Население тывы

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.

 

Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Убсунурская котловина

Зато большой популярностью у любителей активного отдыха на природе пользуется государственный заповедник Убсунурская котловина, который является частью большой охраняемой территории, находящейся в России и Монголии.

Свое название заповедник получил по названию котловины и одноименного соленого озера. Озеро Убсу-Нур расположено в Южной Сибири, по нему проходит российско-монгольская граница.

Озеро представляет собой обширный бессточный водоем, в который к тому же не впадает ни одна река. Замкнутость способствует также и высокому уровню солености озера.

Однако не только озеро является достопримечательностью заповедника, который, наравне с девственными лесами Коми, находится в списке природного наследия ЮНЕСКО.

Заповедник имеет огромное значение для евроазиатской природы в силу своего разнообразия, ведь на его территории встречаются самые разнообразные природные зоны — от ледников до пустыни. Значительные площади занимают степи, альпийские высокогорные луга, тайга и даже ледники. Есть в этом заповеднике и песчаные дюны.

Кроме того, в заповеднике обитают 359 видов птиц и 80 видов млекопитающих, среди которых — ирбис, улар, марал, рысь и росомаха. Степная часть заповедника служит домом таким видам пернатых, как дрофа, жаворонок и журавлик-красавка. Распространены здесь и суслики, а также другие мелкие грызуны — песчаники.

Тувинский Алтай

На западе республики расположены предгорья Алтая, вершины которых уже значительно выше саянских и довольно часто превышают высоту 3000 метров. Самой высокой вершиной считается Монгун-Тайга, которая высится на уровнем моря на 3976 метров. Такая высота делает гору самой высокой точкой не только в Туве, но и во всей Восточной Сибири.

У подножия этой величественной вершины лежит не менее прекрасное озеро Хиндиктиг-Холь, которое славится высоким качеством воды. Кристально чистые воды озера имеют главным образом ледниковое происхождение. Несмотря на то что крупные реки в озеро не впадают, оно является истоком реки Моген-Бурен, бурные воды которой мало приспособлены для сплавов, а потому почти не используются туристами.

Где живут и численность

Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть — около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:

  • Красноярский край — 2 939 чел.
  • Иркутская область — 1 674 чел.
  • Новосибирская область — 1 252 чел.
  • Томская область — 983 чел.
  • Хакасия — 936 чел.
  • Бурятия — 909 чел.

 

В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:

  • Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии — порядка 5000 чел.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае — порядка 3300 чел.

Экология

Насколько пригоден для жизни город Кызыл (Тыва)? С точки зрения экологии благополучным его считать сложно. Загрязнение атмосферы на его территории происходит выбросами Кызылской ТЭЦ и небольшими котельными, а также отопительными системами, находящимися в частном секторе. Ухудшает состояние воздуха и городской транспорт.

Тем не менее экологи отмечают тот факт, что по сравнению с показателями 90-х годов прошлого века загрязнение атмосферы города снизилось практически в пять раз. Однако копоть и сажа, находящаяся в воздухе города Кызыла (Республика Тыва), является настоящей проблемой. Особенно актуальной она становится в зимнее время, когда выпадает снег, который не может долго быть белым. Сажи и копоти на этой территории настолько много, что они не позволяют хозяйкам сушить белье на улице. Но более серьезные проблемы возникают у людей, которые страдают от астмы и бронхита.

Самое большое количество сажи специалисты отмечают в частном секторе. Ведь здесь в домах местных жителей находится печное отопление. Сильное загрязнение атмосферы наблюдается в северном и юго-западном районах Кызыла. Здесь, помимо сажи, в воздухе находятся такие вредные вещества, как:

— свинец, чье нахождение на территориях, прилегающих к АЗС, выше нормативных в 4 раза; — кадмий, показатели которого выше нормативных и в самом Кызыле, и в его пригородах в 3-33 раза; — ртуть, которой в районе АЗС больше, чем по норме, в 13 раз.

Кроме того, атмосфера, которая была исследована в Республике Тыва (г. Кызыл), оказалась переполнена такими вредными компонентами, как никель и мышьяк, марганец, кобальт и аммоний.

В меньшей степени «легкие города» загрязнены в восточной и в правобережной его части. Это участки, находящиеся между ипподромом и «Спутником».

Стоит отметить, что правительство Республики Тыва в России Кызыл стремятся сделать экологически безопасным городом, добившись уже забытого людьми зимой белоснежного покрова. Существуют определенные планы по снижению содержания количества сажи в воздухе. А осуществить их стремятся с помощью внедрения инновационных разработок. Однако на их реализацию денег пока нет.

Проблема, тем не менее, требует своего решения. Ведь ее усугубляет и само расположение столицы Тывы, так как котлован накапливает находящиеся в атмосфере вредные элементы и не позволяет им рассеиваться.

Загрязненностью отмечены и воды Великого Енисея, а также его притоков, протекающих в районе Кызыла. При этом специалистами отмечено содержание негативных примесей, порой превышающее нормативные значения в 11 раз. Именно поэтому купаться здесь не стоит, даже несмотря на наступившую летнюю жару. Ведь подобное времяпровождение опасно для здоровья. Основным виновником загрязнения реки является местный водоканал. Но свою лепту в ухудшение экологической обстановки вносят и жители города. Они предпочитают экономить деньги на автомойках, приводя в порядок внешний вид своих «железных коней» в вольных водах Енисея.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.

 

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.

 

Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.

 

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.

Достопримечательности Тувы

Безусловно, главные достопримечательности Тувы заключены в ее природе. Широкие пространства степей, вечные холмы и снежные горы, полноводные реки и глубокие озера, лиственничная тайга и альпийские луга — все это ждет вас в Туве.

Концентрация соли в воде такова, что в озере могут обитать только мельчайшие красные рачки артемии и вот эти австралийские туристы
Восхитительный махаон присел отдохнуть
Буйно цветут эдельвейсы

Множество мест в Туве считается священными, а какие-то из них — целительными. Местные жители знают об источниках (аржаанах), каждый из которых «специализируется» на своей болезни. Из многих регионов Сибири в Туву приезжают люди поправить здоровье.

Изображение Будды перед одним из источников
Источник
Аржаан Арголик. Очередь к одному из источников

Исторические достопримечательности Тувы покрывают огромный период. Богатейшая коллекция археологических находок, в том числе «золото скифов» демонстрируется в эффектном здании Национального музея Алдан Маадыр.

Гиды могут показать вам древние таинственные наскальные изображения и надписи, каменные изваяния воинов и царей.

Здание Национального музея Тувы в Кызыле. Наиболее известная и ценная часть собрания — так называемое скифское золото, поднятое из курганов и датируемое с VIII в. до н. э.
Петроглифы горы Сыын-чурек. Сцена охоты: всадник с копьем преследует рогатое животное
Груда камней на вершине

Один из символов Кызыла и всей Тувы — монумент «Центр Азии». Фото с эффектной стелой есть в альбоме каждого гостя Тувы.

Главные религиозные достопримечательности Тувы связаны с буддизмом. Гости Кызыла обычно посещают новый монастырь Цеченлинг.

Большая боль Тувы — разрушенный при большевиках монастырь Устуу-Хурээ в урочище Чайлаг-Алаак рядом с городом Чадан. Руины глиняных стен оставлены здесь как памятник, а рядом возведено новое здание храма.

Буддистский храм-монастырь (хурэ) Цеченлинг в Кызыле.
Ритуал простирания перед святыней совершают и дети
Устуу-Хурээ

Культурные достопримечательности Тувы многообразны: здесь и собственно кочевой образ жизни с проживанием в юртах, и национальная кухня, основанная на мясе и молоке, красочные фестивали и праздники, традиционное камнерезное искусство и т. д.

Два культурных аспекта хотелось бы подчеркнуть особо. Во-первых, уже упомянутых шаманов, а во-вторых, знаменитое горловое пение хоомей.

Кропление молоком
Шаманские костюмы
Ворота в дом шамана украшены черепами

Горловое пение — уникальная техника, существующая в живой традиции только в Туве (правда, сейчас появились подражатели от Москвы до Токио). Хоомейжи (певец-горловик) может извлекать своим голосом две (а иногда и три) ноты одновременно. Мы советуем при посещении Тувы обязательно постараться посетить выступления хоомейжи. Ни одна запись не может передать впечатлений от живого горлового пения.

Достопримечательности Кызыла

Всё же, несмотря на мало презентабельные постройки советских времён, суровый климат и неблагоприятные условия экологии, культурная жизнь в Кызыле идёт своим ходом, в городе имеется много достопримечательностей, которыми гордятся кызылчане.

В центре города находится Национальный музей им. Алдан Маадыр. Здесь собрана богатая и разнообразная коллекция предметов, от топоров и приспособлений для охоты древнейших времён, древних каменных книг китайцев, шаманских атрибутов и орудий пыток со времён китайских императоров, золота скифов до шедевров, сотворённых камнерезами Тувы (сцены охоты, фигурки животных, рунические надписи и многое другое). Интересно будет также посетить Музей художницы Н. Рушевой, экспозицию Музея политических репрессий. В Музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола проводятся спектакли на русском и тувинском языках. Есть в городе своя филармония и Дом народного творчества.

Уникальная достопримечательность Кызыла – это стела «Центр Азии» (см. фото), которая расположена в точке географического центра Азии, в месте слияния Большого и Малого Енисея с чудесным обзором расположенных на противоположном берегу горных хребтов и увалов. На площади Арата – жемчужине города – находится гигантский молитвенный барабан.

Многообразие религий наложило свой отпечаток и на архитектурный облик города. Достойными внимания являются такие достопримечательности, как храм шаманов «Тос дээр», буддийские храмы «Тувдан Чойхорлинг» и «Цеченлинг», православные Свято-Троицкий храм и Воскресенский Кафедральный собор.

К другим достопримечательностям Кызыла относятся (см. фото ниже):

  • Ступа Просветления, приносящая покой и мир душе; (она находится на горе около аэропорта);
  • памятник «Кадарчы» («Чабан»), что возвышается над равниной при въезде в Кызыл на трассе Кызыл – Эрзин, и памятник Арату на северном въезде в город ;
  • источник Кундустуг Аржаан с целебной водой, известный уже на протяжении 600 лет;
  • лечебное солёное озеро Дус-Холь;
  • гора Догээ (гора Любви), посетив которую, по преданию, можно избавиться от грехов;
  • естественный парк культуры и отдыха на лесном полуострове в излучинах Енисея;
  • природный заповедник Убсунурская котловина и многое другое.

Кызыл столица Тывы

Население

В настоящее время в Кызыле проживает больше трети всего населения Тувы и больше 70% городского населения республики более 70 национальностей, в основном — тувинцы и русские.
Современный Кызыл — это административный центр Республики Тыва, промышленная, транспортная, научная, деловая и культурная столица. Здесь расположено правительство республики — Верховный Хурал (парламент). Здесь находятся пристань на Енисее и конечный пункт Усинского тракта: это историческое название федеральной автотрассы «Енисей», соединяющей город с Абаканом.

Общая информация

Местонахождение: юг Восточной Сибири.

Административный статус: столица Республики Тыва.

Основан: 1914 г.

Прежние названия: Белоцарск (до 1918), Урянхайск (до 1918), Хем-Бельдир (до 1918), Белоцарск (до 1920), Красный (до 1924).

Язык: тувинский, русский.

Этнический состав: тувинцы — 58,27%, русские — 36,54%, хакасы — 0,70%, коми — 0,61 %, украинцы —  0,52%, киргизы — 0,39%, татары — 0,38%, армяне —  0.37%, буряты — 0,28%, прочие — 1,94% (2002).

Религия: буддизм, традиционная религия предков, православие.

Денежная единица: российский рубль.

Река: Верхний Енисей (Улуг-Хем) — слияние Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея.

Цифры

Площадь (с пригородами): 200,4 км2.

Население: 116 015 чел. (2017).

Плотность населения: 579 чел/км2.

Самая высокая точка: 630 м.

Удаленность: 3658 км к юго-востоку от г. Москва (по прямой).

Климат и погода

Резко континентальный.
Зима суровая, малоснежная и безветренная, лето жаркое, засушливое.

Средняя температура января: -28°С.

Средняя температура июля: +21,1°С.

Среднегодовое количество осадков: 184 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 60%.

Экономика

Промышленность: машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, строительная, пищевая, легкая (швейная).

Достопримечательности

Культурные

  • Национальный музей «Алдан-Маадыр» (Шестидесяти богатырей, 1928)
  • Скульптурный комплекс «Центр Азии» (1964)
  • Памятники жертвам политических репрессий (1996)
  • Чабану Кадарчы (1997) и Первым русским учителям (2010), красным партизанам
  • Скульптурная композиция «Царская охота»
  • Музей политических репрессий
  • Мемориал солдатам Великой Отечественной войны
  • Национальный парк культуры и отдыха

Архитектурные

  • Музыкальный-драматический театр им. В. Кок-Оола (организован в 1935 году)
  • Дом правительства (1943)
  • Спорткомплекс «Субедей» (2008)
  • Дворец молодежи
  • Фонтанный комплекс

Культовые

  • Буддийские храмы Цеченлинг (1999) и Тувдан Чойхорлинг
  • Православный Воскресенский кафедральный собор (2011)
  • Шаманский храм «Девять небес» (Тос дээр)
  • Буддийский молитвенный барабан (2006) и Ступа Просветления
  • Один из элементов герба Кызыла — растительный узор с сердцем посередине, символизирующий рождение Енисея при слиянии двух рек в черте города.
  • В названии «Белоцарск» отражено обычное для народов Востока наименование московского царя — Белый царь. Это связано с традиционной цветовой ориентировкой, где для тюрков «белый» означало «западный».
  • Географический центр Азии отмечен в городе трехгранным обелиском,основанием которого служит мраморный постамент с земным шаром. На обелиске на тувинском, русском и английском языках высечены слова «Центр Азии». Расположение центра зависит от определения границ Азии и методики расчета, а также от того, включаются ли удаленные острова в список крайних точек Азии. Получается, что на звание географического центра Азии претендует еще один пункт в Туве, а также в КНР.
  • На развитие города оказало большое влияние строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С одной стороны, в республику и город поступает электроэнергия, что позволило в свое время развить промышленные производства и обеспечить потребности населения. С другой — плотина перекрыла главную водную транспортную артерию между республикой и остальной территорией Сибири.
  • Хранитель священного камня — местечко Чалама на берегу реки Баян-Кол. Священный камень сердцевидной формы — это глыба высотой 9 м. Сторонники паранормальных теорий утверждают, что камень обладает огромной «энергетической силой».
  • При въезде в город стоит памятник чабану Кадарчы — исполинская фигура пастуха в традиционном наряде. После того как она была создана, люди заметили, что у чабана нет стада. Тогда к подножию памятника привезли камни и раскрасили в белый цвет, создав целую «отару».

История Тувы

Кем были древнейшие обитатели Тувы — большая загадка. Очевидно, что они вели кочевой образ жизни. Исследователи связывают обитателей Тувы в 1-ом тысячелетии до н. э. с индоарийскими племенами, теми самыми, которые где-то в бронзовом веке заселили Индию. Вероятно с ними связаны громкие археологические находки на территории Тувы.

Позже в Туву проникли тюркские племена и с тех пор тувинцы тюркоязычны.

По легендам древние тувинцы входили в состав гуннов — военный союз племен, мощнейшую боевую силу, конкурентов Китайской империи и грозу Европы (вспомните Атиллу из школьного курса истории). Древний Китай знал тувинцев под именем «динлин».

В IX в. территорию Тувы завоевали енисейские киргизы. И правителями Тувы долгое время были выходцы из киргизов.

В 1206 г. все монгольские племена были объединены Чингисханом и Тува тоже входила в состав Монгольской империи. Внук Чингисхана, Хубилай-хан, правивший и Монгольской империей и Китаем, ревностно покровительсвовал буддизму. Видимо именно со времен Хубилая следует вести отсчет распространению буддизма на территории Тувы. Тувой же управляли монгольские Алтын-ханы.

В середине XVII в. территорию Тувы подчинили манчжуры. Тува называется Танну Урянхай, фактически подчинена Китаю.

В результате переворотов начала XX в. от Китая отделена Внешняя Монголия, китайские провинции объявляют о независимости, в Туве проходят китайские погромы. В 1914 г. Россия объявляет протекторат над Тувой (Урянхайским краем). Столицей объявлен Белоцарск (т. е. город белого царя). После событий 1917 г. Тува стала театром весьма активных действйи: здесь проходили войска Колчака, Красной армии и сибирских партизанских отрядов, установления комиссарства и советской власти, объявление и отмена независимости, попытка захвата Китаем и пр. Одним словом, гражданская война. Город Белоцарск из политических побуждений был «перекрашен» из белого в красный, став Кызылом (дословно «красный»). К 1921 г. провозглашена де-юре независимая Народная Республика Танну-Тува, позже переименованная в Тувинскую Народную Республику (Тыва Арат Республик). Независимость Тувы признана СССР в 1924 г.

В Туве проводилась коллективизация кочевого населения, ликвидация буддизма и шаманизма. Разрушались монастыри, изгонялись и уничтожались ламы. Руководство республики проводила просоветскую, просталинскую политику. С началом Великой Отечественной войны СССР в 1941 г. Тува одной из первых, уже 25 июня 1941 г. объявила войну Германии. В Красную Армию было мобилизовано русскоязычное население республики, с 1942 г. разрешено принимать на военную службу тувинских добровольцев. 11 октября 1944 г. Тува вошла в состав СССР сперва на правах автономной областе, после — автономной республики. С распадом СССР Тува является субъектом Российской Федерации.

На гербе республики золотой всадник скачет навстречу лучам восходящего солнца. Под ним развернут ритуальный белый буддистский шарф кадак, символ чистоты помыслов, бескорыстия и дружеского гостеприимства.

Надеемся, вы сможете ощутить гостеприимство Тувы и компания АС-тревел готова вам в этом помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector