Где находится город няндома? расположение города няндома на карте

Няндома

Слово «Няндома» в переводе с финно-угорского означает «богатая земля». Населенный пункт, будущий город получил свое название от протекающей здесь маленькой речки и обязан своим возникновением строительству в этих местах железной дороги. В 1894 г. было начато строительство узкоколейной дороги Вологда – Архангельск. Работы велись акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемым Саввой Ивановичем Мамонтовым. В 1895 г. началось строительство станции, был построен «жилой дом», появились времянки и землянки. Рабочие вырубали лес, расчищали территорию под дальнейшую застройку. Осенью того же года были уложены первые рельсы, началось строительство вокзала.

В 1898 г. на линии «Вологда – Архангельск» открылось регулярное движение поездов. Телефонной связи не было, связь осуществлялась посредством телеграфа – единственного в то время средства связи. Поезда отправлялись после получения поездных телеграмм, которые под расписку вручались машинисту паровоза и главному кондуктору.

При станции возник и расширялся поселок. 19 мая 1901 г. здесь заложили деревянный храм. К началу 1902 г. церковь была построена и 21 января освящена благочинным священником Павлом Казанским в честь Зосимы и Савватия Соловецких. В 1904 г. в Няндоме построили узкоколейное паровозное депо, строились новые бараки. В 1905 г. в поселке было 28 жилых домов, проживало около 1 300 рабочих, около 300 из которых были временными. В паровозном депо было 5 стойл, действовали кузница и механическая мастерская. По железной дороге курсировали маломощные паровозы немецкого производства, их средняя скорость не превышала 16 км/ч.

В 1909 г. на железнодорожной станции установили телефон. В 1910 г. поселок насчитывал уже более 100 строений, в том числе здесь располагались: 50 жилых домов, почтово-телеграфное отделение, церковь, образцовое двухклассное училище, 4 пекарни, булочная, 4 бакалейно-мануфактурных лавки, винный погреб, 5 чайных лавок с постоялыми дворами, чайная с харчевней, пивная и 2 мясные лавки, магазин швейных машин Зингера. Но в том же 1910 году Няндома была охвачена сильнейшим пожаром, уничтожившим почти все жилые постройки.

20 декабря 1910 г. телефонная линия протянулась по Няндомскому тракту на 33 версты. В 1915–1916 гг. была начата реконструкция железнодорожного полотна Вологда – Архангельск, во время которой узкая колея была заменена широкой. Эти работы потребовали увеличения штата рабочих и служащих. Движение по новой колее было открыто в январе 1916 г.

До января 1917 г. Няндома входила в состав Андреевской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. С января 1917 г. по август 1929 г. поселок находился в Каргопольском уезде Вологодской губернии.

В 1922 г. при Няндомском депо была открыта школа ФЗУ (ныне Няндомский железнодорожный техникум им. Н. И. Щетинина). В 1923 г. станцию Няндома объединили с поселком Шенкурский, населенным крестьянами, торговцами и ремесленниками. Объединённый посёлок сохранил название Няндома, был избран Поселковый совет.

В 1925 г. пристанционному поселку Няндома был присвоен статус рабочего поселка. В 1928 г. закрыли Зосимо-Савватиевскую церковь. В конце марта собравшимися на Церковной площади рабочими с храма были сняты купола. Здание церкви перестроили и в нем долгое время располагался Районный дом детского и юношеского творчества.

В августе 1929 г. Няндома становится административным центром Няндомского округа Северного края и входившего в его состав Няндомского района. Население поселка в этот период составляло 6 500 человек.

В 1937 г. Северная область (до 1936 г. – Северный край) была упразднена, а ее территория разделена на вновь образованные Вологодскую и Архангельскую области. В состав Архангельской области вошел Няндомский район. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 г. рабочему поселку Няндома был присвоен статус города.

С 1963 по 1965 гг. город являлся центром Няндомского промышленного района в составе Архангельской области.

В 1960 г. на улицах Няндомы появился общественный пассажирский транспорт. В 1965 г. здесь было 8 автобусов. В 1968 г. в городе появилось телевидение. В 1971 г. в квартиры жителей поступил газ. В 1976 г. открылось Няндомское медицинское училище.

В марте 1997 г. начались работы по электрификации участка Коноша – Няндома (протяженность 89,3 км), завершившиеся 30 октября 1997 г. – в этот день в городе встретили первый электровоз. В марте 1998 г. начата электрификация на участке Няндома – Плесецкая (протяженностью 126 км).

История

Появление населённого пункта с названием Няндома связано с началом строительства в 1894 году узкоколейной железной дороги Вологда — Архангельск, осуществлявшегося акционерным обществом Московско-Ярославской железной дороги. В 1895 году, при закладке станции, были построены «жилой дом», времянки, землянки. В ходе работ вырубался лес, расчищалось место под дальнейшие застройки.

Осенью 1895 года были уложены первые рельсовые пути, сделана закладка вокзала и церкви. Регулярное движение поездов по линии Вологда — Архангельск открылось в 1898 году.

Телефонной связи в конце XIX века здесь не было, единственным средством связи был телеграф. Поезда отправлялись по поездным телеграммам, которые вручались под расписку главному кондуктору и машинисту паровоза.

В конце XIX века здесь была построена церковь Зосимы и Савватия, 21 января 1902 года её освятил благочинный священник Павел Казанский (отец святого митрополита Петроградского Вениамина, расстрелянного большевиками в 1922 г.). Зосимо-Савватиевская церковь была девятым приходом в благочинии, центром которого являлся Нименский погост (ныне Андреевская администрация Няндомского района). Служба в этом храме прервалась в марте 1928 года.

В 1905 году в Няндоме было 28 домов и проживало около 1000 постоянных и 300 временных рабочих. В посёлке работало паровозное депо на пять стойл, с кузницей и механической мастерской. По железной дороге ходило несколько маломощных паровозов немецкого производства. Средняя скорость движения поездов не превышала 16 км/ч.

В 1909 году на станции появился телефон. В 1910 году в посёлке насчитывалось более ста строений, в том числе около 50 жилых домов, а также почтово-телеграфное отделение, образцовое двухклассное училище, церковь, четыре бакалейно-мануфактурных лавки, четыре пекарни, булочная, винный погреб, пять чайных с постоялыми дворами, одна чайная с харчевней, две мясные, пивная лавка, отделение магазина швейных машин Зингера. В этом же году в Няндоме произошел сильнейший пожар, сгорели почти все жилые здания.

20 декабря 1910 года на протяжении 33 верст по Няндомскому тракту была открыта телефонная линия. В 1915—1916 годах началась реконструкция железной дороги Вологда — Архангельск, узкую колею сменила широкая. В связи с этим увеличился штат рабочих и служащих.

До января 1917 года Няндома входила в Андреевскую волость Каргопольского уезда Олонецкой губернии с губернским центром в городе Петрозаводске и уездным — в Каргополе. С января 1917 года по август 1929 года посёлок входил в состав Каргопольского уезда Вологодской губернии.

В 1922 году при Няндомском депо открылась школа ФЗУ. Сейчас это Няндомский железнодорожный техникум имени Н. И. Щетинина, готовящий кадры для железной дороги.

В 1923 году станция Няндома была объединена с посёлком Шенкурский, в котором проживали крестьяне, торговцы и ремесленники. Объединённый посёлок получил название Няндома. После объединения был избран Поселковый совет.

В 1925 году пристанционный посёлок Няндома был преобразован в рабочий посёлок. В конце марта 1928 года рабочие, собравшись на Церковной площади, подпилили и сняли купола Зосимо-Савватиевской церкви. В перестроенном здании до недавних пор располагался Районный дом детского и юношеского творчества. С августа 1929 года Няндома стала центром Няндомского округа и Няндомского района Северного края. В это время в городе проживало 6500 человек.

В 1937 году после упразднения Северной области, были образованы Вологодская и Архангельская области. Няндомский район в числе других вошел в состав последней. 19 сентября 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Няндома получил статус города.

В 1963—1965 годах Няндома была центром Няндомского промышленного района.

Общественный пассажирский транспорт появился в Няндоме в 1960 году. В 1965 году в городе было 8 автобусов. В 1968 году здесь появилось телевидение, в 1971 году в квартиры был проведён газ. В 1976 году в Няндоме было открыто Няндомское медицинское училище.

С 2006 года Няндома является административным центром городского поселения МО «Няндомское».

12 февраля 2011 года, из-за аварии на центральной котельной города при 30-градусном морозе, остались без тепла более 7 тысяч человек, что вызвало резонанс на федеральном уровне.

Административный и муниципальный статус

В , Няндома служит административным центром в Няндомском районе . Как административное деление, вместе с тремя сельскими населенными пунктами входит в состав Няндомского района как город районного значения Няндома . В качестве образования город районного значения Няндома вместе с территориями Андреевского , Бурачихинского и Шожемского сельсоветов (в состав которых входят, соответственно, девять, пять и один сельский населенный пункт, всего пятнадцать сельских населенных пунктов) в Няндомском районе. Район, входит в состав Няндомского муниципального района как городское поселение Няндомское .

Общение

Знакомства в городах рядом:

Архангельск
Архангельская
Коряжемка
Вычегодский
Котлас
Березник
Вельск
Каменка
Емца
Коноша
Каргополь
Коряжма
Малошуйка
Мезень
Мирный
Новодвинск
Оксовский
Обозерский
Онега
Октябрьский
Плесецк
Пуксоозеро
Приводино
Савинский
Самодед
Северодвинск
Североонежск
Шипицыно
Шенкурск
Урдома
Сольвычегодск
Красково
Черный Яр
Верхняя Тойма
Ильинско-Подомское
Ерцево
Двинской
Катунино
Карпогоры
Красноборск
Конево
Кизема
Лешуконское
Кулой
Подюга
Пинега
Уемский
Яренск
Холмогоры
Троицкая
Красный Бор
Красный
Соколья Горка
Хорьково
Березовка
Комсомольский
Павловский Бор
Гора
Михайловка
Николаевка
Спасское
Кошкино
Междуреченский
Усолье
Светлый
Георгиевская
Константиновская
Новый
Летняя
Летняя Золотица
Первомайский
Подгорная
Волово
Посад
Сия
Николаевская
Урдома
Красавино

Поделиться

Предыдущий город Знакомства Кизема (Архангельская область)
Следующий город Знакомства Лешуконское (Архангельская область)

#подслушано
#познакомлюсь
#рядом
#объявления
#Чат
#Вписки

#позитив
#ищу тебя
#девушка 18-20 лет
#найти
#парень
#флирт
#женщина за 35-40 лет
#мужчина после 45-50
#хочу
#познакомиться
#семья
#реальный
#типичный
#ВК

#Признавашки
#Новости
#Погода
#Форум
#любовь

Лучше чем:
#Мамба
#Табор
#Шуры муры
#Лавпланет

Северный модерн

В центре герба Няндомского района красуется золотое паровозное колесо — символ развития этого края, начало которому положила железная дорога. Заслуга ее открытия принадлежит известному русскому промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Именно благодаря его энтузиазму и финансовому обеспечению в 1897 году между Вологдой и Архангельском началось регулярное железнодорожное сообщение.

Проектированием привокзальных комплексов занимался московский архитектор Лев Кекушев. На 19 новых станциях, в число которых вошла и Няндома, были возведены сотни построек в едином архитектурном стиле — северный модерн.

Наталья Евстропова, заведующая музеем

— Поскольку дорога строилась заново, в лесу, был создан уникальный единый ансамбль протяженностью 600 километров, формировавший абсолютно новый образ Севера. Ведь пассажир, проезжая по железной дороге, видел только станции и железнодорожные постройки, а не традиционные поморские деревни, располагавшиеся вдали от нее. И у него создавался определенный образ Северного края — новой русской Норвегии, как мечтал Савва Мамонтов, — рассказывает архитектор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ Нина Петухова.

Удача в том, что в Няндоме сохранился целый квартал застройки XIX века. Дом начальника дистанции, дом врача, образцовое двухклассное училище, жилые дома — всего 16 зданий. Ценность их так велика, что в 2019 году решением правительства Архангельской области исторический центр Няндомы получил статус достопримечательного места.

Карта

Няндома: карты

Няндома: фото из космоса (Google Maps)Няндома: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Няндома. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояниеможно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Каргополь 69 (80) З
2 Коноша 77 (105) Ю
3 Североонежск 103 () С
4 Плесецк 115 (196) С
5 Вельск 121 (211) ЮВ
6 Мирный 122 (200) С
7 Вожега (Вологодская область) 132 (182) Ю
8 Савинский 140 (226) С
9 Кулой 141 (240) ЮВ
10 Верховажье (Вологодская область) 142 (247) ЮВ
11 Шенкурск 149 (216) В
12 Октябрьский 170 (283) ЮВ
13 Березник 185 (318) СВ
14 Сямжа (Вологодская область) 189 (305) Ю

Краткая характеристика

Расположен в 347 км к югу от Архангельска, на склоне Няндомской возвышенности.

Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 2501

Исторический очерк

Возник в 1896 г. как посёлок при ж.д станции Няндома (открыта в 1898 г.); название по р. Няндома. Гидроним финно-угорского происхождения, входит в ряд речных названий Севера, оканчивающихся на -ома: Андома, Пертома и др.

ПГТ с 4.09.1925 г. Город с 1939 г.

Экономика

Предприятия в г. Няндома: ж.д. транспорта, лесной (лесозаготовки и лесопиление) и пищевой промышленности. Щебеночный завод, птицефабрика.

В районе — лесозаготовки. В посёлке Шалакуша, в 67 км к северу от Няндомы — лесоперевалочная база (лесопункт, лесозавод, деревообрабатывающее предприятие и др.).

Животноводство мясо-молочного направления.

Месторождения песчано-гравийных смесей, гипса.

Основные предприятия

ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ОАО «Шалакушалес» 164210, Архангельская область, Няндомский р-н, п. Шалакуша, ул. Октябрьская, 4Предлагает: Шпалы деревянные, древесная масса, пиломатериалы, лесоматериалы круглые

Численность населения по годам (тыс. жит)
1931 7.3 1996 25.1 2008 21.8 2017 20.1
1939 14.9 1998 26.2 2010 21.4 2018 19.8
1959 21.7 2000 25.7 2011 22.4 2019 19.4
1967 23 2001 25.6 2012 21.8 2020 19.1
1970 23.4 2003 22.6 2013 21.3 2021 18.9
1979 22.0 2005 22.4 2014 21.1
1989 24.8 2006 22.1 2015 20.7
1992 25.4 2007 21.9 2016 20.4

География

Город Няндома находится на юго-западе Архангельской области. Город расположен на территории Няндомской возвышенности (примерно 220 метров над уровнем моря).

С 2006 года Няндома является не только райцентром, но и административным . Город официально не поделён на районы, но в просторечии можно часто услышать такие как «Фабричный микрорайон», «Киевская», «Новый район», посёлок «Каменный», посёлок «203», посёлок «Мира», «ЦРМ», посёлок «Уксусный», посёлок «Тульская», «микрорайон Каргополь-2», посёлок «Таншай» и другие.

Животный мир

В окрестных лесах водятся кабаны, бурые медведи, лоси, лисы, волки, зайцы, бобры, белки, утки, гуси, рябчики, глухари, вальдшнепы. В самом городе обитают такие птицы, как голуби, снегири, вороны, воробьи, трясогузки и другие.

Экономика

Промышленность

Лесная промышленность — самая развитая отрасль в районе. Также присутствует пищевая промышленность, представленная, в частности, бройлерной фабрикой «Няндома-Бройлер».

Транспорт

Няндома расположена на асфальтированной дороге, соединяющей Долматово и Каргополь . Эта дорога также обеспечивает доступ к одной из основных автомагистралей в России, M8, соединяющей Москву и Архангельск . Другая асфальтированная дорога в южном направлении соединяет Няндому с Коношей .

Няндома также находится на железнодорожной линии между Москвой и Архангельском (построенный в направлении юг-север).

Раздел 4. Элементы внутреннего устройства

Где находится город Няндома, мы уже выяснили. В Архангельской области, а именно на ее юго-западе. Если взглянуть на местность с географической точки зрения, достаточно быстро можно понять, что населенный пункт некогда был построен на возвышенности, а данные специалистов указывают на то, что приблизительная высота составляет 220 метров над уровнем моря.

В целом, нельзя не отметить, что на официальном уровне на части Няндому так и не поделили. Хотя местные жители частенько упоминают такие микрорайоны, как Фабричный, Киевский, Новый, Каргополь 2, а также поселки 203, Каменный, Мира, Тульский, Уксусный, ТРМ, Таншай.

Дороги – Няндома

Сегодня Няндома связана железнодорожным сообщением с Архангельском, Вологдой, Ярославлем, а главное с Москвой и Санкт-Петербургом. Именно железнодорожная доступность делает Няндому популярным пунктом для начала путешествий в древний белокаменный Каргополь, в Кенозерский национальный парк (деревня Морщихинская), а также для переезда к реке Онега для сплава по ее верховьям.

Хорошо развиты в Няндоме и междугородние автобусные перевозки. На автобусе из Няндомы можно доехать до Каргополя (82 километра), Архангельска, Вологды (457 километров), Котласа (365 километров), Северодвинска (607 километров) и многих других городов области.

Но дороги Архангельской области находятся в плохом состоянии, хотя на их ремонт отпускаются средства. Даже популярный и относительно близкий маршрут до Каргополя проходит по дороге с ямами и выбоинами. Рейсовый автобус не жалко, а собственную машину можно здорово потрепать.

Муниципальный транспорт появился в Няндоме только в 1960 году. Сегодня в городе работает 8 маршрутов, которые охватывают город и его ближайшие пригороды. Любопытно, что Няндома официально не поделена на районы. Но «в устных преданиях» они существуют: поселок «Каменный», поселок «Таншай», поселок «Уксусный», поселок «203» и другие. Это позволяет приезжим ориентироваться в городе.

Раздел 1. Общее описание населенного пункта

Вряд ли многие из нас пробовали найти, где находится город Няндома на карте. Для этого должна быть довольно веская причина. Как говорят местные жители: «К нам случайно попадают редко, больше по делам приезжают. Нет у нас ни особо выдающихся памятников архитектуры, ни уютных парков, ни тенистых скверов. Обычный город для работяг и тружеников».

А между тем нынешняя Няндома была основана достаточно недавно, чуть меньше 100 лет назад, в 1939 году, на территории Архангельской области. На сегодняшний день она выполняет роль административного центра одноименного района, а заодно и городского поселения.

Хотя город Няндома на карте довольно слабо просматривается, сейчас на постоянной основе в нем проживает более 20 тысяч человек. Нельзя не отметить, что экономическая ситуация в регионе достаточно сложная. Хотя, в отличие от соседних округов, в Няндоме процветает птицеводство, а местная фабрика имеет репутацию одной из лучших в округе.

Кроме этого, в городе действует несколько предприятий железнодорожного транспорта, локомотивное депо и ремонтная мастерская. Существенная часть местных жителей задействована в лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленностях.

Кроме этого, активно проводится разработка песчано-гравийных смесей и гипса.

Край счастливых людей

Увидеть, как выглядела Няндома в момент строительства железной дороги, можно на фотографиях в местном краеведческом музее.

— Мамонтов мечтал сделать Север краем счастливых людей, — рассказывает заведующая музеем Наталья Евстропова. — Чтобы железная дорога привлекала на постоянное место жительства специалистов для ее обслуживания, на станциях все было продумано до мелочей. И благодаря этому в Няндому стали приезжать инженеры и связисты вместе с семьями из средней полосы России, из Польши и других регионов. Более того, Савва Иванович пригласил в экспедицию на Север художников Валентина Серова и Константина Коровина. Предполагалось, что их картины будут экспонироваться на вокзалах для привлечения путешествующих. Сегодня эти произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи, например.

Один дом предназначался для одной семьи (хотя в советские годы их переделали под пять квартир). Во дворах располагались палисадники, сараи для дров и лошадей, ледники для хранения продуктов. Дома были привлекательными не только снаружи, но и внутри: с красивой отделкой, высокими потолками до 4,5 метра, изразцовыми печами.

— Причем изразцы Савва Мамонтов заказывал такие же, какие были в его усадьбе Абрамцево под Москвой, то есть строил дома, как для себя, — отмечает Наталья Евстропова. — Почему у них такая высокая сохранность? Качество работ было очень высоким, и, главное, дома поставлены на гранитный фундамент.

Няндомским музейным работникам хочется, чтобы квартал назвали Мамонтовским. Чтобы здесь появились пространства для выставок, творческих встреч, открылись кафе, сувенирные лавки. В том, что проект ждет интересное будущее, сомневаться не приходится. Сегодня местный музей сотрудничает с музеем-заповедником в Абрамцево, специалисты которого предложили открыть в Няндоме свой филиал. А это новый уровень, новые идеи и новая жизнь исторического квартала.

Отдых – Няндома

Как правило, туристы приезжающие в Няндому, не останавливаясь в городе, едут дальше. Но если время позволяет, то можно очень хорошо отдохнуть в Няндоме один-два дня. В городе есть 4 вполне приличные гостиницы.

Строительство самого старого храма города церкви Зосимы, Савватия и Германа Соловецких относится ко времени строительства железной дороги. Церковь расположена рядом с железнодорожной станцией. Это деревянный храм с колокольней в псевдорусском стиле. Как и большинство церквей в России, в годы Советской власти она была закрыта, и разграблена. Позже здесь располагался дворец творчества. Прихожане собрали средства, нашли спонсоров, и сегодня восстанавливают храм. Сегодня здесь уже проходят службы.

Церковь Вениамина, Петроградского современной постройки. Ее строительство начато в 1992 году, в 1999 году было построено последнее здание. Название церкви не случайно: недалеко от Няндомы в 1893 году родился будущий митрополит Вениамин.

Отдых в Няндоме может быть активным. Для этого нужно посетить гордость города Центр культуры и спорта. Здесь есть и теннисные корты, и великолепные спортивные залы.

В местном кинотеатре демонстрируются фильмы – новинки кинематографа.

Где еще отдохнуть в Няндоме? Конечно, в музее «Дом Няна». Это очень интересный историко-краеведческий музей, с уникальной коллекцией экспонатов. Экспонаты музея собраны энтузиастами города, работниками музея, школьниками и учителями. Это настоящий народный музей, и один из самых интересных объектов Няндомы.

В Няндоме нет древних знаменитых памятников архитектуры, достопримечательностей, известных всей стране. Но проведя здесь несколько дней, можно проникнуться духом настоящей русской провинции.

Маршруты из Няндомы в регионы Украины

Няндома – Донецкая область Няндома – Кировоградская область Няндома – Луганская область Няндома – Одесская область Няндома – Житомирская область Няндома – Днепропетровская область Няндома – Сумская область Няндома – Харьковская область Няндома – Винницкая область Няндома – Черниговская область Няндома – Николаевская область Няндома – Киевская область Няндома – Львовская область Няндома – Запорожская область Няндома – Закарпатская область Няндома – Тернопольская область Няндома – Ровненская область Няндома – Волынская область Няндома – Херсонская область Няндома – Ивано-Франковская область Няндома – Черкасская область Няндома – Черновицкая область Няндома – Хмельницкая область Няндома – Полтавская область Няндома – Киев

Наследие железной дороги

Няндома расположена в юго-западной части Архангельской области. Вокруг раскинулась бескрайняя Няндомская возвышенность. Ее условными границами являются реки Онега и Северная Двина. Ледник принес с собой огромное количество песка и глины и из этого материала построил длинные гряды, вытянутые с севера на юг. Высоты здесь небольшие – до 250 метров. Это царство тайги.

Няндома – одноименная станция на железнодорожной ветке Коноша – Архангельск. Расстояние от Москвы составляет 790 км, от Архангельска – 342 км. С 2006 года населенный пункт официально имеет статус райцентра. Любопытно, что весь город поделен на условные районы, каждый из которых имеет «народное» название. Здесь имеется «Уксусный поселок», «Таншай», «Фабричный» и другие.

Здание вокзала на станции Няндома. 1913 год

Местный климат не балует теплом. Зима может длиться до 250 дней и сопровождаться ветрами и холодами. Средняя температура зимнего периода колеблется около -26 градусов, летнего – плюс 15 градусов. Снег выпадает в конце октября и может лежать до начала мая. Погода отличается склонностью к резким переменам. Наибольшее количество осадков выпадает осенью. Реальная весна приходит в апреле.

Раздел 5. Страницы местной истории

В месте, где находится Няндома сейчас, достаточно долго были предпосылки для сооружения благоустроенного населенного пункта. Почему? Активно строящаяся железная дорога остро нуждалась в постоянном и надежном транспортном узле. Так была построена станция, на тот период считавшаяся временной. Постепенно вокруг нее стали сооружаться различного плана землянки и времянки.

Изначально для того, чтобы в этих краях возник даже средних размеров населенный пункт, нужно было срубить лес. Эта задача была частично решена уже при сооружении железной дороги, позже рабочие сами расчистили незаселенные на то время территории. К осени 1839 года удалось закончить укладку рельсов, после чего местные жители сразу же принялись за сооружение самой станции и церкви.

На этом прогресс не закончился. И буквально через 10 лет в целом Архангельская область, город Няндома в частности, преобразились. Появился вначале телеграф, чуть позже — телефон. А в самом населенном пункте – постоялый двор, училище, швейные мастерские, харчевни, булочные, пекарни и даже пивная. Общественный транспорт в Няндоме функционирует с 1960 года, и из года в год его количество заметно увеличивается.

Даже в сложные для России годы город не только не утратил свое лицо, но и продолжил развиваться. Сейчас наладилась промышленность, появлялись и продолжают строиться новые школы и детские сады, а значит, из года в год количество местного населения не уменьшается.

Этимология

Относительно происхождения названия Няндома существует несколько версий:

  • от финно-угорского «няндома» — богатая земля,
  • от саамского «няммдэявр» — приклеенные озёра,
  • от карельского «мяндама» — сосновая местность,
  • от санскритского «нья дама» — правило жизни,
  • по народной версии — от имени местного жителя (карела или финна) Нян, о котором проезжие по тракту спрашивали «Нян дома?».

Относительно происхождения прозвища «мамоны» также существует несколько версий:

  • строительство участка железной дороги, что проходит через Няндому, в своё время курировал известный русский промышленник Савва Мамонтов, а работников под его началом прозывали «мамоновы люди» или просто «мамоны»,
  • от эстонского «maa moonid» — земля маков,
  • от еврейского «мамона» — пожитки, богатство,
  • от русского (диалект.) «мамон» — брюхо, обжора,
  • от тюркского «мамун» — скромный, кроткий.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector