Игарка
Содержание:
Улица Трудовая, Пионерская
Следом за улицей Пролетарской двигаясь по направлению к Волчьему логу, идёт параллельно улица Трудовая (Пионерская). Она тоже должна быть одной из первых улиц старого города, перпендикулярно улицам Береговой, Рабочей и Почтовой (седьмая при въезде в старую часть города со стороны новой части).
Но улица по неизвестной причине также не упомянута в списке доставки газет.
А вот что вспоминает об улице детства Альбина Осетрова: «Мои родители отец Александр Агафонович Осетров был репрессирован в 1929 году и сослан вместе с женой Фёклой Васильевной и двумя малолетними детьми из Сухобузимского района Красноярского края в город Игарку. Мы жили в доме 22 по улице Трудовой. Дом был деревянным, стоял у протоки. Нас почти каждую весну подтапливало, и родители всё поднимали на чердак, на крышу сараев. Был огородик, где, я помню, садили картошку. Вырастала она водянистой, мелкой, но всё-таки была своя. Держали родители в хозяйстве и корову.
Домик был небольшой: кухня и большая комната, но такое всё родное, что я помню всю внутреннюю его обстановку до мельчайших подробностей и сегодня, спустя долгие годы. В доме было много цветов, посаженных в большие деревянные кадушки. Мама очень любила цветы.
У нас в семье о ссылке не говорилось, и никогда отец не ругал советскую власть, наоборот, говорил, что в свои 24 года в Игарке увидели свет. Правда, жить им тяжело было, но это была совсем другая жизнь. Его уважали на лесопильно-перевалочном комбинате, где он работал. Во время войны у него была бронь, на фронт он не пошёл. Отца по Северному морскому пути отправляли учиться на пилостава в Архангельск. Так он всю жизнь и проработал в деревообрабатывающей промышленности. Вырастил пятерых детей, всем дал образование.
В конце войны в нашей семье случилась трагедия. Моя сестра, 1927 года рождения, работала в совхозе. И каждый день они должны были переплывать протоку в лодке. В тот день поднялся шторм, лодку перевернуло, и все девушки утонули, кроме матросика, после ранения вернувшегося с фронта. Весь ужас ещё был в том, что никого не нашли.
Вот с тех пор мама и болела, из-за неё мы и переехали в 1952 году в посёлок Маклаково. Мама умерла рано в возрасте 55 лет в 1960 году.
На улице Трудовой недалеко от нас в частном доме жила семья Макарьевых, как я помню, отец у них работал начальником Мерзлотной станции. Проулок наш был небольшой от мостовой, а выше уже строили двухэтажные дома.
Намного позже наши дома поглотила биржа сырья – сюда в зимний запас стали складировать брёвна.
Родителей со временем реабилитировали. Помогала в этом игарчанка Лариса Васильевна Голубь».
Улица Трудовая с честью несла своё название, строилась. В 1939 году на ней было более полусотни домов. От улицы Шмидта вверх она уже застраивалась добротными двухэтажными домами. Был детский садик.
В 1962 году после пожара нашу семью на несколько дней приютила семья первой учительницы моего брата-первоклассника Валерия Ивановна и Борис Борисович Масловские. Они недавно поженились, у них была маленькая дочь Алёнка, но в их двухкомнатной квартире нашлось место и для нас пятерых, пока отцу не предоставили квартиру по улице Малого Театра, 5.
История улицы Трудовой – это пример того, как название одной и той же улицы игарчане сохраняли надолго. В 1962 году в Игарке случился большой пожар. Он не затронул улиц старой части города. Если бы ветер с загоревшейся биржи пиломатериалов повернул в их сторону, сгоревших домов могло быть в разы больше. В новой части города, о которой расскажем дальше, полностью сгорела улица Пионерская. И вновь её название было дано Трудовой 12 мая 1972 года. Тогда в ознаменование 50-летнего юбилея Всесоюзной пионерской организации улица Трудовая была переименована в Пионерскую. А уж детей в нашем городе ценили всегда.
В начале двухтысячных годов большинство жителей улицы Пионерской переехали в микрорайоны, либо выехали за пределы города. Однако, в избирательных документах 2017 года ещё называются дома 37, 38, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 51.
На снимке 2015 года вот как выглядит сегодня улица Пионерская (Трудовая).
Администрация города
Нормативно-правовые актыУстав городаРабота с обращениями граждан СтруктураГОиЧССведения о проводимых торгахПодведомственные учреждения СМИ РазноеПроекты нормативно-правовых актовОфициальные визитыПроведенные проверкиПереселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Игарке
Время работы: с 9-00 до 17-12 (женщины)
с 9-00 до 18-00 (мужчины)
Обеденный перерыв: с 13-00 до 14-00
Положение об Администрации — ПоложениеПоложение о ФЭО — Положение
Администрация города
1. Администрация города (далее – администрация) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
2. Деятельностью администрации руководит на основе единоначалия глава города.
3. Администрация подотчетна Совету депутатов.
4. Структура администрации утверждается Советом депутатов по представлению главы города.
5. Администрация города обладает правами юридического лица.
6. Администрация систематически информирует население через средства массовой информации о своей деятельности.
Компетенция администрации города
1. Администрация города:
1) разрабатывает и исполняет бюджет города;
2) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;
3) разрабатывает и выполняет планы и программы развития города;
4) учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, утверждает их уставы;
5) выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории города, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья, производству товаров и оказанию услуг для населения города;
6) сдает в аренду муниципальное имущество;
7) организует местные лотереи и, с согласия Совета депутатов, местные займы;
8) участвует в выдаче кредитов за счет средств бюджета города;
8.1) осуществляет в порядке, установленном городским Советом депутатов, полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, которые в соответствии с федеральным законом отнесены к компетенции органа регулирования муниципального образования;
8.2) осуществляет муниципальный контроль на территории города, определяет организационную структуру органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, его полномочия, функции и порядок деятельности в соответствии с законодательством;
9) решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении города и не отнесенные действующим законодательством либо настоящим Уставом к компетенции городского Совета депутатов или главы города, в рамках своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами.
2. Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами края и Уставом и не может принимать решений по вопросам, входящим в компетенцию других муниципальных образований, а также органов государственной власти.
Сведения об аэропорте
Аэропорту Игарка, расположенному за полярным кругом, в 1,8 км к юго-востоку от одноименного города Красноярского края, присвоен класс «В».
Воздушная гавань является градообразующим предприятием и играет важную транспортную роль для жителей Игарского острова и вахтовиков, ведь в зимнее время года добраться до краевого центра и других городов «на большой земле» можно только на самолетах или вертолетах.
Аэродром служит запасным для рейсов в Норильск и обратно.
Размеры взлетно-посадочной полосы с бетонным покрытием равняются 2512 м х 46 м, что позволяет принимать самолеты с максимальным весом до 190 тонн и вертолеты всех типов.
Объем годового пассажиропотока составляет около 300 000 человек.
Схема территории аэропорта Игарка:
Основная информация
- Наименование – аэропорт Игарка, Красноярский край;
- Местоположение – 1,8 км от г. Игарка;
- Основные коды:
- Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA (ИАТА) – IAA;
- Международной ассоциации гражданской авиации ICAO (ИКАО) – UOII;
- Внутренний российский код – ИГР.
- Адрес: 663200, Россия, Красноярский край, г. Игарка, ул. Авиаторов, 8;
- Приемная, тел.: (39 172) 2 14 59, факс: (39172) 214 59;
- Электронная почта –;
- Режим работы – круглосуточный;
В разделе сайта, посвященном аэропорту Игарка, отсутствует онлайн табло, показывающее информацию об авиарейсах в режиме реального времени. В настоящий момент онлайн табло можно отслеживать на многих российских порталах, посвященных туристической либо авиационной тематике, а также на Яндексе. Самым информативным является раздел Расписания на Яндексе, где, выбрав название аэропорта Игарка онлайн можно посмотреть статус интересующего авиарейса. Табло вылета и прилета выглядит следующим образом, как показано на картинке ниже.
Расписание рейсов аэропорта Игарка на Яндексе
Демография
Население: 4417 (2019); 6 183 ( перепись 2010 г. ) ; 8 627 ( перепись 2002 г. ) ; 18 820 человек ( перепись 1989 года ) ; 16 000 (1970); 14 311 (1959); 23 649 (1939). Игарка — моногород , город, в экономике которого преобладает отрасль. Его население быстро сократилось после распада Советского Союза и закрытия основного лесопильного завода в 2000 году.
До распада Советского Союза город был преимущественно населен литовцами , немцами , русскими , татарами и поляками . Когда Советский Союз распался, многие из этих народов вернулись в свои страны, превратив всю территорию в полностью славянскую, населенную русскими, украинцами и белорусов .
Используемая литература и источники
1. «Игарка древняя, Игарка загадочная». —
Сборник очерков по истории Игарского
региона, выпуск 1. Краеведческий комплекс «Музей
вечной мерзлоты», г.Игарка, 2004.
2. «Удивительная Игарка». — Р.Горчаков. —
ИНКОМБУК «МЕДВЕДЬ», Красноярск, 1995.
3. Материалы архива Музея вечной мерзлоты (газеты
тридцатых годов, материал к 50-летию г.Игарки).
4. Интервью со старожилами г.Игарки,
ксерокопии.
5. Фотоматериалы, предоставленные
старожилами города (ксерокопии).
6. «Игарка». Серия «Города Красноярского
края». — В.Новиков, Ж.Трошев. — Красноярское
книжное издательство, 1979.
7. Диск с записью видеофильма «От тебя, моя
Игарочка, уходят пять дорог». «Музей вечной
мерзлоты».
В подготовке материала участвовали
1. Сергеева В.А. — сотрудник отдела фондов «Музей
вечной мерзлоты».
2. Мишечкина М.В. — директор краеведческого
комплекса «Музей вечной мерзлоты».
3. Зарубина В.П.
4. Васильева Г.Ф.
5. Жигалева М.А. — библиотекарь школы № 1.
6. Римавичене Э.Р. — жительница Игарки,
высланная в 1941 году.
7. Матуняк В.с.И. — житель Игарки, высланный
из Литвы.
8. Улюмджиев М.Б. — бывший репрессированный
в Игарку.
9. Тощев А.И. — заведующий филиалом «Музей
вечной мерзлоты».
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории.
Россия XX век»
Взлётно-посадочные полосы аэропорта Игарка
История
Первый самолет приводнился на Игарскую протоку осенью 1929 года. А зимой 1931 года был осуществлен рейс из Красноярска в Игарку. Авиация в Игарке начала развиваться в 1935 году. В 36-м году сформировали гидропорт. В зимний период самолеты оборудовали лыжами, а в летний – поплавками.
В 1944 году было принято решение о возведении сухопутного аэродрома, а через два года он был уже готов. На тот момент аэропорт принимал все виды воздушных судов и был открыт круглый год.
Аэропорт Игарка имеет в своём распоряжении всего лишь одну взлётно-посадочную полосу общей длиной в 2512 метров при своей ширине в 46 метров. В качестве покрытия используются специализированные аэродромные плиты ПАГ-14.
Ввиду приведённых параметров ВПП, аэропорт Игарка может принимать все типы вертолётных воздушных судов, и самолёты типа Ан-24, Ан-72, Ил-76, Ту-154 и другие, более лёгкие воздушные суда. Максимальный вес воздушного судна, которое может быть обслужено аэропортом, составляет 190 тонн.
Улица Советская
Одна из первых улиц старого города, перпендикулярно улицам Портовой, Рабочей и Почтовой (пятая при въезде в старую часть города со стороны новой части). Не переименовывалась.
Не припоминаю, чтобы на этой улице были иные строения, только жилые дома, вначале одноэтажные частные домики и бараки. В 1939 году – двадцать два дома. Улица начиналась от самой протоки, и также шла вверх. В распутицу была грязной и непроходимой, лишь несколько проложенных досок по обе её стороны, чтобы не могли застрять телеги, а позднее и автомобили.
В 1930 году в маленьком домике на углу улиц Смидовича и Советской была открыта школа № 4, школа была начальной. Став семилетней, школа заняла двухэтажный дом по улице Большого Театра, 15, затем более известный факт – в 1937 году школа номер четыре, став средней, перешла в бывшее здание Дома Советов и Труда.
В июле 1935 года делегация Игарки под руководством Валентины Петровны Остроумовой побывала на приёме в Кремле. В принятом тогда же постановлении правительства России разрешалось индивидуальное строительство домов в городе, на эти цели выдавались кредиты.
В реальности, вынужденными строить жильё для себя оказывались не только сметливые и расторопные передовики производства, но и депортированные на Север во время Великой Отечественной войны народы, сотрудничавшие с германской армией: финны, греки, калмыки, российские немцы, а после окончания войны – народы присоединённых к СССР прибалтийских союзных республик. Виновными в сопротивлении, либо неповиновении были конкретные люди, а пострадали целые народы, высылаемые далеко на Север, оторванные от среды своего существования.
Вот что рассказывает вернувшийся в зрелом возрасте в Литву жилец дома № 47 по улице Советской Винцас Сташевичус: «В моём доме – мы его ещё называли бараком – жили четыре семьи. Он был построен на лежачем фундаменте, а это делали так: выкапывали канавы, туда клали брёвна, а потом на них ставили сваи. И дом стоял ровненько, и до нас там жили калмыки. Нас в Игарку сослали в 1948 году. Мне было четыре годика, моим братикам было по три и по шесть лет, сестре едва исполнилось восемь месяцев».
В Заполярье в возрасте пятидесяти лет умерла мама Винцаса, сгинула, как и многие, от серьёзной болезни, не пережив трагедию собственной семьи. На снимке как раз запечатлен момент похорон. В девяностые выехавшие из Игарки литовцы предприняли беспрецедентную акцию: эксгумировали и перевезли на Родину останки своих родных, перезахоронили в соответствии со своими обычаями. Но выжившие игарскому братству верны и сейчас – бывшие ссыльные собираются вместе, вспоминают о трудностях. 73-летний Винцас Сташевичус пишет мне: «Игарка была тюрьмой под открытым небом. Там проживали люди из 15 республик. Зимой не улетишь на самолёте, они редко летали, а летом без документа билет не купишь».
Зимой бараки заносились снегом по самую крышу, стены промерзали, и жильцы старались хоть как-то сохранить тепло внутри квартир, оббивая стены дома снаружи кусками рубероида, или фанерой, и засыпая в образовавшееся пространство опилки.
С соседями по улице – Смеховыми, Бархатовыми Сташевичусы дружили. В обиду друг друга не давали. Все выросли хорошими людьми, получили профессию. Дружба и сегодня поддерживается, уже на страницах социальных сетей интернета.
Постепенно, с годами, бараки сносились, строились на Советской улице двухэтажные дома: в 1963 году их было сорок один, к 1977-ому уже на два десятка больше – пятьдесят два. В избирательных документах 2017 года по улице Советской числятся жилые дома 17,19,21, 30 и 33а.
Но в целом улицы Советской нет, как нет и страны Советов. Нет и Литовского посёлка, о котором расскажем ещё в своё время. Пока же продолжим путешествие по старому городу первых лет существования Игарки.
Памятники города
Подъезжаем к памятнику В.И.Ленина (вышли
не все).
Памятник В.И.Ленину установлен 26 июня 1964
года — в день тридцатипятилетия города.
Скульптура изготовлена по городскому
заказу художественным фондом РСФСР, отлита
в скульптурном кабинете Ленинграда, автор
скульптуры т.Райзман (чугун).
А вот памятник летчикам не оставил
равнодушным никого. В тридцатые годы здесь
был центр города. Площадь Советов. На этой
площади в 1936 году были похоронены летчик С.М.Чернявский
и инженер И.К.Федотов, погибшие в
авиационной катастрофе. Здесь им был
поставлен памятник 11 апреля 1936 года около
школы № 4. Находится он недалеко от дороги
на деревянном возвышении. Во время
экскурсии мы посетили этот памятник, ему
почти 70 лет. Несмотря на свой возраст он
хорошо сохранился, так как школьники
постоянно ухаживали за ним. Из-за того, что
поблизости нет школ и вообще этот район
города заброшенный, то за памятником нет
должного ухода, хотя любой игарчанин знает,
кому поставлен памятник и помнит героев.
Почему памятник находится у стен здания
исполкома горсовета?
Мнение консультанта
В.П.Остроумова была первым секретарем
горкома партии города Игарки. После Великой
Октябрьской социалистической революции
она работала секретарем В.И.Ленина, поэтому
в ней всегда оставался столичный и
кремлевский дух. В тридцатые годы в Москве
началось новое веяние — крупных
политических деятелей хоронить у
кремлевской стены. И в Игарке по указу
Остроумовой летчики были похоронены на
городской площади.
Экскурсия продолжается, мы на аллее
Памяти.
В годы Великой Отечественной войны
игарчане вместе со всеми защищали Родину на
полях сражений. В «Сквере Комсомола» 9 мая
1967 года установлен обелиск павшим воинам.
Автор обелиска — игарчанин С.Е.Добромыслов.
При выходе из речного порта, на площади «Дружба»
установлен барельеф «Дружба»,
символизирующий дружбу моряков всего мира.
Авторы — скульпторы т.т. Измаиков, Прошин.
Терминал
Несмотря на небольшие размеры, аэровокзальный комплекс аэропорта Игарка располагает развитой инфраструктурой, здесь есть все необходимое для комфортного пребывания пассажиров.
Услуги терминала:
- Зал ожидания
- Стойки регистрации на рейс
- Онлайн-табло прилета/вылета
- Кассы по продаже авиабилетов
- Бесплатный Wi-Fi
- Комната матери и ребёнка
- Услуги для пассажиров с ограниченными возможностями
- Медпункт
- Помещение для хранения багажа и ручной клади
- Упаковка багажа защитной пленкой
- Промтоварные и сувенирные магазины
- Газетный киоск
- Кофейные и вендинговые автоматы
- Зал повышенной комфортности
- Кафе и буфет
- VIP-зал
- Стоянка для автотранспорта
Аэропорт «Игарка»
- Общие данные
- Дополнительно
- Вакансии
- Мониторинг
- Связанные предприятия
Организационно-правовая форма: Филиал Сокращенное наименование: Филиал АО «КрасАвиаПорт» — Аэропорт «Игарка»
- Адрес: 663200, Россия, Красноярский край, г. Игарка, ул. Авиаторов, 8
- Телефон: +7 (391) 722-1909, +7 (391) 722-1459, +7 (391) 722-2800
- Факс: +7 (391) 122-1459
- Web: https://www.krasaviaport.ru/
- Анкета создана: 08.10.2014 , изменена: 08.07.2019
Историческая справка:
История аэропорта «Игарка» неразрывно связана с историей полярной авиации, начавшейся с Енисейской авиалинии, которая прошла над Енисейским меридианом от Красноярска к Игарке и далее к Северному Ледовитому океану. Первые полеты совершены в 1924 и 1925 годах для обеспечения метеорологическими и ледовыми данными Северной гидрографической экспедиции. 1935 год считается началом Игарки авиационной с прибытием в Игарку первого базового самолета Р-5. В 1936 году сформирован Игарский гидропорт, который входил в состав Енисейской авиалинии. Сухопутный аэродром был построен в 1946 году, здание аэропорта построено в 1948г., летное поле в современных габаритах построено в 1974-1977 годах. В 1955 году Игарская авиагруппа реорганизована в Хатангский авиаотряд полярной авиации Главного Управления Северного Морского Пути ММФ. В 1960 году авиаотряд реорганизован в 251-й объединенный авиаотряд КТУ ГВФ аэропорта Игарка, который являлся структурным подразделением Норильского ОАО. В 1975 году аэропорт Игарка Красноярского управления ГА реорганизован в Игарский ОАО. В 1990 году Игарский ОАО реорганизован в Игарское авиапредприятие Концерна «Красноярскавиа». В 1995 году Игарское авиапредприятие реорганизовано в Игарский филиал авиа, который в 2004 году вошел в состав ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка». В 2021 году ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» реорганизовано в ГП КК «Авиапредприятие «Черемшанка». В настоящее время «Аэропорт «Игарка» является филиалом АО «КрасАвиаПорт». На сегодняшний день аэропорт «Игарка» представляет собой современный развивающийся аэропортовый комплекс, проведена реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП), перрона и рулежных дорожек, свето-сигнального оборудования (ССО), ограждения. Построены новая патрульная дорога и водосточно-дренажная система, новые современные здания аэровокзала, гаража-стоянки для спецтранспорта, склада грузовых перевозок, авиационно-спасательной станции. В стадии строительства находятся объекты хозпитьевого водо-снабжения, очистные сооружения, дизельная электростанция (ДЭС). В жизни города Игарки аэропорт играет большую роль, в зимнее время для жителей города авиация является единственным видом транспорта, связывающим город с краевым центром и другими городами края и России. Аэропорт является одним из градообразующих предприятий, в котором трудятся около трехсот жителей города Игарки. Аэропорт «Игарка» является крупным транспортным узлом Красноярского края, перед ним стоят задачи перевозок возрастающего потока пассажиров в том числе вахтовых, груза и почты. За 2021 год общий пассажиропоток в аэропорту Игарка составил 280 362 человека, ежедневно это около 860 человек. С 01 марта 2021 года «Аэропорт «Игарка» является филиалом АО «КрасАвиаПорт».
Участие в объединениях
КрасАвиаПорт
ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» было создано с целью предоставления авиационных услуг жителям северных районов, а также для обеспечения устойчивых воздушных связей между городами, промышленными центрами и просто отдаленными населенными пунктами Красноярского края. Предприятий в группе: 3
Изменения в сведения об авиапредприятии Аэропорт «Игарка»
вносились: 08.07.2019. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».
использованная литература
Источники
- Законод собрание Красноярского края. Закон №10-4765 от 10 июня 2010 г. «О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края», в ред. Закона №7-3007 от 16 декабря 2014 г. «Об изменении административно-территориального здания Большеулуйского района и внесении изменений в край« О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края »». Вступил в силу 1 июля 2010 г. Опубликован: «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», №33 (404), 5 июля 2010 г. (Законодательное собрание Красноярского края. Закон № 10-4765 от 10 июня 2010 г. « О реестре административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края в редакции Закона № 7-3007 от 16 декабря 2014 г.« О внесении изменений »). Административно-территориальное устройство Большеулуйского района и о внесении изменений в краевой закон «О реестре административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края» . Действует с 1 июля 2010 г.).
- Законод собрание Красноярского края. Закон №13-2925 от 28 января 2005 г. «Об установлении границ и наделении статуса официального муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах муниципальных образований», в ред. Закона №5-1826 от 21 ноября 2013 г. «О внесении изменений в Законы об установлении границ и наделении статусом муниципальных образований Красноярского края». Вступил в силу через десять дней после официального опубликования. Опубликован: «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», №5, 7 февраля 2005 г. (Законодательное собрание Красноярского края. Закон № 13-2925 от 28 января 2005 г. « Об установлении границ и придании соответствующего статуса муниципальному образованию Туруханского района и иным муниципальным образованиям в его границах» , с изменениями, внесенными Законом № 5- № 1826 от 21 ноября 2013 г. « О внесении изменений в краевые законы об установлении границ и придании соответствующего статуса муниципальным образованиям Красноярского края . Вступает в силу через десять дней после официального опубликования».
История
Игарка была основана в 1929 году Главным управлением Северного морского пути как лесопильный завод и порт вывоза древесины . Древесина заготавливалась в бассейне реки Енисей , спускалась в Игарку, где обрабатывалась, а затем экспортировалась в различные распределительные центры. Город быстро рос, так как в город отправляли депортированных во время кампаний раскулачивания . Статус города Игарка получил в 1931 году. Строительством города руководил Борис Лавров ru ], который видел в Игарке идеальный советский арктический город. В 1939 году город достиг своего пика в 23 648 человек. Дальнейшее развитие было приостановлено из-за Второй мировой войны , но возобновилось в конце 1940-х годов, когда Игарка задумывалась как морской порт.
С 1949 по 1953 год в рамках проекта железной дороги Салехард-Игарка была предпринята безуспешная попытка соединить Игарку с российской железнодорожной сетью в Салехарде , в результате чего были убиты тысячи заключенных ГУЛАГа . Во время депортаций 1948–1951 годов тысячи мирных жителей были депортированы в Игарку с недавно оккупированных территорий Советского Союза. Только в мае 1948 года во время операции «Весна» было депортировано от 6000 до 10000 литовцев . Около 1 000–3 000 из них умерли от холода и плохих условий в первый год.
После смерти Сталина в 1953 году проект железной дороги Салехард-Игарка был заброшен, и многим депортированным было разрешено вернуться домой. Однако город восстановился и к 1965 году стал вторым по величине портом экспорта пиломатериалов в Советском Союзе. В это время в городе строились типичные бетонные дома. После распада Советского Союза в 1991 году лесопильный завод оказался нежизнеспособным в новых условиях свободного рынка из-за высоких затрат, связанных с суровыми климатическими условиями и большими расстояниями до покупателей. Лесопилка закрылась в 2000 году, что привело к резкому сокращению населения города. Повышение среднегодовой температуры воздуха привело к таянию вечной мерзлоты, которое дестабилизировало и разрушило многие здания в городе. Чтобы сократить расходы на обслуживание и коммунальные услуги таких зданий, в середине 2000-х годов город снесен и под контролем сжег исторический район, состоящий в основном из деревянных домов. Жильцов переселили в более новые многоквартирные дома.
Глава четвертая. Заключение
Упорный тяжелый труд многих поколений
северян, сопровождаемый репрессиями и
неимоверными лишениями, увенчался
превращением Игарки во второй по значению
лесоэкспортный порт страны, который
располагал обширной зарубежной клиентурой,
мощной гидроэнергетической базой и весьма
перспективными запасами разведанных в
тундре месторождений нефти, газа, графита.
Продукция игарских лесозаводов
пользовалась на мировых рынках устойчивым
спросом, не зная себе равных по качеству и
уникальным свойствам выдержанной за
Полярным кругом древесины. Деловые люди,
иностранные предприниматели с каждым годом
посылали на Енисей все больше и больше
судов: их интересовала не «красная
пропаганда», а сибирская древесина,
пиломатериал из ангарской сосны. И не
просчитались: за четыре года первой
пятилетки, с 1930 по 1933, с причалов
построенного Игарского порта в трюмы
иностранных судов было погружено
полмиллиона кубометров продукции из
древесины. Причем половина пиломатериалов
произведена на Игарском лесопильном
комбинате. За пятидесятилетие экспорт
пиломатериалов через Игарку составил 24
миллиона кубометров!
Океанские корабли шли от Игарки в сотни
портов мира. 50-60-ые годы — это расцвет Игарки.
Об этом вспоминают игарчане-сторожилы.
В 60-х годах в Игарку перестали заходить
иностранные корабли. Но это не означает, что
Игарка перестала работать на экспорт.
Напротив! С 1968 года объем отгрузки
экспортной продукции в Игарском порту за
короткий период навигации (110-130 суток)
превышал один миллион двести тысяч
кубометров (вспомним десять тысяч в 1928 году).
Сибирский лес вывозился в десятки стран
мира на советских судах.
Советские люди построили за Полярным
кругом город: современный благоустроенный,
культурный лесопромышленный центр, в
котором было все: залитые светом
электричества улицы и дома со всеми
удобствами, школы, детские сады, библиотеки,
кинотеатры, спортивный комплекс,
телевидение, радио, газета…
Я родилась в Игарке. Для меня мой город —
идеал. Прожив здесь столько лет, я поняла,
что роднее места у меня нет. Я с восторгом
вспоминаю, как я, еще маленькая, бегала с
друзьями на пристань и любовалась только
что прибывшими сюда из-за границы
пароходами. Я бывала во многих больших
городах, но они не могли заменить мне мой
город, в них не было того уюта, который был
так привычен для меня в Игарке. Да и любой,
кто сюда приедет не останется равнодушным к
спокойным улочкам, чистому воздуху и зелени,
которой богат город. Я считаю, что Игарка —
это часть меня и частичка России. Такого
города как Игарка не было, нет и никогда не
будет…
«… я снова с тобою Игарка,
как в детстве у порта стою…»
(из песен игарских бардов)