Численность населения яшкульского района республики калмыкия

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

 

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Численность населения Элисты на 2021 год. Количество жителей Элисты

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Элисты Годы
103 300 человек 2005 год
103 000 человек 2006 год
102 700 человек 2007 год
102 657 человек 2008 год
102 805 человек 2009 год
103 749 человек 2010 год
103 504 человек 2011 год
104 125 человек 2012 год
104 238 человек 2013 год
104 017 человек 2014 год
104 387 человек 2015 год
104 005 человек 2016 год
103 899 человек 2017 год
103 132 человек 2018 год
102 618 человек 2019 год
103 122 человек 2020 год
103 535 человек 2021 год

График изменения численности населения Элисты:

Численность населения города в 2014 году составила примерно 104 тысяч (160 место среди российских городов), а плотность — 494,26 чел./км². Причем число горожан осталось неизменным с 2002 года. Во время первой переписи населения 1939 года количество жителей оказалось равным 17 100 человек. Спустя 20 лет элистинцев стало больше на четыре тысячи, а в 1979 – уже 70 282. В перестроечное время темпы роста упали. 

Город является единственным в Калмыкии с населением более ста тысяч. 

В 1939 году национальный состав был распределен следующим образом: русские (76,3%), калмыки (20,4%), украинцы (1,1%), армяне (0.3%) и казахи (0,2%). В 2010 году – калмыки (65,8%), русские (25%), казахи (0,6%), украинцы (0,45%), цыгане и армяне (0,3%) и другие. 

Этнохороним: элистинец, элистинка, элистинцы.

Элиста современная

Чтобы понять «какая» Элиста на самом деле, чем живут, и дышать сегодня её жители нужно обязательно посетить район Сити-Чесс. Не многие знают, что прототипом проекта этого района стали Нью-Васюки Остапа Бендера из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Строился City Chess в 1998 году для проведения Всемирной Шахматной Олимпиады. Кстати здесь есть памятник Остапу Бендеру, а также коттедж, который был подарен Стивену Сигалу. Когда же помпезное мероприятие закончилось, то Шахматный город остался стоять, радуя местных жителей и гостей Элисты. Что сейчас происходит в Сити-Чесс? В основном там расположены рестораны, спортивные клубы и офисные помещения. Есть тут и коттеджи, а также православный храм, наличие которого подтверждает, что в Элисте уважают все мировые религии. Отель «Шахматный город» в 2001 году был признан лучшим отелем Восточной Европы. В этом интереснейшем месте побывали многие знаменитые люди, среди которых Стивен Сигал, Чак Норрис, София Ротару. Шахматный город лучше осматривать пешком, поскольку скорость движения транспорта тут ограничена до 20 км в час. Тут каждый коттедж имеет своё тематическое название, например, Ферзь или Белая Ладья. Площадь же носит имя покровительницы шахмат Каиссы ( в одной из английских поэм бог Марс смог добиться любви дриады Каиссы, только после того, как изобрёл шахматы).

Сегодня в City Chess проводятся форумы, конференции, выставки, симпозиумы, причём не только отечественного уровня, но и международного. Есть здесь и Музей шахмат. Даже при строительстве Дворца шахмат калмыки не забыли о своих традициях. Шахматный дворец выполнен в виде традиционной калмыцкой кибитки.

Кстати об уважении жителей Элисты к своему городу говорит следующий факт. На главной площади города имеется шахматная доска, которую выполнили в пропорции один к ста по сравнению с обычной доской. На этой огромной шахматной доске стоят большие шахматные фигуры, дабы каждый желающий мог сыграть партию. И эти фигуры никто не крадёт на сувениры. Они стоят под открытым небом и днём и ночью, без какой-либо охраны. Жителям других городов стоило бы поучиться у жителей Элисты любить и беречь свой город.

«Элиста в» плане креатива и творчества даст 100 очков вперёд многим другим городам. Здесь круглый год проводится множество фестивалей, среди которых: джазовые, театральные, кинофестивали, кулинарные, народные, спортивные, опен-эйры.

Калмыцкие кулинарные фестивали, например, знакомят людей не только с местной кухней, но также позволяют ближе прикоснуться к национальным традициям. Так для развлечения гостей проводятся такие калмыцкие забавы, как перетягивание шкуры барана, борьба на мизинцах. Проводятся мастер-классы по калмыцкой вышивке и валянию из войлока. Обязательно проходит и чайная церемония на калмыцкий лад. Местный рецепт приготовления чая далёк от классического. Здесь в чай добавляют шкварки из бараньего жира, бараний бульон, муку из обжаренных зёрен ячменя. Дело в том, что суровая жизнь калмыцких кочевников требовала быстрой горячей пищи, которая могла бы хорошо насыщать и мгновенно восстанавливать силы. Чай здесь чем-то даже напоминает суп.

Самый известный калмыцкий чай — это джомба. Его дегустировал даже великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, о чём сказано в его дневниках «Путешествие в Арзрум». В состав джомбы входят такие ингредиенты:

  • Вода;
  • Зелёный чай;
  • Молоко;
  • Соль;
  • Лавровый лист;
  • Чёрный перец;
  • Мускатный орех;
  • Корень аира или дягиля;
  • Сливочное масло.

Готовят такой чай не в чайнике, а в кастрюле. А также на кулинарном фестивале угощают национальными супами, название которых звучит как дотур и махан. На второе предлагают бериги – калмыцкие пельмени, лапшу хурсн махн, семджин из печени.

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

 

Вероисповедание

Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:

  • шаманизм;
  • буддизм;
  • православное христианство.

Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.

В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.

Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.

Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.

Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

 

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Криминал

Криминогенную ситуацию в Элисте можно отнести к сравнительно спокойной. Количество преступлений, совершенных в течение года сохраняется в течение последних десяти лет на одном и том же уровне.

Хорошим примером может служить следующий факт. На центральной площади города есть шахматная доска, выполненная в пропорции примерно 1:100 по сравнению с обычной. Она расположена под открытым небом и никем не охраняется. Любой желающий может сыграть партию. За все время никто не стащил отсюда ни одной фигуры, что вряд ли было бы возможным, если бы подобная конструкция располагалась где-нибудь в районе Арбата.

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Обычаи и праздники калмыков

Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнцу зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.

С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.

Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.

Современные традиции

Сегодняшняя молодежь с гордостью называет себя ойратами, изучает калмыцкий язык и культуру. Яркий тому пример – народный ансамбль песни и танца «Тюльпан» в Элисте.

Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.

Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

 

Природа Калмыкии

В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры – это степные представители.

В первую очередь среди них стоит отметить различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник «Черные земли». Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.

Второй участок этого заповедника – озеро Маныч-Гудило – также охраняет многочисленные популяции различных птиц: пеликанов, лебедей, серых гусей, дроф, журавлей, чаек, ласточек и других.

За три года население Калмыкии сократилось на 2%

05.04.2021 11:32

Эксперты РИА Новости подготовили рейтинг регионов РФ по демографии за период 2018-2020 годов.

В списке регионов Калмыкия заняла 55 место. На 1 января 2021 года в республике проживало 270 тысяч человек. С 2018 по 2020 год население уменьшилось на 2%. При этом естественный прирост составил 0,4 тысячи человек, а миграционная убыль – 5,8 тысяч человек.

Регионами-лидерами рейтинга по приросту численности населения стали Севастополь, где отмечен рост на 16,8%, Ингушетия (рост на 5,6%), Ленинградская область (4,3%) и Чечня (4,2%). Более чем на 3,5 процента численность жителей выросла в четырех регионах, умеренный рост в диапазоне 3,5-1,5 процента отмечен в девяти субъектах, в пределах 1,5-0,5 процента выросло население в пяти регионах, практически не изменилось (рост менее 0,5 процента) — в трех.

Наибольший общий прирост жителей в количественном выражении наблюдался в Московской области (206,9 тысячи человек), Москве (148,8 тысячи человек), Краснодарском крае (83,7 тысячи человек), минимальный — на Чукотке (220 человек).

Естественный прирост населения зафиксировали в 17 субъектах Федерации, максимальный естественный прирост — в Дагестане (91,2 тысячи человек), а минимальный — в Чукотском автономном округе (200 человек).

За последние три года естественная убыль населения наблюдалась в 68 регионах. Среди них этот показатель различался в 62 раза: В Нижегородской области естественная убыль составила 61,8 тысячи человек, а в Камчатском крае — 960 человек. Миграционный отток жителей отмечен в 54 регионах страны, среди которых данный показатель различается в 173 раза: В Омской области миграционный отток составил 34,6 тысячи человек, а в Ненецком автономном округе — 200 человек.

Наиболее неблагополучная демографическая ситуация сложилась в 44 субъектах страны, в которых общее снижение численности населения наблюдалось как за счет его естественной убыли, так и миграционного оттока. Как свидетельствуют данные статистики, особенно сложная обстановка в Саратовской области, где естественная убыль составила 45,8 тысячи человек, а миграционная убыль 20,7 тысячи человек, в Кемеровской (46,2 тысячи человек и 14,7 тысячи человек) и Омской (61,8 тысячи человек и 35 тысяч человек) областях.

В 16 регионах численность населения сократилась только за счет естественной убыли. Среди них самый высокий показатель в Нижегородской области, где естественная убыль составила 61,8 тысячи человек, в Ростовской области (61,3 тысячи человек) и Самарской области (47 тысяч человек).

За счет миграционного оттока общее снижение численности населения наблюдалось в трех регионах: в Северной Осетии (11,5 тысячи человек), Калмыкии (5,8 тысячи человек) и Карачаево-Черкесии (2,6 тысячи человек).

Регионами-аутсайдерами стали Тамбовская область с убылью населения в 3,8%, Магаданская область (3,5%), Еврейская автономная область (на 3,4%). Численность населения сократилась более чем на 3,5% в двух регионах, спад населения в 3,5-1,5 процента отмечен почти в половине субъектов Федерации (40 регионов), убыль жителей на 1,5-0,5 процента — в 18 регионах, снижение менее чем на 0,5 процента отмечено в трех субъектах Федерации.

Наибольшая убыль жителей в абсолютном выражении зафиксирована в Саратовской (66,5 тысячи человек), Кемеровской (60,9 тысячи человек), Нижегородской (56,9 тысячи человек), Омской (55,8 тысячи человек) областях и Алтайском крае (53,3 тысячи человек).

Последние новости

13.12.2021 В Калмыкии задержаны трое дагестанцев за дачу взятки следователю

13.12.2021 Оперативная информация по коронавирусу в Калмыкии на 13 декабря

13.12.2021 В Калмыкии может появиться центр по разведению краснокнижной дрофы

12.12.2021 Калмыкия заняла 84 место в ESG-рейтинге регионов

12.12.2021 Оперативная информация по коронавирусу в Калмыкии на 12 декабря

12.12.2021 В Калмыкии выросли цены на бензин и дизельное топливо

12.12.2021 Более 128 тысяч жителей Калмыкии привились против COVID-19

11.12.2021 Оперативная информация по коронавирусу в Калмыкии на 11 декабря

Пресс-релизы

Центр обслуживания потребителей «Калмэнерго» в Элисте переехал на новое место

ОПФР разъясняет: как правильно рассчитать общий доход семьи при оформлении пособия на ребенка от 8 до 17 лет?

С 1 по 3 ноября клиентские службы ПФР будут вести прием граждан в обычном режиме

Статьи

Историк рассказал о массовых убийствах в Калмыкии во время Октябрьской революции

Информация о механизме введения QR-кодов в Калмыкии

Пострадавшие от взрыва газа в Элисте пожаловались на проблемы с арендой жилья

История и традиции

Зулын йорял

Оренбургские калмыки-казаки

Национальная калмыцкая вышивка

Гегемония ойратов в Монголии в XV веке

Первое большое здание Элисты

Общие сведения и история Элисты

Элиста – это город, который существенно отличается от многих других населенных пунктов России. Во многом это связано с его историей. Несмотря на то, что официально он был основан давно, в 1865 году, но реальная значимость его была слишком мала вплоть до прихода советской власти.

Если в иных российских городах привычны такие достопримечательности, как старинные храмы, крепости и другие подобные, то здесь самое старое здание – небольшой кирпичный домик, так называемая Красная школа, которая была построена в начале прошлого века.

Большевики первыми начали в этой местности масштабные работы. Здесь были возведены достаточно быстро многие культурные официальные и бытовые строения, после чего, в 1930 году бывшее село было переименовано в город.

Элиста расположена на юге России, посреди бескрайних калмыцких степей, на расстоянии 1250 километров от столицы нашей Родины.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана

Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул

Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

 

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  • Изготовление кожаных изделий.
  • Изготовление войлока.
  • Чеканка.
  • Гравировка металлических изделий.
  • Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка. Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Население и экономика Калмыкии

В республике три города: Элиста, Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.

Экономика Республики Калмыкия развита слабо, промышленность в основном сконцентрирована в добыче полезных ископаемых (нефть и природный газ), присутствует машиностроение, металлообработка и производство стройматериалов.

Сельское население занимается выращиванием зерновых культур, овощей и бахчевых культур, а также животноводством и производством шерсти.

Климат и экология Элисты

Климатические условия здесь характерны для степей. Засухи – вполне привычное явление. Зимой в Элисте достаточно холодно, а летом жарко. Абсолютные значения на сегодняшний день -34°С и + 42,9°С были зафиксированы давно, в 1935 и 1940 годах соответственно. В связи с глобальными метеорологическими процессами последних лет стоит ожидать падения этих рекордов.

Общую экологическую ситуацию нельзя охарактеризовать, как благополучную. Свою лепту в загрязнение окружающей среды вносят предприятия нефтехимического комплекса, но в связи с тем, что особо крупных промышленных объектов здесь нет, большую часть всех вредных выбросов создает автомобильный транспорт.

Более 80% всех сточных вод относится к загрязненным. Действующие полигоны отходов не соответствуют современным требованиям, здесь не применяются промышленные методы их утилизации.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана

Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул

Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

 

История

Происхождение калмыков связано с историей завоеваний Чингисхана. Его Монгольское царство распространилось на всю Среднюю Азию, а очередные набеги открывали новые пути для поселения. Тогда еще племя под названием ойраты, они населяли Половецкую степь. Позже она получила новое имя в честь народности.

Ойраты служили хану и покорно исполняли свой долг перед войском, отдавая свои жизни в военных походах на Киевскую Русь, Кавказ, Китай, Корею и другие азиатские страны. Именно относительно военного ремесла, которым занималось подразделение, в народе и возникли этногруппы. Все дело в том, что передавались они от отца к сыну:

  • торгоуты – это личная охрана высокопоставленных лиц, монгольских ханов;
  • хошеуты шли на передовой в числе войска;
  • дербеты – это конная армия и другие.

В один момент горячая кровь монгол вскипела и они отделились от Царства Чингисхана, что было привычным делом в то время. Актуальность распределения «кланов» на сегодняшний день не сохранилась, но в свое время привела к появлению улусов — поселений, образовавшихся относительно этнической группе. Своего рода населенные пункты тогда еще кочевников были отдалены друг от друга, но вместе составляли Калмыцкое ханство.

После революции Калмыкия окончательно стала частью России, лишь в 1929 году под эгидой коммунистов получив право называться автономной областью. Однако влияние идеологии привело к насильственному отказу от религии, а затем и переселению с родной территории во все концы страны. На их место поселили русских, и только в 1953 году они смогли вернуться в родные края. После 1984 начала возвращаться и вера (легальная регистрация храмов). Сначала христианская (православие, пятидесятники, баптисты), затем и буддизм.

Видео расскажет больше о причинах депортации:

Это интересно: Как строилась пирамида Хеопса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector