Остров пасхи: «таинственный рапа-нуи» 🗿
Содержание:
- Остров РУРУТУ
- Заповедник загадочного народа
- Кто открыл остров Пасхи
- Экономика на Анга-Роа
- Письмо и символы.
- Туризм
- Исторические сведения
- Версии происхождения истуканов острова Пасхи
- Каменные изваяния
- Знаменитые истуканы острова Пасхи
- История острова Пасхи
- Фазы островной культуры
- Аутсайдеры
- Знакомство с городом
- Истуканы острова Пасхи
Остров РУРУТУ
В августе 1821 года группа жителей из Руруту отправилась на север к острову Ra’iatea на встречу с представителями Лондонского миссионерского общества. Там они передали миссионерам ряд резных фигур, которые представляли их богов в знак принятия ими христианства. После этого население Руруту все и одновременно были «христианизированы», подчиняясь решению их высших руководителей. Фигурки привезли в Лондон в 1822 году и впоследствии передали в Британский музей в 1911 году. Печально то, что сама деревянная фигура внутри полая, со съемной панелью в спине и вмещала в себя первоначально 24 маленькие фигурки, — в 1882 году они были уничтожены.
Заповедник загадочного народа
На острове можно воочию проследить все этапы изготовления моаи и их дальнейшей судьбы. Стоит лишь подняться по склону вулкана Рано-Рараку, а затем спуститься в кратер. Там и находятся древние мастерские под открытым небом с наполовину высеченными скульптурами.Самая крупная, около 270 т., так и осталась навечно в карьере. Сохранились и следы дорог, по которым их транспортировали, порой бросая на обочинах.
Здесь, где вся территория представляет собой археологический памятник, сохранились остатки святилищ другого культа. В скальном поселке Оронго, посвященном богу плодородия Макемаке, проводились некогда ритуальные обряды культа «человека- птицы». Дело в том, что на соседних, отделенных от острова опасным проливом клочках земли, гнездились черные ласточки – посланницы Макемаке. Воин — смельчак, который сумел раньше всех вплавь доставить в святилище яйцо из гнезда, добывал победу и титул «человека-птицы» вождю своего рода. В течение года тот управлял всем народом Рапа-Нуи. А воин также получал награду – семерых красавиц.
Еще одна загадка острова каменных великанов –памятники иероглифической письменности, сохранившиеся исключительно на острове Пасхи. Иероглифы, составляющие письменность ронго-ронго высекались в камне, заполняли специальные деревянные таблички.
Многие из них вместе с деревянной скульптурой были уничтожены христианскими миссионерами в конце XIX века. Над уцелевшими до сих пор ломают головы лингвисты и этнографы, не в силах прочитать их. Ничего подобного не встречается в мировом наследии. Сложилась ли эта система знаков на острове, или была привезена «первопроходцами»? Если так, то откуда? Наследием какой культуры она является? А ведь письменность – это безошибочный показатель высокого уровня цивилизации.
Давно исчезли и те, кто мог бы прочитать таинственные письмена. Когда они хранились в каждой туземной семье, но к настоящему времени сохранилось небольшое количество, разбросанное по различным музеям.
Кто открыл остров Пасхи
В 1722 г. на остров Пасхи впервые ступила нога европейца. Им оказался нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен. В тот день христиане отмечали Пасху, благодаря чему Рапануи стали называть «островом Пасхи».
В 1774 г. остров Пасхи посетил капитан Джеймс Кук. Он надеялся увидеть на нем множество людей, поскольку, по словам Роггевена, остров населяло около 20000 человек. Однако Кук с трудом насчитал 4000 жителей, ютившихся в пещерах.
Позже археологам удалось найти этому объяснение. Дело в том, что после отплытия голландцев на острове стало рождаться все больше людей, что привело к голоду.
Аборигены продолжали изготавливать истуканов, в связи с чем уничтожили почти все деревья. Помимо этого, несколько неурожайный лет подряд еще больше усугубили положение. Между племенами начались кровопролитные войны.
В 1862 г. на остров Пасхи приплыли перуанские воины и поработили почти 1000 островитян. После этого местных жителей продолжали забирать в рабство, отправляя их в Перу.
Положением на 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. В 1888 г. он вошел в состав Чили. Интересен факт, что вплоть до 1966 г. на острове Пасхи отсутствовало самоуправление.
Столицей острова является Анга-Роа, где находится 6 чиновников и аэропорт «Матавери». Главным источником дохода населения по-прежнему остается туризм. В связи с этим в городе работают несколько гостиниц.
Когда приезжать на остров Пасхи
Посещать остров Пасхи лучше всего с октября по апрель. В этот период средняя температура составляет около 25 °С, а вода в океане прогревается до 22 °С. В другие месяцы здесь идут ливни и дуют ветра.
Пляжи острова Пасхи
Местные пляжи считаются одними из самых комфортных в Чили, в связи с чем на берегу острова всегда много отдыхающих. Наибольшей популярностью пользуется пляж Анакена.
Рядом с ним растут высокие пальмы, безмолвно стоят моаи и лежит песок, который при намокании приобретает розовый оттенок.
Праздник Тапати-Рапа-Нуи
Этот праздник проходит в конце января. В данный период островитяне наблюдают за состязанием танцевально-музыкальных ансамблей. Кроме этого на фестивале избирается Королева.
Победительницей становится девушка, которая не только отличается красотой, но и родственникам которой удается выловить наибольшее количество рыбы и соткать самое длинное полотно.
Экономика на Анга-Роа
Раньше главным промыслом островитян была добыча рыбы, в основном тунца. В 90-х годах ХХ столетия, когда в Чили установилась демократия. Страна стала постепенно развиваться не только на континенте, но и на островных территориях. Сегодня главная статья дохода города — туризм.
При этом на о-ве нет промышленности, сельское хозяйство развито слабо. Продукты в основном привозные, из собственных продуктов здесь есть разве что фрукты. Сейчас продуктовые поставки осуществляются почти каждую неделю.
Цены в 2-3 раза выше, чем на материковой части страны, но местные жители освобождены ото всех налогов, поэтому остров Пасхи часто называют зоной Такс-фри (англ. Tax free — «без сборов»).
Как правило, местные жители занимаются скотоводством — в основном разводят овец. Помимо занятий, связанных со скотом, мужчины традиционно рыбачат, что, безусловно, приносит семьям дополнительный доход.
Еще с недавнего времени аборигены начали разводить лошадей. Сейчас лошадей на о-ве так много, что хозяева зачастую не помнят их точного количества. При этом конину островитяне не едят, а животных зачастую используют как средство передвижения. И для приработка — сдают в аренду туристам.
Письмо и символы.
Надо сказать, что культура островитян не умерла вместе с ними. Наряду с поклонением птице-человеку и массивным истуканам, племя «длинноухих» также обладало навыками письма. Поэтому естественно, что у «короткоухих» получилось воспользоваться ими. В первой половине XIX века править на острове остался последний из грамотных арики, его именовали Нгаара, он был белокожий и маленького роста. Правитель накопил целое хранилище символических табличек с иероглифами, а также преподавал в школе особенности священного письма ронго-ронго. На обучение ему предоставляли лишь нескольких избранных, для остальных обитателей острова это был строжайший запрет. Они не имели права даже прикоснуться к этим табличкам. А тем, кого все-таки допустили к познанию алфавита ронго-ронго, который включал нескольких сотен знаков, предстояла еще одна проверка. Они в первую очередь должны были подловчиться скручивать веревочные узлы и силуэты, подходящие к данным иероглифам. О схожих испытаниях также известно и во многих других уголках планеты.
Рис. 8
Из книги АллатРа:
У первобытных поселенцев Океании, где устоявшиеся привычки и традиции не потеряли своего истинного значения, узелковая магия получила особенно большое распространение. Об этом можно прочитать и в сто тринадцатой суре Корана. Его современные интерпретаторы объясняют данный факт как колдовство. В давних же разъяснениях, наоборот, считается, что упоминание узлов в Коране означает волшебниц, которые вяжут магические фигурки, после дуют на них и проговаривают заклинания, что способствует притяжению зла. При этом в Аравии такие вещи считались вполне обычными в доисламский период. Но сегодня уже нельзя найти ни христианина, ни араба, который бы что-нибудь понимал в «шнурковом колдовстве». Но в тех регионах, где традиционные верования не вытеснили поклонения божествам, а также старинные и мистические обычаи, люди до сих пор вяжут магические узелки, которые часто складываются в довольно сложные конфигурации. Это заведено у таких народов, как:
- эскимосы;
- индейцы Северной, Центральной и Южной Америки;
- все африканские народы;
- островные племена Океании;
- исконные жители Австралии и Восточной Азии, в том числе Японии.
В большинстве случаев, различные веревочные фигуры делаются для забавы. Но в тоже время нередко можно услышать, как аборигены, вытягивая на пальцах связанный силуэт из шнурка, проговаривают старинные слова с магическим смыслом. Особенно такое колдовство развито на обособленных территориях Меланезийского архипелага, Микронезии, Полинезии, а также у американских индейцев.
На нынешний момент ученым знакомо около трех с половиной тысяч подобных фигур. Материалом для их изготовления служит обычная веревка, концы которой обвязываются, или сплетенный шнурок из синтетики. В далекие времена племена для получения магических узоров использовали вены животных, кишечные волокна, соединенные или скрученные растительные нити, а иногда даже длинные локоны человеческих волос.
Иногда случается, что ритуал основан на поклонении духам и мистическим существам. Так, например, эскимосы убеждены в существовании души в связанных фигурах и чрезмерно ее страшатся, так как, по их мнению, она может представлять опасность для их жизни. Если кто-то слишком долго забавляется веревочками или занимается этим в недозволенное время, то перед жилищем слышны свойственное шуршание, а в этот момент внутри палатки свет лампы начинает медленно угасать. И только осведомленные понимают, что так надвигается дух связанных фигур. В свое время он удалил из своего высохшего тела внутренности и теперь сам занимается вязанием из обезвоженных кишок. Этот процесс сопровождается звуком, похожим на шелест бумаги.
Любопытным является факт, что индейцы из племени Навахо, обосновавшиеся на северо-западе Соединенных Штатов Америки, убеждены, что вязание узелков возникло еще в глубокой древности при помощи племени людей-пауков, а они уже впоследствии обучили этому ремеслу остальных людей. Большое количество народов связывают фигуры из шнурков, чтобы после передать в дар своим божествам. А вот обитатели островов Гилберта в Микронезии уверены, что подобные силуэты появились еще в момент сотворения мира.
Туризм
Туристы, прибывающие на Рапа-Нуи, проживают в Анга-Роа, откуда выезжают осматривать достопримечательности знаменитого острова, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В частности, увидеть таинственные статуи-Моаи.
В окрестностях города тоже есть несколько фигур Моаи.
Собственно говоря, город Анга-Роа и был построен для туристов. Местные же жители обитают в основном в пригородах, застроенных частными домовладениями. Хотя и в центре города есть частные дома, также занятые в туризме.
С утра на главной городской улице открываются палатки, где рапануйцы торгуют плодами со своих огородов. На улице много всевозможных магазинов и сувенирных лавок. В них можно приобрести традиционные изделия народных промыслов, украшения, сувениры, местные специи. Здесь же находятся офисы аренды автомобилей, скутеров, квадроциклов и велосипедов.
Кинотеатров на о-ве нет, поэтому вечера местная молодежь и отдыхающие обычно проводят на дискотеке, в баре, либо в ресторане.
В городе есть семейные заведения, в которых туристы могут поужинать, а заодно и приобщиться к местной культуре: по желанию гостям разрисуют лица (и любую часть тела) и научат танцевать традиционные танцы островитян.
Самая популярная национальная еда здесь, как и на всех чилийских о-вах, это «куранто» (исп. Сuranto) — блюдо, приготовленное в специально вырытой земляной яме.
Ежегодно (начиная с 1975 г.) в конце января — начале февраля в столице о-ва Пасхи проходит Фестиваль «Тапати» (рап. Tapati Rapa Nui). В начале красочного празднества участники выбирают Королеву Рапа-Нуи.
В рамках 2-недельного Фестиваля проводятся различные своеобразные спортивные соревнования, в ходе которых участники, например, скатываются с гор на бревнах, или состязаются в беге с корзинами бананов на плечах.
А еще в городе проходит танцевальный конкурс. Так что в это время в Анга-Роа не бывает скучно, пожалуй, никому.
Исторические сведения
Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.
В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.
На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.
Спустя полвека
Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.
По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.
Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.
Островитяне обладали уникальной письменностью
И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.
Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.
Ученые условно делят картинки на несколько тематик:
- изображения локальных богов;
- происшествия с местными жителями и их проступки;
- описание междоусобной розни.
Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.
Версии происхождения истуканов острова Пасхи
- Племя Каменотесов. По одной из версий, туземцы поклонялись роду и создали истуканов, символизирующих умерших предков. Они считали, что эти каменные фигуры способны влиять на судьбы людей, изменять погоду. Для перемещения глыб было вырублено очень много деревьев, что повлияло на обеднение почвы и понижение урожайности.
- Высокоразвитая цивилизация. Есть фантастическая гипотеза, согласно которой истуканы острова Пасхи – творение инопланетян. Приверженцы этой версии убеждены, что необразованные аборигены не были способны на сооружение таких огромных статуй.
- Подземная форма жизни. Есть и вовсе нереальная версия происхождения каменных скульптур. Особо суеверные пасхальцы верят, что истуканы – это некогда живые существа, вышедшие из недр вулкана. Выйдя из своей привычной среды обитания, они застыли намертво.
Статуи вкопаны в землю очень глубоко. Такое глубокое погружение археологи связывают с климатическими изменениями или цунами, обрушившимся на остров Пасхи.
Каменные изваяния
Свою известность остров Пасхи получил прежде всего благодаря древним, загадочным статуям из камня вулканического происхождения, в которых, как верят туземцы, находится сверхъестественная сила их предков. Своеобразные идолы — это еще одна тайна острова Пасхи.
Истуканы острова Пасхи изготавливали на протяжении трёх столетий – с 1200 по 1500 гг. (есть более ранняя дата – четвёртый век, но этой версии придерживаются немногие), после этого их производство резко прекратилось. Исследователи говорят, что всё выглядит так, словно люди столетиями развивали своё мастерство, поставив на конвейер производство и перевозку Моаи из камня – и внезапно в одно мгновение всё бросили и ушли, оставив заготовки изваяний, орудии труда, которые до сих пор можно обнаружить в найденных мастерских, и кинув готовые Моаи валяться вдоль дорог, по которым их спускали на побережье.
Истуканы острова Пасхи имеют высоту около 20 метров и представляют собой человеческую голову (на некоторых «одета» шапка из красного камня) с торсом. При этом смотрят Моаи вглубь острова.
Вопрос о том, каким образом изваяния появились здесь, возник сразу же, как только Джеймс Кук и его команда посетили острова Пасхи и впервые увидели на побережье огромные Моаи из камня, а рядом с ними – туземцев, которые не имели ни инструментов, ни даже собственного жилища и одежды.
Стоит заметить, что эта загадка неразгаданная и поныне, а про то, как они возникли, существует несколько версий.
- Огромные статуи острова Пасхи создали представители древних цивилизаций. Если придерживаться теории, что остров Рапа-Нуи – это или остатки Лемурии, или Атлантиды, то вряд ли кого удивит тот факт, что древние мастера, которые находились на чрезвычайно высоком уровне развития, имели возможность создавать шедевры такого уровня.
- Инопланетяне. Есть люди, которые придерживаются этой версии, при этом она была даже упомянута в фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».
- Статуи создали местные обитатели. В кратере одного из вулканов исследователи обнаружили следы мастерской, в которой с помощью каменных топоров и зубил высекали Моаи. На подтверждение этой версии всемирно известный исследователь Тур Хейердал в середине 20 века провел эксперимент – уговорил местных жителей сделать статую. Буквально за пару дней им удалось высечь небольшую фигуру из камня, чрезвычайно напоминающую древнюю скульптуру. После этого они транспортировали её на побережье, раскачивая верёвками и попеременно продвигая вперёд сначала одно, затем – второе плечо.
https://youtube.com/watch?v=I9oySqj0ZIk
Полностью загадку статуй путешественнику разгадать не удалось, поскольку этот метод годился только для небольших изваяний, а как передвигали Моаи весом в 50 тонн, так и осталось тайной. Также он не смог понять, каким образом на колоссы одевали шапки, каждая из которых весила около двух тонн.
Знаменитые истуканы острова Пасхи
Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.
Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.
Особенности истуканов, их размеры и вес
Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.
Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.
На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.
Гипотезы происхождения каменных фигур
Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.
Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.
Художественный стиль скульптур
Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:
- Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
- Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
- Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
- Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.
Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.
История острова Пасхи
В 1722 г. эскадра из 3-х кораблей под командованием нидерландского путешественника, адмирала Якоба Роггевена (нидерл. Jacob Roggeveen; 1659-1729 гг.), держащая путь из Южной Америки в поисках богатств Неведомой Южной земли (лат.Terra Australis Incognita), в воскресенье 7 апреля, день христианской Пасхи, обнаружила в южном районе Тихого океана небольшой остров.
На совете, собранном адмиралом, капитаны кораблей подписали резолюцию, провозглашавшую открытие нового о-ва. Удивленные путешественники обнаружили, что на острове Пасхи (так его сразу окрестили мореплаватели) мирно уживаются три различные расы: краснокожие, чернокожие и белые люди. Местные жители неодинаково встретили путешественников: кто-то дружелюбно махал руками, а кто-то забрасывал камнями непрошенных гостей.
Сформированный серией больших вулканических извержений, уединенный остров на протяжении миллионов лет служил местом обитания колоний морских птиц. А его крутые, обрывистые берега обозначали путь навигации для кораблей полинезийских мореплавателей.
Легенды гласят, что около 1200 лет тому назад на песчаном пляже Анакена (рап. Anakena) сошел король Hotu Mato-a и взялся за колонизацию острова. Потом, в течение многих столетий, на этом затерянном в океане о-ве существовало таинственное общество. По неведомым причинам, островитяне занимались высечением гигантских статуй, известных как «моаи». Эти истуканы сегодня считаются одними из самых необъяснимых древних артефактов на Земле.
Островитяне строили деревни из домов необычной, эллипсообразной формы. Предположительно, вновь прибывшие поселенцы приспособили для временного жилья свои лодки, перевернув их вверх дном. Потом и дома стали строить подобным образом, большинство из сотен таких построек было уничтожено миссионерами.
Ко времени открытия о-ва, его население составляло 3-4 тыс. чел. Первые поселенцы нашли на острове пышную растительность. Здесь в изобилии росли гигантские пальмы (в высоту достигающие до 25 м.), которые вырубались для строительства жилищ и лодок. Люди завезли сюда различные растения, которые прекрасно прижились в обогащенной вулканическим пеплом почве. К 1500 г. население острова уже составляло 7 — 9 тыс. человек.
По мере роста населения, сформировались отдельные кланы, сконцентрированные в разных частях острова Пасхи, связанные общим строительством изваяний и культом, возникшим вокруг них.
В 1862 г. перуанские работорговцы вывезли большую часть жителей о-ва, разрушили их самобытную культуру. В 1888 г. Рапа-Нуи был присоединен к Чили. На сегодняшний день островитяне занимаются рыболовством, земледелием — выращиванием сахарного тростника, таро, бататов, бананов, а также трудятся на скотоводческих фермах и мастерят сувениры для туристов.
Фазы островной культуры
Археологические раскопки острова Пасхи показывают три различных культурных слоя: ранний (700-850 гг. н. э.), средний (1050-1680 гг.) и поздний (после 1680 г.). Есть свидетельства того, что между ранним и средним периодами многие первоначальные статуи были преднамеренно разрушены и перестроены в более крупные и тяжелые моаи, которыми остров сегодня известен.
В течение среднего периода появились погребальные камеры, и, как полагают, статуи моаи около них отождествляли важных фигур, обожествленных после смерти. Самая большая статуя, найденная на острове, имеет высоту около 10 метров и состоит из одного блока весом около 75 тонн (74 500 кг).
Поздний период цивилизации острова характеризовался гражданскими войнами и общим разрушением. Было уничтожено много статуй, остатки которых можно увидеть и сегодня, а также археологами найдено много матаа, или наконечников из обсидиана, датируемых этим периодом. Островная легенда утверждает, что около 1680 года после мирного сосуществования в течение многих лет, одна из двух основных этнических групп острова, известная как «короткие уши», восстала против «длинных ушей». Многие из них были сожжены на костре, построенном вдоль древней канавы в Пайке, на дальнем северо-восточном побережье острова.
Аутсайдеры
Первым известным европейским посетителем острова Пасхи был голландский исследователь Якоб Роггевен, который прибыл в 1722 году. Голландцы назвали остров Паасейлендом, так как это произошло в Пасхальное воскресенье. В 1770 году испанский вице-король Перу отправил экспедицию на остров. Исследователи провели четыре дня на берегу и оценили местное население в 3000 человек. Всего четыре года спустя британский штурман сэр Джеймс Кук прибыл, чтобы обнаружить, что население острова Пасхи истощено гражданской войной, в которой осталось всего 600–700 мужчин и менее 30 женщин.
Французский штурман Жан-Франсуа де Галауп, граф де ла Перуза, обнаружил 2000 человек на острове, когда он прибыл сюда в 1786 году. Крупный рейд рабов из Перу в 1862 году, за которым последовали эпидемии оспы, сократили население до 111 человек в 1877-м.
К тому времени католические миссионеры поселились на острове Пасхи и начали обращать население в христианство: процесс, который был завершен в конце 19-го века. В 1888 году Чили аннексировало остров Пасхи, отдав большую часть земли под разведение овец. В 1965 году чилийское правительство назначило гражданского губернатора, и жители острова стали полноправными гражданами Чили.
Знакомство с городом
Единственный город легендарного Рапа-Нуи лежит в южной части западного побережья о-ва, в низинах между потухшими вулканами Теревака (исп. Volcán Terevaka; 539 м, высшая точка о-ва) и Рано-Као (исп. Volcán Rano Kao; 324 м).
Городок вполне можно обойти за полчаса. Несмотря на удаленность от материка, в небольшом Анга-Роа есть все для жизни – церковь, магазины, современный супермаркет, рынок «Tuu Maheke», футбольное поле, 2 отделения банка, почта и даже библиотека.
Школа, конечно же, тоже есть. Дети учатся в ней 12 лет, а затем переезжают на континент, где поступают в колледжи и ВУЗы.
Для приема туристов здесь работает около 30 отелей и хостелов, есть несколько ресторанов и пунктов проката автомобилей. С появлением «всемирной паутины» и расширением услуг связи в городе открылись интернет-кафе и банкоматы.
Пожалуй, во всем мире не найдется второго такого города, где имеется всего одна улица, но местным жителям ее вполне хватает. Главная и единственная улица Анга-Роа ныне носит имя Атаму Текена (исп. Avenida Atamu Tekena) — одного из первых вождей о-ва Пасхи, памятник которому установлен в небольшом центральном сквере.
На проспекте, протянувшемся вдоль береговой линии через весь город, расположены все офисы, отели, рестораны, продуктовые магазины.
Дома в городке основном 1-2-этажные. Островитяне категорически против высотных зданий, и даже добились официального запрета на строительство «башен». Они очень любят родной Рапа-Нуи, и хотят, чтобы он не был похож ни на какие на другие острова.
Примечательно, что здания в городе не пронумерованы, поэтому вся корреспонденция просто поступает в почтовое отделение, откуда адресаты ее забирают.
Истуканы острова Пасхи
У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».
До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.
Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.
Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.
В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.
В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.
На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.
Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.