Полярные зори
Содержание:
Создание сюжетной локации
Впервые Полярные Зори как локацию мира «Метро 2033» описал Дмитрий Глуховский в своём романе «Метро 2034». Согласно сюжету, в Московском метрополитене имеет место слух, что город Полярные Зори не был затронут Катастрофой и продолжает существовать и в 2034 году благодаря Кольской АЭС, которая до сих пор исправно работает.
Идею существования нетронутой войной Кольской АЭС использовал Владимир Березин в одном из эпизодов своего романа «Путевые знаки», который был выпущен в январе 2010 года. Впрочем, сами Полярные Зори в нём не упоминаются: говорится лишь, что «чуть ли не под Мурманском» «вроде бы АЭС какая-то уцелела».
Тот же эпизод «Метро 2034» вдохновил Андрея Буторина, который сам родом из Мончегорска, находящегося недалеко от Полярных Зорь, на написание романа «Север», действие которого происходит в этом регионе России. Роман вышел в октябре 2010 года.
Карта
Полярные Зори: карты |
Полярные Зори: фото из космоса (Google Maps)Полярные Зори: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Полярные Зори. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Кандалакша | 22 (22) | Ю |
2 | Апатиты | 44 (86) | СВ |
3 | Кировск | 56 (96) | СВ |
4 | Зеленоборский | 58 (70) | Ю |
5 | Мончегорск | 65 (92) | С |
6 | Ковдор | 89 (126) | З |
7 | Оленегорск | 91 (116) | С |
8 | Высокий | 93 () | СВ |
9 | Ревда | 108 (183) | СВ |
10 | Умба | 110 (122) | ЮВ |
11 | Ловозеро | 127 (196) | СВ |
12 | Лоухи (Республика Карелия) | 145 (177) | Ю |
13 | Кильдинстрой | 161 () | С |
14 | Мурмаши | 161 (219) | С |
Краткая характеристика
Город расположен на р. Нива и берегах озёр Имандра и Пинозеро, в 224 км к югу от Мурманска. Ж.д. станция.
Территория (кв. км): 987
Исторический очерк
Основан в 1968 как посёлок энергетиков в связи со строительством Кольской АЭС (единственная российская АЭС в Заполярье). Город с 1991.
Расположенный недалеко от города посёлок Африканда возник как посёлок при станции Африканда (открыта в 1932). По воспоминаниям академика А.Е. Ферсмана, название искусственное, шутливого характера, возникшее в летнюю жару, прямо-таки «африканскую», и оформленное по образцу близ расположенного посёлка Охтаканда.
Экономика
АО: «Колатомэнергострой», «Севгидроэлектромонтаж», «Севатомремонт».
Завод железобетонных конструкций, лесокомбинат. Население занято преимущественно обслуживанием Кольской АЭС.
В окрестностях города выращивают картофель, кормовые травы. Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Месторождения титаномагнетитовых руд, торфа, строительного песка.
Основные предприятия
АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
ГП «Кольская АЭС»Предлагает:
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1979 | 11.4 | 2003 | 15.9 | 2011 | 15.1 | 2017 | 14.6 |
1989 | 19.4 | 2005 | 15.9 | 2012 | 15.0 | 2018 | 14.4 |
1996 | 17.3 | 2006 | 15.7 | 2013 | 15.0 | 2019 | 14.4 |
1998 | 17.0 | 2007 | 15.6 | 2014 | 14.9 | 2020 | 14.2 |
2000 | 16.7 | 2008 | 15.5 | 2015 | 14.9 | 2021 | 14.2 |
2001 | 16.6 | 2010 | 15.2 | 2016 | 14.8 |
Литература
- Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 461
Кандалакша — Полярные Зори.
Но вернемся к воскресенью – на этот день была запланирована поездка в город под таинственным названием Кандалакша (тоже в Мурманской области).
По пути в Кандалакшу мне рисовался древний городок с деревянными домишками, оленеводами, аутентичными ресторанчиками и красивой набережной, омываемой Белым морем. Увы, я был наивен. Кандалакша оказалась полным аналогом Полярных Зорь. На мой вопрос – «где же кафе с блюдами из оленины, свежих крабов и уникальной рыбы сиг?» местные жители на меня удивленно посмотрели и ответили – «конечно, в Финляндии». В общем, мало что из перечисленного мы обнаружили в Кандалакше, разве что море действительно было, но только без набережной. Стоит отдельно рассказать о чуде природы (которых в этом замечательном крае достаточно, вспомнить хотя бы северное сияние!) – в сентябре из моря, почти как 33 богатыря, выходят морские котики в поисках своего дядьки Черномора. Говорят, что это незабываемое зрелище, но оно случилось, к сожалению, до нас. А вот куда именно они выходят – вопрос, ведь набережной-то нет!
Отделы и адреса
Начальник МО МВД России «Полярнозоринский» — телефон 8(81532) 6-31-01
Заместитель начальника отдела – начальник полиции МО МВД России «Полярнозоринский» — подполковник полиции Костенко Игорь Владимирович, телефон 8(81532) 6-31-03
Заместитель начальника отдела – начальник следственного отделения МО МВД России «Полярнозоринский» — подполковник юстиции Смирнов Александр Юрьевич, телефон 8(81532) 6-31-08
Заместитель начальника отдела МО МВД России «Полярнозоринский» — подполковник внутренней службы Вервека Роман Александрович, телефон 8(81532) 6-31-13
184230, Мурманская область, г.Полярные Зори, ул.Ломоносова, д.16
Дежурная часть, телефон 8(815-32) 7-23-75, 8(815-32) 6-31-10.
Об учреждении
Официально датой создания мурманской милиции является 28 мая 1938 года, когда было создано Управление НКВД по Мурманской области. До этого времени созданные структурные управления органов внутренних дел в Заполярье не являлись самостоятельными и входили в состав либо Архангельского, либо Ленинградского управлений рабоче-крестьянской милиции. История мурманской милиции неразрывно связана с Кольским Заполярьем и образованием Мурманской области.
Так, 13 июня 1921 года декретом ВЦИК из Александровского уезда Архангельской губернии была создана Мурманская губерния. В этот же день было создано Мурманское губернское управление рабоче-крестьянской милиции. Долгое время именно этот день считался днем мурманской милиции.
С января 1924 года по сентябрь 1927 года органами правопорядка в Заполярье руководил административный отдел Мурманского губисполкома. 1 августа 1927 года Мурманская губерния была преобразована в Мурманский округ и включена в состав Ленинградской области.
28 мая 1938 года была образована Мурманская область. Именно в этот день впервые в истории Кольского Заполярья было создано областное управление органов внутренних дел как самостоятельная структурная единица.
Где можно перекусить в Полярных Зорях
В этом замечательном городе нам нужно было провести выходные. Но, прежде всего, надо было пообедать. Наш таксист посоветовал нам заведение под название «Эль Пасо». Отличное название для Полярных Зорь, подумали мы и направились туда сразу по приезду. Заведение было на другом конце города, поэтому нам пришлось идти до него 15 минут пешком. И каково было наше изумление, когда «Эль Пасо» оказался обычной столовой! Но самое удивительно, что в этой столовой была нехилая очередь. Люди шли в столовую целыми семьями, дети держали синие шарики с надписью Кольская АЭС, царила атмосфера радости, одним словом – праздник в выходные. Позже мы узнали, что в этой столовой цены настолько низкие, что людям дешевле обедать здесь, нежели готовить дома.
По пути из «Эль Пасо» мы обнаружили любопытный детский магазин игрушек под названием «Фанатик»
К сожалению, поиск кафе и ресторанов особым успехом так и не увенчался. Была попытка перекусить в ресторане «Уют», но помимо нас с коллегой в ресторане отлично проводил время местный житель. В перерывах между опустошением рюмки он успевал озаботиться вопросом отсутствия музыки и требовал официантку составить ему компанию в танце. Дело закончилось вызовом наряда полиции, которая забрала посетителя с собой.
Узнав о нашем посещении данного ресторана, наш таксист решительно порекомендовал нам не ходить сюда, туда и вон туда, показав пальцем в разные стороны города. «Отморозков сейчас много, поэтому даже я не рискую там появляться, хотя мог бы» — хитро сказал он и кровожадно улыбнулся. Об этом мне также намекнули в одном из сувенирных магазинчиков. Летом, мол, у них медведи ходят по окраине города, ну и раздирают периодически людей, а сейчас у медведей спячка, поэтому пришло время отморозков.
Самое удивительное, что на главном предприятии города АЭС работники были все как на подбор — красавцы, в костюмах, при галстуках, умные и интеллигентные. Это неспроста – зарплата на АЭС приличная, а учитывая, что дополнительный коэффициент 2,5 в качестве северной надбавки никто не отменял, город Полярные Зори стал входить в первую пятерку России по средним заработным платам (во всяком случае, на АЭС нам об этом сообщили). Тем сложнее было осознавать, что некоторые из этих образованных и стильных людей после работы превращались в вурдалаков.
Апатиты – Полярные Зори
Дело было осенью. Конец октября. Уже в субботу утром было понятно, что нашим планам не суждено было сбыться. Еще пару недель назад до серии командировок мы предвкушали отличные выходные в культурной столице. Но все наши надежды были разбиты расписанием пассажирских перевозок. Самолет до славного города Апатиты был только в субботу утром. А уже в понедельник нам нужно было быть на Кольской атомной станции. Соответственно, других вариантов у нас не было. Поэтому в субботу утром мы исследовали Пулково на предмет сувениров и ждали вызова на посадку в наш авиалайнер.
Авиалайнером оказался АН-24. Это самолет, который больше напоминал маршрутное такси. Такие мелочи как трап, ему вообще оказались не нужны. «Все свое ношу с собой»,- подмигнув, сообщил нам самолет, и дверь самолета преобразилась в элегантный трап из пары ступенек. Также добавлю, что самолет АН-24 – винтокрылый. Так что уже в момент посадки пришло четкое понимание, что командировка на Кольский полуостров будет увлекательная.
Посадка в аэропорту Апатиты была мягкой и комфортной. Дальше — пешая прогулка от самолета до здания аэропорта длиной метров в 50 и таксист, который ждал нашего прилета. Температура была около нуля градусов, поэтому таксист утеплился, надев футболку на голое тело. Что говорить – горячий северный мужчина.
Впереди было 2 часа шикарных пейзажей. Природа потрясает! Озера, леса, что-то первозданное и величественное… В течение поездки дух захватывало от этой красоты постоянно. Мы, конечно, предвкушали живописную панораму, так как вид из иллюминатора на край несметного количества озер завораживал уже в полете.
Но действительность превзошла все ожидания. Мы были покорены какой-то особой аскетичной и суровой картиной за окном.
Пару слов о беженцах.
Ну и отдельно хочется рассказать про сирийских беженцев. Как-то неожиданно, да? Но как выяснилось, сирийцы тоже есть суровые, и они выбирают суровые пути в Европу по маршруту Мурманск – Норвегия. Главная сложность в данном маршруте – это переход транспортной границы! Основной упор нужно сделать на слове «транспортный», соответственно своим ходом границу перейти нельзя. И поэтому несчастные сирийцы массово закупали в Мурманске велосипеды и именно на них пересекали заветную границу, после чего бросали наши велосипеды уже там, в Европе. Местные жители говорили, что зрелище беженцев на велосипедах впечатляло.
Прощание с Полярными Зорями.
В общем, впечатления от поездки остались разнообразные. В первую очередь – это, конечно, природа, ну а во-вторую – все, что эту природу окружало – в том числе и мужественные люди, которые, несмотря на все тяготы жизни и суровый климат, оставались дружелюбными, обходительными и очень любезными (в отличие от приезжих, останавливающихся в гостиницах города).Отдельное спасибо хочется сказать нашему гиду-таксисту. Благодаря его утренней рыбалке, мы все-таки попробовали нежнейшую и очень вкусную рыбу под названием сиг (правда, уже в Москве). Невероятно, но свежая рыба пахнет огурцами!
Ну а в Москву мы летели на другом типе маршрутки – самолете бомбардье, который совершал рейс «Апатиты – Москва – Челябинск»
Мы очень боялись пропустить нашу остановку и вслушивались в сообщения пилота, чтобы не услышать «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка Челябинск»
. А здесь размышление Юрия о возможности познакомиться со своей второй половинкой в этом мире
А здесь размышление Юрия о возможности познакомиться со своей второй половинкой в этом мире
Смотрите еще!
Фонари. Настроение от Л. Енгибарова
Последняя сказка
Душа Москвы в картинах Алексея Бутырского
Счастливые дни лета Наталья Заболоцкой
Полет души — стихи и фото
Для всех, кому нужна любовь
Напоминание о лете
Капли росы на фото
Дементиевский Иван. Интервью с фотографом-3
Акварельная природа Аляски
Последний вечер в Полярных Зорях.
Но вернемся в наши Полярные Зори. Осознав, что спокойно перекусить за пределами гостиницы проблематично, мы решили ужинать непосредственно в отеле. На ресепшен нас заверили, что с ужином будет все отлично! Более того, ужинать мы можем в любое удобное для нас время, потому что ужин будет нам готовиться …. утром! Ну а вечером мы обнаружим наши тарелки в холодильнике. Далее, мы должны легким движением руки отправлять тарелку с ужином в микроволновку, где она будет подогреваться. Вот такой вот сервис. Но и за него скажем спасибо!
Правда, как выяснилось, суровые неадекватные парни, которыми нас пугали, водятся не только вне гостиницы, но и внутри! В связи с этим хочется вспомнить последний день нашей командировки, а если быть точнее – последний вечер.
Мы с коллегой Дмитрием, возраст которого около 50 лет, направились на ужин, где за соседним столиком сидел еще один постоялец. Дмитрий, отличается веселым нравом и бодрым голосом, поэтому, открывая холодильник, он сопровождал действо по перекладыванию еды в микроволновку комментарием: «А что у нас тут сегодня, а насколько ты ставишь пищу греться» и так далее. На что неожиданно постоялец отреагировал, высказав односложно свое недовольство: «Тише!»
Дмитрий мягко заметил: «Вы, наверное, устали! Тяжелый день! На этом замолкаю и приношу свои извинения». Далее наш обед продолжался в молчании, но все-таки, Дмитрий не удержался и начал задавать мне какие-то вопросы из серии «Что же это все-таки мы сегодня едим?»
На эту вольность моментально был получен возмущенный ответ от нашего соседа: «Я же просил тише! Вы что, давно вилкой в горло не получали?» Сложно сказать, как можно назвать мое состояние в этот момент, но я точно был под впечатлением. Дмитрий же, как ни в чем не бывало, возразил: «А вы получали?» Почувствовав, что атмосфера накаляется, пришлось вступить в диалог и мне, сообщив всем, что день выдался тяжелый, и все хотят отдохнуть, поэтому «пока я ем, я глух и нем». Доедали мы в тишине. Наш дружелюбный сосед доел первым, встал, подошел к нам и сквозь зубы процедил: «По поводу вилки – я серьезно! Со мной лучше не связываться!» И пошел. Дмитрий все-таки не удержался и крикнул ему вслед «И с нами тоже лучше не связываться». Оставалось только радоваться, что на следующий день мы улетали в Москву, т.к. все дела на АЭС выполнили.
Описание
Территория Полярных Зорь делится на три сектора: центральный (основной), северный (посёлок Зашеек) и южный (где располагаются сельскохозяйственные постройки). На территории северного сектора находится вход в подземный туннель, соединяющий город с Кольской АЭС.
Для защиты от внешних угроз периметр Полярных Зорь окружён бетонной стеной высотой в пять метров. Перед стеной имеется два ряда проволочных заграждений, по вершине стены расположены пулемётные посты. Внешнюю оборону города обеспечивает многочисленный гарнизон, вооружённый огнестрельным оружием и арбалетами. Также в городе имеется внутренняя охрана, однако уровень преступности в нём незначителен.
Городская жизнь находится почти на довоенном уровне благодаря наличию электроэнергии, вырабатываемой Кольской АЭС. В помещениях есть свет, тепло, водоснабжение, работает канализация. Граждане имеют возможность перемещаться на электромобилях; также имеются автомобили на двигателях внутреннего сгорания и снегоходы, однако ими пользуются лишь чиновники и другие граждане «по острой служебной необходимости», поскольку бензин в Полярных Зорях в дефиците. Продолжает использоваться многочисленная довоенная техника, такая как рации, телефоны и компьютеры; имеется компьютерная сеть, используемая, в частности, для доступа к базе данных учёта граждан из разных учреждений.
В Полярных Зорях организована система распределения благ между гражданами в зависимости от их вклада в благополучие города. Каждому взрослому гражданину за его работу на компьютерный счёт начисляется определённое количество дополей, которые можно использовать для покупки продовольствия и одежды. Детей содержат родители, получая на это дополнительные дополи. Жители, которые хотят пользоваться большим количеством благ, могут зарабатывать деньги — российские рубли в монетах, однако для этого необходимо приносить дополнительную пользу городу. В Полярных Зорях практикуется продажа драгоценностей и алкоголя. Граждане города имеют паспорта, в экстренных случаях новому жителю может быть выдана временная справка о гражданстве.
Известные резиденты
Руководители
- Виктор Сафонов — мэр города (до своей смерти зимой 2033 года);
- Виталий Киркин — мэр города (назначен после смерти Сафонова зимой 2033 года);
- Олег Ярчук — начальник гарнизона города (до своей смерти летом 2033 года);
- Сергей Сошин — начальник гарнизона центрального периметра города;
- Виталий Киркин — начальник гарнизона северного периметра города (по крайней мере, до своего назначения мэром зимой 2033 года);
Представители гарнизона
- Андрей Далистянц — командир взвода гарнизона;
- Тюльканов — командир некой единицы гарнизона на южном периметре города, возможно — командир всего гарнизона южного периметра;
- Сергей Коновалов — боец гарнизона;
- Митрофанов — боец гарнизона;
- Александр Сорокин — боец гарнизона;
- Игорь Брюханков — боец гарнизона, заведует оружейной Зашейка;
- Владимир Новосельцев — офицер гарнизона на Кольской АЭС;
- Сергей Гришин — офицер гарнизона на Кольской АЭС;
- Сергей Бажов (до своей смерти зимой 2033 года) — боец гарнизона;
- Нанас (Николай Лопарев) (зима — лето 2033 года) — боец гарнизона;
- Андрей Чижов — связист;
- Егор — бывший боец гарнизона, старший брат Кирилла. Ходил в экспедиции в Кемь, в результате чего стал одной из жертв мэра Полярных Зорь, пытавшегося выяснить причины экспедиций, и стал невменяемым.
Бойцы экспедиции в Кемь
- Алексей Ермолов (Гусар) — капитан, командир отряда;
- Чугун — прапорщик, заместитель командира отряда;
- Прокопенко — боец, которого Вик решил не брать в экспедицию в Москву;
- Кирилл — медик;
- Лис — боец;
- Сом — боец;
- Медведь — боец;
- Скальд — боец.
- Семён Будин — мастер довоенной техники;
- Светлана Смирнова — учитель;
- Виктор Потапов (погиб до 2033 года) — учёный, работающий на Кольской АЭС;
- Константин Парсыкин (до своего побега зимой 2033 года) — водитель Сергея Сошина;
- Надежда Будина (зима — лето 2033 года) — учитель.