Летний сад в санкт-петербурге
Содержание:
Скульптура и фонтаны
Важными декоративными элементами сада являются статуи и фонтаны.
— Как и остальные садовые статуи, скульптура «Минерва» неоднократно реставрировалась. Только на протяжении XX столетия реставраторы работали с ней шесть раз. Каррарский мрамор, из которого она изготовлена, разрушался по естественным причинам: скульптуре уже несколько столетий и почти все это время она провела под открытым небом. Но не только время и погодные условия оказали на статую разрушительное воздействие: к сожалению, нельзя не упомянуть здесь и о роли вандалов, регулярно причиняющих ущерб садовым скульптурам. Так, в начале XXI века был совершен очередной акт вандализма: «Минерва» лишилась копья, при этом была повреждена ее рука. Статуя была отреставрирована, но после этого ее не вернули на прежнее место, а заменили тщательно сделанной копией. Оригинал же находится в Михайловском замке.
— К скульптуре под названием «Юность» судьба оказалась гораздо более благосклонной: за три столетия она практически не была повреждена. Впрочем, в XX веке ее все же семь раз отправляли на реставрацию (хотя серьезных реставрационных работ не требовалось). Но начало XXI столетия оказалось для статуи роковым: во время ураганного ветра на нее рухнул ствол большого дерева, в результате чего обе ее руки оказались очень сильно повреждены. Возникла необходимость в серьезной реставрации. После окончания работ статуя была возвращена на место. Спустя несколько лет ее все же заменили на копию, а оригинал поместили в Михайловский замок.
— В XXI веке был воссоздан фонтан под названием «Царицын». Он стал одним из восьми водометов, восстановленных несколько лет назад. При их воссоздании использовались данные археологических изысканий. Известно, что в XVIII столетии водомет находился на главной аллее. Он был назван в честь второй супруги первого российского императора. Возле этого фонтана она любила встречать гостей.
— Фонтан, украшенный двуглавыми орлами, был назван «Гербовым». Известно, что в 20-е годы XVIII века его украсили еще и «заморские раковины». В настоящее время фонтан воссоздан.
— «Пирамида» — это название фонтана XVIII столетия, сохраненное историческими документами, было получено им за его форму. Согласно вышеупомянутым документам, когда-то этот фонтан был квадратным, но его форма была изменена по указу императрицы. Фонтан не сохранился до наших дней, но в ходе реставрационных работ в начале XXI столетия был восстановлен в первоначальном виде.
— Многоструйный фонтан под названием «Коронный» был, по воспоминаниям современников, едва ли не самым красивым из всех фонтанов знаменитого сада. Его многочисленные струи образовывали подобие короны, благодаря чему он и получил свое название. Сегодня посетители сада могут полюбоваться этим фонтаном, воссозданным несколько лет назад.
— Нельзя не рассказать и о «Лакосте» — фонтане, названном в честь придворного шута. Известно, что этот садовый объект являлся своего рода дополнением к другому фонтану, посвященному маленькой собачке императрицы. Хотя археологические раскопки позволили точно определить место, где находился «фонтан шута», этот объект все же не стали восстанавливать. Было решено его музеефицировать. Иными словами, несколько его фрагментов и водоотводы в настоящее время накрывает большой стеклянный купол, сквозь который их можно подробно рассмотреть.
Фонтаны
Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.
В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.
Михайловский сад
Один из самых живописных парков в центре Санкт-Петербурга, памятник ландшафтной архитектуры XVIII века. Облик парка начал формироваться одновременно с Летним садом. В 1716 году по велению Петра I появился первый план открытой озелененной территории, началось строительство резиденции для супруги императора. Прилегающая ко дворцу территория предназначалась для комфортного и спокойного отдыха царской особы. В сад заселили соловьев, создали искусственные водоемы, проложили дорожки, построили беседки и добились геометрически правильной планировки. Проект регулярного парка Леблона вместе с дворцом составили единый ансамбль.
При Елизавете Петровне территория изменила внешний вид. Под руководством архитектора Ф.Б. Растрелли парк разбили поперечными и продольными линиями на геометрически правильные участки, в центральной части выкопали пять водоемов. Современный облик Михайловский сад начал приобретать с 1819 года, руководил работами К. И. Росси. Главным украшением становится Михайловский дворец в южной части парка и расположенный перед ним «Масленый луг». Архитектор сохранил водную систему прудов и создал образцовый «английский сад».
Сегодня парк площадью 10 га стал местом культурного досуга жителей и гостей северной столицы. В саду регулярно проходит летний фестиваль «Императорские сады России», концерты, фото и видеосъемки. На территорию парка не разрешается заезжать на велосипедах, место предназначено для спокойного отдыха.
Адрес: набережная канала Грибоедова, 2Режим работы: с 10.00 до 22.00 в летний период, до 20.00 в зимний сезон, 1-30 апреля вход закрыт на просушкуКак добраться до парка: от станции метро Невский проспект,830 м или 10 минут пешкомСтоимость входа: бесплатно
История создания Летнего сада
Чтобы лично следить за всеми этапами возведения Летнего сада в 1704 году Петр Первый приказал выстроить себе рядом со стройкой небольшой домик в качестве летней резиденции. Первыми этапами строительства руководил мастер Угрюмов. Концепцию парка создал сам Петр. Она включала в себя прямые аллеи и четкие линии. Деревья в процессе строительства высаживали и зимой, и летом. На место стройки завозили очень много земли.
Нева, Фонтанка и Мойка – это природные границы парка. Архитектор Трезини тоже участвовал в создании первой площадки сада. Всего крупных строительных площадок на территории парка было 4.
Полтора века сад считался только царской резиденцией. Туда с разрешения царя могли приходить члены царской семьи и свиты. Некоторое время парк засаживался однолетниками. От данного вида растений сад и получил свое название.
Отдельной достопримечательностью парка можно посчитать его ограждение. Первые витиеватые решетки установили в 1771 году. Этот проект разрабатывали Фельтен и Егоров. Уникальное ограждение кроме стальных прутьев оснащено гранитными колоннами, вазами и памятными досками.
До наводнения в 1777 году в Летнем саду можно было насчитать около 50 фонтанов. Сегодня их значительно меньше. Другой жемчужиной при Петре в саду была статуя Венеры. Сам Петр приобрел скульптуру за границей. Теперь ее можно лицезреть в Эрмитаже.
Парк сегодня
Углубляясь в сад, мы чувствовали, что дух петровских времен не покинул это место. Многие достопримечательности сохранены или заменены современными копиями.
В парке мы были не одни. На соседней тропе проходила группа туристов, с любопытством разглядывающих статуи. Вблизи одного из фонтанов радовались школьники. В разных местах мы сталкивались со счастливыми молодоженами, которые фотографировались на память.
То там, то здесь уединившиеся жители и гости Питера просто задумчиво всматривались в окружающее великолепие. Здесь так уютно и спокойно. Кто-то сидел на скамейках «в душистой тиши между царственных лип», кто-то пил кофе в маленьком кафе.
А как было бы интересно взглянуть на сад зимой, когда аллеи припорошены снегом, или осенью, которая нарядит все здесь золотой листвой!
Решетка Летнего сада
Летний сад огорожен решеткой, которая в стихах А.Ахматовой именуется «лучшей в мире из оград». Такой эпитет вполне оправдан. Решетка летнего сада сделана из железных звеньев. Говорят, ковали их тульские мастера.
Позолоченные орнаменты расположены по всему периметру ограды.
Решетка крепится к огромным колоннам из гранита. Всего их 36 столбов. А общая длина сооружения 232 метра.
Мы казались совсем маленькими, находясь рядом с оградой парка. И я так и не смогла понять, что есть в этой решетке такого притягательного и даже магнетического, что совершенно не хочется отрывать от нее взгляд.
Скульптуры
Отдельным объектом нашего внимания стали скульптуры летнего сада, которых здесь великое множество.
Рассматривать каждую можно очень долго. Настолько каждый персонаж интересен своей эмоцией или действием.
Чего стоит только скульптура «Амур и Психея». Она одна – отдельная история, миф и судьба.
Скульптура отражает тот момент, когда, согласно мифу, Психея решилась взглянуть на своего мужа, когда он спал. Хотя этого ей делать было нельзя.
Бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря и других великих людей встретились нам по пути.
Удивило и то, что статуи Летнего сада могут запечатлеть не только человека или мифологического героя, но и нечто отвлеченное. Здесь есть такие скульптуры, как «Ночь», «Закат», «Полдень»… Надо же!
Сегодня в парке около 90 скульптур, они являются копиями оригинальных статуй, хранящихся в Михайловском замке.
Памятник Крылову
Одним из самых известных и узнаваемых является памятник баснописцу Крылову.
Мы сразу обратили на него внимание, да и бегающая вокруг детвора эмоционально реагировала при виде знакомых героев басней. Здесь и знаменитая «свинья под дубом», и ворона с лисицей, и «проказница Мартышка»…
Бронзовые фигуры животных расположены на пьедестале. Сам же памятник представляет собой фигуру Крылова: он сидит с открытой книгой в сюртуке на камне, как будто вышел, как и мы, на прогулку. На памятнике краткая надпись: «Крылову. 1855».
Что-то детское хранится в произведениях Крылова, несмотря на всю их серьезную идейность. Наверно, поэтому трехметровый памятник Крылову в летнем саду с металлической оградой расположен в середине детской площадки.
Фонтаны
Какой же парк может обойтись без фонтанов? Свежестью и прохладой веяло и от фонтанов Летнего сада, каждый из которых, как оказалось, имеет свое имя.
На первой площадке мы встретили фонтан, открытый в честь императрицы Екатерины I – «Царицын». Далее красовался «Гербовый» фонтан с резными двуглавыми орлами.
Благодаря своей форме получил название фонтан «Пирамида». «Амфитеатр», «Дельфиновый», «Фаворит» и другие водометы били своими струями и радовали глаз.
В северной части парка располагается водоем с замечательной беседкой,
а в южной — пруд с лебедями.
И еще у южного входа (или выхода) на высоком постаменте установлена огромная мраморная ваза.
Еда и жилье
Обратите внимание! В северной столице множество отелей и гостиниц принимают туристов и путешественников. Для тех, кто желает любоваться из окна номера видами Летнего сада, на берегу реки Фонтанки расположился дизайнерский «Дом Бутик Отель»
Адрес: Гангутская улица, дом 4.
Вкусно перекусить можно в ресторане «Кофейный домик», предлагающего разнообразное меню за приемлемую стоимость.
Свой «Летний сад» появился и у москвичей. Так называется новый жилой комплекс на Дмитровском шоссе в Москве.
Побывав на экскурсиях в Михайловском замке и храме Спас на крови, непременно стоит заглянуть за ограду Летнего сада. Каждый метр этого парка служит живым памятником торжества человека над природой. Не дает прерваться связи поколений и вдохновляет потомков на творческие замыслы и свершения.
Флора
Летний Сад не большой и не маленький. Он расположен почти на 12 гектарах земли (размер 620 на 230 метров). Лежит между самыми известными артериями Санкт-Петербурга: Невским проспектом, набережной рек Мойка и Фонтанка, а также Лебяжьим каналом. Поэтому саженцы удобно было завозить с любой стороны. Первым делом (после осушения земли 1704 года) здесь приживались дубы (одному из них уже 296 лет!), клены (патриарху 200 лет) и разные фруктовые деревья (были выкорчеваны во времена реконструкции 2012 года). В большевистскую эпоху были добавлены тополя, вязы и голубые ели (ну обожали их коммунисты!). С 2012 года Летний Сад постепенно становился домом для других кленов, шпалерных лип (13 000 штук!), 104 представителей ценных пород. А также лещины (с орешками), новых голубых елей, кустов барбариса, калины, бузины и смородины (за ними строго следят садовники – они тоже «декор»). Всего новых кустов 4 000. Взамен погибшего «брежневкого» клумбы пополнило свежее поколение цветов. Фруктовые аллеи восстанавливать не стали – для них тут мало света.
В петровские времена Сад был наполнен «малыми братьями» – имелся Птичник, где помимо безобидных представителей летающих животных и павлинов отдельно содержались еще и всяческие орлы. Пруды под фонтанами были наполнены лебедями. Но это воспоминания.
Интересные факты о скульптурах
Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида
На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.
Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.
Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.
Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.
Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана
Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.
Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.
Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.
Сатурн пожирающий своего ребенка
Скульптура Нимфа Летнего сада
Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.
Памятник Крылову в Летнем саду
В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.
Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.
Так выглядят скульптуры зимой
Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.
Порфировая ваза
История создания
Идея создания Летнего сада в Петербурге принадлежит Петру Первому. В 1704-м российский монарх решил основать блистательный сад с фонтанами и статуями, сравниться с которым могут только загородные резиденции самых могущественных королей Европы. По задумке Петра, каждый гость, оказавшийся в саду, должен был найти что-то поучительное для себя.
Осуществлять идею царя взялись архитекторы, скульпторы и садовники, выписанные из Европы. В Летнем саду были установлены 92 каменные скульптуры, созданные европейскими зодчими, посажены редчайшие цветы и прочая растительность, обустроены роскошные фонтаны.
В течение длительного периода Летний сад имел особый режим — являлся местом проведения официальных (политических и общественных) церемоний. В течение 1710–1714 годов в парковой зоне был возведен первый Летний дворец Петра. Двухэтажное здание, выстроенное по проекту итальянца Доменико Трезини, состояло из 2 кухонь и 14 апартаментов.
В Летнем саду запрещается
- Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
- Ходить по газонам
- Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
- Проводить массовые спортивные мероприятия
- Распивать спиртные напитки
- Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
- Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).
Реконструкция сада: городские споры
Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.
Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.
Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.
Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.
Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.
В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.
Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.
Из истории Летнего сада
Петр был одержим идеей создания в Санкт-Петербурге сада, способного затмить своей красотой Версаль, для использования в качестве своей летней резиденции. С этой целью он сам разработал первоначальный план сада, приказал вырыть каналы для осушения почвы, руководил работами по посадке деревьев и кустарников. В итоге был создан парк с симметричными аллеями и ухоженными насаждениями.
Был выполнен огромный объем работ по мелиорации и ирригации, прорыт канал (Лебяжья канавка) и устроена гавань, куда заходили некрупные суда. Тонны грунта пришлось завезти на территорию сада, прежде чем он стал напоминать образ, о котором мечтал государь. Он распланировал каждый квадратный метр; для каждого дерева, строения и фонтана предусмотрел свое место.
Изначально это должен был быть персональный императорский сад, но впоследствии императрица Елизавета Петровна позволила по воскресеньям гулять здесь прилично одетым посетителям. А посмотреть было на что: помимо симметричных аллей с богатой зеленью, в Летнем саду были построены большой и малый дворцы, цветочные оранжереи. Истинным украшением садовой территории стали фонтаны и мраморные изваяния.
Растения парка
На многих фото Летнего сада в Петербурге запечатлен дуб, которому 300 лет, он помнит еще Петра I. Растению удалось пережить наводнение. В саду есть старые липы, которым около 215 лет, хотя в большинстве парк представлен дубами. Это была идея государя, он высаживал именно эти деревья для нужд будущих поколений.
В период последней реконструкции были проведены масштабные работы по обследованию зеленых насаждений. Выяснилось, что большинство деревьев уже достигли своего критического возраста. В итоге 94 из них срубили и высадили новые растения.
Помимо сохранения старых насаждений, в саду появилось 13 тысяч шпалерных лип. Они были привезены из германского питомника и теперь разделяют боскеты.
Восстановили и Красный сад, то есть Аптекарский огород. Петр I любил, когда к столу подавали свежие овощи, зелень и фрукты, в особенности выращенные недалеко от дома. Интересный факт, что именно на этом огороде вырастили первую картошку в России, которую заказал из Голландии государь. Естественно, на сегодняшний день огород выполняет демонстрационную функцию и создан больше на радость воронам, которые слетаются к нему с закрытием парка, и затем купаются в фонтане.
Великий баснописец
На фоне прочих скульптур выделяется памятник, установленный на гранитный пьедестал. Человек, в одежде более современной, чем у античных изваяний, читает книгу сидя на камне. Это — русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
Как и все инсталляции сада, эта тоже имеет свою интересную историю. Памятник был воздвигнут на собранные пожертвования. Право воздвигнуть сооружение разыгрывалось в конкурсе проектов. Победителем стал архитектор Петр Клодт.
Конкурс проводился в 1848 году, а в мае 1855 состоялось торжественное открытие скульптуры в Летнем саду.
На постаменте можно разглядеть героев из самых известных произведений Крылова