Город йошкар-ола

Районы Йошкар-Олы

Отследив рост территории Йошкар-Олы на карте, можно увидеть, что с годами к столице Марий Эл были присоединены 20 близлежащих деревень и пригородов.

Округ города, помимо Йошкар-Олы, составляют населенные пункты: поселение Апшакбеляк, поселок Семёновка, деревни: Игнатьево, Нолька, Данилово, Савино, а также Шоя-Кузнецово, деревня Акшубино, деревня Якимово, деревня Кельмаково.

На городской территории выделены следующие микрорайоны: Берёзово, Алёнкино, Большое, Больничный, Восточный, Чигашево, Дубки, Гомзово, Звёздный, Интеграл, Машиностроитель, Ленинский, Молодёжный, Мирный, Нагорный, Мышино, Никиткино, Оршанский, Октябрьский, Прибрежный, Предзаводской, Свердлова, Ремзавод, Советский, Северный, Спортивный, Сомбатхей, Центральный.

Разделение города на районы началось в 20 веке. В 70-е годы Йошкар-Ола на карте и фактически была разделена на 2 района: Заводской и Ленинский, которые в своем составе располагали жилые кварталы, а также сельские местности.

Заводской городской район объединял в себе: Сидоровский сельсовет Медведевского района, Кокшайский (с. Кокшайск и пригородный сельсовет, который впоследствии был упразднен).

Ленинский район состоял из нескольких сельсоветов: Куярский, Солнечный, Кундышский и Семеновский.

Традиционная марийская религия

Помимо Ош Поро Кугу Юмо в традиционной марийской религии присутствуют боги огня, воды и леса — божества стихий.

Кроме них марийцы верят в злых духов, для каждого из которых существуют специальные ритуалы. Среди злых божеств выделяют Керемета и Вувера.

Традиционно у марийцев нет храмов в общепринятом понимании. Ритуалы, жертвоприношения и богослужения проходили в кусото — священных рощах.

К слову, с древних времён и по сегодняшний день в Марий Эл их сохранилось более 300. Предпочтение рощ храмам не случайно: марийцы верили, что во время молитв божества пребывают в деревьях.

Выбор священной рощи, а затем и молебен, проводит карт — жрец, которого марийский народ считает посредником между божествами и людьми.

Незаменимым атрибутом карта является бубен, по которому он ударяет в ритм ножом и топором, отгоняя злых духов от рощи. Традиционными просьбами к добрым богам были плодородие, здоровье и достаток.

После этого начинается совместная трапеза. Остатки еды не принято выбрасывать: их либо забирают домой, либо сжигают. А уже после сборища приводят священную рощу в исходный вид и тщательно убираются.

История Йошкар-Олы

Йошкар-Ола — столица Республики Марий Эл. Коренным населением считаются мари. Расположен на берегу реки Большая Кокшага.

История города до присоединения к Москве

Известно, что территория Республики была населена еще с эпохи мезолита. Коренными жителями были луговые и нагорные марийцы. Территория города была окружена непроходимыми лесами. “Черемиса” вели обособленный образ жизни. Основными занятиями были охота, собирательством. В 13-15

веках территория современного города принадлежала Золотой Орде. А позже до середины16 века приграничным районом Казанского ханства. В этот период города еще не были основаны и мари проживали в поселениях.

16-19 века

В 1552 году после взятия Казани Иваном Грозным марийская территория была присоединена к Московскому государству. Жители были вынуждены присягнуть на верность царю. Но уже через год начинаются “Черемисские войны” — противостояние Москве, которое пролилось до1584 года. Летом этого же года впервые появилось упоминание о Царевом городе на Какшаге. Таким образом, первое название города было Царев город. Так как подобных городов существовало много, то уточнялось название приставкой на Кокшаге — отсюда появилось название Царевококшайск. К городу был присоединен уезд, который получил название Царегородский. Изначально город был типичным военным укреплением, но со временем стал центром ремесла и торговли тех краев. К городу стали подтягиваться ремесленники, торговцы и простые люди. Получило распространение земледелие.

За стенами города, в основном проживали русские воины, которые должны были подавлять всевозможные бунты со стороны местного населения.

Жители Царевококшайска принимали участие в ополчении Минина и Пожарского.

Постепенно в городе начали появляться и русские жители, которые селились в посаде.

При Петре Великом город был присоединен к Казанской губернии. В 18

веке изменился облик города: появились каменные постройки, возводились храмы для православных. Коренное население большинство оставалось язычниками. В1835 году появляется первый регулярный план развития Царевококшайска. По разработке город должен был стать культурным центром Марийского края.

В середине 19

века в город и его окрестности ссылаются политические заключенные.

20 — 21 века

В начале 20 века город оставался тихим и провинциальным. С приходом к власти большевиков Царевококшайск был переименован в Краснококшайск в1919 году. А сиюня1920 года присоединен к Вятской губернии. Но уже через несколько месяцев — в ноябре — образовалась Мариская автономная область, центром которой становится Краснококшайск.

В январе 1928

года городы был переименован согласно национальному языку в Йошкар-Олу, что в переводе означало Красный город. В декабре1936 года образовывается Марийская автономная ССР с центром в Йошкар-Оле.

В военные годы из-за нахождения в глубоком тылу в город были эвакуированы ряд предприятий. Это событие послужило толчком к развитию в промышленном и экономическом плане.

50-60

гг.20 века ознаменованы усиленной застройкой города.

В 1984

году город получил орден Трудового Красного Знамени.

С 1990

по2010 гг. Йошкар-Ола входила в список городов исторического значения.

Наши дни

На современном этапе город является туристическим центром Марийской Республики. Отстроены Кремль, Набережная р. Кокшага. Одной из главных достопримечательностей города являются часы с изображением Иисуса и Девы Марии, изображающией инсталяцию Рождения Христа.

Заключение

Практически за 400 с небольшим лет Йошкар-Ола превратился в один из процветающих городов России. До сих пор ему удается сохранить самобытность народов мари и соединять их с современностью.

Общие сведения о Республике Марий Эл

Отличительные особенности. Раньше республика Марий Эл имела другое название. В советское время здесь была сначала Марийская автономная область, а потом — Марийская АССР. Марийцы, известные еще как черемисы, относятся к финно-угорским племенам и известны еще с X века. По воле истории марийцы оказались зажаты между двух огней — христианской Русью на западе и татарами-мусульманами на востоке. Все это отразилось на культуре марийского народа, разделившегося на горных и луговых марийцев. Всего насчитывается около 600 тысяч марийцев, причем половина из них проживает в республике Марий Эл, что означает «страна мужей».

Экономика республики Марий Эл — это прежде всего обрабатывающая промышленность. Йошкар-Ола — столица республики и крупнейший промышленный центр. Здесь есть предприятия металлургии, химической, деревообрабатывающей промышленности. К сожалению, экономика не настолько развита, чтобы местные жители могли похвастаться высокими зарплатами. Зато природа в Марий Эл — достойна внимания, как и зеленый город Марий Эл, раскинувшийся посреди обширных лесов.

Географическое местоположение. Республика Марий Эл — один из регионов Поволжья. Тут и гадать не надо, в какой федеральный округ она входит. Конечно же, в Приволжский. Ее соседями является Нижегородская область на западе, Республика Татарстан на юго-востоке, Кировская область на севере и Республика Чувашия на северо-востоке.

Республика Марий Эл — настоящий речной край: по ней протекает 190 рек с длиной водотока более 100 км. А самая крупная и известная из них — Волга-матушка. Правда, большая часть территории Марий Эл находится на левобережье Волги. А на правом берегу находится один-единственный район — Горномарийский. Он так назван, поскольку занимает северную часть Приволжской возвышенности.

Большая часть территории республики покрыта лесами. Крупнейшие охраняемые природные зоны — национальный парк Марий Чодра, знаменитый своими карстовыми озерами, и заповедник Большая Кокшага.


Река Большая Кокшага

Население. Сейчас население республики Марий Эл насчитывает 690 349 человек. Что примечательно, в этой национальной автономии количество жителей коренной национальности приблизительно равно количеству русских (45% и 41,76% соответственно), тогда как во многих других подобных автономиях русские составляют либо подавляющее число населения, либо наоборот, остаются в гордом меньшинстве. На третьем месте по численности татары — 5,51%.


Марийский этнографический музей в Козьмодемьянске

Надо отметить, что хотя и было некоторое снижение численности по сравнению с тем, что было 20 лет назад, последние годы ситуация достаточно стабильна. Есть даже небольшой естественный прирост населения, хотя он и меньше 1 человека на 1000 жителей.

Что касается вероисповедания, то почти половина населения республики — убежденные христиане, а вот ислам исповедует около 6% населения.

Криминал. Республика Марий Эл находится на 61-м месте в криминальном рейтинге регионов. Да, здесь в основном — тихо и спокойно, но это не значит, что преступлений вообще нет. Встречаются и кражи, и убийства бизнесменов. В общем, все как и в других регионах, но все-таки как-то поспокойнее.

Уровень безработицы. Экономическая ситуация в Марий Эл довольно сложная. Крупных производств здесь практически нет. Жители вынуждены идти в торговлю, чтобы хоть как-то выжить. По уровню безработицы республика находится в нижней трети рейтинга регионов. В 2012 году этот показатель был равен 6,49%. Среднемесячная зарплата в Марий Эл всего 15,9 тыс. рублей. При этом самые высокие доходы у работников банковской сферы и в органах государственного управления.


Многие новостройки в Йошкар-Оле выполнены в «фирменном» красном цвете. Фото Валентины (https://fotki.yandex.ru/users/zvenizaton/)

Климат. Хотя республика и не находится на крайнем севере, но климат здесь довольно суровый. Длинная морозная зима и умеренно теплое лето — вот главные черты этого региона, находящегося в царстве умеренно-континентального климата. Зимой средняя температура в районе −19°С, а средняя температура лета +18°С.

Погода в Марий Эл очень нестабильна. Посреди зимы могут ни с того ни с сего начаться оттепели, сменяющиеся новыми морозами, а весной или осенью — нагрянуть заморозки. Словом, для сельского хозяйства это далеко не самый лучший климат.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.

Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Традиционный марийский костюм

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.

Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

 

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Происхождение марийского народа

Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.

История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.

В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.

Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.

Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.

Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

 

Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

 

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

 

Посёлки городского типа[ | ]

название муниципальный район население (чел.) основание / первое упоминание статус пгт герб прежние названия
1 Килемары Килемарский район 3860 1850 1984 до 1905 — Русские Килемары
2 Красногорский Звениговский район 5971 1939 до 1939 — Илеть
3 Краснооктябрьский Медведевский район 4204 1951 Митькино
4 Куженер Куженерский район 4704 1974
5 Мари-Турек Мари-Турекский район 4024 1719 1975
6 Медведево Медведевский район 20 105 XVII век 1973
7 Морки Моркинский район 9002 1678 1969
8 Новый Торъял Новоторъяльский район 5684 1815 1972
9 Оршанка Оршанский район 5725 1820 1975
10 Параньга Параньгинский район 5115 1552 1974
11 Приволжский Волжский район 3779 1980 1980
12 Сернур Сернурский район 8008 XVII век 1966 Макарсола, Макарля, Шерденур
13 Советский Советский район 10 273 1935 1965 до 1958 — Фокино
14 Суслонгер Звениговский район 2667 1942
15 Юрино Юринский район 2662 1227 1927

Бывшие пгт

  • Визимьяры — пгт с 1986 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 2000 году.
  • Дубовский — пгт с 1948 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1987 году.
  • Звениговский Затон — пгт с 1927 года. Преобразован в город Звенигово в 1974 года.
  • Красный Стекловар — пгт с 1938 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1997 году.
  • Ленинский — пгт с 1941 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1959 году.
  • Лопатино — пгт с 1933 года. Преобразован в город Волжск в 1940 году.
  • Мариец — пгт с 1939 года. Преобразован в сельский населённый пункт в 1997 году.
  • Мочалище — пгт с 1952 года. Преобразован в сельский населённый пункт (посёлок) в 2004 году.

Численность населения Йошкар-Олы на 2021 год. Количество жителей Йошкар-Олы

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Йошкар-Олы Годы
251 400 человек 2006 год
249 769 человек 2007 год
248 654 человек 2008 год
248 669 человек 2009 год
248 782 человек 2010 год
248 704 человек 2011 год
252 935 человек 2012 год
257 015 человек 2013 год
260 352 человек 2014 год
263 190 человек 2015 год
265 044 человек 2016 год
266 675 человек 2017 год
268 272 человек 2018 год
271 868 человек 2019 год
274 715 человек 2020 год
276 155 человек 2021 год

График изменения численности населения Йошкар-Олы:

Численность населения Йошкар-Олы в 2015 году составила примерно 263,1 тысяч человек. 

Йошкар-Ола по численности населения составляет 74 место в Российской Федерации. Примерно на 44% население состоит из мужчин, на 55% — из женщин. В городе живет 57,3% от горожан республики и 36,5% от общего населения. На тысячу мужчин в городе приходится около 1230 женщин, на тысячу женщин – 813 мужчин. Плотность населения, по состоянию на начало 2009 года составляет 2594,5 чел на км². 

В том же году в столице Марий-Эл родились 2979 детей (что составляло треть от всех детей республики) и к тому же была отмечена минимальная смертность населения. 

Средний возраст в городе по состоянию на январь 2010 года составляет 40,5 года, причем у женщин 42,9 года, а у мужчин – 37,6 года. С 2002 года он вырос на почти 4%. 

Большая часть миграции в Марий-Эл приходится на обмен жителями столицы республики и другими районами и городами этого субъекта. В течение 2009 года из всех прибывших мигрантов данного потока на Йошкар-Олу пришлось 38,5%, а из количества выбывших – 34,2%. 

Отрицательный естественный прирост, сложившийся в городе в последние годы, оказал значение на уменьшение числа жителей. Эту тенденцию не смогла прекратить длившаяся до 2005 года положительная миграция. 

Показатели по демографической ситуации:
Младенческая смертность (умерших до первого года жизни на тысячу новорождённых) — 4,25 (2008)
Смертность лиц трудоспособного возраста (на сто тысяч жителей трудоспособного возраста) — 585 (2008)
Общий коэффициент рождаемости, на тысячу населения — 12,1 (2010)
Общий коэффициент смертности, на тысячу населения     — 13,4 (2010)
Количество браков — 2332 (2011)
Количество разводов — 1088 (2011)
Естественный прирост населения, чел – 548 (2012)
Количество выбывших, чел — 4605 (2012)
Количество прибывших, чел — 8643 (2012)
Количество родившихся, чел — 3669 (2012)
Количество умерших, чел — 3121 (2012)
Миграционный прирост населения, чел — 4038 (2012)
Население в трудоспособном возрасте (в процентах к общей численности) — 63,3 % (2012)
Население моложе трудоспособного возраста (в процентах к общей численности) — 15,1 % (2012)
Население старше трудоспособного возраста (в процентах к общей численности) — 21,6 % (2012)

По данным переписи 2010 года, в городе проживают представители более 96 народов. На первом месте из них по численности стоят русские (68%), на втором – марийцы (24%), а на третьем – татары (4,3%). Также в Йошкар-Оле живут чуваши, украинцы, армяне, азербайджанцы, мордва, белорусы, узбеки, удмурты, немцы, грузины, евреи, чеченцы, молдаване, башкиры, лезгины, аварцы, греки, цыгане и так далее. 

История

Во времена Российской империи город Царевококшайск входил в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии.

17 февраля 1919 года Царевококшайск был переименован в Краснококшайск, а Царевококшайский уезд — в Краснококшайский. 18 июня 1920 года вошёл в состав Вятской губернии. 4 ноября 1920 года принимается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Марийской автономной области. 25 ноября было определено административно-территориальное деление, закрепившее Краснококшайск как административный центр автономной области. 15 января 1921 года Краснококшайский уезд был переименован в Краснококшайский кантон.

В 1924 году в Марийской автономной области было введено новое административно-территориальное устройство. Краснококшайский кантон был разукрупнен, от него отделились Моркинский и Оршанский кантоны.

Для управления делами непосредственно города в 1927 году был образован городской совет, который подчинялся кантону. В январе 1928 года Краснококшайск получил название Йошкар-Ола, и кантон стал называться Йошкар-Олинским. В 1932 году кантоны были переименованы в районы.

В декабре 1943 года из Йошкар-Олинского района был выделен Медведевский. Оставшаяся часть продолжала называться Йошкар-Олинским районом. В 1946 году районные учреждения были переведены в село Семёновка, и район стал называться Семёновским. В таком виде он просуществовал до 1959 года и был объединён с Медведевским районом.

С 18 октября 1988 года до 5 июля 2005 года в состав городского округа входили Сидоровский, Кундышский, Куярский и Кокшайский сельсоветы и посёлок Аэропорт. Законом № 22-З от 5 июля 2005 года они были переданы администрациям Медведевского и Звениговского районов. В подчинении администрации городского округа остались посёлок Нолька, входивший в состав Сидоровского сельсовета и являвшийся его административным центром, и Семёновский сельсовет, переименованный позже в Семёновское территориальное управление.

По состоянию на 18 января 2008 г. в состав городского округа, помимо города Йошкар-Ола, входили следующие населённые пункты): д. Акшубино, д. Апшакбеляк, д. Данилово, д. Игнатьево, д. Кельмаково, п. Нолька, д. Савино, с. Семёновка, д. Шоя-Кузнецово, д. Якимово.

По состоянию на 2015 год посёлок Нолька включён в состав Семёновского территориального управления. Впоследствии в состав Семёновского территориального управления вошли остальные населённые пункты.

Здравоохранение

Одной из важных сфер региона является здравоохранение. Власти тратят огромные средства на расширение и развитие данной структуры, поскольку множество людей страдают теми или иными недугами.

В регионе Республика Марий Эл по данным, доступным на 2021 год, ежегодно регистрируется:

  • 180 больных с диагнозом ВИЧ-инфекции;
  • 2416 больных с диагнозом злокачественного новообразования, т.е. страдающих различными раковыми заболеваниями. Данная категория населения получает современное и эффективное лечение в лучших клиниках региона;
  • 351 пациентов с заболеванием туберкулеза;
  • 60 больных, лечащихся от наркомании;
  • 851 человек с заболеванием алкоголизма;
  • 120 больных с диагнозом сифилиса.

Республика Марий Эл ведет активную политику, направленную на увеличение численности населения, поэтому активно поддерживает социально важные институты детства и материнства. На 2021 год в регионе зарегистрировано 5205 случаев прерывания беременности. Данный показатель с каждым годом уменьшается.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

 

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

 

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector