Административно-территориальное деление калмыкии

Элиста современная

Чтобы понять «какая» Элиста на самом деле, чем живут, и дышать сегодня её жители нужно обязательно посетить район Сити-Чесс. Не многие знают, что прототипом проекта этого района стали Нью-Васюки Остапа Бендера из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Строился City Chess в 1998 году для проведения Всемирной Шахматной Олимпиады. Кстати здесь есть памятник Остапу Бендеру, а также коттедж, который был подарен Стивену Сигалу. Когда же помпезное мероприятие закончилось, то Шахматный город остался стоять, радуя местных жителей и гостей Элисты. Что сейчас происходит в Сити-Чесс? В основном там расположены рестораны, спортивные клубы и офисные помещения. Есть тут и коттеджи, а также православный храм, наличие которого подтверждает, что в Элисте уважают все мировые религии. Отель «Шахматный город» в 2001 году был признан лучшим отелем Восточной Европы. В этом интереснейшем месте побывали многие знаменитые люди, среди которых Стивен Сигал, Чак Норрис, София Ротару. Шахматный город лучше осматривать пешком, поскольку скорость движения транспорта тут ограничена до 20 км в час. Тут каждый коттедж имеет своё тематическое название, например, Ферзь или Белая Ладья. Площадь же носит имя покровительницы шахмат Каиссы ( в одной из английских поэм бог Марс смог добиться любви дриады Каиссы, только после того, как изобрёл шахматы).

Сегодня в City Chess проводятся форумы, конференции, выставки, симпозиумы, причём не только отечественного уровня, но и международного. Есть здесь и Музей шахмат. Даже при строительстве Дворца шахмат калмыки не забыли о своих традициях. Шахматный дворец выполнен в виде традиционной калмыцкой кибитки.

Кстати об уважении жителей Элисты к своему городу говорит следующий факт. На главной площади города имеется шахматная доска, которую выполнили в пропорции один к ста по сравнению с обычной доской. На этой огромной шахматной доске стоят большие шахматные фигуры, дабы каждый желающий мог сыграть партию. И эти фигуры никто не крадёт на сувениры. Они стоят под открытым небом и днём и ночью, без какой-либо охраны. Жителям других городов стоило бы поучиться у жителей Элисты любить и беречь свой город.

«Элиста в» плане креатива и творчества даст 100 очков вперёд многим другим городам. Здесь круглый год проводится множество фестивалей, среди которых: джазовые, театральные, кинофестивали, кулинарные, народные, спортивные, опен-эйры.

Калмыцкие кулинарные фестивали, например, знакомят людей не только с местной кухней, но также позволяют ближе прикоснуться к национальным традициям. Так для развлечения гостей проводятся такие калмыцкие забавы, как перетягивание шкуры барана, борьба на мизинцах. Проводятся мастер-классы по калмыцкой вышивке и валянию из войлока. Обязательно проходит и чайная церемония на калмыцкий лад. Местный рецепт приготовления чая далёк от классического. Здесь в чай добавляют шкварки из бараньего жира, бараний бульон, муку из обжаренных зёрен ячменя. Дело в том, что суровая жизнь калмыцких кочевников требовала быстрой горячей пищи, которая могла бы хорошо насыщать и мгновенно восстанавливать силы. Чай здесь чем-то даже напоминает суп.

Самый известный калмыцкий чай — это джомба. Его дегустировал даже великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, о чём сказано в его дневниках «Путешествие в Арзрум». В состав джомбы входят такие ингредиенты:

  • Вода;
  • Зелёный чай;
  • Молоко;
  • Соль;
  • Лавровый лист;
  • Чёрный перец;
  • Мускатный орех;
  • Корень аира или дягиля;
  • Сливочное масло.

Готовят такой чай не в чайнике, а в кастрюле. А также на кулинарном фестивале угощают национальными супами, название которых звучит как дотур и махан. На второе предлагают бериги – калмыцкие пельмени, лапшу хурсн махн, семджин из печени.

Поля тюльпанов и цветочный фестиваль


Поля тюльпанов и цветочный фестиваль.
5

Жители богатой на природные чудеса республики Калмыкии умеют тонко чувствовать красоту. Из обыденного, казалось бы, природного явления – цветения тюльпанов – они сделали настоящее событие, ежегодный фестиваль цветов. Проходит он всегда в апреле, когда поля буквально усеяны тюльпанами разных расцветок – красными, белыми, желтыми. Вблизи полей разбивают экологические стоянки, обустраивают этнические кафе.

В программу развлечений входят:

  • Музыкальные концерты;
  • Конные прогулки;
  • Полеты на дельтапланах;
  • Лекции и беседы.

Считается, что только на территории Калмыкии тюльпаны произрастают в естественных условиях, без вмешательства человека. Несмотря на охранный статус, некоторые виды тюльпанов стремительно исчезают. Рвать цветы, разумеется, запрещено, вредить им как-то иначе (например, ездить через поля на автомобиле) тоже.

Местные рассказывают, что в степи можно встретить также уникальный черный тюльпан. Если такое случится, касаться его нельзя, нужно просто загадать рядом с ним желание, и оно сбудется.

Адрес: Уралан, Республика Калмыкия, Россия.

Большое Яшалтинское озеро


Большое Яшалтинское озеро.
3

Водоем находится в одноименном районе Калмыкии и издавна славится целебными свойствами. Другое его название – Солёное озеро или Шавур-Толга. Озеро имеет форму чаши, площадь составляет 40 км. Уровень минерализации различается в зависимости от времени года.

Уникальная грязь Большого Яшалтинского озера используется для лечения множества недугов, например, опорно-двигательного аппарата, кожи, нервной и половой систем. На территории оборудованы грязелечебницы. Оставаться в озерной воде разрешено не более 20 минут, иначе соль может вызвать кожный ожог. 

Среди достопримечательностей озера – остров тюльпанов. Цветами можно любоваться, но ни в коем случае не рвать: выпишут штраф, да и цветы погибнут зря. Преобладают тюльпаны красных и желтых тонов.

Также в окрестностях озера и острова обитают табуны диких лошадей. Покататься на них не получится, а вот на прирученных домашних конях – без проблем. Конная прогулка по степным просторам – шанс познакомиться с калмыцкой природой и ощутить себя настоящим кочевником.

Адрес: Большое Яшалтинское, Калмыкия, Россия.

Население

Населённые пункты

Название Административное значение Численность
Элиста Столица республики 109,3
Лагань Районный центр Лаганского района 14,1
Троицкое Районный центр Целинного района 10,3
Городовиковск Районный центр Городовиковского района 9,8
Яшкуль Районный центр Яшкульского района 7,4(2003)
Садовое Районный центр Сарпинского района 5,9(2003)
Малые Дербеты Районный центр Малодербетовского района 5,8(2003)
Цаган-Аман Районный центр Юстинского района 5,9(2003)
Большой Царын Районный центр Октябрьского района 5,1(2003)
Приютное Районный центр Приютнинского района 5,8(2003)
Яшалта Районный центр Яшалтинского района 4,85

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана

Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул

Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

 

Общие сведения и история Элисты

Элиста – это город, который существенно отличается от многих других населенных пунктов России. Во многом это связано с его историей. Несмотря на то, что официально он был основан давно, в 1865 году, но реальная значимость его была слишком мала вплоть до прихода советской власти.

Если в иных российских городах привычны такие достопримечательности, как старинные храмы, крепости и другие подобные, то здесь самое старое здание – небольшой кирпичный домик, так называемая Красная школа, которая была построена в начале прошлого века.

Большевики первыми начали в этой местности масштабные работы. Здесь были возведены достаточно быстро многие культурные официальные и бытовые строения, после чего, в 1930 году бывшее село было переименовано в город.

Элиста расположена на юге России, посреди бескрайних калмыцких степей, на расстоянии 1250 километров от столицы нашей Родины.

Географическое положение[править | править код]

Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяженность территории с севера на юг — 640 км, с запада на восток — 480 км. В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке — Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км.
Граничит Калмыкия на юге со Ставропольским краем, на юго-востоке — с Республикой Дагестан, на севере — с Волгоградской областью, на северо-востоке — с Астраханской областью, на западе — с Ростовской областью.

По административно — территориальному делению, принятому в Российской Федерации, регион Калмыкии имеет официальное наименование — Республики Калмыкия с административным центром в г. Элисте. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. кв. км., что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды. Республика находится на юго-востоке европейской части Российской Федерации. Ее координаты составляют 44о50 и 40о10 восточной долготы и 41о 40 и 47о35 северной широты. Протяженность территории республики с севера на юг 448 км., а с запада на восток — 423 км.
На территории Калмыкии условно выделяются три природно-хозяйственные зоны: западная, центральная и восточная. Западная зона охватывает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная зона — территории Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского районов, восточная — территории Октябрьского, Юстинского, Яшкульского, Черноземельского и Лаганского районов. Наиболее благоприятной по почвенно-климатическим условиям является западная зона.
Весьма крупной специфической территорией восточной зоны являются так называемые Черные земли.
С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в ее южной части находятся Черные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть ее территории, являются равнины.
Климат республики резко континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с большими холодами. Континентальность климата существенно усиливается с запада на восток. Средние температуры января по всей республике отрицательные: от −7о…-9о в южной и юго-западной ее части до −10о … −12о на севере. Самые низкие температуры иногда достигают −35о и выше в северных районах. Особенностью климата является значительная продолжительность солнечных дней в году — 280. Продолжительность теплого периода составляет 240—275 дней. Средние температуры июля составляют 23,5о — 25,5о. Абсолютный максимум температуры в жаркие года достигает 40о — 44о.
Повышение температуры воздуха наблюдается с севера на юг и юго-восток территории республики. В зимний период бывают оттепели, в отдельные дни — метели, а иногда образующийся гололед наносит ущерб сельскому хозяйству, вызывая обледенение травостоя пастбищ и озимых культур.
Специфической особенностью территории республики являются засухи и суховеи: летом бывают до 120 суховейных дней. Регион является самым засушливым на юге европейской части России. Годовое количество осадков составляет 210—340 мм. По условиям влагообеспеченности в республике выделяются четыре основных агроклиматических района: очень сухой, сухой, очень засушливый, засушливый.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана

Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул

Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

 

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

 

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Численность и состав населения Элисты

Первые статистические данные с момента основания о численности населения российского города появились в далеком 1880 году. На то время в селе Элиста были зарегистрированы 331 человек. Со временем населенный пункт стал уверенно разрастаться и активно развиваться. Уже через 8 лет здесь назвали численности в 3 раза больше первоначально живших людей.

Отметку в 10 000 человек город отметил в 30-е года 20 века. В 1973 году официальные данные смоги назвали цифру 50 000 жителей в столице Калмыкии. Причину скачка можно объяснить тем, что люди в послевоенное время стали возвращаться на свою землю. Здесь стала развиваться промышленность, открываться заводы и различные предприятия, что сподвигло людей из ближайших сел, деревень и небольших городов перебираться на постоянное место жительство в столицу Калмыкии. А уже 1980 году число людей, постоянно проживающих на территории Элисты, перевалило отметку в 100 000 человек. Высокий темп роста численности населения объясняется правильно выбранным курсом развития, который стал быстро набирать обороты.

Последние актуальные данные были предоставлены на дату 1 января 2017 года. На эту дату в городе назвали официальную цифру более 103 тысяч человек. Значит, согласно статистике, Элиста занимает 166 строчку в рейтинге страны по численности населения. На сегодняшний день это единственное место на территории Калмыкии, где проживает более ста тысяч человек.

Данные о составе нации в этом городе собираются с начала 1939 года, а не с момента его основания. Факты говорят о том, что в то время здесь проживало всего чуть больше семнадцати тысяч человек. Преобладающее число местных жителей составляли русские люди. Их насчитывалось около 13 тысяч или 75% от общего числа проживающих людей. Второе место занимал коренной народ, который назывался калмыки, составлял лишь 20%. Оставшиеся 5% жителей складывался из таких народов, как:

  • украинцы;
  • армяне;
  • казахи.

С быстрым приростом численности города начинает меняться процентный состав нации. В 2010 году здесь уже называется цифра более 103 тысяч человек. Согласно фактам здесь живет:

  • 65% или более 68 тысяч калмык;
  • 25% или менее 26 тысяч русских;
  • 10% остальных национальностей. Преобладающее большинство осталось за украинцами, казахами и армянами.

Любопытно, но информация об Элисте подтверждает, что в 2010 в городе было официально зарегистрировано 309 цыган.

Одним из самых значимых и страшных событий в истории города называют массовое заражение ВИЧ, которое произошло среди местных жителей.

Элиста имеет небольшие размеры, но, несмотря на это здесь открыты различные научно-исследовательские институты, а также высшие учебные заведения, профильные колледжи и техникумы. Сегодня в разных участках города работают в полную силу 6 филиалов, которые принадлежат к университетам федерального уровня. Открыт Калмыцкий государственный университет. На территории города находятся больше 20 школ и различных гимназий. Факты об Элисте говорят, что на культурное развитие города оказывают большое влияние буддизм, традиции и шахматы.

История Калмыкии и калмыков

История калмыков как народа начинается с конца 16 века, когда племена ойратов разделились на три части, одна из которых переместилась из Центральной Азии на территорию современной республики Калмыкии, где и закрепилась в составе России в 1609 году.

Первое время сопровождалось частыми войнами, в том числе междоусобными, изменениями границ и кочевническими передвижениями. Периодически калмыки присягают на верность России, но часто нарушают соглашения, нападая на русских. Но примерно с конца 18 века начинается спокойная жизнь в составе России.

В 1917 году была образована так называемая Степная Область калмыцкого народа, а в 1920 году – Калмыцкая Автономная Область, которую через 15 лет преобразовали в Калмыцкую АССР.

1943 год был одним из самых мрачных в истории калмыки – Калмыцкая АССР упраздняется, её территория отходит к Астраханской области, а практических всех калмыков депортируют (в основном в Сибирь).

Лишь через 14 лет калмыки вновь возвращаются на родину, а в 1958 году восстанавливается Калмыцкая АССР, которую в 1992 переименовали в Республику Калмыкия.

Состояние инфраструктуры

Всем известный общественный деятель Кирсан Илюмжинов давал в свое время обещания радикально улучшить состояние дорожного покрытия. Надо отметить, что в отличие от заявлений многих иных политиков, он не забыл об этом на следующий день после своего избрания. Основные инвестиции были произведены в междугородные трассы, состояние которых можно отметить, как вполне удовлетворительное. В самом городе дорожное покрытие выглядит похуже. Здесь есть и сравнительно неплохие участки, но в то же время много улиц требуют не просто «косметического» ремонта, но капитальной реконструкции.

Железнодорожные пути в этом направлении заканчиваются именно в Элисте. Несмотря на их физическое наличие, спрос на соответствующие услуги был невелик, поэтому с 2008 года пассажирского сообщения такого типа здесь не существует.

С другой стороны, зачем ему быть, если работает аэропорт. Этот объект относится ко второму классу и предназначен для приема таких воздушных судов, как ТУ-134 и более легких. Были определенные планы по реконструкции здания аэровокзала и техническому перевооружению, но в связи с отсутствием финансирования они так и не были воплощены. В настоящее время из Элисты выполняются регулярные рейсы только в Москву.

Городской общественный транспорт представлен только маршрутками. В качестве техники используются «Газели», которые курсируют между районами Элисты без точно установленного расписания движения.

Общее состояние инфраструктуры можно оценить не слишком высоко, что связано с отсутствием должного финансирования. В то же время здесь работают операторы мобильной связи, имеется достаточное количество школ и гимназий. Если обратиться к конкретным цифрам, то по официальной статистике охват дошкольными учреждениями составляет 64% от общего количества детей соответствующего возраста.В Элисте функционируют торговые объекты разного профиля. Имеются здесь и магазины ритейлеров  федерального уровня.

Еда

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из бараньих потрохов. Берутся почки, печень, кишки барана, тушатся в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подают с репчатым луком.
  2. Бёриги. Это калмыцкие пельмени. Делают из рубленого бараньего фарша с луком. По форме они напоминают пирожки и гораздо крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Лепешки, обжаренные в жиру. Заменяют хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кюр. Запеченный в углях бараний желудок с начинкой из мяса этого животного.

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

 

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector