В москве построят крупнейшую в россии мечеть на 40–60 тыс. человек

Мечеть Султана Кабуса

Другое название – Маскатская соборная мечеть. Находится в городе Маскат (Оман). Инициатор постройки здания − султан Кабус бен Саид Аль Саид. Это популярный в народе лидер Омана, который заботится не только о материальном благосостоянии страны, но и о духовных нуждах мусульман.

Мечеть Султана Кабуса – одна их сотни религиозных построек на территории Омана. Она отличается от них огромными размерами, красивой классической исламской архитектурой и внутренним декором. Стены здания покрыты мозаикой, в центральном зале 35 люстр. Самый большой осветительный прибор весит 8 тон. Он рассчитан на 1100 ламп.

Мечеть «Сердце Чечни», г. Грозный, республика Чечня

Эта мечеть построена в османском стиле, который, в свою очередь, перекликается с византийским. Бывалые путешественники могут разглядеть в ее архитектуре схожесть со знаменитой Голубой мечетью в Стамбуле. Имеет традиционное количество минаретов четыре, и все они одинакового размера. Находится на территории живописного парка, который раскинулся вдоль побережья реки Сунжа.

Внутренние стены украшены традиционными чеченскими орнаментами и расписаны аятами из Корана. Как в любой другой мечети, на них нет каких-либо образов. В декоре использовано большое количество белого мрамора, а роспись выполнена золотым напылением. Люстры повторяют образы знаменитых мусульманских храмов. Они являются отличительной особенностью этой мечети.

Место нахождения и описание


Вид Голубой мечети сверху

Голубая мечеть – это привычное название для европейцев, но турки называют храм Султанахмет или Ахмедие. А вот «голубым» комплекс именуют по цвету его оформления, декора, выполненного в небесных оттенках.

Осматривать Ахмедие начинают с площади с одноименным названием.

  • Комплекс занимает часть исторической части города под названием Ипподром. Сама площадь заслуживает внимания только из-за величины и обилия архитектурных шедевров. Но детали потом, главное – это Голубая мечеть.
  • Во внутренний двор комплекса ведут три группы ворот. И если два входа предназначались для прихожан, то Западные ворота – только для султана.
  • Огромный внутренний двор равен по площади всему храмовому комплексу и огорожен порфировыми стенами.
  • В центре двора стандартный фонтан. Источник выполняет сразу несколько функций: декоративную, освежающую (в жару от воды прохладно) и практическую – вода в фонтане служила для омовения мусульман. По правилам религии верующим нельзя входить в святое место грязными, они должны умыть лицо, руки. Сегодня фонтан является скорее декором, поскольку для омовений соорудили отдельные рукомойники в правой части внутреннего двора.
  • В пору возведения на территории Султанахмет располагались школы, кухни, больницы, постоялый двор. До сегодняшних дней «дожила» только школа. Медресе находится в восточной части и путешественники могут осмотреть строение, где учились предки современных стамбульцев.
  • Основатель комплекса султан Ахмет захоронен в 100 метрах от комплекса. Для него выстроили небольшой и достаточно скромный мавзолей. Рядом с супругом нашли упокоение любимая жена правителя и его сыновья.

Часто задаваемые вопросы
В мечеть пускают с маленькими детьми? Коляски в религиозное строение не допускают. Также могут отказать во входе с грудным младенцем. Кроме того, детей сложно удержать от восхищенных возгласов, игры и бега. А этого, к сожалению, в мечети делать нельзя.

Мечети России

Роскошная конструкция поражает своей величественностью и роскошью даже неискушенного зрителя, ведь над дизайном и подборкой материалов трудились лучшие мастера своего дела из Италии, Германии, Марокко, Индии, Турции, Ирана, Китая, Греции и ОАЭ. На строительство было потрачено более 600 миллионов евро.

  • Главный купол мечети весом в 1000 тонн считается самым большим храмовым куполом в мире. Природные материалы для строительства включали мрамор, камень, золото, полудрагоценные камни, кристаллы и керамику.
  • Мечеть снаружи насчитывает 1096 колон и 96 колон в основном молельном зале, украшенном более 20 тысячами мраморных панелей ручной работы, инкрустированных полудрагоценными камнями, включая лазуриты, красные агаты, аметисты и жемчуг. Более того, прекрасные минареты, возвышающиеся на 107 метров, поставлены в четырех углах мечети.

Искусственные озера, занимающие общую площадь 7874 квадратных метра и каналы, украшенные темным кафелем, окружают мечеть, тогда как двор мечети площадью 17000 квадратных метров украшен цветной мозаикой. Бассейны отражают живописный вид мечети, который становится еще более великолепным в ночное время.

Мечеть Омейядов
Большая мечеть Омейядов в Дамаске считается одной из красивейших мечетей мира. Мечеть представляет собой огромный комплекс: собственно мечеть с просторным молитвенным залом и большой двор, окруженный колоннадой. Трехсводный молитвенный зал длиной около 160 метров покрыт деревянными плитками и поддерживается колоннами

Тадж Махал — это мечеть-мавзолей, построенная в 1630-1650 годах на берегу реки Джамна в городе Агре. Внутри мавзолея расположено две гробницы: Шах-Джахана, правителя Индии и его жены Мумтаз-Махал.

Этот комплекс представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 метра с примыкающим садом с фонтанами и бассейном. На его строительство было приглашено более 20 тысяч мастеров со всей Индии, а также Персии, Средней Азии и Ближнего Востока.

Стены мечети выложены из полированного мрамора с инкрустацией бирюзы, агата, малахита и других самоцветов.

Белоснежная мечеть шейха Заида в Абу-Даби — самая большая мечеть в Объединенных Арабских Эмиратах. При ее строительстве были использованы белый мрамор и многочисленные драгоценные и полудрагоценные камни.

Mezquita Catedral, у него как у всякого испанца много имен. Это и Соборная мечеть Кордовы, и Великая мечеть Кордовы, и Кафедральный собор Нуэстра Сеньора де ла Асунсьон (собор Успения Божье Матери). С начала 2000 года испанские мусульмане требуют ее себе, Папа отказывает. В 2010 в ней прекрасные верующие из мусульман устроили та небольшой взрывчик.

Огни на 90-метровых минаретах 4-летней мечети Салех в Сане. Эта святыня за 60 миллионов долларов – крупнейшая и самая экстравагантная мечеть Йемена, названная в честь Али-Абдуллы Салеха, который отошел от власти в феврале после 33 лет правления. (Stephanie Sinclair)

ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ
в Стамбуле была построена отчасти как попытка доказать, что народ не утратил способности делать прекрасные вещи; и как соперница храму Св. Софии. Это на самом деле архитектурный шедевр, который построен таким образом, чтобы гости Стамбула могли одновременно видеть и сравнивать два священных строения.

Голубая мечеть также является одним из самых заметных ориентиров в Стамбуле, т.к. 6 минаретов хорошо различимы из разных частей города. Мечеть датируется XVII в., и была создана по приказу султана Ахмета.

Мечеть огромна, вместимостью около 10000 человек, здесь впервые был создан двор, где разместились фонтаны, предназначенные для омовения прихожан.

Мечеть построена на фундаменте визиготской церкви, которую захватчики-арабы затем превратили в мечеть, а вернувшие город испанцы-католики, попытались сделать храмом.

Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

1 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

2 / 5

Мечеть Юч ШерефелиAli Saim Ülgen Arşivi / SALT

3 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

4 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

5 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Сочетание в плане подкупольного шести­угольника и угловых квадратов приве­ло к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхи­тив залитые светом мечети «великолепного века»  Великолепный век — эпоха расцвета Осман­ской империи, XVI­–XVII ве­ка..

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

Мечеть Султанахмет

Мечеть Султанахмет или Голубая мечеть – гордость Турции. Находится в Стамбуле и построена в 1616 г по приказу Ахмеда I. Решение возвести большое и красивое строение пришло к нему после разгрома Оттоманской Порты войсками Турции. Таким образом Ахмед I решил умилостивить Аллаха, но спустя год он умер от сыпного тифа. Его останки находятся в мавзолее рядом с Голубой мечетью.

Архитектурный стиль здания – смесь византийского и классического исламского. У мечети 6 минаретов и большой купол, диаметр которого 23 с половиной метра. Главный зал Султанахмет имеет размеры 53х51 метр. Высота стен – 43 м. Вместимость здания и прилегающей к нему территории – 10 тысяч паломников.

Ссылки [ править ]

  1. Алексей Васильевич Малашенко; Азиза Нуритова (2009). «Ислам в России». Социальные исследования . 76 . JSTOR  40972148 .
  2. ^ а б в ArchNet . «Российская Федерация» . Архивировано в декабре 2013 года.
  3. ^ Аллен Дж. Франк (2001). Мусульманские религиозные учреждения в царской России: исламский мир Новоузенского уезда и Казахской внутренней Орды, 1780-1910 гг . Брилл. ISBN 90-04-11975-2.
  4. Мухетдинов, ДБ (2006). Мечети Российской империи: альбом фотографий конца XIX-начала ХХ ввМечети Российской империи: альбом фотографий конца XIX — начала ХХ вековМедина.
  5. Энн Уайт (2004). Маленький городок России: посткоммунистическая жизнь и идентичность: портрет интеллигенции в Ачите, Беднодемьяновске и Зубцове, 1999-2000 гг . Рутледж. ISBN 978-1-134-30292-5.

В статье использована информация из русской и французской Википедии .

Мечеть Шаха

Исфахан, Иран, XVI–XVII века

1 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

2 / 8

Мечеть ШахаA.Davey / CC BY 2.0

3 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

4 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

5 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

6 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

7 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

8 / 8

Мечеть ШахаWikimedia Commons

В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казви­на в центр Персии — в Исфахан. Церемо­ниальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло  Игра в поло появилась в середине I тысяче­летия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямо­угольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огром­ная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до 1640-х годов.

Здание, служившее главной городской мечетью столицы, замыкает перспек­тиву площади в направлении с севера на юг. Основой его планировки стал сформировав­шийся в архитектуре Ирана тип четырех­айванной мечети — то есть мечети, компози­ционным центром которой является двор, в середине сторон которого расположены открытые во двор сводчатые помещения — айваны. За боковыми айванами расположены дополнительные купольные молитвенные залы, к которым примыкают два медресе  Медресе — мусульманское учебное заведе­ние по подготовке служителей культа, учи­те­лей и чиновников..

Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность компози­ции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вести­бюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.

Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 ма­лыми куполами. На полу под цент­ральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозгла­шает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз. 

Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орна­мен­том в желто-синей цветовой гамме, перетекаю­щим на решетки в световых проемах. Кера­мическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.

Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформ­лены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре баш­ни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадаю­щей с осью площади.

Мечеть Ибн Тулуна

Каир, Египет, IX век

1 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

2 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

3 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

4 / 8

Минарет мечети Ибн ТулунаWikimedia Commons

5 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

6 / 8

Мечеть Ибн ТулунаWikimedia Commons

7 / 8

Мечеть Ибн Тулунаupyernoz / Flickr / CC BY 2.0

8 / 8

Мечеть Ибн ТулунаMichal Huniewicz / Wikimedia Commons

В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укреп­ле­ния власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.

Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — сто­лице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знако­вый памятник своих сюзе­­­­ренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (мина­рете), стоящей за пределами молит­венного двора со стороны, противо­полож­ной кибле. Как и его прототип в Самарре, мина­рет опоясан внешней лестницей как спи­ралью. В качестве строительного мате­риала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для сред­невековой архи­тектуры Египта, где не было недостатка в камне.

Здесь арабские мастера уже почти отказа­лись от использования элементов ан­тичных и византийских зданий. Внутренние поверх­ности арок покрыты рез­ным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяже­нии столетий служила предметом изучения для му­суль­манских художников.

Позже, в XIII веке, в центре двора был возве­ден фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.

Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгоражи­вавшая периметр культового здания от жилых и базарных квар­­талов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная от­крытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молит­вы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из му­сульман­ской архи­тектуры Ирака.

Мечеть Аль-Салех в Сане

Мечеть Аль-Салех – главная и самая большая мечеть столицы Йемена – Саны. Храм возведён по распоряжению первого президента страны Али Абдаллы Салеха, в большей части на его личные деньги (около 60 миллионов долларов), и носит его имя. Мечеть невероятно красива – видимые со всех концов города шесть минаретов, высота каждого из которых 100 метров, богато украшенные купола, сочетание разного типа камней, в том числе черного базальта и красного, белого и черного известняка, украшенные витражами окна. Официальное открытие культового сооружения состоялось в 2008 году. Мечеть состоит из комплекса зданий, самое крупное из которых, для молитв, занимает более 27 тысяч кв. метров. Главный зал вмещает до 44 тысяч молящихся.

Архитектурные особенности Голубой мечети


Особенности архитектуры

При первом взгляде на Ахмедие туристы замечают явное сходство архитектуры с Айя-Софией. Но это лишь временное видение, которое пропадает при подробном осмотре. Голубая мечеть обладает своим уникальным стилем и архитектурой.

Строение возвели из дорогого мрамора и камня.

  • Площадь постройки впечатляет – 4608 кв. м.
  • Основание из ровного прямоугольника величиной 72х64 м, увенчанное куполом диаметром 2,5 м, дополнено четырьмя полукуполами, плавно перетекающими во внешние стены объекта.
  • Плюс – постройку украшают еще 8 менее габаритных второстепенных куполов.

Вообще форма купола прослеживается во всех деталях мечети. Тут почти нет острых углов.

  • Например, стены во внутреннем дворе выстроены в форме одинаковых арок. Эти арочные конструкции опираются на 26 колонн. Такая открытая галерея наполняет строение воздухом, светом.
  • Верхняя часть аркады также украшена куполами, гладкие формы которых делают комплекс завершенным, законченным.

Вопрос эксперту
Голубая мечеть открыта в период мусульманских праздников? Да, но только зал для посещений и в определенное время. Уточнить период работы можно на сайте заведения.

Наружное ограждение дворца выглядит как стена с окнами в два ряда. Нижний ярус прямоугольных оконных проемов прикрыт темными решетками, а верхние окна закрывают светлые щиты с отверстиями. Балюстрада во всю длину стены служит эффектным дополнением архитектурного ансамбля и выполняет вполне практическую функцию. По ней, в случае необходимости, можно было быстро перебраться из одного помещения в другое.

Входные комплексы ворот выделяются ровной прямоугольной формой.

  • С обеих сторон ворота украшены тонкими и длинными накладными колоннами.
  • Между капителями колонн расположен фронтон, а за ним перекрытие в форме купола.
  • Внутренний двор с фонтаном идеально вписан в общую композицию.
  • Чаша в виде шестиугольника с колоннами по углам прикрыта крышей, опять же в форме купола.

Углы самой мечети украшают 4 минарета, а 2 дополнительных вынесены в отдаление. Они венчают углы внутреннего двора. Эти дополнительные минареты отличаются от основных количеством балконов. Если у основных маяков по 3 балкона, то дополнительные имеют всего по 2 порта.

Часто задаваемые вопросы
Можно купить самостоятельную экскурсию в Голубую мечеть? Да. Но есть вариант посещения без гида и группы. Для этого нужно доехать до площади в указанное время и осмотреть мечеть самостоятельно.

Мечеть Фейсала

Исламабад, Пакистан, XX век

1 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

2 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

3 / 6

Мечеть ФейсалаMare / CC BY-NC 2.0

4 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

5 / 6

Мечеть ФейсалаU.S. Embassy Pakistan / CC BY-ND 2.0

6 / 6

Мечеть ФейсалаWikimedia Commons

Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появив­ше­гося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим уси­лия многих мусульманских стран. Инициатором строи­тельства большой мече­ти был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году междуна­род­ный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в пред­горьях Гима­лаев здание, символизи­рующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.

К тому моменту по проекту Далокая возво­дилась большая мечеть в Анкаре: там зод­чий, сохранив традиционный образ куполь­ной мечети, отказался от несу­щих стен и свел конструкцию здания к един­ственному вспарушенному своду  Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опирав­шемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строи­тельства нова­торский проект был признан слишком авангардистским, и на го­товом фундаменте было возведено вполне осман­ское здание. Переработанный проект Далокай предста­вил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого пере­крытия, но со­хранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.

Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из тре­угольных плоскостей по принципу кресто­вого свода. Мечеть образно срав­нивают с бело­снежным шатром, раскинутым у под­ножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооруже­ния. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено каких-либо плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитек­тур­ная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоско­стей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсвет­кой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.

Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представ­ляют собой кон­струк­цию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основ­ную идею заказа.

Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окру­женным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульман­ских зданий. Ислама­бадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской риту­альной функциональности с авангардистскими конструктивными реше­ниями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульман­ской культовой архитектуре.

10 место

Завершает список десяти самых больших мусульманских храмов мира мечеть Дели, которая также известна как Джами-Масджид. Ее начали строить, когда в Индии правил Шах Джахана I, падишах империи Великих Моголов. Именно по его приказу был возведен всемирно известный Тадж-Махал, и благодаря этому строительству имя Шаха Джахана было вписано в историю. Строить Джами-Масджид он начал в семнадцатом веке. Она способна вместить в себя одновременно двадцать пять тысяч человек.

Подобных рейтингов самых больших мечетей в мире составляется довольно много, и все они субъективны, поскольку за основу берется не территория самой мечети, а территория, отведенная под весь религиозный комплекс. А поскольку религиозные архитектурные комплексы мусульман ежегодно расширяются, чтобы иметь возможность вместить всех желающих, то со временем подобные рейтинги могут меняться.

Мечеть, являясь для всех мусульман безоговорочной святыней, привлекает все большее количество верующих, паломников, и даже представителей других религиозных конфессий, которые стремятся к мусульманским храмам, чтобы своим глазами увидеть их великолепие.

Мечеть Булгар, г. Болгар, республика Татарстан

Своё название мечеть получила благодаря белому мрамору, который преобладает в облицовке стен. В строительстве было использовано интересное архитектурное решение расположить здание мечети по трём сторонам периметра прямоугольника. Таким образом, между ними расположилась площадь, в центре которой создали искусственный водоём. В его водной глади отражается мечеть и этот трюк делает её похожей на знаменитый Тадж-Махал в Индии.

Интерьер выполнен в лаконичном белом цвете и украшен объёмными традиционными татарскими узорами и изречениями из Корана. Рассеянное освещение, которое обеспечивают витражные окна и люстра под главным куполом, создаёт невероятную атмосферу.

Посетить мечеть и окунуться в восточную сказку может каждый желающий в установленное время и при соблюдении традиционных правил.

Каждая из этих мечетей прекрасна и удивительна, обладает своей особенностью. Но есть и то, что их объединяет в традиционных требованиях для посещения. На входе всегда необходимо снимать обувь. Это не должно вызывать недоумения, поскольку внутренние залы полностью устланы коврами. Для женщин требования немного жёстче, чем для мужчин. Они должны входить в свободной одежде и с покрытой головой. Только кисти рук, ступни и лицо можно оставить открытыми. Те, кто не подготовлен к посещению заранее, у входа могут воспользоваться специальными халатами или юбками, и платками. Телефонами пользоваться чаще всего можно, но в свободные от молитвы часы и соблюдая приватность остальных прихожан, гида и имама. При соблюдении этих несложных правил каждому откроется удивительный мир Ислама.

Мечеть Сиди Укба

Кайруан, Тунис, VII–IX века

1 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

2 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

3 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

4 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

5 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

6 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

7 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

8 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

9 / 9

Мечеть Сиди УкбаWikimedia Commons

Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и осно­вал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «кара­ван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расши­рявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строи­тельства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внеш­ние , придавшие зданию вид непри­ступной крепости.

Кайруанская мечеть ознаменовала станов­ление собственной магрибинской (арабо-североафриканской) архитектурной тради­ции  Магриб — исторически земли между гор­ны­ми хребтами Алжира и Марокко и атлантиче­ским и средиземноморским берегом. В пере­воде с арабского эль-Магриб — «страна, где захо­дит солнце» или «Запад».. Планировка здания следует уже отработанной в первые десятилетия ислама арабской схеме: открытый двор и нефная базилика молитвенного зала, — однако нефы получи­лись не поперечными, как в мечетях Сирии и Египта, а продольными. Попереч­ным остался только неф, идущий вдоль стены киблы (направление на Мекку), и в со­че­тании с повышенным и более широким центральным нефом в плане мечети отчетливо читается литера Т (образующая две смысловые оси интерь­ера). На пере­сечении осей над михрабом уста­новлен купол; еще один купол поднят над входом в молитвенный зал, и таким образом центральная ось мече­ти, ведущая к михрабу, стала отчетливо выразительной. Этот планировоч­ный прием стал впослед­ствии обычным для мечетей мусульманского Запада. 

Михраб, декорированный резными мрамор­ными панелями и перламутровыми встав­ками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.

Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский дере­вянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колон­ны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с раз­личными , — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магри­бин­ских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фри­­зы с растительным орна­ментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротех­ническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей. 

В кайруанской мечети впервые в мусуль­манской архитектуре использованы подко­вообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пя­тами (основания­ми). Подобные арки, названные мавритан­скими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архи­тектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.

Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский уни­верситет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и са­мой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.

Масджид-е Туба

Другое название мечети – Гол-Масджид. Здание расположено в Пакистане, в городе Карачи. Необыкновенно красивое и современное сооружение, спроектированное Бабаром Хамидом Чауханом и построенное под руководством Захира Накви в 1969 году, пользуется огромной популярностью у местных жителей, мусульман со всех уголков планеты и туристов.

В мечети не хранятся реликвии и святыни. Ее особенностью является большой молельный зал, вместимость которого 5 тыс. человек (площадь рядом позволяет разместить 38 тыс. молящихся), множество зеркал на стенах (около 70 тысяч) и отделка ониксом.

Самые большие мечети в России

В Европе немало мечетей, однако, самые красивые и самые большие из них находятся именно в России. Некоторые из них недавно построены или отреставрированы.

Мечеть «Кул Шариф» (г. Казань)

Более двух тысяч человек готова принять под свои своды находящаяся в Казани мечеть «Кул Шариф» в Казани. В Татарстане она считается главной. Это новая мечеть, строительство которой началось только в тысяча девятьсот девяносто шестом году вместо разрушенной при Иване Грозном многоминаретной мечети, где последним имамом был Кул Шариф.

Крупнейшая мечеть в Татарстане

Соборная мечеть (г. Сургут)

Порядка двух тысяч человек вмешает Сургутская Соборная мечеть. Для Уральско-Сибирского региона она является самой крупной. Там же недавно открыли медресе. Молебный зал этой мечети расписан мастерами из Набережных Челнов и Уфы. Частично строительство велось на пожертвования, собранные с прихожан во время Рамадана.

Соборная мечеть в Сургуте — крупнейшая в Сибири

Мечеть в Алхан-Юрте

Ещё одна мечеть, готовая вместить две тысячи человек, находится в Алхан-Юрте.
Она вся словно состоит из куполов. Такую форму строительства с давних времён использовали в Чечне. Мечеть назвали в честь Магомед-Бешира-Хаджи Арсанукаева, который жил в Алхан-Юрте, был имамом Чечни.

При строительстве мечети в Алхан-Юрте реализованы лучшие архитектурные традиции

Соборная мечеть (г. Санкт-Петербург)

Пять тысяч человек способна вместить Соборная мечеть Санкт-Петербурга. Она была открыта в тысяча тринадцатом году. Данную мечеть построили после того, как к России была присоединена Средняя Азия.

Украшение крупнейшей мечети Петербурга

«Сердце Чечни» (г. Грозный)

Не менее десяти тысяч человек – такова вместительность мечети в городе Грозном с красивым названием «Сердце Чечни». Её построили в две тысячи восьмом году турецкие специалисты. Эта мечеть – часть исламского комплекса республики.

«Сердце Чечни» в Грозном — пожалуй, самая красивая мечеть в России

Джума-мечеть (г. Махачкала)

Главной мечетью города Махачкала является Джума-мечеть, которая построена по подобию Стамбульской Голубой мечети. Последняя реконструкция была в две тысячи седьмом году. Вместительность на сегодняшний день – рекордная. В мечети могут одновременно молиться до пятнадцати тысяч человек.

Самая большая мечеть в России вмещает до 15 тыс. человек

В мире есть мечети больших размеров. На сайте uznayvse.ru размещена статья, посвященная этой теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector