Го богданович официальный сайт
Содержание:
Глиняный карьер
Не так давно побывав на Березовских песках, я всем хвасталась, что побывала в настоящей пустыне. Но гордость моя продлилась не долго: на одну из моих тирад я получила ответ: «пфф, пустыня… Я вот на Марсе побывал!» Вслед моему удивленному взгляду последовало объяснение: недалеко от Екатеринбурга располагается глиняный карьер, который своим ландшафтом навевает неземную атмосферу. Приступ любопытства и недоверия заставил собираться в дорогу немедленно.
История
Первым этапом подготовки стал поиск объяснений данного феномена. Выяснилось, что официальное название, так называемого Марса – Полдневский участок Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин. Занимает карьер площадь около 70 кв. км и является самым крупным по величине запасов на Среднем Урале. Схожесть с Марсом ему придают формы, в которых застывает глина, а также ее цветовая гамма. Но она не была бы столь похожей на другую планету не приложи к ней руку человек, наполнив глиняный массив различными кратерами, впадинами и холмами.
Разрабатываться карьер начал еще в XIX веке, однако объемы были небольшими. Настоящая добыча глины началась в 1930 году, при постройке Богдановичского огнеупорного завода. Во времена Великой Отечественной войны завод был единственным поставщиком глины по стране, а на сегодняшний день он входит в тройку лучших. Обычные обыватели могут подумать: глина – не алмазы, зачем она нужна? Однако данный вид полезных ископаемых имеет достаточно высокое значение в различных сферах: от парфюмерии и искусства до строительства и промышленности. Особенно ценна глина, если она огнеупорная, т.е. при обработке огнем способна выдержать более 1600 градусов. Наиболее значима такая глина в металлургии, например при строительстве доменных печей.
Богдановичское месторождение огнеупорных глин имеет несколько залежей, однако популярностью пользуется лишь Полевская. Скорее всего, это происходит потому, что она наиболее близко расположена к дороге и до нее проще добраться, в то время как до остальных четырех придется пройти несколько километров.
На Марс без скафандра
Закончив изучать теорию, я немедленно преступила к практике. Добравшись до карьеров перед глазами открылась достаточно странная, непривычная картина: глиняная пустошь, с обрывами и подъемами; скалы, испещренные расщелинами различной глубины и ширины в местах, где когда-то протекали ручейки, а кое где и реки. Теперь на их месте осталась лишь застывшая красно-коричневая твердыня, имеющая местами пузырчатую форму – ну чем не Марс?
Однако, в отличии от далекой планеты, на уральском Марсе можно встретить воду, хоть и непривычной глазу окраски: от заманчивой небесно-голубой, до багряно-красной и оранжевой. Такой окрас вода получила за счет высокого содержания в глине различных элементов: пирита, слюды, зерен кварца, марказита, рутила, ильменита. Эти минералы имеют достаточно пагубное воздействие на организм человека, поэтому купаться в образовавшихся озерах не стоит.
На дне некоторых карьеров глиняные холмы образовывают нечто вроде островков, окруженных водой, создавая интересные виды сверху.
Некоторые из таких островков полюбились чайкам: они здесь живут, тут же несут яйца. Надо заметить, что место выбрано идеально – ни один турист не может подобраться ни к ним, ни к будущему потомству. Наслаждаясь безопасностью, чайки очень громко и забавно кричат: услышав звук издалека, я на секунду решила, что в карьере большое количество громко хохочущих людей.
Советы для путешествия
Приезжать сюда следует в сухую погоду, убедившись, что дождей не было как минимум дня три. Также стоит аккуратнее ходить по дну карьеров, где могли быть скопления воды. Не понимая всех прелестей свойственных глине, я бодро ступала по поверхности, казавшейся сухой, пока не ушла по самую щиколотку под землю – еле обувь спасла.
Однако не стоит думать, что чем на улице жарче, тем удачнее будет поездка. Найти тенек здесь практически невозможно, а жар исходит не только от солнца, но и от разогретой глины. Подобные погодные условия заставят включить поездку в ряды худших, не позволив насладиться необычными видами. Не следует также приезжать в слишком открытой одежде: территорию карьеров облюбовало достаточно большое количество слепней, от которых не спасает никакой репеллент.
В целях безопасности стоит обзавестись закрытой обувью с нескользящей подошвой: местами спуски достаточно крутые, а пересушенная глина рассыпается в пыль, уходя из под ног.
Историческая справка[править]
Город ведёт свою историю от посёлка при железнодорожной станции Екатеринбург-Тюменской железной дороги, строительство которой велось в 1883—1885 гг. Первоначальное название станции — Оверино (Аверино) — было дано по названию близлежащей деревни (ныне в городской черте г. Богдановича). В 1885 году при сдаче железной дороги в эксплуатацию станция Оверино была переименована в станцию Богданович — в честь генерал-майора Е.В. Богдановича — общественного деятеля, инициатора строительства дороги.
До 1924 года станция Богданович и близлежащие деревни входили в состав Кунарской и Троицкой волостей Камышловского уезда Пермской и Екатеринбургской (с 1919 г.) губерний. При районировании Уральской области данная территория сначала оказалась в составе Грязновского района Шадринского округа, однако уже в августе 1924 г. район был преобразован в Богдановичский с центром в селе Троицком. В 1930 году посёлок при ж/д-станции Богданович стал центром Богдановичского района.
В 1933—1934 гг. посёлок был центром Сухоложского района Уральской области.
10 мая 1935 г. постановлением ВЦИК посёлок при ж/д-станции Богданович был преобразован в рабочий посёлок Богданович, в его состав также включены посёлок Богдановичской МТС, селения Быково, Глухих (Глухово, Глуховское), Оверино (Аверино) и промышленные площадки.
С ноября 1944 по февраль 1963 гг. р.п. Богданович — центр вновь образованного Богдановичского района.
19 августа 1947 г. р.п. Богданович был преобразован в город (районного подчинения), при этом ранее присоединённая территория селения Быково исключена из городской черты и выделена в отдельный сельсовет (Быковский).
1 февраля 1963 г. город был переподчинён напрямую Свердловскому областному промышленному Совету депутатов трудящихся. Одновременно был упразднён Богдановичский район, территория которого вошла в состав Камышловского сельского района.
В январе 1965 г. город вновь стал центром Богдановичского района, сельсоветы которого были подчинены Богдановичскому горсовету.
С 1996 г. — центр муниципального образования «Богдановичский район» (с 2006 г. — городского округа Богданович).
Богданович
(Свердловская область)
Код ОКАТО: Основан: Поселок городского типа с: Город с:
Центр:
Телефонный код (справочный телефон) | |
34376***** | 21-3-09 |
Отклонение от московского времени, часы:Географическая широта:Географическая долгота:Высота над уровнем моря, метров:Время восхода и захода Солнца и Луны в городе БогдановичБогданович: фото из космоса (Google Maps)Богданович: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Богданович. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Сухой Лог | 14 (16) | С |
2 | Еланский | 27 () | В |
3 | Белоярский | 39 (40) | З |
4 | Рефтинский | 39 (73) | СЗ |
5 | Каменск-Уральский | 41 (103) | Ю |
6 | Камышлов | 41 (41) | В |
7 | Асбест | 42 (51) | СЗ |
8 | Заречный | 44 (48) | З |
9 | Буланаш | 54 (190) | С |
10 | Малышева | 54 (66) | СЗ |
11 | Верхнее Дуброво | 61 () | З |
12 | Катайск | 62 (149) | ЮВ |
13 | Артёмовский | 63 (182) | С |
14 | Бобровский | 67 (96) | З |
15 | Исток | 71 () | В |
16 | Арамиль | 74 (112) | З |
17 | Пышма | 74 (79) | В |
18 | Реж | 75 (186) | СЗ |
19 | Монетный | 76 (135) | СЗ |
20 | Большой Исток | 77 () | З |
21 | Берёзовский | 77 (114) | З |
22 | Далматово | 78 (172) | ЮВ |
23 | Сысерть | 81 (118) | З |
24 | Екатеринбург | 89 (98) | З |
25 | Верхняя Пышма | 91 (121) | З |
26 | Горный Щит | 94 () | З |
27 | Среднеуральск | 98 (115) | З |
28 | Талица | 104 (121) | В |
29 | Троицкий | 106 (118) | В |
30 | Снежинск | 112 (193) | ЮЗ |
Краткая характеристика
Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Кунара (правый приток Пышмы), в 99 км к востоку от Екатеринбурга. Ж.д. узел.
Территория (кв. км): 1498
Исторический очерк
Возник в 1883-85 как ж.д. станция при станции Богданович (открыта в 1885), возникшей во время строительстве железной дороги Екатеринбург — Тюмень. Название по фамилии русского военного деятеля генерала Е.В. Богдановича (1829-1914), пропагандировавшего идеи создания Транссибирской магистрали. В 1911-14 были построены ж.д. линии на юг и на север, что превратило Богданович в железнодорожный узел.
С 1935 г. рабочий посёлок Богданович. С 1947 г. город.
Экономика
Заводы — огнеупорных изделий, шпалопропиточный, фарфоровый, комбикормовый. Мебельная фабрика, мясо- и хлебокомбинаты. Предприятия по производству стрйматериалов.
Основные предприятия
ФАРФОРО-ФАЯНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ЗАО «Богдановичский фарфоровый завод»Предлагает:
Музеи, галереи, выставочные залы
Краеведческий музей г. БогдановичЛитературный музей Степана Щипачева
Архитектура, достопримечательности
Город разделён железной дорогой на 2 части: северную и южную. В северной части протекает река Кунара, которая отделяет от Богдановича посёлки Глухово и Аверино, в южной части находится административный и культурный центр города, застроенный многоэтажными зданиями. На окраинах преимущественно деревянные одноэтажные дома. Основные предприятия расположены между железной дорогой и рекой Кунара.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1939 | 8.1 | 1996 | 36.7 | 2007 | 31.8 | 2015 | 29.4 |
1959 | 19.1 | 1998 | 36.4 | 2008 | 32.1 | 2016 | 29.3 |
1967 | 25 | 2000 | 36.0 | 2010 | 31.8 | 2017 | 29.3 |
1970 | 23.6 | 2001 | 35.8 | 2011 | 30.7 | 2018 | 29.2 |
1979 | 30.8 | 2003 | 32.9 | 2012 | 30.1 | 2019 | 29.1 |
1989 | 36.0 | 2005 | 32.3 | 2013 | 29.9 | 2020 | 29.3 |
1992 | 36.5 | 2006 | 32.1 | 2014 | 29.7 | 2021 | 29.3 |
Литература
- Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 71
- Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 76
- Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 49
История Богдановича
Город Богданович стоит на правом берегу реки Кунара (правый приток реки Пышма). Основан в 1883–1885 годах при строительстве Транссибирской железной дороги на участке Екатеринбург – Тюмень. Сначала тут была станция Аверино (Оверино), которая в 1885 году получила современное название в честь чиновника особых поручений при министре Внутренних дел, генерала Е.В. Богдановича (1829–1914).
Евгений Васильевич Богданович в 1866 году был направлен в Вятскую и Пермскую губернии для борьбы с последствиями неурожая. В своем отчете Богданович предложил для предупреждения нового голода на Урале построить железную дорогу из Центральной России в Екатеринбург и далее до Тюмени, а затем вплоть до Китая.
В 1868-69 годах Богданович организовал проектные изыскания строительства дороги Казань-Екатеринбург-Тюмень. Это был один из ранних технических проектов Сибирской железной дороги, будущего Транссиба. Впрочем, в то время в России шли споры о том, нужна ли эта дорога и где она должна пройти.
До Транссиба в 1878 году построили Горнозаводскую железную дорогу – первую на Урале. Она связала Пермь и Екатеринбург. Через 7 лет, в 1885 году, проложили дорогу Екатеринбург – Тюмень, которая стала одним из важных звеньев Транссиба. Первый поезд здесь прошел 19 декабря 1885 года. Строительство Транссиба шло 25 лет в непростых условиях. Стройка была поистине грандиозной.
Е.В. Богданович имел репутацию порядочного и честного человека, пользовался большим авторитетом. Именно он стал первым почетным гражданином города Екатеринбурга. Этот же статус присвоен ему в городах Сарапул, Камышлов и Тюмень, через которые прошла железная дорога.
В начале XX века станция Богданович стала крупным железнодорожным узлом. В 1913 году открыли движение по линии Богданович – Каменск-Уральский, а в 1916 году – Богданович–Егоршино (Артемовский).
В советское время этот населенный пункт получил новое развитие. В 1928 году здесь построили беконную фабрику, преобразованную в 1933 году в Богдановичский мясокомбинат, а в 1932 году заработал молокозавод. В 1929-32 годах построили крупный Богдановичский шпалопропиточный завод. В настоящее время он является единственным производителем деревянных шпал на Свердловской железной дороге.
В 1930 году на базе запасов Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин начали строительство огнеупорного завода. В 1933 году был получен первый кусковой шамот, а в 1936 году – первая партия огнеупорных изделий. Во время Великой Отечественной войны завод расширили, и он стал основным поставщиком огнеупоров Урала и Сибири. В настоящее время АО «Огнеупоры» — главное предприятие города. Завод специализируется на выпуске шамота для кладки доменных печей, стале-разливочных, ковшовых, ваграночных, ультралегковесных и других огнеупорных изделий.
В 1936 году Богданович стал рабочим поселком, а в 1947 году – городом.
В 1969 году началось строительство завода по производству фарфоро-фаянсовой посуды, здесь использовался итальянский проект и оборудование. Первую очередь Богдановичского фарфорового завода пустили в декабре 1973 года. Изделия из местного фарфора были во многих семьях, они славились своим высоким качеством. Символом завода была ящерица с короной – Хозяйка Медной горы из сказов П.П. Бажова. Увы, в 2010 году предприятие закрыли (сейчас единственный в Свердловской области завод художественного фарфора работает в Сысерти).
Железная дорога делит город на два микрорайона: Северный и Южный. Численность населения города Богдановича составляет 29241 человек (2018 г.).
С Богдановичем связаны имена следующих известных людей: поэт-лирик С.П. Щипачев, Герои Советского Союза Г.П. Кунавин и К.С. Пургин, чемпионка мира по биатлону Е.В. Головина, конькобежец и рекордсмен мира Е.Н. Куликов, командующий Черноморским флотом В.А. Кравченко, первый секретарь Свердловского обкома КПРФ В.П. Краснолобов, художник М.П. Сажаев.
Как добраться до Богдановича?
Из Екатеринбурга нужно выехать на Тюменскую трассу и ехать по ней до этого города. Дорога проходит через сам Богданович. Расположенный на окраине города переезд часто доставляет неприятности как местным жителям, так и едущим по трассе Екатеринбург – Тюмень. Здесь часто возникают большие пробки. Расстояние от Екатеринбурга – 95 км.
Павел Распопов
Литература:ВикипедияИстория города БогдановичМатериалы Богдановичского краеведческого музеяРундквист Н., Задорина О. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия
- Камышлов и его достопримечательности
- Озеро Куртугуз — самый большой водоём около Богдановича
- Инопланетные пейзажи под Богдановичем (Уральский Марс)
Поддержать «Ураловед»