Полярные зори

Создание сюжетной локации

Впервые Полярные Зори как локацию мира «Метро 2033» описал Дмитрий Глуховский в своём романе «Метро 2034». Согласно сюжету, в Московском метрополитене имеет место слух, что город Полярные Зори не был затронут Катастрофой и продолжает существовать и в 2034 году благодаря Кольской АЭС, которая до сих пор исправно работает.

Идею существования нетронутой войной Кольской АЭС использовал Владимир Березин в одном из эпизодов своего романа «Путевые знаки», который был выпущен в январе 2010 года. Впрочем, сами Полярные Зори в нём не упоминаются: говорится лишь, что «чуть ли не под Мурманском» «вроде бы АЭС какая-то уцелела».

Тот же эпизод «Метро 2034» вдохновил Андрея Буторина, который сам родом из Мончегорска, находящегося недалеко от Полярных Зорь, на написание романа «Север», действие которого происходит в этом регионе России. Роман вышел в октябре 2010 года.

Карта

  
Полярные Зори: карты

Полярные Зори: фото из космоса (Google Maps)Полярные Зори: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Полярные Зори. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Кандалакша 22 (22) Ю
2 Апатиты 44 (86) СВ
3 Кировск 56 (96) СВ
4 Зеленоборский 58 (70) Ю
5 Мончегорск 65 (92) С
6 Ковдор 89 (126) З
7 Оленегорск 91 (116) С
8 Высокий 93 () СВ
9 Ревда 108 (183) СВ
10 Умба 110 (122) ЮВ
11 Ловозеро 127 (196) СВ
12 Лоухи (Республика Карелия) 145 (177) Ю
13 Кильдинстрой 161 () С
14 Мурмаши 161 (219) С

Краткая характеристика

Город расположен на р. Нива и берегах озёр Имандра и Пинозеро, в 224 км к югу от Мурманска. Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 987

Исторический очерк

Основан в 1968 как посёлок энергетиков в связи со строительством Кольской АЭС (единственная российская АЭС в Заполярье). Город с 1991.

Расположенный недалеко от города посёлок Африканда возник как посёлок при станции Африканда (открыта в 1932). По воспоминаниям академика А.Е. Ферсмана, название искусственное, шутливого характера, возникшее в летнюю жару, прямо-таки «африканскую», и оформленное по образцу близ расположенного посёлка Охтаканда.

Экономика

АО: «Колатомэнергострой», «Севгидроэлектромонтаж», «Севатомремонт».

Завод железобетонных конструкций, лесокомбинат. Население занято преимущественно обслуживанием Кольской АЭС.

В окрестностях города выращивают картофель, кормовые травы. Разводят крупный рогатый скот, свиней.

Месторождения титаномагнетитовых руд, торфа, строительного песка.

Основные предприятия

АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

ГП «Кольская АЭС»Предлагает:

Численность населения по годам (тыс. жит)
1979 11.4 2003 15.9 2011 15.1 2017 14.6
1989 19.4 2005 15.9 2012 15.0 2018 14.4
1996 17.3 2006 15.7 2013 15.0 2019 14.4
1998 17.0 2007 15.6 2014 14.9 2020 14.2
2000 16.7 2008 15.5 2015 14.9 2021 14.2
2001 16.6 2010 15.2 2016 14.8    

Литература

  1. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 461

Кандалакша — Полярные Зори.

Но вернемся к воскресенью – на этот день была запланирована поездка в город под таинственным названием Кандалакша (тоже в Мурманской области).

По пути в Кандалакшу мне рисовался древний городок с деревянными домишками, оленеводами, аутентичными ресторанчиками и красивой набережной, омываемой Белым морем. Увы, я был наивен. Кандалакша оказалась полным аналогом Полярных Зорь. На мой вопрос – «где же кафе с блюдами из оленины, свежих крабов и уникальной рыбы сиг?» местные жители на меня удивленно посмотрели и ответили – «конечно, в Финляндии». В общем, мало что из перечисленного мы обнаружили в Кандалакше, разве что море действительно было, но только без набережной. Стоит отдельно рассказать о чуде природы (которых в этом замечательном крае достаточно, вспомнить хотя бы северное сияние!) – в сентябре из моря, почти как 33 богатыря, выходят морские котики в поисках своего дядьки Черномора. Говорят, что это незабываемое зрелище, но оно случилось, к сожалению, до нас. А вот куда именно они выходят – вопрос, ведь набережной-то нет!
 

Отделы и адреса

Начальник МО МВД России «Полярнозоринский» —  телефон 8(81532) 6-31-01

Заместитель начальника отдела – начальник полиции МО МВД России «Полярнозоринский» — подполковник полиции Костенко Игорь Владимирович, телефон 8(81532) 6-31-03

Заместитель начальника отдела – начальник следственного отделения МО МВД России «Полярнозоринский» — подполковник юстиции Смирнов Александр Юрьевич, телефон 8(81532) 6-31-08

Заместитель начальника отдела МО МВД России «Полярнозоринский» — подполковник внутренней службы Вервека Роман Александрович, телефон 8(81532) 6-31-13

184230, Мурманская область, г.Полярные Зори, ул.Ломоносова, д.16

Дежурная часть, телефон 8(815-32) 7-23-75, 8(815-32) 6-31-10.

Об учреждении

Официально датой создания мурманской милиции является 28 мая 1938 года, когда было создано Управление НКВД по Мурманской области. До этого времени созданные структурные управления органов внутренних дел в Заполярье не являлись самостоятельными и входили в состав либо Архангельского, либо Ленинградского управлений рабоче-крестьянской милиции. История мурманской милиции неразрывно связана с Кольским Заполярьем и образованием Мурманской области.

Так, 13 июня 1921 года декретом ВЦИК из Александровского уезда Архангельской губернии была создана Мурманская губерния. В этот же день было создано Мурманское губернское управление рабоче-крестьянской милиции. Долгое время именно этот день считался днем мурманской милиции.

С января 1924 года по сентябрь 1927 года органами правопорядка в Заполярье руководил административный отдел Мурманского губисполкома. 1 августа 1927 года Мурманская губерния была преобразована в Мурманский округ и включена в состав Ленинградской области.

28 мая 1938 года была образована Мурманская область. Именно в этот день впервые в истории Кольского Заполярья было создано областное управление органов внутренних дел как самостоятельная структурная единица.

Где можно перекусить в Полярных Зорях

В этом замечательном городе нам нужно было провести выходные. Но, прежде всего, надо было пообедать. Наш таксист посоветовал нам заведение под название «Эль Пасо». Отличное название для Полярных Зорь, подумали мы и направились туда сразу по приезду. Заведение было на другом конце города, поэтому нам пришлось идти до него 15 минут пешком. И каково было наше изумление, когда «Эль Пасо» оказался обычной столовой! Но самое удивительно, что в этой столовой была нехилая очередь. Люди шли в столовую целыми семьями, дети держали синие шарики с надписью Кольская АЭС, царила атмосфера радости, одним словом – праздник в выходные. Позже мы узнали, что в этой столовой цены настолько низкие, что людям дешевле обедать здесь, нежели готовить дома.
По пути из «Эль Пасо» мы обнаружили любопытный детский магазин игрушек под названием «Фанатик»

К сожалению, поиск кафе и ресторанов особым успехом так и не увенчался. Была попытка перекусить в ресторане «Уют», но помимо нас с коллегой в ресторане отлично проводил время местный житель. В перерывах между опустошением рюмки он успевал озаботиться вопросом отсутствия музыки и требовал официантку составить ему компанию в танце. Дело закончилось вызовом наряда полиции, которая забрала посетителя с собой.
Узнав о нашем посещении данного ресторана, наш таксист решительно порекомендовал нам не ходить сюда, туда и вон туда, показав пальцем в разные стороны города. «Отморозков сейчас много, поэтому даже я не рискую там появляться, хотя мог бы» — хитро сказал он и кровожадно улыбнулся. Об этом мне также намекнули в одном из сувенирных магазинчиков. Летом, мол, у них медведи ходят по окраине города, ну и раздирают периодически людей, а сейчас у медведей спячка, поэтому пришло время отморозков.
Самое удивительное, что на главном предприятии города АЭС работники были все как на подбор — красавцы, в костюмах, при галстуках, умные и интеллигентные. Это неспроста – зарплата на АЭС приличная, а учитывая, что дополнительный коэффициент 2,5 в качестве северной надбавки никто не отменял, город Полярные Зори стал входить в первую пятерку России по средним заработным платам (во всяком случае, на АЭС нам об этом сообщили). Тем сложнее было осознавать, что некоторые из этих образованных и стильных людей после работы превращались в вурдалаков.
 

Апатиты – Полярные Зори

Дело было осенью. Конец октября. Уже в субботу утром было понятно, что нашим планам не суждено было сбыться. Еще пару недель назад до серии командировок мы предвкушали отличные выходные в культурной столице. Но все наши надежды были разбиты расписанием пассажирских перевозок. Самолет до славного города Апатиты был только в субботу утром. А уже в понедельник нам нужно было быть на Кольской атомной станции. Соответственно, других вариантов у нас не было. Поэтому в субботу утром мы исследовали Пулково на предмет сувениров и ждали вызова на посадку в наш авиалайнер.

Авиалайнером оказался АН-24. Это самолет, который больше напоминал маршрутное такси. Такие мелочи как трап, ему вообще оказались не нужны. «Все свое ношу с собой»,- подмигнув, сообщил нам самолет, и дверь самолета преобразилась в элегантный трап из пары ступенек. Также добавлю, что самолет АН-24 – винтокрылый. Так что уже в момент посадки пришло четкое понимание, что командировка на Кольский полуостров будет увлекательная.

Посадка в аэропорту Апатиты была мягкой и комфортной. Дальше — пешая прогулка от самолета до здания аэропорта длиной метров в 50 и таксист, который ждал нашего прилета. Температура была около нуля градусов, поэтому таксист утеплился, надев футболку на голое тело. Что говорить – горячий северный мужчина.

Впереди было 2 часа шикарных пейзажей. Природа потрясает! Озера, леса, что-то первозданное и величественное… В течение поездки дух захватывало от этой красоты постоянно. Мы, конечно, предвкушали живописную панораму, так как вид из иллюминатора на край несметного количества озер завораживал уже в полете.

Но действительность превзошла все ожидания. Мы были покорены какой-то особой аскетичной и суровой картиной за окном.
 

Пару слов о беженцах.

Ну и отдельно хочется рассказать про сирийских беженцев. Как-то неожиданно, да? Но как выяснилось, сирийцы тоже есть суровые, и они выбирают суровые пути в Европу по маршруту Мурманск – Норвегия. Главная сложность в данном маршруте – это переход транспортной границы! Основной упор нужно сделать на слове «транспортный», соответственно своим ходом границу перейти нельзя. И поэтому несчастные сирийцы массово закупали в Мурманске велосипеды и именно на них пересекали заветную границу, после чего бросали наши велосипеды уже там, в Европе. Местные жители говорили, что зрелище беженцев на велосипедах впечатляло.
 

Прощание с Полярными Зорями.

В общем, впечатления от поездки остались разнообразные. В первую очередь – это, конечно, природа, ну а во-вторую – все, что эту природу окружало – в том числе и мужественные люди, которые, несмотря на все тяготы жизни и суровый климат, оставались дружелюбными, обходительными и очень любезными (в отличие от приезжих, останавливающихся в гостиницах города).Отдельное спасибо хочется сказать нашему гиду-таксисту. Благодаря его утренней рыбалке, мы все-таки попробовали нежнейшую и очень вкусную рыбу под названием сиг (правда, уже в Москве). Невероятно, но свежая рыба пахнет огурцами!

Ну а в Москву мы летели на другом типе маршрутки – самолете бомбардье, который совершал рейс «Апатиты – Москва – Челябинск»

Мы очень боялись пропустить нашу остановку и вслушивались в сообщения пилота, чтобы не услышать «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка Челябинск»
 . А здесь размышление Юрия о возможности познакомиться со своей второй половинкой в этом мире

А здесь размышление Юрия о возможности познакомиться со своей второй половинкой в этом мире

Смотрите еще!

Фонари. Настроение от Л. Енгибарова

Последняя сказка

Душа Москвы в картинах Алексея Бутырского

Счастливые дни лета Наталья Заболоцкой

Полет души — стихи и фото

Для всех, кому нужна любовь

Напоминание о лете

Капли росы на фото

Дементиевский Иван. Интервью с фотографом-3

Акварельная природа Аляски

Последний вечер в Полярных Зорях.


Но вернемся в наши Полярные Зори. Осознав, что спокойно перекусить за пределами гостиницы проблематично, мы решили ужинать непосредственно в отеле. На ресепшен нас заверили, что с ужином будет все отлично! Более того, ужинать мы можем в любое удобное для нас время, потому что ужин будет нам готовиться …. утром! Ну а вечером мы обнаружим наши тарелки в холодильнике. Далее, мы должны легким движением руки отправлять тарелку с ужином в микроволновку, где она будет подогреваться. Вот такой вот сервис. Но и за него скажем спасибо!
Правда, как выяснилось, суровые неадекватные парни, которыми нас пугали, водятся не только вне гостиницы, но и внутри! В связи с этим хочется вспомнить последний день нашей командировки, а если быть точнее – последний вечер.
Мы с коллегой Дмитрием, возраст которого около 50 лет, направились на ужин, где за соседним столиком сидел еще один постоялец. Дмитрий, отличается веселым нравом и бодрым голосом, поэтому, открывая холодильник, он сопровождал действо по перекладыванию еды в микроволновку комментарием: «А что у нас тут сегодня, а насколько ты ставишь пищу греться» и так далее. На что неожиданно постоялец отреагировал, высказав односложно свое недовольство: «Тише!»
Дмитрий мягко заметил: «Вы, наверное, устали! Тяжелый день! На этом замолкаю и приношу свои извинения». Далее наш обед продолжался в молчании, но все-таки, Дмитрий не удержался и начал задавать мне какие-то вопросы из серии «Что же это все-таки мы сегодня едим?»
На эту вольность моментально был получен возмущенный ответ от нашего соседа: «Я же просил тише! Вы что, давно вилкой в горло не получали?» Сложно сказать, как можно назвать мое состояние в этот момент, но я точно был под впечатлением. Дмитрий же, как ни в чем не бывало, возразил: «А вы получали?» Почувствовав, что атмосфера накаляется, пришлось вступить в диалог и мне, сообщив всем, что день выдался тяжелый, и все хотят отдохнуть, поэтому «пока я ем, я глух и нем». Доедали мы в тишине. Наш дружелюбный сосед доел первым, встал, подошел к нам и сквозь зубы процедил: «По поводу вилки – я серьезно! Со мной лучше не связываться!» И пошел. Дмитрий все-таки не удержался и крикнул ему вслед «И с нами тоже лучше не связываться». Оставалось только радоваться, что на следующий день мы улетали в Москву, т.к. все дела на АЭС выполнили.
 

Описание

Территория Полярных Зорь делится на три сектора: центральный (основной), северный (посёлок Зашеек) и южный (где располагаются сельскохозяйственные постройки). На территории северного сектора находится вход в подземный туннель, соединяющий город с Кольской АЭС.

Для защиты от внешних угроз периметр Полярных Зорь окружён бетонной стеной высотой в пять метров. Перед стеной имеется два ряда проволочных заграждений, по вершине стены расположены пулемётные посты. Внешнюю оборону города обеспечивает многочисленный гарнизон, вооружённый огнестрельным оружием и арбалетами. Также в городе имеется внутренняя охрана, однако уровень преступности в нём незначителен.

Городская жизнь находится почти на довоенном уровне благодаря наличию электроэнергии, вырабатываемой Кольской АЭС. В помещениях есть свет, тепло, водоснабжение, работает канализация. Граждане имеют возможность перемещаться на электромобилях; также имеются автомобили на двигателях внутреннего сгорания и снегоходы, однако ими пользуются лишь чиновники и другие граждане «по острой служебной необходимости», поскольку бензин в Полярных Зорях в дефиците. Продолжает использоваться многочисленная довоенная техника, такая как рации, телефоны и компьютеры; имеется компьютерная сеть, используемая, в частности, для доступа к базе данных учёта граждан из разных учреждений.

В Полярных Зорях организована система распределения благ между гражданами в зависимости от их вклада в благополучие города. Каждому взрослому гражданину за его работу на компьютерный счёт начисляется определённое количество дополей, которые можно использовать для покупки продовольствия и одежды. Детей содержат родители, получая на это дополнительные дополи. Жители, которые хотят пользоваться большим количеством благ, могут зарабатывать деньги — российские рубли в монетах, однако для этого необходимо приносить дополнительную пользу городу. В Полярных Зорях практикуется продажа драгоценностей и алкоголя. Граждане города имеют паспорта, в экстренных случаях новому жителю может быть выдана временная справка о гражданстве.

Известные резиденты

Руководители

  • Виктор Сафонов — мэр города (до своей смерти зимой 2033 года);
  • Виталий Киркин — мэр города (назначен после смерти Сафонова зимой 2033 года);
  • Олег Ярчук — начальник гарнизона города (до своей смерти летом 2033 года);
  • Сергей Сошин — начальник гарнизона центрального периметра города;
  • Виталий Киркин — начальник гарнизона северного периметра города (по крайней мере, до своего назначения мэром зимой 2033 года);

Представители гарнизона

  • Андрей Далистянц — командир взвода гарнизона;
  • Тюльканов — командир некой единицы гарнизона на южном периметре города, возможно — командир всего гарнизона южного периметра;
  • Сергей Коновалов — боец гарнизона;
  • Митрофанов — боец гарнизона;
  • Александр Сорокин — боец гарнизона;
  • Игорь Брюханков — боец гарнизона, заведует оружейной Зашейка;
  • Владимир Новосельцев — офицер гарнизона на Кольской АЭС;
  • Сергей Гришин — офицер гарнизона на Кольской АЭС;
  • Сергей Бажов (до своей смерти зимой 2033 года) — боец гарнизона;
  • Нанас (Николай Лопарев) (зима — лето 2033 года) — боец гарнизона;
  • Андрей Чижов — связист;
  • Егор — бывший боец гарнизона, старший брат Кирилла. Ходил в экспедиции в Кемь, в результате чего стал одной из жертв мэра Полярных Зорь, пытавшегося выяснить причины экспедиций, и стал невменяемым.

Бойцы экспедиции в Кемь

  • Алексей Ермолов (Гусар) — капитан, командир отряда;
  • Чугун — прапорщик, заместитель командира отряда;
  • Прокопенко — боец, которого Вик решил не брать в экспедицию в Москву;
  • Кирилл — медик;
  • Лис — боец;
  • Сом — боец;
  • Медведь — боец;
  • Скальд — боец.
  • Семён Будин — мастер довоенной техники;
  • Светлана Смирнова — учитель;
  • Виктор Потапов (погиб до 2033 года) — учёный, работающий на Кольской АЭС;
  • Константин Парсыкин (до своего побега зимой 2033 года) — водитель Сергея Сошина;
  • Надежда Будина (зима — лето 2033 года) — учитель.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector