Мокшан (посёлок)
Содержание:
Гордые люди
Насколько я понял, самые главные качества мордвы – гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница!), выпущенная в Саранске в 2004 году. Ее авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана).
Я спросил у представителей челябинской мордвы, чем отличаются эрзя и мокша. Мне сказали, что ничем, только языком. В нашей области, как и в других регионах, у этих двуединых народов действительно нет никаких противоречий. Между тем в Республике Мордовия все сложнее. Я это понял, когда заглянул на сайты РМ. Сразу удивило, что практически во всех анекдотах обыгрываются взаимоотношения мокши, эрзи и мордвы. Пытаясь понять этот феномен, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзяне и мокшане не считают себя мордвинами и мордовками. Большая часть «паспортных» мордвинов живет за пределами республики.
Особенно упорствуют эрзяне, они опасаются за свою идентичность. Дискуссия обостряется перед переписью населения. В эти дни звучат призывы «помнить имя свое». Эрзяне считают себя потомками арийцев (эрзя – от слов «эрий», «арий» – житель) и возмущаются, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что эрзянское прошлое – это история Руси.
Примечания
- ↑ 12Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2020.Архивировано 17 октября 2020 года.
- ↑Закон Пензенской области от 9 марта 2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
- ↑Мокшан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑История Мокшана (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2010.Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 123На портале «Суслоны» (неопр.). Архивировано 15 февраля 2012 года.
- ↑Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Пензенская губерния (неопр.). Дата обращения: 14 октября 2014.Архивировано 14 октября 2014 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
- ↑Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения: 2 января 2014.Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Пензенской области (неопр.). Дата обращения: 20 июля 2014.Архивировано 20 июля 2014 года.
- ↑Пензенская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения: 31 мая 2014.Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения: 16 ноября 2013.Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения: 2 августа 2014.Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения: 6 августа 2015.Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018.Архивировано 26 июля 2018 года.
Социальная защита
Мокшан является крупнейшим в Пензенской области центром социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Здесь сосредоточены психоневрологический интернат на 370 мест, детский дом-интернат для умственно-отсталых детей и многопрофильный техникум-интернат для инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем
В рабочем посёлке имеется детско-юношеская спортивная школа, и физкультурно-оздоровительный комплекс. В 2009 году в Мокшане был открыт бассейн «Звёздный». В Мокшане есть детская школа искусств, центр детского творчества.
Музей А. Г. Малышкина. Музей открыт 21 марта 1977 года в составе областного краеведческого музея. В 1984 году преобразован в филиал объединения литературно — мемориальных музеев Пензенской области. В 2007 году выходит из состава объединения и становится муниципальным бюджетным учреждением культуры «Музей А. Г. Малышкина Мокшанского района Пензенской области».
Музей Мокшанского политехнического колледжа.
Образование
МБОУ «СОШ № 1»
В Мокшане имеется 2 школы, 1 колледж.
Дошкольные учреждения
- Детский сад «Малышок», ул. Урицкого 32;
- Детский сад «Родничок», ул. Планская, 63;
- Детский сад «Золотая рыбка», ул. Строителей 15а;
- Детский сад «Солнышко», ул. Засечная, 5а;
- Детский сад № 3, ул. Кирова 24а.
Общеобразовательные учреждения
- Мокшанская средняя школа № 1 открыта 8 декабря 1913 года как Мокшанское высшее начальное училище. С 1969 года школе преобразована в Мокшанскую общеобразовательную среднюю школу № 1.
- Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. Г. Малышкина.
Среднее профессиональное образование
Мокшанский агротехнологический колледж готовит механизаторские кадры по программам начального и среднего профессионального образования. Имеется 2 филиала: один находится в центре поселка, другой — в районе бассейна «Звездный». Ранее в Мокшане было два колледжа, но Мокшанский политехнический колледж был расформировам и вошел в состав Мокшанского агротехнологического колледжа, как филиал.
Экономика
- Маслодельный завод,
- Хлебозавод,
- 1 асфальтный завод,
- 2 асфальтный завод,
- Кондитерская фабрика «Невский кондитер».
- Тепличный комплекс «Мокшанский».
- Кондитерская фабрика «SweetLife».
Транспорт
Мокшан находится на федеральной автотрассе «Урал. М-5». Существует два варианта проезда через поселок: через центральную часть и объездную дорогу рядом с тепличным комплексом. Среднее время в дороге от Пензы до Мокшана около 30-40 минут.
Жилищное строительство
В Мокшане 5 неофициальных микрорайонов: микрорайон «Победа» (трехэтажная и двухэтажная застройка, всего около 15 трехэтажных домов и около 25 двухэтажных домов); микрорайон бывшего МСО (двухэтажная застройка около 10 домов и частный сектор; микрорайон политехнического колледжа (около 10 трехэтажных зданий, около 5 двухэтажных домов, две пятиэтажки);микрорайон лесхоз, в основном частный сектор, но есть и двух-трехэтажные дома; центр (в основном частный сектор, есть трехэтажные новостройки).
МБОУ «СОШ № 1»Школа № 2 им. А. Г. Малышкина
Общее описание
Река Мокша в длину 656 километров. Наибольшая ее ширина 280 метров (Парижский пруд). Бассейн – 51 000 квадратных километров. Глубина часто достигает 6 метров. Русло проходит по Рязанской и Нижегородской областям, Мордовской республике и Пензенскому региону. Движение максимально искривлено. Общее направление – северо-запад. Питание связано с талыми снеговыми водами. Расход воды 95 кубометров в секунду. Водоток замерзает в конце ноября. Вскрывается в начале апреля. Скорость размыва берегов средняя. Колебания уровня воды в половодье (апрель) незначительное. Притоков (не считая ручьев) – около 85. Наибольшие – Атмис, Сатис, Вад, Сивинь, Цна и Ермишь.
Река Мокша окончательно скорректировала свое течение при финальном формировании Русской Равнины и Приволжской возвышенности. После отступления ледника. Издревле на ней обитали люди, которые через несколько тысяч лет смешаются с ветвью древнейшего потока финно-угров. Те в свою очередь – с индоевропейцами. Так появились мокшане. С данным этнонимом связан и гидроним. Обитавшие южнее «скифы-пахари» называли их «людоедами» (в переложении на язык Геродота – «андрофагами»). В 5 веке адрофаги ассимилировали часть буртасов (одного из тюрко-савроматских, то есть «савирских» племен многонационального Сувара). Первое описание реки Мокша датируется еще 9 веком. Арабские хронисты указывают на неких «бродасов» в составе Волжского Болгара (позже ставшего частью Казанского ханства). В 16 веке, когда ханство это стало наместничеством «Московии», «бродасов»-буртасов там уже не было. Еще в ордынские годы они присоединяются к ушкуйникам, живущим на Хопре, Вороне и Воронеже (их не могли покорить ни русские рати, ни тюркские, ни казачьи «орды»). Судьба самых знаменитых «бродасов» изложена в легендах разных народов Казанского ханства, в том числе и мокшан, которым и принадлежала львиная доля берегов реки Мокша. Как раз они прекрасно адаптировались в 4 российских губерниях, подарив особый говор здешнему русскому, эрзянскому и татарскому населению (на Мокше проживают сразу 4 народности). Защищая вверенную территорию от часто появляющихся буртасов (от забытых мокшанских «родичей»), московское чиновничество приказывало возводить крепости. Это и стало причиной эволюции большинства посадов-майданов в городки (больших агломераций в русле Мокши нет до сих пор).
В позапрошлом столетии водная «дорога» соединяла несколько тихих аграрных губерний и была больше известна сельскохозяйственными ярмарками (торговые места, «майданы», сохраняли свое значение еще с 9 века, много селений унаследовало в названии слово «майдан»). На некоторые поля вода бралась и с «нашего» водного потока. Более активное хозяйственное использование реки Мокша началось в советские времена. Выше Краснослободска и чуть ниже устья Цны до сих пор действуют малые ГЭС. События Гражданской и Великой Отечественной войн довольно слабо отразились на судьбе местного населения. На данный момент устье реки Мокша признано известной любительской промысловой, а также оборудованной рекреационной зоной. На одном из отрезков русло затрагивает также и особо охраняемые урочища. Они объединены в заповедник. Бесчисленные прогулочные суда задействованы на нижних участках течения.
Где живут, численность
Первая информация о численности мокшан появилась в результате переписи 1926 г. В документе содержатся данные о 392 400 представителях этноса. В годы советской власти появилась тенденция объединения мокши и эрзи в единый народ, поэтому сведения об изменении показателя неизвестны. Перепись 1989 г. показала, что на территории нынешней Республики Мордовия проживало 180 000 представителей народа мокша. В 2010 г. мокшанами себя называли лишь 4767 человек. На резкое сокращение показателя повлияла проводившаяся десятилетиями пропагандистская политика, объединяющая проживающие в Мордовии этносы в единый народ. Фактически исследователи оценивают численность мокшан в 300 000 человек.
Большая часть мокшан продолжает жить на исторических землях, которые сейчас входят в состав Республики Мордовия. Отдельные представители и диаспоры мокшан проживают в следующих российских регионах:
- Саратовская обл.
- Оренбургская обл.
- Пензенская обл.
- Рязанская обл.
- Респ. Татарстан
- Московская обл.
- Алтайский кр.
- Тамбовская обл.
Исследователи выделяют отдельный субэтнос мокшан — каратаев. Этническая группа живет на территории Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Этнографические исследования зафиксировали в регионе в 1958 г. порядка 1 000 представителей народности. В 1979 г. численность сократилась до 300 человек в связи с увеличившейся миграцией в города.
Туризм и отдых на реке Мокша
Бог сделал так, что река Мокша оказалась на самых благословенных меридианах умеренного климатического пояса. В какой-то степени это климатический курорт, попасть на который можно с ЖД-вокзалов Темникова или Мокшана, а еще благодаря таким шоссе:
- Е-30;
- М-5;
- Инсар-Ковылкино;
- Краснослободск-Ковылкино-Ельники;
- Кадом-Краснослободск;
- Сасово-Муром;
- Кадом-Темников;
- Касимов-Сасово.
Экстремальный отдых на реке Мокша представлен целыми 3 видами – спелеотуризмом, воздухоплаванием и «низкокатегорийным» сплавом. Впрочем, в грязные месяцы тут еще можно погонять на внедорожниках. Так уж получилось, что обозреваемый гидрологический объект пересекает столько же открытых пространств, сколько и лесных. «Пещерники» отправятся в Сканов монастырь (о нем выше) и в холмы под Краснослободском. В полостях, по сказаниям спрятано 20 бочек разбойного золота. Якобы, есть и потайной проход под Мокшей. Для кого-то холмы станут горным треком.
Но куда выгоднее здесь досуг, связанный со сбором грибов, а особенно ягод – их тут 5 разновидностей (одни залежи земляники чего стоят!). Можно делать и полезные лекарственные сборы. Присутствуют внутрирайонные асфальтовки и грунтовки, подходящие для велосипедных променадов по руинам усадеб или даже соревнований.
Пляжный отдых на реке Мокша с успехом осуществляется на десятках пятачков. Одни из самых живописных достались базам отдыха «Родничок», «Людмила», «МартА», «Белая Гора» и «Лебяжий Бор». В отличие от прочих рек на описанном ландшафте достаточно песчаных пространств. И все же самое большое – это городская «купальня» Темникова (1 200 м. длиной). И, кстати, вода имеет приемлемую температуру с июня по 1 сентября.
Событийный, этнографический, конный и сельский отдых на реке Мокша являются для туроператоров рязанского и пензенского регионов, а также мордовской автономии единым направлением. Конные клубы есть в Мокшане и Темникове – крупнейших агломерациях на речном маршруте. Тут же полно и культовых сооружений. Яркими фестивалями являются «Ты деревня, и сердце, и песня» в Мокшане и «Троица» в Темникове.
Сплав по реке Мокша – изысканное удовольствие для фанатов легкой категории, так как верховой путь связан лишь с несколькими препятствиями. Чаще в «артерию» входят через Атмис, до которого доезжают по М-5 (мимо легендарной Белой Горы). На всех участках будет достаточно песка. Но у воды чаще вас приветствуют редкие пойменные деревца, а часто вообще кустарник (ивняк и ольховник). Коряг не очень много. Знаменитый мордовский лес идет чуть в стороне, цепляя русло узкими «языками». Еще одна «изюминка» тура – коренной берег почти везде приподнят лишь на 0,5 – 1 метр (поднятий только три – первое у Белой Горы, второе у Краснослободска и на одной рекреации уже среднего участка). Это удобно. Бивуак получится хорош на 2 сторонах. Скорость средненькая и на самом верхнем отрезке. За Атмисом вы окажетесь уже в расширенной долине. Скорость тут вдруг падает, и вас покручивает. Подчеркнем: плотин тут всего две.
Религия
Несмотря на многовековые попытки внедрения в регион христианства, местные народы продолжали придерживаться традиционных религий. На основе язычества, так называемого «народного христианства» и маздеизма сформировалась национальная мокшанская религия Мокшень кой. Интересно, что маздеизм относится к древним иранским религиям, предшественникам зороастризма, что подтверждает связь этноса с иранскими народами.
Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:
- Кардазава и Кардазонь кирди — божества женского и мужского пола, охраняющее двор;
- Юрхтава — богиня очага и хранительница рода;
- Велень кирди юрхтава — божество женского пола, охраняющее село;
- Якшаматя и Якшамава — бог и богиня холода;
- Вазава —хранительница скота;
- Вармань кирди и Вармава — бог и богиня ветров;
- Масторатя — божество подземной сферы мира;
- Модава — бог земли;
- Кудава — бог дома;
- Виряля и Вирява — боги-хранители леса;
- Ведява и Ведяля — ундина и водяной.
Также в пантеон входили божества, представляющиеся в виде священных животных и растений: Белая рыба, Белая береза, Белый лебедь, ольха, дуб. Почитались народом небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.
Основными культовыми мероприятиями были моления, делившиеся на 3 основные группы:
- Семейные: проходили во время важных клановых событий, таких как свадьбы, похороны и рождение детей.
- Случайные: совершались во имя какого-то события, например, засухи или наводнения.
- Общинные: были приурочены к календарным праздникам.
Семейные моления совершались в доме, а в качестве жреца выступал глава рода. Случайные проходили в месте, с которым были связаны: у родника или конюшни, в сарае с животными, на лугу или в поле. Наиболее масштабными были общинные моления, совершаемые обычно, в священных рощах или других сакральных местах:
- Кереметь — земли, расположенные поблизости от места произрастания священных деревьев: осины, дуба или березы. Здесь молились только злым богам.
- Ямкаль — густой ивняк на берегу реки. Такие места использовали для поминовения предков: варили кашу и мясо ягнят, прося умерших о защите и покровительстве.
- Сувафтомань озкс — моления на лугу, проводимые весной перед началом выпаса.
- Од тол — проводили лишь в случае тяжких бедствий всего селения, например, мора или войны. Женщины впрягались вместо лошадей в плуг и кольцом опахивали село. В это время во всех домах общины водой заливали огни и печи. После шли на всеобщее моление, во время которого трением добывали огонь. Его называли Новым и после завершения ритуала разносили по всем домам. Считалось, что такой огонь имеет очищающую силу.
Общинные моления проводили жрецы, избираемые на всю жизнь: жрица имбаба и жрец инятя. У жрецов были помощники, избираемые из числа старейшин или уважаемых членов общины. Для организации крупных сакральных торжеств выбирали старца возрастом более 70 лет и 12 помощников. Участвовали помощники и в молениях:
- Трое старейшин готовили священный напиток пуре, представлявший слабоалкогольное молодое пиво.
- Три человека избирались за три дня до начала торжества, чтобы готовить священное мясо.
- Трех людей назначали готовить жертвенную кашу и назначение на «должность» совершалось за день до торжества.
Общим ходом празднества управляла женщина-жрец, а инятя руководил хором молящихся, однако сам не пел. В начале торжества помощники собирали с пришедших пожертвования в виде муки, яиц и денег, а после начинали пение гимнов. В завершение торжества молящимся раздавали священное мясо и кашу, и из одного ковша по очереди пили пуре. По большим праздникам готовили гигантскую двухметровую восковую свечу Салтан штатол, или «Свечу Золтана», достигающую в диаметре полуметра. Согласно легенде, такую свечу уронил на землю и зажег для людей Шкай. Крупным праздником считался Оцю Сёра, проводимый весной после сева. Одним из элементов действа было окапывание места праздника сохой для защиты скота и посевов от мора. Еще один значимый праздник — Акша келу, неизменным атрибутом которого была национальная борьба на поясах.
Древняя история
Гипотеза отождествления мордвы и мокшан с андрофагами родилась в XIX-XX вв., но в последствии другие ученые подвергли ее подробной критике и в наше время эта гипотеза представляется малообоснованной. Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако, вследствие своей малочисленности, не смогли далеко распространить свою власть. Во 2-м и 3-м веках нашей эры анты, славяне, мокша и эрзя стали самым многочисленным и могущественным населением Восточной Европы. К концу 4-го века большая часть народа мокша присоединилась к гуннскому племенному союзу, приняв участие в разгроме Остготской империи в 377 году, а затем двинулась на восток и поселилась в Паннонии. Доказательства гуннской связи включают мокшанские боевые доспехи, особенно биты и псалии, которые идентичны ранним гуннским боевым доспехам. Археологические данные показывают, что границы территории мокшан не менялись между IV и VIII веками. В 450 году народ мокша был в союзе с народом Среднего Поволжья, известным как буртасы, которые, возможно, были аланами. По мнению А. Шаронова, мокшане имеют иранское происхождение.
Из глубин истории
Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.
В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.
Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.
Гийом де Рубрик в своих работах пишет:
Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.
Ответом монгольских завоевателей стала осада мокшан в Золотаревском городище. Бой у Золотарёвки был поистине кошмарным. Археологами было найдено огромное количество человеческих костей, части оружия защитников крепости. Без сомнения, мокшане оказывали упорное сопротивление атаковавшим их монголам.
Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»
Известные мокшане
Среди известных мокшан множество представителей политики, спорта, культуры и искусства. Немало среди них и прославленных героев. Всему миру известно имя Андрея Кижеватова — легендарного защитника Брестской крепости и одного из руководителей ее обороны, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя по всей стране назывались населенные пункты, улицы, школы и учреждения культуры.
Еще один Герой Советского Союза из рода мокшан знаменит тем, что совершил побег из немецкого плена на угнанном бомбардировщике. Речь идет о Михаиле Девятаеве, который за время службы сбил девять вражеских самолетов, но в июле 1944 г. попал в плен. В 1945 г. Девятаев и еще девять военнопленных сбежали из концлагеря на острове Узедом, угнав немецкий бомбардировщик. С трудом избавившись от погони и преодолев линию фронта, бежавшим удалось спастись.
К мордовскому народу относится и знаменитый актер и режиссер Василий Шукшин. Однако, по признанию его дочери Марии Шукшиной, в семье так до сих пор неизвестно, к мокше или эрзе принадлежит их род. Загадка кроется в том, что семья Шукшина переехала из Мордовии в Самару, а затем на Алтай.
А вот Чемпион мира в тяжелой весовой категории по версии WBC 2006-2008, боксер Олег Маскаев относится к мокшанам, хотя родился в Казахстане, выступал за Россию, а живет сейчас в Америке.
Есть известные представители этноса и среди политиков. Одним из них является Николай Меркушкин, занимавший в разные годы посты главы Мордовии и Самарской области. С 2017 г. Меркушкин занимает пост специального представителя Президента РФ по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов.
К мокшанам относится и Максим Сурайкин: молодой политик, в 2018 г. занявший седьмое место на президентских выборах.
Эрзя + мокша = мордва
Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).
По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.
Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.
Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.
Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.
В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.
В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.
Центр «Стерх»
«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.
Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина
Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах
В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»). — Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.
Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, — с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, — и только потом увидишь».
В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.