Пинск

Духовная жизнь на грани XVIII-ХIХ веков

В конце XVIII в. – начале 19 в. в Пинске жили известные ученые и раввины: Нафтали Гинцбург, Иехуда Лейб Перговицер (родился, по-видимому, в 1630 г. – умер не ранее 1700 г.) и другие.

Во второй половине 18 в. в Пинске происходила борьба между митнагдим и сторонниками хасидизма. Пригород Пинска Карлин стал резиденцией хасидских цадиков из династии Карлин (основатель династии — Ахарон бен Я‘аков /Ахарон Великий/, 1736–72 гг.).

В результате этой борьбы пинский раввин Леви Ицхак бен Меир (известный как Леви-Ицхак из Бердичева), приверженец хасидизма, был вынужден покинуть Пинск в 1785 г. Пригороды Пинска и местечки вокруг него стали центрами хасидизма.

Спасение от Чернобога

Увидел Чернобог Пину и захотел в свое подземелье затянуть. Стал он уговаривать ее, золото да каменья всякие дорогие перед ней раскладывать. Только девушке ничего этого не надо было. Тогда сдвинул с места Чернобог валун тяжеленный и стал тащить девушку в подземелье.

Закричала Пина, прося помощи у Перуна, Ярилы, Лели.

Долетел до высокого неба голос Пины. Ударил Перун огненной стрелой в валун — развалился тот на части. Но крепко держит Чернобог девушку. Молнии не достают до него. Глянул Ярила на Лелю. И в тот же миг выскользнула Пина из ручищ Чернобога, превратившись в быструю струйку воды, выбежав из-под земли светлым ключом.

Вот так Ярила и Леля смогли вызволить девушку из рук Чернобога.

Краеведческая сказка от «АиФ». Откуда в Минске появилась Серебрянка
Подробнее

Население города Пинска

Сейчас, как уже было сказано выше, население города — приблизительно 138 тысяч человек. Число жителей города медленно увеличивалось до 1959 года, а затем скорость этого процесса существенно выросла. В 1959 году число жителей Пинска составляло 41 500 чел, а в 1974 – 77 100. С началом 90-х темпы роста замедлились, а с 1996 прирост населения практически прекратился. К этому времени число жителей составляло приблизительно 130 тысяч человек. Примерно такие показатели по населению и до сих пор.

Плотность населения Пинска – 2 759 чел./км2.

Пинск находится на десятой строчке по числу жителей среди городов Беларуси. В пределах Брестской области он располагается на третьем месте. Доля населения Пинска от общего числа жителей данной республики составляет до 1,5 %.

Жителей города называют пинчане. Представителя мужского пола – пинчанин, а женского – пинчанка.

Какая река в Пинске?

Одна из главных достопримечательностей города Пинска является левым притоком Припяти, частью Днепровско-Бугского канала. Ее протяженность 40 км, ширина русла от 35 до 55 метров, а площадь водосборного бассейна составляет 2460 км2. Все это сухие цифры, которые дают представление о красивой речке, на которой расположен Пинск — родина вкуснейших огурцов и место, где браки заключаются в настоящем дворце! «Пинский мур», или дворец Бутримовича напоминает роскошнуюрезиденцию Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Своей сохранностью эта достопримечательность Пинска обязана действующему ЗАГСу. Романтика и история в одном флаконе!

Но вернемся к героине нашего рассказа — речке Пине. Она протекает сразу в трех районах — Дрогичинском, Ивановском и Пинском. Имеет два притока: правобережный Завищанский канал и левобережную реку Неслуху. Воды текут неспешно и медленно, причем в черте Пинска иногда наблюдается обратное течение. Берега у Пины низкие, местами заболоченные. Ученые следят за состоянием реки уже практически столетие: гидрологические сведения о Пине начали собирать еще в далеком 1922 году.

Происхождение названия и история возникновения реки Пины в Беларуси

Существует две версии о происхождении названия реки:

  1. Исследователь М. Фаснер высказал теорию, что оно происходит от древнеиндийского слова pinas, что в переводе означает «жирный, толстый, плотный».

  2. Совсем другой версии придерживались В. Н. Топоров и О. Н. Трубачев. На основе того, что вокруг Пины расстилаются балтские ландшафты, они выдвинули гипотезу, что у названия должны быть балтские корни. Они считают, что оно произошло от литовского слова pynauja либо древнего прусского pynouwe, pinno.

Кроме двух версий происхождения названия, ученые также расходятся во мнениях, откуда Пина берет свое начало. Многие склоняются к тому, что исток река берет начало у деревни Переруб (Ивановский район). Однако есть и те, кто придерживается мнения, что Пина начинается у деревни Дубое (Пинский район). Во второй, кстати, некогда располагаласьусадьба Куженецких, руины которой можно посмотреть и сейчас, и живописная Крестовоздвиженская часовня.

Костел Карла Барромея

Деревянный костел был построен в 1695 г. в предместье Каролин специально для приехавших из Италии монахов-коммунистов. В 1770-1782 годах был возведен новый каменный костел при поддержке гетмана Михаила Казимира Огинского. Костел построен в несвойственном тому времени стиле архитектуры и являлся отсылкой к оборонительному зодчеству. В 1784 г. храм освятили в честь святого Карла Барромея, а в 1860 г. переосвятили в честь Святой Троицы. Однако, после заключения Рижского мира и передачи западных областей Беларуси в состав Польши, он был присоединен к костелу Успения Пресвятой Девы Марии. С 1992 г. здание используется как концертный зал камерной музыки.

Ориентирники

Вдоль реки выстроились три основные достопримечательности города: Успенский собор монастыря Грейфрайар (1712–1730) с колокольней 1817 года, иезуитский коллегиум (1635–1648); большой маньеристский комплекс, собор которого после Второй мировой войны был снесен коммунистами; дворец Бутримовичей (1784–1790), построенный для Матеуша Бутримовича, важного политического и экономического деятеля Пинска и Полесья. Костел св

Карла Борромео (1770–1782) и собор св. Варвары монастыря ордена св. Бернардов (1786–1787) расположены недалеко от исторического центра в бывшем пригороде Каролина, ныне являющемся частью Пинска. Самая передовая современная постройка — православный собор Святого Феодора с черным куполом.

Костел со старейшим органом в Беларуси и трагикомичная глава из истории Пинска

Из музея мы отправляемся к собору Вознесения Пресвятой Девы Марии – одному из главных памятников архитектуры в Пинске. Попасть внутрь нам, увы, не удается, но Анна подчеркивает, что при возможности это непременно стоит сделать.

– Внутри есть классная картина, именно картина, а не икона, которую в народе называют «Мадонна с челочкой». А еще в костеле находится старейший орган в Беларуси. Он работает и по сей день, и до пандемии сюда с концертами приезжали музыканты из разных стран.

Мы пару минут глазеем на убранство костела сквозь решетку, а потом идем гулять по территории вокруг него – по дворикам духовной семинарии. Вместе с нами по удивительно тихому для центра города месту ходят невеста, жених и их фотограф: костел пользуется популярностью как красивая локация для фотографий.

Если выходить из костела не обратно на пешеходную улицу, а через боковую арку, вы, скорее всего, на пару секунд непроизвольно застынете в замешательстве.

У вас за спиной – величественный ансамбль. Прямо перед вами – серое кирпичное здание бывшей фабрики, которое непонятно как оказалось в живописном центре города. Впрочем, веселую компанию, фотографирующуюся на фоне увитого виноградом забора монастырского комплекса, близость фабрики не смущает.

Кстати, с костелом связана трагикомичная история из жизни Пинска. Прямо напротив, на другом берегу Пины, стоял паб «Морское око» – интересное и злачное место.

Там, рассказывает с улыбкой Анна, была дешевая выпивка и женщины «легкого поведения», а добраться в паб можно было только на лодке. В общем, идеальная локация для сомнительных (и очень веселых) развлечений.

Неудивительно, что пинчанки были против и даже просили епископа закрыть паб – но тот оставался живее всех живых. И тогда девушки решили взять все в свои руки: как-то ночью они собрались, нашли лодку, переплыли реку – и сожгли «Морское око».

На этой потрясающей ноте мы расстаемся с Анной – нас уже ждет Валик, местный музыкант, с которым мы прогуляемся по пешеходной улице Ленина.

дальнейшее чтение

  • Мордехай Надав (2008) Пинские евреи, 1506–1880 ; под редакцией Марка Джея Мирски и Моше Росмана; переведен Моше Росманом и Фейги Троппер. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета ,
  • (На белорусском , русском и английском языках) Т.А. Хвагина (2007) Пинск и его окрестности , Минск Вышейша школа , ISBN  978-985-06-1419-3 ,
  • (На белорусском, русском и английском языках) Т.А. Хвагина (2004) Пинск: Сказка Полесья , Минск Вышейша школа , ISBN  985-06-0836-6 ,
  • (На белорусском, русском и английском языках) Т.А. Хвагина (2005) ПОЛЕСЬЕ от жука до Уборта , Минск Вышейша школа , ISBN  985-06-1153-7 .

События

Корни фестивального туризма на Полесье уходят в глубокую древность, где зарождались многие народные традиции. Перед Рождеством на Пинщине проводится фестиваль народного искусства «Калядны фэст». Подобно тому, как в былые времена ряженые с песнями и колядной звездой обходили хату за хатой, желая хозяевам здоровья и благополучия и собирая в мешок угощения, фестиваль кочует по району от села к селу. Его главные персонажи с незапамятных времен — «коза» в вывернутом тулупе, цыган с медведем, а дальше — все зависит от фантазии участников колядования. Ключевой момент праздника — шествие с колядной звездой. В праздничной программе: театрализованные представления, игры и конкурсы, которые каждого участника и зрителя вовлекают в календарный цикл народных праздников полесского края. «Калядны фэст» претендует на статус культурного и туристического бренда Пинского района.

Среди христианских праздников на Полесье особое место занимают Пасха, Троица, Яблочный и Медовый Спас. Зарубежные туристы, попав в эти праздничные дни на Полесье, тоже вовлекаются в праздничное действо. На Троицу не только храмы, сельские дома, но и городские квартиры убирают листьями болотного аира. В этом особенность Полесья — в других регионах Беларуси используют только ветки березы. Яблочный и Медовый Спас – в чем-то сродни ярмаркам, на которых освящают, пробуют, продают, покупают свежие плоды или мед, и все это — с песнями, танцами и народными играми.

Особую магическую притягательность имеет праздник Купалье. Основное действо праздника разворачивается ночью на берегу озера или реки, где пылает огромный купальский костер. Прыжки через него, пускание венков по воде, поиск волшебной «папараць-кветкі» — все это, наполненное волшебством и древними тайнами, надолго остается в памяти.

На Полесье любят песню, которая скрашивала любую работу в поле и дома. А в деревне Качановичи, жителей которой за их любовь к песне во всей округе называли «соловьями», теперь проводится праздник полесской песни «Соловьиный край».

В августе в древнем местечке Погост собираются все, кто связан с ним кровными узами. Здесь проходит колоритный и трогательный праздник «Погост встречает друзей», который пользуется особой популярностью у участников ностальгических туров из Израиля, США, Канады, России и Польши.

Среди осенних праздников на первом месте — народный праздник «Дожинки». Это осенняя ярмарка с песнями, танцами, театрализованными действиями, где чествуют хлеборобов, вручают награды и подарки и угощают блюдами полесской кухни. Каждый народный праздник имеет особый колорит и может послужить украшением любого тура.

Происхождение названия города Пинск

Пинск, уездное староство

             Есть в Белорусском Полесье… Нет, не кудесница леса Алеся :). А очень красивый город, что стоит на реке Пина, впадающую в свою очередь в Припять. Говорят, что название городу дала сама река. Слово «прыпынак» в переводе с белорусского означает — остановка. Давным давно Пинск выделился среди других городов белорусского Полесья. В далёкие времена первого упоминания о городе в летописи, в 1097 году, город процветал за счёт удобного расположения на торговых путях, за счёт плодородных земель посреди болот. Город процветает до сих пор, он необыкновенно красив. Учёные склоняются к мнению, что Пинск находится на втором месте по количеству сохранившихся в нём памятников архитектуры после Гродно. Одно верно — город располагает к прогулкам в его исторической части, по набережным Пины, что сверкают водами реки переливаясь как чешуя рыбы, мелькнувшей на солнце

На набережной неожиданно стихает шум автомобилей, не бросаются в глаза храмы невиданных ранее монастырей, всё затихает и лишь кованая ограда у реки разграничивает гипнотическое спокойствие реки и великолепие старинных домиков и монастырей, некогда с осторожностью спускавшихся к реке

описание

Пинский район – это самобытный и гостеприим­ный край в самом сердце Белорусского Полесья, природная жемчужина, нанизанная на сине-голубую нить Днепровско-Бугского водного пути, который полнится водами Припяти, Пины, Ясельды, Бобрика, Стыра и других притоков. Знаменитые Пинские болота с их особой, первозданной красотой, таинственностью и безбрежным размахом давно приобре­ли европейскую известность благодаря своей уникальной флоре и фауне. Эти залитые водой просторы,  покрытые зарослями ивняка, тростником, камышом и иной болотной растительностью, образовавшиеся на месте  исчезнувшего легендарного Геродотова моря – окно в прошлое современной урбанизированной Европы. Они – наше бесценное достояние, притягательное для ученых и любителей природы со всего мира.

Пинский район находится на юге Брестской области и граничит с Ивановским, Ивацевичским, Ганцевичским, Лунинецким, Столинским районами Брестской области и Заречнянским районом Ровенской области Украины. Образован 15 января 1940 года (в современных границах с 1962 г.). Площадь – 3,2 кв.км. Население – 47 тыс. человек. Центр – город Пинск. В районе находится г.п. Логишин, 179 сельских населенных пунктов, 24 сельских совета.

По территории района проходят железнодорожная линия Брест-Лунинец, автомобильные дороги республиканского значения М10 (Кобрин-Гомель) и Р6 (Ивацевичи-Столин) и судоходный Днепровско-Бугский путь.

На Пинщине много прекрасных мест для отдыха, сбора грибов и ягод, охоты, рыбалки и сплавов по рекам и каналам. Любителей сельского отдыха готовы принять и познакомить с Полесьем 25 агроусадеб, расположенных в самых живописных уголках района. В санатории «Ясельда» и Детском реабилитационно-оздоровительном центре «Свитанок» гостям предложат комфортные условия, отличную кухню и широкий спектр медицинских услуг различного профиля с применением современного оборудования и уникальных методик лечения.

Туристам и экскурсантам предлагается более 10 увлекательных маршрутов по достопримечательным местам Пинщины, которые знакомят с уникальной природой, историей и этнографическим наследием региона.

Иезуитский коллегиум и костел Святого Станислава

Архитектурной доминантой города в 1930-е годы являлся ансамбль иезуитского монастыря, построенный еще в 1630-1670 годах. Главной жемчужиной ансамбля было величественное здание костела Святого Станислава, построенное на средства канцлера ВКЛ Станислава Альбрехта Радзивилла. Здание в стиле барокко строилось с большим шиком — интерьеры изобиловали резьбой по дереву и фресками лучших мастеров Европы. Фасад костела был очень нарядным. Его украшали трехъярусные башни и боковые пристройки с арочными проемами, что было диковинкой в те времена. Долгое время костел считался самым большим и высоким в ВКЛ. К сожалению, костел сильно пострадал во время Второй мировой войны и в 1953 году был окончательно уничтожен. Поэтому сегодня полюбоваться костелом можно только на фото.

Костел Святого Станислава, 1936 г.
Костел Святого Станислава. Вид с площади 3-го Мая (ныне пл. Ленина), 1936 г.

Иезуитский коллегиум считается одним из шедевров зодчества XVII века на территории Беларуси. Монументальное здание с толстыми стенами, подземными ходами и большими подвалами для запасов продовольствия больше напоминало оборонительное сооружение, чем коллегиум. Характерной архитектурной особенностью здания было сочетание стилей барокко и Ренессанса. Пинский коллегиум был одним из лучших учебных заведений ВКЛ. В нем обучались такие известные люди как Адам Нарушевич, Матеуш Бутримович, Кароль Вырвич, также с ним связана судьба «пинского апостола» Андрея Боболи. В польский период здесь находилась католическая духовная семинария. Сейчас же, после реставрации в середине 1990-х гг., в здании коллегиума расположился Музей Белорусского Полесья, сохранивший более 70 тысяч экспонатов, которые раскрывают уникальность природы, истории и этнографии Полесья.

Иезуитский коллегиум, 1936 г.Иезуитский коллегиум и торг на воде, 1936 г.

Подобрали для вас впечатляющие, но не самые известные костелы Беларуси. Максимальная концентрация архитектурной красоты в одной подборке. Смотрим!

Первая гимназия

Пинск, первая гимназия

             На улице Ленина мы с вами найдём первую пинскую гимназию. Не очень большое двухэтажное здание, первый этаж которого покрашен в розовый цвет, второй — в жёлтый. Здание почти не привлекает внимания, разве что две памятные доски слева и справа у входа кое-что могут рассказать о его прошлом.
             Гимазия возводилась в 1852-1853 гг. по проекту архитектора К. Скирмунта, правда строилась она в ту пору как дворянское пятиклассное училище. На первом этаже расположено 11 комнат — канцелярия, библиотека, лаборатории и квартира директора, на втором находилось 7 комнат и зал, переоборудованный в церковь. Ученикам гимназии, открытой в 1858  году, преподавались следующие предметы: закон божий, русский язык и словесность, история, математика, математическая и физическая география, немецкий, французский и польский языки, чистописание и законоведение. Число учащихся достигало 300. Что интересно, в послеобеденные часы здесь работало женское училище, объём знаний  достигал 3х классов гимназии, преподаванием занимались учителя гимназии бесплатно.
             Одна из мемориальных досок на фасаде здания в честь Х. Вейцмана — учёного-химика  и первого президента Израиля, некогда окончившего эту гимназию.

Полесский государственный университет

Пинск населяли и населяют душевные, добрые люди. Здесь живет много молодежи, а это ли не показатель процветающего города. Власти города делают упор на образование, в Пинске работает центральный университет всего Полесья, который состоит из 3 корпусов. Каждый находится в центре, на отдалении от других.

Само здание и территория университета — отличное место для отдыха. Летом студенческая жизнь заканчивается, и скверы пустеют. Одинокие пешеходы не мешают наслаждаться прогулкой в центре города. На стене первого корпуса большая фреска. По бокам на ней изображены ученые, их открытия прошлого и будущего. Слева, в прошлом, узнаваемы лица Галилео Галилея и Ньютона. Справа — будущие первооткрыватели. А между ними молодой человек, стремящийся ввысь, к знаниям. Он пробирается сквозь камни, олицетворяющих трудности. На помощь ему, приходят аисты.

Здесь обучается более 3000 студентов, на базе университета существует подготовительный лицей. Студенты, выпускники и преподаватели вуза вносят огромный вклад в развитие белорусской науки и экономики.

Пинск, безусловно, заслуживает пристального внимания туристов. Жители города гостеприимные люди, знающие историю города. Приезжайте в город за пищей для души и ума, прогулками по реликтовым лесам и вдохновением. Федор Глинка о Пинске:

Русский публицист нашел город XIX века вдохновляющим. Пинск и в наши дни сохранил прежний шарм.

Знаменитости

История нашего края богата событиями и именами. Пинщина – родина  Адама Нарушевича, Лукаша Голомбевского, Леона Боровского, Юзефа Твардовского, Франциска Ксаверия Друцкого-Любецкого, Франца Савича, Романа Скирмунта, Евгении Янищиц и других известных людей. 

В шляхетской семье под Логишином родился Адам Нарушевич (20.10.1733 – 06.07.1796) – поэт, историк, религиозный и общественный деятель. Он автор большого исторического труда «История польского народа», при создании которого было впервые собрано 230 томов материалов по истории Речи Посполитой и всех народов, проживавших на ее территории. Для Пинского Полесья особую ценность представляют дневники путешествий короля Станислава Августа Понятовского, который в 1784 году посетил Пинщину.

В имении Погост-Загородский родился Франциск Ксаверий Друцкий-Любецкий (1778-1846) — министр финансов Царства Польского, инициатор строительства Августовского канала, которого современники называли финансовым гением Европы.

Погост-Загородский является родиной этнографа и фольклориста Лукаша Голомбевского (1773-1849) — польского историка, этнографа, библиотекаря, переводчика, мемуариста, члена Варшавского общества друзей наук; участника восстания Тадеуша Костюшко 1794 года. Он первым описал в своих этнографических трудах обряд «Вождение куста», распространенного на Пинщине.

Леон Боровский (1784-1846) – филолог, историк и теоретик литературы, профессор красноречия и поэзии Виленского университета. У Леона Боровского учился Адам Мицкевич, и профессор первым разглядел талант поэта и назвал Адама Мицкевича национальным гением.  

Юзеф Твардовский (1786-1840) – математик, профессор и ректор Виленского университета, надворный советник, кавалер ордена Святой Анны. Из-за преследования властями тайного студенческого патриотического и просветительского объединения филоматов подал в отставку и вернулся в родовое имение Велесница на Пинщине, где занимался хозяйственной и общественной деятельностью. 

В Велятичах родился Франц Савич (1815-1845) – поэт, публицист, революционный демократ, основатель тайного студенческого «Демократического общества», целью которого была борьба с беззаконием, освобождение крестьян, наделение их землей, воспитание в молодежи высоких моральных принципов. 

Роман Скирмунт (1868-1939 гг.) – представитель старинного рода Скирмунтов, чья деятельность была направлена на промышленное, экономическое развитие Полесье, политический и общественный деятель, сенатор Российской Империи и II Речи Посполитой, второй Премьер-министр БНР.  До наших дней дошел старинный парк Поречье, который на рубеже XIX-XX веков заложил Роман Скирмунт. Его жизнь оборвалась трагически в сентябре 1939 года.

Евгения Янищиц (1948-1988 гг.) – родилась в деревне Рудка над Ясельдой. Известная белорусская поэтесса, член Союза писателей СССР, участвовала в 1981 году в составе делегации БССР в работе XXXVI сессии Генеральной ассамблеи ООН. Ее поэтические сборники переведены на многие языки мира. В Поречской школе, где училась поэтесса, находится ее литературный музей, а родительский дом в Рудке отмечен мемориальной доской.

Свой творческий след оставили здесь художник и композитор Наполеон Орда (1807-1883) и писатель, библиофил Юзеф Игнаци Крашевский (1812-1887), чье имя внесено в Книгу рекордов Гиннесса как плодовитого автора 600 томов произведений. В Пинковичской школе в 1904-1906 годах учительствовал Якуб Колас (1882-1956) — классик белорусской литературы, общественный деятель, Народный поэт БССР. Священиком Купятичской церкви был писатель, поэт и фольклорист Дмитрий Булгаковский (1843-1918), автор известной книги «Пинчуки». 

Во время Первой мировой войны на Пинщине проходили воинскую службу Александр Блок (1880-1921) — первый поэт серебряного века русской поэзии, публицист, драматург, литературный критик и Николай Гумилев (муж поэтессы Анны Ахматовой) 1886-1921 – поэт серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. На станции Парохонск произошла встреча Александра Блока с известным русским писателем Алексеем Толстым, автором романов «Петр I» и «Хождение по мукам».

Заключение (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Таким образом, динамика численности населения г. Пинска свидетельствует о стабильности демографической и социально-экономической ситуации в этом населенном пункте. По-видимому, кризис 90-х слабо сказался на качестве жизни граждан. Это подтверждает и большое количество действующих предприятий разного профиля. Из этого можно сделать вывод, что жители считают этот город вполне приемлемым для жизни и не слишком стремятся к переезду в другие регионы или в Минск.

Известно, что Беларусь выбрала для себя относительно социалистический путь развития. Хорошие демографические показатели могут быть косвенным свидетельством правильности выбранного властями этой страны курса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector