Город-крепость нокалакеви (the fortified town nokalakevi)
Содержание:
Военная база
С декабря 1945 года на аэродроме базировались 56-й гвардейский Алтуховский Краснознамённый истребительный авиационный полк и 176-й истребительный Берлинский Краснознамённый авиационный полк 283-й Камышинской Краснознамённой ордена Суворова II степени истребительной авиационной дивизии. В сентябре 1960 года 56-й гвардейский Алтуховский Краснознамённый истребительный авиационный полк расформирован.
В 1989 году с авиабазы был угнан самолёт МиГ-29 из состава 176-го истребительного Берлинского Краснознамённого авиационного полка, приземлившийся в Турции. Через полтора дня самолёт был возвращён на свой аэродром. специалисты так и не смогли договориться осмотреть самолёт, турецкие власти им отказали.
В ходе Гражданской войны в Грузии в 1993 году Сенаки стал зоной активных боевых действий. 25 октября 1993 года в город вошли российские части. 30 октября он снова оказался в руках сторонников свергнутого президента Звиада Гамсахурдии. После бомбардировок российской авиации 3 ноября город был освобождён.
19 октября 1998 года командир мотострелковой бригады, полковник грузинской армии Акакий Элиава выступил против правительства и направил вверенные ему войска (24 танка) на . В районе бригада была блокирована подразделениями грузинской армии, конфликт был урегулирован в ходе переговоров. Элиава и его сторонники получили прощение.
В апреле 2005 года в городе Сенаки началось строительство военной базы по стандартам НАТО на 3 тысячи военнослужащих. После начала строительства базы министр обороны Грузии И. Окруашвили пообещал, что база стоимостью 9 млн долларов США будет введена в строй к 1 декабря 2005 года. В конечном итоге, оборудованная по стандартам НАТО военная база в Сенаки на 3 тысячи военнослужащих была построена по программе военной помощи США для Грузии при участии специалистов турецкой компании «IBC» и введена в строй 30 апреля 2008 года. Стоимость строительства составила 17 млн. долларов США. Здесь дислоцируется 2-я пехотная бригада.
Экономика
Сенаки является важной станцией железнодорожных линий Тбилиси — Поти и Тбилиси — Зугдиди. Он также соединяет несколько дорог международного и национального значения
Благодаря своему расположению Сенаки является одним из ведущих экономических и торговых центров в регионе Самегрело-Земо Сванети. В советский период существовали механические, ковровые и кирпичные заводы. Была разработана обработка вина, чая и цитрусовых. Малые и средние предприятия, действующие сегодня в Сенаки, включают в себя несколько агропромышленных (ореховые, лавровые, чайные, молочные, кукурузные), производство древесины и асфальта.
В июне 2016 года рядом с городом началось строительство стандартного цементного завода Euro 4. Цемент, произведенный в Сенаки, будет ориентирован как на местные, так и на экспортные рынки. На расстоянии трех километров от Сенаки можно найти курорт Menji. В советские времена это был знаменитый бальнеологический и рекреационный водный курорт, который в наши дни сильно поврежден и заброшен.
Как добраться
Заброшенный город-крепость Нокалакеви находится на примерно на середине трассы Сенаки-Мартвили. Конечно, удобнее всего доехать сюда на автомобиле или в составе экскурсионной группы. Но можно добраться и на маршрутках.
Стоянка и вход в археологический музей:
Расстояние от Тбилиси до крепости составляет около 288 километров. От Батуми — примерно 130. Если вы путешествуете без машины, то лучше доехать на поезде или междугородном автобусе до Сенаки (здесь есть железнодорожная станция, на которой останавливаются поезда, следующие из Тбилиси в Поти). В Сенаки нужно пересесть на маршрутное такси «Сенаки — Мартвили». При посадке скажите водителю, чтобы высадил вас у крепости, она находится рядом с трассой.
Кроме общественного транспорта можно воспользоваться услугами местных таксистов или жителей. За небольшую плату они отвезут вас в Нокалакеви, главное, не забывайте торговаться.
На автомобиле поездка займет около 4–5 часов из Тбилиси и 2,5–3 часа из Батуми.
Из столицы выезжайте на дорогу E60 (через Мцхету, Гори, Кутаиси, в сторону Зугдиди).
Маршрут из Тбилиси до города-крепости Нокалакеви — Google Maps
Из курортного Батуми нужно ехать в сторону Поти по дороге Е70. После Поти повернуть на дорогу Е60 до Сенаки.
Маршрут из Батуми до Нокалакеви — Google Maps
В Грузии работают мобильные приложения Яндекс.Такси, Максим, Bolt.
Крепость Нокалакеви — грузинская Троя: видео
Инфраструктура
Через Сенаки проходит железнодорожное сообщение – дорога Тбилиси – Поти.
Город Сенаки находится на магистральной трассе Тбилиси — Батуми, отсюда же начинаются дороги к городам Мартвили и Чхороцку.
В городе функционирует машиностроительный завод, ковровая фабрика, винный завод, чайная фабрика и молокозавод. В городе есть Государственный театр, а так же филиал Грузинского Национального Технического университета.
Под городом с советских времен находится военный аэродром.
В первой половине 2000-х в рамках программы помощи Грузии со стороны США в Сенаки была обустроена военная база. Вместимость базы — примерно 3 тыс. военнослужащих. На базе дислоцирована 2-я мотопехотная бригада ВС Грузии.
История возникновения города
Название Нокалакеви имеет грузинское происхождение, в переводе с мегрельского оно означает «место, где что-то было». Точная дата возникновения крепости и поселения неизвестна, также нет данных о том, кто первоначально населял город. Историки думают, что формирование Эгрисского царства началось примерно в 130-е годы и его столицей сразу стал Археополис, в исторических документах он упоминается как Цихе Годжи.
О первых правителях и их деяниях также мало, что известно. Предположительно в период с 456 по 466 годы в Нокалакеви царствовал Губаз I, который проповедовал христианство. После Большой Эгрисской войны (541 — 555 гг.) между царем Губазом II и персами, в результате которой персы взяли город, Эгриви просуществовал еще полтора века, и после 735 года, когда поселение было захвачено войсками Марвана II, Археополис был окончательно разорен и разрушен. После этого об истории Нокалакеви ничего не известно, спустя сотню лет эта территория попала во владения абхазских царей, но данный период также мало изучен.
Вид на территорию с крепостной стены:
Обители Преподобного
– Владыка в своей работе Вы впервые исследовали историю действовавших в советские годы монастырей в Вашей епархии! Что сохранило обители от закрытия и разорения?
– Одной из основных причин можно считать святость и личный духовный подвиг преподобного Алексия (Шушания) и его многочисленных духовных чад. При советской власти в Сенаки продолжали действовать два монастыря: обитель на «Острове Архангелов» в селении Менджи и Теклатский женский монастырь. Это уникальный пример выживания в Грузии монашеской традиции, устоявшей в период гонений и притеснений со стороны безбожной власти.
В основанной Преподобным в 1891 году на «Острове Архангелов» мужской обители подвизались его многочисленные ученики, монахи и послушники, число которых в разное время составляло от 20 до 30 человек. Некоторых из них он оставлял у себя только на время, а затем посылал на Святую гору Афон. Затем принимал новых послушников. Другие более долгий срок проводили возле Преподобного, но впоследствии тоже подвизались в разных уголках Грузии. Общее число учеников составляло около двухсот. Все они внесли неоценимый вклад в дело сохранения Церкви в период гонений.
После роспуска учеников около 1917–1918 годов в обители с Преподобным остались жить перешедшие из Теклатского женского монастыря его двоюродные сестры и воспитанницы, ставшие впоследствии известными в Грузии подвижницами благочестия монахини Фавста (будущая игумения) и Акепсима. Согласно завещанию Преподобного, они не покидали обитель даже после его кончины, и подвизались там в течение нескольких десятилетий, сохранив обширное наследие и личный архив Преподобного.
Что касается Теклатского монастыря, из подвизавшихся там более 90 сестер около 60 были духовными чадами Преподобного. Среди них – игумении Афанасия (Салакая), Элеонора (Дадиани), Кетеван и Елена (Ахвледиани), монахиня-затворница Феодосия, монахини Рипсима (Ахвледиани), Елизавета (Габуния), Феврония (Джинория) и другие.
Игумения Теклатского монастыря Екатерина (Апакидзе) и духовные чада прп. Алексия родные сестры Кетеван (впоследствие игумения монастыря) и Рипсиме (Ахвледиани)
Игумения Теклатского монастыря Афанасия (Салакая), духовное чадо прп. Алексия
После революции монастырский храм власти закрыли. Была закрыта и женская школа при монастыре. Однако вынудить монахинь покинуть обитель власти не сумели, и сестры, несмотря на многие страдания и притеснения продолжали совершать молитвы и тайно служить литургию.
В 1931 году на территории монастыря был организован кролиководческий совхоз (для этого задействовали и храм), но по «необъяснимым» для атеистов причинам кролики постоянно умирали, и совхоз пришлось аннулировать.
Монахини Теклатского монастыря в 1950-е гг. В центре игумения Кетеван (Ахвледиани)
Игумения Теклатского монастыря Кетеван (Ахвледиани) с родной сестрой Рипсимой и двоюродной сестрой Еленой (впоследствии игуменией), духовные чада прп. Алексия
Родные сестры игумения Фавста и схимонахиня Акепсима (Шушания), двоюродные сестры и воспитанницы прп. Алексия
В конце 1940-х годов в Теклатский монастырь служащим священником был назначен «духовный внук» преподобного Алексия, воспитанник замечательного подвижника благочестия, настоятеля Илорского монастыря и ученика преподобного Алексия (Шушания) архимандрита Иоакима (Шенгелая) – отец Константин (Кварая), который более сорока лет провел в Теклатском монастыре, почти никогда не покидая его стен.
Архимандрит Константин (Кварая), духовник Теклатского женского монастыря в 1940–1980-е гг.
Старец святой жизни, истинный монах и молитвенник, он окормлял монахинь и мирян не только из Грузии, но со всего Советского Союза. Подобно преподобному Алексию, отличительной чертой подвижничества отца Константина было ежедневное служение божественной литургии и предпочтение Иисусовой молитвы другим молитвословиям.
Население города
Исторически Сенаки известен как явно моноэтнический город с большинством грузин. Согласно переписи населения 2002 года, 98 % всего населения были этническими грузинами. Самые старые официальные данные о населении Сенаки проистекают из переписи 1897 года. В городе насчитывалось 1248 человек (927 мужчин, 321 женщины). 1950-1970-е годы были важным периодом для развития Сенаки, который также повлиял на рост населения. Перепись 2002 года зафиксировала 28 082 человек (включая ВПЛ из Абхазии). Сегодня кроме грузин (98 %), в Сенаки проживают россияне (0,6 %), ассирийцы (0,2 %) и другие (0,2 %). В советские времена в городе жило много евреев. Они в основном покинули город в конце 70-х.
Достопримечательности Нокалакеви
С 2016 года территория города-крепости находится на реконструкции. Нокалакеви открыт для туристов и здесь можно увидеть остатки строений — крепость, храм, башню, остовы крепостных стен и других сооружений. Если подъезжать к крепости со стороны реки Техуры, то вы увидите археологический музей, где хранятся экспонаты, найденные при раскопках (в основном, это керамика).
Вход в музей стоит 10 лари, для студентов 1 лари. Режим работы: ежедневно с 10:00 до 17:00. Как и во многих других учреждениях Грузии понедельник — выходной день. Возле музея работает небольшое кафе, где можно перекусить. В музее также можно изучить карту-схему Археополиса — пригодится если вы планируете осмотр без гида.
Чуть дальше от музея находится вход на территорию Нокалакеви. Здесь вы увидите часть крепостной стены с воротами. Они относятся к более поздним постройкам крепости. По типу материала и его цвету можно понять какие постройки были построены первыми — толстые, грубо отесанные камни и монументальные стены, относятся к самым древним сооружениям (византийскому периоду); строения из известняка, более легкие, светлые, с использованием дерева и цемента — скорее всего являются новоделом.
A. Muhranoff
Из сохранившихся зданий Археополиса можно выделить башню с воротами, которые, предположительно, вели на царский двор, а также храм Сорока Себастийских Мучеников. Источники сообщают разные даты постройки базилики. Чаще всего пишут, что она была возведена в VI веке. Однако, состояние храма и некоторые архитектурные особенности противоречат этому и позволяют отнести строение к Х и XI векам. Скорее всего, базилику несколько раз перестраивали в разные временные периоды. Эту версию подтверждает и строение храма. Он не является привычным крестово-купольным сооружением, что характерно для грузинского храмового зодчества. Столбов в здании нет, а купол держится на парусах. На стенах можно увидеть фрагменты фресок, которые также сложно отнести к определенному периоду.
Панорама храма Сорока Себастийских Мучеников:
Во времена расцвета Цихе Годжи на территории города находилось несколько базилик, башен и других крупных сооружений. Сегодня о них напоминают только остатки фундаментов и части стен. Еще одним интересным местом является крытый спуск к реке Техуре. Он представляет собой вырубленные в скале ступени, ведущие прямо к воде. Будьте осторожны, ступени очень скользкие.
Наиболее хорошо сохранившиеся объекты находятся на платной части города-крепости. Есть еще и бесплатная часть — она располагается вверх по склону, за оградой. Эти места плохо изучены, хотя здесь тоже встречаются руины. Пройти сюда можно по небольшим козьим тропам.
Кстати, на другой стороне реки находятся горячие источники Нокалакеви — скважины с термальной водой. Пройти к ним можно от юго-западной части крепости — возле стены увидите небольшую тропинку к реке и пешеходный мостик. По нему можно попасть на другой берег к источникам.
A. Muhranoff