандских живописцев Маартена Воса, Питера Пурбуса Старшего, Квинтена Метсейса, Ланселота Блондееля, Якоба Йорданса и большая картина «Чистилище», принадлежащая, как считают, кисти Рубенса. Мраморный амвон с ренессансным декором выполнен фламандским архитектором Корнелисом Флорисом Вриендтом (1514—1575) в 1572 году.

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Архитектура собора Нотр-Дам

  1. Западный фасад. По бокам западного фасада возвышаются две одинаковые башни, соответствующие по ширине боковым нефам. Вертикали башен уравновешены лентами декоративных галерей. Продуманное соотношение горизонтального и вертикального членения придает фасаду сдержанную мощь. Собор господствует в облике площади, определяя ее облик.
  2. Юго-западная башня. В 69-метровой юго-западной башне с XV века находится главный колокол собора, отлитый заново в 1685 году. По преданию, в сплав добавляли золото и драгоценные камни – считалось, что это придает звону особую чистоту звучания.
  3. Система опор. При высоком нефе и относительно небольшой толщине стен (в среднем 1 метр) потребовалось дополнительные внешние опоры, чтобы погасить сильный боковой распор сводов.
  4. Центральный портал. Центральный портал собора украшают скульптурные изображения сцен Страшного суда, показывающие спасение праведников и осуждение грешников на вечные муки.
  5. Витражи. Готическую архитектуры отличает изящество. Ритмически повторяющиеся арки играют роль опорных конструкций, принимая на себя давление сводов. В результате стены утрачивают конструктивное значение, и их  «вытесняют» огромные витражи.
  6. Контрфорсы. В соответствии с новым конструктивным подходом контрфорсы стали более мощными. Вертикальный массив контрфорсов придает устойчивость зданию, принимая горизонтальное усилие – распор от сводов нефа.
  7. Укороченный трансепт. Строители собора сделали трансепт необычно коротким. Позже его увеличили, но и после этого фасады трансепта едва выступают за линию боковых нефов.
  8. Верхний ряд окон. В XIII веке окна верхнего ряда были расширены, чтобы в главном нефе стало светлее.
  9. Аркбутаны. Аркбутаны – двухъярусные связующие полуарки, перекинутые от стен главного нефа на контрфорсы. Верхний рукав придает устойчивость высокой стене, принимающей действие воздушных потоков, а нижний гасит давление сводов.
  10. Реставрация собора. Волнующий романтический образ Нотр-Дам создан Витором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». Возрождение интереса к готике способствовало тому, что призыв Гюго отреставрировать древний собор был услышан. Реставрацией, состоявшейся в 1845-56 годах, занимался архитектор Виолле-ле-Дюком.
  11. Гротескная скульптура. Знаменитые скульптуры фантастических чудовищ украсили собор в XIX век, во время реставрации. Реставраторы не столько пытались восстановить первоначальный облик здания, сколько представить историю собора путем имитации разных готических стилей. В таком подходе отразился характерный для того времени интерес к готике.
  12. Деревянный шпиль собора. Деревянный шпиль собора высотой 96 метров был уничтожен во время Французской революции XVIII века и восстановлен при реставрации.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.
Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.
«Всеобщая история искусств»
том II, книга первая
«Искусство», Москва, 1960
Виолле ле Дюк
«Беседы об архитектуре»
Том первый.
Издательство всесоюзной академии архитектуры
Москва
1937 г.
Архитектура гражданских и промышленных зданий:
Учебник для вызов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. — М.: Стройиздат, 1975 — Т.I.
Гуляницкий Н.Ф.
История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.

Темы

  1. Любовь – любовь, по мнению Гюго, представляет собой огромную силу. Это чувство способно пробудить в человеке нечто новое и потаённое. Влюблённый человек способен как на хорошие поступки, так и на самые отвратительные преступления, если не сможет найти душевное равновесие.
  2. Красота – внешняя красота, по мнению писателя, может быть обманчивой, только поступки обнажают истинное нутро человека. Уродливый Квазимодо оказался самым добрым и чистым персонажем романа, а внешне привлекательный Феб — ничего не стоящей пустышкой.
  3. Вера – на примере Клода Фролло Гюго хотел показать, что вера являет собой ширму, с помощью которой человек отгораживается от самого себя, боясь встретиться лицом к лицу со своими недостатками. Но в итоге человеческая природа начнёт брать своё, проявляясь в ещё более страшных формах.
  4. Быт и нравы Парижа – жизнь обитателей французской столицы полна противоречий. Народные массы у Гюго показаны максимально натуралистично и поначалу отталкивают читателя своей грубостью, необразованностью и ограниченностью, но постепенно нам открываются и светлые черты простого народа, который способен на искренне сочувствие и даже настоящий подвиг ради того, что он считает справедливым.
  5. Свобода. Граждане Парижа находятся под железной пятой господствующих элит, но все же всем своим существом тянутся к свободе. В день шутов толпа, наконец, сбрасывает маску лицемерия и обнажает истинное отношение к своим хозяевам, сметая все приличия и традиции. Ее гнев разрушителен, но требования справедливы.
  6. Национальное самосознание. Французы переживают переходный период между абсолютным рабством и первыми ростками самосознания. Они обретают готовность к сопротивлению тем, кто ими помыкал, и символом их гнева становится неприступный собор.

Витражи собора

Неповторимый и характерный облик собору придают витражи, выполненные из разноцветных стекол. Они несут частицу «божественного света». Наполняют интерьер необычайной красотой, создают душевный трепет и заставляют восхищаться искусством величайших мастеров.

В храме 110 витражей, каждый заменяет настенную роспись. Самая знаменитая витражная мозаика находится с южной стороны. Огромное окно, изображающее розу, практически в первозданном виде сохранилось до наших дней. На витраже изображен Иисус Христос, в окружении святых.

Красота кафедрального собора поражает многие умы, он признан величайшим шедевром и занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство – Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения , руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка – восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Мистика средневековой Франции

Средневековые строители, каменщики, умевшие строить такие величественные соборы, были привилегированным цехом. Они перемещались по французской столице по просьбе горожан и городской коммуны, задумавшей строительство. Каменщики, каменотесы, плотники, архитекторы держали в секрете особенности своего мастерства, часто зашифровывая знания в изображенных символах, оставленных ими в постройках. Сейчас стало модным искать скрытые смыслы и расшифровывать символы вольных каменщиков, масонов. А символы действительно использовались. Это были специальные шифры вольных каменщиков, воплощавшие эзотерические знания, а также христианская символика. Тайные знания алхимиков, цистерианцев, полученные на основе астрологии, алхимии, мистической геометрии были сначала восприняты и потом тщательно сберегались в масонских ложах.

Договор в помощь

Но кто знает, появился бы на свет вообще из самых грандиозных шедевров мировой литературы, если бы не жесткие условия соглашения между писателем и издателем. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор — он должен был принести готовое произведение в апреле 1820 года. Однако желанная до той поры работа никак у Гюго не шла – сначала его отвлекало написание других книг, потом началась революция. Автору несколько раз удавалось уговорить издателя сдвинуть сроки. 

Сашетта стоит перед солдатами Тристана Л’Эрмита, чтобы защитить свою дочь, Эсмеральду. Акварель на пергаментной бумаге Луи Кандид Буланже, около 1831 года.

В конце концов тот потребовал исполнить договорные обязательства не позднее февраля 1831 года, в противном случае писателю пришлось бы нести тяжёлое бремя финансовой компенсации в пользу издательства за невыполнение условий договора. Гюго, чтобы не разориться, пришлось засесть за перо. Однако, преодолев первые несколько глав, он так втянулся в работу, что уже не смог оторваться от своего детища, пока не дописал его до конца. В итоге Гюго дописал последнюю главу в январе 1831 года. Через три месяца книга увидела свет, и писатель был очень доволен. Во-первых, на этот раз он не перенёс окончание на более поздний срок. Во-вторых, роман молниеносно расходился, и менее чем за год он был переиздан семь раз!

Проблемы

  1. Безнравственность – Гюго широко освещает моральный упадок всех слоёв общества, начиная с нищих, заканчивая самим королём. Так Гюго показывает читателю атмосферу, которую он наблюдал вокруг себя во Франции уже девятнадцатого века.
  2. Борьба добра и зла – на протяжении всего романа идёт борьба между добром и злом. Эта война проходит незримо в глубинах человеческих душ. Большая часть персонажей сочетает в себе положительные и отрицательные черты. Добрые и злые поступки в романе настолько переплетены, что граница между добром и злом становится неразличимой.
  3. Нищета – бедность, царящая среди населения, может потрясти неподготовленного читателя. Гюго подробно вырисовывает перед нами грязные трущобы, обездоленных горожан и купающуюся в роскоши аристократию. Всё это отражение того социального неравенства, которое Гюго видел вокруг себя.
  4. Предубеждения – на примере Эсмеральды и Квазимодо Гюго показывает, как страдают люди в обществе, которое даже не пытается понять тех, кто отличается от них, предпочитая сразу навешивать ярлыки.
  5. Неравенство. В обществе нет единства, потому что там коренится ненависть одних к другим: из-за веры, количества денег, цвета кожи, рода занятий. Парижане не готовы принять чего-то, отличающегося от них, поэтому вполне закономерно, что элита ненавидит свой народ в той же мере, как и обычные горожане ненавидят соседей.

Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец.

Гаргульи Нотр-Дам

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.

Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.

Более подробное описание и фото всех скульптур, витражей, а также качественное описание и фото интерьера Собора, любой пользователь может найти на официальном сайте www.notredamedeparis.fr. Кроме этого на веб-сайте можно просмотреть и другие уникальные фото, а также узнать полезную информацию о Соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector