Я живу среди последних язычников европы, и мне есть что о них рассказать

Продегустировать марийские блюда

Местная кухня достаточно специфична, — она далека от высокой, ведь марийцы издревле были жителями лесов и деревень. Поэтому и еда здесь сытная (иногда даже жирная) и простая. Для современных путешественников из больших городов, привыкших к ресторанным изыскам, она может стать целым гастроприключением.

Главные блюда марийской кухни носят непривычные русскому уху названия, но мы сейчас попробуем всё объяснить:

  • Команмелна — слоёные блины из разных видов муки, выпекаемые на сковороде в печи. 
  • Салмагинде — печёные на сковороде лепёшки.
  • Паренге эргече — лепёшка с картофелем.
  • Подкогыльо (подкоголь) — «варёные пирожки», больше всего напоминающие наши вареники. Могут быть с разными начинками: шыл подкогыльо — с мясом, торык подкогыльо — с творогом, тувыртыш подкогыльо — с творогом и картофелем, ковыштан подкогыльо — с капустой. Некоторые хозяйки варят их, как обычные вареники, некоторые — запекают в печи. Поедать их следует, макая в топлёное сливочное масло и сметану. Кстати, подкогыльо в Марий Эл можно купить даже в виде полуфабриката. 
  • Шылан шур ковышта дене — капустные щи в буханке ржаного хлеба.
  • Рис немыран чыве шыл — молодые цыплята, фаршированные рисовой кашей. 
  • Кож — вяленая колбаса из конины. 
  • Сокта — отварная кровяная колбаса с салом и крупой в бараньей кишке.
  • Салмамуно или пулашкамуно — яичница с молоком и картофелем, запечённая в духовке или печи (родственник тортильи или фриттаты). 

Марийцы часто готовят блюда из даров природы — например, варят щи из крапивы или борщевика, делают квас из брусники, клюквы и рябины, даже готовят сладкий суп из калины (полан лем). Так как в Марий Эл до сих пор много сельских угодий и в любой деревне можно легко купить пару литров парного молока «из-под коровы», в национальной кухне достаточно много молочных блюд. Можно даже сказать, тут настоящий культ творога: его добавляют в ватрушки, вареники (популярный вариант — вареники с творогом и картофелем одновременно), делают сухие сырники (туара), колбаски из творога (торык гыч ыштыме), голубцы с творогом (торыкан голубцы). С советских времён на местной кухне поселился популярный завтрак-десерт — творожные шарики в молоке.

В охотничьих угодьях и лесах можно попробовать шашлык из лосятины (шордо шыл гыч шашлык), тушёную лосятину (куктымо шордо шыл) и медвежатину (куктымо маска шыл). Забавно, что сегодня эти блюда считаются дорогими деликатесами, хотя ещё полвека назад лосятина и медвежатина были обычной едой жителей лесных марийских деревень.

В республике развит частный медовый промысел, — марийский мёд, в особенности липовый, ценится по всей России. В центре Йошкар-Олы на ярмарках можно купить мёд, прополис, соты, пергу («пчелиный хлеб»). Мёд добавляют и во многие национальные блюда, — в местную медовуху, напиток муй пуро (марийский аналог кваса), печенье муян, пирог сукыр кинде с лесными ягодами (брусникой, рябиной, калиной, клюквой), жареные колобки уяча.

Традиционные местные напитки — это свекольный квас (пуро), иван-чай и липовый цвет, а также холодный «чефир» — чёрный чай, крепко заваренный со смородиновыми листьями и душицей.

В Йошкар-Оле традиционную марийскую кухню можно попробовать в кафе «Сандал» (ул. Пролетарская, дом 46), «Жираф» (ул. Волкова, дом 166), трактире «Тёплая речка» (ул. Красноармейская Слобода, дом 61), этнокафе «Мари» (ул. Подольских курсантов, дом 5), сети кафе «Простая еда», а также в городском Кремле во время праздников и ярмарок. 

Собирать грибы и ягоды

Дары леса — это как раз то, чем славится Марийская республика. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления, купив грибы и ягоды у местных жителей на рынке. Но ведь куда интереснее отправиться собирать их самостоятельно! В сезон, то есть летом и в начале осени, грибов и ягод в Марий Эл так много, что не обязательно даже знать места, – поляны можно легко найти рядом с дачными посёлками и турбазами. Тем не менее, в интернете выложены «грибные карты», составленные местными жителями. 

Из грибов здесь можно найти белые, подберёзовики, подосиновики, лисички, рыжики, грузди, сыроежки, сморчки. Весной в лесах растут маслята, а после дождливых дней на лугах появляются шампиньоны. Кстати, местные жители любят сушить грибы на зиму, — можно купить такой полуфабрикат и варить ароматный грибной суп всю зиму. Марийские ягоды — это черника, голубика, клюква, костяника, брусника, земляника, малина. Правда, отправляясь на «тихую охоту», обязательно захватите с собой репелленты: лесные комары никого не щадят.

Православные имеют подавляющий процент среди верующего населения

У православия сложились трудные отношения с марийцами. Попытки христианизировать эту область предпринимали ещё с первых лет после присоединения к Руси. Успеха они не имели.

С XVIII века марийцев начали христианизировать насильно. В итоге народ лишь утвердился в негативном отношении к христианству, а многие его представители охотно примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва

Хотя и сегодня у православия не всё гладко в этих землях, количество верующих христиан (пусть даже номинально верующих) очень велико — преобладающий процент.

1993
в этом году образовались Йошкар — Олинская и марийская епархии

В 1993 году образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Она включает 8 благочиний и имеет два монастыря. Идёт активное строительство и реставрация православных храмов.

Верующие с энтузиазмом занимаются просветительской деятельностью.

Главная проблема местного православия — конфликт с представителями традиционной марийской религии. Будущее сильно зависит от способности обеих сторон договориться.

Музеи

Достопримечательности Йошкар-Олы за один день — это не только архитектурные строения и памятники. Можете включить в программу посещение одного или нескольких музеев, знакомящих с древним городом. В Национальной художественной галерее будет интересно посмотреть на постоянную экспозицию «Марий Эл: традиции и современность» с живописью марийцев, местной вышивкой, народными костюмами и украшениями. Здесь также проходят крупные временные выставки, благодаря информационно-образовательному проекту «Русский музей: виртуальный филиал» можно увидеть экспонаты из собрания петербургского учреждения.

Выставка в Благовещенской башнеФото: Сергей Василец

Галерея входит в состав Республиканского музея изобразительных искусств. В нем собрано марийское искусство (современное и классическое, изобразительное и декоративно-прикладное), а также есть коллекции российской и западноевропейской живописи и графики.

Неподалеку от бульвара Чавайна, в доме Лоханова, историко-архитектурном памятнике 1907 года, находится Музей народно-прикладного искусства. В его залах можно узнать о народных промыслах марийцев прошлых веков, увидеть предметы быта и ремесел. Музей входит в структуру Национального музея Республики Марий Эл имени Т. Евсеева. В нем можно подробнее узнать о марийской традиционной религии, которая существует и сейчас наряду с православием, из-за чего народ мари называют «последними язычниками Европы». В музее представлены археологические находки, сведения о природе региона и культуре проживающих здесь народов. К музею также относятся: культурно-выставочный центр «Благовещенская башня», музей истории и археологии, детский музейный центр, дом-музей композитора И. С. Ключникова-Палантая, музей истории православия.

Экспозиция в музее истории и археологииФото: Алексей Панин

Неподалеку от кремля находится Музей марийской сказки и народного творчества Сереброзубая Пампалче, где посетители познакомятся с фольклором и сказками народа мари. Рядом, в сквере возле кремля расположен Музей народной сказки под открытым небом с персонажами русских и марийских произведений. В гастрономическом музее Йошкина кота вы попробуете марийские бренды — сыры, колбасы, шоколад, мармелад, мед, пиво и др.

Экскурсии с интерактивом, дегустациями и мастер-классами проходят в Музее сыра. На мастер-класс можно сходить и в Музее керамики. Среди других тематических музеев города — музей леса, музей очков, музей кукол.

В бывшем доме купца Булыгина, где некоторое время была тюрьма для политзаключенных, ранее был Музей истории ГУЛАГа, сейчас можно только снаружи осмотреть историческое здание.

Подробно: музеи Йошкар-Олы

Музей народной сказки под открытым небомФото: Елена Антюфеева

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

 

Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

 

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

 

Культура

Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).
Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.
Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежово-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.
Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.

Общая информация

МестоположениеОфициальное названиеФедеральный округЭкономический районАдминистративно-территориальное делениеСтолицаЯзыкиЭтнический составРелигииКрупные населенные пунктыКрупнейшие рекиКрупнейшие водохранилища

Климат и погода

Средняя температура январяСредняя температура июляСреднегодовое количество осадковОтносительная влажность воздуха

Экономика

ВРППолезные ископаемыеПромышленностьСельское хозяйствоХудожественные промыслыСудоходствоСфера обслуживания

Достопримечательности

Природные

  • Кленовогорские минеральные источники
  • Источники в поселке Красногорском
  • Озеро Морской Глаз
  • Национальный парк Марий Чодра
  • Заповедник Большая Кокшага
  • Заказник Каменная гора
  • Озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра)
  • Озеро Зрыв

Город Йошкар-Ола

  • Национальный музей им. Т. Евсеева
  • Национальная художественная галерея
  • Республиканский музей изобразительных искусств
  • Музей народно-прикладного искусства
  • Музей истории города Йошкар-Олы
  • Площадь Оболенского-Ноготкова
  • Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову
  • Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.)
  • Собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.)
  • Дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.)
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.)
  • Скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.)
  • Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» (2009 г.)

Культурные

  • Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск)
  • Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск)

Исторические

  • Старинные каменоломни в поселке Горняк
  • Замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.)
  • Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.
  • Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.
  • Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.
  • Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.
  • В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.

Численность населения Йошкар-Олы на 2021 год. Количество жителей Йошкар-Олы

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Йошкар-Олы Годы
251 400 человек 2006 год
249 769 человек 2007 год
248 654 человек 2008 год
248 669 человек 2009 год
248 782 человек 2010 год
248 704 человек 2011 год
252 935 человек 2012 год
257 015 человек 2013 год
260 352 человек 2014 год
263 190 человек 2015 год
265 044 человек 2016 год
266 675 человек 2017 год
268 272 человек 2018 год
271 868 человек 2019 год
274 715 человек 2020 год
276 155 человек 2021 год

График изменения численности населения Йошкар-Олы:

Численность населения Йошкар-Олы в 2015 году составила примерно 263,1 тысяч человек. 

Йошкар-Ола по численности населения составляет 74 место в Российской Федерации. Примерно на 44% население состоит из мужчин, на 55% — из женщин. В городе живет 57,3% от горожан республики и 36,5% от общего населения. На тысячу мужчин в городе приходится около 1230 женщин, на тысячу женщин – 813 мужчин. Плотность населения, по состоянию на начало 2009 года составляет 2594,5 чел на км². 

В том же году в столице Марий-Эл родились 2979 детей (что составляло треть от всех детей республики) и к тому же была отмечена минимальная смертность населения. 

Средний возраст в городе по состоянию на январь 2010 года составляет 40,5 года, причем у женщин 42,9 года, а у мужчин – 37,6 года. С 2002 года он вырос на почти 4%. 

Большая часть миграции в Марий-Эл приходится на обмен жителями столицы республики и другими районами и городами этого субъекта. В течение 2009 года из всех прибывших мигрантов данного потока на Йошкар-Олу пришлось 38,5%, а из количества выбывших – 34,2%. 

Отрицательный естественный прирост, сложившийся в городе в последние годы, оказал значение на уменьшение числа жителей. Эту тенденцию не смогла прекратить длившаяся до 2005 года положительная миграция. 

Показатели по демографической ситуации:
Младенческая смертность (умерших до первого года жизни на тысячу новорождённых) — 4,25 (2008)
Смертность лиц трудоспособного возраста (на сто тысяч жителей трудоспособного возраста) — 585 (2008)
Общий коэффициент рождаемости, на тысячу населения — 12,1 (2010)
Общий коэффициент смертности, на тысячу населения     — 13,4 (2010)
Количество браков — 2332 (2011)
Количество разводов — 1088 (2011)
Естественный прирост населения, чел – 548 (2012)
Количество выбывших, чел — 4605 (2012)
Количество прибывших, чел — 8643 (2012)
Количество родившихся, чел — 3669 (2012)
Количество умерших, чел — 3121 (2012)
Миграционный прирост населения, чел — 4038 (2012)
Население в трудоспособном возрасте (в процентах к общей численности) — 63,3 % (2012)
Население моложе трудоспособного возраста (в процентах к общей численности) — 15,1 % (2012)
Население старше трудоспособного возраста (в процентах к общей численности) — 21,6 % (2012)

По данным переписи 2010 года, в городе проживают представители более 96 народов. На первом месте из них по численности стоят русские (68%), на втором – марийцы (24%), а на третьем – татары (4,3%). Также в Йошкар-Оле живут чуваши, украинцы, армяне, азербайджанцы, мордва, белорусы, узбеки, удмурты, немцы, грузины, евреи, чеченцы, молдаване, башкиры, лезгины, аварцы, греки, цыгане и так далее. 

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

 

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Отдохнуть на красивых озёрах

Марий Эл — озёрный край. В летние месяцы многие местные жители уезжают в приозёрье. В реке Кокшаге вода, как правило, слишком холодная из-за сильного течения, а вот озёра прогреваются до комфортной для купания температуры. На берегах стоят дома отдыха, дачи, турбазы и детские лагеря. Кстати, многие едут на марийские озёра и за удачной рыбалкой: здесь водится щука, карась, линь, лещ,  плотва, окунь, вьюн и краснопёрка.   

Озеро Таир — самое известное в республике. Находится оно всего в 42 километрах от Йошкар-Олы. Особенно красиво это место осенью, когда берега и остров с небольшой рощицей посреди озера окрашиваются в золотой цвет. Несмотря на то, что на берегах Таира стоит несколько лагерей и баз, приезжающие туристы могут найти и дикий пляж, и организованный (с беседками, лавочками, небольшим магазинчиком и — внезапно — кальянной). Дом на берегу озера можно арендовать за 900 – 3000 рублей в сутки. До Таира ходят многочисленные автобусы с городского автовокзала.  

Самое большое марийское озеро носит название Яльчик. Находится оно на территории национального парка Марий Чодра, в 30 километрах от города Волжск. Это озеро разделено на два части — Большой Яльчик и Малый Яльчик, которые соединены каналом. Летом канал часто пересыхает, так что получается два водоёма. На берегу Яльчика расположены санатории, дома отдыха и кемпинг-парки, так что сюда можно приехать и на день, и на уикенд или даже провести полноценный отпуск. Само озеро окружено густым хвойным лесом, в котором можно собирать грибы и ягоды. Доехать можно на маршрутном такси с автовокзалов Йошкар-Олы, Волжска, Зеленодольска или Казани. 

Ещё одно примечательное озеро в парке Марий Чодра — Кичиер. Оно известно своими лечебными грязями: благодаря им на берегу именно этого водоёма были построены главные здравницы республики — санатории «Кичиер» и «Строитель» и Республиканская больница восстановительного лечения. В иле со дна Кичиера исследователи обнаружили целебный «букет» из 120 растений и минералов, являющихся природными фитоницидами и биостимуляторами. Говорят, что и сам воздух здесь настолько чист, что может оказывать целебное воздействие. До этого озера можно доехать на автобусе с автовокзала. Выходить следует на остановке «Посёлок Кичиер». 

А самое живописное озеро республики называется Морской Глаз — или, по-местному, Мушыл. Находится оно недалеко от деревни Шарибоксад Волжского района. Это озеро привлекает тем, что расположено на склоне горы, обладает большой глубиной (38,5 метров) при скромных размерах и идеально круглой формой. Цвет озера тоже необычен — зелёно-голубой, цвета морской волны. Кажется, что образовалось оно в вулканическом кратере, но на самом деле это просто карстовая воронка идеальной формы (большинство озёр в Марий Эл появились идентичным образом). У местных жителей сложились жутковатые легенды об этом месте, и здесь действительно стоит быть очень осторожными: в озере нет мелководья, достать ногами до дна невозможно уже в полуметре от берега. Впрочем, эмоции от созерцания этого красивого места перевешивают удовольствие от купания, так что без него вполне можно обойтись. Добраться до Морского Глаза проще всего на машине или же в составе однодневной автобусной экскурсии из Йошкар-Олы. Общественным транспортом долго: из Йошкар-Олы сначала нужно доехать до Волжска на автобусе или электричке, а там сесть на автобус до села Сонтур и уже оттуда полчаса идти пешком.  

Среди других красивых озёр, находящихся в заповедных местах, стоит упомянуть Мушан-Ер (Мушендерские озера), Нужьяр, Карась, Серебряное. 

Татары на территории республики

Территория республики исторически входила в зону политического и социально‑экономического влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, в 1708–1920 гг. относилась к Казанской губернии.

В XVII–XVIII вв. на юге современной Республики Марий Эл возникли первые татарские селения, основанные преимущественно служилыми татарами (некоторые из них существуют и в настоящее время). Традиционными занятиями татарского населения были земледелие, разведение скота, пчеловодство, торговля, лесные и другие. промыслы.

До 1920–1930‑х гг. в местах компактного проживания татар функционировали мечети: в деревнях Алашайка (две), Алмаметьево, Ирнур, Кульбаш, Купай, Куянково (две), Малый Исмаил, Поле‑Кугунур, Портчара, Портянур (две), Починок Портянур (ныне Кызыл Байрак), Починок Чекманур, Татарский Чодраял (две), Тоштоял, Хабибуллино, Хасаново и другие; медресе и мектебы.

В советский период работали школы и классы с обучением на татарском языке.

С 1932 г. в Параньгинском районе выходила газета «Удар колхозчы», в 1940–1991 гг. – «Коммунизмга».

Татарское население республики интенсивно росло в 1930‑е гг., а также в послевоенный период в связи со строительством новых промышленных объектов.

В настоящее время татары компактно проживают в городах Йошкар‑Ола (в 2010 г. – 10636 человек) и Волжск (7358); в Параньгинском (7730), Мари‑Турекском (4231), Моркинском (2700), Медведевском (2160) и Звениговском (1954) районах; в незначительном количестве – в городе Козьмодемьянск (194), в Советском (492), Сернурском (207), Волжском (200), Килемарском (169), Куженерском (99), Оршанском (99), Новоторьяльском (49), Горномарийском (44) и Юринском (37) районах.

Верховный Бог марийцев — Кугу-Юмо

Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог) считается главным богом марийского народа. Это владыка высших и низших богов.

Да, он не так на слуху, как Зевс или Вишну, но по качествам — не менее могущественное существо. Кугу-Юмо обитает в верхнем мире (у марийцев есть своя космология из семи небес).

Кугу-Юмо — бог неба, что напоминает далеко не одного верховного бога: Юпитер, Дьяус, Один, Тенгри и пр. Пожалуй, трудно найти самое главное существо, которое бы не ассоциировали с небом.

Один из мифов изображает верховного бога марийцев в виде птицы. Птицы-демиурги — это популярный мифологический образ, который можно встретить в самых разных культурах

Его дыхание — ветер, радуга — просто атрибут, всего лишь лук в его руках. У Кугу-Юмо есть престол и даже колесница с огненными конями.

Особенно интересно представление том, что Юмо восседает на огромно дубе. Ясное дело, что речь о Мировом Древе. Схожий миф есть у скандинавов, где на дереве долгое время провисел Один.

Мировое Дерево присутствует в мифах марийцев и роднит их с другими религиями.

Да что там Один! Ходить далеко не надо: у близкой к марийцам Мордвы рассказывают про то, что главный бог Чам-паз тридцать лет спит на Мировом Древе.

Нельзя тут не упомянуть, что некоторые вольные толкователи Священного Писания пытаются связать с этим мифом и Иисуса Христа, распятого в неком смысле тоже на дереве. Но ясное дело, что христианские богословы скептично смотрят на такую параллель и считают её надуманной.

Марийцы проводят ритуал в священной роще. Фото: cdn24.img.ria.ru

Ещё интересные черты Юмо:

  1. Молот. И ещё одна параллель со Скандинавией! Именно молотом орудует бог Тор. Случайность ли это? Учитывая северную родню марийцев, вряд ли.
  2. Молнии-стрелы. У какого только божества не имелось такого оружия! Это всегда бог-воин, который при помощи стрел одолевает страшное чудовище. Примеров десятки: Индра и Вритра, Зевс и Тифон, Геракл и Гидра, Мардук и Тиамат и др. Вот и Юма при помощи того же оружия сражается со злым духом.
  3. Происхождение из яйца. Для финских народов Мировое яйцо — важный мотив. Богиня Ильматар, похожая на греческую Эвриному и месопотамскую Тиамат, хранила яйцо, снесённое некой изначальной уткой. Юмо тоже происходит из яйца, снесённого подобной уткой. В этом мифе Юмо — селезень, и у него есть брат, настроенный враждебно. Это напоминает средневековый образ дьявола. Что не удивительно: марийская религия многое заимствовала из христианский преданий и перерабатывала. Например, говорится, что Юмо вылепил человека из глины.

Молот Тора был настолько тяжел, что его никто не мог поднять

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

 

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector