Ораниенбаум: как добраться, режим работы 2021 и стоимость билетов

Историческая справка

Строительство в Ораниенбауме началось в XVIII веке, после того как государь Петр I подарил эти земли князю А. Д. Меншикову. В 1711 году князь решил построить здесь Большой Дворец, который до сих пор носит его имя.

В 1727 году, после ссылки Меншикова, все имущество было конфисковано и с 1743 года в Ораниенбауме находилась резиденция будущего императора Петра III. Для него была построена крепость Петерштадт, до наших дней сохранились дворец и Почетные ворота. В те же года вокруг резиденции стал образовываться город.

После комплекс неоднократно менял хозяев и перестраивался. В 1762 году, после восхождения на трон Екатерины II началось строительство Собственной дачи императрицы. После нее «Ораниенбаум» принадлежал Александру I, его брату Михаилу Павловичу и их наследникам.

Yana Belitskaya

После революции 1917 года некоторые здания были превращены в музеи и госпитали, а часть передана образовательным учреждениям. В период Великой Отечественной войны в Ораниенбауме находилась линия обороны, благодаря чему ансамбль пострадал меньше, чем другие комплексы. Однако, после войны «Ораниенбаум» был брошен и пришел в упадок.

В 1948 году город был переименован в Ломоносов, в честь знаменитого ученого. Лишь с 1990-х годов была организована глобальная реставрация.

Андрей неважно

Петр III и его крепость

Следующим владельцем Ораниенбаума стал князь Петр Федорович, будущий император Петр III, родной внук Петра I.

Князь Петр, увлеченный военным делом и фортификацией, строит здесь маленькую потешную крепость Екатеринбург, потом рядом с ней – крепость св. Петра. Крепости периодически устраивают сражения, наглядно демонстрируя раздоры между супругами. Петр увеличивает и расширяет свою крепость и называет ее Петерштадт. Она невелика, но построена по всем правилам: в виде звезды, с валами, рвами и пятью бастионами, оснащенными пушками. Крепость занимала два гектара, сам Петр стал комендантам ее гарнизона. Солдаты специально были выписаны из его родной Голштинии, и для них в крепости даже специально построили лютеранскую кирху. Здесь не столько развлекались, сколько всерьез изучали венное и фортификационное искусство. А на Малом Увеселительном море (сейчас оно называется Нижним Прудом) был построен небольшой флот из 4 кораблей.

Сейчас от самой крепости остались только остатки валов, въездные ворота и здание гауптвахты. Зато от Петра III сохранилось другое интересное сооружение – дворец, который когда-то составлял с крепостью единый ансамбль.

Дворец наследника строился в те же годы, что и крепость, по проекту А. Ринальди и он же занимается внутренней отделкой помещений. Это один из немногих памятников стиля рококо, так и не прижившегося в России. В этом здании не жили постоянно, а отдыхали и развлекались – этим объясняется необычность планировки и простота убранства. Но Петр не успел даже закончить отделку – был свергнут своей женой Екатериной. Дворец некоторое время стоял в запустении, потом уж при Александре III был превращен в охотничий домик и отделан заново.

Сейчас дворец Петра III является частью музейного комплекса. Полностью восстановлено убранство шести парадных комнат на втором этаже. Со времен Петра сохранилась уникальная лепнина с «цветками Ринальди» – перекрещёнными цветущими ветками, а также сюжетная лепнина, изображающая эпизоды из жизни крепости. Стены отделаны шпалерами с висящими на них картинами, и лаковыми панно в китайском стиле. Паркет из разноцветных пород древа создавался уже в 80-х годах XIX века. Вся мебель сделана в XVIII веке.

Еще один небольшой изящный павильон, построенный при Петре III, называется «Каменное Зало». Он был сделан специально для проведения здесь балов и других увеселений. В XIX веке его переделали в кирху и пристроили к нему колокольню, но сейчас строению возвращен первоначальный вид. Сейчас здесь находится постоянная выставка скульптуры, также проходят концерты и киносеансы.

«Картинный Дом» находится в еще одном здании этого времени, построенном по проекту Ф. Б. Растрелли. Когда-то это был комплекс, который включал в себя театр, библиотеку и кунсткамеру. Сейчас здесь можно увидеть коллекцию западноевропейской живописи и собрание китайских «диковинок», а в театре продолжают давать представления – в том числе и с воссозданными декорациями и костюмами XVIII века.

Церковь Спиридона Тримифунтского


Церковь Спиридона Тримифунтского.

Первый деревянный храм был заложен в Ораниенбауме в 1938 году в качестве походной церкви для расквартированного лейб-гвардии Волынского полка, небесным покровителем которого был святитель Спиридон Тримифунтский. Церковь с небольшой колокольней стояла на кирпичном фундаменте. Внутри был установлен походный полковой иконостас, а над алтарем – железный крест. В 1895 году сильно обветшавшее здание разобрали и на его месте построили новую деревянную церковь.

Зачем посещать:

Масштабная реконструкция церкви Спиридона Тримифунтского по историческим чертежам началась в 2018 году. Сегодня обновленная деревянная церковь, стоящая на прежнем фундаменте, внешне выглядит так же, как в 1895 году.

Это постройка прямоугольной формы с восьмигранной башней и шатровой колокольней, на которой установлены вновь отлитые купола. В храме хранятся ценные православные реликвии – икона критского святого Спиридона Тримифунсткого и его башмачок.

Адрес: Храм св. Спиридона Тримифунтского, Иликовский проспект, Санкт-Петербург, Россия.

Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»

На территории комплекса располагаются дворцы и павильоны, которые доступны для посещения.

Парк Ораниенбаум

Планировка парка является замечательным образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Его площадь составляет 162 гектара и делится на Нижний (с регулярной планировкой) и пейзажный Верхний парки. Большую часть территории занимает Верхний парк, который делится на два ансамбля — Петерштадтский и ансамбль Собственной дачи.

Дворец Ораниенбаум

Центральным строением, которое делит парк на две части, является самое первое здание — Большой Меншиковский дворец. Планировка дворца немного напоминает Большой дворец в Петергофе, его фасад, длиной 210 метров, обращен к заливу. Единый комплекс с дворцом составляют Церковный и Японский павильоны, которые соединяются галереями с центром сооружения. Для строительства дворца Меншиков пригласил именитых архитекторов — Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя, которые создали этот шедевр в стиле барокко. К сожалению, первоначальные интерьеры дворца не сохранились, так как последующие владельцы неоднократно изменяли их.

Сергей Архипкин

Сегодня Большой Меншиковский дворец можно посетить с экскурсией. Здесь представлена экспозиция «Ораниенбаум сквозь века», которая с помощью мультимедийных технологий, знакомит посетителей с историей создания города и ансамбля. Рассказ включает сведения об исторических событиях и реставрации комплекса.

Павильоны и музеи в Нижнем парке

При посещении Большого Меншиковского дворца можно побывать в Церковном павильоне. До 1921 года это была действующая Пантелеймоновская церковь. Убранство храма претерпело несколько глобальных изменений, в период правления Петра Федоровича и Екатерины II. В военные годы большая часть живописи и икон была уничтожена. Однако, в ходе реставрации церкви вернули облик XVIII — начала XX века. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие об истории храма и его прихожанах.

Картинный дом, Chezenatiko

В Нижнем парке «Ораниенбаума» находится еще один музей — «Картинный дом». Он был построен в середина XVIII века по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Здесь находились театр, кунсткамера, библиотека, коллекция живописи и кабинет великого князя Петра Федоровича. Сегодня для посетителей работают: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека, Оперный театр и два помещения Кунсткамеры.

Кроме дома, в Нижнем парке находится Морской канал, ведущий к морю, а также Нижние дома, в которых находились служебные помещения. Если пройти в Верхний сад, то можно увидеть павильон «Каменное зало», где в наши дни проходят концерты камерной и оперной музыки. Павильон был построен в 1750-х годах для развлекательных мероприятий и тоже несколько раз перестраивался. В XIX веке в нем находилась лютеранская кирха имени Святой Елены.

Андрей Криштопчик

Дворцы и строения в Верхнем парке

В Верхнем парке располагается еще один павильон — «Китайская кухня». Долгое время здание служило своему прямому назначению, но после, в нем разместили кавалерский и конюшенный корпуса, госпиталь. В советское время павильон был превращен в общежитие. Сегодня помещение используется для временных выставок.

От павильона «Китайская кухня» начинается ансамбль Собственной дачи, главным сооружением которого, является Китайский дворец. Построенный в 1768 году, по проекту архитектора Ринальди, дворец стал личной резиденцией Екатерины II. Самым знаменитым помещением в нем считается Стеклярусный кабинет, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Китайский дворец — это единственный в России памятник архитектуры, выполненный в стиле рококо и дошедший до нас без изменений.

Сергей Шурупов

Рядом с дворцом располагается павильон Катальной горки. Это единственное сохранившееся сооружение из целого комплекса летних Катальных гор. Екатерина II проводила в нем званные обеды и торжественные приемы. В павильоне находится Фарфоровый кабинет, в котором собрана уникальная коллекция Майсенской мануфактуры.

В состав Петерштадтского ансамбля входят Дворец Петра III, Петровский парк и Почетные ворота. Дворец Петра III — это самый первый самостоятельный проект архитектора А. Ринальди в России. В здании располагается экспозиция, рассказывающая посетителям о быте императора, здесь представлены коллекция картин, предметы мебели и интерьера, а также личные вещи Петра III.

Vitya Wierdl

Нижние дома


Нижние дома.

Нижние дома – это сохранившийся ансамбль из пяти П-образно расположенных зданий к востоку от Большого дворца. Три постройки, выходящие на Дворцовый проспект (западные корпуса) образуют единую композицию – они объединены каменной 160-метровой стеной, а между крайними зданиями встроены ворота, ведущие во внутренний двор. Две постройки, обращенный внутрь парка (восточные корпуса), стоят отдельно.

Зачем посещать:

Ансамбль Нижних домов, входящий в комплекс Большого дворца, является типичным образцом жилой архитектуры XVIII века. В 4 домах жили служащие дворца – персонал, садовники и мастеровые, а в 5-ом располагалась оранжерея.

Из-за последующих перестроек и реконструкций изначальная уравновешенная композиция ансамбля заметно исказилась, но при этом характерные элементы барочной петровской архитектуры домов сохранились до наших.

Ломоносов и его памятники-скульптуры

Как и любой старинный город, находящийся рядом с Петербургом, Ломоносов полон памятников, посвященных важным историческим событиям и знаменитым землякам.

Померанцевое дерево

Адрес: Ораниенбаум.

Цитрусовое, или померанцевое, дерево – символ старинного Ораниенбаума. Считается, что оригинальное название города произошло от искаженного латинского слова «orangenbaum», что значит «апельсиновое дерево».

Согласно легенде, Меншиков выращивал в своих оранжереях цитрусы, которые, несмотря на суровый климат, давали плоды. Однако, по мнению учёных, поселение названо в честь Вильгельма III Оранского, чье имя князь выбрал из-за благозвучия.

Но померанцевое дерево стали изображать на гербе города и в качестве скульптуры установили на входе в Музей-заповедник «Ораниенбаум». Подобное бронзовое деревце с круглой кроной, усыпанной спелыми плодами апельсина, украшает фонтан в центре Ломоносова.

Мемориал «Малая Пискаревка»

Адрес: Краснофлотское шоссе.

В годы Великой Отечественной войны в окрестностях Ораниенбаума шли ожесточенные бои за Ленинград. Тысячи защитников города и местных жителей обрели вечный покой в братской могиле рядом с Троицким кладбищем. Название мемориального комплекса отсылает к Пискаревскому кладбищу, на котором похоронены погибшие во время блокады. На Малой Пискаревке захоронены более 5000 человек, павших в годы войны. Большой серый камень с памятными надписями напоминает о страшной трагедии.

Скамья Екатерины Великой

Адрес: парк Ораниенбаум.

Императрица Екатерина II любила подолгу прогуливаться в приусадебном парке. Специально для отдыха монаршей особы среди тенистых зарослей установили каменную скамейку. Сиденье выбито в огромном ледниковом валуне, чью вершину обвивают корни деревьев. Любой желающий может присесть на скамью и представить себя великим правителем, размышляющим о судьбах Отечества.

Памятник Н.В. Шадрунову

Адрес: Еленинская улица.

Необычный памятник писателю Шадрунову более известен в народе как «Памятник Красной вороне». Бронзовый литератор в длинном пальто сидит на гранитной скамейке в одном из скверов города. В руках у Николая Вениаминовича блокнот и ручка, взгляд задумчивый, на губах лёгкая улыбка. Возле ног мужчины лежит опрокинутый бидон, рядом в луже молока радостно плескается стайка воробьев

Кажется, Шадрунов не замечает, что происходит вокруг, все его внимание поглощено забавной сценой. По соседству с писателем лежит книга, на которую водрузилась смешная красная ворона с крупным клювом и выпученными глазками

«Красной вороной» называли самого Шадрунова за его ироничность и самобытную чудаковатость.

Ломоносов дополняет блеск и великолепие старинного Петербурга. В маленьком городке, некогда называвшемся Ораниенбаум, повсюду видны следы ушедших эпох, воплотившиеся в памятники архитектуры и искусства, а также других достопримечательностях.

История Китайского дворца в Ораниенбауме

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте, который не должен был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.

Плафон «Фортуна, изгоняющая зависть» в Стеклярусном кабинете

Однако дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нём располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора, и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф — парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой облик — здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры — в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нём поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец — это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения — его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума.

Комплекс «Собственная дача»

Самым интересным местом в Ораниенбауме по праву считается ансамбль Собственная дача, построенный для Екатерины II. Особенную ценность комплексу придает то, что это единственный в России пример стиля рококо.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец

В 1762-1768 гг. архитектор А. Ринальди занимался строительством Китайского дворца, расположившегося в глубине Верхнего парка. Дворец возведен в стиле рококо. Изначально дворец был одноэтажным, однако в середине XIX века к нему пристроили второй этаж и остекленную галерею.

Свое название Китайский дворец получил из-за интерьеров, выполненных в китайском стиле и оформленных с использованием оригинальных предметов, привезенных с Востока. Центральным помещением дворца является Большой зал, украшенный искусственным мрамором, позолоченной лепкой и мозаикой. Стены зала украшены мраморными барельефами Петра I и Елизавета Петровны.

Самым известным залом Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, в котором сохранилась оригинальная отделка 1760-ых годов. Стены кабинета украшены панно из стекляруса. Интересно, что стеклярус для панно был создан на мозаичной фабрике, основанной М.В. Ломоносовым.

Меншиков и его Большой дворец

Само слово «Ораниенбаум» обозначает померанцевое или апельсиновое дерево. Но цитрусовые растения тут не причем. Когда-то это место подарил своему любимцу Александру Меншикову Петр I. И Меншиков назвал место Ораниенбаумом — то ли в честь принцев Оранских, с которыми хотел породниться, то ли просто использовав красивое немецкое название: в Германии есть и свой Ораниенбаум и свой Ораниенбург. Однако сейчас именно померанец считается официальным символом города Ломоносова. В двухтысячных годах в парке появился памятник в виде померанцевого бронзового дерева с позолоченными плодами.

Здесь когда-то заканчивалась дорога, которая вела из Петергофа к Кронштадту, дальше следовала паромная переправа. В 1711 году Меншиков начинает строить себе грандиозный дворец – более роскошный, чем, например, петровский Монплезир в соседнем Петергофе. Дворец построен в стиле барокко. Длина здания – более двухсот метров, над центральной его частью возвышается корона, хотя Меншиков к царствующим особам не относился. Под дворцом был разбит сад с фонтанами, а из Финского залива прорыт подходящий к самому дворцу канал, как и в Петергофе.

Внутренняя отделка дворца продолжалась до 1727 года. Проще всего были отделаны покои, предназначавшиеся для Петра I – в соответствии с его вкусами. Но были и диковинки – например, турецкая баня с прозрачным потолком. 3 сентября была освещена домовая Пантелеймонова церковь, но уже 8 сентября началась опала Меншикова. Больше он сюда никогда не вернулся. Обстановка его дома была конфискована. Сейчас о временах Меншикова в Большом дворце напоминает только интерьер парадного входа. Но Александру Даниловичу и его времени посвящена обширная музейная экспозиция.

Основные интерьеры, которые сейчас можно увидеть в залах музея, были созданы в середине XIX века при великой княгине Елене Павловне. Она была умнейшей из всего семейство Романовых – по крайней мере такой признавал ее Николай I – и обладала великолепным вкусом и чувством изящного. При ней дворец был отремонтирован и заново отделан.

Храмы и церкви в Ломоносове

Большинство религиозных сооружений Ломоносова принадлежат православным общинам. Единственная лютеранская кирха указывает на близость города к Скандинавским странам и протестантское прошлое Ораниенбаума.

Храм свт. Спиридона Тримифунтского

Адрес: Иликовский просп., 1.

Деревянная церковь поражает своей красотой и оригинальностью. Храм состоит из двух уровней разного размера. Восьмиугольный барабан покрыт необычной крышей в форме восьмиконечного креста.

Храм свт. Спиридона Тримифунтского был построен в 19 веке специально для солдат и офицеров Волынского полка. В последующие десятилетия здание неоднократно перестраивали, а в 1895 году полностью разобрали и заменили на новое строение. В 30-е годы в церкви прекратились богослужения. Сооружение стали использовать в качестве склада. Когда храм вновь передали РПЦ, его стены настолько обветшали, что не поддавались реставрации. В итоге руины пришлось разобрать, и со временем на старом фундаменте выросла копия старинной церкви.

Сегодня в здании достопримечательности продолжаются строительные работы. Недавно при церкви открылся небольшой зоопарк. Двери храма открыты для прихожан и туристов. Главная святыня церкви, привлекающая паломников, – подлинные вещи святителя Спиридона.

Храм Троицы Живоначальной

Адрес: Оранжерейная ул., 19.

Один из самых просторных храмов Ораниенбаума был возведен на городском кладбище. Троицкая церковь отличается от других православных сооружений города, так как имеет вид базилики. При власти Советов храм обезглавили и частично разрушили. В настоящее время строение готовят для реконструкции.

Кирха св. Иоанна

Адрес: Кирочная ул., 14.

Прежде чем Петр I одержал победу на шведами и основал Северную столицу, берега Финского залива находились во власти Швеции. На месте современного села Мартышкино (ныне пригород Ломоносова) располагался протестантский приход Тюрё.

Евангелическо-лютеранская церковь была основана в поселении в 1642 году. В 1691 году лютеране построили первую деревянную кирху, которая простояла около 60 лет. В середине 18 века старое здание заменили новым.

В 1827 году император Николай I издал указ о строительстве каменной кирхи. Именно это сооружение в изменённом виде сохранилось до наших дней. Интерьер храма был богато украшен позолотой, хрустальными люстрами и картинами. Немного позже в церкви установили орган, открылась воскресная школа.

После 1917 года сотни протестантских семей были репрессированы и сосланы в Сибирь. Кирха опустела и была закрыта. В период Великой Отечественной войны в здании размещался военный госпиталь, затем – посудная мастерская, кинотеатр, Дом культуры и другие учреждения. В 1991 году кирху передали Лютеранской церкви.

Подворье Городищенского монастыря

Адрес: Михайловская ул., 19Б.

Подворью Рождество-Богородицкого монастыря принадлежали несколько зданий и часовня. Настоятельница монастыря проживала в небольшом каменном доме, сестры и трудницы занимали четыре деревянных здания в два этажа. Насельницы постоянно пребывали в трудах и молитве, шили одежду, одеяла и постельное белье.

В начале 20 века по просьбе игуменьи была возведена часовня в древнерусском стиле. Часовню освятили в честь сразу нескольких святых: прп. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца и благоверной царицы Александры. В 30-е годы общину упразднили. Сестринские кельи превратили в магазины и жилые квартиры для простых горожан, в часовне оборудовали лавку по розливу керосина. Дом игуменьи со временем разобрали. После распада Советского Союза часовню восстановили и повторно освятили.

Малый китайский кабинет

Главные интерьеры дворца — это Малый и Большой китайские кабинеты, которые и дали ему название. Оформление этих залов считается одним из лучших убранств среди европейских дворцов на тему Востока.

В отличие от других помещений, где преобладают овальные линии и мягкие тона отделки (голубой, розовый или сиреневый), здесь мы видим прямые линии архитектуры и звучные сочные краски — красный, зеленый и черный в сочетании с позолотой.

Малый китайский кабинет дает нам представление о том, какими видели европейцы жизнь и культуру Китая. Здесь представлены подлинные предметы прикладного искусства XVIII века Китая и Японии, они интересны по форме и выполнены из необычных материалов.

Ломоносовская архитектура

Как и практически вся Ленинградская область, особенно в пригородах Питера, помимо дворцов, Ломоносов интересен своей гражданской архитектурой.

Усадьба Мордвиновых

Адрес: ул. Левитана, 2.

Графская усадьба изначально принадлежала знатному семейству Воронцовых. В начале 19 века усадьбой завладел адмирал Мордвинов. Дом и земли передавались в его семье из поколения в поколение вплоть до 1917 года. Во время войны господскому дому повезло меньше, чем другим строениям Ораниенбаума. Здание полностью разрушили во время боевых действий.

На данный момент от усадьбы остались каменная оранжерея, старинная водонапорная башня из красного кирпича и обширный парк. На территории парка вырыты четыре пруда, среди сосен встречаются трехвековые дубы, посаженные в правление Петра Великого. Знаменитый русский художник Иван Шишкин запечатлел могучие деревья на своих полотнах.

Дворцовые конюшни

Адрес: Иликовский просп., 1А.

Просторные двухэтажные конюшни для императорских скакунов возводили под руководством Растрелли. Постройка отличается от других творений архитектора простотой и отсутствием декора. Сегодня в здании работает районная больница, в соседних корпусах открыты детское отделение и родильный дом.

Дача Максимова

Адрес: Краснофлотское ш., 16.

Дом Максимова – образец северного деревянного зодчества. Исследователи по-прежнему теряются в догадках, кому принадлежала дача. Некоторые считают, что владельцем был некий адмирал Максимов, другие в качестве хозяина указывают петербургского купца Ивана Максимова. Точно известно, что деревянный дом был построен в 1892 году. После Революции здание забрали в пользу трудового народа. Долгое время в особняке располагался Психоневрологический дом ребенка. С 2009 года строение пустует, однако, охраняется как памятник архитектуры. Рядом с домом сохранились парк и оранжерея.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум

Справа от вокзала (1862—1864) — малоинтересный порт с кучей промышленных сооружений, а слева — центр города. Дойдите до Дворцового проспекта (это пять минут), поверните направо и идите ещё минут десять. Справа по ходу у речки увидите бело-зелёный собор Архангела Михаила (1911—1914, новорусский стиль), а дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума будет вскоре слева от вас. В нём 4 составные части: Большой дворец Меншикова, дворец Петерштадт, Китайский дворец и Катальная горка. Большой дворец (1710—1725, барокко) по размерам вполне сравним со своими аналогами в других пригородах. Пройдя слева от дворца мимо пруда и снова завернув налево по мостику через речку Каросту, вы окажетесь у дворца Петерштадт (1758—1762, архитектор Ринальди), где жил незадачливый Пётр III. Впрочем, дворец в данном случае — громко сказано. Это довольно простой, квадратный двухэтажный особняк, убранство внутри тоже скромное, во всяком случае по сравнению с Царским Селом или Павловском. Рядом с дворцом стоят т.н. Почётные ворота со шпилем (1760), оставшиеся от возведенной Петром III потешной крепости, к которой он выписал из родного Гольштейна полки. Крепостью попользоваться не удалось — Петра свергла жена Екатерина, а голштинцы отправились домой, не оказав сопротивления екатерининским войскам. Справа от Большого дворца находится бело-голубой павильон Катальной горки (1762—1769, архитектор Антонио Ринальди), самый свежий и реставрированный элемент всего ансамбля. От Катальной горки можно пройтись по Верхнему парку (разбит по проекту садовника Джозефа Буша в 1830-х годах), где большое количество статуй и мостов.

В его конце стоит Китайский дворец (1762—1768), названный так из-за обилия китайского прикладного искусства во дворце. Весь интерьер выдержан в утончённом стиле рококо, и этим дворец выгодно отличается от других (много коричневого дерева, пастельных тонов в декоре). Но самым уникальным является Стеклярусный кабинет, созданный в 1760-х годах по заказу Екатерины II, и состоит из 12 панно, на которых на стеклярусном фоне французским шелком вышиты пейзажи тропических лесов.

Между Ломоносовом и Петергофом расположен дачный посёлок Мартышкино, где в своё время художник Шишкин писал свои дубы. Там же проходила линия фронта в 1941—1944 годах, есть братская могила с мемориалом (1975). На противоположной, западной окраине Ломоносова у станции Бронка (4 км от города) начинается достроенная в 2011 году дамба через залив на Кронштадт. Это фактическая граница петербургской агломерации. Между Бронкой и Ломоносовом есть также посёлок Кронштадтская Колония, у ж/д станции которой лежит крупнейший в России валун по прозвищу «Бизон» (длина 4,5 метра, высота 2 метра), по форме напоминающий бизона на отдыхе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector