Население марий эл 2022 численность в городах республики, официальная, сколько человек живет

Поселения, жилища

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Во 2-й половине XIX в. разбросанная планировка селений начала сменяться уличной; стал преобладать северо-великорусский тип планировки.

Жилище – срубная изба (порт) с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени), трёхраздельная (изба-сени-изба и заимствованный русский вариант изба-сени-клеть).

На севере и западе Марийского края под влиянием русских традиций преобладали избы с кухонной перегородкой, русской печью и полатями.

На востоке, особенно в Предкамье, внутренняя обстановка марийской избы напоминала татарский интерьер – печь с вмазанным котлом, широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и т. д.

В состав традиционных дворовых построек входили: амбар или клеть, часто в виде двухэтажной кладовой с галереей на втором этаже, погреб, хлев, сарай, в зажиточных усадьбах имелось гумно с овином.

Архаичной постройкой являлось летнее жилище-кухня (кудо) – лёгкое срубное строение с земляным полом, без потолка; крышу крыли, оставляя щели для выхода дыма из открытого очага с подвесным котлом. В прошлом кудо являлось также местом проведения семейно-родовых молений и обрядов.

Баня обычно ставилась на задворках, ближе к источнику воды.

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию

Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру

В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.

Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.

Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.

Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru

Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.

Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.

Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания

Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.

Занятия

Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).

Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.

У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.

Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.

Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.

Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.

Зарождение марийского народа

Происхождение народа порой становится одной из самой больших загадок в его изучении. В данном случае марийцы – не исключение. Большинство историков предполагает, что предки мари появились около I тысячелетия до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей правый берег Северного Поволжья.

В то же время азелинские народы, проживавшие на левом берегу, также стали прародителями новых племён, а значит, сами марийцы были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда он расселился в другие уголки России.

О том, какой была жизнь марийцев на заре их становления, совсем ничего не известно. Самое первое упоминание о них можно встретить у Иордана, готского историка, жившего в VI веке.

Эти сведения в некоторой степени открывают нам характер марийцев, которые названы воинственным и жестоким народом. Известно, что нередко воины мари взаимодействовали с хазарами или Волжской Булгарией.

Русский костюм марийской женщиныXIX-нач.XX. Казанская губерния (совр.Республика Марий Эл)Место хранения оригинала – Российский этнографический музей

Фольклор

Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.

Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).

Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.

Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.

Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:

  • новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
  • аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
  • летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
  • осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.

Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.

У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.

В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Внешность

 

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.

Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.

Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

Традиционная марийская религия

Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.

Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.

Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.

К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.

Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.

Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.

После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.

Многие марийцы сочетают свою веру с православием

Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.

Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.

67%
жителей Марий Эл — православные

Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.

Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии. Фото: upload.wikimedia.org

Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.

С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.

Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

 

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Марийцы – воины лесов

Как я уже сказала, прежде марийцев называли черемисами, однако сами представители этого народа подобное название считали оскорбительным. Но как же оно появилось? В X веке хазарский каган Иосиф упомянул марийцев под именем “цармис”, а позднее в славянских языках слово это преобразилось в “черемис”.

По мнению переводчиков, в этом слове сложены несколько основ финско-угорских наречий, а означать оно может определение “лесного воина”. Это вполне логично, ведь в жизни марийцев лес издавна играл важнейшую роль. Он служил жильём, кормил и обеспечивал защиту. В XIX веке исследователь С.А.Нурминский в своих работах отмечал, что даже в верованиях марийцев лес стоит на первом месте. По сути, лесное “царство” было целым миром для народа.

С русскими у марийцев складывались непростые отношения. Когда Московское государство и Казанское ханство вступили в противостояние, немало марийцев поддержали вторых, ведь проживали в Казани.

Когда в XVI веке её территория стала частью русских земель, марийские земли также были присоединены к России. Тем не менее процесс присоединения был крайне сложным, а в ходе него произошло несколько Черемисских войн. Тогда марийцы оправдали свой воинственный нрав, который отмечали древние историки.

Быт марийцев

Рельеф и природные ресурсы

Территория республики находится на границе лесной и лесостепной зон и отличается заметным ландшафтным разнообразием. Река Волга разделяет территорию республики на две неравные части: большую — левобережную и меньшую — правобережную. Кроме того, река Волга служит естественной границей природных зон республики. Недра республики небогаты минеральными ресурсами: значение имеют только торф, стекольные и силикатные пески, строительный камень, известняки, минеральные источники. Почвы также малоплодородные.

Естественное и единственное богатство республики — ее леса. Леса занимают более половины территории республики — преимущественно на западе и в центральных районах, преобладают ценные хвойные породы — сосна, пихта и ель. Из животных распространены: волк, медведь, кабан, лисица, лось, заяц, бобр, белка, ондатра, горностай, норка, рысь, барсук, хорь. Встречаются в лесах и охотничье-промысловые птицы: глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающая и болотная дичь. В лесах 1240 видов различных растений, из них 6 занесены в Красную Книгу, более 200 видов — редкие. Дары леса составляют основу марийской национальной кухни. Охота, пчеловодство, рыболовство — древнейшие промысловые занятия марийцев.

На территории Марий Эл расположено 476 малых рек и ручьев, протяженностью 7 тысяч км, свыше 600 озер площадью водной глади 2,5 тысяч га. Ихтифауна водоемов республики представлена 57 видами, из которых лещ, судак, щука, язь, плотва, густера, чехонь, белоглазка, синец и некоторые другие имеют промысловое значение. На протяжении 155 км по республике протекает река Волга. Реки Илеть, Большая Кокшага, Юшут и Кундыш относятся к наиболее экологически чистым рекам Европы, а озера Яльчик, Кичиер, Морской глаз, Карась являются жемчужинами марийского края.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

 

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Лес в жизни марийцев

Культура марийцев была бы неполной без почитания леса и сил, которые он олицетворяет. В наши дни этот народ продолжает посещать священные рощи, куда приносит дары добрым божествам и духам леса.

Ежегодно осенью множество марийцев съезжается в такие места, где в качестве дани семьи оставляют утку. Марийцы молятся в лесах, у них нет храмов или церквей. Согласно их вере, в момент общения с богом человек устанавливает связь с силами Вселенной, с космосом. Считается, что в древних священных рощах, которые выбирали ещё предки мари, очень мощная энергетика. В этих местах нельзя громко разговаривать, шуметь или сквернословить.

Югорно. Марийский народный эпос в Марийском национальном драматическом театре 

Энергия природы, по мнению марийцев, может наделять человека особенными силами. У этого народа много знахарей, которые действительно обладают необыкновенными способностями. Многие из них утверждают, что используют для лечения и заговоров энергетику деревьев, что и самим знахарям помогает восстановиться после тяжёлых сеансов.

Марийцы – народ с интересной историей и загадочной культурой. Сегодня их край привлекает туристов, которые мечтают хотя бы незначительно прикоснуться к древним обычаям народности, что сохранила верования и мировоззрение далёких предков. Как же это удалось марийцам? Кто знает, может, их мифы не так далек от истины, а в будущем учёные докажут внеземное происхождение человека. Впрочем, сами марийцы вряд ли удивятся такому открытию.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

 

Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

 

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

 

Верховный Бог марийцев — Кугу-Юмо

Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог) считается главным богом марийского народа. Это владыка высших и низших богов.

Да, он не так на слуху, как Зевс или Вишну, но по качествам — не менее могущественное существо. Кугу-Юмо обитает в верхнем мире (у марийцев есть своя космология из семи небес).

Кугу-Юмо — бог неба, что напоминает далеко не одного верховного бога: Юпитер, Дьяус, Один, Тенгри и пр. Пожалуй, трудно найти самое главное существо, которое бы не ассоциировали с небом.

Один из мифов изображает верховного бога марийцев в виде птицы. Птицы-демиурги — это популярный мифологический образ, который можно встретить в самых разных культурах

Его дыхание — ветер, радуга — просто атрибут, всего лишь лук в его руках. У Кугу-Юмо есть престол и даже колесница с огненными конями.

Особенно интересно представление том, что Юмо восседает на огромно дубе. Ясное дело, что речь о Мировом Древе. Схожий миф есть у скандинавов, где на дереве долгое время провисел Один.

Мировое Дерево присутствует в мифах марийцев и роднит их с другими религиями.

Да что там Один! Ходить далеко не надо: у близкой к марийцам Мордвы рассказывают про то, что главный бог Чам-паз тридцать лет спит на Мировом Древе.

Нельзя тут не упомянуть, что некоторые вольные толкователи Священного Писания пытаются связать с этим мифом и Иисуса Христа, распятого в неком смысле тоже на дереве. Но ясное дело, что христианские богословы скептично смотрят на такую параллель и считают её надуманной.

Марийцы проводят ритуал в священной роще. Фото: cdn24.img.ria.ru

Ещё интересные черты Юмо:

  1. Молот. И ещё одна параллель со Скандинавией! Именно молотом орудует бог Тор. Случайность ли это? Учитывая северную родню марийцев, вряд ли.
  2. Молнии-стрелы. У какого только божества не имелось такого оружия! Это всегда бог-воин, который при помощи стрел одолевает страшное чудовище. Примеров десятки: Индра и Вритра, Зевс и Тифон, Геракл и Гидра, Мардук и Тиамат и др. Вот и Юма при помощи того же оружия сражается со злым духом.
  3. Происхождение из яйца. Для финских народов Мировое яйцо — важный мотив. Богиня Ильматар, похожая на греческую Эвриному и месопотамскую Тиамат, хранила яйцо, снесённое некой изначальной уткой. Юмо тоже происходит из яйца, снесённого подобной уткой. В этом мифе Юмо — селезень, и у него есть брат, настроенный враждебно. Это напоминает средневековый образ дьявола. Что не удивительно: марийская религия многое заимствовала из христианский преданий и перерабатывала. Например, говорится, что Юмо вылепил человека из глины.

Молот Тора был настолько тяжел, что его никто не мог поднять

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Республика Марий Эл на карте

Республика Марий (Мари) Эл – субъект Российской Федерации, расположена в восточной части Европейской части РФ, входит в состав Приволжского ФО и Волго-Вятского экономического района. Республика Марий Эл – государство, входящее в состав Российской Федерации. Образована 4 ноября 1920 года как Марийская Автономная область, с 1992 года – Республика Марий Эл.

Республика занимает площадь 23,38 тыс. кв. км, на её территории проживают 688,7 тыс. человек. Национальный состав – более 10 национальностей, среди которых марийцы составляют 44%, русские – 47%. Город Йошкар-Ола («Красный Город», основан в 1584 году как Царевококшайск) – столица республики, население составляет 260,4 тыс. человек. Другие крупные города республики: Волжск (55 тыс.) и Козьмодемьянск (21 тыс. жителей). Горожан 64%, в сельской местности проживают большинство марийцев, а также велика доля татарского народа.

Республика Марий Эл на карте России

Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине, в восточной её части, в среднем течении р. Волга. БОльшая часть территории расположена на левобережье реки. Западная окраина республики находится на заболоченной Марийской низменности, восточная – на гористых Вятских увалах со множеством оврагов, речных долин и балок. На территории республики расположены природоохранные образования — национальный парк «Марий Чодра», несколько особо охраняемых природных территорий и заповедник «Большая Кокшага». Климат в Марий Эл умеренный континентальный, зимы – продолжительны и холодны, с умеренными морозами, лета – жаркие. Осенью влажно и очень ветрено, весной – сухо и прохладно, уровень осадков до 500 мм в год. Леса в Республике Марий Эл занимают более половины территории. Преобладает смешанный тип леса, характерный для подтаёжной зоны – пихта, ель и сосна соседствуют с липами, дубами, берёзами, осинами, клёнами и вязами. Смешанные леса распространены в центральных и западных районах республики. По речным долинам встречаются дубравы с примесью липы. В республике сохранились таёжные леса в национальном парке «Марий Чодра». В республике много лугов, поросших разнотравьем. Не зря Марий Эл называют «синеокой», на её территории расположено более 200 озёр, многие из которых лесные. Крупные и красивые озёра республики – Зрыв (Табашинское), Яльчик, Таир, Нужьяр, Морской глаз, Куликово. Республика Марий Эл очень хорошо обводнена крупными и малыми реками (всего 476), по её землям протекают Волга, Ветлуга, Немда, Лаж, Большая и Малая Кокшага, Толмань, Илеть, Юнга, Сура и их многочисленные притоки. К республике примыкают берега 2 водохранилищ – Куйбышевского и Чебоксарского. Фауна Республики Марий Эл представлена традиционными для этой местности видами: белками обычными и летягами, кротами, ежами, лисицами, лосями, волками, рысями, бурыми медведями, кабанами, бобрами. В лесах и лугах обитают тетерева, глухари, совы, сойки, дятлы, утки, кулики, гуси, ракши, гагары, цапли, погоныши, а также хищные птицы. Полезные ископаемые, добываемые в Республике Марий Эл, нерудные общераспространённые: глины, известняки, пески стекольные и строительные, торф, строительный камень, минеральные воды. В республике хорошо развиты такие отрасли промышленности, как: металлообработка, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая, стекольная, лесная, деревообрабатывающая и бумажно-целлюлозная. Сельское хозяйство ориентировано на производство зерновых, технических, кормовых и овощных культур (под пашни занято около 40% земель республики). Животноводство занимается выращиванием крупного рогатого скота, птицы, свиней, овец и коз. Республика Марий Эл достаточно хорошо обеспечена многими видами транспорта — есть аэропорт, развита сеть автомобильных и железных дорог, судоходны реки Волга, Сура, Ветлуга, на берегах которых действуют пассажирские и грузовые речные порты. Массовое насильственное «оправославливание» марийского народа в течение ряда столетий не смогло искоренить традиционные языческие верования. До сих пор язычники поклоняются девяти богам и молятся священным деревьям. Марий Эл можно назвать одной большой достопримечательностью России, здесь на каждом шагу уникальные природные и рукотворные памятники – дубы Разина и Пугачёва, самые чистые в мире речки – Вонча и Уба, самый «молодой» Царевококшайский кремль.

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.

Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Традиционный марийский костюм

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.

Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector