Село гжель

Экскурсионный вояж на родину фарфора

На популярность Гжели моментально отреагировала туриндустрия. Множество турфирм включили экскурсии к истокам фарфорового производства в свои однодневные туры. В среднем — 1000 или 1200рублей с человека, и вас доставят на комфортабельном автобусе в сопровождении гида на знаменитое производство. Покажут весь процесс, приобщат к творчеству в мастер-классе, напоят чаем и вернут домой.

Но, если вы не любитель массовых выездов, то можно и самостоятельно посетить край синих роз на белоснежном фоне. Для этого можно воспользоваться и личным, и общественным транспортом. Если у вас своё авто, то выезжайте из Москвы по Рязанскому проспекту за окружную автодорогу, по Новорязанскому шоссе на Егорьевское. 31 км — и вы у цели. На Слободской улице въездные ворота производственной территории.

Можно воспользоваться электричкой от Казанского вокзала (1ч.20мин. в дороге) или от станции Выхино – всего 50 минут. Отправление поездов каждые полчаса. В среднем, заплатите за проезд около 90 рублей. Есть еще один вариант для тех, кто не против переезда на автобусе: от м. Выхино на автобусах №325 (1.20мин), а на №369 и 376 — побыстрее (58минут). Автобусы ходят через 20 минут.

Немного истории

Город Гжель впервые упомянут в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 г.). Но есть факты, удостоверяющие, что местные жители занимались гончарством еще в XI-XIII веках. Земли в окрестностях города Гжель не были плодородными, и крестьянам нужно было как-то выживать. Оказалось, что среди них просто невероятное количество талантливых гончаров и художников. А так как они несли товарные повинности перед царским двором, то им приходилось работать очень много. Примечательно, что гончарные изделия не входили в список дани государю. В XVII веке качество местной глины высоко оценил царь Алексей Романович. Он сделал город Гжель поставщиком материала для аптечных сосудов и посуды. Промысел развивался.

Т.Д. Федоровская

Верностью себе художница победила, и постепенно коллеги признали ее право­ту и ее стиль, прекрасно уживающийся в гжельской традиции. А ее композиции «Домашние хлопоты», «Сенокос», «Зем­ля и люди», вся ее малая пластика слу­жат великолепной школой для молодых мастеров…Далее

В Гжели особенно любят пить чай, превращая чаепитие в церемонию. На столе стоит кипящий самовар, а вокруг него пестрый хоровод посуды. В развитии своеобразного стиля гжельского фарфора мастера упирались на традиции и опыт предшествующих поколений. Пройдет время, и все то, что создано сегодня гжельскими мастерами станет творческим наследием для будущих поколений.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Экскурсия: Гжель Код экскурсии: 5420

Гжель

– старинный гончарный район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не всё население почти трёх десятков окрестных деревень и сёл издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более, что и в топливе недостатка не было – вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX в. слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII в., когда её мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно. В Европе майолика была известна как фаянс. Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность. Однако потребность в нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы.

Полуфаянс – такое же замечательное художественное явление в истории русской керамики, как и майолика. Появился он в Гжели в самом начале XIX в., хотя попытки создать белый керамический материал, более прочный, чем майолика, не столь грубый и трудный в обработке, гжельцы предпринимали ещё в конце XVIII в. В полуфаянсе просматривается стилевое единство гжельского промысла: постоянство ассортимента, приверженность к определённым формам, преобладание кистевой росписи и орнаментальных мотивов в ней, выполненых исключительно синей краской. Сочетания белого фона черепка и синей росписи стало характерным признаком гжельского полуфаянса.

Тонкий фаянс Гжели, в отличие от майолики и полуфаянса, не является оригинальной страницей в истории керамики. Не поражают фаянсовые изделия спецификой формы или новым художественным языком. Напротив, они составляют единое целое со всем русским и западноевропейским фаянсом своей эпохи. В то же время в них удивительно уживаются западноевропейский характер с «ароматом русской деревни».

Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Общие сведения

С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.

Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.

До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.

Гжель — это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.

К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.

Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.

Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.

В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.

Кафе и рестораны Гжели

Предприятий общественного питания в самой Гжели мало, но голодными путешественники не останутся. Привокзальное кафе есть прямо на железнодорожной станции. Кроме того, если вы отправляетесь в Гжель на экскурсию, то наверняка одним из пунктов вашего маршрута станет фабрика «Синь России». А там и чаепитие с баранками (обязательный элемент программы), и небольшое кафе, где можно вкусно пообедать.

Вообще, в глубине поселений заведения общепита встречаются далеко не так часто, как хотелось бы. Зато вдоль Егорьевского шоссе, в которое переходит Центральная улица Гжели, можно найти большое количество придорожных кафе и небольших ресторанчиков. Это, например, кафе «Семь пятниц» в селе Ново-Харитоново или «Подсолнух» в поселке Электроизолятор. А на 10-м км Егорьевского шоссе прямо на берегу озера расположен небольшой ресторан с незамысловатым названием «У озера». Здесь путешественники смогут подкрепиться блюдами русской кухни, а при желании еще и порыбачить, практически не отходя от столика.

Экскурсии

Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.

Музей гжели

Завод по производству фарфоровых изделий имеет большое историческое значение. В связи с этим, они решили увековечить свои работы и создали музей. Попасть в него может любой желающий в группе. Помимо экспонатов, которых там около 2000, туристы также могут лично ознакомиться с производством изделий, посетив цеха завода.

Среди экземпляров музея можно встретить и классические синие росписи и разноцветные. Самым старым предметам там около 500 лет. Каждый этап развития и деятельности завода нашел свое отражение в экспонатах музея. Так, там можно встретить изделия изготовленные в период начала работы завода, а также работы, которые были созданы недавно, когда гжель возрождалась в послевоенное время.

Кроме привычной посуды, там встречаются шахматы, часы, самовары и иконы. Большая часть коллекции относится к производству XX века. Экскурсантам предоставляется возможность посетить цеха, и самостоятельно создать изделие под руководством мастера. Через 2 недели свою работу можно забрать.

Особые предметы и изделия, которые изготавливались на заказ, также хранятся в музее. Это связано с тем, что некоторые коллекции создавались в двух вариантах на случай, если одна будет повреждена. Поэтому в музее можно встретить сервиз, которые был сделан специально для Бориса Ельцина и выполнен в зеленом цвете.

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

Цвета гжельской росписи

Есть несколько мнений, почему именно синие узоры на белом фоне стали самыми удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает синеватые завитки на молочной белизне фарфора. А ведь, как уже говорилось, есть несколько видов росписи, где цветовая палитра была не столь ограниченной.

Обе версии правдоподобны, и их смешение, возможно, и является истиной. Синий цвет наиболее удачно сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошую комбинацию, немало изделий приходилось отбраковывать. Синий же «срабатывал» идеально. Справедливо и то, что роспись в бело-голубых тонах была в то время общемировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор, яркие тому примеры.

И технические хитрости, и культурное заимствование поучаствовали в создании мирового художественного бренда. Гжельскую колористику постоянно обыгрывают в своих работах современные дизайнеры. Они украшают интерьеры текстилем в стиле гжели, используют вдохновленное гжелью оформление стен. И, удивительно, бело-голубая русская эстетика, умудряется прекрасно ужиться в кантри, скандинавском стиле, и даже в провансе.

Смешение двух цветов дает возможность получить множество оттенков. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивание через тушевку, и даже сильное затемнение синего.

Зарождение глиняного промысла

Гжельный промысел зародился в 18 веке в деревне Гжель недалеко от Москвы

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор. С 17 века в деревни Гжель началась добыча глины. Осадочная горная порода тогда была очень ценной и применялась для изготовления кухонной утвари и сосудов. Гжельская глина — стратегический ресурс.В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.Г. Х. Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Промысел начал развиваться уже в 18 веке, когда мастера стали создавать первые изразцы, посуду и даже кирпичи. Одних только детских игрушек из глины производили по несколько сотен тысяч в год, а затем отправляли в Москву.Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художникаУ каждого искусника был уникальный «почерк» – неповторимая манера росписи, которая отражала его восприятие мира. Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом. В середине 18 века промысел стремительно развивается и набирает большую популярность. Однако конкурировать с мастерами из Гжели по-прежнему не мог никто.Иллюстрация: разноцветная гжель

Изначально гжель была разноцветная.Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор. «Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

  1. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

2. Животные в основном представлены пернатыми.

3. Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»

4. Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Музей «Гжель»

Вся история становления уникального промысла проходит в музее, расположенного на территории фабрики. В нем – свыше двух тысяч наименований предметов посуды. Здесь и самые ранние образцы посуды средних веков, обнаруженные при раскопках, образцы майолики 18 столетия, а также более поздние его варианты. Различные фаянсовые полуфаянсовые предметы с росписью цветом или синью. История хранит знаменитый кузнецовский фарфор, получивший истоки в этих краях.

Представлены и экземпляры весьма грубого вида от конца 19-начала 20 столетия при максимальном упадке художественного промысла Гжели. Наконец, яркое возрождение традиций в соответствующих работах прошлого века и наших дней, включающих не только посуду, но и другие предметы декора и обихода.

В одном из музейных помещений можно проследить и цепочку перехода прошлого в настоящее и будущее, а именно – обучение и становление будущего художника от детского сада до хкдожественно-промышленного колледжа, что осваивают не только методику, но секреты своих исторических предшественников.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Блюдо

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Сервиз «Пион»

Как доехать

Село Талеж находится к Югу от Москвы. Ехать до него нужно по Симферопольскому шоссе. От МКАД 66 км. Дорога пролетает очень быстро, так как разрешенная максимальная скорость на Симферопольском шоссе 110 км/ч. С шоссе съезжаем по развязке в сторону поселка Васькино. Остается проехать около 11 км. Едем прямо, проезжаем поселок Мелихово, опять прямо, по указателю на «Талеж Святой Источник» поворачиваем налево. Проезжем около 700 м и опять налево. Далее по прямой и попадаем на парковку.

Парковка довольно большая, но мы были в феврале зимой, и уже к 11 часам машин было довольно много. Поэтому, лучше приезжать с утра часам к 10 (а летом к открытию, см. часы работы ниже). Но машины там надолго не задерживаются. Люди приезжают, наберут воды, кто-то зайдет за сувенирами или за булочками и уезжают. Летом, конечно, парковка в выходные будет забита и придется парковаться вдоль дороги.

Сразу около парковки находится магазин сувениров из бересты. В нем продаются всевозможные изделия ручной работы и, конечно, самые обычные сувениры, которые можно встретить в любом другом месте.

Чтобы пройти к источнику, нужно пройти по дороге справа от магазина изделий из бересты.

Затем вниз по лестнице. Воду придется нести потом обратно вверх, поэтому подготовьте либо сумку, либо удобные бутылки с ручками.

Территория вокруг источника ухожена. В целом все производит очень приятное впечатление. Никакого столпотворения людей не было. Вода льется из 9 труб. Вода вкусная и мягкая.

Купель

Рядом находится церковь пpeпoдoбнoгo Дaвидa Cepпyxoвcкoгo.

За церковью звонница с колоколами.

На обратной дороге к парковке можно заглянуть в чайную. Там можно душевно посидеть, выпить вкусного травяного чая, купить всевозможных свежих булочек, пастилы и других сладостей и вкусностей.

Чуть поодаль от паковки в отдельном здании находится туалет (фото не сделал). Туалет чистый, с рукомойниками и сушилками. Понравилась система оплаты. Туалет бесплатный, но каждый по своему желанию на входе может оставить любую сумму в качестве пожертвования.

Гжель: районы, отдых, экскурсии, музеи и церкви, кухня и рестораны, шоппинг и магазины, достопримечательности Гжели.

Горящие туры в Россию

Наравне с матрешками, балалайками и кремлем синий узор гжели — один из самых узнаваемых символов России. Наверное, нет у нас дома, где не хранится какой-нибудь кувшинчик или маленькая фарфоровая игрушка, нет семьи, где из поколения в поколение не передается вещица с ярко-синей росписью на белоснежном фоне.

Древний край в обличье новом, Как шекспировский сонет,

Ты звучишь высоким словом —

Белый цвет и синий цвет.

  Все края России: от самого крупного – до самого маленького

Эдуард Гольдберг

Символ не появляется ниоткуда, он создается руками всего в 60 км от Москвы, в когда-то небольшом селе Гжель, которое теперь стало крупнейшим центром русской керамики.

Село Гжель сохранило свой древний облик. Здесь все так же стоят избы старообрядцев, высятся удивительные, близкие сердцу, скромные и нарядные церкви.

Гжелью называют не только одноименное село. Центр традиционного искусства включает в себя еще целый ряд деревень: Трошково, Глебово, Фенино, Речицы, Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево… Всего их около 30. Любопытно, что отправляясь в путешествие на родину русской керамики, вы едете не «в Гжель», а «во Гжель» — и никак иначе!

Источник преподобного Давида в селе Талеж — детали посещения и график работы на Крещение

Источник преподобного Давида в селе Талеж Чеховского района Московской области, является подворьем Вознесенской Давидовой пустыни, мужского монастыря, находящегося в 30 километрах, в посёлке Новый Быт. На огороженной, охраняемой территории, находятся собственно Святой источник, над которым возвышается часовня в честь иконы Божией Матери ”Живоносный Источник”, храм-часовня во имя преподобного Давида, звонница, две купальни, мужская и женская, беседка и дом священника.

Святой источник открыт для посещения паломников с 8.00 до 21.00 кроме понедельника. В понедельник-санитарный день. В этот день проводится уборка территории и различные технические работы,из купален сливается вода, в них разбирается и сушится пол, моются резервуары, в которых в обычное время находится вода из Святого источника.

На Святом источнике совершаются таинства Крещения и Венчания (во время постов Венчание не совершается, Крещение же возможно в любое время года).

Для подготовки к таинству Святого Крещения необходимо заранее связаться со священником и обсудить все детали, пройти огласительные беседы. При себе на Крещение необходимо иметь: крестильный крестик (для постоянного ношения впоследствии желательно приобрести другой, так как при потере крестильного крестика другой такой уже нигде не возьмёшь) ,крестильную рубашку, полотенце. Для детей необходимы так же восприемники (крестные).

Для подготовки к таинству Венчания так же необходимо заранее встретиться со священником и обсудить детали. Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Жениху и невесте необходимо тщательно подготовиться ко вступлению в брак, перед принятием этого таинства желательно накануне исповедоваться и причаститься. С собой необходимо иметь: свидетельство о регистрации брака, две иконы, Спасителя и Божией Матери, кольца, длинное белое полотенце, такое, на котором можно было бы свободно встать вдвоём рядом. Поскольку храм преподобного Давида имеет очень маленькие размеры, нужно быть готовыми к тому, что внутрь зайдут только жених с невестой и свидетели.

Фото и видео съёмка как таинства Венчания, так и Крещения не разрешается. Фото на память о произошедшем событии можно будет сделать уже по окончании таинства вне храма.

Святой источник не является местом культурного отдыха, находясь здесь, надо всё время помнить, что это подворье мужского монастыря, на территории которого действуют правила Русской Православной Церкви, монастырского устава и распоряжения настоятеля.

Режим работы источника прп. Давида на праздник Крещения Господня

с 18 по 22.01.2019 г. (до 08-00) Работает круглосуточно

Санитарное время — 18.01.2019 г. с 21-30 до 23-00

  Проверочные тесты и задания по православной культуре 8 год обучения

Санитарный день 22.01.2019 г.

Детали: https://talezh.ru/2018/12/26/rezhim-raboty-istochnika-prp-davida-s-talezh-v-prazdnichnye-dni/

Элементы и узоры гжельской росписи

Начинающие художники думают, что главное в гжели – научиться изящно замешивать два цвета. Но, пожалуй, более сложным будет освоить движение кисти. Научиться делать мазок шире и плотнее, когда нужно, правильно рассчитать толщину краски на каждой части ворса, направление мазка: вот где хитрость. А еще мастерам придется научиться работать со светотеневым пятном: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся узором.

Основные приемы и элементы гжельской росписи:

  • Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
  • Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.
  • Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.

Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня. Существуют специальные курсы гжели для детей, гжели для начинающих и т.д. Это лишь кажется, что ремесло, в котором используются только два цвета, будет простым. И хоть иные начинающие художники считают, что раз крестьяне освоили эту роспись, у них уж точно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимательности, но и большого художественного навыка. Тем и интересно сегодня заниматься гжелью: радует сам момент сакрального прикосновения к истокам, а еще возможность отвлечься от суеты и однообразия будней.

Гостиницы Гжели

Гостиниц в Гжели мало, но они все же есть. В частности, это мини-отель «Акварель» и гостевой дом «Кристина».

В «Акварели» всего 9 номеров, минимальная стоимость размещения — 2500 RUB. К услугам гостей — бесплатные Wi-Fi и парковка, а также собственная ванная (с тапочками и косметическими принадлежностями). Из «взрослых» развлечений — настольный теннис и катание на лошадях, для детей открыта игровая комната. Кроме того, в «Акварели» возможно размещение с домашними животными.

Гостевой дом «Кристина» предлагает гостям на выбор два домика, стоимость размещения в которых начинается от 4000 RUB. Здесь есть все необходимое для жизни и отдыха: полностью оборудованная кухня (приспособленная также под нужды детей), отдельная ванная комната, сезонный открытый бассейн и сауна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector