Куда сходить, если ты первый раз в туркестане

Краткое описание

Второй Меккой называют Туркестан правоверные мусульмане. Посещение этого города три раза засчитывается за одно посещение Священного Города.

История этого города начинается в VI веке до н.э., когда в туркестанском оазисе возникают два города – Шавгар и Ясы. Впоследствии на месте последнего и развивается Туркестан, Шавгар же постепенно исчезает. Расцвета город достигает к XII веку, когда слава о многолюдном богатом поселении, расположенном на Великом Шелковом Пути, распространяется по всему исламскому миру. Серьезный удар городу нанесло татаро-монгольское нашествие, однако вскоре оазис снова становится крупным политическим и экономическим центром. Самым известным жителем Туркестана был Ходжи Ахмед Яссави, ученый богослов, снискавший себе громадную популярность и почитание среди верующих. После его смерти город становится еще и одним из религиозных центров.

В Средневековье и Новое время Туркестан стал фактически столицей казахских ханов. Были построены резиденции, в город съезжались послы из разных стран, в том числе и из России. В Туркестане же собрались представители среднеазиатских государств, обеспокоенные китайской агрессией.

После завоевания этих земель Россией, город теряет столичный статус, жизнь в нем коренным образом меняется. С присоединением к СССР создаются промышленные предприятия, школы, больницы. К сожалению, после 1991 года город переживает не лучшие времена, однако постепенно, за счет промышленности и туризма, развитие Туркестана снова набирает обороты.

В городе есть множество интереснейших памятников средневековья. Особое место занимает Мавзолей Яссави, виднейшего суфийского проповедника, жившего в Туркестане в XIV веке. Так же можно посетить мавзолеи Казыбек би, одного из составителей первого свода законов, и Арыстан – баба, мистика и религиозного деятеля, по преданию ученика самого Яссави. Вблизи города расположены заповедники Каратауский и Отрарский оазис, в которых можно насладиться местной природой, и узнать об истории этих мест.

40 Ангелов, пристанище Ноя

Следующая точка «40 ангелов». По информации от всех Мандиров командира, место для моей особенной работы. Я, отключив критическое мышление, эту информацию благодарно принял и все положенные обряды на данном месте исполнил, что способствовало очистке кармы и положительным намерениям на будущее. Хотя, мой бунтующий скепсис периодически давал о себе знать, он совсем не помешал мне уйти в глубокую медитацию на скалах этого места силы.

скала «40 ангелов» через щель в которой надо пройти

Местный хранитель (у нас его называют Ширакши), правоверный мусульманин, возрастом за 50, рассказывал красивые легенды о тонких мирах, кармических долгах, и ковчеге Ноя, который на самом-то деле (!!!) пришвартовался на горе Казыгурт, что в паре км отсюда. Приходится делать вид, что веришь)) А покуда, доказать, что Ноя тут быть не могло (как и вообще самого Ноя на Земле-матушке), вера начинает трансформироваться в принятие: «Пусть будет так…» Вон сколько народностей приютил Казахстан, для Ноя уж точно место найдем, чаем напоим, бешпармаком накормим, на самые мягкие корпешки спать уложим.

Дорога уходила к подножью пристанища Ноя, горе Казыгурт, на которую мы должны были подняться на следующее утро. Где-то среди невысоких гор, в поросшем зеленью ущелье мы остановились у мавзолея Акбура-аты, который по легенде, был очень хорошим человеком, и прововерным мусульманином, который принес свет Ислама на земли тогдашнего Дешт-ы-Кыпчака.

Не совсем оценен мною был строящийся мазар, поскольку было не ясно: строят его с нуля или реставрируют. Да еще и начал накрапывать дождик, который в перспективе мог превратиться в ливень и нафиг размыть глиняную дорогу, из-за чего торчать нам бы там пришлось еще 2-3 дня. Поэтому было решено лихо валить вниз, на поиск ночлега. И, надо сказать, не зря, потому как мелкий дождик превратился-таки в ливень, который шел всю ночь))

Остановились на ночлег мы в Саи-Раме, в гостевом доме у добрых стариков, которые пустив к себе 20 человек, так же по-доброму ворчали и возмущались вездесущей возней приехавших.

Демография

Население современного Туркестана составляет 165000 человек (по данным переписи 2019 года). Население выросло на 10% с 1989 года до 99, что делает его вторым по темпам роста городом в Казахстане после новой столицы Нур-Султана .

Этнический состав города:

  • Казахи — 52,5%
  • Узбеки — 45,2%
  • Прочие этнические группы — 2,3%

Этнический состав города по переписи 1897 года:

  • всего — 11 253
  • Узбеки — 8940 (79,4%)
  • Казахи — 1415 (12,5%)
  • Татары — 506 (4,4%)
  • Русские — 312 (2,7%)

В то же время этнический состав Чимкентского уезда (Чимкентский район), в который по переписи 1897 г. входил город Туркестан:

  • всего — 285 059
  • Казахи — 224704 (78,8%)
  • Сарт (не кочевой Iranic , тюркское или Mongolic человек) — 32 043 (11,2%)
  • Узбеки — 20 709 (7,2%)
  • Русские — 6 443 (2,2%)
  • Татары — 646 (0,2%)

МУСУЛЬМАНСКАЯ СВЯТЫНЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ

По утверждению паломников, три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Главная достопримечательность Туркестана, уважительно именуемая «казахской Меккой», — комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Это очень своеобразный пример архитектуры эпохи Тимуридов: в нем находятся помещения разного предназначения, именуемые джамаатхана (зал собраний), гурхана (усыпальница), большой и малый аксараи (помещения для совещаний), китабхана (библиотека и архив), асхана (столовая), кудукха-на (колодезная) и худжры (комнаты для служителей паломников).

Мавзолей, построенный по повелению Тимура, возведен на месте более ранних построек суфийской общины. Об этом напоминают несколько фрагментов стен раннего мавзолея, сооруженного над могилой тюркского суфия и впоследствии вмурованные в стены сооружения конца XIV в.

Сам Тимур назвал главные размеры здания, несколько декоративных деталей здания и внутреннего убранства. Сохранилась надпись над входом в мавзолей: «Это святое место сооружено по велению властелина… Тимура Гургана…». Лучшие мастера со всех концов империи Тимура работали над мавзолеем. В 1405 г. Тимур скончался, работы на мавзолее прекратились, остались незаконченными портал и отделка некоторых помещений.

Главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. Еще Тимур называл усыпальницу Ходжи Ахмеда Ясави «раудат», что в переводе с арабского языка означает «сад», а применительно к усыпальнице — «райский сад». Поэтому и выполнена она весьма изысканно. В центре зала — надгробие: трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Надгробие украшено резьбой в виде жгутов. Помещение перекрыто двойным куполом. В основании стен — резной цоколь и панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.

В северо-западном углу здания — мечеть с высоким куполом: единственное помещение ханаки с сохранившимися фрагментами настенных росписей голубыми красками. Шедевр мозаичного искусства — михраб мечети, созданный в технике наборной глазурованной мозаики.

Все помещения связывает воедино джамаатхана — большой зал собраний под самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконических куполов.

Фасад здания покрыт многоцветными глазурованными облицовками с преобладанием оттенков бирюзы. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на гипсовом растворе.

Рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави постепенно, на протяжении веков, сформировался некрополь с ханскими захоронениями-мавзолеями меньшего размера, а некоторые захоронения находятся в самой ханаке. Согласно мусульманским поверьям, быть погребенным как можно ближе к могиле — значит обеспечить себе его покровительство в загробном мире.

Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 г.

Сегодняшний Туркестан — промышленный, образовательный и культурный центр южного Казахстана, центр отечественного и иностранного туризма. Большинство населения — казахи, за ними следуют узбеки. Русских в городе осталось совсем немного, в период распада СССР большинство из них выехали в крупные города страны и на территорию РФ.

Жители города привыкли делить город на две части: старую, именуемую «узбекской», и новую, называемую «русской». В первой находятся здания и сооружения, появившиеся в городе до установления в Казахстане советской власти. Во второй — построенные в годы СССР и после образования Республики Казахстан.

Причина вторая: испить воды из целебного колодца

В колодец, который находится в мавзолее Укаш-ата, нужно опустить ведро. Если ты человек с чистой душой, то он наполнит его водой. А если ты пришел с плохими намерениями, то не даст ни капли. Набрать воды удается не каждому. Поэтому многие возвращаются сюда не раз, чтобы повторить попытку. Говорят, полным ведро будет только у безгрешного человека

Надо также обращать внимание на качество вода в ведре: чистая она или мутная. Цветы, амулеты на дне считаются большой удачей

Женщина уже приезжала сюда и вытащила полное ведро. После этого, как она сама говорит, ее жизнь изменилась. Поэтому она вернулась вновь к волшебному источнику. «Мы приехали из Узбекистана. У нас в стране нет такого святого источника. Я приезжаю сюда уже второй раз поклониться и набрать воды. И все мои желания исполняются. Сына женила, дочь замуж отдала. Главное, сильно верить», – говорит она.

Глубина колодца 25 метров. Местные жители говорят, что на самом деле он пуст. «В самом колодце воды нет, – говорит Калиден Есембаев, житель Шымкентской области. – Но в периметре 1,5-2 метра бежит родник. Никто не может доказать и сказать, кто в ведро воду наливает и как она оттуда выходит». 

Мавзолеи Айша-биби, Баба-ханум

Следующий день обещал нам мавзолеи Айша-биби и Баба-Ханум, на которых по легенде просто невозможно не попросить себе любви и хорошего спутника жизни. По легенде, Айша-биби и Карахан полюбили друг друга, но родители были против этой любви.

Не смотря на строгий наказ опекуна, Айша-Биби все-таки поехала в Тараз к возлюбленному, но трагически погибла от укуса змеи. В ее честь Карахан на месте ее гибели построил мавзолей.

Я, имея уже положительный опыт общения с энергиями Айша-биби, все-таки поддался искушению, и купил несколько маленьких сувенирчиков для своих близких друзей, дабы и половинки им нашлись быстрей, и сердце открылось шире. Да и продавцы были искренне рады слышать от белобрысого славянина исконно восточное «Ассалауалейкум»)

Остальная часть дороги проходила в полном самосозерцании и нидра-йоге, во время которой снились причудливые картинки и формы. Редкие остановки на перекур были благословением, но только до того момента пока мы не подъехали к уникальнейшему месту силы, где можно не только молиться но еще и кушать!!!

Какой там лагман! Я, поправ свое табу на мясо, за обе щеки улепетывал восточное лакомство, которое нам подавали приветливые девушки в хиджабах (кафе- мусульманское). После такого ужина уже не были страшны ни оставшиеся 3 часа дороги, ни затекшие члены, ни аватары всяческих Шайтанов, из-за которых у меня разболелась щека.

Прибыли в город мы уже затемно. Я, довольный поездкой и собой, благополучно отправился спать.

Причина первая: посетить святыни и мавзолеи

Слово «Туркестан» имеет иранское происхождение и переводится, как «страна тюрков». Исторически под этим названием понималась огромная территория от Джунгарских гор через Семиречье и присырдарьинские степи вплоть до Аральского моря. В средние века здесь жили предки казахов – кыпчаки, аргыны, дулаты, джалаиры. На этих землях ханы принимали иностранных послов, проводили собрания высшей казахской знати по главным государственным вопросам. Именно здесь хоронили представителей мусульманского духовенства и тюркских правителей.

Самым известным жителем Туркестана был Ходжа Ахмед Ясави – ученый, поэт, признанный глава тюркской ветви суфизма. По преданию, он был последователем пророка Мухаммеда и пользовался огромной популярностью среди простого народа. После смерти Ясави город стал религиозным центром Средней Азии. В его честь построили мавзолей, который был построен по приказу Тамерлана и стал одной из самых почитаемых святынь для всех народов Центральной Азии. 

Глина из Саурана славилась своей крепостью. Говорят, что именно поэтому мавзолей по сей день крепко стоит на месте. И сейчас казахстанские реставраторы используют это сырье для восстановления средневековых культовых сооружений по всей республике. Из глины Саурана построен курган и крепкая стена вокруг мавзолея. Они служили для обороны комплекса.

У стен мавзолея расположены могилы знаменитых казахских ханов, султанов и батыров. Здесь покоится около 20 правителей. Поклониться им едут мусульмане со всего мира. Вызывает огромный интерес история этого места и у туристов. Как рассказал нам один американец из Вашингтона, которого мы тут встретили, он путешествует с 18 лет и посмотрел уже 90 стран, и культура казахского народа его очень привлекает. 

Учителем Ясави был Арыстан-Баб. Его признали среднеазиатским святым. Именно с мавзолея на его могиле паломники начинают свой путь. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть. Местные жители говорят: чтобы желания исполнились, нужно провести ночь у Арыстан-Баба.

Это самое длинное погребение для одного человека и находится оно в мавзолее Укаш-ата. Здесь лежит могильная плита длиной больше 20 метров. Возле нее сидят часами люди разных национальностей и вероисповедания. Одна из них, Наталья Маркова приезжает сюда во второй раз. «Мне здесь очень нравится, здесь я очищаюсь душой, – говорит она. – Мне так легко. Вообще меня очень тянет в Туркестан. Сам воздух, атмосфера, везде здесь я нахожу какое-то чудо для себя».

Про Укаш-ату она знает и может рассказать: «Он был батыром могучего телосложения, не знавшим ни одного поражения в боях. По легенде, это был ученик Пророка Мухаммеда и проповедовал ислам в Средней Азии. Его враги подкупили жену, которая рассказала, что воин становится уязвимым во время молитвы. Ему отрубили голову его же мечом. То место, где текла его кровь, накрыли саркофагом. А голова покатилась и упала в расщелину в километре от тела. В тоннеле позже появилась вода. А на этом месте появился колодец. Вокруг него вот уже многие столетия стали собираться люди. Паломники верят, что живой источник обладает целебными свойствами. И просят у него благополучия и очищения от грехов».

Что построили?

Большой вклад в строительство новых объектов в Туркестане внесла группа «Самрук-Қазына», портфельные компании которой профинансировали возведение музея Ходжи Ахмета Яссауи, Дворца школьников, амфитеатра и конгресс-центра.

Фото: Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи

Например, амфитеатр, театр без крыши, вокруг круглой сцены которого возвышаются ряды сидений, расположили в историческом центре города — вблизи от мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, охраняемого ЮНЕСКО. Этот объект рассчитан на тысячу человек и предназначен для проведения разных культурно-массовых мероприятий и концертов.

Другим местом событийного туризма стал конгресс-центр, первый в Туркестанской области. Этот объект объединяет несколько помещений для проведения мероприятий — зал для заседаний, концертный зал на тысячу мест, банкетный зал и выставочные площади в 1,9 тыс. квадратных метров. При полной загрузке здесь можно проводить около 300 мероприятий в год с посещением порядка 200 тыс. человек.

Большую работу над строительством города вели частные строительные компании. Например, один только холдинг BIGroup ввел в эксплуатацию здания на 154 тыс. квадратных метров. Они помогли обеспечить новый областной центр и офисными зданиями, и спортивными сооружениями, и образовательными центрами.

В числе построенных объектов, к примеру, медиа-центр, стадион на 7 тыс. мест, гостиница HamptonbyHilton, здание новой Назарбаев Интеллектуальной Школы и три блока в административно-деловом центре города.

В числе других крупных девелоперов — «Базис-А» и иностранные компании. Например, последние возвели «Караван-Сарай» — досуговый комплекс площадью 12,5 га в историческом центре города с отелями, ресторанами, фуд-кортами, кинотеатрами, ТРЦ и базарами. Передвигаться между локациями, к слову, можно по водным каналам на лодках. Комплекс построила турецкая TurkistanSilkwayHarbor, входящая в холдинг SembolConstruction.

Еще одна турецкая компания — YDAHolding — занималась строительством международного аэропорта Туркестана, который уже принимает рейсы из других регионов Казахстана.

ИСТОРИЯ ДВУХ ГОРОДОВ

Современный Туркестан появился на месте старинных городских поселений Туркестанского оазиса.

С древнейших времен Туркестан являлся одним из духовных и политических центров тюркскоязычного мира. Сегодня это город областного подчинения в Южно-Казахстанской области Казахстана.

Туркестан расположен в зоне пустынного климата с признаками резко континентального. Местный климат поражает контрастами: летом температура может подняться почти до +50°С, а зимой возможны морозы ниже -30°С.

Туркестан — традиционное название районов Средней и Центральной Азии с преимущественно тюркским населением. Казахстанский Туркестан — старейший город страны.

Поселение на месте современного города Туркестана появилось около 500 г. Место выбрано не случайно: здесь пересекались пути торговых караванов, шедших из Самарканда, Бухары и Хивы и далее — на север.

В период VI—XI вв. главным городом в этих местах стал Шавгар (Шавагар), которому подчинялись близлежащие поселения, в том числе Ясы, на месте которых вырос нынешний Туркестан.

В 552-702 гг. Шавгар подчинялся Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам, затем Тюргешскому каганату. В период господства государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар находился в его северо-восточном круге Испиджаб. В IX — первой половине X в. Саманиды отражали набеги тюркских племен, и в районе Шавгара постоянно шли сражения.

Расцвет Шавгара пришелся на IX-X вв., он стал крупным ремесленным и торговым центром на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом.

Когда империя Саманидов пала, Шавгар входил в состав одного из кара-ханидских уделов с конца X в. и до начала XII в., превратившись в небольшой поселок, заброшенный в XII—XIV вв.

С XII в. экономическим и политическим центром региона становится поселение Ясы (будущий Туркестан), ранее подчинявшееся Шавгару. Этот же период в истории города связан с именем поэта-мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави (1103-1166 гг.), жившего и творившего здесь.

Ходжи Ахмед Ясави — особо почитаемый казахский поэт и суфий. В возрасте 63 лет он принял решение полностью отдать свою жизнь религии. Покинув общество людей, он заточил себя в келью в подвале до конца жизни. Поступок свой Ходжи Ахмед Ясави объяснил тем, что никто и никогда не может быть выше Пророка. Он же, будучи предан своей религии, отныне не имеет права видеть солнце.

Ходжи Ахмед Ясави основал теологическую школу, у него появилась масса учеников, благодаря ему Туркестан превратился в важный центр просвещения в Средней Азии. После кончины суфийского святого и шейха на кладбище города Ясы образовался религиознокультовый центр, куда устремились паломники со всей Средней Азии. Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии.

Мавзолей (ханака) сооружен по повелению полководца и завоевателя Тимура (1336-1405 гг.) в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави. Строение должно было способствовать возвеличиванию ислама и его дальнейшему распространению.

Первые упоминания о городе как о Туркестане относятся к XV в. В период правления Есим-хана (1598-1628 гг.) он стал столицей Казахского ханства.

Туркестан оставался столицей Казахского ханства до XIX в. В 1864 г. город осадили и захватили русские войска, а все окружающие земли вошли в состав Российской империи.

После установления советской власти город активно развивался, строились промышленные предприятия.

С 1991 г. входит в состав Республики Казахстан.

Причина пятая: взять мастер-класс у лучших ремесленников Казахстана

Многие годы через Туркестан проходил маршрут Великого Шелкового пути – из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Город стал торговым и ремесленным центром Средней Азии. До сих пор считается, что лучшие специалисты прикладного искусства живут на юге Казахстана.

Мы решили воспользоваться случаем и взять мастер-класс у одного из них. Абайхан Рысбаев гончарным делом занимается всю жизнь. Он принимал участие в реставрации мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. Больше всего ремесленник любит создавать кувшины, небольшие статуэтки и музыкальные инструменты. Его изделия имеют знак качества ЮНЕСКО. Мастер принимал участие на выставке ремесленников в городе Санта-Фе в США.

Мы попросили мастера помочь нам сделать глиняную пиалу. «Чтобы глина была более плотная, нужно ее хорошенько размять, – объясняет нам ремесленник Абайхан Рысбаев. —  Делаем из нее шар, смачиваем водой, кладем на гончарный круг и вытягиваем необходимую нам фигуру».

Работы местных мастеров пользуются огромной популярностью не только в Казахстане, но и за его пределами. Купить их можно в ремесленном центре или на восточном базаре Туркестана. Где-то на прилавках, возможно, вам посчастливиться встретить и нашу пиалу.

Где «строит счастье» BI Group

Большинство проектов BI Group сосредоточены в административно-деловом центре Туркестана.

Один из самых дорогих проектов – комплекс административных зданий с декоративным ажурным фасадом, затеняющим кабинеты чиновников от южного солнца, – обошелся бюджету в 26,8 млрд тенге. По данным сайта госзакупок, эти подряды холдинг BI Group получил через свою компанию BI Construction Turkestan.

Бульвар, который ведет к зданию акимата, построен тем же подрядчиком. Стоимость строительства первой очереди – 1,36 млрд тенге.

Площадь «Нур-Султан» с озеленением и сухими пешеходными фонтанами – «детище» другой «дочки» холдинга, BI Urban Construction. На «столичную» площадь бюджет потратил 3,95 млрд тенге.

В 100 метрах от входа в акимат BI Urban Construction возвела медиацентр, который обошелся бюджету в 5 млрд тенге.

Стадион «Туркестан-Арена» в 1,5 км от областного акимата также возвел BI Group – за 12,6 млрд тенге, которые выделил ФНБ «Самрук-Қазына».

Кроме зданий и сооружений BI Group прокладывает дороги в административном центре. Так, на строительство пяти очередей инженерной инфраструктуры (дорожная часть) с ТОО «Каратас Майнинг» («дочка» BI Infra Construction) заключено восемь госконтрактов на общую сумму 9,57 млрд тенге.

От административно-делового к историко-культурному центру Туркестана ведет улица Саттарханова, вдоль которой «Каратас Майнинг» создает линейный парк площадью 24 га. Холдинг сообщает, что здесь появится караванная дорога, беговая дорожка, а прохладу и тень для современных номадов должны обеспечить высаженные застройщиком деревья и кустарники, а также водный канал, пешеходные фонтаны, бассейны и даже пруд с лилиями. На сайте госзакупок по этому проекту «Курсив» нашел только один контракт – на третий этап строительства первого участка парка на сумму 852 млн тенге.

В историческом центре у BI Group объектов меньше: культурно-досуговый комплекс «Улы Дала Ели» (6,4 млрд тенге) и драматический театр (7,75 млрд тенге). Здесь же застройщик реализовал собственный инвестиционный проект на сумму 3,8 млрд тенге – отель Hampton by Hilton.

Кроме того, правительство поручило ТОО «Каратас Майнинг» построить гребной канал со спортивными комплексами в АДЦ, машинный канал из реки Сырдарья для подпитки Арысь-Туркестанского магистрального канала, а также провести мероприятия по возрождению Шошкакольской озерной системы. «Озерный ренессанс» обойдется бюджету в 2,18 млрд тенге.

План гребного канала утвердили лишь в ноябре 2020 года, видимо поэтому контракт на его строительство на сайте госзакупок отсутствует. Вкупе с каналом будут возводить олимпийский центр с гостиницей, велодорожкой, бассейном, эллингами, причалами для байдарок, табло для зрителей, трибунами и мостом.

Холдинг также поучаствовал в строительстве объектов здравоохранения. На счету «дочки» BI Group – KAZPACO – модульная инфекционная больница на 200 коек стоимостью 7,74 млрд тенге. А компания АТМ Turkistan Hospital (учредители ТОО «BI Global» и турецкий YDA INSAAT SANAYI VE TICARET) стала участником СЭЗ «Turkistan» с проектом «Строительство и эксплуатация многопрофильной больницы на 630 коек» объемом инвестиций более 110 млрд тенге.

Пещера Акмешит

Фото moya-planeta.ru

Необыкновенную энергетику хранит пещера Акмешит (в переводе с казахского «Белая мечеть»). Ее называют одним из десяти чудес Казахстана и советуют обязательно посетить туристам. Спуститься в пещеру можно по длинной металлической лестнице. Огромный подземный зал поражает своими масштабами. Он напоминает декорации фантастического фильма с драконами и райскими растениями. Камни, из которых образовалась пещера, относятся к периоду Энеолита. Она очень помогала казахам в разные века. Здесь разбивали свой лагерь войска. Сюда приходили для утреннего намаза. Пещера напоминает купол, поэтому ее прозвали «Белой мечетью». По одной из легенд, во время джунгарского нашествия здесь прятались дети и женщины. Возможно, поэтому бездетные пары стремятся сюда, преодолевая тысячи километров. По поверью, женщина, которая проведет ночь в молитвах в пещере, обретет материнское счастье.

Заключение

Степи Южно-казахстанской области

Как сказал однажды мой брат, стоя у дверей мечети: «Ну и чего мы все время делим?». Как-то, стоя на распутье, выборочно отметая те или иные учения, я часто погрязал в долгие умственные суждения. Тут же я открыл какую-то такую часть своего сердца, в которое уместилось все: и Сварог, и Род-Батюшка, и Лада-Матушка, и Аллах всемогущий, и Иисус всепрощающий, и Шива всемилостивый… В нем не было противоречий и метаний, в нем оказалось все и сразу.

Заставило задуматься обилие свастик на стенах мавзолея Яссауи. Так ли был прост Тимур, когда это строил? А сколького я еще не увидел? Более того, по возвращению, случился разговор с Димкой, который имеет в своем арсенале данные по большому количеству сакральных символов в здешних местах. (Жаль, что подобные встречи редко бывают априори). В случайности я более не верю, поэтому и отправляюсь копаться в истории и этнографии. Только теперь в той, что творилась на родной земле.

А за все остальное благодарю всех наставников, учителей, Светлых Богов, Будд прошлого, настоящего и будущего за прожитые опыты и грядущие дороги, которых в этом году у меня будет немало. Пусть все живые существа обретут счастье. «Ныне, присно и во веки веков», Оум!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector