Город йошкар-ола
Содержание:
- Районы Йошкар-Олы
- Традиционная марийская религия
- История Йошкар-Олы
- Общие сведения о Республике Марий Эл
- Культура
- Где живут
- Марийская культура
- Название
- Происхождение марийского народа
- Известные марийцы
- Посёлки городского типа[ | ]
- Численность населения Йошкар-Олы на 2021 год. Количество жителей Йошкар-Олы
- История
- Здравоохранение
- Традиции
- История
Районы Йошкар-Олы
Отследив рост территории Йошкар-Олы на карте, можно увидеть, что с годами к столице Марий Эл были присоединены 20 близлежащих деревень и пригородов.
Округ города, помимо Йошкар-Олы, составляют населенные пункты: поселение Апшакбеляк, поселок Семёновка, деревни: Игнатьево, Нолька, Данилово, Савино, а также Шоя-Кузнецово, деревня Акшубино, деревня Якимово, деревня Кельмаково.
На городской территории выделены следующие микрорайоны: Берёзово, Алёнкино, Большое, Больничный, Восточный, Чигашево, Дубки, Гомзово, Звёздный, Интеграл, Машиностроитель, Ленинский, Молодёжный, Мирный, Нагорный, Мышино, Никиткино, Оршанский, Октябрьский, Прибрежный, Предзаводской, Свердлова, Ремзавод, Советский, Северный, Спортивный, Сомбатхей, Центральный.
Разделение города на районы началось в 20 веке. В 70-е годы Йошкар-Ола на карте и фактически была разделена на 2 района: Заводской и Ленинский, которые в своем составе располагали жилые кварталы, а также сельские местности.
Заводской городской район объединял в себе: Сидоровский сельсовет Медведевского района, Кокшайский (с. Кокшайск и пригородный сельсовет, который впоследствии был упразднен).
Ленинский район состоял из нескольких сельсоветов: Куярский, Солнечный, Кундышский и Семеновский.
Традиционная марийская религия
Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.
Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.
Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.
К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.
Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.
Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.
После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.
История Йошкар-Олы
Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл. Коренным населением считаются мари. Расположен на берегу реки Большая Кокшага.
История города до присоединения к Москве
Известно, что территория Республики была населена еще с эпохи мезолита. Коренными жителями были луговые и нагорные марийцы. Территория города была окружена непроходимыми лесами. “Черемиса” вели обособленный образ жизни. Основными занятиями были охота, собирательством. В 13-15
веках территория современного города принадлежала Золотой Орде. А позже до середины16 века приграничным районом Казанского ханства. В этот период города еще не были основаны и мари проживали в поселениях.
16-19 века
В 1552 году после взятия Казани Иваном Грозным марийская территория была присоединена к Московскому государству. Жители были вынуждены присягнуть на верность царю. Но уже через год начинаются “Черемисские войны” — противостояние Москве, которое пролилось до1584 года. Летом этого же года впервые появилось упоминание о Царевом городе на Какшаге. Таким образом, первое название города было Царев город. Так как подобных городов существовало много, то уточнялось название приставкой на Кокшаге — отсюда появилось название Царевококшайск. К городу был присоединен уезд, который получил название Царегородский. Изначально город был типичным военным укреплением, но со временем стал центром ремесла и торговли тех краев. К городу стали подтягиваться ремесленники, торговцы и простые люди. Получило распространение земледелие.
За стенами города, в основном проживали русские воины, которые должны были подавлять всевозможные бунты со стороны местного населения.
Жители Царевококшайска принимали участие в ополчении Минина и Пожарского.
Постепенно в городе начали появляться и русские жители, которые селились в посаде.
При Петре Великом город был присоединен к Казанской губернии. В 18
веке изменился облик города: появились каменные постройки, возводились храмы для православных. Коренное население большинство оставалось язычниками. В1835 году появляется первый регулярный план развития Царевококшайска. По разработке город должен был стать культурным центром Марийского края.
В середине 19
века в город и его окрестности ссылаются политические заключенные.
20 — 21 века
В начале 20 века город оставался тихим и провинциальным. С приходом к власти большевиков Царевококшайск был переименован в Краснококшайск в1919 году. А сиюня1920 года присоединен к Вятской губернии. Но уже через несколько месяцев — в ноябре — образовалась Мариская автономная область, центром которой становится Краснококшайск.
В январе 1928
года городы был переименован согласно национальному языку в Йошкар-Олу, что в переводе означало Красный город. В декабре1936 года образовывается Марийская автономная ССР с центром в Йошкар-Оле.
В военные годы из-за нахождения в глубоком тылу в город были эвакуированы ряд предприятий. Это событие послужило толчком к развитию в промышленном и экономическом плане.
50-60
гг.20 века ознаменованы усиленной застройкой города.
В 1984
году город получил орден Трудового Красного Знамени.
С 1990
по2010 гг. Йошкар-Ола входила в список городов исторического значения.
Наши дни
На современном этапе город является туристическим центром Марийской Республики. Отстроены Кремль, Набережная р. Кокшага. Одной из главных достопримечательностей города являются часы с изображением Иисуса и Девы Марии, изображающией инсталяцию Рождения Христа.
Заключение
Практически за 400 с небольшим лет Йошкар-Ола превратился в один из процветающих городов России. До сих пор ему удается сохранить самобытность народов мари и соединять их с современностью.
Общие сведения о Республике Марий Эл
Отличительные особенности. Раньше республика Марий Эл имела другое название. В советское время здесь была сначала Марийская автономная область, а потом — Марийская АССР. Марийцы, известные еще как черемисы, относятся к финно-угорским племенам и известны еще с X века. По воле истории марийцы оказались зажаты между двух огней — христианской Русью на западе и татарами-мусульманами на востоке. Все это отразилось на культуре марийского народа, разделившегося на горных и луговых марийцев. Всего насчитывается около 600 тысяч марийцев, причем половина из них проживает в республике Марий Эл, что означает «страна мужей».
Экономика республики Марий Эл — это прежде всего обрабатывающая промышленность. Йошкар-Ола — столица республики и крупнейший промышленный центр. Здесь есть предприятия металлургии, химической, деревообрабатывающей промышленности. К сожалению, экономика не настолько развита, чтобы местные жители могли похвастаться высокими зарплатами. Зато природа в Марий Эл — достойна внимания, как и зеленый город Марий Эл, раскинувшийся посреди обширных лесов.
Географическое местоположение. Республика Марий Эл — один из регионов Поволжья. Тут и гадать не надо, в какой федеральный округ она входит. Конечно же, в Приволжский. Ее соседями является Нижегородская область на западе, Республика Татарстан на юго-востоке, Кировская область на севере и Республика Чувашия на северо-востоке.
Республика Марий Эл — настоящий речной край: по ней протекает 190 рек с длиной водотока более 100 км. А самая крупная и известная из них — Волга-матушка. Правда, большая часть территории Марий Эл находится на левобережье Волги. А на правом берегу находится один-единственный район — Горномарийский. Он так назван, поскольку занимает северную часть Приволжской возвышенности.
Большая часть территории республики покрыта лесами. Крупнейшие охраняемые природные зоны — национальный парк Марий Чодра, знаменитый своими карстовыми озерами, и заповедник Большая Кокшага.
Река Большая Кокшага
Население. Сейчас население республики Марий Эл насчитывает 690 349 человек. Что примечательно, в этой национальной автономии количество жителей коренной национальности приблизительно равно количеству русских (45% и 41,76% соответственно), тогда как во многих других подобных автономиях русские составляют либо подавляющее число населения, либо наоборот, остаются в гордом меньшинстве. На третьем месте по численности татары — 5,51%.
Марийский этнографический музей в Козьмодемьянске
Надо отметить, что хотя и было некоторое снижение численности по сравнению с тем, что было 20 лет назад, последние годы ситуация достаточно стабильна. Есть даже небольшой естественный прирост населения, хотя он и меньше 1 человека на 1000 жителей.
Что касается вероисповедания, то почти половина населения республики — убежденные христиане, а вот ислам исповедует около 6% населения.
Криминал. Республика Марий Эл находится на 61-м месте в криминальном рейтинге регионов. Да, здесь в основном — тихо и спокойно, но это не значит, что преступлений вообще нет. Встречаются и кражи, и убийства бизнесменов. В общем, все как и в других регионах, но все-таки как-то поспокойнее.
Уровень безработицы. Экономическая ситуация в Марий Эл довольно сложная. Крупных производств здесь практически нет. Жители вынуждены идти в торговлю, чтобы хоть как-то выжить. По уровню безработицы республика находится в нижней трети рейтинга регионов. В 2012 году этот показатель был равен 6,49%. Среднемесячная зарплата в Марий Эл всего 15,9 тыс. рублей. При этом самые высокие доходы у работников банковской сферы и в органах государственного управления.
Многие новостройки в Йошкар-Оле выполнены в «фирменном» красном цвете. Фото Валентины (https://fotki.yandex.ru/users/zvenizaton/)
Климат. Хотя республика и не находится на крайнем севере, но климат здесь довольно суровый. Длинная морозная зима и умеренно теплое лето — вот главные черты этого региона, находящегося в царстве умеренно-континентального климата. Зимой средняя температура в районе −19°С, а средняя температура лета +18°С.
Погода в Марий Эл очень нестабильна. Посреди зимы могут ни с того ни с сего начаться оттепели, сменяющиеся новыми морозами, а весной или осенью — нагрянуть заморозки. Словом, для сельского хозяйства это далеко не самый лучший климат.
Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.
Где живут
Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:
- Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
- Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
- Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
- Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.
Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.
Марийская культура
Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.
Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.
Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.
Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.
Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.
Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.
Традиционный марийский костюм
Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.
Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.
Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.
Название
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Происхождение марийского народа
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Посёлки городского типа[ | ]
№ | название | муниципальный район | население (чел.) | основание / первое упоминание | статус пгт | герб | прежние названия |
1 | Килемары | Килемарский район | 3860 | 1850 | 1984 | до 1905 — Русские Килемары | |
2 | Красногорский | Звениговский район | 5971 | 1939 | до 1939 — Илеть | ||
3 | Краснооктябрьский | Медведевский район | 4204 | 1951 | Митькино | ||
4 | Куженер | Куженерский район | 4704 | 1974 | |||
5 | Мари-Турек | Мари-Турекский район | 4024 | 1719 | 1975 | ||
6 | Медведево | Медведевский район | 20 105 | XVII век | 1973 | ||
7 | Морки | Моркинский район | 9002 | 1678 | 1969 | ||
8 | Новый Торъял | Новоторъяльский район | 5684 | 1815 | 1972 | ||
9 | Оршанка | Оршанский район | 5725 | 1820 | 1975 | ||
10 | Параньга | Параньгинский район | 5115 | 1552 | 1974 | ||
11 | Приволжский | Волжский район | 3779 | 1980 | 1980 | ||
12 | Сернур | Сернурский район | 8008 | XVII век | 1966 | Макарсола, Макарля, Шерденур | |
13 | Советский | Советский район | 10 273 | 1935 | 1965 | до 1958 — Фокино | |
14 | Суслонгер | Звениговский район | 2667 | 1942 | |||
15 | Юрино | Юринский район | 2662 | 1227 | 1927 |
Бывшие пгт
- Визимьяры — пгт с 1986 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 2000 году.
- Дубовский — пгт с 1948 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1987 году.
- Звениговский Затон — пгт с 1927 года. Преобразован в город Звенигово в 1974 года.
- Красный Стекловар — пгт с 1938 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1997 году.
- Ленинский — пгт с 1941 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1959 году.
- Лопатино — пгт с 1933 года. Преобразован в город Волжск в 1940 году.
- Мариец — пгт с 1939 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1997 году.
- Мочалище — пгт с 1952 года. Преобразован в сельский населённый пункт (посёлок) в 2004 году.
Численность населения Йошкар-Олы на 2021 год. Количество жителей Йошкар-Олы
Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.
Количество жителей Йошкар-Олы | Годы |
---|---|
251 400 человек | 2006 год |
249 769 человек | 2007 год |
248 654 человек | 2008 год |
248 669 человек | 2009 год |
248 782 человек | 2010 год |
248 704 человек | 2011 год |
252 935 человек | 2012 год |
257 015 человек | 2013 год |
260 352 человек | 2014 год |
263 190 человек | 2015 год |
265 044 человек | 2016 год |
266 675 человек | 2017 год |
268 272 человек | 2018 год |
271 868 человек | 2019 год |
274 715 человек | 2020 год |
276 155 человек | 2021 год |
График изменения численности населения Йошкар-Олы:
Численность населения Йошкар-Олы в 2015 году составила примерно 263,1 тысяч человек.
Йошкар-Ола по численности населения составляет 74 место в Российской Федерации. Примерно на 44% население состоит из мужчин, на 55% — из женщин. В городе живет 57,3% от горожан республики и 36,5% от общего населения. На тысячу мужчин в городе приходится около 1230 женщин, на тысячу женщин – 813 мужчин. Плотность населения, по состоянию на начало 2009 года составляет 2594,5 чел на км².
В том же году в столице Марий-Эл родились 2979 детей (что составляло треть от всех детей республики) и к тому же была отмечена минимальная смертность населения.
Средний возраст в городе по состоянию на январь 2010 года составляет 40,5 года, причем у женщин 42,9 года, а у мужчин – 37,6 года. С 2002 года он вырос на почти 4%.
Большая часть миграции в Марий-Эл приходится на обмен жителями столицы республики и другими районами и городами этого субъекта. В течение 2009 года из всех прибывших мигрантов данного потока на Йошкар-Олу пришлось 38,5%, а из количества выбывших – 34,2%.
Отрицательный естественный прирост, сложившийся в городе в последние годы, оказал значение на уменьшение числа жителей. Эту тенденцию не смогла прекратить длившаяся до 2005 года положительная миграция.
Показатели по демографической ситуации:
Младенческая смертность (умерших до первого года жизни на тысячу новорождённых) — 4,25 (2008)
Смертность лиц трудоспособного возраста (на сто тысяч жителей трудоспособного возраста) — 585 (2008)
Общий коэффициент рождаемости, на тысячу населения — 12,1 (2010)
Общий коэффициент смертности, на тысячу населения — 13,4 (2010)
Количество браков — 2332 (2011)
Количество разводов — 1088 (2011)
Естественный прирост населения, чел – 548 (2012)
Количество выбывших, чел — 4605 (2012)
Количество прибывших, чел — 8643 (2012)
Количество родившихся, чел — 3669 (2012)
Количество умерших, чел — 3121 (2012)
Миграционный прирост населения, чел — 4038 (2012)
Население в трудоспособном возрасте (в процентах к общей численности) — 63,3 % (2012)
Население моложе трудоспособного возраста (в процентах к общей численности) — 15,1 % (2012)
Население старше трудоспособного возраста (в процентах к общей численности) — 21,6 % (2012)
По данным переписи 2010 года, в городе проживают представители более 96 народов. На первом месте из них по численности стоят русские (68%), на втором – марийцы (24%), а на третьем – татары (4,3%). Также в Йошкар-Оле живут чуваши, украинцы, армяне, азербайджанцы, мордва, белорусы, узбеки, удмурты, немцы, грузины, евреи, чеченцы, молдаване, башкиры, лезгины, аварцы, греки, цыгане и так далее.
История
Во времена Российской империи город Царевококшайск входил в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии.
17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск, а Царевококшайский уезд — в Краснококшайский. 18 июня 1920 года вошёл в состав Вятской губернии. 4 ноября 1920 года принимается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Марийской автономной области. 25 ноября было определено административно-территориальное деление, закрепившее Краснококшайск как административный центр автономной области. 15 января 1921 года Краснококшайский уезд был переименован в Краснококшайский кантон.
В 1924 году в Марийской автономной области было введено новое административно-территориальное устройство. Краснококшайский кантон был разукрупнен, от него отделились Моркинский и Оршанский кантоны.
Для управления делами непосредственно города в 1927 году был образован городской совет, который подчинялся кантону. В январе 1928 года Краснококшайск получил название Йошкар-Ола, и кантон стал называться Йошкар-Олинским. В 1932 году кантоны были переименованы в районы.
В декабре 1943 года из Йошкар-Олинского района был выделен Медведевский. Оставшаяся часть продолжала называться Йошкар-Олинским районом. В 1946 году районные учреждения были переведены в село Семёновка, и район стал называться Семёновским. В таком виде он просуществовал до 1959 года и был объединён с Медведевским районом.
С 18 октября 1988 года до 5 июля 2005 года в состав городского округа входили Сидоровский, Кундышский, Куярский и Кокшайский сельсоветы и посёлок Аэропорт. Законом № 22-З от 5 июля 2005 года они были переданы администрациям Медведевского и Звениговского районов. В подчинении администрации городского округа остались посёлок Нолька, входивший в состав Сидоровского сельсовета и являвшийся его административным центром, и Семёновский сельсовет, переименованный позже в Семёновское территориальное управление.
По состоянию на 18 января 2008 г. в состав городского округа, помимо города Йошкар-Ола, входили следующие населённые пункты): д. Акшубино, д. Апшакбеляк, д. Данилово, д. Игнатьево, д. Кельмаково, п. Нолька, д. Савино, с. Семёновка, д. Шоя-Кузнецово, д. Якимово.
По состоянию на 2015 год посёлок Нолька включён в состав Семёновского территориального управления. Впоследствии в состав Семёновского территориального управления вошли остальные населённые пункты.
Здравоохранение
Одной из важных сфер региона является здравоохранение. Власти тратят огромные средства на расширение и развитие данной структуры, поскольку множество людей страдают теми или иными недугами.
В регионе Республика Марий Эл по данным, доступным на 2021 год, ежегодно регистрируется:
- 180 больных с диагнозом ВИЧ-инфекции;
- 2416 больных с диагнозом злокачественного новообразования, т.е. страдающих различными раковыми заболеваниями. Данная категория населения получает современное и эффективное лечение в лучших клиниках региона;
- 351 пациентов с заболеванием туберкулеза;
- 60 больных, лечащихся от наркомании;
- 851 человек с заболеванием алкоголизма;
- 120 больных с диагнозом сифилиса.
Республика Марий Эл ведет активную политику, направленную на увеличение численности населения, поэтому активно поддерживает социально важные институты детства и материнства. На 2021 год в регионе зарегистрировано 5205 случаев прерывания беременности. Данный показатель с каждым годом уменьшается.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.