Новополоцк

История Новополоцка

   Новополоцк… Это название появилось, когда Указом Президиума Верховного Совета БССР от 14 декабря 1963 года поселок «Полоцкий» был возведен в ранг города областного подчинения и стал называться Новополоцком.

   Хотя официальной датой основания Новополоцка считается 18 июня 1958 год, в тот год правительство СССР приняло решение о строительстве крупного промышленного комплекса. Самым удачным было признано место на левом берегу Западной Двины, недалеко от древнейшего белорусского города Полоцка. В марте 1958 года был создан строительный трест № 16 «Нефтестрой». А летом этого же года на придвинском пустыре строители забили первый колышек.

   Отряд молодых энтузиастов прибыл сюда на лодках. Другого пути не было. И рядом с небольшой деревушкой Слобода как из-под земли вырос палаточный городок. В нем разместились отдел кадров только что созданного УНР-121 (В настоящее время СУ-121), рация для связи с Полоцком, производственно-технический отдел, а несколько позже — комитет комсомола и редакция многотиражной газеты «Знамя новостройки». В наскоро сколоченных помещениях строители оборудовали временную столовую, небольшую электростанцию. Потом откуда-то появился колокол. Он возвещал о начале и конце трудового дня, созывал на собрания и митинги.

   Строительным объектом номер один стало молодежное общежитие. Кроме того, строили баню, водонапорную башню, котельную и переправу через Западную Двину. 16 ноября 1958 года была одержана первая победа: сданы в эксплуатацию восемь общежитий. Потом появились первые улицы: 1-я линия, 2-я линия… Справил новоселье клуб строителей. Начались работы по возведению промышленной базы стройки, теплоэлектроцентрали, первых установок нефтеперерабатывающего завода.

   13 июля 1959 года организован монтажный участок треста «Нефтезаводмонтаж» (ОАО «Нефтезаводмонтаж»).

   15 ноября 1959 для обеспечения строительными материалами строящийся город и предприятия основан Новополоцкий завод железобетонных изделий (ОАО «Новополоцкжелезобетон»).

   11 мая 1962 года новый железобетонный мост соединил берега Западной Двины.

   9 декабря этого же года вышла на рабочий режим первая установка нефтезавода АВТ-1, был получен первый белорусский бензин. Следом были запущены АВТ-2, установки термического крекинга, комплекс производств по выпуску технических масел, первая в Союзе и третья в мире по мощности установка первичной переработки нефти…

   Осенью 1964 года, когда еще строился нефтегигант, начались работы по возведению нового нефтехимического комплекса (в настоящее время Завод «Полимир» ОАО «Нафтан»), включающего производство этилена, полиэтилена, пропилена, нитрила акриловой кислоты, волокна нитрон.

   13 октября 1967 года образовано Полоцкое управление нефтепровода «Дружба» с декабря 2010 ОАО «Полоцктранснефть Дружба».

   1968 год. На химическом комбинате (Завод «Полимир» ОАО «Нафтан») выпущены первые гранулы белорусского полиэтилена.

   В этом же году открыл свои двери Новополоцкий политехнический институт (с 1993 года Полоцкий государственный университет).

   1972 год. Потекла многоцветная река высококачественного заменителя шерсти — нитрона.

   В 1978-м дал продукцию первенец микробиологической промышленности республики — Новополоцкий завод белково-витаминных концентратов.

   1979 – начал работу завод «Измеритель».

   1990 – начался выпуск хлебобулочных изделий на Новополоцком хлебозаводе.

   В Марте 2000 года в административное подчинение Новополоцку переданы поселки Междуречье и Боровуха-1.

   28 апреля 2006 года создано совместное предприятие «ЛЛК-НАФТАН».

Транспорт

Автомобильный

   Общественный транспорт представлен трамваем, соединяющим город и промышленную зону, автобусами и маршрутными такси, соединяющими различные микрорайоны города и промышленные предприятия. Так же городскими автобусными маршрутами соединены Новополоцк и Полоцк, Новополоцк и Боровуха-1, Междуречье, Гамзелево, Гвоздово, Азино.

Междугородние и пригородные автобусные маршруты соединяют Новополоцк с Ригой, Санкт-Петербургом, Смоленском, Минском, Витебском, Гомелем, Бобруйском, Новолукомлем, Верхнедвинском, Лепелем, Миорами, Глубоким, Россонами, Браславом, Городком, Оршей и прочими населенными пунктами.

В непосредственной близи от города находятся дороги Республиканского значения:

Р14 Полоцк – Браслав, через Миоры;

Р20 Витебск — граница Латвийской Республики (Григоровщина);

Р24 Полоцк — Россоны;

Р45 Полоцк — граница Литовской Республики (Котловка), через Глубокое;

Р46 Лепель — граница Российской Федерации (Юхновичи).

Железнодорожный

Станция «Новополоцк» — промышленная станция основная деятельность – перевозка нефтепродуктов, пассажирских перевозок нет.

Остановочный пункт «Ропнянская» — останавливаются только поезда региональных линий Полоцк – Бигосово. Основной пассажиропоток Новополоцка проходит через станцию «Полоцк».

Население

(включая Междуречье ≈ 500 и Боровуху-1 ≈ 6 500)

   Численность населения Новополоцка составляет 107 088, из них 49 772 заняты в экономике (январь 2013). Новополоцк — 101 860, Боровуха — 5 379 (на 1 января 2014). Трудоспособное население – 65,4%, дети – 13,9%, пенсионеры – 20,7%. Коэффициент рождаемости — 9.4, коэффициент смертности – 10,3(на 1 000 человек, 2011 год). Язык белорусский – 5%, русский – 91,2%.

Население Новополоцка старше 15 лет по состоянию в браке

(на 2009 год)

Мужчины: 42 376, из них 25 056 (59.1%) – в браке, 1 181 (2.8%) – вдовцы, 3 638 (8.6%) – разведены, 12 201 (28.8%) – в браке не состояли.

Женщины: 48 282, из них 25 037 (51.9%) — в браке, 7 148 (14.8%) – вдовы, 7 072 (14.6%) – разведены, 8 730 (18.1%) – в браке не состояли.

(2009)

Высшее – 18 690, среднее специальное – 30 761, профессионально-техническое – 12 168, общее среднее – 17 723.

Национальный состав Новополочан

(2009)

Белорусы – 83 038(79.8%), Русские – 16 933(16.3%), Украинцы – 1 793(1.7%), Поляки – 433(0.4%), Евреи – 108(0.1%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector