Дивеево. святая канавка. история, особенности, советы путешественникам. путеводитель
Содержание:
- Топ-10 основных достопримечательностей Дивеево
- Серафимо-Дивеевский женский монастырь
- Преображенский собор Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
- В древности
- Источник Пресвятой Богородицы
- Свято-Троицкий собор
- Как доехать до Дивеево из Москвы и где остановиться
- Краткая история и описание
- Что посмотреть в Дивеево за один день?
- Что посмотреть в Дивеево за один день?
- Преображенский собор
- Святой источник преподобного Серафима
- Интересные места
- Культура, Серафимо-Дивеевский монастырь и жители Дивеева
- Святая канавка: история
- Канавка Богородицы
- Какую молитву читать на канавке
Топ-10 основных достопримечательностей Дивеево
Его называют четвертым уделом Божией Матери на земле, поэтому все достопримечательности в окрестностях села связаны с религией.
Серафимо-Дивеевский монастырь
За историю монастыря на его территории построили 10 соборов
Это важное для верующих место, окропленное святыми источниками, освященное молитвами послушниц. Паломникам и туристам советую обязательно набрать воды в ключе, который берет начало в центре Казанской церкви, под алтарем
Она здесь имеет особый вкус.
Царский скит
Бывшее подворье Серафимо-Понетаевского монастыря затерялось в густом сосновом лесу Нижегородской области, в 12 км от Дивеево.
Тропа связана с традицией бывшего монастыря: когда совершался постриг в монашество, высаживали сосну, а если послушницей становилась особа царской крови — ель.
Вам также понравится: Что можно посмотреть в Казани за один день: самостоятельному туристу, интересные места
Музей истории монастыря
Дом-музей Параскевы Дивеевской — это место, где особенно ощущаются святая атмосфера, дух старины. Все в келье, освященной молитвами и подвигами святой, сохранилось нетронутым.
Возобновилась и былая традиция: молитвы в памятные дни, чтение Псалтири.
Усадьба Галактионовых
Недалеко от Казанской церкви расположен дом Галактионовых, где на рубеже XIX-XX вв. жили монахини Серафимо-Дивеевской женской обители, сестры Михаила и Екатерина. Усадьба сохранилась в первозданном виде. Сейчас здесь живут послушницы монастыря, так что внутрь попасть практически невозможно. Но советую осмотреть дом снаружи, ведь это прекрасный образец деревянного зодчества.
Богородская канавка
Она начинается в восточной части монастыря. По легенде, святой Серафим приказал вырыть трехаршинную канавку, чтобы монахини и паломники не забывали тропу, по которой ежедневно проходила Божия Матерь. Священники отправляют пройти по ней тех, кто в горе, несчастье или болезни и хочет излечиться от душевных и физических мук.
Лиственница царевича Алексея
В честь первой годовщины рождения сына Николая II за оградой монастыря было посажено дерево. Император выбрал это место, потому что появление наследника царской фамилии предсказала блаженная Паша Саровская (она же Параскева Дивеевская). Сейчас лиственница — одна из святынь собора. Ее кора и смола на срезе имеют цвет крови. Других подобных деревьев, как утверждают местные служители, не существует.
Святой Серафимовский источник
Считается, что родники, из которых на поверхность изливается святая вода, появляются там, где ступала нога Серафима Саровского. Могу подтвердить на личном опыте, что после купания в источнике чувствуется духовное и физическое облегчение. Вода, взятая в Дивеево, остается свежей уже несколько лет. Советую обязательно сходить на источники, искупаться или испить воды.
Казанская церковь
С Казанского собора началась история Дивеевского монастыря. Считается, что святыня построена там, где Матерь Божия когда-то явилась преподобной Александре. Это удивительно красивое место, памятник архитектуры русского барокко, который я рекомендую посмотреть даже тем, кто далек от религии.
Вам также понравится: Что посмотреть в Питере за 3 дня
Трапезный храм имени А. Невского
Храм находится в стороне от Троицкого монастыря. Это вытянутое здание с желтым фасадом, внешне типичное для своего назначения. Но большая и светлая трапезная производит чрезвычайно величественное впечатление. Здесь можно поработать на благо монастыря, помочь послушницам приготовить кушанья или сделать уборку. Желающих бесплатно кормят горячими обедами. Еда простая, но вкусная, приготовленная с молитвой.
Троицкий храм
В главном строении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря хранятся мощи преподобного Серафима Саровского, чудотворца.
Во время строительства наблюдались необычные явления:
- вечером или ночью над храмом появлялся свет;
- зимой, когда окна и двери были заколочены, изнутри слышались звуки непрекращающихся работ.
Спустя почти 30 лет строительства на святом месте появился собор, архитектурный облик которого представляет яркий пример эклектики.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Рекомендовать место
48
9
Серафимо-Дивеевский женский монастырь — это православный монастырь, входящий в Нижегородскую епархию Русской православной церкви, расположенный в селе Дивеево. Поместными Православными Церквями он почитается как четвёртый после Афона, Иверии и Киево-Печерской лавры.
Около 1758 года в Киев прибыла Агафья Семёновна Мельгунова — богатая рязанская помещица, которая стала насельницей во Флоровском монастыре и вскоре начала странствовать по России, чтобы подобрать место для основания новой обители. В 1760 году она оказалась в деревне Осиновка около Дивеева. Именно здесь во второй половине XVIII века возник Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Одной из главных здешних святынь является Святая Канавка. Копать ее начал сам великий отец Серафим перед праздником Святой Троицы в 1829 году. Высота и глубина канавки должны были получиться по 3 аршина. Работы продолжались до самой смерти Серафима и были завершены в 1833 году перед праздником Рождества Христова. Эта святыня привлекает к себе множество паломников и туристов.
Преображенский собор Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
Рекомендовать место
32
7
Преображенский собор Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря построен в неорусском стиле, спроектирован архитектором А.Е.Антоновым. Он строился на пожертвования братьев Арцыбушевых, Ф.В.Долгинцева и других. Собор был заложен в 1907 году, в основном был достроен в 1916 году. Изнутри стены были украшены росписью. Освятить собор до революции не успели, после ее начала освятить собор не удалось.
В советское время собор был заброшен. В 1991 году его передали возрожденному монастырю, несколько лет продолжалось восстановление собора. В 1998 году был освящен главный престол собора, затем освятили правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных и левый придел в честь Всех святых.
В древности
Поселение Дивеево было основано в середине XVI века на одном из берегов реки Вичкензы. Возникло оно благодаря татарскому мурзе Дивею, которому земли были пожалованы самим Иваном Грозным. Поселение получило название в честь своего основателя. Примечательно, что находилось оно на перепутье нескольких паломнических дорог. Уставшие путники останавливались в селе передохнуть и набраться сил.
Позже здесь был построен первый храм в честь святителя Николая, который повлиял на получение общиной статуса села. Он оставался главным собором вплоть до XVIII века. Позже здесь начинают строительство Серафимо-Дивеевского монастыря. Сегодня это один из крупнейших духовных центров страны, принимающий многочисленных паломников со всего света. Бывалые туристы всегда советуют посетить это место, когда их спрашивают, что посетить в Дивеево.
Источник Пресвятой Богородицы
Рекомендовать место
28
7
Это самый старинный из всех святых источников Дивеева, был известен еще в XVIII веке, при матушке Александре. Источник имеет название в честь одной из самых почитаемых в русском народе икон — Казанской иконы Божией Матери.
Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был сруб-колодец — сам источник. Из-под стены наружу тек ручеек, из него брали воду. Когда часовню сломали, дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника икону Казанской Божией Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе. На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.
Свято-Троицкий собор
Решая, что посмотреть из достопримечательностей Дивеево, необходимо обратить внимание и на это место. Главным храмом, расположенным на территории Серафимо-Дивеевского монастыря, считается Свято-Троицкий собор
В нем хранятся мощи многих священнослужителей, в числе которых и Серафим Саровский. Согласно преданию именно Богородица указала на место, где он должен быть возведен. Святой отец на собственные сбережения купил землю и велел хранить документы в монастыре, пока не будут собраны средства на постройку храма.
Его строительство началось в 1865 году и продолжалось долгих 10 лет. Примечательно, что убранство храма составляют холсты, украшенные росписями, а не стены. Главной иконой Свято-Троицкого монастыря является икона «Умиление», она была доставлена из Саровской пустыни после смерти Серафима Саровского, всю свою жизнь он молился перед этим образом.
Как доехать до Дивеево из Москвы и где остановиться
Чтобы посетить Дивеево, нужно из Москвы поездом доехать до Нижнего Новгорода. Затем от автовокзала на междугороднем автобусе до самого села.
Если нужно остаться в Дивеево на несколько дней, то есть несколько вариантов для ночлега. Для этого можно обратиться в специальную службу, так как у каждого монастыря есть свои собственные паломнические дома, где можно проживать недорого или даже бесплатно. Однако условия не всегда хорошие или удовлетворительные. Можно даже провести ночь в одной комнате с незнакомыми людьми.
Также в самом Дивеево и окрестностях можно найти много мини-отелей и уютных гостевых домиков. Условия в основном довольно простые, а сервис совсем непритязательный, но и цены невысокие. Можно также арендовать комнату в частном секторе.
Краткая история и описание
История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.
Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза
Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.
Собор Спаса Преображения
Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.
Собор Троицы Живоначальной
Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.
Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.
Колокольня
В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.
Святая канавка
Что посмотреть в Дивеево за один день?
Большинство людей, приезжающих сюда, остаются на несколько суток, чтобы помолиться, проникнуться атмосферой и неспешно посетить все достопримечательности. Однако есть и такие, которые оказываются в городе проездом и хотят за один день охватить все самые знаковые места. Для этого рекомендуется проводить экскурсию согласно следующему маршруту:
- Начать лучше с посещения Свято-Троицкого собора. Побывав в нем, направиться в Спасо-Преображенский храм, который находится рядом.
- Затем можно осмотреть Казанскую церковь, выйдя из нее, обязательно совершить ход по Святой канавке.
- Далее лучше отправиться к источникам — Серафимскому и матушки Александры.
- В завершение экскурсии рекомендуется посетить дом-музей блаженной Паши Саровской.
Что посмотреть в Дивеево за один день?
В Дивееве не слишком много достопримечательностей, и расположены они весьма компактно, так что вполне реально самостоятельно посмотреть их все за один день. Для лучшей организации своей экскурсии ознакомьтесь со следующим ее маршрутом:
- В начале своей экскурсии посетите Свято-Троицкий собор. Побывав там, отправляйтесь в Спасо-Преображенский собор, расположенный рядом.
- Далее отправляйтесь в Казанскую церковь, а оттуда совершите ход по Святой канавке.
- Посетите святые Серафимовский и Александровский источники.
- Завершите свою экскурсию посещением дома блаженной Прасковьи Ивановны.
Преображенский собор
Строительство нового собора предсказывал батюшка Серафим, и даже место определил: на одной линии с Троицким собором в конце Канавки. Но, из-за начавшейся в монастыре смуты, возникшей из-за Ивана Тихонова Толстошеева, рвавшегося к власти после кончины преподобного Серафима, строительство отложилось.
Новый собор заложили лишь в 1907 году. Расписывали его сестры монастыря, но благоустройство внутреннего убранства так и не успели завершить до революции. Все тяжелые безбожные годы новый собор простоял не освященным и поруганным: там был тир и гараж.
Когда в 1991 году вновь открыли Серафимо-Дивеевский монастырь, собор стали реставрировать, а в 1998 году его освятили.
Преображенский собор имеет пять пределов. Главный в честь праздника Преображения Господня, правый нижний – в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил. Левый нижний в честь всех святых. Верхние пределы: правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Службы в Преображенском храме идут ежедневно.
С 8.00 до 17.00 (зимой до 16.00) часов здесь разливают масло от мощей преподобного Серафима, а в зимние время раздают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.
Святой источник преподобного Серафима
Рекомендовать место
34
5
Святой источник преподобного Серафима является одним из древнейших почитаемых источников, возникших во времена мурзы Дивея, который владел местными землями в 16 веке. Он расположен на окраине села Дивеево, недалеко от поселка Северный.
Согласно легенде, в 60-е годы после того, как по приказу советских властей был засыпан изначально существовавший источник, охранникам этих мест явился старичок, стукнувший посохом по земле, откуда вновь забила вода. Позже его вновь хотели засыпать, но старичок явился снова и обратился к трактористу, назначенному на это задание, со словами «не засыпай мой источник».
После этого целебный источник больше не пытались уничтожить и над ним возвели бревенчатую часовню с желобом в срубе, по которому из нее вытекала вода. В 1991 году часовня была отреставрирована и сооружена купальня. В настоящее время в этих местах часто совершается таинство крещения.
Интересные места
Святая канавка
Святая канавка
Это сооружение является одним из главных святых мест Дивеевского монастыря. По преданию, вырыть ее повелела сама Богородица, явившаяся во сне Серафиму Саровскому. Обязательным условием было вырыть ее силами только монахинь Дивеевской обители. Преподобный указал расположение канавки, ориентируясь на тропу, по которой шла Богородица в его видении. Он же собственноручно начал копать канавку летом 1829 года. Оборудование канавки заняло несколько лет. Во времена советской эпохи канавку во многих местах зарыли. Ее восстановление началось в 1992 году. Сейчас во время богослужений часто совершаются обходы Святой канавки, сопровождаемые молитвами Богородице.
Дом блаженной Паши Саровской
В это место часто приходят помолиться паломники, посещающие Дивеевский монастырь. Здесь же в 2010 году открыли музей. В этом доме жила блаженная Паша Саровская (в миру Прасковья Ивановна). В свое время она предсказала гибель семьи Романовых и ежеминутно молилась за все человечество. За советом к ней часто приходили знатные люди того времени. Музей состоит из трех залов. В первом выставлена экспозиция, воссоздающая интерьер комнаты, в которой жила блаженная. Во втором зале посетители музея могут увидеть платья и монашеские одеяния, принадлежавшие как самой Прасковье Ивановне, так и первой настоятельнице монастыря матушке Александре. Третий зал посвящен святому Серафиму Саровскому – здесь можно увидеть мебель, которую изготовил сам святой, и другие старинные предметы.
Культура, Серафимо-Дивеевский монастырь и жители Дивеева
В интернете ходит много историй о том, как бедные коренные жители страдают от переселенцев, что сходить здесь некуда, и как все стало плохо. Но стоит посмотреть на фотографии Дивеева конца 80-х годов XX века, чтобы понять, что перспективы у села тогда не было.
Серые скучные небольшие коттеджные застройки, разрушающиеся старые монастырские корпуса, зияющие пустотой храмы, на крышах которых росли деревья…. Разбитые дороги, серые унылые пейзажи.
Местные любят обвинять монастырь в том, что он забирал свои старые исторически принадлежащие ему корпуса, в которых на тот момент находились центры местной культуры: кинотеатр, библиотека…
Когда мы с мамой переехали в Дивеево в 96 году, то еще застали эти местные «культурные» заведения, и они меня, честно говоря, шокировали.
Та альтернатива «старому поколению», что имеется сейчас в селе на порядок выше по всем пунктам.
То были старые, разрушающиеся серые скучные здания. По крутым деревянным лестницам с прогнившими досками было страшно забираться. Пахло плесенью и сыростью, несмотря на то, что персонал там следил за чистотой. Увы, это был уже запах старости.
И скажу так. Даже если бы эти здания не были отданы монастырю, долго бы они не просуществовали – их скорое разрушение стало бы лишь вопросом времени. И вот тогда село по-настоящему осталось бы без культурных заведений.
Передача старых корпусов стимулировала местные власти искать выход. Частично вопрос решался за счет аренды помещений, но начались и стройки. Сейчас в селе функционирует Культурный центр, под крышей которого вот уже несколько лет находится районная библиотека.
Строительство второго крыла этого огромного красивого здания завершается, и скоро туда перейдет районный Дом Культуры, Музыкальная школа.
По мере того, как монастырю отходили его исторические территории, росло строительство жилых фондов. Людей из монастырских корпусов выселяли не на улицу. Все они, а большинство из них было как раз-таки коренными жителями, получили квартиры в новых домах.
После ликвидации некоторых старых предприятий (к которым монастырь не имел отношения) многие дивеевцы решились на создание своего бизнеса. Кто знает, сбылись бы их мечты, оставайся село прежним серым и унылым? А так менялся внешний облик села, менялись люди…. И сейчас, на мой взгляд, Дивеево стало выглядеть красивее, в нем появились перспективы как раз-таки для светского развития, как это ни странно.
А что касается местных жителей, то в их среде ситуация разделения, даже если брать лишь культурную составляющую, опуская вопросы воцерковленности и веры, двоякая. Впрочем, как и везде.
Есть те, кто и самообразованием занимается, и для развития села делает немало. Они, как правило, и обладают и высоким интеллектом, и хорошим культурным уровнем. Эти люди, как правило, и ценят жемчужину Дивеева – Серафимо-Дивеевский монастырь – понимая, какое значение он имеет для их малой Родины.
Но увы, другая часть дивеевцев не может похвастаться ни высоким культурным уровнем, ни широтой взглядов. Именно от них можно слышать просто отборную нецензурную ругать, от которой уши краснеть начинают. От них же можно увидеть и хамское отношение, провинциальное (в худшем смысле этого слова) видение современных реалий, безвкусицу, и какую-то патологическую ненависть ко всем приезжим без разбора.
Отчасти их понять можно. И туристы себя ведут иной раз как татаро-монгольское нашествие, и переселившиеся на постоянное место жительства православные тоже иногда далеки от идеала: встречаются среди них и неадекватные люди, и формалисты, чтущие букву закона, и еще не познавших глубину простой веры.
Но тем не менее, большинство приехавших в Дивеево на постоянное место жительства, особенно в первую волну в 90 годах, вовсе не были оторванными от реальности людьми.
Большинство переехавших в Дивеево были людьми интеллектуально и культурно развитыми, с высшим образованием. Они представляли собой разные слои интеллигенции: ученые, инженеры, художники, писатели, музыканты.
Они несли с собой культуру, расширяли горизонты, а еще заставляли задумываться над рядом вопросов тех, кто этого хотел. Почему столь успешные люди решительно срывались с места и уезжали в никому неизвестное Дивеево? Ради чего? Чем так ценна эта земля? А ведь многие из этих людей смогли не просто сохранить свою веру, но и послужить на благо своей новой малой Родины.
Так ли уж ужасны «переселенцы»? Мне кажется, однозначного ответа тут просто нет.
Святая канавка: история
Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику — преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.
Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.
Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой «Умиление». Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:
- в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
- в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
- на погребение Матери Божией 16/30 августа;
- в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
- 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.
Канавка Богородицы
Канавка – одна из главных святынь Дивеевской обители. По преданию Преподобному Серафиму явилась Богородица и наказала обнести святую обитель канавой и валом.
«Тут стопочки Богородицы прошли. Во веки будет вам стена и защита, не сможет антихрист перейти ее» – гласит пророчество старца.
По завету канавка должны была быть выкопана силами монахинь, миряне помогали с насыпкой вала. Работы велись ежедневно и всесезонно и были закончены к празднованию Рождества Христова 1933 года.
Не во все годы Канавка почиталась как святыня. После смерти Серафима Саровского уход за ней был прекращен, но возобновлен при настоятельнице Марии в 1862 году. Особо пострадала святыня при советской власти: вал был срезан, значительная часть Канавки засыпана, а на ее месте были проложены коммуникации. Восстановление началось в 1997 году. В настоящее время Канавка полностью расчищена, тропа облагорожена тротуарной плиткой и кованым забором, установлены поклонные кресты из мрамора.
По поверью, тот, кто пройдет весь путь (777 м), прочитав за это время молитву Богородице 150 раз, избавится от душевных и телесных мук. Совершать ход лучше с 3 до 4 часов ночи. В это время избранным является сама Царица Небесная.
Чудодейственными свойствами обладают земля из травы из Канавки. Использовать их можно по разному:
- как питье, добавляя в святую воду;
- прикладывать к больным местам;
- закапывать возле дома в качестве оберега.
По свидетельствам очевидцев люди избавлялись от самых страшных недугов, даже от онкологических заболеваний в стадии метастазов.
Правила посещения в Дивеево канавки Пресвятой Богородицы
Среди православных, Канавка Пресвятой Богородицы почитается как одна из великих святынь христианского мира. Но в отличии от других святынь, Канавка имеет свои сугубые свойства, которые выделяют её из сонма других предметов поклонения. Намоленные иконы, мощи святых праведников и даже огромные храмы, можно перемещать, а Богородичная Канавка навсегда привязана к Дивеево, ибо связана с чудесным явлением.
Как описывал преподобный Серафим Саровский, ему явилась Пресвятая Богородица, и вместе с ним прошла по земле, обозначив место основания Мельничной Девичьей Общины. «Стопочки Пречистой Богоматери ступали по грешной земле в этом месте» — такими словами характеризовал этом место великий старец Серафим Саровский.
Разумные ограничения
Существуют такие понятия и правила, которые нигде не изложены, но как писал св. апостол Павел: «написаны на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:3). У любого человека, при трезвенном рассуждении, есть границы и рамки допустимого. Эти категории впитываются с молоком матери, и должны руководить людьми всю жизнь. На этих основаниях и зиждется правило посещения Богородичной Канавки.
Как напоминание для инославных и невоцерковлённых туристов, эти правила в виде рекомендаций изложены в памятках постояльцам гостиничных комплексов, например «Дивеевская слобода». Ничего сложного в этих рекомендациях нет, они очень похожи на требования, которые все соблюдают при посещении «Могилы Неизвестного Солдата» у Кремлёвской Стены, или заходя на Красную Площадь:
-
Не шуметь;
-
Не бегать;
-
Быть опрятно одетым в чистую одежду;
-
Не курить и быть трезвым и т.п.
В общем это обычные правила благопристойного поведения воспитанного человека. Но если в светских местах за порядком следят правоохранительные органы, и при многократном нарушении спокойствия могут применить законные меры, то на святых местах принципиально другой подход. В Послании Галатам апостола Павла (6:7) прямо сказано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает».
Как подготовиться к посещению святыни
Дивеево, это не просто географический объект, а место где в течении многих веков, миллионы православных людей возносили свои молитвы к Богу. Сама местность располагает паломников и туристов соблюдать благочестивые традиции и правила. Если не сопротивляться велению сердца, то человек органически вписывается в эти критерии, и пребывание в Дивеево проходит без недоразумений.
Однако перед тем как подойти к таким великим святыням как Канавка Пресвятой Богородицы, было бы очень хорошо, если человек в молитве обратиться к Господу. Пусть даже это будет молитва не из церковных книг, а сотворённая от сердца, своими словами. Главное, чтобы это была искренняя и чистая просьба.
Какую молитву читать на канавке
Святая Канавка Божией Матери — это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.
Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся»:
Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.
Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает
молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,
потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды
и, наконец Символ Веры единожды.
— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.
— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.
— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».