Святые места россии. монастырь на селигере нилова пустынь (фото)

Предтеча Ломоносова

Фото Наталии Фаустовой

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих

Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя»

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного. 

Архитектура

Обитель несколько изменила свой первоначальный живописный облик к началу XX века, она стала напоминать городскую площадь. Подобная форма возникла благодаря высокой набережной и классическому главному собору. Несмотря на различие особенностей здешних строений, комплекс являет гармоничное архитектурное единство, считающее грандиозным памятником зодчества.

  • К востоку и югу расположены монастырские корпуса, выполненные в готическом стиле. На западной стороне паломники найдут гостиный двор, великолепно украшенный цветниками и газонами.
  • Главным строением, находящимся в центре обители, является пятикупольный Богоявленский собор. Именно здесь совершаются престольные богослужения, а также хранятся святые останки отца и Небесного покровителя пустыни.
  • В северо-западной области красуется небольшая церковь Всех Святых, в которой раньше располагалась монастырская больница. Сегодня идут восстановительные работы по возвращению её прежнего обличия.
  • На восточных вратах стоит собор святителя Нила, возведенный в середине XVIII столетия. С противоположной стороны расположен храм Петра и Павла, убранство которого декорировано лепниной и изящными скульптурами.


Церковь чудотворца Нила Столбенского в мужском монастыре

Одноглавый Собор Воздвижения Креста находится на юго-западе Столобенского острова. Внутренняя отделка пестрит изяществом иконостаса и несравненной легкостью росписи стен, красочностью живописи.

В марте этого года

На мартовские выходные решено было прокатиться вдоль нескольких озер Тверской области, проверить лесное бездорожье, а, заодно, по дороге заехать в Нилову пустынь. Конечно, зелень деревьев и синева Селигера добавляют красоты этому месту, но зато в летнее время нет счету толпам, приехавшим на машинах, автобусах, корабликах.

Ехали долго. Ленинградское шоссе — федеральная трасса, но, мама дорогая, сколько же здесь камер, светофоров и машин! Дорога через Торжок была на ремонте. Серый день перевалил за половину, а мы все колесили по заводским районам города. Наконец, по уши нахлебавшись жидкой торжковской грязи, выбрались на объездную дорогу.

И тут город показал себя во всех красе, а мы прозрели. Решено — летом берем Катю и едем в чудесный город Торжок!

Дорога — где асфальт, где снег или лужи… Трясет на ухабах… Несколько поворотов, и мы, наконец, въехали на знакомый взгорок. Снег. Вода, пытающаяся высвободиться ото льда. Мост и купола, а между ними проглядывает сияющее солнце. Здравствуй, Нило-Столобенская Пустынь!

Вот только странно, что не видно ни одного человека… Нет лотков у моста… Подъезжаем ближе. Упс! Вот незадача! Оказывается, зимой монахи здесь не живут, монастырь закрыт до мая… Вернее, пройти по территории можно, только в здания не попасть, и вожделенной монастырской лавки с едой нет!

Постояли и, несолоно хлебавши, пошли фотографировать закат. Жаркое солнце, даже куртки не надо, достаточно жилетки. Весна идет! Покрытый льдом Селигер смотрится как обычное большое поле, по нему вовсю рассекают машины. Пока нашли нужный ракурс, начался «золотой час» — так называют фотографы время, когда тени делаются длиннее, освещение мягче, все окрашивается в насыщенные тона.

Но короток мартовский день. Нам пора прощаться с Ниловой пустынью и Селигером и поспешить к месту встречи с друзьями.

Рубрика: Россия

Преподобный Нил жил один в келии на берегу озера Селигер

Он жил уединенно, питался различными травами, и все свое время проводил в молитвах. Однажды к нему пришли разбойники, которые хотели его убить.

Нил, сотворив молитву, вышел к разбойникам с иконой Пресвятой Богородицы. В тот же момент разбойникам показалось, что Нил вышел в окружении множества вооруженных людей.

В ужасе они упали к его ногам и стали просить у него прощения. Постепенно слава об этом отшельнике стала больше распространяться по окрестным селениям. Люди сами стали приходить к нему, чтобы просить у него молитв и его наставлений.

Святой Нил сотворил молитву и вышел к разбойникам с иконой Пресвятой Богородицы

Такая большая молва стала очень тяготить преподобного Нила, и он решил переселиться. В 1528 году он нашел себе новое место для жилья на острове Столобный, которое находилось на озере Селигер.

Он решил жить в 7 верстах от города Осташков. В первый свой год пребывания в этом месте, он жил в землянке, которую выкопал сам. А затем он построил себе небольшую часовню для молитв.

Существует легенда, в которой указано, что дьявол различными способами пытался наслать на отшельника различные напасти, пожары, нападения разбойников.

Святой Нил прожил на острове Столобный двадцать семь лет.

Но преподобный Нил был непреклонен и преодолевал все молитвами и своей верой во Христа. Таким образом, святой прожил на этом острове 27 лет.

Перед своей смертью он решил построить на этом месте монастырь.

По преданию  преподобный Нил дал обет нестяжания, о том что до самой своей смерти никогда не будет находиться в горизонтальном положении. Спал же он, подвесив себя за плечи веревками на крюках, вбитых в стену.

В 1555 году преподобный Нил представился и был погребен на острове Столобный.

Оковецкие чудеса

Фото Наталии Фаустовой

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

текст Брезгиной Веры

«Отечества, преподобне, удалився, в пустыню вселился еси, и, на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и, многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси…»

использован материал сайта:Издательства «Фома» 

Настоятели монастыря

На протяжении своей истории Нилова пустынь находилась под управлением 10 настоятелей и 2 наместников. Каждый из них внес свой вклад в развитие и процветание обители.

В 1594 по 1614 год настоятелем монастыря был Герман Столобенский, именно он основал обитель и провел ее через самые тяжелые годы Смутного времени.
В 1614 году настоятелем стал иеромонах Нектарий, выполнявший обязанности настоятеля до 1667 года и впервые обративший внимание знатных вельмож российского государства на молодую монастырскую обитель.
В период с 1636 по 1647 год монастырем управлял игумен Досифей, поскольку на это время Нектарий был отозван для исполнения обязанностей архиепископа Сибирского и Тобольского.
С 1711 по 1716 год монастырем управлял игумен Паисий, однако в роли настоятеля он пробыл недолго и вскоре попросил о переводе его в Иосифо-Волоколамский монастырь.
В 1755 году в качестве настоятеля обители упоминается игумен Феодосий.
С 1781 по 1789 году Ниловой пустынью управляет архимандрит Иоанникий, при этом сохранились свидетельства, что назначен на свой пост после смерти Феодосия он был по причине прошения, поданного богомольцами и жертвователями.
С 1797 по 1789 год обителью недолго управлял архимандрит Анастасий, на пост настоятеля он был назначен за свои организаторские способности.
В 1789 году Анастасия сменил архимандрит Иоасаф, он управлял пустынью только до 1800 года.
Последним настоятелем монастыря стал архимандрит Иоанникий, ранее принявший постриг в Ниловой пустыни. Свой пост он занял в 1922 году, а 1928 году монастырь был окончательно закрыт.. После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников

Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов

После того, как в 1991 году Нилова пустынь была возвращена во владение православной Церкви, в управлении монастырем успели принять участие двое наместников. Первым из них стал Вассиан Шуста, занимавший пост до 2000 года, а после него должность занял архимандрит Аркадий Губанов.

История

Происхождение названия

Относительно названия острова — «Столо́бный» — существует две версии. По первой, он получил своё название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём существовало древнее капище и стоял языческий жертвенный столб.

Преподобный Нил

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило—Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.

Монастырь

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 декабря 2014. На ведуте 1789 года

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

В начале XX количество постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской православной церкви Нило-Столбенская пустынь успела «преобразиться» в:

  • 1927—1939 — трудовую коммуну, колонию для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колонию;
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбазу.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.

Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь

Во второй двор ведет арочный проход через высокую ярусную башню церкви Петра и Павла.

В нем, среди прочего, располагается монастырская гостиница на триста человек. За пожертвование в ней находят приют паломники, которые могут при желании бесплатно пообедать в обители. Но с меню тут такое дело: иноки мясо не едят и другим не предлагают, да еще три дня в неделю все монастырские жители соблюдают пост.

Однако у одного блогера, который воспользовался гостеприимством Ниловой пустыни, прочитала, что ни в одном из монастырей обедать вкуснее ему не приходилось. Хозяева предлагают богомольцам наваристый рыбный борщ, каши, пюре из картошки, жареную рыбу, соленья, салаты, аджики, душистый хлеб, медовое печенье…

В гостинице тоже хорошо: чистота, порядок, горячая вода. Правда, кельи в основном рассчитаны группы из десятка человек и удобства, естественно, общие, зато их хватает на всех.

Экскурсии в Ниловой Пустыни, цены на экскурсии, что и как посмотреть самостоятельно.

Чтобы скрасить досуг отдыхающих, в санаториях Ниловой Пустыни предлагаются различные экскурсии:
— на горячие источники в Жемчуг;
— на курорт Аршан;
— на слияние Белого и Черного Иркута в Монды.
Цены на перечисленные экскурсии составляют от 600 до 1000 рублей.
Если вы на своей машине, то можете все это посетить самостоятельно.
В статье Горячие источники Жемчуга писала, как добраться самостоятельно, цены на ванны и душ в Жемчуге, где остановится на ночлег (при необходимости).
В статье про Курорт Аршан писала как добраться до Аршана на своем автомобиле или на автобусе и маршрутном такси, где остановится на ночлег (при необходимости), а также про достопримечательности в Аршане.
Как добраться до слияния Белого и Черного Иркутска можно найти в статье Восхождение на Мунку Сардык, в части где описано как добраться до п. Монды. Слияние Иркута в нескольких км от п. Монды.
Кроме того в Ниловой Пустыни предлагается экскурсия в главный буддийский дацан Тункинской долины в Кырене.

Переселение на Столобенский остров

Молва о подвижнике быстро разнеслась по окрестным сёлам, и к лесной келье стали приходить люди, искавшие молитв святого и его духовных наставлений. Это весьма тяготило лесного отшельника, желавшего уединиться от мира, и в 1528 году, покинув ставший привычным для него берег Серемхи, Нил удалился в более уединённое место ─ на остров Столобный, окружённый водами озера Селигер и находящийся в 22 километрах от уездного города Осташкова. Именно там и было суждено в будущем воссиять одному из ярчайших очагов православия ─ Нило-Столобенскому мужскому монастырю.

Столь необычное название острова, на котором поселился преподобный, исследователи трактуют по-разному. Наиболее распространёнными являются две версии. По одной из них, своё имя он получил из-за внешних очертаний, напоминающих столб, по другой ─ в результате того, что на нём некогда находилось языческое капище, после разорения которого ещё долгие годы на острове можно было видеть жертвенный столб.

Как добраться до Нило-Столобенской пустыни из Москвы

Доехать из столицы до Нило-Столобенской пустыни близ Твери можно несколькими способами.

  • Самый простой вариант — отправиться в путешествие на машине. С Ленинградского шоссе нужно выехать на трассу М-10 и проехать по ней через Тверь, а затем свернуть на трассу А-111, которая и ведет до самого острова Столобного.
  • Еще один способ — доехать до Ниловой пустыни с пересадками на поезде и автобусе. Сначала нужно сесть на поезд, следующий из Москвы до Великого Новгорода, Мурманска или Санкт-Петербурга с остановкой в Твери, а затем сесть на автобус 34 возле железнодорожного вокзала и ехать до остановки «Нилова пустынь».
  • Добраться до железнодорожной станции «Тверь» можно не только поездом, но и электричкой из Москвы, после этого также понадобится сесть на автобус 34 и доехать до остановки с названием «Нилова пустынь».
  • Еще один вариант предусматривает поездку на автобусе от Щелковского автовокзала — нужно проехать по маршруту «Москва – Тверь», после чего пересесть на автобус 34 и добраться до Ниловой обители.

Автобус 34 останавливается на полуострове Светлица — это совсем недалеко от святой Ниловой обители. Светлицу и Нилову пустынь разделяет всего около 650 м.

Также добраться до монастыря можно от города Осташков, в котором чаще всего останавливаются туристы и паломники. Расстояние от Осташкова до Ниловой пустыни составляет около 10 км, ежедневно к обители ходят автобусы, отправляющиеся от автовокзала в Осташкове.

Совет! До Ниловой пустыни из Осташкова можно доехать на автомобиле — для этого требуется выехать из города в сторону Торжка, повернуть к Покровскому сразу после железнодорожного моста и проехать до Светлицы.

Храмы Нилова монастыря на Селигере

На фото монастыря Нилова пустынь на Селигере можно рассмотреть несколько красивых и величественных храмов. Все они обладают собственной богатой историей и заслуживают более подробного изучения.

Богоявленский собор

Богоявленский собор является главным строением монастырского комплекса, как по размерам, так и по значению. Возведен величественный собор был в 1833 году, на месте старого строения, подвергшегося разрушениям. Четырехугольный собор увенчан пятью куполами, над западным входом расположена колокольня, а состоит собор из трех престолов — главного, во имя Богоявления Господня, правого, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и левого, во имя Николая Чудотворца.

Именно в Богоявленском соборе в Ниловой пустыни проводятся богослужения, здесь же хранится главная реликвия монастыря — мощи Нила Столобенского.

Храм Всех Святых

Вторая по значимости постройка на территории обители — это Храм Всех Святых, который одновременно является старейшим зданием Ниловой пустыни. Возведен шестиглавый храм был в 1701 году. В начале XIX столетия именно в нем хранились мощи Нила Столобенского и проводились богослужения, пока в Богоявленском соборе шла масштабная реконструкция.

В настоящее время ведется восстановление храма в Ниловой обители. Поскольку на момент начала работ он был разрушен довольно сильно, на приведение постройки в порядок понадобится немало времени — капитального ремонта требуют стены и кровля.

Храм Преподобного Нила Столобенского

Храм Преподобного Нила Столобенского является надвратным и венчает восточные врата обители. Возведение храма было закончено в 1755 году, изначально строение было увенчано пятью куполами, но в 1838 году храм незначительно реконструировали — поставили крышу-ротонду с шаром и крестом над ним. Таким образом, храм стал внешне соответствовать архитектуре главного Богоявленского собора Ниловой обители.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла

Западные врата Ниловой пустыни венчает еще одна церковь — надвратный пирамидальный храм Святых Апостолов Петра и Павла. Построен храм был в 1764 году на деньги прихожан, главной его достопримечательностью являлся резной деревянный иконостас и объемная внутренняя лепнина.

Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи

В западной части острова когда-то располагался храм Святого Пророка Иоанна Предтечи — он был установлен в 1781 году над местом первой землянки самого Нила Столобенского. В нижнем этаже здания находился храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в северо-западной части располагалось углубление, собственно и представлявшее собой остатки пещеры святого отшельника. В этом углублении был впервые установлен скульптурный образ святого Нила, сюда приходили паломники и люди, жаждущие исцеления и помощи, а рядом с храмом располагалось монастырское кладбище для братьев обители.

После революции храм Святых Апостолов Петра и Павла был полностью разрушен, и только в наши дни раскопки позволили обнаружить и очистить руины фундамента церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня

В юго-западной части острова расположился одноглавый храм Воздвижения Креста Господня, он был построен в 1788 году на деньги прихожан на месте небольшой каменной часовни

Известен храм был своей изящной внутренней отделкой и красочным иконостасом, даже император Александр I, посетив монастырь в 1820 году, обратил внимание на внутреннее убранство храма и похвалил мастеров, расписывавших церковные стены. В настоящее время храм находится в хорошем состоянии и открыт для посещения

В наши дни

Сейчас монастырь населяют 50 отшельников. Здесь возрождены молочный, свечной и столярный цеха, пасека, коровник и конюшня, а также ювелирная мастерская. Работает церковная лавка, где можно приобрести мед, хлеб, целебные чаи, рыбу, медовуху, вязаные изделия и различные сувениры; также есть водонапорная башня.

Вход в монастырь для туристов свободен, но необходимо придерживаться дресс-кода. Мужчинам нужно быть в брюках, а женщинам — в платке и юбке.

Туристам сюда можно добраться тремя маршрутами: катером, отправляющимся из Осташкова; автобусом, следующим направлению Осташков — Троеручица; автомобилем, свернув по указателю «Светлица».

Фото: Нилова пустынь Монастырь

Тайны, были и легенды Ниловой Пустыни

Селигер и окрестности Ниловой пустыни, как никакое другое место, пропитаны легендами. Реальность и выдумки здесь перемешаны так, что порой трудно в преданиях отделить исторические факты от народного вымысла.

Вот, например, история чудесного спасения монахов от эпидемии холеры: в округе монастыря вовсю бушевала болезнь, не щадившая никого – ни старых, ни малых. Добралась она до святой обители. И тогда вынесли иноки чудотворную икону и обошли с нею вокруг острова.

Это было единственное использованное лечебное, санитарное и карантинное мероприятие. Но напасть, что безжалостно в округе косила людей, неожиданно отступила и более ни один из монастырских обитателей не пострадал, хотя монастырь дверей не закрывал ни от кого…

Революция в начале XX века принесла обители неисчислимые бедствия: святые мощи были вскрыты, монастырь Нила Столобенского новая власть закрыла, судьбы иноков, обитавших в нем, закончились печально, в большинстве своем они сгинули в сталинских лагерях.

Исчезли и веками накопленные церковные драгоценности – утварь, иконы, дары российских государей, вельмож и простых паломников.

По легенде, часть своих сокровищ до приезда отряда красноармейцев монахи сумели надежно спрятать где-то на территории монастыря, да только секрет свой никому передать не смогли – чекисты всех расстреляли. Но и без этого они выгребли немало: два фунта драгоценностей  и серебра более чем на тридцать пудов.

С 1927—1939 год здесь находилась детская колония правонарушителей. Говорят, что мальчишек наказывали, заставляя стесывать с верхней части стен и подкупольного пространства фрески с изображениями святых. Так они там на полметра глубь выбили штукатурку и кладку. Под Богоявленским собором находился древний подземный некрополь. Недавно братия расчистила подвалы и обнаружила, что захоронения нарушены, по-видимому, недоросли-вандалы, пытались среди костей игуменов отыскать сокровища.

Существует легенда, что среди этих вчерашних малолетних бандитов и беспризорников исправлялся и готовился к последующей нормальной жизни сын известного педагога Макаренко. Но это сказки чистой воды: у Антона Семеновича своих детей не было, вот у его жены Галины – то да, у нее был сын от первого брака, но Лева Салько рос примерным мальчиком… Возможно, толчком для создания легенды послужил тот факт, что в колонии воспитанники жили по методике Макаренко.

В 1939—1940 годах Вторая мировая война еще только разгоралась, когда в бывшем монастыре Нило-Столобенской Пустыни оказались интернированные по пакту Молотова — Риббентропа польские офицеры.

Эта трагическая тайна острова Столобный была раскрыта в девяностых годах прошлого столетия. Более 6 тысяч поляков отсюда были отправлены в подвалы НКВД в Калинине, расстреляны и захоронены под селом Медным. Об этой печальной странице истории напоминает католический крест и мемориальные доски, что установлены у въезда в обитель.

Во время войны здесь помещался госпиталь, после войны снова бы лагерь, но уже для наших сограждан, что побывали в фашистском плену.

В шестидесятые годы практически все постройки бывшего монастыря пришли в аварийное состояние и тогда тут устроили дом для инвалидов. Потом было решение устроить здесь турбазу и в 70-х годах начали делать соответствующие работы, от которых было больше вреда, чем пользы. А уж 90-м году передали все церкви и началась на острове Столобный вновь монашеская жизнь…

А вот недавно бытовала еще легенда, конец которой естественным образом пришел в 2011 году

Многие обращали внимание, что часы на монастырской колокольне ненастоящие: на круглых жестянках нарисован циферблат, стрелки которого показывают без четверти двенадцать

Легенда гласила, что это напоминание. Полночь – время, когда торжествуют темные силы. Человеку хватит пятнадцати минут, чтобы обдумать прошедший день, покаяться совершенных прегрешениях и прочитать молитву. Но в июле 2011 года освятили новые куранты на колокольне Богоявленского собора, Теперь часы идут, а безобидной легенде пришли кранты.

От монастыря три километра – летом на катере, а зимой можно пешком, — в общем, рукой подать до лесистого острова Городомля, который некогда входил в состав Ниловой пустыни. Там тоже жила и по сей день живет тайна. В 37 году сюда перевели секретный объект — институт микробиологии, что работал на нужды армии, после войны здесь занимались не менее секретной работой – ракетостроением. До сих пор здесь действует пропускной режим…

Иконы Ниловой пустыни

Нилова пустынь известна не только своими храмами, но и святынями — преимущественно знаменитыми иконами с чудотворными свойствами. Среди таких святынь можно особенно выделить несколько.

  • Селигерская-Владимирская икона Божией Матери — чудотворный келейный образ Преподобного Нила Столобенского, украшенный золотым окладом. Икона была бесследно утеряна после революции.
  • Икона самого Нила Столобенского — первый образ Преподобного, выполненный иноками Нифонтом и Иовом в 1595 году. Икона также была утрачена после революции.
  • Смоленская икона Божией Матери — древний образ в серебряном с позолотой окладе пропал после прихода к власти большевиков.
  • Тихвинская икона Божией Матери — еще одна древняя священная икона Ниловой обители бесследно исчезла в годы революции.
  • Казанская икона Божией Матери — этот священный образ хранится в Ниловой пустыни и сегодня, при этом, по рассказам священнослужителей, перед ликом иконы до сих пор происходят чудеса.
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского — вместе с этим образом также хранится крест с частичками святых мощей.

Особенно следует отметить мощи Нила Столобенского в Ниловой пустыни, они являются самой драгоценной реликвией монастыря.

Внимание! Большинство святынь Ниловой пустыни были безвозвратно утеряны в годы революции и Гражданской войны. Однако память о чудотворных иконах сохраняется до сих пор, паломники и братья монастыря верят, что благая сила старинных образов по-прежнему присутствует на территории обители.

Бриллианты для архимандрита

Фото Наталии Фаустовой

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно 

Расписание богослужений Нило-Столобенской пустыни

Отправляясь в Нилову пустынь, многие туристы и паломники хотят попасть на одно из богослужений, проходящих в монастыре. Общий распорядок служб в обители для будних дней выглядит следующим образом:

  • С 6 часов утра и до 14 часов дня служатся полунощница, братский молебен, утреня, часы и литургия.
  • В 14 часов читается молебен с акафистом преподобному Нилу Столобенскому.
  • В 18 часов проходит вечеря, а в 20 часов — малое повечерие.

Такой распорядок в Ниловой обители сохраняется на протяжении 6 дней от понедельника до субботы. В воскресные дни расписание немного меняется — с 8 утра служится молебен с акафистом Нилу Столобенскому, часы и литургия, а с 20 до 9 часов происходит Всенощное бдение.

Важно! По окончании вечерней службы каждый день монахи совершают крестный ход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector