Го богданович официальный сайт

Глиняный карьер

Не так давно побывав на Березовских песках, я всем хвасталась, что побывала в настоящей пустыне. Но гордость моя продлилась не долго: на одну из моих тирад я получила ответ: «пфф, пустыня… Я вот на Марсе побывал!» Вслед моему удивленному взгляду последовало объяснение: недалеко от Екатеринбурга располагается глиняный карьер, который своим ландшафтом навевает неземную атмосферу. Приступ любопытства и недоверия заставил собираться в дорогу немедленно.

История

Первым этапом подготовки стал поиск объяснений данного феномена. Выяснилось, что официальное название, так называемого Марса – Полдневский участок Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин. Занимает карьер площадь около 70 кв. км и является самым крупным по величине запасов на Среднем Урале. Схожесть с Марсом ему придают формы, в которых застывает глина, а также ее цветовая гамма. Но она не была бы столь похожей на другую планету не приложи к ней руку человек, наполнив глиняный массив различными кратерами, впадинами и холмами.

Разрабатываться карьер начал еще в XIX веке, однако объемы были небольшими. Настоящая добыча глины началась в 1930 году, при постройке Богдановичского огнеупорного завода. Во времена Великой Отечественной войны завод был единственным поставщиком глины по стране, а на сегодняшний день он входит в тройку лучших. Обычные обыватели могут подумать: глина – не алмазы, зачем она нужна? Однако данный вид полезных ископаемых имеет достаточно высокое значение в различных сферах: от парфюмерии и искусства до строительства и промышленности. Особенно ценна глина, если она огнеупорная, т.е. при обработке огнем способна выдержать более 1600 градусов. Наиболее значима такая глина в металлургии, например при строительстве доменных печей.

Богдановичское месторождение огнеупорных глин имеет несколько залежей, однако популярностью пользуется лишь Полевская. Скорее всего, это происходит потому, что она наиболее близко расположена к дороге и до нее проще добраться, в то время как до остальных четырех придется пройти несколько километров.

На Марс без скафандра

Закончив изучать теорию, я немедленно преступила к практике. Добравшись до карьеров перед глазами открылась достаточно странная, непривычная картина: глиняная пустошь, с обрывами и подъемами; скалы, испещренные расщелинами различной глубины и ширины в местах, где когда-то протекали ручейки, а кое где и реки. Теперь на их месте осталась лишь застывшая красно-коричневая твердыня, имеющая местами пузырчатую форму – ну чем не Марс?

Однако, в отличии от далекой планеты, на уральском Марсе можно встретить воду, хоть и непривычной глазу окраски: от заманчивой небесно-голубой, до багряно-красной и оранжевой. Такой окрас вода получила за счет высокого содержания в глине различных элементов: пирита, слюды, зерен кварца, марказита, рутила, ильменита. Эти минералы имеют достаточно пагубное воздействие на организм человека, поэтому купаться в образовавшихся озерах не стоит.

На дне некоторых карьеров глиняные холмы образовывают нечто вроде островков, окруженных водой, создавая интересные виды сверху.

Некоторые из таких островков полюбились чайкам: они здесь живут, тут же несут яйца. Надо заметить, что место выбрано идеально – ни один турист не может подобраться ни к ним, ни к будущему потомству. Наслаждаясь безопасностью, чайки очень громко и забавно кричат: услышав звук издалека, я на секунду решила, что в карьере большое количество громко хохочущих людей.

Советы для путешествия

Приезжать сюда следует в сухую погоду, убедившись, что дождей не было как минимум дня три. Также стоит аккуратнее ходить по дну карьеров, где могли быть скопления воды. Не понимая всех прелестей свойственных глине, я бодро ступала по поверхности, казавшейся сухой, пока не ушла по самую щиколотку под землю – еле обувь спасла.

Однако не стоит думать, что чем на улице жарче, тем удачнее будет поездка. Найти тенек здесь практически невозможно, а жар исходит не только от солнца, но и от разогретой глины. Подобные погодные условия заставят включить поездку в ряды худших, не позволив насладиться необычными видами. Не следует также приезжать в слишком открытой одежде: территорию карьеров облюбовало достаточно большое количество слепней, от которых не спасает никакой репеллент.

В целях безопасности стоит обзавестись закрытой обувью с нескользящей подошвой: местами спуски достаточно крутые, а пересушенная глина рассыпается в пыль, уходя из под ног.

Историческая справка[править]

Город ведёт свою историю от посёлка при железнодорожной станции Екатеринбург-Тюменской железной дороги, строительство которой велось в 1883—1885 гг. Первоначальное название станции — Оверино (Аверино) — было дано по названию близлежащей деревни (ныне в городской черте г. Богдановича). В 1885 году при сдаче железной дороги в эксплуатацию станция Оверино была переименована в станцию Богданович — в честь генерал-майора Е.В. Богдановича — общественного деятеля, инициатора строительства дороги.

До 1924 года станция Богданович и близлежащие деревни входили в состав Кунарской и Троицкой волостей Камышловского уезда Пермской и Екатеринбургской (с 1919 г.) губерний. При районировании Уральской области данная территория сначала оказалась в составе Грязновского района Шадринского округа, однако уже в августе 1924 г. район был преобразован в Богдановичский с центром в селе Троицком. В 1930 году посёлок при ж/д-станции Богданович стал центром Богдановичского района.

В 1933—1934 гг. посёлок был центром Сухоложского района Уральской области.

10 мая 1935 г. постановлением ВЦИК посёлок при ж/д-станции Богданович был преобразован в рабочий посёлок Богданович, в его состав также включены посёлок Богдановичской МТС, селения Быково, Глухих (Глухово, Глуховское), Оверино (Аверино) и промышленные площадки.

С ноября 1944 по февраль 1963 гг. р.п. Богданович — центр вновь образованного Богдановичского района.

19 августа 1947 г. р.п. Богданович был преобразован в город (районного подчинения), при этом ранее присоединённая территория селения Быково исключена из городской черты и выделена в отдельный сельсовет (Быковский).

1 февраля 1963 г. город был переподчинён напрямую Свердловскому областному промышленному Совету депутатов трудящихся. Одновременно был упразднён Богдановичский район, территория которого вошла в состав Камышловского сельского района.

В январе 1965 г. город вновь стал центром Богдановичского района, сельсоветы которого были подчинены Богдановичскому горсовету.

С 1996 г. — центр муниципального образования «Богдановичский район» (с 2006 г. — городского округа Богданович).

Богданович

(Свердловская область)

Код ОКАТО: Основан: Поселок городского типа с: Город с:
Центр:

Телефонный код (справочный телефон)
34376***** 21-3-09

Отклонение от московского времени, часы:Географическая широта:Географическая долгота:Высота над уровнем моря, метров:Время восхода и захода Солнца и Луны в городе БогдановичБогданович: фото из космоса (Google Maps)Богданович: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Богданович. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Сухой Лог 14 (16) С
2 Еланский 27 () В
3 Белоярский 39 (40) З
4 Рефтинский 39 (73) СЗ
5 Каменск-Уральский 41 (103) Ю
6 Камышлов 41 (41) В
7 Асбест 42 (51) СЗ
8 Заречный 44 (48) З
9 Буланаш 54 (190) С
10 Малышева 54 (66) СЗ
11 Верхнее Дуброво 61 () З
12 Катайск 62 (149) ЮВ
13 Артёмовский 63 (182) С
14 Бобровский 67 (96) З
15 Исток 71 () В
16 Арамиль 74 (112) З
17 Пышма 74 (79) В
18 Реж 75 (186) СЗ
19 Монетный 76 (135) СЗ
20 Большой Исток 77 () З
21 Берёзовский 77 (114) З
22 Далматово 78 (172) ЮВ
23 Сысерть 81 (118) З
24 Екатеринбург 89 (98) З
25 Верхняя Пышма 91 (121) З
26 Горный Щит 94 () З
27 Среднеуральск 98 (115) З
28 Талица 104 (121) В
29 Троицкий 106 (118) В
30 Снежинск 112 (193) ЮЗ

Краткая характеристика

Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Кунара (правый приток Пышмы), в 99 км к востоку от Екатеринбурга. Ж.д. узел.

Территория (кв. км): 1498

Исторический очерк

Возник в 1883-85 как ж.д. станция при станции Богданович (открыта в 1885), возникшей во время строительстве железной дороги Екатеринбург — Тюмень. Название по фамилии русского военного деятеля генерала Е.В. Богдановича (1829-1914), пропагандировавшего идеи создания Транссибирской магистрали. В 1911-14 были построены ж.д. линии на юг и на север, что превратило Богданович в железнодорожный узел.

С 1935 г. рабочий посёлок Богданович. С 1947 г. город.

Экономика

Заводы — огнеупорных изделий, шпалопропиточный, фарфоровый, комбикормовый. Мебельная фабрика, мясо- и хлебокомбинаты. Предприятия по производству стрйматериалов.

Основные предприятия

ФАРФОРО-ФАЯНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ЗАО «Богдановичский фарфоровый завод»Предлагает:

Музеи, галереи, выставочные залы

Краеведческий музей г. БогдановичЛитературный музей Степана Щипачева

Архитектура, достопримечательности

Город разделён железной дорогой на 2 части: северную и южную. В северной части протекает река Кунара, которая отделяет от Богдановича посёлки Глухово и Аверино, в южной части находится административный и культурный центр города, застроенный многоэтажными зданиями. На окраинах преимущественно деревянные одноэтажные дома. Основные предприятия расположены между железной дорогой и рекой Кунара.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1939 8.1 1996 36.7 2007 31.8 2015 29.4
1959 19.1 1998 36.4 2008 32.1 2016 29.3
1967 25 2000 36.0 2010 31.8 2017 29.3
1970 23.6 2001 35.8 2011 30.7 2018 29.2
1979 30.8 2003 32.9 2012 30.1 2019 29.1
1989 36.0 2005 32.3 2013 29.9 2020 29.3
1992 36.5 2006 32.1 2014 29.7 2021 29.3

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 71
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 76
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 49

История Богдановича

Город Богданович стоит на правом берегу реки Кунара (правый приток реки Пышма). Основан в 1883–1885 годах при строительстве Транссибирской железной дороги на участке Екатеринбург – Тюмень. Сначала тут была станция Аверино (Оверино), которая в 1885 году получила современное название в честь чиновника особых поручений при министре Внутренних дел, генерала Е.В. Богдановича (1829–1914).

Евгений Васильевич Богданович в 1866 году был направлен в Вятскую и Пермскую губернии для борьбы с последствиями неурожая. В своем отчете Богданович предложил для предупреждения нового голода на Урале построить железную дорогу из Центральной России в Екатеринбург и далее до Тюмени, а затем вплоть до Китая.

В 1868-69 годах Богданович организовал проектные изыскания строительства дороги Казань-Екатеринбург-Тюмень. Это был один из ранних технических проектов Сибирской железной дороги, будущего Транссиба. Впрочем, в то время в России шли споры о том, нужна ли эта дорога и где она должна пройти.

До Транссиба в 1878 году построили Горнозаводскую железную дорогу – первую на Урале. Она связала Пермь и Екатеринбург. Через 7 лет, в 1885 году, проложили дорогу Екатеринбург – Тюмень, которая стала одним из важных звеньев Транссиба. Первый поезд здесь прошел 19 декабря 1885 года. Строительство Транссиба шло 25 лет в непростых условиях. Стройка была поистине грандиозной.

Е.В. Богданович имел репутацию порядочного и честного человека, пользовался большим авторитетом. Именно он стал первым почетным гражданином города Екатеринбурга. Этот же статус присвоен ему в городах Сарапул, Камышлов и Тюмень, через которые прошла железная дорога.

В начале XX века станция Богданович стала крупным железнодорожным узлом. В 1913 году открыли движение по линии Богданович – Каменск-Уральский, а в 1916 году – Богданович–Егоршино (Артемовский).

В советское время этот населенный пункт получил новое развитие. В 1928 году здесь построили беконную фабрику, преобразованную в 1933 году в Богдановичский мясокомбинат, а в 1932 году заработал молокозавод. В 1929-32 годах построили крупный Богдановичский шпалопропиточный завод. В настоящее время он является единственным производителем деревянных шпал на Свердловской железной дороге.

В 1930 году на базе запасов Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин начали строительство огнеупорного завода. В 1933 году был получен первый кусковой шамот, а в 1936 году – первая партия огнеупорных изделий. Во время Великой Отечественной войны завод расширили, и он стал основным поставщиком огнеупоров Урала и Сибири. В настоящее время АО «Огнеупоры» — главное предприятие города. Завод специализируется на выпуске шамота для кладки доменных печей, стале-разливочных, ковшовых, ваграночных, ультралегковесных и других огнеупорных изделий.

В 1936 году Богданович стал рабочим поселком, а в 1947 году – городом.

В 1969 году началось строительство завода по производству фарфоро-фаянсовой посуды, здесь использовался итальянский проект и оборудование. Первую очередь Богдановичского фарфорового завода пустили в декабре 1973 года. Изделия из местного фарфора были во многих семьях, они славились своим высоким качеством. Символом завода была ящерица с короной – Хозяйка Медной горы из сказов П.П. Бажова. Увы, в 2010 году предприятие закрыли (сейчас единственный в Свердловской области завод художественного фарфора работает в Сысерти).

Железная дорога делит город на два микрорайона: Северный и Южный. Численность населения города Богдановича составляет 29241 человек (2018 г.).

С Богдановичем связаны имена следующих известных людей: поэт-лирик С.П. Щипачев, Герои Советского Союза Г.П. Кунавин и К.С. Пургин, чемпионка мира по биатлону Е.В. Головина, конькобежец и рекордсмен мира Е.Н. Куликов, командующий Черноморским флотом В.А. Кравченко, первый секретарь Свердловского обкома КПРФ В.П. Краснолобов, художник М.П. Сажаев.

Как добраться до Богдановича?

Из Екатеринбурга нужно выехать на Тюменскую трассу и ехать по ней до этого города. Дорога проходит через сам Богданович. Расположенный на окраине города переезд часто доставляет неприятности как местным жителям, так и едущим по трассе Екатеринбург – Тюмень. Здесь часто возникают большие пробки. Расстояние от Екатеринбурга – 95 км.

Павел Распопов

Литература:ВикипедияИстория города БогдановичМатериалы Богдановичского краеведческого музеяРундквист Н., Задорина О. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия

  • Камышлов и его достопримечательности
  • Озеро Куртугуз — самый большой водоём около Богдановича
  • Инопланетные пейзажи под Богдановичем (Уральский Марс)

Поддержать «Ураловед»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector