Камбарка

2. История

Впервые район образован 23 января 1924 года в составе Сарапульского округа Уральской области, позднее район был упразднён и включён в состав Сарапульского района. 22 октября 1937 года указом ВЦИК Сарапульский район передан от Кировской области в состав Удмуртской АССР. На основании Указа Президиума Верховного совета РСФСР от 7 марта 1939 года в результате разукрупнения Сарапульского района Камбарский район был образован повторно.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 января 1963 года и от 5 марта 1963 года — Камбарский район был упразднён и его территория разделена между Сарапульским сельским районом и городом Сарапул. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1966 года Камбарский район образован в третий и последний раз.

Экономика

90 % предприятий города работают на грани закрытия, после нескольких этапов сокращений рабочих. Платные мосты усугубляют тяжелое положение жителей района. Закрыты родильное отделение, СЭС, бак лаборатория, военкомат, сокращены стационарные места в больнице. Единственный в городе дом культуры заброшен, решается вопрос о сносе[источник не указан 577 дней].

Реализуется проект по реконструкции предприятия УХО в завод по уничтожению отходов 1,2 класса опасности[источник не указан 577 дней].

Промышленность

Камбарский машзавод

  • Камбарский машиностроительный завод — производство тепловозов, путевых машин для ЖД и метрополитена.
  • Предприятие «Ника-Петротек»- производство химреагента для нефтяников.
  • Предприятие «Гард-Сателлит» — производство металлоконструкций для нефтедобывающей промышленности.
  • Производственно-Коммерческое Предприятие «Дымофф» — производство промышленных дымовых труб и металлоконструкций.
  • ВЧ136 — производство оборудования военно-химического назначения и нефтяной промышленности.
  • В окрестностях города расположено предприятие по уничтожению химического оружия «УХО 1203».
Транспорт

Камбарский паром

Порт Камбарка

Общественный транспорт отсутствует, извозом занимаются частные такси. Через день курсируют микроавтобусы по маршруту Ижевск — Нефтекамск и 1 рейс ежедневно по маршруту Чайковский — Нефтекамск.

Как и весь Камбарский район, город отделён от остальной республики рекою Камой, через которую в 5 км от Камбарки, напротив села Тарасово, действует платный автомобильный мост. С декабря по март дополнительно устанавливается движение по льду реки Камы, в посёлке Кама (Бутыш). Есть дорога на Чайковский. С ноября 2016 года запущены платные автомобильные мосты через Каму и Буй в непосредственной близости от города.

Через Камбарку проходит железная дорога Казань-Екатеринбург, курсируют три пары электропоездов Янаул — Ижевск и 1 пара пригородного поезда Сарапул — Янаул. Из пассажирских останавливаются Москва — Барнаул, Новый Уренгой — Казань и Ижевск — Екатеринбург.

В 9 км от Камбарки, на реке Кама, – Камбарский речной порт (в пос. Кама; принадлежит компании «Мечел»); специализируется на перевалке руд и концентратов металлов (автоматизир. комплекс по перевалке глинозёма), а также угля.

Топонимика города

Улицы Камбарки
  1. Улица Ленина
  2. Улица Советская
  3. Улица Первомайская
  4. Улица Карла Маркса
  5. Улица Азина (у местных жителей так называемый Большой прогал)
  6. Улица Декабристов
  7. Улица Свободы
  8. Улица Труда
  9. Улица Свердлова
  10. Улица Никиты Манохина
  11. Улица Гоголя
  12. Улица Матросова
  13. Улица Вокзальная
  14. Улица Суворова
  15. Улица Новая
  16. Улица Нагорная
  17. Улица Северная
  18. Улица Дорожная
  19. Улица Лермонтова
  20. Улица Баржевиков
  21. Улица Пограничников
  22. Улица Юрия Курягина (бывшая Октябрьская, переименована в честь Юрия Курягина, жившего на этой улице)
  23. Улица Заводская
  24. Улица Молодёжная
  25. Улица Восточная
  26. Улица Дружбы
  27. Улица Интернациональная
  28. Улица Мало-Зелёная
  29. Улица Экипажная
  30. Улица Демидова
  31. Улица Запрудная
  32. Улица 40 лет Октября
  33. Улица 45 лет Победы
  34. Улица В/б 136
  35. Улица Гагарина
  36. Улица Герцена
  37. Улица Декабристов
  38. Улица Доватора
  39. Улица Железнодорожная
  40. Улица Камская
  41. Улица Кирова
  42. Улица Красная
  43. Улица Лазо
  44. Улица Ломоносова
  45. Улица Луговая
  46. Улица М. Горького
  47. Улица Маяковского
  48. Улица Мичкова
  49. Улица О. Кошевого
  50. Улица Озёрная
  51. Улица Партизанская
  52. Улица Подлесная
  53. Улица Пролетарская
  54. Улица Пугачёва
  55. Улица Пушкина
  56. Улица С. Разина
  57. Улица Сосновый бор
  58. Улица Чапаева
  59. Улица Чернышевского
  60. Улица Южная
Переулки Камбарки
  1. Школьный
  2. Комсомольский
  3. Некрасовский
  4. Островской
  5. Пионерский
  6. 8-е марта
  7. Станционный
  8. Песчаный
  9. Маяковского
  10. Прудовской
  11. Уральский
  12. Клубный
  13. Лесной
  14. Мало-Зелёный

Камбарка

Камбарка

Персональные новости

Bigpot.news

Russian.City

— новый бренд от федеральной интернет-платформы Russia24.pro (в содружестве с сайтом 123ru.net) – мгновенная публикация новостей в Камбарке и в любом городе, онлайн, бесплатно, 24/7 при участии BigPot.News.Russian.City (Города России) — технологичный агрегатор региональных новостей России в адаптивном календарном формате на основе новейшей авторской информационно-поисковой системы RU24.net с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора, тематического таргетинга и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public.

Russian.City

— ваши оперативные новости, частные объявления, работа, знакомства, аренда и другое инфо онлайн 24/7, посуточно в любом уголке России, в том числев Камбарке сегодня и сейчас совместно с уже популярными проектами Moscow.Media, News-life.pro, SportsWeek.org, Life24.pro и . Присоединяйтесь к нам онлайн в России, в Украине, в Беларуси, в Абхазии, в мире.

Опубликовать свою новость в Камбарке можно мгновенно — здесь.

Moscow.media

Life24.pro

Другие новости сегодня

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)

Агрегатор новостей 24СМИ

Зеленский в Украине и мире

Агрегатор новостей 24СМИ

Лукашенко в Беларуси и мире Камбарка на Russian.city

News Every Day

Бывший промышленный центр

Знакомство с этим малым городом Удмуртии советуем начинать с пруда, который делит Камбарку на две части. Пруд был необходим в то время для любого завода, поскольку являлся главным источником энергии для производственных механизмов. И поскольку история Камбарки — это история завода, то фактически город начался с пруда.

Правда, официальная история начинается раньше, что позволяет Камбарке отсчитывать свой возраст с 1741 года — на целых 20 лет раньше основания Ижевска. Именно в 1741 году уральский горнозаводчик Акинфий Демидов купил у обитавших здесь башкир участок земли за пять золотых рублей. В 1760-м Берг-коллегия разрешила построить здесь две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса.


Акинфий Демидов Старший сын основателя знаменитой династии, Акинфий, был в отца — смел, предприимчив, искусен как в инженерном и горном деле, так и в придворных интригах. Горно-металлургическая империя Демидовых к моменту его смерти насчитывала уже 25 заводов, 17 из которых построил Акинфий. Именно он начал добывать на Урале, Алтае и в Сибири, помимо железа, ещё и малахит, медь, магнит и, конечно, драгоценные металлы.

Название же будущий город получил, по одной из версий, если не в связи с прудом, то с названием реки, которая его питала, — Камбарки. По другой версии, город (и река, очевидно) получили имя от башкирского рода Канбар, владевшего этими землями.

Сам Акинфий Демидов не увидел результатов своих трудов — он скончался через пять лет после выкупа земель и завод строили его дети. Кстати, Демидов умер на Каме — не очень далеко от Камбарки — в селе Икское Устье Мензелинского района. Строительство Камбарского завода завершилось в 1767 году.

Завод начинал с литья железа, а к началу XX века уже специализировался на транспорте — строил тарантасы — и с 1919 года переименовался в Камбарский экипажный завод. И транспорт стал главной продукцией предприятия на долгие годы.

Постепенно завод расширялся, а вместе ним рос и заводской посёлок. Четвёртого июля 1945 года Камбарка получила статус города. В советское время он был хоть и небольшим по размерам, но самым настоящим промышленным центром. Местный машиностроительный завод выпускал изделия под маркой «ТУ». Но не реактивные самолёты Андрея Туполева, а «Тепловозы Узкоколейные». Они были предназначены для железных дорог с расстоянием между рельсами 0,75 метра (это ровно в два раза меньше стандартной железнодорожной колеи).

В былые времена камбарские тепловозы были незаменимы для вывоза по узкоколейкам древесины, торфа, руды и даже для перевозки пассажиров. Не считая детских железных дорог, в России до сих пор действует 41 такая линия. А по одной из четырёх сохранившихся пассажирских узкоколеек — Алапаевской — даже ходят плацкартные вагоны со спальными местами!

В своё время по всему СССР из Камбарки разлетелись многие тысячи узкоколейных тепловозов марки «ТУ», а несколько сот таких машин даже отправились на экспорт в зарубежные страны. Кстати, тепловоз «ТГМ40» (модификация узкоколейного тепловоза для широкой колеи) в 1983 году был награждён золотой медалью на международной выставке в Лейпциге.

Однако в связи с массовой ликвидацией узкоколеек произошло обвальное падение спроса и на продукцию завода. Последние выпущенные в Камбарке 32 тепловоза «ТУ-10» сегодня все до единого трудятся на детских железных дорогах нашей необъятной страны.

Город от болота до моста

В описаниях Камбарки вполне серьёзно сказано о том, что это единственное место в Удмуртии, где растёт таёжная мелкоплодная клюква. Ещё более интересно то, что являющееся памятником природы знаменитое клюквенное болото расположено прямо на территории города, а именно на восточной его окраине. Центральная улица Ленина подковой огибает это болото.

Вторая важнейшая достопримечательность Камбарки — это уже упомянутый нами мост через Каму. Дорога к нему начинается на противоположном — западном краю города. Сам мост имеет протяжённость около километра.

Знатокам истории и архитектуры наверняка будут интересны сохранившиеся в Камбарке построенные на рубеже XIX–XX веков дома купцов Ширшова и Вавилова, а также дом последнего хозяина железоделательного завода Кондюрина. 

В 1855 году Камбарку посетил знаменитый русский писатель Михаил Салтыков-Щедрин, который в течение восьми лет был советником губернского правления и по долгу службы исколесил всю Вятскую губернию. Напомним, Михаил Евграфович является одним из четырёх официальных претендентов (наряду с Гоголем, Карамзиным и Вяземским) на авторство крылатой фразы: «В России две беды: дураки и дороги».

До Октябрьской революции и в первые годы после неё Камбарка была довольно важным провинциальным центром, так что в годы Гражданской войны часто становилась место действия заметных (в региональном масштабе) событий. Так, в сентябре 1918 года, во время Ижевско-Воткинского восстания, рабочих на сторону восставших в полном составе перешёл красноармейский гарнизон Камбарки. После подавления этого восстания, с декабря 1918 года до марта 1919 года, именно здесь находился штаб знаменитой «Железной» 28-й дивизии РККА под командованием Владимира Азина (настоящие имя и фамилия — Вольдемар Азиньш). О 24-летнем начдиве, одном из первых кавалеров ордена Красного Знамени, ещё при жизни складывали легенды. Но он и прожил всего до 25 лет — попал в плен к белоказакам и был казнён.

Напомним, восставшие рабочие Ижевского и Воткинского заводов удерживали значительную часть территории нынешней Удмуртии в период с 8 августа по середину ноября 1918 года. В память об этих событиях и в Ижевске, и в Камбарке есть улицы имени латыша Азина. 

В большинстве описаний каких-либо городов и весей приводится рассказ об их уроженцах, добившихся всероссийской, а то и всемирной известности. К сожалению, городок Камбарка и Камбарский район столь малы, что могут похвастаться лишь немногими подобными примерами.

Так, Виктор Балакин, выходец деревни Балаки Камбарского района, с 2001-го по 2010 год был мэром столицы Удмуртии. Уроженец города Камбарки Юрий Бузилов — выдающийся советский учёный, член-корреспондент ВАСХНИЛ. Одна из улиц Ижевска носит имя родившегося на камбарской земле, в селе Ведрец, Николая Короткова. Это очень известный и весьма уважаемый в республике инженер-строитель, чьи заслуги, помимо прочего, отмечены званием Героя Социалистического Труда.

«Я буду вашим продавцом»

— Когда глава Удмуртии Александр Бречалов вступил в должность, 6 сентября он приехал в Камбарку и сказал «Я буду главным вашим продавцом», — вспоминает Сергей Томашевич. — И все депутаты и общественники, которые собрались в актовом зале, могут подтвердить его слова. Вот наглядный пример, как он продает Камбарский район за 5 миллиардов. Мы не против, чтобы Камбарский район развивался, но дайте нам мирное производство, не ядовитое. Кто сейчас будет нашу продукцию покупать? Кто купит камбарское молоко?

13 июня в Камбарке проходили рабочая встреча с рабочей группой Общественной палаты Удмуртской Республики и представителями РосРАО. Камбарякам рассказали, что утилизировать будут люминесцентные лампы, батарейки, масла и покрышки, точного списка веществ не предоставили, как не рассказали и о технологиях. К местным жителям на обсуждение вышли без проекта и техусловий. 1 октября 2019 года объект УХО уже собираются передавать Росатому.

Полномочий местного самоуправления хватило бы, чтобы запретить сжигание на территории района опасных отходов. Но коллеги-депутаты боятся созвать внеочередную сессию, чтобы обсудить такой запрет. Из 29 мест в Совете депутатов муниципального образования «Камбарский район» 19 принадлежит «единороссам».

— Большинству депутатов районного и городского советов интересы избирателей, извините, до лампочки, — заключил Юрий Поддубский, — а тех, кто подписался под обращением провести внеочередную сессию начинают «обрабатывать» угрозами, подтасовкой фактов, чтобы депутат отозвал свою подпись.

22 июня в Камбарке прошел митинг. Бюджетникам, сотрудникам объекта УХО и чиновникам начальство запретило появляться на публичном мероприятии под угрозой увольнения. «Топтуны» переписывали участников. Однако организаторы собрали 2333 подписи против уничтожения опасных отходов и приняли резолюцию с разумными и справедливыми требованиями.

От госсовета Удмуртской Республики, главы и гравительства Удмуртии камбаряки потребовали провести референдум среди жителей Удмуртии по вопросу размещения на территории МО «Камбарский район» производственно-технического комплекса утилизации опасных отходов, а до проведения референдума наложить мораторий на реализацию в Камбарке постановления Медведева.

Камбаряки просят запретить ввоз радиоактивных отходов, промышленных отходов, твердых бытовых и других отходов с территории других регионов, а также иностранных государств. В самой Удмуртии образуется чуть более 4 тыс. тонн отходов первого и второго класса опасности. Эта информация справочно приведена в Территориальной схеме обращения с отходами в Удмуртской Республике.

— О чем думало правительство, когда принимало такое решение? — возмущается Юрий Поддубский. — Что им люди в ладоши хлопать будут?

К местным жителям присоединились активисты из Ижевска, Сарапула, Удмуртской Республики, Нефтекамска Республики Башкортостан и Чайковского Пермского края.

В действия активистов вмешиваются удмуртские власти. Во время поездки на слушания ижевчан «вели» сотрудники ДПС, и остановили их при выезде из Ижевска.

— Мы ехали на слушание и за нами ехала машина патрульных с самого Ижевска (видео с камеры установленной в машине это зафиксировало), — рассказал Properm.ru ижевский активист Дмитрий Морозов. — При задержании дотошно обыскивали машину, проверяя каждый фантик по 10 минут — все это есть на видео. Когда мы попросили их поторопиться, они начали отвечать агрессией. Освободили они нас сразу как выложенная в интернет информация о задержании дошла до большого (около 8 тыс. суммарно) количества людей — их это напугало, скорее всего и мы все-таки успели.

5 июля митинг прошел в Ижевске. Собрались около тысячи человек.

«Призываем другие города: Саратов, Курган, Киров и Шиес присоединиться к нам и создать единый федеральный протест», — написал Дмитрий Морозов на своей странице Вконтакте.

Рыбка на удочке, снегирь на ветке

С берега Камбарского пруда забросили удочки местные жители. В ведрах блестит щеклейка — маленькая неприхотливая рыбешка, готовая обманываться на тесто.

— Вы сами эту рыбу едите? — спрашиваем женщину.

— Да, — вытирает лоб платком Алевтина.

— А не опасно? — вопрос о рыбе, выловленной из пруда, не вызвал удивления. Даже не переспросила, что имели ввиду.

— Так кто ж знает, никто не проверял, но едим… Когда люизит сжигали, ерш исчез и снегири пропали, а сейчас снова появились.

— А вы знаете о том, что в Камбарке будут утилизировать опасные отходы?

— Да, я поставила свою подпись против.

— Травили нас, травили, и вот, снова, — подключился еще один рыбак Павел, — нафига нам эта химия. Я за то, чтобы не было завода. За кустами вон вагончик (лаборатория забора проб — Properm.ru) стоит, когда уничтожали, писали, что все в порядке. А ерш и окунь ушли.

Для обычных камбаряков данные по превышению ПДК — цифры мутные. Они привыкли читать природу: снегирь вернулся, рыба пришла, значит, Камбарка чище стала.

Город Камбарка похож на многочисленные в Удмуртской Республике города-заводы с плотиной. Градообразующее предприятие Камбарский машиностроительный завод основан Демидовыми как железоделательный. Последняя продукция машиностроителей — тепловозы. Камбарские тепловозы тянут вагоны на узкоколейках и детских железных дорогах.

Камбарский машиностроительный завод

По берегам пруда Камбарка прирастала частными домами. Населяет город около 10 тыс. жителей, район — 17 тыс. Вблизи Камбарки много городов: в 30 км напрямую Чайковский (Пермский край), в 19 км башкирский Нефтекамск, в 5 км пос. Амзя. Выше по течению Камы старинный купеческий Сарапул.

Через Камбарку проходит железнодорожная ветка Казань — Екатеринбург. С ноября 2016 года запустили движение по автомобильным мостовым переходам через Каму и Буй, правда, за плату. Местным жителям глава Удмуртии Александр Бречалов скидок не сделал.

Влево уходит железнодорожная ветка на УХО

В 1941 году в Камбарку передислоцировали 136 центральный склад Наркомобороны СССР. В этом же году на склад стали поступать боевые отравляющие вещества. С 1950 годов в Камбарке хранили 6349 тонн люизита, 15,9% всех запасов в СССР.

Вместо урока химии: люизит — смесь изомеров β-хлорвинилдихлорарсина (α-люизита), бис-(β-хлорвинил) хлорарсина (β-люизита) и трихлорида мышьяка. После утилизации остаются соли мышьяка. Мышьяк с зеленоватым оттенком.

С 1995 года на территории складов начали строить объект по уничтожению химического оружия (УХО). Треть расходов взяла на себя Германия. С 2005 по 2009 годы методом щелочного гидролиза и термической обработки были уничтожены все запасы люизита. На территории объекта УХО остался шлам, содержащий мышьяк.

«Пережили химию, переживем и отходы»

— Не все камбаряки против утилизации, — отмечает Юрий Поддубский. — Есть те, кто говорит: «Пережили химию, переживем и отходы». Заметна инертность: «А что мы сделаем, раз Москва решила». Таких людей приходится переубеждать. Мы им говорим: «А где ваши дети и внуки? Почему вы о них не думаете?»

К третьему часу асфальт на улицах Камбарки прогрелся, стало пыльно и душно. Пытаемся разговорить прохожих.

— Уничтожался люизит, все было прекрасно и нормально, никто не возмущался, — завязался разговор со Светланой. Она в темных очках и на коляске. Рассказала, что из-за несчастного случая. — Говорят, из-за этого начался рак. Мне кажется, это неправда, рак везде сейчас прогрессирует. А сейчас мусор. Мусор — это же обычное дело, но все взбунтовались, никто не хочет, чтобы здесь был этот завод. Это было бы хорошо, если бы появилась дополнительная работа для населения Камбарского района. Меня возмущает, что в Камбарке нет работы.

— На этом производстве понадобились бы химики. Думаете, у вас найдется столько химиков?

— Конечно. Я сама химик, работала на заводе.

— Вы работали на уничтожении люизита?

— Да, с самого начала.

— Вы же понимаете, что его уничтожали на месте, потому что вывозить нельзя. А мусор-то необязательно привозить в Камбарку.

— Не обязательно. Но я считаю, что вредное воздействие утилизации мусора преувеличено. Я за то, чтобы была работа. Мужикам негде работать.

— Думаете, они будут готовы на грязную работу?

— А как нет, семьи-то кормить надо.

В этом здании находится администрация района, города и советы депутатов

В прохладных и полусонных кабинетах администрации удалось найти лишь главу МО «Камбарское» Николая Шулепова.

— Если объект УХО забросят, то не будет рекультивации почв и уничтожения того, что там есть, — поделился мнением глава Николай Шулепов. — Когда будет перепрофилирование, первым условием станет полная рекультивация вплоть до того, чтобы в зданиях оставить одни стены, землю снести до полуметра-метра. Пусть специалисты определят, что там делать. Хуже будет, если все забросят.

— А вы были на митинге? На митинге камбаряки смогли выразить свое мнение по поводу перепрофилирования. Что вы думаете о собрании горожан?

— Каждый гражданин имеет право выразить свое мнение, но я считаю, что должен быть опрос, чтобы 100 процентов жителей могли высказать свое мнение. Там было 300 человек, я проходил и смотрел, но жителей-то 9 тыс.

— Тогда нужен референдум?

— Возможно и такое. Пусть тогда те, кто инициирует митинги, проведут референдум и выяснят, что жители думают.

«Остров Камбарка»

В самый маленький город Удмуртии всегда было сложно добраться на автотранспорте. Летом нужно было стоять в очереди на паром через Каму. Зимой на реке действовала ледовая переправа. Ну а в межсезонье, когда паром уже не работал, а лёд на переплаве был ещё тонок, добираться до города приходилось в объезд через соседний Пермский край. Из-за таких сложностей местные жители называли свой город «островом Камбарка».

Эта проблема была решена четыре года назад, когда наконец были построены мосты через реки Каму и Буй, которые связали Камбарку с «большой землёй». Правда, мост был построен по концессионному соглашению, а оно не предусматривает бесплатного проезда даже для камбаряков. Проезд недёшев — 270 рублей в одну сторону на легковом автомобиле по Камскому мосту и 180 рублей — по мосту через Буй. Так что жители Камбарки, не отличающиеся высокими доходами, летом по-прежнему предпочитают паром, а зимой — переправу.

Впрочем, в Камбарку можно не только доехать на автомобиле или доплыть. В городе, который долгое время выпускал железнодорожную технику, конечно же, есть железнодорожное сообщение. Например, здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!

здание железнодорожного вокзала построено по типовому проекту великого архитектора Алексея Щусева — того самого человека, который создал в Москве Мавзолей В. И. Ленина, а также увековеченный в романе «12 стульев» ЦДК железнодорожников, ну и, конечно, известное почти каждому жителю Удмуртии здание Казанского (а тогда Рязанского) вокзала российской столицы!

Станция Камбарка находится на линии, соединяющей Москву с Уралом и Сибирью. Из многочисленных проходящих через город поездов дальнего следования здесь останавливаются три: Ижевск — Екатеринбург, Москва — Барнаул и Казань — Новый Уренгой

Примечания

  1. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 г. — www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/IssWWW.exe/Stg///::|tabl-23-10.xls
  2. 12База данных муниципальных образований — www.gks.ru/dbscripts/munst/munst94/DBInet.cgi. Росстат.
  3. Удмуртская республика: Энциклопедия / Гл. ред. В. В. Туганаев. — Ижевск: Удмуртия, 2000. — С. 14. — 800 с. — 20000 экз. — ISBN 5-7659-0732-6
  4. Справочник по административо-территориальному делению Удмуртии / Составители: О.М.Безносова, С.Т.Дерендяева, А.А.Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995. — С. 439. — 744 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7659-0425-4
  5. Справочник по административо-территориальному делению Удмуртии / Составители: О.М.Безносова, С.Т.Дерендяева, А.А.Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995. — С. 321. — 744 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7659-0425-4
  6. Справочник по административо-территориальному делению Удмуртии / Составители: О.М.Безносова, С.Т.Дерендяева, А.А.Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995. — С. 325. — 744 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7659-0425-4
  7. Административно-территориальное устройство // Удмуртская республика: Энциклопедия / Гл. ред. В. В. Туганаев. — Ижевск: Удмуртия, 2000. — 800 с. — 20000 экз. — ISBN 5-7659-0732-6
  8. 12 Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года — www.gks.ru/bgd/regl/b09_109/IssWWW.exe/Stg///::|d01/tabl-21-09.xls
  9. Всероссийская перепись населения 2002 года. Численность населения России и ее территориальных единиц по полу. — demoscope.ru/weekly/ssp/rus02_reg1.php
  10. 12 Население Удмуртии
  11. 12Камбарский район — www.gfi-udm.ru/ru-ru/sverkhu/karta_udmurtii/detail.htm?itemid=356257. Аппарат Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике.
  12. 12Устав муниципального образования «Камбарский район» — zakon.scli.ru/ru/legal_texts/list_statutes/index.php?do4=document&id4=2010d14a-f9af-4afb-a52a-ade8fcf7e0ef (в ред. решений Камбарского районного Совета народных депутатов от 07.06.2006 № 4, Камбарского районного Совета депутатов от 20.02.2007 № 24, Совета депутатов муниципального образования «Камбарский район» от 29.05.2008 № 116, от 30.09.2009 № 245).
  13. Камбарский район — www.udmgossovet.ru/samoupravlenie/regions/kambarskiy/. Госсовет УР.
  14. Исполнение консолидированного бюджета района за 2009 год — www.udmgossovet.ru/samoupravlenie/regions/kambarskiy/pasport/isp__byudzheta_za_2009_god.doc. Госсовет УР.
  15. Учреждения социальной сферы — www.udmgossovet.ru/samoupravlenie/regions/kambarskiy/pasport/uchrezhdeniya_sotsialnoj_sfer.doc. Госсовет УР.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector