Фонтаны петергофа, петродворец

Петергоф после Петра I

У парков императорской резиденции Петергоф — богатая история. И после смерти основателя его преемники старались поддерживать резиденцию в достойном виде, преумножать её красоту и богатство, оставить свой след в её истории. Для строительства и реконструкции приглашались скульпторы, инженеры, художники, архитекторы, создававшие поистине шедевральные композиции ансамбля и великолепные интерьеры. Первоначальный дворцово-парковый ансамбль был построен в очень короткие для такого масштабного проекта сроки — за 13 лет. На момент открытия комплекс включал — дворцы Большой, Монплезир, Марли, а также Большой каскадный и ещё полтора десятка фонтанов.

К сожалению, Петру наслаждаться своим детищем пришлось совсем недолго. После его кончины в течение нескольких лет резиденция была забыта и дальнейшее строительство свёрнуто

Но уже в 1730 году правящая на тот момент Анна Иоанновна уделила внимание дворцовой зоне. В частности, были упорядочены места проживания челяди и придворных, а центральным звеном фонтанно-скульптурной композиции Нижнего парка стал созданный Бартоломео Растрелли «Самсон, раздирающий пасть льва»

Самсон увековечил победу России в главном сражении Северной войны — битве под Полтавой. Таким образом императрица претворила в жизнь задумку Петра.

Пришедшая к власти Елизавета Петровна не осталась в долгу перед батюшкой и начала реконструкцию Большого дворца. К проекту был привлечён младший представитель архитектурной династии Растрелли — Франческо. В течение 10 лет итальянец работал над экстерьером главного здания. Главный особняк после проведения работ сменил свой сдержанный барочный облик на более пышный, а также обзавёлся двумя новыми флигелями. В оформлении залов появилась характерная для оформительской манеры Растрелли золочёная деревянная резьба, а стены и потолки помещений украсили многочисленные зеркала и расписные подлюстренные плафоны. В том облике, который им придал Растрелли, посетители сегодня видят Танцевальный зал, Голубую приёмную и зал для аудиенций.

Петергоф очень любила Екатерина II. Тем не менее самая из российских императриц не стала проводить масштабные работы. Она лишь ограничилась небольшой переделкой единичных интерьеров. При Екатерине Петергоф приобрёл статус города и к концу её царствования вокруг резиденции уже было несколько десятков домов. Длительность правления Екатерины II и отсутствие в этот период полноценных ремонтов привели к тому, что дворцово-парковый комплекс существенно обветшал и требовал серьёзных вложений. Масштабную реконструкцию фонтанных сооружений начал её сын, Павел. Ремонт продолжался несколько десятилетий и полностью завершён был уже при Александре I, в начале XIX века. После смерти Екатерины царский двор мало посещал великое творение Петра, предпочитая другие загородные резиденции. Только при Николае I Большой дворец вновь услышал голоса королевской семьи, фонтаны были отделаны мрамором и гранитом, а в Верхнем саду создали новые парки:

Город становится уездным центром Санкт-Петербургской губернии приняв управу от соседнего Ораниенбаума. При сыне Николая, Александре II, от Петербурга до дворца была проложена железная дорога.

Во времена Первой мировой войны территория была отдана под школы прапорщиков. Дворцовый комплекс сохранял свои функции королевской резиденции вплоть до революции 1917 года, а спустя год после неё был превращён в музей.

Верхний сад

Верхний сад считается парадным въездом в летнюю императорскую резиденцию и является прекрасным образцом регулярного парка.

Планировка сада придумана и выполнена по эскизу, сделанному государем лично. С тех пор произошли незначительные изменения, но общая концепция осталась та же. Немного изменилась и функциональность парка.

Если во времена Петра I Верхний парк использовался для выращивания овощей и разведения рыбы, то после реконструкции середины 18 века здесь появились аллеи подстриженных деревьев, фонтаны, беседки и перголы.

Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Интересно! Регулярный парк предлагает посетителям ровную и четкую планировку прямых аллей и дорожек, газоны, водоемы и цветники геометрической формы, и коротко постриженные деревья и кустарники.

В соответствии с законами садово-парковой архитектуры были оставлены свободные пространства, установлены статуи и все пруды обогатились фонтанами. Среди них стоит выделить такие фонтаны, как:

Нептун

Фонтан создан в 1737 г. и располагается в центральной части Верхнего сада. Первоначально на месте нынешней скульптуры Нептуна стояла Нептунова телега – скульптурная группа из царя морей, колесницы, верховых на лошадях и дельфинов. Однако к концу 18 века скульптуры обветшали и были заменены бронзовыми, стоящими и сейчас. В центре композиции – Нептун с короной на голове и трезубцем в руке. Он окружен всадниками на морских конях, тритонами, нимфами и дельфинами.

Межеумный

Появился фонтан в 1738 г. и первоначально представлял собой скульптурную группу «Андромеда», но впоследствии его оформление менялось так часто, что за это он получил соответствующее название — Межеумный, то есть неопределенный.

Во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен и восстановлен в 1958 г. по рисункам 18 века, где изображен один из вариантов его внешнего вида.

Сейчас центральную часть пруда занимает скульптура крылатого дракона в окружении четырех дельфинов. Все они покрыты позолотой и выглядят очень эффектно.

Дубовый

Этот фонтан первым появился в Верхнем саду. Название произошло от его изначального внешнего вида. В 1734 г. он представлял собой позолоченный свинцовый дуб, отлитый скульптором Карло Бартоломео Растрелли по образцу дерева-фонтана, построенного в Версале. В 1746 г. дуб перекочевал в Нижний парк, а его место заняла другая композиция.

Внешний вид фонтана часто менялся, пока в 1929 г. не появился «Амур, надевающий маску». Он надевает ее и в наши дни, окруженный стилизованными дельфинами, журчащими живописными струями воды. Как бы ни менялось скульптурное содержание фонтана, его название Дубовый ничто изменить было не в силах. Прилипло, как ..дубовый лист.

История фонтана

В 1717 году Петр I пожелал завести в Петергофе собственный зверинец или по-французски «менажери». Трудившиеся при дворе архитекторы Жан-Батист Леблон и Иоганн Фридрих Браунштейн разбили Менажерейный сад и устроили в нем большой длинный пруд. Здесь плавали лебеди, утки и гуси. В пруду держали больших осетров, которых предприимчивые купцы поставляли к императорскому столу с Волги, а рядом располагался зверинец с животными.

В 1721-1724 годах по просьбе Петра I придворный зодчий Никола Микетти реконструировал зверинец в парадный сад. В это же время Менажерейный пруд был оформлен фонтаном, который состоял из центрального столба и 20 дугообразных струй.

Через полвека, когда в России правила императрица Екатерина II, в Менажерейном пруду появилась царская купальня. Ее соорудили по проекту, разработанному архитекторами И. Е. Яковлевым и Ю. М. Фельтеном.

Общий вид фонтана «Солнце»

Фонтан тоже перестроили и по рисунку расходящихся струй назвали «Солнцем». Это было довольно сложное гидротехническое устройство. Затейливый водомет имел круглый постамент, декорированный 16 дельфинами. Посредине возвышалась бронзовая колонна с тремя дисками, а механизм с водяным колесом был скрыт под постаментом.

Поступающая вода приводила в действие большое колесо. При помощи зубчатой передачи начинала вращаться металлическая колонна и покрытые позолотой диски. Тонкие серебряные струи вырывались из отверстий по краям дисков и разлетались во все стороны. Одновременно с ними вода била из пастей дельфинов.

Около 150 лет купальня была окружена стенами, закрывавшими фонтан и гладь пруда от посторонних глаз. Хотя эти стены были расписаны снаружи, они выглядели чужеродно среди зелени парка. В 1926 году ограду разобрали, и красивым фонтаном смогли любоваться все посетители Петергофа.

Солнце

Во время Великой Отечественной войны пригороды Санкт-Петербурга заняли немцы. За долгий период оккупации многие здания и практически все фонтаны Петергофа оказались разрушенными. В послевоенные годы пришлось проводить большие восстановительные работы, поэтому фонтан «Солнце» сумели отреставрировать только в 1956 году.

Храм Петра и Павла


История Собора Петра и Павла в Петергофе не такая насыщенная событиями, как у других архитектурных шедевров, потому что это здание возведено только в начале ХХ века по просьбе заведующего духовенством двора Иоанном Янышевым, который вовремя увидел необходимость постройки нового храма в Петергофе из-за нехватки места в существующих храмах. После рассмотрения просьбы на высочайшем уровне, проектирования (архитектор Николай Султанов), закладки фундамента, строительства (руководил – архитектор Василий Косяков), отделки и росписи собора лучшими художниками Санкт-Петербурга и Палеха прошло долгих 13 лет, и только в 1905 году храм был освящён тем же протопресвитером Иоанном Янышевым.

История храма в советское время – это череда позитивных и негативных событий, благодаря которым он всё же сохранил сой первоначальный облик. Сегодня собор представляет собой действующий православный храм с церковно-приходской школой и собственным благотворительным фондом. Его внутреннее убранство выполнено в нескольких художественных направлениях, но снаружи это типичный архитектурный ансамбль в неорусском стиле, пирамидальный и поднимающийся к небу на высоту 70 м. Всё здесь сделано рационально и функционально! Храм окружает крытая галерея с внутренними помещениями для освящения даров. Пристроены сени в качестве гардеробных, на хоры поднимаются отдельные лестницы. Довершают прекрасный внешний облик шатровая звонница, часовня с каменным арочным порталом, а также два крыльца главного входа в собор. Ещё одним часто посещаемым местом в храме является смотровая площадка, куда можно подняться, заплатив небольшую сумму в качестве пожертвования. Чаще всего на площадку допускаются туристические группы, следующие по определённому экскурсионному маршруту. Вид с площадки в хорошую погоду замечательный – это Кронштадт, часть Петергофа с Верхним парком и Ольгиным прудом, часть Санкт-Петербурга, Бабигон, Финский залив.

Фонтаны Петергофа

Большой петергофский дворец находится на огромной площадке, откуда открывается вид на прорытый канал, связывающий в единое целое водоемы парка и фонтанов с водами Финского залива. Особый восторг вызывает пейзаж, соединяющий гармонично Морской канал и фонтаны перед дворцом. Еще в те времена гости отзывались о Петергофе восторженно, говорили о том, что словами описать эту красоту невозможно, здесь надо побывать.

Удивительным считается тот факт, что для обеспечения деятельности фонтанов в Петергофе не установлено ни единого насоса. Инженеры, которые работали здесь в 18 веке, соорудили специальную систему водоводов, длиной около 40 км.

Трасса содержит на своем протяжении 18 водохранилищ с объемом содержащихся в них воды более 1,3 млн. кубических метров воды на площади около 100 гектар. Под руководством русского инженера, занимающегося гидравлическими сооружениями, была создана система водометов по простому принципу сообщающихся сосудов.

Петергоф носит гордое звание столицы фонтанов, ему нет равных во всем мире по сложности, великолепию и многообразию вариантов оформления. Например, система фонтанов у Большого дворца включает в себя 60 фонтанирующих устройств, рельефных композиций и почти четверть тысячи статуй.

Значимое место во всем каскаде занимает фонтан «Самсон». Эта знаменитая статуя золотого Самсона в центральном водоеме появилась по велению императрицы Анны Иоанновны, он посвящен победе России в Полтавской битве 1709 года.

Столб поднимающейся воды по указу должен быть ровно 21 метр, потому что в 1721 г. закончилась Северная война. Такую высоту струи смог обеспечить специально построенный водопровод. Историки могут рассказать о символе каждой детали в петергофском дворцовом комплексе, поэтому здесь постоянно проводятся выставки, музейные экспозиции, экскурсии.

Фонтаны сегодня

Парные водометы выполнены, как традиционные для XVII-XVIII веков двухъярусные фонтаны и установлены по центру неглубоких бассейнов. Нижняя часть водометов — это мраморные постаменты, богато декорированные золочеными маскаронами, цветочными гирляндами, фестонами, раковинами и лавровыми венками. Рисунки для фонтанных украшений были созданы в 1817 году известным скульптором-монументалистом Иваном Петровичем Мартосом.

Выше постаментов расположены две уплощенные каменные чаши. Из центра верхней чаши вверх с шумом устремляется мощная струя, достигающая высоты 10 м. Когда вода падает вниз, она разбивается о края каменных чаш. Стекая к глади бассейнов, водные струи создают красивые пенящиеся завесы, за которыми проглядывают позолоченные украшения.

С юга от парных фонтанов можно увидеть живописные цветочные партеры. Они были разбиты в XVIII веке голландцем по происхождению Бернгардом (Борисом Ивановичем) Фоком. Талантливый мастер служил при русском дворе и многие годы выполнял обязанности главного садовника Петергофа. Цветочные клумбы обустроены ниже садовых дорожек, а их форма в точности повторяет форму фонтанных бассейнов. Такой тип газонов носит название «буленгрине».

Вид на один из фонтанов

Бассейны окружают пешеходные дорожки терракотового цвета. Вокруг них установлены небольшие скамейки. Посетители Нижнего парка всегда могут присесть и, отдыхая, любоваться на каскады фонтанных струй. Кроме цветов газоны украшают аккуратно постриженные пирамидальные туи. А с северной стороны к фонтанному комплексу вплотную подступают деревья тенистого парка.

Римские фонтаны расположены на территории Нижнего парка. Эта часть дворцово-паркового ансамбля доступна для туристов с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Для прохода в Нижний парк нужно купить билет. Летом воду в фонтанах запускают каждый день с 10.00 до 20.45.

8.


Но, пожалуй, самой удивительной особенностью комплекса является своеобразный механизм подачи воды – ее пустили «на самотек». Такого необычного эффекта достигли с помощью системы шлюзов и канала, построенной по плану мастера Василия Туволкова. Таким образом, вода для фонтанов Петергофа берет начало в водоемах Ропшинских высот, и затем самостоятельно наполняет бассейны Верхнего сада.

От объемов воды в бассейнах и фонтанах прямо пропорционально зависит высота струй. Так, если в Верхнем саду будет установлена небольшая высота фонтанов, то в Нижнем парке струи могут взлетать вверх более чем на пятнадцать метров.

Фонтаны Нижнего парка

Нижний парк имеет площадью 102,5 гектаров, планировку регулярных парков и находится между Финским заливом и Большим Петергофским дворцом.

Большой каскад, фонтаны «Корзина» и «Самсон»

Центральное композиционное место в Нижнем парке занимает архитектурно-водяной ансамбль, состоящий из: грандиозного фонтана «Большой каскад» с гротами, фонтана «Корзина» и фонтана «Самсон». Это также одно из выдающихся сооружений мира.

Фонтан Большой каскад состоит из двух массивных семиступенчатых лестниц, проходящих по склону перед дворцом, соединенных арками Большого грота и украшенных скульптурами.

Гроты Большого каскада сегодня являются музеем.

На нижней террасе Большого каскада, перед входом в Большой грот, находится фонтан «Корзина».

Фонтан Самсон, расположенный в ковше у подножия Большого каскада, является символом Петергофа. Подробнее об ансамбле фонтанов с фото, видео и описанием…

Аллея фонтанов и Морской канал

Вода из ковша, где расположена скульптурная группа фонтана «Самсон», уходит по каналу в Финский залив.

Данный канал, который называется «Самсоновским», изначально служил парадным въездом на территорию дворцового комплекса. Гости прибывали в Петергоф на кораблях, после чего пересаживались в шлюпки и легкие суда, проходившие по каналу в ковш, служивший тогда гаванью (фонтана «Самсон» при Петре I ещё не было).

Сегодня к пристани в Финском заливе причаливают экскурсионные теплоходы «Метеор», доставляющие гостей парка из/в центра Санкт-Петербурга.

Вдоль части канала пролегает Аллея фонтанов, имеющая 22 фонтана («Нишельные» фонтаны), а сам канал пересекают пешеходные мосты.

— парные фонтаны «Адам» и «Ева», отличающиеся центральными фигурами, установленными на высоких постаментах;

— фонтан «Фаворитка», в котором расположены движущиеся фигуры уток и собаки, издающие звуки;

— мощные парные фонтаны «Менажерные» и «Чаши»;

— фонтан Пирамида, водяные струи которого бьют вверх с такой силой, что образуют водяную пенящуюся пирамиду;

— каскады Золотая гора и Шахматная гора, вода в которых течет по ступеням фонтана, украшенным скульптурами;

— прекрасные Римские фонтаны, окруженные цветниками. По композиции фонтаны напоминают каменные водометы в Риме на площади перед собором Святого Петра;

— Львиный каскад — строгий фонтан в стиле позднего классицизма;

— Лабиринт с фонтаном менажерного типа;

— мощный и пышный фонтан «Сноп», в котором на высоту четырех с половиной метров бьет центральная струя воды, вокруг которой бьют двадцать четыре наклонные струи, расположенные в два яруса, струи которых напоминают большой сноп тяжелых колосьев, осыпающихся прозрачными зернами;

— фонтан «Солнце», струи воды которого напоминают Солнце;

— фонтан «Тритон», представляющий аллегорию торжества России в борьбе за Балтийское море;

— небольшой, но расположенный в уединенной атмосферной зоне фонтан «Китовый», который украшает собой рукотворный Песочный пруд;

— прочие меньшие фонтаны: Террасные фонтаны, фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида», фонтаны «Тритоны-колокола» и фонтаны «Колокола». Подробнее обо всех фонтанах Нижнего парка…

Фонтаны-шутихи

В отдельную группу фонтанов Нижнего парка выделяются фонтаны-шутихи.

Фонтаны-шутихи — водяная забава, — своеобразный скрытый фонтан с комическим сюрпризом, замаскированный под привычные предметы или спрятанный в ландшафте, и идея которого заключается в том, чтобы струи воды фонтана появлялись неожиданно и обрызгивали посетителей, тем самым создавая шутливое настроение и погружать гостей в атмосферу игры.

Всего на территории Нижнего парка находятся семь фонтанов-шутих, пять из которых (Ёлочки, Дубок, Зонтик, Водяная дорога и Диванчики) расположены вблизи друг друга в восточной части Нижнего парка; и два фонтана-шутихи («Стол с брызганием» и «Водяные завесы») — в гротах фонтана Большой каскад в центральной части парка. Подробнее обо всех фонтанах-шутихах в Нижнем парке с фото и видео…

Как были построены петергофские фонтаны

Возведение загородной резиденции в Петергофе началось в 1712 году, а через 3 года большое строительство затеяли в Стрельне. Петр хотел украсить парковый ансамбль нового дворца фонтанами или как их именовали в те времена «водными феериями». Однако, для того, чтобы фонтаны работали круглосуточно, инженеры должны были поднять воду до отметки в 10 м над уровнем моря. Окружающая Стрельну местность располагалась ниже этой отметки, и, если бы это произошло, территория оказалась затопленной.

Выход из непростой ситуации нашел гидротехник Бурхард Кристоф фон Мюнних, известный в России, как Христофор Антонович Миних. Он составил расчеты, доказал невозможность «водных феерий» в Стрельне и предложил перенести их в Петергоф, где природа сама позаботилась о подходящем ландшафте. Благодаря обильным родникам Ропшинских высот, фонтаны в Петергофе можно было сделать без использования насосов. Гидротехнические сооружения императорской резиденции возводили постепенно, и по своим масштабам они значительно превзошли версальские.

Общий вид на Аллею фонтанов и Морской канал с Большого каскада

Большой урон парку, его дворцам и фонтанам нанесла немецкая оккупация. В 1946 году заработали восстановленные фонтаны Нижнего парка, а спустя год забили струи фонтана «Самсон». Сегодня посетители могут любоваться на полторы сотни действующих фонтанов и четыре больших водных каскада.

Фонтаны Верхнего сада

Верхний сад имеет площадью 15 гектар, планировку регулярных парков и находится на террасе перед южным фасадом Большого дворца, поэтому воспринимается, прежде всего, как парадный въезд в бывшую императорскую резиденцию.

На территории Верхнего сада находятся 5 фонтанов.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун» является композиционным центром Верхнего сада и установлен на высоком гранитном постаменте в центре большого прямоугольного пруда.

Фонтан был создан в городе Нюрнберге (Германия) и в 1797 году куплен императором Павлом I, после чего привезен в Санкт-Петербург и установлен в летней императорской резиденции в Петергофе.

Бронзовая фигура бога морей Нептуна изображена с короной на голове и трезубцем в руке. Гранитный пьедестал статуи украшен четырьмя фонтанирующими маскаронами. Постамент окружают всадники на гиппокампах (морских крылатых лошадях) и трубящие в раковины тритоны на крылатых драконах и дельфинах. Кроме того, сам пруд украшен фигурами дельфинов, из пастей которых льют струйки воды.

Фонтан «Нептун» является одним из самых выдающихся произведений западноевропейского искусства 17 века.

Фонтан «Межеумный»

Название фонтана «Межеумный» или «Неопределенный» связано с тем, что его скульптурный декор часто менялся.

В бассейне, созданном в 1730-х годах, первоначально была установлена многофигурная свинцовая скульптурная группа «Андромеда». К концу 18 века скульптуру заменила композиция с морским драконом и четырьмя дельфинами. В 19 веке фонтанный декор менялся дважды, и, в конце концов, при послевоенном восстановлении, на свои места вернулись выполненные в бронзе скульптура морского дракона и четырех дельфинов, которыми фонтан декорирован и сегодня.

Фонтан «Дубовый»

Фонтан установлен в круглом бассейне, на туфовом островке, выполненном в виде морской звезды. В центре фонтана находится скульптура «Амур, надевающий маску», изготовленная в 1809 году скульптором Д. Росси. Амур окружен шестью дельфинами, помещенными на лучах звезды, из пастей которых бьют тонкие струйки воды.

Фонтан «Дубовый» известен и традицией, возникшей ещё со времён императрицы Елизаветы Петровны и возрождённой в наши дни. Ежегодно 14 августа (1 по старому стилю) в бассейне фонтана совершают ритуал водосвятия и окропления святой водой полковых знамён всех военных частей, расположенных в Петергофе.

Фонтаны Квадратных прудов

Квадратные пруды Верхнего сада были вырыты в 1721 году и использовались как накопители воды для фонтанов Нижнего парка и вначале не имели фонтанной декорации.

В 1737 году в прудах были установлены свинцовые золоченые скульптурные композиции, созданные по моделям Б.К. Растрелли. Западный пруд украсила группа «Купание Дианы», изображавшая богиню охоты в окружении нимф, собак и дельфинов. А в восточном пруду установили фигуры речного бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженные сиренами и дельфинами.

В начале 20 века бассейны прудов украшали мраморные скульптуры 18 века «Весна» и «Лето», а в период послевоенной реставрации их место заняли статуи Венеры Италийской и юного бога Аполлона. Дельфины для фонтанов были отлиты в бронзе по сохранившимся образцам. Подробнее о Верхнем саде и фонтанах…

Советы по посещению Петергофа

  1. Планируйте поездку в Петергоф на 2 дня. За один день увидеть всю прекрасную столицу фонтанов не получится.
  2. Планируйте посещение Петергофа на будние дни. В праздники и выходные обычно очень большие очереди.
  3. Еда и напитки на территории Петергофа дорогие, поэтому лучше взять еду с собой. В парках много скамеек и беседок, где можно посидеть и пообедать.
  4. Посещать Петергоф лучше в солнечную погоду.
  5. Приезжайте к 9 утра, чтобы заранее купить входной билет в Нижний парк.
  6. Узнайте расписание фонтанов Петергофа.
  7. Если вы хотите миновать очереди, купите билет заранее или в терминалах, установленных недалеко от касс. Льготы при покупке билетов через терминал не действуют.
  8. Приобретите заранее карту, чтобы знать, где в Петергофе находятся фонтаны, музеи, дворцы и павильоны.

Петергоф — это волшебная страна на берегу Финского залива. Это не только столица фонтанов, парков, музеев и садов, но и исторически значимая достопримечательность нашей страны. Посещение Петергофа никого не оставляет равнодушным, ведь у вас появляется уникальная возможность прикоснуться к прекрасному.

Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в вопросе, где в Петергофе находятся фонтаны.

Петергоф факты интересные для детей. Интересные факты о фонтанах Петергофа

20 августа 1721 года были впервые пущены фонтаны и каскады Петергофа. Водные конструкции летней резиденции Петра Первого — «Столицы фонтанов» — уникальны. Ежегодно посмотреть на них съезжаются миллионы туристов.1. Легендарный фонтанный комплекс изначально хотели строить вовсе не в Петергофе. Работы начали в Стрельне. Однако возникли некоторые проблемы. Дело в том, что для круглосуточной работы фонтанов воду нужно было поднять до отметки в 10 метров. Это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки.

Проблему могли бы решить гидротехнические сооружения. Но тратиться на них Петр не хотел. Да и стоило ли переплачивать, если западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против воли императора решился только инженер и гидротехник Б. Миних. Он с помощью своих расчетов доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и посоветовал перенести строительство в Петергоф.2. Фонтанный комплекс строили больше века. За это время он обзавелся четырьмя каскадами и 173 фонтанами. Идея его создания принадлежит Петру Первому. Император, обретший выход к морю, задался целью возвести на берегу Финского залива поражающие воображение сооружения.

3. Фонтанный комплекс Петергофа — один из лучших в мире. Он был построен в ответ Версалю, созданному при Людовике XIV во Франции. Водные конструкции Петрограда считаются самыми шикарными.Кстати, по замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой — стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось осуществить.

4. Наибольший урон фонтанам Петергофа был нанесен в годы Второй мировой войны. Тогда летняя резиденция Петра была практически полностью разрушена артиллерией. Перед приходом немецких войск удалось эвакуировать свыше 8 тысяч предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако спасли не все. Пропали четыре самые большие скульптуры комплекса: «Самсон», «Тритоны», «Волхов» и «Нева». Их не успели эвакуировать.5. Реставрация в Петергофе продолжается до сих пор. А началась она еще в 1944 году.Кстати, последняя масштабная реконструкция Большого каскада, длившаяся семь лет, завершилась торжественным пуском фонтанов в 1995 году. Сейчас продолжаются работы в Большом дворце, Монплезире, Марли, дворце Коттедж.

6. Центральным сооружением Петергофа является Большой Каскад. Это комплекс водных сооружений, украшенных вазами, барельефами и статуями. Особое место в композиции занимает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву». Кстати, первоначально в центре должен был стоять не он, а Геракл, побеждающий Лернейскую гидру. Но потом его заменили на Самсона со львом. Считается, что это было сделано из-за победы русских войск над шведами в Полтавской битве. Ее одержали в день Сампсония Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, така как располагается на гербе этой страны.

7. Особенность фонтанов Петергофа — в их системе водоснабжения. В отличие от Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные сооружения, в нашей решили пустить воду «на самотек». Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся зарубежом мастеру Василию Туволкову. Придуманная им система была построена по принципу сообщающихся сосудов. Были сооружены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада.

В этом случае высота фонтанной струи зависит от разницы между уровнем водоема и самого фонтана. Именно поэтому в Верхнем саду можно было устроить лишь небольшие по высоте фонтаны, зато в Нижнем парке вода устремлялась вверху на 16-метровую высоту.

Другие достопримечательности Петергофа

Петергоф — это уникальное сооружение, которому нет аналогов. Удивительная достопримечательность была возведена во времена правления Петра I. Именно он стал инициатором строительства грандиозного монумента, поражающего своим величием и в настоящее время.

Здания и дворцы не раз подвергались перестройкам и реставрациям. На сегодняшний день Петергоф насчитывает 176 фонтанов и 4 каскада, 7 дворцов, 5 парков и свыше 10 музеев и павильонов.

В Нижнем парке можно посетить музей «Особая кладовая». Он расположен в западной пристройке Большого Петергофского дворца. Во времена правления Елизаветы Петровны в комнатах музея гостили знатные принцы, герцоги и монахи. Музей «Особая кладовая» служил местом высочайших выходов. Здесь начинались торжественные шествия царских семей, отсюда выходила в подвенечном платье дочь Николая I, сюда приносили крестить младенцев.

Сегодня в музее представлены произведения ювелирного искусства, а также церковная утварь. Здесь можно увидеть личные вещи Петра I, Екатерины II и Николая I.

Музей фонтанного дела является молодой постройкой Петергофа. Его двери были открыты для гостей в 2013 году. Музей посвящен созданию фонтанного искусства, истории создания водопроводящей системы. Увидеть уникальные экспонаты можно на огромных экранах. В музее есть интерактивная схема, по которой посетители Петергофа могут проследить этапы развития фонтанной системы, увидеть фрагменты чугунных и деревянных труб, а также инструменты, которые использовались в процессе строительства фонтанов.

Павильон «Каменное зало» был местом проведения маскарадов, концертов и танцев. В течение 19-20-го веков павильон неоднократно подвергался перестройке, каменный зал сохранился. В 20-м веке к павильону пристроили колокольню. В настоящее время «Каменное зало» служит для проведения концертов, выставок и праздников.

Дом игральных карт — самая молодая достопримечательность Петергофа, которая распахнула свои двери для посетителей в 2018 году. Музей посвящен истории карт. Здесь гости могут увидеть историю и развитие игральных карт. Инсталляции, видео выставки, «живые» экспонаты рассказывают связь Петергофа и игральных карт. Ведь игра в карты была любимым занятием знати. Также в музее есть Зал Гаданий и Зал Казино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector