Город чебоксары: численность населения и национальный состав, промышленность и экономика

Жизнь

Сегодня, как и на протяжении всей истории, главную роль в жизни чувашей продолжает играть сельское хозяйство. С древних времен народ активно занимался земледелием, используя системы трехполья или подсечно-огневого типа. Основными культурами были пшеница, рожь, овес, полба, горох, гречиха.
Для создания тканей выращивали лен и коноплю, а для производства пива — хмель и солод. Чуваши во все времена славились как отличные пивовары: в каждой семье есть собственный рецепт пива. Для праздников производили более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производили их из пшеницы.

 

Животноводство было не столь популярным, поскольку в регионе не хватало пригодных кормовых угодий. В домашних хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей — бортничество. Наряду с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши во все времена занимались огородничеством, сажали репу, свеклу, лук, бобовые, фруктовые деревья, позже — картофель. Из ремесел ярко процветала резьба по дереву, плетение корзин и мебели, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Больших успехов добились чуваши в деревообрабатывающих кустарных занятиях: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.

Традиции

После христианизации общества языческие праздники соотносились с православными. Больше всего обрядовых празднований приходилось на весенний период и было связано с аграрными работами. Так, праздник зимнего равноденствия Сурхури знаменовал приближение весны и увеличение солнечного дня. Затем шел аналог Масленицы, праздник солнца Саварни, после несколько дней отмечали Манкун, совпадавший с православной Радоницей. Он длился несколько дней во время которых совершались жертвоприношения солнцу и проводились обряды почитания предков. Месяц поминовения был и в декабре: в культуре считалось, что духи предков могут насылать проклятия и благословления, поэтому их задабривали регулярно на протяжении всего года.

Семейный уклад

Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен.
Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, — все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

 

Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.

Чуваши

Происхождение этнонима «чуваш» до сих пор остается спорным. Впервые в письменных источниках это слово появилось после покорения Казанского ханства. В 1552 году в донесении царю Ивану Грозному А. М. Курбский писал, что после переправы через реку Суру начали встречаться по 500, а то и по 1000 человек горных черемисов, которые называли себя «чуваша».

Длительный период времени бытовала версия о связи слов «сувар» или «суваз» с самоназванием этого народа «чуваш». Это утверждение появилось в конце XIX века, после изучения записок путешественника ибн Фадлана. Он в 922 г. посетил земли Волжской Булгарии и сделал записи о том, что здесь проживает булгарское племя «суваров», не пожелавшее принять ислам. Эту же гипотезу в XVIII веке выдвинул русский историк Татищев. На сегодня она остается основной и поддерживается большинством историков.

В соответствии с территорией расселения национальность чувашей делится на три этнографические группы:

  1. Вирья́л, или тури́ (верховые), — проживают в верховьях Волги на северо-западе Чувашии.
  2. Ана́т енчи́ (средненизовые) — проживают на северо-востоке Чувашии. Именно эта группа чувашей расселилась по территориям Поволжья и Урала.
  3. Анатри́ (низовые) — проживают в низовьях Волги на юге Чувашии.

В прошлом эти группы разделяла довольно заметная разница в бытовом укладе и материальной культуре. В настоящее время различие между этими группами сохранилось лишь в языковых диалектах и некоторых обычаях.

Известные чуваши

Один из самых знаменитых уроженцев Чувашии, родившийся близ Чебоксар, знаменитый Василий Иванович Чапаев. Он стал настоящим символом революции и героем национального фольклора: о нем не только снимают фильмы, но и придумывают остроумные анекдоты о русской смекалке.

 

Из Чувашии был и Андриян Николаев — третий советский гражданин, покоривший космос. Из его личных достижений — работа на орбите без скафандра впервые в мировой истории.

 

Чуваши обладают богатым историческим и культурным прошлым, которое смогли сохранить до наших дней. Соединение древних верований, обычаев и традиций, приверженность родному языку помогают сохранить аутентичность и передать накопленные знания новым поколениям.

Административное устройство и органы власти

В состав города входит три административных района – Московский, Ленинский и Калининский. Численность населения Чебоксар нельзя рассматривать без учета административных особенностей города. Наиболее крупным является Московский район. Здесь проживает более 200 тысяч человек. Именно здесь сконцентрированы наиболее крупные промышленные предприятия, поэтому экологическая ситуация не самая лучшая. Калининский район охватывает восточную часть города. Здесь проживает около 156 тысяч человек. Район характеризуется прекрасно развитой инфраструктурой. Наименьшим по численности населения является Ленинский район. Здесь проживает 134 тысячи человек.

Главой исполнительной власти в Чебоксарах является мэр. Выбирается он на муниципальных выборах. Еще одним важным образованием городской власти является городское собрание депутатов. Именно этим органом регулируется экономика Чебоксар. Кроме того, на собрании принимаются решения, касающиеся образования и здравоохранения местного населения.

Сельское хозяйство

В сельскохозяйственном производстве занято около 113 тыс. работников, что составляет около 20% всех работающих в отраслях экономики Чувашии.

Чувашия располагает относительно благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями. Наибольший удельный вес (56,7%) в структуре земельных ресурсов принадлежит землям сельскохозяйственного назначения, в том числе на пашни приходится 44,8%, а на пастбища — 8,3%. Имеющееся различие в соотношении обрабатываемых земель и пастбищ в различных районах республики влияет на специализацию и степень развития отраслей растениеводства и животноводства. Более высок удельный вес пашни в центральных и юго-восточных районах республики. Самые высокие показатели у Яльчикского и Цивильского районов, соответственно 97,3% и 97,2% общей площади земель этих районов. В центральных и юго-восточных районах республики возделываются зерновые, картофель, овощи и кормовые культуры, а в животноводстве предпочтение отдается свиноводству и птицеводству. Сенокосы и пастбища в большей степени представлены на юго-западе (Алатырский район) и северо-западе (Красночетайский и Ядринский районы), что создает благоприятные условия для развития здесь мясо-молочного скотоводства.

Наибольшие площади в республике занимают зерновые и кормовые культуры, их удельный вес составляет 42,3% и 45,7% соответственно. Из зерновых культур в республике выращивают: яровую и озимую пшеницу, ячмень, овес, рожь.

Кроме зерновых в хозяйствах республики в настоящее время большие площади выделены под картофель (20611 га), который размещен во всех районах, но особенно много его сажают в хозяйствах Моргаушского, Батыревского, Вурнарского районов. Заметно повысилась урожайность картофеля. Сельскохозяйственные предприятия республики с одного гектара получают в среднем 121 ц, а в Моргаушском — более 160 ц.

В южных районах значительные площади занимают лук и другие овощи. В целом по республике под овощами занято 2754 га. Самыми крупными производителями овощей являются Чебоксарский и Моргаушский районы. Овощи выращиваются на специализированных предприятиях. Примером такого предприятия является агрофирма «Ольдеевская»,расположенная в Чебоксарском районе. Ее продукция (огурцы, помидоры, зелень, редис и т.д.) радует нас круглый год.

В северо-восточных районах и некоторых центральных и южных районах республики (на площади в 2000 га) возделывается хмель — важная техническая культура. Для его возделывания в республике имеются хорошие почвенно-климатические условия и навыки населения. Хмель — культура многолетняя. Шишки хмеля являются незаменимым сырьем для пивоварения. Без него не обходятся медицинская, парфюмерная, консервная, хлебопекарная и лакокрасочная промышленности. Чувашия является единственным регионом России, где сконцентрировано основное промышленное хмелеводство страны (87%).

Климатические условия Чувашии наиболее благоприятны для выращивания яблок и ягод, поэтому в республике, особенно в пригородных районах, получило развитие садоводство. В Чебоксарском, Мариинско-Посадском, Цивильском и Канашском районах сады и ягодники занимают до 1200 га земли.

Животноводство остается ведущей отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление.

Свиноводство получило развитие в пригородных хозяйствах республики и в районах, имеющих достаточную кормовую базу. В хозяйствах Моргаушского, Яльчикского, Канашского, Цивильского районов имеется самое высокое поголовье свиней. А наиболее продуктивное свиноводство представлено в хозяйствах Моргаушского, Яльчикского и Ядринского районов.

Овцеводству в республике уделялось недостаточное внимание, поэтому поголовье овец незначительно

Подробнее:

Чувашская Республика : природа, население, история, экономика, здравоохранение, физкультура, образование, литература, культура и искусство : научно-справочное издание / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук. — Чебоксары : ЧГИГН, 2014.

Дороги

Связь с регионами осуществляется благодаря всем видам транспорта: железнодорожному, автомобильному, водному и авиационному.

Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспортной системы, оказывающим огромное влияние на социальное и экономическое развитие любого региона. Сегодня дорожная сеть республики составляет 12253,13 км. На дорогах содержится 404 моста и путепровода, 7994 водопропускных труб. По плотности дорог с твердым покрытием Чувашия занимает одно из лидирующих мест в Приволжском федеральном округе, и в первой десятке по России. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на территории Чувашской Республики составляет 408 км на 1000 кв.м.

Основные транспортные артерии — это федеральные дороги: магистральная автомобильная дорога М-7 «Волга» с западным и восточным подъездами к г. Чебоксары, обеспечивающая международные автотранспортные связи и федеральные дороги — А-151 «Цивильск-Ульяновск» и «Вятка», обеспечивающие межобластные транспортные связи. Протяженность федеральных автодорог, проходящих по территории республики 329,074 км.

Общая протяженность автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения – 11924,056 км, из них 7156,499 км с твердым покрытием.

– 1540,256 км — дороги регионального и межмуниципального значения, составляющие опорную сеть автомобильных дорог, связывая столицу республики с центрами муниципальных районов и городских округов, а также между собой центры муниципальных районов, и обеспечивающие выходы в соседние регионы;

– 10383,8 км дорог местного значения, являющихся собственностью Чувашской Республики, соединяющие административные центры муниципальных районов, город­ских округов с сельскими населенными пунктами, а так же насе­ленные пункты в границах муниципального района, улично-дорожная сеть  населенных пунктов и городов.

По своему значению и объему перевозимых грузов федеральные и республиканские дороги выполняют функции маршрутов, формирующих каркас транспортной сети. Это трассы имеющие выходы на внешние направления, дублирующие федеральные дороги и проходящие через все районы Республики: «Чебоксары – Сурское», «Аниш», «Никольское – Ядрин – Калинино», «Сура».

Через столицу республики проходит одна из главных федеральных магистралей, соединяющая г. Москва с Южным Уралом, Западной и Восточной Сибирью. А реки Волга и Сура связывают Чувашию с международной сетью водных путей.

По р. Волга открыт путь судам до гг. Волгоград, Астрахань, Ростов-на-Дону и к Каспийскому, Азовскому и Черному морям.

Образование

В городе действует более 30 общеобразовательных учреждений, работает множество государственных и частных детских садов. Проблема устройства ребенка в дошкольное учреждение в большинстве семей остро не стоит. Однако для того чтобы попасть в конкретный детский сад, необходимо становиться в электронную очередь.

Огромное внимание уделяется занятости населения Чебоксар. Не случайно администрацией всесторонне поддерживаются высшие учебные учреждения, в которых ребята проходят подготовку в различных профессиональных направлениях

Немало хороших отзывов можно услышать о Чувашском государственном институте культуры и искусств. Это бюджетное образовательное учреждение было основано в Чебоксарах в 2000 году. Сейчас здесь могут пройти подготовку ребята, которые хотят стать режиссерами, актерами, вокалистами, руководителями хоров и т. д.

Профессионалов в образовательной сфере выпускает Чувашский государственный педагогический университет. Учреждение было основано в 1930 году. Обучение здесь проходят не только ребята из Чебоксар, но и жители соседних регионов.

Жилище

Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных — традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.

 

Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.

Экономика и промышленность

Экономика города стремительно развивается благодаря присутствию здесь большого количества крупных промышленных комплексов

Большое внимание уделяется также торговле и сфере услуг

Немало хороших отзывов можно услышать о Чебоксарском заводе промышленных тракторов, который начал свою работу в 1972 году. Сегодня завод является одним из крупнейших промышленных комплексов в мире, занимающихся производством бульдозерной техники. Продукция по большей части идет на экспорт. В сфере машиностроения также работает Чебоксарский аппаратный завод, а также завод электроизмерительных приборов.

Не случайно развиваются Чебоксары

Промышленности уделяется огромное внимание. В населенном пункте функционирует чулочно-трикотажная фабрика, хлопчатобумажный комбинат, лентоткацкая фабрика

Немало достижений имеется также и в сфере пищевой промышленности. Изделия чебоксарской кондитерской фабрики «Аккорд» известны во всей России. Учреждения радует своими вкусными изделиями с 1943 года. Работает в Чебоксарах также макаронная фабрика и ликеро-водочный завод.

Внешность

 

На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:

  • монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт — 63,5%
  • европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) — 21,1%
  • чистый монголоидный тип — 10,3%
  • сублапоноидный тип или волго-камская раса с мягко выраженными признаками монголоидов — 5,1%

С точки зрения генетики также нельзя выделить чистую «чувашскую гаплогруппу»: все представители нации имеют смешанную расовую принадлежность. По максимальному соответствию среди чувашей выделяются следующие гаплогруппы:

  • североевропейская — 24%
  • славянская R1a1 — 18%
  • угро-финская N — 18%
  • западноевропейская R1b — 12%
  • доставшаяся от хазар еврейская J — 6%

Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение.
Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:

  • средний рост у мужчин и невысокий у женщин;
  • жесткие волосы, которые от природы редко имеют завиток;
  • более темный оттенок кожи и цвет глаз у представителей европеоидного типа;
  • короткий, чуть вдавленный нос;
  • наличие эпикантуса (характерная складка в уголке глаз) у представителей смешанного и монголоидного типов;
  • форма глаз миндалевидная, чуть раскосая;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы.

 

Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.

Одежда

В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год.
В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника.
У западных вирьял он дополнялся нагрудником, традиционными вышивками и аппликациями. Восточные анатри нагрудник не использовали, а фартук шили из клетчатой ткани. Иногда встречался и альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности». Он располагался на поясе сзади и доходил до середины бедра. Обязательный элемент костюма — головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.

 

В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.

История

Предками современных чувашей было кочевое племя савиров, или суваров, обитавшее в Западном Прикаспии со II века нашей эры. В VI столетии началась его миграция на Северный Кавказ, где часть его сформировала гуннское царство, а часть была разгромлена и вытеснена в Закавказье. В VIII-IX веках потомки суваров обосновались в Среднем Поволжье, где вошли в состав волжских булгар. В этот период происходит значительное объединение культуры, религии, традиции и обычаев народов.

 

Кроме того, исследователи отмечают значительное влияние на язык, предметы материальной и духовной культуры древних земледельцев Передней Азии. Считается, что южные племена, мигрировавшие во время великого переселения народов, частично осели в Поволжье и ассимилировались с болгаро-суварскими народами.
Однако, уже в конце IX столетия предки чувашей отделились от Булгарского царства и мигрировали дальше на север из-за неприятия ислама. Окончательное формирование чувашской народности закончилось только в XVI столетии, когда произошла ассимиляция суваров, татар из соседнего Казанского царства и русских.
Во времена владычества Казанского ханства чуваши входили в его состав, однако держались обособленно и независимо, несмотря на необходимость платить дань. Вскоре, после взятия Казани Иваном Грозным чуваши приняли власть Российского государства, однако на протяжении всей истории отстаивали свои права. Так, они участвовали в восстаниях Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, выступали против произвола чиновников в 1571-1573 гг., 1609-1610 гг., 1634 г. Подобное своеволие доставляло проблемы государству, поэтому вплоть до XIX века в регионе действовал запрет на кузнечное ремесло с целью пресечения производства оружия.

Уровень жизни

Типология регионов России по уровню жизни населения в 1995 году.

Покупательная способность, скорректированная
на уровень бедности
Реальные доходы населения к 1990 г.
более 80% от 60 до 80% менее 60%
высокая (более 150%) Тип 1. г.Москва, г.С.Петербург, Вологодская, Тульская,
Ростовская, Пермская, Тюменская области
Тип 2. Мурманская, Калужская, Смоленская, Ярославская,
Нижегородская, Липецкая, Свердловская, Кемеровская области, Краснодарский
край, республика Коми, Татарстан
Тип.4 Костромская, Орловская, Белгородская, Тамбовская,
Воронежская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Камчатская области,
Красноярский край
более 70% от 50 до 70% менее 50%
средняя (от 110 до 150%) Тип 3. Ленинградская, Тверская, Пензенская Иркутская
области, Саха (Якутия)
Тип 5. Архангельская, Новгородская, Брянская, Московская,
Амурская, Калининградская области, Карелия, Чувашия, Башкортостан
Тип 7. Владимирская, Рязанская, Курская, Астраханская,
Омская, Томская, Магаданская, Сахалинская области, Ставропольский, Алтайский,
Приморский, Хабаровский края, Удмуртия, Хакассия
более 60% от 40 до 60% менее 40%
низкая (менее 110%) тип. 6. Кировская, Саратовская Волгоградская, Адыгея,
республика Алтай, Бурятия
Тип. 8. Псковская область, Мордовия, Дагестан, Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкессия, Тува
Тип 9. Ивановская, Курганская, Оренбургская, Новосибирская,
Читинская области, Марий Эл, Калмыкия, Северная Осетия

Типология регионов России по значению коэффициента «зажиточности»
в 1995 г.

Степень расслоения Коэффициент «зажиточности» Регионы
(в порядке убывания коэффициента)
высокая   более 2,0 г.Москва, Тюменская обл., Амурская обл., Кемеровская обл., Красноярский
край, Магаданская обл., г.С.Петербург, Камчатская обл., республика Коми,
Пермская обл., Белгородская обл., Самарская обл., Тульская обл.
выше средней   1,7 — 2,0 Орловская обл., Вологодская обл., Башкортостан, Калужская обл., Костромская
обл., Иркутская обл., Новгородская обл., Тамбовская обл., Ульяновская обл.,
Смоленская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Челябинская обл.,
Воронежская обл., Свердловская обл., Ярославская обл.
средняя   1,3 — 1,7 Ростовская обл., Республика Алтай, Краснодарский край, Курская обл.,
Калининградская обл., Саха (Якутия), Брянская обл., Ивановская обл., Липецкая
обл., Омская обл., Томская обл., Татарстан, Ставропольский край, Алтайский
край, Карелия, Удмуртия, Хабаровский край, Архангельская обл., Тверская
обл., Хакассия, Бурятия, Приморский край, Сахалинская обл., Кировская обл.,
Чувашия, Ленинградская обл.
Ниже средней   1,0 — 1, 3 Рязанская обл., Волгоградская обл., Московская обл., Астраханская обл.,
Саратовская обл., Владимирская обл., Псковская обл., Пензенская обл., Северная
Осетия, Кабардино-Балкария, Новосибирская обл.
Низкая   менее 1,0 Мордовия, Курганская обл., Карачаево-Черкессия, Адыгея, Марий Эл, Калмыкия,
Оренбургская обл., Дагестан, Читинская обл., Тува

Экономическая активность населения (в процентах к итогу)

  1995 1996 1997 1998 1999
Экономически активное население 100 100 100 100 100
в том числе:
Занятые 88,4 87,1 86,7 85,9 85,2
Безработные 11,6 12,9 13,3 14,1 14,8
из них имеют официальный статус в службах занятости 7,4 6,7 3,7 3,1 2,4

Соотношение городского и сельского населения (на 1 января; тыс.человек)

1996 1997 1998 1999 2000
Все население 1360,8 1360,4 1358,9 1359,9 1356,6
городское 825,0 826,5 828,1 830,8 830,5
сельское 535,8 533,9 530,8 529,1 526,1

Язык

До X века язык сувазских племен существовал на основе древней рунической письменности. В X-XV веках, во время тесного соседства с мусульманскими племенами и Казанским ханством, алфавит был заменен на арабский. Однако звучание языка и определение местных диалектов в этот период становилось все более самобытным. Это позволило к XVI столетию сформировать аутентичный, так называемый, среднебулгарский язык.
С 1740 года началась новая страница в истории чувашского языка. В этот период в регионе начали появляться христианские проповедники и священники из числа местного населения. Это привело к созданию в 1769-1871 годах нового варианта письменности на основе кириллицы. Основой литературного языка послужили диалекты низовых чувашей. Окончательно алфавит оформился к 1949 году, и состоит из 37 букв: из них 33 знака русского алфавита и 4 дополнительных кириллических символа.
Всего в чувашском языке выделяется три диалекта:

  1. Низовой. Отличается обилием «укающих» звуков, распространен ниже по течению реки Суры.
  2. Верховой. «Окающая» фонетика, свойственная жителям верховий Суры.
  3. Малокарачинский. Обособленное наречие чувашского, характеризующееся изменениям в вокализме и консонантизме.

 

Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2010 года, на чувашском языке говорит более 1 миллиона граждан России.

Религия

Сегодня больше половины чувашей формально исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения приверженцев традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам суннитского типа.
В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу — царство зла, а вверху — божества и духи умерших во младенчестве.

 

Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами — злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.

Язык

Неоспоримым аргументов в пользу этой теории выступает чувашский язык. Большинство исследований подтверждает, что именно он является единственным сохранившимся из булгарской ветви. Он отличается от всех языков тюркской группы, как и булгарский, по двум признакам:

  • ротацизмом – произносимый в тюркских языках звук «з» заменяется в чувашском звуком «р»;
  • ламбдаизмом – звучащий в тюркских языках звук «ш» заменяется звуком «л».

Кроме этого, в истории происхождения чувашей большую роль сыграло изучение текстов поволжско-булгарских надгробий XIII-XVI веков, открытых в XIX веке исследователем из Казани Х. Фейзхановым, где было обнаружено много чувашских слов. В славяно-булгарском документе «Именник булгарских князей» были найдены множественные элементы чувашского языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector